Ну и что?
. Источники: ПП Москвы № 245-ПП от 02.05.17,

В Москве началось голосование по поводу реновации

С 15 мая на сайте «Активный гражданин» и в МФЦ можно проголосовать за судьбу дома, если его включили в программу реновации. В голосовании могут участвовать только собственники квартир и те, кто живет в них по договору социального найма. Юридическим лицам тоже можно голосовать, если им принадлежат жилые помещения в таком доме.

Голосование уже идет и закончится 15 июня 2017 года.

Если ваш дом в программе, обязательно голосуйте

Вместо голосования можно оформить протокол общего собрания по поводу участия в программе реновации.

Кого это касается, где проголосовать и как посчитают результаты

Это меня касается?

Голосовать могут только собственники и наниматели квартир в домах из перечня, который власти составили для реновации. Сейчас в этом списке 4566 домов в 86 районах и поселениях.

Перечень не окончательный и не имеет официального статуса. Сколько домов в итоге попадут в программу реновации, никто не знает.

Голосовать можно только за свой дом и только если есть документы на право собственности или договор соцнайма. Право голоса будут проверять. Если права голоса нет, мнение не учтут.

Проверьте свой дом в списке под снос. Если ваш дом есть в списке и вам не всё равно, что будет, когда примут закон о реновации, проголосуйте как считаете нужным.

Я хочу проголосовать. Что мне делать и куда идти?

Проголосовать можно двумя способами:

1. Через сервис «Активный гражданин». Зарегистрируйтесь на сайте или скачайте приложение. Укажите фамилию, имя, отчество, номер паспорта, СНИЛС, дату рождения и номер лицевого счета квартиры. Оставьте голос за или против сноса своего дома и предоставления вам новой квартиры в том же районе.

Через сайт можно проголосовать только за два жилых помещения. За каждое следующее нужно голосовать в МФЦ.

2. В МФЦ «Мои документы». Придите в любой МФЦ с паспортом, свидетельством на квартиру или договором социального найма, чтобы ускорить проверку. Если нет документов на квартиру, можно проголосовать только с паспортом, но тогда голос зачтут позже.

Общее собрание собственников. Вместо голосования организуйте или посетите собрание, чтобы выразить свое мнение по поводу реновации. Протокол с решением собственников по поводу сноса нужно передать в свою управу или префектуру до 25 июня 2017 года.

Собрание можно провести, даже если дома нет в списке под снос. Тогда мэрия рассмотрит заявку и, может быть, включит дом в программу реновации.

Наш дом в списке, но мы против сноса. Что сделать, чтобы нас исключили из списка и оставили в покое?

Проголосуйте против сноса до 15 июня. Чтобы дом не попал под снос, больше ⅓ квартир должны высказаться против реновации.

Для надежности организуйте общее собрание, составьте протокол против сноса и передайте его в управу. Пока нет гарантий, что мнение жильцов учтут и дом точно не будут сносить, но другого способа выразить протест сейчас нет. Митинги помогают только привлечь внимание к проблеме, но это не способ юридически зафиксировать свое отношение к программе. Нужно готовить и оформлять документы.

Следите за результатами голосования: их обещают объявить в конце лета.

Мой дом есть в списке, и я хочу, чтобы его снесли. Что нужно предпринять на этапе голосования?

Проводите агитационную работу среди соседей, которые еще не определились.

Организуйте общее собрание собственников. На нем можно послушать мнение соседей и высказать свое. Если удалось договориться, составьте протокол и передайте его в свою управу. Так вы выразите мнение по поводу участия вашего дома в программе реновации.

Если кто-то изменит мнение и проголосует против сноса через приложение, но протокол общего собрания останется в силе, учтут голоса из протокола.

Если собрание провести не получается, голосуйте сами через сайт и МФЦ.

Если в вашей квартире есть другие собственники или наниматели, пусть они тоже проголосуют за снос. И хотя за квартиру достаточно вашего голоса, вдруг активность жителей на самом деле повлияет на очередность сноса, как это обещают чиновники. И тогда чем больше голосов в пользу сноса наберется по дому в целом, тем раньше вы получите новые квартиры.

Я еще не определился по поводу сноса своего дома. Сейчас думаю так, а завтра могу передумать. Как быть?

С 15 мая по 15 июня можно голосовать несколько раз и любыми способами.

Один человек может ответить на вопрос на сайте «Активный гражданин», на следующий день проголосовать в МФЦ, а через неделю принять участие в общем собрании собственников. При этом можно сколько угодно раз менять свое мнение.

Если вы голосуете несколько раз, то голоса учитываются по таким правилам:

  • самый важный — на общем собрании;
  • потом — в МФЦ;
  • последний по важности — на сайте или в приложении;
  • в МФЦ и на сайте засчитывается последний по времени голос.

Например, если вы дважды проголосовали на сайте и один раз в МФЦ, то засчитают голос из МФЦ. Если вы несколько раз голосовали разными способами, в том числе на собрании собственников, то засчитают только собрание. Если несколько раз голосовали на сайте, то учтут последний голос с сайта.

Что дает это голосование? Можно вообще не голосовать?

По итогам голосования, вероятно, будет решаться, какие дома сносить, а какие нет. Если большинство голосов будет в пользу реновации, дом включат в программу. Если жители будут против сноса, власти обещают исключить дом из списка.

В официальных формулировках постановления правительства Москвы этого нет, но на официальном сайте написано, что активность жителей на голосовании повлияет на очередность сноса. Якобы первыми снесут те дома, за которые отдали больше всего голосов. Как будет на самом деле и повлияет ли активность жителей на очередность сноса, неизвестно.

Даже если активность никак не повлияет на очередность сноса, голосовать всё равно нужно. И вот почему:

  • а) по правилам голосования, если никто из собственников квартиры не проголосовал, считается, что эта квартира за реновацию. Если вы против, голосуйте, иначе потом внезапно окажется, что были за. Промолчал — значит, согласен;
  • б) если в квартире несколько собственников, а проголосовал только один, учтут только голос этого собственника. Например, в квартире четыре владельца. Трое были против на словах, а один пошел и проголосовал за. При подсчете поквартирных голосов будет считаться, что вся квартира за снос;
  • в) если голоса собственников в квартире распределились поровну, такую квартиру вообще не учтут при подсчете результатов;
  • г) если проголосовали все собственники и голоса распределились не поровну, поквартирный голос будет таким, как у большинства жильцов.

При чём тут поквартирные голоса? Разве учитывается не большинство голосов собственников?

Если не было общего собрания, судьбу дома определяет не большинство голосов собственников, а именно поквартирные голоса. При голосовании большинство проголосовавших собственников может быть против сноса, а в целом по дому получится, что за.

Считать будут так:

  1. Посчитают результаты по каждой квартире: как проголосовали ее собственники или наниматели в целом. Одна квартира — один голос.
  2. Из общего количества квартир вычтут те, в которых собственники проголосовали поровну за и против.
  3. Сложат поквартирные голоса и посчитают доли.
  4. Если ⅔ квартир высказались за снос, дом войдет в программу реновации. Чтобы исключить дом из списка, нужно набрать больше ⅓ поквартирных голосов против.

Если было общее собрание, судьбу дома по закону решит большинство собственников.

Некоторые собственники квартиры — несовершеннолетние дети. Они тоже могут голосовать?

Нет, дети до 18 лет голосовать не могут. Но за них могут проголосовать родители, и это мнение учтут при подсчете результатов.

Как можно голосовать, если мы не понимаем, что получим? Где закон о реновации и гарантии наших прав?

Закона нет. Есть законопроект, который Госдума приняла в первом чтении и который вызвал много вопросов. Мосгордума, например, считает, что этот законопроект не соответствует Конституции. Правительство подтвердило, что закон нуждается в доработке, но окончательную позицию подготовит только ко второму чтению.

Каким будет закон в окончательной редакции, никто не знает. Сейчас чиновники наперебой готовят поправки. Все гарантии официальных лиц носят популистский характер и не опираются на нормативные акты. Даже понятие реновации до сих пор не определено.

Мы не хотим голосовать, пока нет закона. Можно сейчас не голосовать, а дождаться, когда закон примут?

Если вы сейчас не проголосуете, это будет означать, что вы за снос, и дом включат в программу. Но это не значит, что дом обязательно снесут.

А если вы выскажетесь против, пока нет гарантий, что дом не снесут. Право на неприкосновенность частной собственности гарантировано Конституцией. И пока это всё, что есть у жителей домов из гарантий.

Даже после того, как программу реновации окончательно утвердят, можно организовать общее собрание и отказаться от сноса. По крайней мере, так сейчас написано на официальном сайте правительства Москвы.

Программа реновации — это сложная история. Застраховаться на все случаи жизни не получится. Соберитесь, оцените ситуацию и решите, как быть. Подключите юриста, если не знаете, что делать.

Ну и что?
. Источник: Федеральный закон от 29.07.17 № 258-ФЗ

Плату за общедомовые нужды должны начислять по счетчикам

10 августа вступил в силу закон о новых правилах оплаты общедомовых нужд. Теперь для расчета официально можно использовать показания счетчиков, а не нормативы. Это правило установил федеральный закон, подписанный президентом. Документ уже действует, и его нужно исполнять.

У управляющих компаний больше не получится навариться на общей электроэнергии и воде и брать с жильцов больше положенного. Но пока это не значит, что в вашей следующей квитанции что-то изменится.

Как это поможет сэкономить?

Что такое общедомовые нужды?

Жильцы платят за свет, воду и газ, которые расходуют в своей квартире. А еще — за общие ресурсы, которые идут на освещение и уборку подъездов.

Это обязательный платеж. Он зависит от площади квартиры: чем больше квартира, тем больше приходится платить за содержание общего имущества.

С 1 января 2017 года общедомовые нужды не выделяют в квитанциях отдельной строкой, но платить за них всё равно нужно.

Как раньше начисляли платежи за общие свет и воду?

До 1 января 2017 года управляющие компании начисляли плату за общедомовые нужды как хотели. Внятного регулирования не было.

С этого года решили установить нормативы: максимум, больше которого жильцы не оплачивают. Если фактически воды или электроэнергии дом израсходует больше, разницу оплатит управляющая компания.

В регионах до 1 июня должны были установить новые нормативы для оплаты общедомовых нужд. По правилам нужно учитывать, как утеплен дом, есть ли там энергосберегающие лампочки, из каких материалов стены и какая площадь общих помещений.

Но проблема не в самих нормативах, а в том, что в законе был прописан только максимум: жильцы платят по нормативам и не больше. А что можно платить меньше — в законе написано не было. Хотя фактически дом мог использовать на общие нужды меньше света и воды, чем начисляла управляющая компания и насчитали региональные власти. Лампочка могла не гореть, а жильцы за нее платили.

Была еще одна проблема: жильцам начисляли плату за услуги, которых не было. Например, за общее водоотведение, которое технически невозможно. В итоге жильцы переплачивали, а управляющая компания зарабатывала.

Что изменилось с этими начислениями?

Сначала проблему попытался решить Минстрой. В письме для губернаторов ведомство разрешило начислять плату за общедомовые нужды по счетчикам. Но это всего лишь разъяснение, которое управляющие компании могли не выполнять. Хоть его и отправили главам всех регионов, это еще ничего не значит — проблема осталась.

29 июля 2017 года вопрос окончательно решили на федеральном уровне. В жилищный кодекс внесли изменения о правилах оплаты общедомовых нужд. Они уже работают, а правительство готовит новые инструкции.

В нашем доме нет общих счетчиков, как мы будем платить?

По нормативам. Если в доме не установлены общедомовые счетчики на свет и воду, это единственный вариант. Все вопросы по установке общих счетчиков — к управляющей компании.

Если стоят общедомовые счетчики, какие есть варианты?

У вас есть выбор. Можно платить по нормативам или счетчикам.

По умолчанию счетчики в приоритете. Если по ним показания меньше, платить по нормативам не придется — учитывается фактический расход. Если больше — заплатите только норматив.

Но как всегда, дьявол в деталях. Вот какие есть варианты по новому закону.

Без общего собрания. Если в доме есть общие счетчики, с августа 2017 года вы продолжаете платить по нормативам. А в следующем году вам пересчитают сумму с учетом фактических показаний. Пересчет будет в меньшую сторону, или просто не придется доплачивать.

По решению общего собрания. Можно выбрать, как платить за общедомовые нужды:

  • среднемесячный объем по счетчикам. Потом эту сумму тоже скорректируют;
  • фактический объем по счетчикам. Сумму корректировать не придется — сколько потратили, за столько и заплатили.

Итого. Без собрания — платите по нормативам, а потом пересчитывают сумму. С собранием — можно уже сейчас платить по счетчикам.

Когда и как будут пересчитывать оплату за общедомовые нужды?

Порядок и сроки перерасчета утверждает правительство. Федеральный закон про новые правила оплаты общедомовых нужд уже работает, а постановления всё еще нет. Как только его опубликуют, мы расскажем, как это будет работать.

Есть только проект, в котором написано, что пересчитывать будут раз в год до 1 июля. Это обычная практика — так делают с отоплением.

А что со структурой платежей за общие нужды?

В жилищном кодексе прописали, что конкретно входит в общедомовые нужды: холодная и горячая вода, электроэнергия и канализация. Если в доме не используют какой-то из ресурсов, то и платить за него не придется.

Проверьте свою квитанцию. Если вам начисляют платежи за водоотведение и горячую воду, хотя в доме нет общей канализации, а в подвале кран только с холодной водой, это незаконно.

Ну и что?
. Источник: Письмо ПФ от 10.07.17 № НП-30-26/9994

Даже если ИП не работает, ему могут начислить страховые взносы по максимуму. Но потом пересчитают

22.09.17 г. Мы обещали держать вас в курсе по поводу ситуации со взносами ИП. Минфин провел совещание с председателем Пенсионного фонда. Ведомства договорились, что всё-таки пересчитают взносы опоздавшим с декларацией. Но это не поможет тем, с кого долги уже взыскивают по решению суда.

Ситуация такая: предпринимателям начали присылать уведомления, что у них долги по пенсионным взносам на десятки и даже сотни тысяч рублей. При этом предприниматели либо не работали, либо уже платили взносы — просто забыли подать декларацию.

Это выглядит диковато: человек не работал, не получал доход и даже вовремя всё платил. Просто он по незнанию или из-за халатности не сдал один документ — а ему больше ста тысяч рублей недоимки. Или даже двести.

Это может коснуться всех ИП, даже если они не работали и не зарабатывали все последние годы. И даже тех, кто пока никаких уведомлений не получал.

Корень проблемы в декларации. Каждый год ИП должны сообщать в налоговую, сколько они заработали и сколько заплатили налогов и взносов. Если этого не сделать вовремя, могут начислить взносов по бешеной ставке. Такой закон.

Но камень преткновения не в самом законе, а в таком нюансе: можно ли ИП исправиться? Например, он забыл подать декларацию, но по факту платил взносы и вообще вел себя хорошо. Может ли он подать декларацию и получить перерасчет, чтобы не платить бешеные взносы? Например, если вспомнит сам или узнает от налоговой о нарушении.

Пенсионный фонд сказал: нет, нельзя. Пропустили подачу декларации — платите огромные взносы, мы ничего не знаем и пересчитывать не будем. Формально у пенсионного фонда нет оснований для уменьшения начислений опоздавшим с отчетами.

Всё это касается взносов и начислений, которые пришлись на период до 2017 года, когда ими занимался пенсионный фонд. По всему новому действуют другие правила: сейчас взносами занимается налоговая, а в кодексе отдельная глава. И там такого правила по доначислениям из-за просроченной декларации нет.

Давайте подробнее

За что начисляют повышенные страховые взносы?

Повышенные взносы начисляют за то, что предприниматель не отчитался о своих доходах за год. Даже если доходов вообще не было, всё равно нужно подать декларацию. Декларация — это отчет. В нем может быть ноль, но сам отчет должен быть.

По закону все ИП платят за себя фиксированные взносы — в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Сумма зависит от МРОТ и дохода. В 2015 году каждому ИП даже при нулевом доходе нужно было заплатить 22 тысячи рублей. В 2016 году — 23 тысячи, а в 2017 — почти 28 тысяч.

И вот каждый год предприниматели подают декларацию в налоговую. Там они указывают, сколько заработали и сколько страховых взносов заплатили. Пенсионный фонд и налоговая получают эти данные и проверяют, правильно ли предприниматель посчитал взносы и всё ли заплатил в бюджет. Если правильно — его не трогают. Ну или что-то доначислят.

А если предприниматель не подавал декларацию, то пенсионный фонд не мог проверить начисления. Тогда взносы считали с повышенным коэффициентом — в 8 раз больше, чем фиксированная сумма. Это не прихоть пенсионного фонда, а требование закона.

Пенсионный фонд каждый год ждал данных о доходах из налоговой до 15 июня. Потом имел полное право доначислить по максимальному тарифу.

Но ведь этот закон о взносах уже не действует!

Этот закон действовал до 1 января 2017 года, пока страховыми взносами занимался пенсионный фонд. Потом их передали налоговой — сейчас начисления и уплату проверяет она.

Но теми суммами, которые предприниматели начисляли по 2016 год включительно, заведовал пенсионный фонд. Если накопились долги, налоговая не имеет права их пересчитывать — это не их сфера ответственности. А вот взыскивать их она обязана.

Кого тогда это касается?

Некоторые предприниматели не ведут бизнес и не подают декларации. Кто-то оформил ИП на себя по просьбе родственника и думает, что за него всё сдают и платят в срок. Бывает, что человек не знает, что и когда нужно сдавать в налоговую: взносы платит, а отчеты не отправляет. Или думает, что нет дохода — нет и декларации. Все они под угрозой начисления по повышенному тарифу.

Даже если за 2015 год предприниматель ничего не заработал и всего лишь не подал нулевую декларацию, пенсионный фонд выставит ему недоимку по страховым пенсионным взносам — 148 тысяч рублей. Даже если ИП честно и вовремя заплатил положенный минимум 18 тысяч.

Если не подать декларацию еще и за 2014 год, пенсионные взносы тоже посчитают по максимуму — 138 тысяч рублей плюсом к положенным 17 тысячам.

Данные о долгах на 1 января 2017 года пенсионный фонд передал в налоговую. И взыскивать эти недоимки теперь будет она. Сделать это очень просто: ИП отвечают по своим долгам личным имуществом. Из-за двух просроченных деклараций можно запросто лишиться машины или вляпаться во что-нибудь похуже.

Если не подал декларацию вовремя, можно ведь подать позже. Тогда начисления скорректируют и уберут недоимку?

О том и речь, что нет. Свою позицию по этому поводу пенсионный фонд как раз и разъяснил в недавнем письме. Чтобы пересчитали взносы за 2014 год, декларацию нужно было подать в 2015. За 2015 год пересчитают, только если отчитаться в 2016.

А если подать декларацию на год позже положенного — например в 2017, — пенсионный фонд не будет пересчитывать взносы. Так и оставят максимум.

Говорят, что для пересчета нет оснований по закону. Даже если налоговая передаст в пенсионный фонд просроченную декларацию, из которой будет понятно, что ИП в прошлые годы заработал меньше лимита в 300 тысяч или вообще ничего, недоимку не уменьшат. Даже если за 2014 или 2015 годы предприниматель перечислил все взносы, придется доплатить еще кучу денег.

Пока это официальная позиция пенсионного фонда. Ее должны придерживаться все территориальные отделения.

Что по этому поводу думает налоговая?

Налоговая на стороне предпринимателей и считает, что это незаконно. Такой подход нарушает права налогоплательщиков. Если предприниматель исправился и отчитался, взносы нужно пересчитать с учетом реальных доходов.

Налоговая и пенсионный фонд обмениваются информацией по своим каналам. Если какой-то ИП опомнится и пришлет декларацию за прошлые периоды, пенсионный фонд точно узнает об этом.

В законе нет прямого указания, что пенсионный фонд обязан пересчитать взносы. Но и запрета на пересчет тоже нет. И если бы пенсионный фонд согласился пересчитывать взносы, он бы ничего не нарушил. Но он не соглашается.

Пока это всего лишь мнение налоговой против позиции пенсионного фонда. Ситуацию обещают обсудить на совещании в Минфине. Может быть, тогда все договорятся и предпринимателям спишут долги. А может быть, Минфин согласится с ПФ и придется платить. Мы расскажем, чем всё закончится.

Если налоговая согласна пересчитать взносы, почему она сама не может этого сделать?

Налоговая администрирует взносы с 1 января 2017 года. Повлиять на начисления до этой даты она не может. Пенсионный фонд говорит: вот у этого ИП есть долг 150 тысяч рублей из-за несданной декларации. Налоговая не может уменьшить эту сумму и обязана взыскивать недоимку.

Разбираться по долгам и переплатам до 2017 года нужно с пенсионным фондом. Если получится, фонд передаст в налоговую новые данные.

Если я сдал декларацию — хоть и с просрочкой, но всё-таки сдал, — что теперь будет?

Главное — успеть сдать в тот год, когда положено по закону — то есть в течение следующего за отчетным. Например, за 2015 год нужно отчитаться в 2016. Тогда пенсионный фонд согласен пересчитывать взносы с учетом реального дохода даже при просрочке.

Если декларацию за 2015 год сдать в 2017 году, тогда всё — не пересчитают. Но никто не запрещает отстаивать свои права в суде. Пока практика противоречивая, поэтому гарантии успешного исхода дела никто не даст.

Это грабеж! За нулевую декларацию десятки тысяч недоимки?

Это требование закона. Оно не новое — так было и раньше. Чтобы не переплачивать, нужно вовремя сдавать декларации или закрыть ИП за ненадобностью. Это проще и дешевле, чем кажется.

Я не помню про свои декларации. Как проверить, вдруг что-то должен?

В налоговой можно запросить список отчетностей и акт сверки за любой период. Это удобно делать через систему отправки отчетности или ведения бухгалтерии.

Но даже если такого нет, тратить деньги на сверку не придется: сейчас у ИП есть личные кабинеты прямо на сайте nalog.ru.

На всякий случай можно свериться и с пенсионным фондом: отправить запрос по почте или сходить лично.