Женщина вернула деньги за фитнес-браслеты спустя три года после покупки и без чека

Женщина вернула деньги за фитнес-браслеты спустя три года после покупки и без чека

36
Аватар автора

Светлана Логвина

юрист

Страница автора

В 2015 году одна женщина из Тольятти купила фитнес-браслеты и смарт-часы «Адидас», чтобы заниматься спортом вместе с мужем и детьми. Спустя три года гаджеты перестали работать в полную силу: компания перешла на другое программное обеспечение и отключила интернет-сервис Adidas miCoach, который позволял использовать эти устройства — отслеживать параметры тренировки и обмениваться данными. Мобильные приложения для браслетов и часов тоже стали недоступными.

Женщина обратилась в представительство «Адидас» в России с требованием вернуть деньги за неработающие устройства, но у нее потребовали чеки, подтверждающие покупку. Еще в представительстве сказали, что раз оборудование работает, то его вернуть нельзя, даже если сервис не поддерживает смарт-часы и фитнес-браслеты.

Такой ответ женщину не устроил, и она решила получить с представительства деньги через суд — без чеков и спустя три года после покупки.

Аргументы сторон

Покупательница. В 2015 и 2016 годах я купила для нашей семьи два фитнес-браслета, двое смарт-часов, зарядное устройство к ним и пульсометр. В конце 2018 года изготовитель перестал поддерживать программу для этих устройств. Стало невозможно использовать их по назначению. По сути, они стали просто куском пластмассы, потому что не выполняли функции, ради которых я их покупала.

Чеки на устройства у меня не сохранились, но по закону возвращать товары можно и без чека. Кроме того, какие-то часы мне подарили — я уже не помню, какие именно. А на коробке от пульсометра есть стикер, который подтверждает изготовителя и дату покупки.

Раз спортивные гаджеты не работают, прошу вернуть мне их полную стоимость. Всего представительство компании «Адидас» должно мне 362 386 ₽: 82 437 ₽ — это стоимость фитнес-браслетов, зарядки и пульсометра, 247 949 ₽ — неустойка за просрочку выплаты, 10 000 ₽ — компенсация морального вреда, 22 000 ₽ — компенсация расходов на проведение экспертизы. И еще потребительский штраф — 50% от взысканной суммы.

Представитель ООО «Адидас». Эта женщина нашла только один чек на браслет, и мы вернули за него деньги. Где она взяла остальные устройства, мы не знаем. Они все оригинальные, но не факт, что она купила их именно через ООО «Адидас». Стикер на коробке ни о чем не говорит: может быть, она приобрела их за границей и официально в Россию они не ввозились.

Все эти устройства качественные, брака или поломок по вине изготовителя в них нет. Пульсометр и зарядное устройство вообще работают без проблем, а женщина хочет вернуть и их тоже. Часами и браслетами можно пользоваться и без синхронизации. Требования покупателя незаконны, ничего возвращать не будем.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд

Дело № 2-3550/2019

Требования женщины незаконны: она не доказала, что сама купила эти устройства, не подтвердила, сколько они тогда стоили. Кто конкретно пользовался товаром, она также не смогла объяснить.

Действительно, нельзя отказывать покупателю в его правах только из-за отсутствия чека. В этом случае факт покупки нужно доказать другими способами, например свидетельскими показаниями. Женщина этого не сделала, но ответчик все равно вернул ей деньги за один фитнес-браслет, чек на который она нашла.

Кроме того, женщина не смогла объяснить, кто именно покупал эти гаджеты и пользовался ими. Сначала она говорила, что все эти товары приобрела в разное время в фирменных магазинах «Адидас» в Москве и Санкт-Петербурге. А муж истицы, который также является ее представителем в суде, заявил, что устройства им подарил знакомый спортсмен.

Вообще, если в товаре возник существенный недостаток, потребитель имеет право потребовать бесплатно его устранить. Так что этой женщине нужно было сначала обратиться к ответчику и потребовать возобновить работу онлайн-сервиса. Если изготовитель не сможет устранить недостаток за 20 дней или окажется, что это вообще нереально, можно потребовать вернуть стоимость товара. Такое требование можно заявить, если совпадают два условия:

  1. Недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до передачи товара.
  2. Недостатки товара обнаружены после двух лет со дня передачи товара потребителю и в течение срока службы. Если срок службы не установлен, то требование можно заявить в течение 10 лет.

Мы назначили экспертизу. Она показала, что сейчас программа на устройствах действительно не работает. Но если компания возобновит работу платформы, то и гаджеты снова заработают. Это говорит о том, что недостаток нельзя признать неустранимым.

Все требования женщины незаконны, в иске отказываем.

Женщина не согласилась с решением суда и пошла его оспаривать.

Аватар автора

Областной суд

Дело № 33-14150/2019

Решение районного суда полностью законно.

Во-первых, ответчик — ООО «Адидас» — это не изготовитель, а импортер товара. Он не разрабатывал сервис miCoach и не должен за него отвечать.

Во-вторых, все товары работают, существенных неустранимых недостатков в них нет. Некоторые функции теперь недоступны, но это не основание для возврата денег за товар. Решение районного суда оставляем в силе.

Аватар автора

Кассационный суд

Определение № 88-7865/2020

Мы согласны с коллегами.

Так дело дошло до Верховного суда.

Суды отказали женщине, поскольку она не обратилась к изготовителю с требованием бесплатно устранить проблемы с программным обеспечением. Еще суды мотивировали свои решения тем, что неизвестно, когда, где и за сколько женщина купила устройства. Но эти доводы не соответствуют закону.

Изготовитель должен продавать качественные товары, то есть такие, которыми можно пользоваться по назначению весь срок службы. Для этого изготовитель обязан обеспечить ремонт, техническое обслуживание товара, выпуск и поставку необходимых запчастей. Причем не только пока товар выпускается, но и когда его снимут с производства. Если срок службы не установлен, изготовитель должен обеспечить работоспособность товара в течение 10 лет.

Если изготовитель продает технически сложные товары, он должен гарантировать и работоспособность программного обеспечения. Например, операционной системы, которая нужна, чтобы товар работал.

В этом деле ответчик перешел на использование другого программного обеспечения. Это неустранимый недостаток. В таком случае обращаться к изготовителю необязательно. Потребитель имеет право вернуть товар и потребовать назад деньги.

Подтверждать место покупки и цену устройств в этом деле также не требовалось. Отсутствие у потребителя чека — это не основание для отказа в иске. Кроме того, в этом деле информация о цене и дате производства товаров была в заключении эксперта.

Такие решения не могут быть признаны законными. Коллеги, пересмотрите дело и примите новое решение.

Аватар автора

Областной суд

Дело № 33-1634/2021

Действительно, фитнес-браслеты и смарт-часы могли полноценно работать, только пока работал онлайн-сервис Adidas miCoach. Его отключили 31 декабря 2018. После этого гаджеты стали непригодны для учета и контроля физической нагрузки и тренировок. Восстановить работу этого сервиса невозможно.

К моменту, когда женщина обратилась в суд, гарантийный срок на товары истек. А срок службы товаров установлен не был.

К качеству программного обеспечения технически сложного товара предъявляются такие же требования, как и к качеству самого товара. Изготовитель обязан обеспечить возможность использовать товар в течение срока его службы, а если срок не установлен, то в течение 10 лет.

Иск удовлетворяем. Вот что ответчик должен выплатить женщине: 82 437 ₽ — это средняя цена за фитнес-браслет, зарядное устройство, пульсометр и двое смарт-часов; 80 000 ₽ — неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя; 40 000 ₽ — штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя; 5000 ₽ — компенсация морального вреда; 22 000 ₽ — расходы на проведение экспертизы. Всего 229 437 ₽.

Еще взыскиваем с ответчика неустойку — 824 ₽ в день со дня вынесения решения по день выплаты всей суммы. И госпошлину в доход местного бюджета — 5524,37 ₽.

Что в итоге

Спустя полтора года судебных разбирательств женщине удалось доказать свою правоту и вернуть деньги за неработающие спортивные гаджеты.

За товары, купленные в 2015 году, она получила 82 437 ₽ и еще 147 000 ₽ сверху. А могла бы остаться с комплектом неработающих устройств. Кажется, из-за этого стоило судиться.

Какие выводы мы можем сделать из этой истории

Если ваши устройства тоже перестали работать, потому что изготовитель отказался от программного обеспечения или перестал поддерживать его обновления, за товар можно попытаться вернуть деньги. Вот что имеет смысл сделать.

Узнайте срок службы товара. Он начинает отсчитываться со дня покупки и обычно указан в документации или на упаковке устройства. Не путайте срок службы с гарантийным сроком: срок службы, как правило, больше, чем гарантийный, или совпадает с ним.

Потребовать деньги за неработающее устройство можно в течение этого срока. Или в течение 10 лет, если срок службы вообще не установлен.

Срок службы смарт-часов Amazfit — всего 12 месяцев
Срок службы смарт-часов Amazfit — всего 12 месяцев
Срок службы часов Apple Watch — 5 лет
Срок службы часов Apple Watch — 5 лет

Определите характер недостатка товара. Потребовать отремонтировать товар или вернуть деньги можно только в том случае, если недостаток существенный. Если в смартфоне через несколько лет перестал работать будильник, деньги вернуть не получится, потому что основная функция смартфона не нарушена. А вот если не работает камера или нет звука при разговоре, недостатки уже можно попробовать признать существенными.

В спорных случаях характер недостатка поможет установить техническая экспертиза. Оплачивать ее нужно покупателю, но если он при этом выиграет суд, деньги взыщут с изготовителя.

Выясните, когда возникли недостатки. По закону требовать ремонта можно при совпадении двух условий:

  1. Недостатки возникли до покупки или по причинам, возникшим до этого момента.
  2. Недостатки обнаружены по истечении двух лет со дня покупки, но в течение срока службы.

Обратитесь к изготовителю или импортеру. Если срок службы не истек, а недостаток товара существенный, потребуйте для начала его устранить. Если в течение 20 дней изготовитель не отремонтировал товар или если это вообще невозможно сделать, вы имеете право требовать назад деньги. Еще можно попросить заменить товар на новый — этой же марки или другой марки с доплатой.

Чек поможет быстрее решить все вопросы, но его отсутствие не должно повлиять на ваши права. Можно ссылаться на показания свидетелей — друзей, родственников, которые могут подтвердить место и дату покупки. Также в качестве доказательства подойдут данные о покупке из мобильного банка.

Обратитесь в суд, если изготовитель не выполнил ваши требования. Кроме стоимости товара вы можете взыскать неустойку, компенсацию морального вреда и потребительский штраф.


Светлана ЛогвинаА у вас получалось выгодно вернуть вещь продавцу?
  • Анaстасияя как-то ходила год с браслетом Jawbone потом он сломался за несколько дней до истечения срока гарантии. я его вернула, мне вернули деньги)))2
  • Dmitry StepanovПотрясающая история! Опять же как сложно получить компенсацию в российском представительстве и подтвердить владение гаджетами. Мне довелось получить компенсацию от Microsoft за отказ в поддержке фитнес-браслета Band 2. Это была официальная программа по всему миру и там не спрашивали про чеки, важно было, что вы пользователь браслета и регистрировали свои данные за последний квартал до момента анонса прекращения поддержки и выплаты компенсаций.5
  • матерь коржьяКруто читать такие истории, когда покупатель стоит на своем до конца. Я как-то купила Jawbone, через пару лет он умер и улетел в мусорку, потому что у меня не было сил и желания выяснять что с ним произошло.14
  • Robert SmithАнaстасия, как то раз был у меня в пользовании телефон самсунг. И сломался он через пару дней после окончания гарантии. Отнес его в Связной, туда где покупал - они послали куда подальше. В итоге пришлось идти в суд и делать экспертизу. В суд представитель связного не явился. В итоге деньги за телефон вернули, плюс небольшой моральный ущерб. Ну и связному штраф и судебные издержки1
  • Светлана Логвинаvivara, так поступает большинство, но среди нас есть и герои, которые готовый дойти до Верховного суда.18
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯История супер. Инетресно, сколько в итоге было затрачено время на экспертизы, подготовки документов, засеиания?1
  • Светлана Логвинатьфунатебя, больше полутора лет.0
  • ШевальеСветлана, судя по историям на тж: районный и областной суды просто как доп барьеры и всегда надо идти до верховного?8
  • Светлана ЛогвинаШевалье, не всегда. Есть такие же правильные и логичные решения районных и областных судов. Просто кто-то из читателей может, наоборот, усомниться в их правильности. Поэтому мы берем для этой рубрики истории, прошедшие через Верховный суд, чтобы уже ни у кого ни осталось сомнений в правильности вынесенного решения.4
  • ШевальеСветлана, спасибо за ответ. Хорошее уточнение, так как у меня за годы чтения юридических рубрик на тж сложилось впечатление, что районный и областной постоянно выносят чепуху. А тут оказывается специальная выборка с верховным.8
  • Светлана ЛогвинаШевалье, именно так.1
  • СИзумительная история! Это как нужно верить в себя! В свою правоту, не испугаться судебных издержек. А в случае поражения - их потерять. И издержки не только материальные, но и временнЫе, и психологические итд. Не понравился вопрос - А у вас получалось выгодно вернуть вещь продавцу? Считаю, за свои права нужно бороться, но не извлекать из них прибыль. Если извлекать прибыль, то попахивает потребительским экстремизмом. И в данной истории, на мой взгляд, покупательница пошла до конца из принципа, и из желания доказать свою правоту, а не из желания заработать.9
  • тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯Светлана, не, я имел ввиду чистого времени на все это?0
  • Светлана Логвинатьфунатебя, это знает только она.0
  • AlexeyПрисоединяюсь к остальным комментариям, крутая история и герои истории молодцы. Только одного не пойму, откуда в требованиях истца такое: > 247 949 Р — неустойка за просрочку выплаты Эм.. Это что за сумма такая?😅 Хотели вернуть 80к,вам отказали, и вы суду говорите, что вам теперь кроме морального вреда и полной стоимости, ПЛЮС 50% потребительский штраф - ещё должны тройную стоимость? Это как? Откуда? 🤔3
  • Светлана ЛогвинаAlexey, ст. 23 Закона о защите прав потребителей: неустойка в размере 1% за каждый день просрочки в случае невыполнения требований покупателя о замене товара или возврате стоимости.4
  • Кирилл МокрушинУ меня с телефоном та же проблема.. экран поменяли по гарантии а он опять не работает .. Пойду смотреть на доки, спасибо за статью1
  • Михаил АкимовПохоже у вас опечатка. Имелось ввиду один из двух пунктов? Оба выполнить невозможно)0
  • Полиция Т—ЖМихаил, нет, все правильно. Недостаток должен возникнуть по причинам, которые уже были до покупки, например из-за заводского брака. Но покупатель должен его обнаружить через 2 года. Тогда можно требовать устранить, а если не получилось, вернуть деньги или обменять на новый. Под пунктами ссылка на закон, там именно так и написано.0
  • Светлана ЛогвинаМихаил, это не опечатка. Такая ситуация возможна: покупатель узнал о проблеме, и эта проблема обнаружена в течение двух лет со дня покупки, но в течение срока службы. В этой истории проблема с неработающим ПО возникла в течение срока службы.2
  • Куулар ДолаанаСветлана, скажите пожалуйста, а как быть со смартфоном Самсунг😊, он садится через 1час.0
  • Куулар ДолаанаКуулар, 10л не прошли).0
  • Светлана ЛогвинаКуулар, попробуйте обратиться к производителю.1
  • Сергей ЕрофеевRobert, и какое было основание для возврата денег?0
  • Сергей Ерофеев"Для этого изготовитель обязан обеспечить ремонт, техническое обслуживание товара, выпуск и поставку необходимых запчастей. Причем не только пока товар выпускается, но и когда его снимут с производства. Если срок службы не установлен, изготовитель должен обеспечить работоспособность товара в течение 10 лет." Т.е. если мне сервисный центр, у которого договор с производителем и который висит на сайте производителя как партнер, отказывает в ремонте техники по причине отсутствия деталей, я могу подать в суд, пока срок работы не закончился?0
  • Sergey VolkovСергей, Если я правильно понимаю, при невозможности починить они должны вернуть деньги. Вам дали какой-то документ с обоснованием отказа, или просто устно послали куда подальше?0
  • Сергей ЕрофеевSergey, просто сказали по телефону, что отремонтировать не могут, сославшись на отсутствие деталей. Я и не думал, что мне обязаны починить во что бы то ни стало, если срок работы ещё не истек... Но тут вопрос должен ли это делать сервисный центр, или всё же запрос стоит писать представителю производителя в РФ в таком случае, а уж он пусть меры принимает?0
  • Ольга ЦыганковаAlexey, 50 процентов штраф за отказ добровольно решить вопрос0
  • Евгений БогдановИнтересно. У меня лежит смартфон HTC 8x для которого Майкрософт закрыли магазин приложений. Таким образом никакого нового софта установить не получится. В принципе аналогичная ситуация. Интересно, простирается ли такой недостаток существенным? Вообще все телефоны на Windows phone остались без магазина приложений.0
  • EvgeniyСергей, деньги можно вернуть, если доказать, что существенный недостаток "возник до передачи товара потребителю". Емнип такая формулировка в законе. То есть надо доказать, что это реально брак, тогда и вернуть товар можно. Ну и опять же "срок службы" - тоже здесь работает.0
  • Сергей ЕрофеевEvgeniy, из фразы Роберта это не ясно. Поломка через несколько дней после истечения гарантии вовсе не означает наличие недостатка. Гарантированный срок телефон же прослужил, равно как и после ремонта за счет покупателя - прослужил бы и остальной срок эксплуатации. Поэтому всё таки хочется услышать Роберта, за что именно он деньги вернул и как это мотивировал.0
  • Илья ЯушевЕвгений, загляните в документы, там указан срок службы. Скорее всего, срок службы 2 года, которые уже прошли0
  • Колупаева ЭсфирьСветлана, так " в течение двух лет со дня покупки", как пишете 28.04 в 16:56, или все-таки "по истечении двух лет со дня покупки", как писали ранее в статье, это же взаимоисключающие вещи, потому что "по истечении" это "спустя", "по прошествии", то есть 2 года прошло, и вот тогда и обнаружены недостатки.0
  • Ivan PУ меня как раз сейчас произошла очень странная история с духовкой - в ней просто взорвалось и разлетелось по комнате стекло от дверцы. Духовка при этом на протяжении последних дней не использовалась и никакие удары по ней не наносились, но производитель уверяет что я сам виноват и вообще гарантия уже несколько месяцев как прошла0
  • Виктор ИовенкоАнaстасия, у меня было ещё жёстче. Попал в ДТП при котором машина ушла в списание за две недели до окончания полиса Каско. При том что продлевать его не планировал, т.к. автокредит был погашен. Доплатил и взял такую же новую. Честно говоря менять не планировал, но особо не огорчился, т.к. та машина на подходе к трем годам начала ломаться.1
  • lazexМне нужен был держатель для моего автомобильного регистратора, с присоской и навигационным блоком. У "родного" вышла из строя присоска. Заказал в довольно известном интернет-магазине GSMBaza. Товар был мне доставлен курьером в Пермь из Москвы. Держатель был упакован кустарно, в полосы пенопропилена и скотч. Отсутствовала какая-либо заводская упаковка, отсутствовали любые заводские документы и инструкции. Из бумаг имелся лишь куцый счёт с печатью и никем не подписанный. На крышке была наклеена какая-то маленькая круглая бумажка с непонятно чем нарисованным. Поскольку эта часть регистратора всегда находится перед глазами, я её отлепил и выбросил. Под ней ничего не было. Держатель был полностью неисправен - не шёл сигнал GPS/GLONASS, была отломана защёлка, рабочая сторона присоски имела следы длительной эксплуатации. Я написал магазину возмущённое письмо с описанием проблемы. Магазин крайне неохотно попросил отправить держатель им. Я это сделал. Больше 2-х дней посылка лежала в их почтовом отделении, сходить за ней они соизволили только после того, как я напомнил им об этом. Затем мне прислали отписку, суть которой заключалась в том, что та самая оторванная мной никчёмная бумажка, оказывается, являлась их фирменной пломбой (откуда я мог об этом знать?!) и теперь, поскольку её нет, это не их товар. Соответственно, обменивать на исправный или возвращать деньги они не собираются. Я отправил магазину официальную претензию, на которую получил довольно нагловатый ответ - мы, типа, вам про пломбу всё уже разъяснили. Такой ответ был понятен, магазин вполне резонно рассчитывал на то, что они в Москве, я в Перми, и никто из-за таких смешных денег (2,5 тыс. рублей) в суд не обращается. Меня, однако, задел тон отписок, и я решил идти до конца. Составил исковое в суд, через пару месяцев состоялось заседание, довольно короткое - судья всё поняла на лету, несколько уточняющих вопросов и дело было решено. Ещё через месяц я получил на руки решение и исполнительный лист. Суд в итоге взыскал в мою пользу с продавца почти в 4 раза больше первоначальной суммы - около 10 тыс. рублей. Обжаловать иск продавец не решился. Справедливость восторжествовала. К слову, я ещё вначале изложил проблему на специализированном форуме, где продавец присутствовал. Продавец в ответ изложил свою (лживую) версию о том, как я-де решил обмануть несчастный магазин, вернув им якобы побитый и покоцанный мной товар. Будучи старожилом форума, продавец ещё и натравил на меня остальных пользователей, до конца не веря в то, что я всё-таки обращусь в суд. И тем большее удовольствие я получил, выложив в тему скан решения суда.0