Как дела у «Транснефти»: были не очень, но могут быть еще хуже

Как дела у «Транснефти»: были не очень, но могут быть еще хуже

4
Аватар автора

Михаил Болдов

частный инвестор

Страница автора

«Транснефть» (MCX: TRNFP) управляет крупнейшей в мире магистральной нефтепроводной системой протяженностью свыше 50 тысяч километров и выступает монополистом в России по объемам транспортировки нефти и контролирует одного из крупнейших по объемам грузооборота портовых операторов — НМТП.

13 и 14 января 2021 года компания опубликовала предварительные итоги операционной и финансовой деятельности за 2020 год и рассказала о планах на 2021 год.

«Транснефть» транспортирует около 83% всей добываемой в России нефти. Поэтому на результаты и прогнозы компании стоит обратить внимание не только акционерам и потенциальным инвесторам, но и тем, кто интересуется нефтяной отраслью в целом.

Ситуация на рынке углеводородов

В первой половине 2020 года нефтяная отрасль оказалась в глубочайшем кризисе. Пандемия и действия властей привели к снижению деловой активности и резкому сокращению потребления нефти во всем мире, что вызвало обвал нефтяных котировок на крупнейших биржах.

Ситуация усугубилась тем, что в марте страны ОПЕК+ не сумели договориться о новом сокращении добычи нефти. А апофеозом кризиса стало падение котировок фьючерсных контрактов на поставку нефти американской марки WTI ниже нуля, чего не случалось до этого никогда в истории торгов. Отрицательные цены фактически означали, что продавцу придется доплачивать покупателям, лишь бы те забрали у него товар.

Стабилизировать ситуацию удалось только после того, как крупнейшие страны — производители нефти, включая Россию, все-таки сумели договориться о сокращении добычи нефти с 1 мая 2020 года. Соглашение действует до 1 мая 2022 года и предполагает постепенное ослабление ограничений добычи нефти по мере того, как баланс на нефтяном рынке будет восстанавливаться.

Предварительные операционные результаты

За 2020 год объем поставок нефти по системе магистральных нефтепроводов снизился на 9% год к году — до 442,3 млн тонн. Это худший результат последних лет. Исходя из текущих заявок, компания прогнозирует, что в 2021 году результаты будут хуже и объемы транспортировки снизятся до 439,1 млн тонн.

Часть нефти «Транснефть» поставляет на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) России, а часть идет на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье. В 2020 году на российские НПЗ поставили 233,6 млн тонн нефти — против 245,9 млн тонн в 2019 году. В этом году компания планирует увеличить объемы поставок до 242,2 млн тонн.

За 2020 год объем экспортных поставок нефти снизился на 13% год к году — до 208,4 млн тонн. Основная причина — падение мирового спроса, а также действия ограничительных мер в рамках договора ОПЕК+. Судя по прогнозу, компания ожидает дальнейшего снижения объемов экспорта в этом году на 6% год к году — до 196,6 млн тонн, что станет худшим результатом за последние годы.

Основной объем экспорта, или около 93%, по итогам 2020 года приходится на поставки в дальнее зарубежье. При этом компания поставляет не только нефть, произведенную в России, но и нефть, которая идет из Казахстана, Туркменистана и Азербайджана.

Совокупный объем экспортных поставок в дальнее зарубежье по итогам прошлого года снизился на 12% год к году — до 194,1 млн тонн, из них 175,6 млн тонн пришлось на экспорт российской нефти. В этом году объем поставок нефти в дальнее зарубежье планируется на уровне 175,5 млн тонн.

На страны ближнего зарубежья пришлось чуть меньше 7% от всего объема экспорта, и большая часть этой нефти идет на НПЗ Беларуси и Казахстана для дальнейшей переработки.

В 2020 году экспорт нефти в ближнее зарубежье обвалился до многолетнего минимума и составил лишь 14,3 млн тонн нефти — против 18,6 млн тонн в 2019 году. Основной причиной стало то, что в конце 2019 года России и Беларуси не удалось своевременно договориться о заключении нового контракта на поставки нефти.

С 1 января 2020 года Россия на какое-то время полностью прекратила поставки нефти на НПЗ соседнего государства, и нефтеперерабатывающие мощности Беларуси вынуждены были снизить загрузку до технологического минимума. Договор в итоге заключили, но объемы поставок нефти на белорусские НПЗ в 2020 году рухнули на 24% год к году — до 13,3 млн тонн.

А в 2021 году поставки нефти в ближнее зарубежье должны резко вырасти на фоне низкой базы 2020 года. Только на белорусские НПЗ планируется поставить 20 млн тонн нефти, а общие поставки должны вырасти до 21 млн тонн.

Вопреки общему тренду, экспорт нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» за 2020 год вырос на 7% год к году — до 45,4 млн тонн. Основной объем поставок осуществляется в страны Европы: Германию, Польшу, Словакию, Венгрию, Чехию.

Рост экспорта можно объяснить низкой базой 2019 года, когда из-за загрязнения нефти в трубопроводе «Дружба» России пришлось временно остановить транспортировку.

Не весь экспорт идет по нефтепроводной системе, часть объемов компания поставляет через морские порты Новороссийска, Приморска, Усть-Луги и Козьмина. За 2020 год через морские порты экспортировали 108,7 млн тонн нефти. В 2019 году — 38 млн тонн.

По прогнозам менеджмента, объем поставок через морские порты в 2021 году также снизится до 96,6 млн тонн.

Еще один крупный потребитель российской нефти — Китай. Как и годом ранее, в 2020 году в Поднебесную экспортировали 40 млн тонн нефти. Отмечу, что компания зарабатывает не только на транспортировке нефти в Китай, но и на ее перепродаже в рамках договора с Китайской национальной объединенной нефтяной корпорацией сроком на 20 лет. Соглашение предусматривает продажу сырой нефти в КНР в объеме 6 млн тонн ежегодно. Нужные объемы «Транснефть» приобретает у другой государственной компании «Роснефть».

На 2021 год компания планирует сохранить стабильные объемы поставок нефти в Китай на уровне 40 млн тонн.

Кроме сырой нефти «Транснефть» занимается транспортировкой нефтепродуктов, включая дизельное топливо, автомобильный бензин и авиационный керосин. За весь 2020 год по системе магистральных нефтепродуктопроводов, как и годом ранее, поставили 37,8 млн тонн нефтепродуктов, из которых 34,2 млн тонн пришлось на дизельное топливо.

Несмотря на планы увеличить объемы поставок нефти на российские НПЗ, менеджмент прогнозирует сокращение объемов транспортировки нефтепродуктов на 4% — до 36,3 млн тонн.

Что с выручкой

По предварительным данным, выручка «Транснефти» за 2020 год сократится на 11% год к году: с 1063,8 до 950,8 млрд рублей. Это связано с сокращением объемов экспорта нефти на фоне кризиса и сделки ОПЕК+. Менеджмент компании прогнозирует, что по итогам 2021 года выручка продемонстрирует восстановительный рост на 4% год к году — до 988,6 млрд рублей.

Ожидаемый рост связан с тем, что в 2021 году тарифы на транспортировку нефти должны вырасти на 3,6%. Кроме того, восстановление баланса и цен на нефтяном рынке может способствовать постепенному смягчению ограничений по объемам добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+.

Как и прежде, основную долю выручки компании приносит предоставление услуг транспортировки нефти. В 2020 году данное направление принесло компании 658,6 млрд рублей, или 69,3% всей выручки.

Что в итоге

Практически все компании, работающие в нефтяной отрасли, ощутили на себе последствия кризиса в 2020 году. «Транснефть», как монополист на российском рынке транспортировки нефти, оказалась в числе наиболее пострадавших. Как и ожидалось, основные операционные показатели компании в 2020 году снизились.

Пока компания дает довольно пессимистичные прогнозы на текущий год и ожидает снижения объемов транспортировки нефти и нефтепродуктов, несмотря на вероятное ослабление ограничений добычи нефти странами ОПЕК+. Дело в том, что в 2020 году договор начал действовать только с мая, а теперь будет давить на операционные показатели бизнеса в течение всего года.

Вероятно, операционные и финансовые показатели компании в ближайшие несколько лет будут находиться под давлением, пока страны ОПЕК+ не снимут ограничения на фоне восстановления баланса на нефтяном рынке.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество