Этот текст написан в Сообществе. Бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Мне 70 лет. Последние пять лет я ежегодно делаю колоноскопию.
Это исследование, в ходе которого кишечник осматривают изнутри с помощью оптической трубки.
В октябре 2023 года во время очередной процедуры у меня обнаружили аномальные наросты в толстой кишке — полипы. А через четыре месяца их удалили по ОМС. Расскажу, как готовился к процедуре и почему провести ее удалось только со второго раза.
Что такое полипы толстой кишки и чем они опасны
Полипы толстой кишки — это аномальные разрастания на слизистой оболочке нижней части кишечника. Некоторые из них плоские, «сидячие», другие выглядят как шишки или грибы на ножке.
По статистике, полипы толстой кишки есть у 40% людей старше 50 лет. Некоторые из них со временем могут перерождаться в рак. В зависимости от того, насколько высок риск перерождения, полипы делят на две группы.
Неопухолевые. Такие почти никогда не становятся злокачественными. К неопухолевым относят воспалительные полипы, которые часто развиваются у людей с воспалительными заболеваниями кишечника, и гиперпластические — они вырастают на месте травмы слизистой оболочки. Иногда у детей обнаруживают неопухолевые наросты, связанные с нарушениями в развитии кишечника, — гамартомы.
Неопластические полипы. Могут перерастать в рак. Бывают двух видов: аденомы, или аденоматозные полипы, и зубчатые полипы. Они отличаются друг от друга клеточным строением. Зубчатые под микроскопом имеют пилообразный вид (сайт недоступен на территории РФ).
Почти две трети полипов, которые образуются в толстой кишке, — аденоматозные. Реже встречаются зубчатые и неопухолевые.
Наиболее распространенный тип колоректального рака, аденокарцинома, возникает в результате перерождения аденоматозного полипа.
По данным исследований, примерно 5% аденом в итоге трансформируются в злокачественные. Риск трансформации тем выше, чем больше размер полипа (сайт недоступен на территории РФ).
Причины появления полипов до конца не изучены. Но известно, что вероятность заболевания повышают:
- возраст старше 45 лет;
- ожирение;
- курение;
- злоупотребление алкоголем;
- питание с высоким содержанием жиров, красного мяса;
- недостаточное количество клетчатки в рационе;
- воспалительные заболевания кишечника.
Кроме того, существует генетическая предрасположенность к развитию полипов или рака толстой кишки.
Почему я ежегодно обследую кишечник
В январе 2019 года у меня начались проблемы с кишечником. Беспокоили боли в нижней левой части живота, иногда замечал кровь в кале. С этими жалобами я обратился в поликлинику к терапевту. Тот направил к хирургу в медцентр Дальневосточного федерального университета, ДВФУ.
Хирург осмотрел и назначил колоноскопию, чтобы прояснить причины болей. Процедуру провели в феврале под седацией, то есть во сне. Это была первая в моей жизни колоноскопия.
В ходе исследования врачи обнаружили подозрительное образование — предположительно полип. Удалить его не смогли, но сделали биопсию: от слизистой отщипнули фрагмент, который отправили на гистологическое исследование.
В марте я получил результаты: образование оказалось злокачественной опухолью — аденокарциномой. Мне назначили дополнительное обследование, по итогам которого диагностировали колоректальный рак второй стадии — без метастазов.
Диагноз разделил жизнь на до и после. Умом я понимал, что я не первый и не последний, но сознание отказывалось принимать правду.
В мае 2019 года врачи провели операцию: удалили 15 см толстой кишки вместе с опухолью. В подробности вдаваться не буду. Скажу только, что лечение прошло успешно, вот уже пятый год я нахожусь в ремиссии. Чтобы отследить рецидив, наблюдаюсь в поликлинике и периодически обследуюсь.
Сходите к врачу
В этой статье мы не даем рекомендаций. Прежде чем принимать решение о лечении, проконсультируйтесь с врачом. Ответственность за ваше здоровье лежит только на васКак у меня обнаружили полипы толстой кишки
Первые два года после операции я проходил обследования каждые полгода, а с 2021 года делаю это раз в год. Сдаю расширенные анализы мочи, крови, делаю ЭКГ, флюорографию, УЗИ и МРТ брюшной полости и, конечно, колоноскопию. Врачи проверяют, как ведет себя анастомоз — место, где на кишечник наложили швы, — и не появилось ли на слизистой новых образований.
