Яндекс в 2017: рост выручки и прибыли

Яндекс в 2017: рост выручки и прибыли

Обсудить

15 февраля Яндекс опубликовал пресс-релиз с результатами 2017 года. Компания показала рост выручки и прибыли, объединилась с «Убером» и продала Сбербанку часть акций «Яндекс-маркета».

Я расскажу, как это отразилось на компании и на что обратить внимание. Берем с официального сайта Яндекса отчет за 2017 год и презентацию.

Аватар автора

Сергей Шаболкин

частный инвестор

Страница автора

Выручка от рекламы выросла на 20%

Яндекс заработал на рекламе 87,4 млрд рублей в 2017 году, годом ранее — 72,6 млрд. В 4 квартале компания увеличила годовое количество платных кликов (Clicks) на сайтах Яндекса и ее рекламной сети на 10%, а среднюю цену за клик (CPC) — на 9%.

Страница 3 презентации Яндекса по итогам 2017 года
Страница 3 презентации Яндекса по итогам 2017 года

Показатели рекламы важны для Яндекса: 90% его выручки приходятся на рекламу; чем больше платных кликов и средняя цена на них, тем больше зарабатывает Яндекс. Оба показателя стагнируют семь кварталов подряд — руководство решает проблему вводом новых форматов рекламы.

Помните, что рекламодателям это может быть не так выгодно: если цена клика растет, то растет и стоимость привлечения клиентов. Слишком высокая стоимость клика — и размещать рекламу у Яндекса может быть невыгодно.

Яндекс увеличил долю на российском поисковом рынке в 4 квартале 2017 года в среднем на 56,5%. Доля поисковых запросов на базе Андроида достигла 45% в России. Больше доля поисковых запросов — больше показов рекламы — больше выручка у Яндекса. Поэтому следите за операционными показателями в пресс-релизах компании.

Убыток от «Яндекс-такси» увеличился в 4 раза

Яндекс считает по каждому сегменту показатель EBITDA — прибыль до выплаты процентов, налогов и амортизации. EBITDA показывает, сколько компания зарабатывает в идеальных условиях. В 2017 году убыток от «Яндекс-такси» составил 7,9 млрд рублей, в 2016 — 2 млрд.

Пресс-релиз Яндекса по итогам 2017 года
Пресс-релиз Яндекса по итогам 2017 года

Яндекс успокоил инвесторов: компания потратилась на маркетинг, чтобы работать в новых городах, и на объединение с «Убером» в странах СНГ. Яндекс хочет забрать большую часть рынка перевозок. Количество поездок растет каждый квартал, а выручка по сегменту выросла на 111%.

Яндекс завершил сделку с «Убером» в феврале, поэтому смотрите на показатель EBITDA по сегменту такси — результаты совместного бизнеса можно будет увидеть только в квартальных отчетах 2018 года. Сейчас Яндекс понес только расходы.

Расходы на зарплаты сотрудникам выросли на 51%

Кроме объединения с «Убером» Яндекс купил сервис доставки еды «Фудфокс». Сотрудники обеих компаний стали сотрудниками Яндекса. Поэтому расходы на зарплаты выросли и теперь рост выручки на 23% не такое классное событие.

Когда операционные расходы растут, нужно считать операционную маржу — показатель доходности компании от основной деятельности. Может, чтобы увеличить выручку, компания понесла больше расходов. Формула: операционная прибыль / выручка. Больше — лучше.

Операционная маржа Яндекса

Показатель20162017
Операционная прибыль12 847 млн ₽13 036 млн ₽
Выручка75 925 млн ₽94 054 млн ₽
Операционная маржа16,9%13,8%

Операционная маржа Яндекса

Операционная прибыль
201612 847 млн ₽
201713 036 млн ₽
Выручка
201675 925 млн ₽
201794 054 млн ₽
Операционная маржа
201616,9%
201713,8%

Опасения подтвердились: расходы растут быстрее выручки. Руководство Яндекса сказало, что расходы на персонал в 2018 году не будут так расти: объединение персонала «Убера» и «Фудфокс» состоялось. Руководство сказало, а вы проверьте и посчитайте операционную маржу.

Чистая прибыль выросла на 29%

В 2017 году Яндекс получил прибыль 8,7 млрд рублей, годом ранее — 6,7 млрд. Руководство Яндекса говорит, что в прошлом году было много убытков: нужно было заплатить партнерам.

Сейчас непонятно, насколько эффективно Яндекс закончил год. Выручка и прибыль выросли вместе с расходами. Проверим результаты Яндекса с помощью чистой маржи — мультипликатор показывает, сколько денег остается у компании после вычета всех расходов. Формула: чистая прибыль / выручка. Собираем данные.

Пресс-релиз Яндекса по итогам 2017 года
Пресс-релиз Яндекса по итогам 2017 года

Переносим данные в таблицу.

Чистая маржа Яндекса

Показатель20162017
Чистая прибыль6798 млн ₽8776 млн ₽
Выручка75 925 млн ₽94 054 млн ₽
Чистая маржа8,9%9,3%

Чистая маржа Яндекса

Чистая прибыль
20166798 млн ₽
20178776 млн ₽
Выручка
201675 925 млн ₽
201794 054 млн ₽
Чистая маржа
20168,9%
20179,3%

Теперь видно, что у Яндекса осталось больше денег, чем в прошлом году. Но радоваться рано: на 2018 год запланированы новые маркетинговые расходы и покупки дата-центров, поэтому проверьте показатель чистой маржи в 2018 году.

Потеряли из-за украинских санкций 393 млн рублей

В мае 2017 года правительство Украины ввело санкции на сервисы Яндекса. Из-за санкций Яндекс не смог расплатиться с украинскими партнерами рекламной сети: счета заблокировали. Также Яндексу пришлось закрыть украинские офисы. Сейчас Яндекс оценивает убытки в 393 млн рублей.

Сколько Яндекс недополучил от рекламы украинским пользователям — неизвестно. По статистике Яндекса на апрель 2017 года, украинской версией сайта пользовалось 10,5 млн человек — потенциальная аудитория для рекламодателей и дополнительная выручка для Яндекса. Если блокировку отменят, то Яндексу будет хорошо.

Что делать с акциями Яндекса

Яндекс по мультипликаторам дороже Фейсбука, но компания показывает хорошие результаты: прибыль растет быстрее выручки, пытаются привлечь рекламодателей новыми форматами и выходят на новые рынки. Выбор за вами.

А может, ну его, этот ИТ — в российской промышленности ничуть не хуже: