Китай и Индия не пускают российскую нефть в свои порты: первые последствия новых санкций США
Мировые агентства сообщают об остановке в море десятков судов с российской нефтью: их отказываются принимать в портах из-за санкций, которые США наложили на сырьевой экспорт РФ.
10 января правительство США обнародовало новый пакет санкций, который назвали самым масштабным ударом по российскому энергетическому сектору. Под ограничения подпали нефтегазовые и сервисные компании, трейдеры, перевозчики и страховщики, а также нефтяные танкеры — как российские, так и те, что ходят под флагами других государств.
Это уже усложнило нефтяной экспорт РФ: крупные портовые операторы отказываются принимать подсанкционные корабли. Аналитики считают, что санкции не остановят торговлю, но увеличат издержки компаний и скажутся на их доходах, а доля России на мировом рынке может сократиться.
Расскажу о возможных последствиях новых ограничений и о том, почему они могут оказаться даже более болезненными, чем потолок цен на нефть, введенный два года назад.
Как санкции бьют по морским перевозкам нефти
Сообщения о первых последствиях санкций появились менее чем через три дня после их оглашения. 13 января агентство Reuters отметило, что 65 танкеров, которые везли российскую нефть, остановились, не дойдя до мест назначения, в водах РФ, КНР и Сингапура.
По информации Bloomberg, значительные объемы неразгруженной нефти скапливаются у побережья Китая, где встали на якорь пять танкеров, груженных 4 млн баррелей нефти. Принимать российское топливо отказались ключевые китайские порты, сосредоточенные в провинции Шаньдун на востоке страны. Здесь работают независимые нефтеперерабатывающие заводы, которые импортируют нефть из стран, находящихся под эмбарго США: России, Ирана и Венесуэлы. Они потребляют и перерабатывают шестую часть всего нефтяного импорта Китая.
Более 70% нефтяных грузов в Шаньдун обрабатывают в портах, которыми управляет оператор Shandong Port Group. Неделей ранее он запретил принимать корабли, подпавшие под санкции США.
13 января стало известно, что Индия также прекращает торговлю с подсанкционными российскими компаниями и не будет принимать нефтяные танкеры из американского черного списка. Зайти в порты позволят лишь судам с действующими контрактами, заключенными до 10 января, при условии, что они успеют разгрузиться до 12 марта — срока, до которого Минфин США предписал свернуть все сделки.
Всего под новые ограничения США подпали 183 судна, большая часть которых причисляется к «теневому флоту». На Западе так называют танкеры, перевозящие нефть в обход санкций и потолка цен . Как правило, это старые суда, которые часто зарегистрированы на компании-пустышки из офшоров с неизвестными владельцами. Они ходят под разными флагами, иногда — с выключенной системой идентификации кораблей, что затрудняет их отслеживание.
Точное количество таких танкеров неизвестно, оценки сильно разнятся. В Lloyd’s List Intelligence подсчитали, что активный теневой флот, перевозящий иранскую, российскую и венесуэльскую нефть, насчитывает около 670 танкеров, из которых 250—300 задействованы в перевозке российской нефти. Аналитики «БКС-экспресса» оценивают теневой флот в 800 кораблей. В S&P Global насчитали около 890 судов, две трети из которых контролирует Россия.
Так или иначе, значительная часть этого флота теперь находится под санкциями, что делает его использование менее эффективным. Многие порты не рискуют принимать танкеры из черного списка: такое сотрудничество может привести к наложению вторичных санкций уже на самого портового оператора, что закроет для него доступ к мировой долларовой системе. К тому же у многих из них есть западные акционеры из ЕС и Америки, которым прямо запрещено работать с подсанкционными лицами и компаниями.
А еще под ограничения США подпали больше 50 танкеров «Совкомфлота», которые к теневому флоту не причисляются.
В общей сложности все американские санкции против РФ, Венесуэлы, Ирана и других стран привели к тому, что уже 10% мирового нефтетанкерного флота находится под ограничениями, пишет Reuters со ссылкой на аналитиков рынка. Очередное ужесточение санкций привело к дефициту судов и резкому росту цен на перевозки.
Как санкции повлияют на экспорт российской нефти
Россия — один из крупнейших мировых поставщиков энергетического сырья. Она обеспечивает около 5% мирового спроса на нефть — ежедневный объем экспорта превышает 5 млн баррелей.
При этом 1,5 млн баррелей в сутки в 2024 году перевозили суда, подпавшие под новые санкции США. По данным Kpler , 143 танкера из санкционного списка перевезли в 2024 году 530 млн баррелей российской нефти, или около 42% всего морского экспорта РФ.
Это критично не только для сырьевых компаний, но и для всей страны: доходы от экспорта нефти были и остаются важнейшим источником пополнения федерального бюджета. Эксперты уверяют, что санкции не остановят торговлю российским сырьем. При этом страна может потерять часть своей доли на мировом рынке.
