Бизнес
96K

Как зарегистрировать ООО из дома

При помощи сервиса ФНС
30
Как зарегистрировать ООО из дома

В 2018 году мне срочно надо было открыть ООО в другом городе. Расстояние до нужной мне инспекции ФНС составляло без малого 2000 километров.

Аватар автора

Иван Скороходов

самостоятельно зарегистрировал ООО без посещения налоговой

Я уже собрался лететь, но в последний момент вылет сорвался. Тогда я заинтересовался возможностью регистрации юрлица через сайт ФНС. В интернете мало об этом писали, потому что регистрацией юридических лиц в основном занимаются компании-посредники.

Несмотря на помощь Т⁠—⁠Ж, я не смог получить ответы на все вопросы. Я действовал на свой страх и риск, и у меня все получилось. В статье расскажу, как мне удалось зарегистрировать ООО удаленно за пять шагов.

Мы обновили эту статью

С момента публикации в процедуре удаленной регистрации изменились некоторые детали, и редакция внесла их в статью. Общий алгоритм действий остался тем же, поэтому личный опыт от 2018 года по⁠-⁠прежнему сможет пригодиться.

Что за сервис и кому он подходит

В конце 2017 года Федеральная налоговая служба РФ запустила сервис онлайн-регистрации. Он позволяет зарегистрироваться как ИП или создать ООО удаленно: через сайт отправить заявку, а готовые документы получить по электронной почте. С 2019 года при подаче документов через сервис госпошлину платить не нужно. Получается, можно вообще никуда не ходить и никому ничего не платить.

Электронный сервис ничуть не уступает личной подаче: можно открыть ООО с любым составом учредителей в любом населенном пункте РФ, независимо от места подачи заявления и адреса регистрации заявителя, и сразу перейти на упрощенную систему налогообложения.

Пока через сервис нельзя создать другие типы юридических лиц: если вы хотите открыть акционерное общество или товарищество на вере, придется воспользоваться Программой подготовки документов для государственной регистрации или лично идти в нужное отделение ФНС.

У Т⁠-⁠Банка есть бесплатный сервис для регистрации ИП: отправляете заявку, отвечаете на вопросы — дальше все само. Ответ от ФНС придет на почту, самому ездить никуда не нужно.

Шаг 1

Зарегистрироваться на сайте ФНС

Для работы с сервисом необходимо зарегистрироваться на сайте и дать согласие на хранение и обработку персональных данных. Регистрация на сайте ФНС мало отличается от любого другого сайта: нужно указать электронную почту, ФИО и ИНН, а потом подтвердить действительность электронной почты, перейдя по ссылке. После этого можно работать с сайтом.

Если у вас есть личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или подтвержденная учетная запись на портале госуслуг, можете войти через них. В этом случае повторно регистрироваться не нужно.

Шаг 2

Получить ЭЦП

Что такое ЭЦП. Электронная цифровая подпись — способ подтвердить личность отправителя. Например, пароль из смс от банка для авторизации платежа — это простая электронная подпись.

Кроме простой существует усиленная электронная подпись, которая может быть квалифицированной и неквалифицированной. Разница между ними в том, что квалифицированную подпись выдают лицензированные ФСБ удостоверяющие центры, которые входят в зону доверия ФНС, — они гарантируют надежность шифрования. Такая подпись защищена от копирования и подделки, ее нельзя переслать по почте или выложить на торренты.

Усиленная квалифицированная электронная подпись полностью равносильна собственноручной подписи на бумажных документах. Именно она требуется для электронной подачи заявления и всех документов на регистрацию.

Поскольку мне необходимо было отправить документы как можно скорее, я поехал за ЭЦП в офис представителя, которого нашел в интернете. Большинство компаний, которые этим занимаются, могут привезти ЭЦП курьером, так что и для получения подписи из дома выходить не обязательно.

Документы для получения ЭЦП. Мне понадобились оригиналы паспорта, СНИЛС и ИНН. С документов сняли копии, меня сфотографировали с паспортом и заявлением на выдачу электронной подписи. Эти документы отправились в сертификационный центр, чтобы подтвердить мою личность. После проверки документов в сертификационном центре мне выдали токен (специальное устройство, похожее на флешку, в котором записан сертификат ЭЦП), пин электронной подписи и инструкцию, как с этим работать.

2290 ₽
стоила усиленная квалифицированная ЭЦП

Весь комплект обошелся мне в 2290 ₽. Это было не самое дешевое предложение на рынке, но мне была важна скорость.

С июля 2022 года сертификат квалифицированной ЭП можно оформить бесплатно с помощью мобильного приложения «Госключ». Но такая подпись подойдет только для документов, направляемых в налоговую для регистрации ИП или ООО.

Ключ сертификата подписи создается, хранится и применяется в приложении: не нужны смс-пароли и токен — все функции доступны без личной явки и бумаг. При регистрации ООО с типовым уставом результат можно получить в течение суток.

Чтобы получить сертификат КЭП в приложении «Госключ», потребуются подтвержденная учетная запись на госуслугах, смартфон с NFC-модулем и загранпаспорт нового поколения. Именно он содержит чип с персональной информацией, который позволяет идентифицировать человека.

Как работать с ЭЦП. Электронная подпись, как и обычная, — дополнение документа небольшим фрагментом информации, который однозначно идентифицирует подписанта. В случае ЭЦП такой информацией является сертификат на токене.

Чтобы подписать документы при помощи ЭЦП, необходимо установить на компьютер специальную программу. Лицензия на нее входила в стоимость электронной подписи. В программу необходимо внести сертификат с токена, после чего она сможет подписывать документы. Есть плагины, которые позволяют подписывать и проверять подписи в программах пакета «Микрософт-офис» и «Адоуб», но для работы с сервисом ФНС это не потребуется.

Токен следует хранить так же тщательно, как любой другой документ. Но на случай его утери существует защита пин-кодом. Программа запрашивает его всякий раз, когда кто-то пытается подписать электронный документ. Считается, что пин-код невозможно взломать, но я не рискую и храню токен в сейфе вместе с другими документами.

Токен (носитель) электронной подписи
Токен (носитель) электронной подписи
Шаг 3

Собрать документы и заполнить анкету

Для регистрации ООО необходимо подать следующие документы:

  1. Решение участника (участников) о создании общества.
  2. Заявление о регистрации юридического лица (форма Р11001).
  3. Устав ООО.

Этот список одинаковый как для подачи в отделении ФНС, так и для дистанционной регистрации. Отличие лишь в том, что при личной подаче необходимо представить квитанцию об уплате госпошлины в размере 4000 ₽.

Госпошлина. С 1 января 2019 года за дистанционную регистрацию юридических лиц и ИП госпошлина не взимается. Когда я регистрировал ООО, изменения еще не вступили в силу, поэтому пошлину я оплачивал и прикладывал квитанцию к заявлению о регистрации.

Решение и устав. Сайт ФНС может самостоятельно составить решение о создании юридического лица и типовой устав. Поскольку я их составил предварительно, планируя очную подачу, я решил загрузить те, что уже есть. По крайней мере так я точно знал, что в них написано.

Анкета и форма Р11001. Система автоматически сгенерирует заполненное заявление по форме Р11001. Для этого необходимо заполнить специальную анкету на подсайте ФНС. В ней потребуется ввести данные паспорта, ИНН и адрес регистрации по месту жительства, а также сведения о планируемой деятельности создаваемого общества (коды ОКВЭД) и уставном капитале.

Анкету необходимо заполнять внимательно. В системе есть автоматическая проверка данных, но касается она не всего. Она заметит некорректный ИНН или номер паспорта, а выдавшее учреждение или адрес регистрации — нет. Ошибки могут привести к отказу в регистрации.

Анкета автоматически сохраняется на сайте, так что можно делать перерывы и даже выходить из системы.

Гарантийное письмо от арендодателя. Рекомендуется приложить гарантийное письмо от будущего арендодателя и документы, подтверждающие его право на недвижимость. Они подтвердят достоверность юридического адреса ООО, который нужно указать в заявлении о регистрации ООО.

Мой арендодатель прислал скан гарантийного письма по электронной почте. Документы на право собственности я не просил. Зарегистрировать ООО можно и по домашнему адресу учредителя, тогда понадобятся документы на право собственности и согласие всех собственников квартиры, если их несколько.

Документы о юридическом адресе

Формально список необходимых документов на регистрацию ООО не включает в себя ни гарантийное письмо, ни договор аренды, ни подтверждение права собственности на помещение, где будет зарегистрирована компания. Лица, которые обращаются с заявлением на регистрацию юрлица, не обязаны представлять дополнительные документы, чтобы подтвердить достоверность сведений о юридическом адресе.

Но правоприменительная практика такова, что при отсутствии этих документов налоговая может отказать в регистрации, сославшись на недостоверность представленных сведений об адресе. А может и не отказать — все зависит от взглядов конкретной инспекции и конкретного регистратора. Я решил не рисковать и приложить гарантийное письмо от арендодателя.

Переход на УСН. Как и личная подача, дистанционная регистрация позволяет сразу перейти на упрощенную систему налогообложения. Для этого достаточно приложить к пакету документов уведомление о переходе ООО на УСН (форму № 26.2-1).

Если не перейти на УСН сразу при регистрации, придется ждать 1 января следующего года и есть риск переплатить налоги. Поэтому заявление я отправил в налоговую электронно вместе с остальными документами.

Шаг 4

Форматирование и отправка документов

Формат документов. Документы нужно было сначала распечатать, а затем отсканировать в формате TIFF c разрешением 300 точек на дюйм в черно-белом (однобитовом) цветовом режиме.

Каждый документ должен весить не более 2 Мб. TIFF — типографский формат без сжатия, так что один только мой устав занимал 116 Мб. Это можно исправить. Я редактировал файл в программе XnView Classic, она бесплатная для частных лиц, кем я и был на тот момент.

Для каждой страницы я задавал количество точек 300 на дюйм и преобразовывал в черно-белый режим без сглаживания. После того как я обработал все страницы, устав занимал на диске чуть больше 1 Мб.

Изначальный документ. 116 Мб — это очень много
Изначальный документ. 116 Мб — это очень много
Изменение цветности в программе XnView Classic
Изменение цветности в программе XnView Classic
Документ после обработки. Его размеры соответствуют требованиям ФНС
Документ после обработки. Его размеры соответствуют требованиям ФНС

Отправка документов. Заявление о регистрации ООО по форме Р11001 сразу оказывается в личном кабинете. Остальные документы просто загружаются на сайт. У меня получилось шесть документов: заявление, решение, устав, квитанция об уплате госпошлины, гарантийное письмо и уведомление о переходе на УСН по форме № 26.2-1. Сейчас их было бы только пять — без квитанции.

При отправке документов сайт ФНС требует их подписать. Поэтому необходимо подключить токен к компьютеру и запустить программу для электронной подписи. Каждый документ подписывается отдельно, так что я ввел пин-код шесть раз подряд. Я обращаю на это отдельное внимание, так как меня сначала смутили многократные запросы.

Шаг 5

Решение ФНС

Пакет документов уходит на рассмотрение в инспекцию. ФНС обещает получение результата спустя три рабочих дня после заполнения, но есть нюанс — в скорости работы самого портала. Документы между порталом и региональной инспекцией перемещаются не мгновенно, так что на это тоже нужно делать поправку.

Письмо от региональной инспекции о получении документов мне пришло спустя шесть часов после их отправки. Видимо, срок исчисляется с этого момента: я отправил документы в четверг днем, а ответ получил во вторник поздно вечером.

Регистрация ООО прошла успешно: мне прислали копию устава, свидетельство о постановке на налоговый учет и лист записи ЕГРЮЛ. Каждый документ был заверен электронной подписью налоговой, что приравнивает его к бумажному оригиналу. С такими документами можно открывать расчетный счет, заключать договоры и делать все остальные вещи, которые полагаются обществу с ограниченной ответственностью.

Письмо из налоговой о получении документов
Письмо из налоговой о получении документов
Устав с отметкой налоговой о регистрации
Лист записи ЕГРЮЛ
Свидетельство о постановке на учет

Запомнить

  1. ФНС предоставляет сервис для удаленной регистрации ООО. Это просто и удобно, а с 2019 года — еще и выгодно, потому что за дистанционную подачу документов не нужно платить госпошлину.
  2. Для работы с электронными сервисами нужно получить ЭЦП физического лица. Если ЭЦП нужна только для того, чтобы подписать документы для госрегистрации, ее можно получить бесплатно с помощью мобильного приложения «Госключ».
  3. Документы загружаются на подсайт ФНС. Там же заполняется заявление по форме Р11001.
  4. После рассмотрения документов налоговая пришлет на электронную почту либо документы, подтверждающие регистрацию, либо решение об отказе в регистрации.
Иван СкороходовЕсли вы регистрировали ИП или ООО через интернет, расскажите о своем опыте в комментариях:
  • АртёмИнструкция полезная, но выпуск ЭЦП ради разового учреждения ООО — на мой взгляд, ненужный геморрой, особенно если участников несколько (каждому нужна будет своя ЭЦП). Для подачи документов в ИФНС удаленных регионов удобнее воспользоваться услугами нотариуса. Он удостоверит подписи всех учредителей компании и сам направит документы в электронном виде в любую ИФНС, а потом получит документы о регистрации.0
  • fromshkapРасскажите лучше как закрыть ООО не вставая с дивана, вот это было чертовски круто!7
  • Sergey PetrenkoArtyom, а по моему, вполне даже рационально, поскольку ЭЦП может понадобиться в будущем (сейчас-то особо не с кем его применить, кроме как при общении с налоговой, но будущее у этой системы определенно есть), а её стоимость даже в пакетах "Роскошный не подымая с дивана Ж" — ниже, чем одна только госпошлина.2
  • Dmitrii UdimovAlexey, в каком ещё таком будущем? Уже года 2 подписываем договора, акта и счета-фактуры удалённо через сервисы электронного документооборота (в случае моей компании это Диадок). А квалифицированные ЭЦП для этого сейчас делают облачные и для подписи остаётся только вводить смс код. Так что будущее уже наступило.0
  • Янина РябоваИван здравствуйте! Так как только планирую воспользоваться Вашей рекомендацией (когда получу опыт обязательно напишу), у меня возник вопрос обязательно обособленное подразделение в другом регионе? Прописка в Свердловской области, а деятельность планирую вести в Краснодарском крае. Или так ООО вновь созданное, деятельность не велась можно указать юридический адрес прописки, а фактический уже в другом регионе. Или как лучше поступить? Заранее благодарю!0
  • Rene FarПровел подачу документов тоже по такому принципу, выходит конечно выгоднее на 2700 рублей, ЭЦП обошлась 1300 рублей. Но почему то позвонили с налоговой и пригласили на собеседование, а я как и автор в другом городе в командировке. Что будет если не идти, кто-нибудь в курсе?2
  • Yura RavichevВсё получилось, только теперь проблема на бумаге получить, разбираемся0
  • Ульяна КолосоваОчень крутой обзор! Сегодня будем регистрировать!0
  • АлексейЯ правильно понимаю, что ЭЦП, которую нужно получить на данном этапе не подойдёт для работы юл в будущем, так как потом придётся делать уже ЭЦП на директора юл?1
  • Антон ПахомовСтоит также отметить, что помимо всех этих документов, желательно сразу подать заявление о выдаче бумажных оригиналов, помимо галочки в интерфейсе фнс. Иначе Вам будет необходимо прийти в отделение фнс, подать это заявление и потом прийти ещё раз, чтобы забрать документы.0
  • Антон ПахомовАлексей, не вести по нему деятельность, само закроется скоро)))2
  • Ирина СлободянАлексей, да, эцп для руководителя ООО не равна эцп физ лица, потом выпускать придется.1
  • Ольга БалясниковаДобрый день! Спасибо за подробный обзор. У меня остался один вопрос: Перед сканированием документы на бумажном носители нужно подписывать?0
  • Andrey VishnevОльга, нет, т.к. подписывать будете ЭЦП0
  • Сергей СмирновСпасибо за инструкцию, вы единственный - кто разложил все по пунктам и с приятным форматированием. Очень помогли!1
  • Ирина НикитинаЗдравствуйте! Все выглядит достаточно просто и понятно. Если кто-то уже работает таким образом, расскажите, что и как? Где лучше регистрироваться?1
  • Sasha KleshtanИрина, Поделюсь своим опытом. Я оформлял ИП через Деловую среду от Сбербанка. Сервис рабочий и удобный. Позволяет запустить свой малый бизнес без лишних затрат и напрямую с банком.0
  • Петр СидоровSasha, А в чем преимущество именно этого сервиса?0
  • Даниил АристовПетр, Требований не так много: основные документы и мобильное устройство. По сути экономия времени и средств. Пробовать можно, в худшем случае вы многого не потеряете0
  • Katya MerkulovaИван, спасибо за обзор! Но ведь процедура совсем другая при регистрации ооо с несколькими учредителями0
  • Nefco KazanСпасибо тебе, ты просто Душан Брегович. Все зарегистрировал с твоей помощью за 3 дня. Кто бы знал про все эти требования Tiff и прочее.0
  • ANDREY NIKOLAEVВажный вопрос. Можно ли использовать для регистрации ООО ЭЦП, полученную как ИП. Или необходимо сделать ЭЦП физического лица?0
  • ИринаКупила эцп на 3 мес всего за 300 руб. Скачала програмку на госуслугах, заполнила, приложила сканы. Пошлину платить не нужно. Но вот проблемы начались, 2 раза уже отказы, сначала формат не читаемый у них, потом в заявлении на указан тип устава. А сразу не судьба написать )0
  • Андрей СергеевичРасскажите как указывать адрес, если в нем присутствует Этаж? Спасибо0
  • Юлия БабинаАнтон, можно пойти к любому нотариусу с полученным контейнером (в любом регионе) и получить их на бумаге. 150 р за 1 лист. Это называется равнозначность.0
  • Юлия БабинаАндрей, я пишу так, например: Этаж/помещ./офис и в другом столбце, где номер: 6/34/348 в разных регионах подавала документы уже. без проблем всегда проходило.0
  • Никита МельниковАнтон, если не сдавать отчет в течение года есть риск получить запрет на ведение бизнеса)))0
  • Антон СоловьёвЮлия, а там 111 листов. Прекрасная идея0