Michael Kors — бренд одежды, популярные товары у него — сумки и часы. 25 сентября компания купила итальянский бренд одежды Versace за 2,12 млрд долларов. Michael Kors провел пресс-конференцию и опубликовал презентацию для инвесторов. Компания хочет увеличить собственную выручку на 70% — до 8 млрд долларов.

Зачем купили Versace

Выручка Michael Kors перестала быстро расти. Быстро — это от 20% за год. Можно расти органически: улучшать собственный продукт и находить новые рынки сбыта. Второй вариант — купить готовый бизнес и интегрировать его. В ноябре 2017 года Michael Kors приобрел обувной бренд Jimmy Choo за 1,35 млрд долларов. К концу 2018 года присоединит Versace. Судя по росту выручки и действиям менеджмента, продукт самого бренда Michael Kors достиг пика.

Покупать готовый бизнес — это не хорошо и не плохо. Это способ расшириться на рынке и получить больше прибыли. Плохо — это когда покупают бизнес и он приносит убытки.

Выручка Michael Kors в миллионах долларов. Цветом — рост к показателю год назад

Выручка Michael Kors в миллионах долларов. В скобках — рост к показателю год назад

ПериодЯнварь — мартАпрель — июньИюль — сентябрьОктябрь — декабрь
2013597 +57%641 +54%740 +39%1012 +59%
2014917 +54%919 +43%1057 +43%1315 +30%
20151081 +18%986 +7%1130 +7%1397 +6%
20161199 +11%988 0%1088 −4%1353 −3%
20171065 −11%952 +4%1147 +5%1440 +6%
20181180 +11%1203 +26%
2013
Январь — март
597 (+57%)
Апрель — июнь
641 (+54%)
Июль — сентябрь
740 (+39%)
Октябрь — декабрь
1012 (+59%)
2014
Январь — март
917 (+54%)
Апрель — июнь
919 (+43%)
Июль — сентябрь
1057 (+43%)
Октябрь — декабрь
1315 (+30%)
2015
Январь — март
1081 (+18%)
Апрель — июнь
986 (+7%)
Июль — сентябрь
1130 (+7%)
Октябрь — декабрь
1397 (+6%)
2016
Январь — март
1199 (+11%)
Апрель — июнь
988 (0%)
Июль — сентябрь
1088 (−4%)
Октябрь — декабрь
1353 (−3%)
2017
Январь — март
1065 (−11%)
Апрель — июнь
952 (+4%)
Июль — сентябрь
1147 (+5%)
Октябрь — декабрь
1440 (+6%)
2018
Январь — март
1180 (+11%)
Апрель — июнь
1203 (+26%)

Условия сделки

Michael Kors купил Versace за 2,12 млрд долларов за счет собственных и заемных денег. Сколько точно своих и сколько заемных — не сказали. Придется додумывать — сейчас кажется, что сделка крупная.

У Michael Kors на 30 июня было 169 млн долларов собственных денег. Компания не может отправить все деньги на сделку: не из чего будет расширять текущий бизнес. Предположу, что 20 млн заплатили из собственных средств. Тогда пришлось занять 2,1 млрд. Нужно посчитать, не залезет ли компания в крупные долги.

На 30 июня у компании было 267 млн долларов краткосрочных кредитов. Долгосрочных — еще на 544 млн. Итого 811 млн долларов долга. Вместе с кредитом 2,1 млрд на покупку Versace — 2,91 млрд долларов долга. Сейчас это абстрактное число — его бы с чем-то сравнить.

Инвесторы считают мультипликатор долг / EBITDA, чтобы оценить, насколько закредитована компания. Показатель отражает, сколько лет компании нужно, чтобы погасить за счет прибыли все долги. Чем меньше — тем лучше.

EBITDA — идеальная прибыль компании. В ней не учитываются проценты по кредитам, налоги и амортизация. Показатель используют вместо чистой прибыли, чтобы сравнить компании из разных стран. Формула EBITDA: операционная прибыль + амортизация.

Хорошее значение долг / EBITDA — меньше 3. Это значит, что компания погасит все долги за три года. Если значение больше 3, у компании будет оставаться мало прибыли на развитие — могут обойти конкуренты. Если значение больше 5, компания может обанкротиться. У Michael Kors мультипликатор вырос с 0,8 до 2,8. Терпимо, но теперь нужно понять, что MK получил взамен.

Michael Kors — мультипликатор долг / EBITDA

Michael Kors — мультипликатор долг / EBITDA

ПоказательДо покупки Versace, млрд $После покупки, млрд $
Долг0,812,91
EBITDA1,031,03
Долг / EBITDA0,82,8
Долг
До покупки Versace
0,81 млрд $
После покупки
2,91 млрд $
EBITDA
До покупки Versace
1,03 млрд $
После покупки
1,03 млрд $
Долг / EBITDA
До покупки Versace
0,8 млрд $
После покупки
2,8 млрд $

Руководство Michael Kors опубликовало в презентации свой прогноз выручки до конца года. Теперь компания состоит из трех отдельных брендов: Versace, Jimmy Choo и Michael Kors.

Из прогноза видно: у бренда Michael Kors проблемы с продажами в европейском и азиатском регионах. Покупка Versace и Jimmy Choo — способ расширить рынок сбыта в этих регионах.

Прогнозируемая выручка Michael Kors за 2018 год по сегментам и регионам в миллионах долларов. Процентами — доля выручки в регионе

Прогнозируемая выручка Michael Kors за 2018 год по сегментам и регионам в миллионах долларов. Процентами — доля выручки в регионе

РегионVersaceJimmy ChooMichael KorsВместе
Америка153 18%146 25%2565 69%2864 48%
Европа306 36%263 45%1080 18%1649 28%
Азия391 46%176 30%855 13%1422 24%
Итого85058545005935
Америка
Versace
153 (18%)
Jimmy Choo
146 (25%)
Michael Kors
2565 (69%)
Вместе
2864 (48%)
Европа
Versace
306 (36%)
Jimmy Choo
263 (45%)
Michael Kors
1080 (18%)
Вместе
1649 (28%)
Азия
Versace
391 (46%)
Jimmy Choo
176 (30%)
Michael Kors
855 (13%)
Вместе
1422 (24%)
Итого
Versace
850
Jimmy Choo
585
Michael Kors
4500
Вместе
5935

Планы

По прогнозам руководства, Versace выручит 850 млн долларов за 2018 год. В 2022 году планируют выручить 1,2 млрд долларов. В планах выручать 2 млрд в год. Среднегодовой темп роста выручки Versace с 2010 по 2018 год был 12%. Если темп роста останется прежним, 2 млрд долларов выручат в 2028 году.

Руководство также сказало: повысим у Versace рентабельность EBITDA до среднего значения среди конкурентов. Рентабельность показывает, сколько денег осталось от выручки. Формула: EBITDA / выручку. Чем больше — тем лучше.

Versace не публичная компания — все финансовые данные не раскрывает. Но в презентации было сказано: компанию купили за 2,5 выручки или 22 × EBITDA. Сумма покупки — 2,12 млрд долларов. Тогда выручка за 2018 год — 848 млн, EBITDA — 96 млн долларов. Получается рентабельность 11%.

В таблице я привел рентабельность конкурентов — данные по выручке и EBITDA за последние 12 месяцев. Versace сильно проигрывает. Рентабельность повышают за счет продажи товара с большой наценкой и сокращением расходов. Как будут повышать рентабельность Versace — не сказали.

Рентабельность по EBITDA Michael Kors, Versace и конкурентов

Рентабельность по EBITDA Michael Kors, Versace и конкурентов

КомпанияВыручка, млн $EBITDA, млн $Рентабельность
Michael Kors4 9691 03221%
Versace8509611%
Burberry Group2 73346720%
Christian Dior44 67211 55417%
Hermes5 6892 02817%
LVMH44 7729 14636%
Prada3 10560820%
Ferragamo1 34922926%
Выручка, млн $
Michael Kors
4 969
Versace
850
Burberry Group
2 733
Christian Dior
44 672
Hermes
5 689
LVMH
44 772
Prada
3 105
Ferragamo
1 349
EBITDA, млн $
Michael Kors
1 032
Versace
96
Burberry Group
467
Christian Dior
11 554
Hermes
2 028
LVMH
9 146
Prada
608
Ferragamo
229
Рентабельность
Michael Kors
21%
Versace
11%
Burberry Group
20%
Christian Dior
17%
Hermes
17%
LVMH
36%
Prada
20%
Ferragamo
26%

Что дальше

Сейчас кажется, что покупка Versace не идеальная. Рентабельность ниже конкурентов. Долг после покупки резко увеличится, при этом неизвестно, входят ли в сумму покупки долги Versace. С другой стороны, не так много брендов можно купить. LVMH принадлежат Givenchy, Kenzo, Fendi и 42% акций Christian Dior. Kering владеет Balenciaga, Saint Laurent и Gucci. На рынке не так много возможностей, а Michael Kors планирует расширяться на Европу и Азию. Сделка интересная, но лучше подождать конца 2019 года: выйдет финансовая отчетность, там и посмотрим эффект от присоединения.

Возможно, вам показалось, что инвестиции — это трудно: формулы, презентации, ебитда. На самом деле все просто: у компании есть бизнес, она привлекает деньги инвесторов тем, что продает акции. Если у компании хороший бизнес, акции долгосрочно растут. Мы написали статьи, чтобы вы научились отличать акции хорошего бизнеса от плохого. А чтобы смелее начать инвестировать, загляните в наш калькулятор пенсии.