Основные потребители российской нефти уже ищут ей замену. Китайские госкомпании и крупные частные НПЗ , такие как Cnooc, Yulong Petrochemical и Jiangsu Eastern Shenghong, начали готовиться к возможным перебоям поставок топлива из РФ. Как пишет Bloomberg, они срочно закупают топливо на Ближнем Востоке, в Африке и Америке, что уже привело к росту цен на сорта, которые добывают в этих регионах.
Российская нефть, напротив, может подешеветь — из-за необходимости предоставлять покупателям скидки. Кроме того, подсанкционным поставщикам — «Сургутнефтегазу» и «Газпром-нефти» — придется выстраивать более сложные логистические цепочки, чтобы скрыть происхождение нефти. Это уменьшит доходы компаний за счет издержек на комиссии посредникам. Перевалка нефти в море с подсанкционных танкеров на «чистые» суда также повлечет удорожание логистики. Причем это коснется и тех нефтяников, которые не подпали под санкции, но пользуются услугами «теневого флота».
Аналитик «Финама» Сергей Кауфман считает, что более чувствительным к санкциям окажется бизнес «Сургутнефтегаза», поскольку у него больше доля экспорта, чем у «Газпром-нефти». Игорь Юшков из Финансового университета при правительстве отмечает, что грузы подсанкционных компаний перейдут в собственность трейдеров, которые не находятся под санкциями, а танкерам придется переоформлять страховку. Это необязательно повлечет большие расходы, но санкционные риски позволят Индии и Китаю требовать скидки при продаже нефти из РФ, отмечает эксперт.
На момент объявления санкций баррель российской нефти Urals был дешевле эталонной марки Brent на 8 $, но в будущем дисконт может вырасти до 20 $, считают аналитики.
Вместе с тем выпадающие доходы российским экспортерам частично будет компенсировать рост мировых цен на нефть. Ограничения со стороны США влекут за собой искусственное сокращение предложения на рынке — в условиях стабильного или растущего спроса это должно привести к росту цен на нефть.
Так, 15 января котировки Brent превысили 82 $ за баррель — впервые с августа 2024 года.
Как санкции повлияют на нефтяную отрасль РФ
Кроме непосредственно нефтегазовых компаний — «Газпром-нефти» и «Сургутнефтегаза», — под санкции подпали и многие контрагенты российских нефтяников. Это трейдеры, страховщики, перевозчики, участвующие в экспорте сырья, причем не только из РФ. Так, в список вошли нефтетрейдинговые компании из Гонконга и ОАЭ, наказанные за то, что торговали российской нефтью. А еще под санкциями оказались страховые компании «Ингосстрах» и «Альфастрахование», которые только в 2024 году получили аккредитацию для работы в Индии.
Также в пакет вошли больше 30 нефтесервисных компаний. В их числе есть значимые игроки, работающие над важными проектами, такие как «РН-ванкор» — оператор флагманского проекта «Роснефти» «Восток-ойл» или «Русгазальянс» — оператор разработки Парусового, Северо-Парусового и Семаковского месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе.
Еще более болезненным выглядит запрет американским нефтесервисным компаниям работать в России. В первую очередь это коснется деятельности важнейшего игрока на этом рынке — американской компании Schlumberger.
Почему уход Schlumberger — большая проблема для РФ. Нефтесервисный гигант Schlumberger был одной из немногих компаний из США, которые не перестали работать в России после февраля 2022 года. Например, ее конкуренты Baker Hughes и Halliburton продали свои российские бизнесы местному менеджменту. Schlumberger же не просто продолжила работу, но и расширила свою деятельность в РФ. С декабря 2023 по август 2024 компания разместила около тысячи новых объявлений о вакансиях — от обычных водителей до химиков и геологов.
Такая активность не могла не вызывать критику компании в США. Так, в октябре 2024 года группа из 50 членов конгресса — как республиканцев, так и демократов — написала в администрацию президента прошение ввести жесткие санкции против работающих в РФ американских нефтесервисных предприятий, отдельно отметив Schlumberger и обвинив ее в косвенном участии в финансировании российского военно-промышленного комплекса.
Теперь работа Schlumberger в России становится незаконной. Неизвестно, продаст ли она российский бизнес или просто свернет его, но в любом случае это не обойдется без последствий для российской нефтедобывающей индустрии: компания известна как один из наиболее компетентных поставщиков услуг своего профиля.
Санкции усложнят российским сырьевикам доступ к критически важным западным технологиям, которые используются на добывающих предприятиях. Сложные технологии особенно востребованны при добыче трудноизвлекаемых запасов нефти, которые уже сейчас составляют 30% от всей добычи нефти в стране, а к 2050 году их доля должна возрасти до 70% с учетом истощения старых месторождений.
Что в итоге
Новые санкции создают дополнительные препятствия для экспорта и добычи российской нефти. Даже при удачном раскладе, если экспортеры смогут быстро перестроить логистику и возобновить прерванные поставки, введенные ограничения неизбежно приведут к росту издержек и снижению маржинальности бизнеса.
Возможное сокращение экспортной выручки чревато падением нефтегазовых доходов российского бюджета и снижением курса рубля, что может привести к росту инфляции и вынудит правительство искать новые способы наполнить бюджет.
Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique