Как женщина оформила кредит для подруги и потратила три года, чтобы вернуть свои деньги

Как женщина оформила кредит для подруги и потратила три года, чтобы вернуть свои деньги

165

В 2018 году подруга попросила женщину из Выборга взять в банке кредит. Пообещала каждый месяц выплачивать нужную сумму, а через полгода погасить задолженность досрочно. Женщина согласилась и взяла на свое имя 670 030 ₽ на пять лет.

Приятельница обещание не сдержала, переводы делала нерегулярно. В итоге заемщице пришлось внести больше полумиллиона своих денег, чтобы закрыть кредит. После этого женщина обратилась в суд с иском к подруге. Но та сказала, что должна всего 29 тысяч.

Аргументы сторон

Заемщица. В августе 2018 года моя близкая знакомая попросила оформить для нее кредит. Мы работали вместе в детском саду, и подруга жаловалась на проблемы с деньгами.

Я пожалела ее, взяла в банке 670 тысяч и передала приятельнице всю сумму наличными. Устно мы договорились, что раз в месяц она будет перечислять мне деньги в размере платежа по кредиту. А к январю 2019 года знакомая пообещала продать машину и долю в квартире матери, чтобы погасить долг досрочно.

В итоге все было не так. Подруга перечисляла ежемесячные платежи только до апреля 2019 года. Потом из банка мне стали присылать сообщения, что на счете не хватает денег для выплат. А с мая 2019 мне вообще пришлось погашать кредит самой. Чтобы уменьшить размер процентов, я досрочно внесла на счет 100 000 ₽.

К сожалению, я не взяла с приятельницы расписку. Но в качестве доказательства могу предъявить переписку в мессенджерах. К тому же знакомая подтвердила нашу договоренность своими действиями: она несколько месяцев перечисляла деньги в размере кредитного платежа. За вычетом этих сумм ответчица должна мне 565 867,79 ₽.

Прошу взыскать деньги с моей бывшей подруги.

Подруга. Эта женщина все придумала.

Я действительно взяла у нее в долг деньги, но не 670, а всего 200 тысяч рублей — с обязательством вернуть на 30 тысяч больше. Мы устно договорились, что я буду возвращать по 15 500 ₽ в течение 15 месяцев — так, чтобы заемщице было удобно погашать свой собственный кредит.

С сентября 2018 по октябрь 2019 года я перевела истице 199 975 ₽. И осталась должна 29 775 ₽, которые готова вернуть. Откуда она взяла 565 тысяч, я не знаю, платить их не буду.

Что сказали суды

Аватар автора

Городской суд, первая инстанция: 👎️️️️

Дело № 2-2724/2020

Женщина просит взыскать со своей знакомой 565 867 ₽. Но истица не доказала, что передала ответчице эту сумму. А вот словам последней о том, что она взяла всего 200 тысяч, мы верим.

С точки зрения закона между женщинами был заключен устный договор займа. По нему подруга истицы обещала ежемесячно передавать сумму, равную ежемесячному платежу по кредиту, в течение 15 месяцев.

С сентября 2018 по октябрь 2019 года приятельница перевела 199 975 ₽. Это значит, что на момент рассмотрения дела она должна 29 775 ₽. Ответчица признает эту сумму, поэтому взыскиваем в пользу истицы только ее.

Женщина не согласилась с тем, что получит на полмиллиона меньше, и подала апелляционную жалобу.

Аватар автора

Областной суд, апелляционная инстанция: 😐 👍️️️️

Дело № 33-1000/2021

Суд первой инстанции указал, что истица не подтвердила факт заключения договора займа на 670 тысяч между ней и ответчицей. Но не учел переписку, где знакомая попросила женщину взять кредит.

Подруга знала сроки и размер платежей, а также уточняла остаток по кредиту. На сентябрь 2019 года он составлял 569 тысяч рублей. В переписке ответчица не возражала против этой суммы и ничего не писала про 29 775 ₽. Все это означает, что приятельница обязалась платить по кредиту истицы.

Кроме того, как раз ответчица не доказала, что взяла всего 200 тысяч. Похоже, она не хочет возвращать деньги и придумала эту сумму, чтобы не выплачивать настоящий долг.

Взыскиваем в пользу истицы 565 867 ₽ задолженности и 8859 ₽ госпошлины.

Теперь жалобу подала подруга.

Аватар автора

Кассационный суд: ⛔️ 👎 ️👎️️️️

Дело № 88-12815/2021

Районный суд был прав, а вот коллеги из областного суда ошиблись.

Письменного договора между женщинами не было. В переписке ответчица просит взять для нее кредит, но не указывает сумму и не пишет, сколько денег в итоге получила. Истица же просит вернуть конкретную сумму, а размер ничем не обосновывает.

Если должник возражает, что обязательство вообще было, то именно заимодавец должен чем-то подтвердить сумму долга. А в деле никаких доказательств нет.

Отменяем апелляционное определение, а решение суда первой инстанции оставляем в силе.

Доброй женщине пришлось подавать еще одну жалобу.

Аватар автора

Верховный суд РФ: 🤨️️️

Дело № 33-КГ22-2-К3

Кассационный суд вышел за пределы своих полномочий.

Коллеги прочитали переписку женщин и посчитали, что она не доказывает позицию истицы. Но судьи кассационной инстанции вообще не вправе оценивать доказательства. Они могут только проверить, правильно ли нижестоящие суды применили закон. И то лишь в той части, что обжалует заявитель.

Возвращаем дело, пусть кассационный суд рассмотрит его как полагается.

Спустя четыре года после оформления кредита и три года после того, как бывшая подруга истицы перестала возвращать деньги, был вынесен финальный судебный акт.

Аватар автора

Кассационный суд: 😬 👍️️️️

Дело № 88-12670/2022

Ответчица признала, что договоренность о возврате денег была, но не согласилась с суммой.

В сентябре 2019 года женщины обменялись смс, где должница уточнила остаток долга. Против суммы в 568 732 ₽ она не возразила. Смс — это письменное доказательство, которое подтверждает условия договора займа.

Суд апелляционной инстанции все же был прав. Приятельница должна вернуть 565 867 ₽.

Что в итоге

На сайте суда есть информация только об исполнительном листе на сумму 29 775 ₽, выданном в апреле 2021 года.

В мае 2022 арбитражный суд признал ответчицу банкротом и начал реализовывать ее ипотечную квартиру. Женщина работает в детском саду и воспитывает двоих несовершеннолетних детей. Неизвестно, получит ли в итоге истица свои деньги.

Что для нас важно в этой истории

Судебные споры о кредитах для близких встречаются часто. Это дело — хороший повод в очередной раз поговорить о том, как важно правильно давать деньги в долг. Как юрист, практикующий в судах общей юрисдикции, могу сказать, что очень многие разбирательства возникают из-за нарушенного доверия. А проигранные дела — это последствия неоформленных или формально оформленных документов.

Для людей, которые материально поддержали знакомых, результат этого судебного спора очень важен. Суды принимают электронную переписку как альтернативу бумажному договору. Если вы когда-то передали деньги без расписки, напомните в мессенджерах, по смс или электронной почте заемщику о долге. Его ответ может стать доказательством в суде. Важно, чтобы в переписке должник согласился с задолженностью и ее размером или хотя бы не возражал.

Не забывайте, что в некоторых мессенджерах можно удалить переписку у обоих собеседников, поэтому надежнее будет письмо по электронной почте. Однако не у всех принято общаться таким способом, поэтому вопросы о долге по почте могут насторожить заемщика. Так что лучше все-таки используйте расписку.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

А вас кто-нибудь просил оформить кредит? Как все в итоге разрешилось?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Я, наверное, сухая, чёрствая и бесчеловечная. Но никогда не пойму, что движет людьми, которые берут на себя кредиты для других🤷‍♀

223

Tanya, желание быть хорошим в глазах окружающих, вероятно

41

Константин, в такой логике, не требовать возврата долга сделает их еще лучше в чужих глазах )))

49

Константин, А может всё таки желание помочь?Отзывчивость, неравнодушие и доверие

0
Сообщник

25.01.23, 04:50

Отредактировано

Константин, а откуда это желание? Это родители воспитывают или врожденное?🤔

0
Герой

25.01.23, 18:36

Отредактировано

Полька, обычно воспитание. Детей делают удобными и зависимыми от чужого мнения, сравнивают с кем то, унижают, разрывают доверительную связь, что бы было проще воспитывать.

6

Полька, не все могут сказать: нет.

3

Полька, обычно это с самооценкой проблемы)

0

Tanya, просто незнание человеческой природы. Если б знали, что деньги практически всегда не возвращают, кто бы стал брать кредит?

21

Tanya, неясно мне, а что сами те, кому денежки нужны, его не возьмут от своего имени. Банк не даёт? то есть видимо как профи сомневается в платежспособности заемщика. а вот почему-то знакомые, не являясь профи, верят на слово (типа "мамой клянусь"?😁)? И сами подставляются. И уже сам факт, что некто хочет вами юридически прикрыться, уже должен настораживать. Ну и руководствуясь фразой из анекдота (в том же "Городке") можно предложить ответ: у нас с банком негласное соглашение: банк не занимается тем-то, а я не даю взаймы🤣

16

Tanya, просто кто то пошел по человечески, а кто то плюнул в душу)) в свое время просил друга взять за меня в кредит устройство, реально нужен был ноутбук. После получения ноутбука, взял у него приложение от банка, где вся задолженность пишется, и спокойно вносил, без каких либо напоминаний, ругани и всего остального.
В жизни всякое бывает, но согласен с советами, лучше составлять отдельный договор)

9

Tanya, много людей не обращаются за психиатрической помощью и по документам они здоровы, а по факту.... берут зачем-то кредиты за других людей, просто Вы- здоровы, а они-больны, чтобы их понять надо быть психиатром

2

Tanya, Добренькость . Да ещё и без чётких договорённостей письменных .Там где деньги - доверия быть не может. Услышала я только в прошлом году от своего очень состоятельного друга , а до того тоже вляпывалась по доброте душевной и из личных симпатий

1

Tanya, желание не казаться сухими,чёрствым и бесчеловечными.

1
0

Я понял одну важную вещь, про которую нигде не пишут. Подавляющее большинство людей (90% или даже больше) ненадёжны в плане денег. Не только не нужно брать кредиты на других, а даже заикаться о наличии сбережений не стоит, сразу желающие на эти сбережения находятся. Отдадут же единицы. Даже близким родственникам не стоит одалживать. Чисто психологически понятно, что выплачивать долг не хочется: радость от покупки давно прошла, а реальные денежки утекают из твоих рук... Это нужно иметь твердость характера и принципы, чтобы вовремя возвращать долг. Большинство же людей слабы.

131

Пётр, мне вообще кажется, что если человеку самому не дают кредит, и он просит взять его у знакомого, то это уже своеобразный звоночек.

79

[Object, да, я тоже постоянно об этом говорю: "Почему вы себя считаете компетентнее профессиональных финансистов, которые отказали человеку в кредите?".

38
Герой

12.01.23, 13:03

Отредактировано

На самом деле человек может работать много лет по серой схеме. У меня друг так лет 15 работает в разных конторах, официальная зарплата тысяч 20, неофициальная сейчас к примеру за 200. Ему банки ипотеку и кредитные деньги например на строительство дома не выдают. Как-то раз мы с ним написали бумажку друг другу о том, что он взял у меня столько-то, а вернуть должен больше (это не моя была кстати идея). Я морально был готов расстаться с деньгами, но в то же время была уверенность в нём по его предыдущим финансовым поступкам, действиям и мышлению, в данном случае у нас ещё компания друзей и все часто общаются, поэтому некое давление и ответственность была перед всеми (ну типа нельзя профакапиться).
Другой пример, на который я никогда не пойду: коллега на работе взяла на себя ипотеку для друзей, так как они официально не работают, условно назову их самозанятые, знаю что мужик ремонтировал машины. Платили исправно, один был сложный период когда мужчина со своей женой поссорились жестоко и было непонятно чья хата, но этот вопрос разрешился. Но для меня такие суммы непримлемы для долга.
В общем в чём суть этого опуса: денег могут не давать, потому как официально нет подтверждения о заработке, хотя фактически человек живёт в достатке, но недостаточном чтобы сделать крупную покупку разом.

13

Макс, если Ваша коллега взяла ипотеку на себя, квартиру тоже на нее оформили? (И тогда риски как раз на "самозанятых") или как?

10

Комментарий удален пользователем

Анастасия, я даже не подумал об обратной стороне медали )))

4

Пётр, кроме того, "наши" люди прекрасно себя оправдывают в духе: "Вы же богатые, а вот мы бедные, постыдись с нас спрашивать..."

Согласна по поводу молчания насчёт наличия денег, впрочем у нас и так народ любит прибедняться (возможно, именно чтобы не попросили в долг). Для покупок есть кредиты, но вот на здоровье или на жизнь в тяжёлых ситуациях, имхо, надо дать со словами "вернёшь, когда сможешь" столько, сколько сможешь подарить, и попрощаться с деньгами

11

Пётр, золотые слова!

9

Пётр, берёшь чужие - отдаёшь свои и навсегда...

1

Пётр, отож, деньги любят тишину.

0

Святослав, отношу. Для меня это тоже было бы соблазном и искушением не вернуть деньги. Психологи говорят, что не существует целостной, монолитной личности. Во многом поведение определяется неосознаваемыми мотивами. В человеке есть животное и человеческое начала. Животное начало - это инстинкты, бессознательное. Человеческое: сознание, воля, дисциплина, совесть, мораль. Только сознательные люди с хорошо тренированной волей могут противостоять потоку бессознательного, инстинктивного. Любое животное неосознанно стремится к экономии энергии и ресурсов. Так и человек, как только он получил что-то в долг, буквально сразу его подсознание начинает разрабатывать идеи, как кинуть. Некоторые даже раньше, на стадии появления самой идеи. Большинство людей живут на инстинктах: пожрать, поспать, посмотреть сериалы. Они управляются больше инстинктами. Другие, немногие - в большей мере разумом. Когда я даю в долг, я должен понимать, что ввожу человека в огромное искушение. И сможет ли он противостоять этому искушению зависит от его интеллектуальных и моральных усилий, поддержание же высокого уровня человеческих качеств - ежедневная, нескончаемая работа над собой. Только сбавил усилия, сразу же полетел вниз.

77

Пётр, отлично сказанно! 👍
Кстати, подобное искушение появляется у людей и когда они получают власть (чиновники, повышение в должности и т.д)🤔

20
0

Итог: не берите на себя кредиты для других 🙂

63
Герой Т—Ж

+3

12.01.23, 11:15

Константа, пусть другие на себя берут для вас 👍🏻

19

Не, 😂

2

Константа, так то и поручителем рискованно выступать. Но там хоть юридически закрепляются условия кредитования и обязательства заемщика. Но риски те же... А уж прикрывать собой истинного заемщика - вообще дурость.

2
0

Да, моих родителей и родственников просил брать кредиты мой дядя в сложной финансовой ситуации с потерей бизнеса. Мы помогали и были поручителями, кредиты в итоге он оплачивал нестабильно, приставы хотели уже описывать наше имущество. В итоге пришлось остатки выплатить нашей семье и семьям моих родственников. Отношения испорчены навсегда, так как человек такое ощущение даже не испытывал чувства вины. Деньги естественно не отдал. Сейчас же его семья встала на ноги, и он позволяет себе хвастать перед родней своим доходом и путешествиями.

54

Компрессорщица, когда он хвастает перед родней, вы же не затрудняетесь тут же спросить: "кстати, раз так всё хорошо, то где наши деньги?" )

44
0

Мне люди, которые берут кредит для подруг и родственников, подписываются поручителями в ипотеку, да что уж там - дают в долг ощутимые суммы, кажутся инопланетянами. Неужели нет понимания, что если кредит/поручительство оформлено на тебя, то будь готов его выплатить всё и полностью?! Вот что движет такими людьми?! Хочешь сохранить отношения?! Можно же отмазаться - кредитов боюсь, денег нет, извини - на самих кредит и т.д.

39

Konstantin, одна знакомая попросила у подруги-предпринимателя миллион в рассрочку. Та, чтобы отказать, сказала, что даёт только под проценты. С этого дня они перестали быть подругами. Навсегда. Люди этого боятся.

50
Герой

12.01.23, 11:44

Отредактировано

Пётр, знакомый очень нас выручил и дал 9 млн. За три месяца пользования деньгами проценты составили 130 тысяч примерно. Мы вернули долг + проценты. Считаю, что это правильно давать под процент, деньги должны приносить деньги.

30
0
Герой

+1

12.01.23, 11:02

Отредактировано

Комментаторы, вы росли в здоровой эгоистичной среде. Вам повезло. А меня и девушку из статьи, похоже, вырастили под девизом: останься без последних штанов, но ближнему помоги. Это оооооочень мешает жить, и отказывать в чем-то материальном я научилась после 30, когда деньги начала тратить на семью, а не только на себя, и как-то ребёнка без штанов не оставишь. Тоже в свое время дала крупную сумму коллеге с работы, не кредит, а из собственной подушки. Женщину с тремя детьми (один инвалид) выселяли из квартиры муниципальной за долги. Единственное, что мне хватило ума взять простую расписку, и женщина платит исправно по 5000 в месяц. И будет платить ещё несколько лет. Так что героиню статьи прекрасно понимаю. Доброй души человек, пожалела. И хорошо, что у неё получилось все доказать.

36

Идастик, ваш пример скорее исключение. я скажу не про деньги, а про помощь. в прошлом, в 90х годах, я - швея. И зарабатывала исключительно своими руками, чтобы не умереть с голоду. Так многие просто садились на шею, и требовали им шить, ремонтировать одежду фактически за копейки, а если я соглашалась на копейки, то просили уже за бесплатно. А если я в конце концов отказывала, то угрожали налоговой, рассказывали всем какая я мелочная и жадная... при чем из наблюдений: так делали именно люди более или менее обеспеченные, а те, у кого денег немного всегда платили. люди почему-то не ценят помощи.

33

Саша, это уже "выученное" правило, кто везёт, на том и едут. И вас прекрасно понимаю, сталкивалась с людьми, у кого миллионы на счетах, но "дай две тысячи до зарплаты" и потом ищи-свищи. А кому реально надо вот прям сейчас, потому что нет ничего, они всегда возвращают.

16
0

Я не знаю как человек в принципе может жить с настолько низким уровнем антинае*инав крови: оформить огоромный кредит для подруги, не озаботившись взять с нее нотариальную расписку (!).

30

DG, да и эта её "подруга", наверное, та ещё актриса (т.е. реально талантливая, и автор поддался её "чарам", а не просто сверх-добрый и сверх-щедрый наивный человек) 🤔

18

DG, я думаю люди судят по себе. Поэтому всегда страдает сопереживающая сторона. Моральные догмы не позволяют предположить такой исход, потому что «я бы так не поступил» . У меня это сработало именно так. Обожглась-был урок. Хорошо , что не миллионы

14
0

Мне не понять. Я зарабатываю побольше ( скорее всего) воспитателя в детском саду Выборга. И взять кредит для кого-то? Да ещё и отдать просто пачкой, типа - держи, мил человек, дальше разберемся ? Да его может через 10 минут машина собъет ( не дай бог, конечно), или меня, кирпич, пожар, ещё что-то - это даже если про доверие забыть.
Ну ок, хорошему другу, до 50000 из имеющихся свободных - ок, особенно если вдруг обстоятельства у него серьезные ( всё бывает). В конце концов - не последние, даже если что вдруг, да и то, хотелось бы оформить. А вот такое вот - не, не понять...
ПС. У близкого родственника сам брал денег на квартиру, сумма не маленькая. Причем не очень нужно было, но всем было лучше, если возьму под тот же процент, что и ипотеку, только под нормально начисляемый, на остаток. Деньги отдал как договаривались, без проблем, даже раньше. Но тоже момент - сажусь, пишу расписку, условия... "Неее! Ну ты что! Как я могу тебе не доверять??? Обижаешь !" Да причем тут доверие/обиды ? Деньги любят счёт, но и формальности они любят тоже.

22
0

Лично я ни для кого кредит не оформлял, но знаю историю, когда молодой человек, будучи в браке и имея на руках ребёнка с отставанием в развитии, взял для шефа авто в кредит. Шеф покрыл половину стоимости, а полмиллиона осталось на молодом человеке. Всю историю я не знаю, но для его жены это было настоящим шоком, после чего она подала на развод.

20

"Раскалился" к окончанию вашего рассказа, товарища не помешало бы осадить. Такие родственички даром не нужны, которые забывают о тех кому они обязаны своими путешествиями.

18
0

Капец просто... я даже 50 рублей не даю в долг. А давать в долг и связываться с какими-то расписками , с друзьями, подругами, знакомыми, вообще у меня под запретом. Однажды скинулась на подарок общей подруге, с другой подругой... Ну как скинулась... Купила подарок на свои деньги, а подруга обещала вернуть половину. Потом через год деньги выбивала, так как подруга сделала вид, что ничего мне не должна. И даже переписок не было. просто договоренность устная. Деньги получила. Уже 14 лет не общаемся.. как говорится, дружба дружбой, а табачок врозь. Не нужно к дружбе приписывать деньги. А если уж даешь, то сразу смирись, что навсегда.

15
0

Даю в долг только ту сумму, с которой готова расстаться навсегда... не могу "выбивать" из людей деньги, чувствую себя попрошайкой.... К большому сожалению, окружение намного более обеспеченное, чем я, и к деньгам относятся с легкостью... "взял в долг и забыл об этом" - норма. Мне приходится напоминать, слышу в ответ "Ой, я за занят/а, завтра скину", наступает завтра, послезавтра и тд - опять напоминаю, мне то деньги нужны... а человек опять забыл. И я прекрасно понимаю, что это не тот человек, который будет "злостным уклонистом от отдачи долга", а он реально забывает в силу своего легкого отношения к деньгам и занятости... и приходится унижаться, напоминать, бегать за ним.... Отвратительное чувство. Вроде и ругаться не хочешь, а бесит пипец) Причем когда я беру у этих людей в долг, они тоже про него забывают, а не вернуть мне не позволяет совесть, всегда отдаю вовремя, иначе ночами спать не буду потом.... и получается, что я отдаю, а на меня в ответ забивают)) Поэтому в последнее время решила, что таким людям в долг не буду больше давать никогда... но так сложилось, что их - большинство))

15
0

Вот у автора не было 10 минут, чтобы найти в интернете образец расписки о получении ленег и расписки о том, что дала в долг эту сумму, но зато потом бегать годами по судам и сейчас выбивать деньги по исполнительному листу - время внезапно нашлось! Вся
эта ситуация называется - дурная голова ногам покоя не дает 😜

14

Валентин, у нас на работе был такой коллега, он всегда брал по чуть-чуть и всегда возвращал прям точно точно в срок, потом больше суммы начал брать, у разных людей и все в коллективе знали как он честно отдает. А потом у одной девочки взял большую сумму и свалил в другую страну, ни ответа ни привета… так что проверять по чуть-чуть тоже не всегда работает

13

Если платили ваши родители, то конечно формально это не ваши деньги. Но по сути это всё же деньги, отнятые либо из вашего детства (досуг, отдых или образование членов семьи), либо из пенсионных накоплений ваших родителей, дефицит которых будет вынуждать вас его потом компенсировать. Хотя я вас понимаю в том, что я тоже бы не чувствовала права защищать интересы родителей, когда они этого не хотят.

12

Сообщество