Ну и что? 34 897

Участникам реновации предложили гарантии. Теперь официально

17 мая Московская городская дума приняла закон о дополнительных гарантиях для собственников и нанимателей, которые захотят участвовать в реновации.

Пока он вступил в силу только в части голосования. Остальные пункты начнут действовать одновременно с федеральным законом, который рассмотрят во втором чтении в июле. Когда и в каком виде его примут — неизвестно.

Сейчас идет голосование по поводу реновации, но до сих пор не было никаких нормативных документов. Люди не понимали, за что голосовать и какие есть гарантии. Теперь могут почитать закон, разобраться и принять решение.

Читайте: закон Мосгордумы о реновации

Этот закон — не единственный и не последний нормативный акт по поводу реновации. Но пока это единственный документ, который хоть что-то объясняет.

На каком основании вообще проводят эту реновацию? Для этого есть правовые нормы?

Для реновации в законодательстве уже хватает правовых норм, но, чтобы зафиксировать гарантии для жителей, надо принять еще несколько законов.

Официально реновацию проводят, чтобы в Москве было меньше аварийных домов. Для этого нужно снести старые дома и построить новые. А жителям старых домов дать квартиры и при этом не нарушить ничьи права.

Программу обещают проводить в соответствии с конституцией, кодексами, региональными нормативными актами и международным правом.

Сносить дома будут только при согласии жителей. Свое мнение по поводу реновации можно выразить на голосовании или зафиксировать в протоколе общего собрания до 15 июня 2017 года. Кто не проголосует, тот как будто согласен.

Пока не заключен первый договор на новую квартиру, можно исключить свой дом из программы. Даже если раньше жители согласились, потом можно передумать и всё отменить.

Какие квартиры будут давать вместо старых?

По закону обещают предоставить в собственность равнозначные квартиры.

Важный нюанс: было много споров по поводу терминологии, но в окончательной редакции закона указано, что квартиры будут именно равнозначными, а не равноценными. Это значит, в новом жилье будет столько же комнат, жилая площадь будет не меньше, а общая — даже больше.

Квартиры должны быть с улучшенной отделкой. Что это такое, пока неясно — по этому поводу примут отдельный закон. Уровень комфорта должен соответствовать стандартам, которые прописаны в уже действующих нормах.

В пояснительной записке к закону указано, что равнозначные новые квартиры будут примерно на 35% дороже старых. Откуда взялись эти расчеты, неизвестно: внятных требований к качеству отделки пока нет.

Куда переселят жителей из сносимых домов?

По принятому закону квартиры обещают давать в том же районе и по возможности даже в том же квартале, где был старый дом. Сносить и строить дома будут постепенно, поэтому технически должно получиться.

Если обещания выполнят, людям после переезда не придется менять привычный маршрут до работы, а дети будут ходить в ту же школу.

Жителям Зеленоградского, Троицкого и Новомосковского округов могут дать квартиры в соседних районах, но в том же округе.

А если квартира не приватизирована?

Если в старом доме квартиру занимали по договору социального найма, равнозначное жилье бесплатно дадут в собственность. Кто не захочет в собственность, опять оформит договор социального найма.

Я не хочу равнозначную квартиру. Можно получить деньги?

Да, в законе прописали условие о равноценном возмещении. Если собственники не хотят получать квартиру по программе реновации, а выберут другой район или вообще мечтают разъехаться, то им еще до сноса выплатят рыночную стоимость квартиры на основании оценки.

Наша семья стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Что нам предложат?

По закону вам обязаны сразу улучшить жилищные условия, даже если очередь подошла бы нескоро. Если вы жили в коммуналке с двумя разнополыми детьми и дядей с хроническим заболеванием, то получите квартиру большей площади с несколькими комнатами. И если положено — отдельно от дяди.

Если вы по какой-то причине не захотите разъезжаться или ждете ребенка и потом рассчитываете получить квартиру еще больше, можно отказаться от улучшения жилищных условий при реновации, переехать в равнозначную квартиру и остаться в очереди.

Мы пенсионеры, и у нас нет денег на переезд. Это тяжело и дорого. Что нам делать?

Ветеранам, пенсионерам, одиноким людям и малоимущим семьям город обещает помочь с переездом. По этому поводу примут отдельный закон.

А что делать собственникам нежилых помещений?

За нежилые помещения обещают выплатить равноценное возмещение деньгами или выделят такое же по стоимости нежилое помещение. Оценивать помещения обещают по рынку.

Мы платим за капремонт, а дом снесут. Значит, ремонта не будет — зачем платить?

Если дом официально войдет в программу реновации, платить за капремонт не придется.

А что с благоустройством? Я не хочу жить в доме без парковки, детской площадки и тротуаров.

В законе есть требования к благоустройству районов. Кроме новых домов появятся дороги, улицы, парковки, тротуар, остановки, пандусы для инвалидов. В обновленных районах должны оборудовать детские площадки, кафе, скверы и спортивные сооружения. Так как жителей станет больше, построят детские сады и поликлиники.

Новой инфраструктурой будут пользоваться не только жители, которые согласились на реновацию, но и другие горожане.

Нас переселят в панельные коробки с дешевым ремонтом? Зачем менять шило на мыло, только многоэтажное?

По программе реновации обещают построить монолитные дома по современным стандартам и технологиям. Говорят, что они будут энергоэффективными, с остекленными лоджиями и корзинами для кондиционеров. При желании жильцы смогут изменить планировку. Есть требования к фасадам, входным группам и приспособлениям для инвалидов.

Конкретных параметров в законе нет. Такие параметры будут в градостроительных нормах, снипах и строительных стандартах. Сейчас другие требования к санузлам, балконам, подъездам и лифтам. Как минимум они будут новые.

Есть надежда, что новые дома и квартиры будут лучше старых. Пока это только надежда — как всё будет на самом деле, узнаем, если москвичи проголосуют за и реновация состоится.

Когда начнется реновация? И на чьи деньги этот пир?

Пока неизвестно, начнется ли она вообще. Сейчас идет голосование. Результаты объявят в конце лета, тогда и будет известно, что решили жители. Если большинство жителей всех домов будут против, ничего не снесут.

Но даже когда закон примут, нужно еще разработать план застройки, выбрать проекты, договориться с застройщиками, согласовать документы, выдать разрешения и решить много организационных и технических вопросов.

На реновацию уйдут годы. Первая волна сноса пятиэтажек началась в 1999 году и еще не закончилась.

Реновацию Москва оплатит из своего бюджета. Выделять деньги из федерального бюджета не будут. По крайней мере, так написано в финансово-экономическом обосновании принятого закона.

Не нужна нам эта реновация! Я против и буду бороться. Что мне сделать, чтобы всё отменить?

Реновация касается только жителей домов, которые попали в предварительный список. Эти жители могут проголосовать против реновации через «Активный гражданин» или центр госуслуг. Собственники могут зафиксировать протест в протоколе общего собрания, и тогда их дом не попадет в программу.

Если против сноса — голосуйте

Все говорили, что реновация — это катастрофа. А читаешь закон — и вроде не так страшно. В чем подвох?

Реновация — это сложный, дорогой и долгий проект. У таких проектов всегда есть сторонники и противники — это нормально.

Основные аргументы за: новые дома, улучшение инфраструктуры и городской среды.

Основные аргументы против: дома окажутся некачественными, инфраструктура — непродуманной, дороги — перегруженными, не построят школы и сады, а людей вообще могут переселить непонятно куда.

Теперь есть закон, в котором прописаны гарантии для жителей. Будет плохо, если эти обещания так и останутся на бумаге. Но когда закон есть, его как минимум можно заставить соблюдать.

Ну и что? 2 308

Минстрой объяснил нюансы по общим собраниям собственников

В жилищном кодексе описаны правила, как проводить общее собрание собственников. Но есть нюансы, о которых в законе ничего нет. Из-за этого управляющие компании путаются, а собственники теряют право голоса.

Минстрой опубликовал письмо, в котором объяснил непонятное: как оформлять документы и правильно себя вести, чтобы полноценно участвовать в управлении домом.

У одного собственника несколько помещений. Он может голосовать по-разному в рамках одного вопроса?

Нет, не может. Один человек — одно решение.

К дому пристроено нежилое помещение. Его собственник может влиять на решения, которые принимаются по дому?

Если помещение является по документам частью дома, то да, может. Нужно проверять технический паспорт — там все указано.

Например, если салон красоты имеет собственную крышу и фундамент, но одной из стен касается дома, то он может быть оформлен по документам как часть дома. А значит, его владелец может участвовать в общем собрании.

От того, как оформлено встроенное или пристроенное помещение, зависит не только голосование. От этого зависит, будут ли жильцы платить за ремонт крыши этого салона красоты или магазина. И будет ли салон красоты платить за уборку общих подъездов в доме.

Уведомление о собрании вручили не только собственнику, но и жильцу квартиры. Это законно?

Это законно.

Тот, кто зовет на собрание, обязан предупредить собственников. В законе написано, как это сделать: лично или заказным письмом за 10 дней до даты собрания. При этом закон не запрещает отправлять дополнительные уведомления кому угодно еще: родственникам собственника, арендаторам квартиры или нежилого помещения.

Уведомление о собрании — это не коммерческая и не служебная тайна, а персональных данных там нет. Чтобы пригласить как можно больше собственников и собрать кворум, их можно вручать кому угодно — за это не накажут.

В протоколе общего собрания нет подписи собственника — только данные о его решении. Так можно?

Так нельзя. В списке обязательных данных нет подписи собственника. Там написано, что должны быть данные только о его решении — как он проголосовал.

Подпись — это и есть подтверждение решения. Без подписи нельзя понять, что это голос конкретного собственника. И хотя в перечне обязательных сведений подписи нет, без нее решение недействительно. Если такое обнаружится, решение можно оспорить.

В расшифровке подписи на решении собственника достаточно инициалов?

Нет, нужно полностью писать имя и отчество. Только инициалы — нельзя. У однофамильцев Минстрой рекомендует внимательнее проверять документы, а если нужно — запрашивать дополнительные.

В протоколе есть ошибки, опечатки или описки. Как исправить?

Ошибки исправляют прямо в документе и заверяют подписью собственника с пометкой «исправленному верить» — так можно.

Если в протоколе есть неисправленные ошибки и опечатки, важно, что это за ошибки и как они могли повлиять на результат. Описка или неразборчивый почерк не повод признавать решение недействительным. Главное, чтобы было понятно: вот голос человека, он живет в конкретной квартире вот такой площади. И проголосовал он вот так. Но если ошибка или опечатка вызывает неустранимые сомнения, это повод признать решение недействительным.

Зачем вообще проводить общее собрание?

На общем собрании решают вопросы многоквартирного дома: когда делать капитальный ремонт, устанавливать ли детскую площадку, платить ли за охрану и сдать ли лифтерную под салон красоты и т. д.

Зачем Минстрой что-то объясняет?

Общее собрание нельзя провести как угодно. Нужно соблюдать правила на всех этапах: от уведомления до подписания протокола. Если что-то нарушить специально или по незнанию, решение могут признать недействительным. Например, общее собрание разрешило делать пристройку для салона красоты, пристройку сделали, а потом один боевой жилец нашел нарушения в процедуре собрания и всё оспорил.

Но в правилах описано не все. Иногда даже Минстрой не знает сразу, как правильно. Постепенно накапливаются вопросы и выходят вот такие разъяснения.

Рекомендации Минстроя исполнять обязательно?

Письмо Минстроя — это не нормативный документ. Можно его не исполнять и поступать на свое усмотрение: разделять голоса одного собственника, не ставить подпись в решении и вместо расшифровки указывать только инициалы. Но тогда нужно быть готовым к тому, что голос не учтут, засчитают не так или оспорят в суде.

Зачем мне это надо?

На общих собраниях решают важные вопросы. Иногда от этого зависит, сможет ли конкретный собственник ставить свою машину на парковке возле дома. Еще это напрямую влияет на расходы: сколько денег нужно платить за управление домом и куда пойдут взносы за капремонт.

Общее собрание не обязательно организует глава ТСЖ или управляющая компания. Это может сделать любой собственник, если хочет что-то изменить и знает, как нужно действовать.

Ну и что? 17 832

Теперь на сайте налоговой можно скачать справку о доходах. Но для кредита она не подойдет

Справку о доходах 2-НДФЛ теперь можно скачать в личном кабинете на сайте nalog.ru. Вы получите официальный документ с электронной подписью. Он имеет такую же силу, как справка с печатью работодателя. Такую справку примет банк, новый работодатель и вообще кто угодно: она заверена налоговой.

Но есть проблема. Скорее всего, вам все равно придется брать справку на работе.

Что за справка вообще?

Справка 2-НДФЛ — это подтверждение официальных доходов и удержанного налога. Работодатель отправляет в налоговую такую справку по каждому сотруднику. Налоговая видит, где конкретный человек работает, какая у него зарплата за год и по месяцам и сколько НДФЛ он заплатил.

Справка 2-НДФЛ нужна для разных целей. Например, для оформления вычета при покупке квартиры или оплате лечения. Еще такой справкой подтверждают официальные доходы для банка, чтобы взять или рефинансировать кредит.

Обычно справку 2-НДФЛ заказывают на работе. Бухгалтерия выдаст ее в любое время и за любой период работы.

Так что, теперь справку получить проще?

Да, теперь ее можно получить прямо на сайте налоговой. Раньше ее можно было только открыть, а скачать и передать кому-то — нет. Теперь можно. Справки выгружаются в формате .pdf или .xml. Этот файл можно переслать по электронной почте или прикрепить к заявке на кредит.

Почему такая справка имеет юридическую силу? Это же просто файл.

Это не просто файл. Из личного кабинета справка выгружается с электронной подписью налоговой. Эту подпись нельзя подделать. Ее проверяют в специальном сервисе. Даже если отправить справку по почте, банк увидит, что она настоящая.

В чем тогда подвох? Почему эти справки не подойдут для кредита?

Работодатели подают справки о доходах сотрудников до 1 апреля следующего года. Налоговая загружает справки в личный кабинет еще позже — к июню. И так каждый год.

Например, в ноябре 2017 года у налоговой есть справка за 2016 год, а за 2017 еще нет. Даже весной 2018 года еще может не быть справки за 2017.

Для кредита нужна справка 2-НДФЛ за полгода до подачи заявки. Если подать заявку сейчас, нужно подтвердить доход с мая по ноябрь 2017 года. Для этого придется брать справку 2-НДФЛ на работе. В личном кабинете на сайте налоговой ее нет и быть не может.

А когда работодатель все-таки передаст данные в налоговую — например в конце марта 2018 года, — банку нужна будет справка о доходах за январь, февраль и март. Этих сведений тоже не будет в личном кабинете, и вам все равно придется идти в бухгалтерию. Или искать банк, который дает кредиты без подтверждения официального дохода.

Получается, задумка хорошая, но пока без большой практической пользы.

Значит, эти справки вообще не пригодятся? Зачем тогда это сделали? Опять бездумно растрачивают бюджет?

Справки за прошлые годы тоже могут пригодиться.

Для вычета. Чтобы получить вычет и вернуть налог за прошлые годы, нужно подать декларацию 3-НДФЛ и справку о доходах. В 2017 году могут понадобиться справки за 2014, 2015 и 2016 годы. Все они будут в личном кабинете.

Для банка. Банк может запросить подтверждение зарплаты за любой период — даже за прошлые годы. В свое время ипотечникам для господдержки нужно было подтверждать доход за 12 месяцев. Может быть, еще пригодится. Тогда справки можно выгрузить и отправить по электронной почте. Печать с работы не нужна.

Для контроля. Вы можете зайти в личный кабинет и проверить, какие данные работодатель передает в налоговую — совпадают ли они с расчетными листками и все ли вычеты правильно оформлены.

Еще в личном кабинете отражаются справки об НДФЛ со списанных долгов и неочевидных доходов: при рефинансировании ипотеки, возврате страховки, компенсаций. По закону их должны прислать налогоплательщикам заранее, но не всегда присылают. Проверьте, вдруг вас ждет сюрприз.

Для суда и пристава. Например, если в суде нужно подтвердить доход за несколько лет. Ситуации могут быть какие угодно: отсрочка выплаты долга, уменьшение пеней по алиментам или раздел имущества.

Для пособий. В 2017 году соцзащита может попросить справку о доходах за прошлый год. Подойдет документ из личного кабинета.

Могут быть и другие ситуации, когда пригодятся справки 2-НДФЛ за прошлые годы. Если так случится, вы сможете распечатать их даже ночью, в отпуске и для всех членов семьи сразу.

Как проверить свои справки 2-НДФЛ?

Зарегистрируйтесь на сайте налоговой. Для этого нужно сходить с паспортом в любую инспекцию и получить логин с паролем.

Можно авторизоваться через госуслуги.

Зайдите в личный кабинет, откройте раздел «Налог на доходы ФЛ и страховые взносы», выберите пункт «Сведения о справках по форме 2-НДФЛ».

Справки можно посмотреть или выгрузить с электронной подписью.