Он пожаловался на плохую работу УК. Суд сказал: «Извиняйтесь»

Он пожаловался на плохую работу УК. Суд сказал: «Извиняйтесь»

23

Собственник квартиры был недоволен работой управляющей компании. Ему казалось, что протоколы общих собраний незаконные, а дом обслуживают плохо. Мужчина решил пожаловаться и потребовал провести проверку. Он обратился в прокуратуру и к губернатору: приглядитесь, мол, к этой УК. А заодно рассказал другим жильцам дома о своих подозрениях.

Аватар автора

Екатерина Мирошкина

экономист

Страница автора

Управляющая компания узнала о жалобе и удивилась. Остальные жильцы были довольны обслуживанием, протоколы составляли как положено, с деньгами тоже порядок. По мнению УК, все изложенное в жалобах — это недостоверные сведения и они нанесли вред репутации компании. От собственника потребовали извинений и опровержений — письменных и публичных. Но так как своего мнения он не изменил, пришлось идти в суд.

Получается, что из-за жалобы на плохую работу управляющей компании собственник стал ответчиком по иску о защите деловой репутации. Дело дошло до Верховного суда. Решение будет интересно всем, кто жалуется — и на кого могут пожаловаться, даже без повода.

За что УК хотела извинений?

Собственник одной из квартир написал в прокуратуру и губернатору такое:

  1. Управляющая компания не проводит работы по обслуживанию и содержанию дома.
  2. С собственников собирают деньги, а потом списывают их на свое усмотрение.
  3. Протоколы общих собраний незаконные.
  4. Проведите проверку.

Никаких доказательств мужчина не представил. Управляющая компания не согласилась: все это ложные сведения, подтверждений нет. О жалобе узнали другие собственники — это нанесло вред деловой репутации УК. Вот она и решила защищаться в суде.

Требования были такие:

  1. Признать сведения из жалобы не соответствующими действительности и порочащими репутацию УК.
  2. Разместить от имени собственника опровержение и письменные извинения на стендах домов, которые обслуживает эта компания.
  3. Заставить мужчину письменно извиниться перед УК за вред репутации.

Что сказали суды?

Аватар автора

Районный суд 👎

№ 2-2383/2017

Управляющая компания не доказала, что жалоба собственника опорочила ее и навредила репутации. Мужчине не за что извиняться.

Аватар автора

Краевой суд 👍

№ 33-15406/2018

Каждый человек может потребовать в суде опровержения порочащих сведений. А компания имеет право защищать деловую репутацию.

Для этого нужно установить три факта:

  1. Сведения распространялись. То есть собственник не высказал претензии напрямую УК, а описал свои подозрения в жалобе и рассказал соседям.
  2. Эти сведения порочащие. То есть компанию обвиняют в нарушении закона, нечестном поступке и недобросовестном поведении.
  3. Они не соответствуют действительности. Правдивость информации должен доказывать тот, кто обвиняет, в данном случае собственник.

Распространение налицо. В жалобе на самом деле порочащие сведения, а доказательств, что УК выводит деньги, не обслуживает дом и составляет незаконные протоколы, у мужчины нет. Значит, он навредил репутации УК и должен извиниться. Пусть вешает на стенды опровержение с извинениями и направляет письмо в адрес управляющей компании: простите, мол, был неправ и написал чушь.

Аватар автора

Верховный суд 👎

№ 18-КГ19-27

У всех людей есть право на свободу мысли и слова. Никого нельзя заставить выражать свое мнение или отказаться от убеждений.

Кто угодно может лично обратиться в госорганы. Но и защищать деловую репутацию в суде тоже можно, как и требовать опровержений, если это неправда.

Важно обеспечить баланс между правом на свободу слова со свободным распространением информации и правом на защиту деловой репутации.

Если гражданин обратился в госорганы и привел в жалобе какие-то сведения, а потом они не подтвердились, это само по себе не может быть поводом для опровержений и извинений. Потому что так человек реализует свое право на обращение в органы и ведомства. А те должны проверять информацию. И со стороны такого человека это не считается распространением сведений.

Другое дело, если в итоге выяснится, что гражданин не собирался защищать свои права, а специально хотел причинить вред — например управляющей компании. И жалобу написал именно для этого. Тогда можно идти в суд и требовать опровержений.

Что это за способ защиты прав — извинения? Такого варианта вообще нет в законах о защите чести и достоинства. В таких делах суд не может заставить извиняться устно или письменно.

Краевой суд не разбирался в том, что жалоба собственника квартиры — это намерение нанести вред УК. И где доказательства, что мужчина что-то рассказывал соседям? С чего вообще суд поверил УК и решил, что кроме жалобы в госорганы было распространение среди жильцов?

Мужчину заставили извиниться, но по сути это принуждение к отказу от собственного мнения. Вообще-то, так нельзя.

Итог. Решение краевого суда отменили, дело будут пересматривать.

Интересно, что к тому времени, когда все это дошло до Верховного суда, мужчину уже заставили извиниться: УК обратилась к приставам и ему пришлось исполнять решение. Но исполнил он его красиво: вместе с приставом поехал к стендам и в конкретное время разместил там опровержение, все это сфотографировал и, судя по всему, сразу снял. А в адрес УК ушло письмо: «По решению суда приношу извинения и опровергаю информацию». Кому извинения, какую информацию — без уточнений. УК не устроил такой вариант исполнения, но пристав сказал — нормально. Теперь УК судится еще и с приставом. Но, кажется, этот собственник и сам является судебным приставом. Запутанная история о противостоянии жильцов с УК, а районного суда с краевым.

Как жаловаться, чтобы не пришлось извиняться?

Если есть повод или хотя бы подозрения для жалобы, ее можно составить и отправить по назначению: в полицию — о готовящемся преступлении, в налоговую — о нелегальном бизнесе, в Роскомнадзор — о нарушении прав на музыку или книгу, в прокуратуру — о завышенных тарифах на услуги ЖКХ.

Это не распространение сведений, а реализация ваших прав по Конституции. Даже если нет доказательств, а вы просите провести проверку, это не повод таскать вас по судам для защиты чести, достоинства и репутации.

Вот несколько советов для грамотной и безопасной жалобы:

  1. Описывайте подозрения и претензии спокойно, без перехода на личности, оскорблений и нецензурных слов.
  2. По возможности приложите доказательства нарушений или опишите, какие у вас основания подозревать, что они есть.
  3. Объясните, как это нарушает ваши права или какой вред наносит.
  4. Если это только предположения, попросите провести проверку и разобраться, а только потом принимать меры.
  5. Не рассказывайте о подозрениях и содержании жалобы людям, которых она не касается. Можно рассказывать свидетелям, участникам, заинтересованным лицам. Но не кому угодно: это могут посчитать распространением сведений, а не реализацией права.

Если обиженной стороне удастся доказать, что цель жалобы — навредить деловой репутации, от вас могут требовать опровержения и компенсации. Но не извинений!

Екатерина МирошкинаНа чьей вы стороне в этой истории? Что думаете об извинениях как о способе защитить свою репутацию?
  • Leo V-Slowна стороне права. искренне рад что судебное разбирательство не закончилось на одной инстанции. чем больше обращаемся в суд, тем больше шансов что наши права как личные, так и на уровне репутации организации будут соблюдаться. публичная публикация решения суда считаю лучшим решением данной ситуации: Иванов виноват, пальцем "ну-ну-ну" поругали, УК работает нормально: деньги не выводят, дома обслуживают. судья Петрова5
  • Максим НуриевПо всем таким случаям складывается впечатления что до Верховного суда судьи не очень квалифицированные. Но, понятно, что случаи как бы экзотические вроде "Купила машину, два года откаталась и хочу вернуть, потому что брак". Но с другой стороны... Районный суд: "Жалоба собственника опорочила ее и навредила репутации. Мужчине не за что извиняться" Краевой суд: "Извиняться есть за что, пусть вешает стенд" Верховный суд: "Вы там охренели что ли на местах? Вы кодексы давно открывали, балбесы? Какие еще извинения?"31
  • Pavel TolpezhnikovА как я могу проверить, что управляющая компания действительно деньги которые собираются жильцов из меня в том числе, использует именно на обслуживание дома? Может быть с домом вообще ничего не делается, а просто пишется смета куда что потратили? Как можно проверить управляющую компанию, ведь наверняка есть какой-то орган который их проверяет и не будет брать от них каких-то откатов вместо проверки?1
  • НикитаМаксим, Более того, подобные случаи были разобраны в постановлении пленума Верховного Суда Российской Федерации аж от 2005 года! И про извинения там написано и про обращения в гос. органы3
  • Pavel Tolpezhnikovmxvd, отчёты есть! Прям со всеми сметами и прочим. А дефекты в электронике лифта как были так и остаются. Да, я звонил а ним. Да, дважды. Откуда мне знать, что согласно отчёту какие-то ремонты проводятся, когда я вижу реальный лифт, который полгода ездит с дефектами кнопок и экрана?1
  • Наталья МамашеваУправляющая организация должна была доказать, что эти моменты недостоверны, предоставив отчет об использовании денежных средств, акты о выполненных услуг (работ) и предоставить собственнику. А также предоставить копии Протоколов общих собраний собственников. Собственники имеют право контролировать выполнение работ по обслуживанию и содержанию дома. Если бы УК могла показать человеку документы, да и дом в порядке был бы то и в суд не обращались бы.6
  • Дмитрий ;)Пусть Управляющая компания в свободном доступе выставляет сведения о тратах на нужды дома. По жизни, наблюдаю картину,что пока Ук не пнешь - не работают и деньги действительно тратят по своему усмотрению, а не на нужды определенного дома.4
  • Дмитрий ;)Pavel, нужно писать, именно писать претензии в 2-х экземплярах! Ничего не делают- есть жилинспекция, прокуратура и т.д.1
  • Дмитрий ;)Наталья, именно. Просто рыльце в пушку и решили нагнуть собственника...он же один....а тут и соседи довольны все...которые часто ходят в подъезде без света и не знают, что можно позвонить и потребовать, чтобы свет горел...А зачем...мне что, больше всех надо?6
  • Роман СергеевичУкажите номер дела кто собственник кто ответчик как то слишком выдуманно звучит статья2
  • Antonio Creative'studioинтересно: а местный суд не обязан и теперь извиниться пред гражданином - за 2 эпизода ?! 1) это неквалифицированное исполнение своих профессиональных обязанностей - противоречие решения с действующим законодательством, которе еще и зафиксировано верховным судом 2) гражданина заставили против его воли и вопреки закону РФ - извиняться - чем его, кто му же и унизили окружающими и скомпрометировали его общественную репутацию! - ведь огласка была в данном деле явно- уж эта УК точно там молча вопросы не решала.. всем хором , да вовсе рупоры -песни пела про т,о как их обидели и репутацию подмочили ..3
  • Antonio Creative'studioМаксим, а таких судей, местных, разве не нужно отстранить в связи с неполным служебным соответствием - это ведь на минуточку- суд, где судьбы людей решаются и справедливость возведена в высшую профессиональную цель !4
  • Софья НисенбаумНа стороне гражданина. Он прав. А Жкх воруют. Смыл воровать и быть пойманын. Там все продумано и зчищено. А ведут себя так зная что недоказуемо. Он один, эка невидаль обидели. Лучшая защита нападение.3
  • Sergey MatveevAntonio Creative'studio, Когда ВС отменяет решение, судьи, принимавшие решение, получают в личном деле соответствующую отметку, которая заметно влияет на карьерный рост судьи и может даже привести к его отставке, если он много таких отметок наберет.2
  • Svetlana SamatPavel, ufacity.me Решение проблем ЖКХ в Уфе, бесплатные образцы заявлений/заявок. Форум для обсуждения проблем, соцсети.0
  • Антон КузнецовSergey, если это действительно так, то что-то очень легко местные суды принимают такие решения, и совсем не парятся о последующей отмене. По хорошему Верховный суд должен отвечать за действия всех нижестоящих, точно так же как прокол рядового сотрудника - в первую очередь прокол его начальника, что не научил, не проконтролировал, не наладил процесс... А то детский сад прямо. Че это там краевой суд намудрил, ну тупые, но мы-то тут в Верховном не такие, мы хорошие!1
  • Илья БеллингхэмЛеонид, так и должно быть - за хороший сервис человек уже поблагодарил рублём, а косяков быть не должно. А если эти косяки вдруг возникают - они должны приносить максимальную боль компании в виде плохих отзывов и судебных исков потому что только это будет главной мотивацией выстраивать бизнес процессы максимально эффективно, чтобы таких проблем не было.2
  • Евгений ДороховМаксим, буду осторожен в высказываниях, но... Недавний скандал с одной "золотой судьёй", которая, как говорят злые языки, не имела высшего юридического образования, но при этом была даже не рядовой судьёй краевого суда. Как вы думаете, её решения были идеальны с точки зрения закона?1
  • Владимир ИвановМаксим, Так всегда было последние 40 лет.1
  • Владимир ИвановНикита фёдоров, Кто их читает - это Постановления пленумов ВС РФ? Неужто судьи? Конечно, нет! Они ж судьбу за бороду схватили. И начинают судить по собственному "рассуждению" и по собственной "совести". Совесть обычно "подкачала".1
  • fortunaЕсли УО работает с лицензионными нарушениями, и хоть запишись ты во все ГЖИ, прокуратуры - никакого толку, плюнуть на всё? И складывать денежки в карман управлялке? А начинаешь чаще писать, тебя тут же обвиняют в бытовом экстремизме. Вот и получается - сиди и помалкивай в тряпочку.0