Колоноскопию после удаления опухоли делаю без седации. Во-первых, потому что за нее нужно доплачивать, а это половина моей пенсии. Во-вторых, на процедуру с седацией большая очередь.
Не скажу, что обследоваться наживую комфортно, но за несколько лет я привык к такому положению дел. Последние процедуры проходили практически безболезненно. К тому же в том, что я остаюсь в сознании, есть свои плюсы. Многие эндоскописты показывают, что видят на экране, поэтому я узнаю результаты в режиме реального времени.
В октябре 2023 года я сделал очередную колоноскопию. В ходе процедуры врач сообщил, что обнаружил полип в толстой кишке, но ни удалить его, ни сделать биопсию без решения хирурга не может.
С заключением эндоскописта я сходил к хирургу. Тот назначил процедуру по удалению полипа на 11 декабря 2023 года.
Как проявляются полипы и как их диагностируют
Большинство полипов никак себя не проявляют. В редких случаях они вызывают кровотечения из прямой кишки. Человек может замечать кровь в кале или на туалетной бумаге после дефекации. Бывает, что кровь в кале не видно невооруженным глазом, но ее обнаруживают при специальном лабораторном анализе. Регулярные кровотечения приводят к развитию анемии, которая проявляется усталостью и снижением работоспособности.
Чтобы вовремя обнаружить полипы, врачи рекомендуют проходить обследования в профилактических целях. Всем людям старше 45 лет раз в три года нужно сдавать анализ кала на скрытую кровь, а раз в десять лет — делать колоноскопию. Это единственное исследование, которое позволяет полностью проверить слизистую толстой кишки на наличие полипов.
Более частые обследования или обследования в более молодом возрасте могут потребоваться людям с факторами риска рака толстой кишки. Например, тем, у кого есть близкие родственники с колоректальным раком, пациентам с воспалительными заболеваниями кишечника либо тем, кто в прошлом уже удалял полипы или злокачественные новообразования толстой кишки. В таких случаях программу исследований подбирают индивидуально.
Колоноскопию также назначают при подозрительных симптомах, даже если время профилактического обследования не подошло.
Подготовка к операции
Подготовка к операции оказалась отдельным квестом. Через госуслуги я записался к участковому терапевту — он дал направления на УЗИ, рентгенографию, ЭКГ, анализы мочи и крови. Еще попросил сделать прививку от столбняка, которой не хватало в моем прививочном сертификате. Под занавес сдал экспресс-тест на ковид.
Поскольку пациент я опытный, вся подготовка — с записями и ожиданием процедур — заняла десять дней. После обследования терапевт оформил заветное направление на операцию.
За три дня до госпитализации я начал соблюдать диету. Не ел крупы, овощи, зелень и мучные продукты. Вечер перед операцией посвятил приему слабительного препарата с элегическим названием «Фортранс»: развел порошок в четырех литрах воды и каждые 15 минут пил по стакану. Это занятие приходилось чередовать с регулярными походами в санузел. Через четыре часа я был полностью готов к общению с хирургами.
На следующий день утром я, как обычно, принял антигипертензивный препарат — запил его минимальным количеством воды, потому что перед операцией нельзя есть и пить. И поехал в медцентр ДВФУ.
В приемном покое у меня забрали документы и отправили к терапевту. Врач расспросил о самочувствии, измерил рост, вес, температуру и давление — помню, что тонометр показал 120/84 мм рт. ст.
Медсестра проводила в отделение эндоскопии и велела ждать в палате. Я переоделся в домашнюю пижаму и сел ждать. Примерно в час дня за мной пришла другая медсестра и позвала в операционную.
У дверей операционной меня опять оставили одного и сказали ждать вызова. Минуты через две я услышал свою фамилию. Стараясь не волноваться, зашел и поздоровался с персоналом. Мне указали на отдельное помещение, где попросили переодеться в одноразовые шорты — с разрезом напротив анального отверстия. Носки и майку разрешили оставить.
