«Невозможно держать в голове»: 6 способов вести конспекты
Навык хранения и структурирования информации полезен и во время учебы, и после.
Например, врачам может понадобиться фиксировать результаты анализов, а программистам — делать записи об алгоритмах. Читатели Т—Ж рассказали, как оформляют полезные для работы заметки. Сделали подборку разных способов ведения конспектов — от закрытых телеграм-каналов до персональной Википедии.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Врач-отоларинголог: папки с блокнотами на Айпаде
Я врач-оториноларинголог. Прохожу профессиональную переподготовку по профилю «сурдология-оториноларингология».
На Айпаде пользуюсь приложением GoodNotes. Оно очень удобное, функциональности хватает. Записи сами выгружаются в «Айклауд» и всегда доступны на Айфоне.
Свои конспекты веду следующим образом. Пример — папка «Заболевания ушей», в которой каждому заболеванию создаю свой блокнот. В процессе обучения новая информация записывается к имеющейся — получается объединение. Прослушал лекцию, взял для себя что-то новое, сфотографировал слайд, нашел картинку в интернете — добавил в блокнот к этому заболеванию.
Так как я люблю порядок, то решил все свои конспекты, листочки с записями, экспресс-заметки и фотографии с телефона структурировать и объединить в одном месте. Идеально.
В связи с предстоящей учебой купил Айпад 2021 года выпуска с экраном 10,2 дюйма на 64 Гб за 28 000 ₽ и Apple Pencil 1 за 10 000 ₽. Для ведения конспектов моего Айпада достаточно на годы вперед. Если перед вами стоит такая же задача, советую его. Если есть возможность, покупайте pro-версию.
Кроме обучения использую все это теперь и для личного дневника, который веду с 2018 года. Для обучения недостатков нет, а для дневника — время покажет. Пока же все нравится. Удобно к описанию дня или события прикреплять фотографии. И если когда-то решу распечатать электронный дневник, это можно сделать без проблем, так как доступен перевод в PDF-формат.
Разработчик и преподаватель: персональная Википедия на ноутбуке
Кроме того, что я разработчик, я еще автор курсов в сфере ИТ и наставник. А в качестве хобби учу португальский.
Моя система заметок помогает писать хорошие уроки и подкреплять их нетривиальными примерами из реального опыта, а не копипастой из книг и статей.
Использую приложение Obsidian — это легкая персональная Википедия, которая позволяет связывать разные заметки произвольным способом. При необходимости можно добавлять плагины для презентаций, интервального повторения, построения графиков и чего угодно еще. Все это синхронизируется через «Яндекс-диск», так что я не боюсь, что с поломкой ноута моя база знаний исчезнет.
Организовать заметки помогает банальный метод Zettelkasten: пишу маленькие заметки своими словами, а не копипастой. В свободное время думаю, с чем эта заметка связана.
Пыталась построить записи на основе Notion, но заметила, что он начал тормозить, и поиск дурацкий. В «Телеграме» нашла чат про Zettelkasten и Obsidian и больше менять ничего не хочу.
Пользуюсь для всего, кроме ведения списка дел. Тут и ежедневные дневниковые заметки, и проработка рабочих проектов, и конспекты книг, и подготовка уроков и статей. Лучшее!
Мой метод не подойдет, наверное, только тем, кто в основном ведет конспекты на телефоне, а не на компьютере.
Репетитор: папки с конспектами уроков в OneNote
Я репетитор и делаю конспекты своих занятий для учеников. Записи веду в OneNote на компьютере. Там можно рисовать, вставлять картинки, таблицы и документы. Также есть неплохие способы выделять важное в тексте.
У меня две папки с занятиями для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. В каждой есть страницы с занятиями по темам, которые идут в порядке разбора.
В начале работы пыталась использовать сервис Google Classroom, но там не было инструментов, которые я могла бы мобильно применять на занятиях. Также пыталась использовать онлайн-доски. Но для моего предмета они не очень подходят, плюс это не так уж удобно.
OneNote также хорош тем, что можно конспекты занятий переводить в PDF-файлы, которые легко отправлять детям после занятий.
Ученый: «Гугл-таблицы» для себя и коллег
Я ученый-исследователь, преподаватель и административный работник — в нашей науке это норма.
Мне приходится совмещать много разных видов занятости: проведение пар, выполнение ответственных поручений и главное — подготовку докладов и публикаций. Это набор совершенно разных задач, которые нужно распределить в рамках рабочего графика и невозможно держать в голове.
«Гугл-таблицы» — самый удобный способ хранить информацию, поскольку я часто работаю не из дома. Еще ими удобно делиться с коллегами и потом просить их заполнить пустые графы — вместо того, чтобы ждать письма.
У меня есть несколько гугл-таблиц. В первой — календарь на семестр с пятью-шестью слотами в каждом дне, которые я заполняю выполняемыми за этот день задачами. Во второй — преподавание и все ответственные поручения: таблицы со списками студентов, темами дипломов и так далее.
Если я работаю над публикацией, создаю гугл-таблицу или гугл-док для данных, с которыми работаю. Я трачу неделю, чтобы перенести данные в документ, затем упорядочить. В таблицу переношу цитаты из литературы, данные для анализа и прочее. Зато написание статьи занимает всего несколько дней.
Заголовки файлов не встроены в четкую систему, но стараюсь делать так, чтобы их легко было найти через поиск на «Гугл-диске».
Мой способ подходит для большинства задач. Из недостатков — гугл-таблицы нельзя переносить на «Яндекс-диск».
Копирайтер: заметки, закрытые телеграм-каналы и Notion
Я копирайтер на фрилансе, иногда прохожу разные обучения — от часовых вебинаров до трехмесячных онлайн-курсов. Также пару раз была на полезных офлайн-мероприятиях с контентной частью.
Вся учеба в основном завязана на работе: как писать тексты и работать с клиентами, тонкости соцсетей и так далее. Иногда обучаюсь и для себя — например, смотрю курсы по инвестициям, голосу и речи, тайм-менеджменту.
Несколько лет назад вела письменные конспекты. Пробовала и красивые блокноты покупать, и просто на листах А4 писать. Мне очень нравится именно писать, а не печатать, но это не совсем неудобно. Невозможно с первого раза написать идеальный красивый конспект. Плюс из-за переезда в другую страну я в принципе отказалась от ненужных вещей.
Сейчас использую несколько инструментов — все в телефоне или ноутбуке. Например, стандартное приложение для заметок в телефоне для коротких и быстрых записей.
Иногда использую «Гугл-заметки» — они синхронизируются с ноутбуком. Чаще они нужны, когда работаю, например, над статьей и удобнее что-то записать с телефона, а посмотреть — с ноутбука.
Еще есть несколько закрытых каналов в «Телеграме», где есть только я. Создаю под каждый крупный проект канал и кидаю туда всю информацию: итоги созвонов, задачи, идеи, опубликованные тексты. Единственный существенный недостаток «Телеграма» — нет автосохранения, иногда напечатанный текст может случайно удалиться.
Конечно, допом к этому у меня есть еще папка на «Гугл-диске» с основной информацией, брифом и прочим, но в канале быстрее посмотреть нужную информацию. Информацию с созвонов сначала записываю в тетрадь, а потом уже переношу в канал. Если созвон для сбора фактуры — делаю запись звонка, а тезисы пишу в гугл-доках. Также есть каналы с идеями для блога, заработка, со ссылками на вебинары, которые хочу посмотреть.
И мое любимое для долгосрочных и объемных записей — программа Notion. Там у меня конспекты с обучений, а также расписана стратегия по заработку и планы на жизнь. Еще веду список книг, которые прочитала, — ставлю оценку и месяц.
Вообще, Notion хорош для очень многих задач: там можно и доступы другим людям давать, и отмечать их в задачах, и вести разные календари и таблички. Единственное — надо прямо сесть и вникнуть во все. Но я видела много платных онлайн-курсов по Notion, где учат им пользоваться и создают шаблоны прямо под вас.
Аналитик: OneNote и майнд-карты для работы и жизни
Пользуюсь конспектами и системами хранения информации очень активно. Постоянно необходимо читать и анализировать по работе — аналитике индустриальных рынков. Плюс параллельное самообразование: экономика, физика, решение кейсов.
Много лет пользуюсь OneNote для хранения всей своей информации — как по работе, так и вообще. Удобно, что есть десктопный клиент, веб-интерфейс, приложение на телефоне — информация всегда со мной.
Слышал, что есть более продвинутые системы типа Notion, Obsidian. Но пришел к выводу, что цена дополнительного изучения, как работать с ними, более высокая, чем плюшки, которые они дают.
Есть еще майнд-карты, я пользуюсь MindMeister. Но для хранения они не очень — только для структурирования хаоса.
Моя записная книга состоит из следующих разделов:
- интеллект — все, что связано с работой головой, плюс обучение;
- физкультура — дневники тренировок, планы путешествий, заметки про биохакинг и прочее;
- дух — конспекты книг по психологии и вообще интересных изданий;
- быстрые заметки — все прочее, плюс страницы на сортировку.
Огромный плюс OneNote — мгновенный поиск, который решает в 99% случаев. Даже если страница осталась не отсортирована.