Судя по данным поисковиков, свой магазин или бренд одежды — распространенная среди россиян бизнес-идея уже много лет подряд.
Теперь, после ухода многих иностранных марок, задумка шить одежду на российский рынок выглядит еще более перспективной. Тем не менее есть те, кто сомневается, что этот бизнес может быть рентабельным: производство остается дорогим, а покупатели не готовы переплачивать за отечественный товар. Читатели Т—Ж видят как минимум пять причин не открывать дело в швейной сфере.
Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
Конкурировать с товарами из Турции и Китая бесполезно
Занимался производством трикотажа в девяностые, был свой небольшой цех. Нерентабельно было уже тогда. Качество отечественного сырья — ужас. Регулярные поставки из Турции делали продукцию неконкурентоспособной. Турецкие стоки — из них коллекцию не сделаешь. Весь рынок завалили китайским ширпотребом. В итоге все закрыл и вздохнул с облегчением.
Много на швейном бизнесе не заработаешь
В России швейка точно держится только на энтузиазме. Больших денег в этой отрасли нет, есть только масса проблем. Об этом говорят все, кто этим занимается.
У нас дорого производить — такие условия. Не просто так многие фирмы начинают здесь, а потом все же переводят производство в Китай — элементарно вопрос выживания и развития. Если производить здесь, цены будут конские, — либо нужны как минимум швеи для рабского бесплатного труда, а это и так низкооплачиваемая и очень тяжелая профессия.
Лишняя бюрократия мешает работать
Какой это все-таки адский труд — создавать с нуля качественные вещи. Жаль, что этот труд не вознаграждается — ну, только бесценным опытом, конечно.
Я работаю в сертификации, клиенты с одеждой — это обычно небольшие компании или ИП. У них редко есть деньги на испытания в полном объеме, а испытаний надо много — протокол на каждый состав.
Отрасль держится только на господдержке
Я училась на технолога трикотажа и легкой промышленности. И экономический расчет дипломной работы показал, что легкая промышленность — это всегда убыточно. В советское время ей не давали умереть, постоянно вливая дотации с более успешных отраслей.
Я дружу с цифрами. Когда у меня была возможность под Новый год подработать, используя свои личные накопления, взяла три тендера. Маржа была небольшая, откатов ноль, и вышла бы за три дня в 30%. Но один тендер отказался, когда уже все было закуплено и оставалось только доставить. Судиться и спорить было себе дороже, за адвоката и иски отдала бы больше.
Распродавала новогодние подарки, сняв маленький непрезентабельный уголок. Было только одна цель — продать по максимуму и закрыться. В итоге остались в минусе на 5% — считаю, что вышла сухой из воды. 5% — это цена за урок.
Потребители не готовы платить за качество
Открыть швейный бизнес, да еще и без спецобразования — это утопия. У нас огромная конкуренция в этой нише, я знаю, о чем говорю. Моему ателье в Кирове 15 лет. Было несколько точек по ремонту одежды, но это отдельная ж…па. Заработать можно, но при этом ты должна не только уметь шить, ты должна делать это быстро: замена молнии — максимум 25—30 минут. Ремонт — это вообще отдельный вид искусства, и найти «золотую ручку» — удача. Все мастера уже давно открыли свои мастерские.
Общение с клиентом — отдельная тема. Цена услуги невелика, поэтому и потребитель специфический. Купив брюки за 500 ₽, он будет долго удивляться, почему укоротить стоит 250 ₽. Хамство и потребительский терроризм в этой нише не редкость. Потому что за «испорченную» вещь ты обязан заплатить двойную стоимость новой вещи. А доказывать, что вещь была не новая или не испорчена тобой, дорого и бесполезно.