Дальше я улегся на операционный стол. Врач наложила на руку манжету и измерила давление — тут выяснилось, что оно подскочило до 200/100 мм рт. ст. Мне сказали, что с таким давлением проводить процедуру с седацией нельзя, потому что может случиться внутримозговое кровоизлияние.
Я расстроился: две недели ходил по врачам, три дня готовил кишечник — и в итоге такой облом. Но делать нечего, пришлось собирать вещи и ехать домой. Врачи рекомендовали зайти на второй круг, когда решу проблемы с гипертонией.
Всегда ли нужно удалять полипы
Удалению подлежат любые полипы — даже неопухолевые. Несмотря на то что они практически никогда не перерастают рак, они могут вызывать кровотечения и анемию.
Обычно полипы удаляют, как только обнаруживают, во время колоноскопии. Эту процедуру называют полипэктомией. Через колоноскоп врач вводит в толстую кишку специальный инструмент — щипцы или петлю, которыми срезает полип. Место среза затем прижигают электрокоагулятором, чтобы избежать кровотечения и предотвратить повторный рост полипа.
В слизистой толстой кишки нет нервных окончаний, поэтому удаление полипов безболезненно. Но колоноскопию обычно проводят под седацией, чтобы избавить пациентов от болей, вызванных растяжением кишки.
Чтобы точно определить характер полипа, его ткани исследуют под микроскопом. Это позволяет определиться с дальнейшей тактикой. Если выясняется, что образование злокачественное, пациенту могут провести дополнительные вмешательства.
Иногда, когда полипы очень большие или «сидячие», удалить их с помощью полипэктомии нельзя. В таких случаях проводят:
- эндоскопическую резекцию слизистой оболочки — полип удаляют с частью расположенной под ним слизистой;
- эндоскопическую подслизистую диссекцию — полип удаляют с частью слизистой и мышечных тканей.
В некоторых случаях, если полипов очень много, хирурги могут удалить часть толстой кишки.
Удаление полипов
После неудачной госпитализации я сходил к терапевту. Мы договорились, что я продолжу принимать те же антигипертензивные препараты, что и раньше, а позже мне дадут направление на повторную госпитализацию. Я был уверен, что скачок давления в больнице был случайным, поэтому менять лечение не хотел. Терапевт со мной согласилась.
Новую операцию назначили на 9 февраля 2024 года. Я заново прошел предоперационное обследование, потому что результаты предыдущего устарели.
В день икс приехал в больницу со свежими документами. Как и в первый раз, мне измерили давление, температуру и проводили в палату. Оформление документов заняло часа четыре. Я очень переживал, что давление опять подскочит. Поэтому, когда медсестра повела меня в операционный зал, просил ее не торопиться и идти помедленнее.
Когда в зале стали измерять давление, я увидел на мониторе 150/90 и выдохнул — теперь операция точно состоится. Анестезиолог установила в вену левой руки катетер и позвала в зал хирургов. Меня попросили закрыть глаза — на катере повернули краник, и я уснул.
Очнувшись, понял, что операция закончилась. Спросил: «Как все прошло?» В ответ услышал: «Все хорошо». Медсестра подкатила к столу кресло-каталку с моими вещами. Я переоделся, и меня повезли в палату.
Никакого дискомфорта в животе после процедуры я не ощущал. В палате лег на кровать отдохнуть. Состояние было близким к эйфории. Я не мог нарадоваться тому, что все закончилось.
Часа через два в палату забежал врач-ординатор, вручил протокол оперативного вмешательства и сказал, что я могу ехать домой. Переодевшись, я быстренько покинул палату.
Уже дома ознакомился с протоколом и узнал, что вместо одного предполагаемого полипа врачи удалили три. То ли в октябре эндоскопист увидел не все, то ли за прошедшие четыре месяца в кишечнике выросли новые образования.
Операцию провели через колоноскоп с помощью холодной петли. Один полип был мелким — его потеряли при извлечении, поэтому на гистологическое исследование отправили только два образования. Результаты мне прислали на почту 21 февраля. Оба полипа оказались доброкачественными: один — аденоматозным, второй — гиперпластическим.
Повторно обследоваться врачи рекомендовали через год, чему я безмерно рад. Целых 12 месяцев я могу жить свободно, без плохих мыслей о болезни.