Как я удалила доброкачественную опухоль молочной железы
Этот текст написан в Сообществе, бережно отредактирован и оформлен по стандартам редакции
Когда мне было 27 лет, у меня обнаружили опухоль молочной железы.
Это получилось случайно благодаря моей подруге. После постановки диагноза лечащий врач рекомендовал наблюдать новообразование, но через некоторое время я все-таки решила не рисковать и сделать операцию. Расскажу, как все прошло и как быстро я восстановилась.
Сходите к врачу
В этой статье мы не даем рекомендаций. Прежде чем принимать решение о лечении, проконсультируйтесь с врачом. Ответственность за ваше здоровье лежит только на вас
Как мне поставили диагноз
В 2020 году подруга рассказала, как удалила фиброаденому — доброкачественную опухоль молочной железы. Я подумала, что мне тоже не помешает провериться и сделать УЗИ желез. Раньше я никогда не проходила это обследование. Серьезных жалоб на тот момент не было. Разве что перед менструацией беспокоили тянущие ощущения в груди.
По ДМС я записалась к маммологу и хирургу-онкологу в одном лице в поликлинику № 1 в Москве. Врач прощупал грудь, никаких уплотнений не обнаружил, но по моей просьбе выписал направление на УЗИ. Его я тоже сделала по страховке.
В левой груди узист нашел опухоль размером полтора сантиметра. В заключении написал: «Эхопризнаки узлового образования молочной железы (возможно, фиброаденома)».
На повторном приеме маммолог сказал, что для подтверждения диагноза нужно сделать биопсию. Он же сам ее и провел. Процедура прошла не очень приятно. Врач не смог сразу попасть иглой в узел, в итоге сделал три прокола. Сильной боли не припомню, но было некомфортно — хотелось, чтобы процедура побыстрее закончилась. После биопсии на груди остался небольшой синяк, но он быстро прошел.
Гистологическое исследование подтвердило, что у меня фиброаденома. Врач рекомендовал наблюдаться.
Что такое фиброаденома
Фиброаденомы — доброкачественные опухоли, которые развиваются из долек молочной железы. Они встречаются примерно у 10% женщин. У большинства формируется одна опухоль, но их может быть и несколько — в одной или обеих железах.
Крайне редко фиброаденомы возникают у мужчин, обычно на фоне лечения эстрогенами.
Симптомы. Некоторые фиброаденомы слишком малы, чтобы их можно было почувствовать. Другие ощущаются как подвижный узелок под кожей. Он может быть твердым, как мрамор, или эластичным, как резина.
Средний размер фиброаденом — 2—3 см. Редко они вырастают гигантскими — больше 5 см.
Обычно уплотнения не доставляют дискомфорта. Но некоторые, особенно крупные, за несколько дней до менструации могут становиться болезненными.
Причины. Точно не ясно, что вызывает фиброаденомы. Предполагают, что определенную роль в их появлении играет эстроген. Чаще опухоли формируются в период полового созревания и обнаруживаются в возрасте 15—30 лет. Во время беременности, когда уровень эстрогена в организме растет, они могут увеличиваться, а после наступления менопаузы — уменьшаться.
Диагностика. Чтобы подтвердить диагноз и оценить размер опухоли, назначают УЗИ или маммографию. Если возникают сомнения в характере образования, делают биопсию: с помощью иглы забирают образец тканей и рассматривают их под микроскопом.
В лаборатории также определяют тип фиброаденомы — простой или сложный (сайт недоступен с территории РФ). Клетки простой под микроскопом выглядят одинаковыми. Такие образования не повышают риск рака молочной железы в будущем. Сложные фиброаденомы неоднородны по своей структуре. Считается, что они незначительно повышают риск рака.
Как я решилась на операцию
Я наблюдалась по ДМС: раз в год ходила на УЗИ и консультировалась с доктором. Периодически он говорил, что фиброаденому можно удалить, но в то же время на операции не настаивал.
В 2024 году я все же решила прооперироваться. Меня беспокоило, что во время менструаций грудь стала болеть сильнее. Кроме того, я опасалась, что, если забеременею, опухоль начнет расти. Хотя врач уверял, что это маловероятно: за четыре года размер фиброаденомы не изменился.
На очередной консультации мне выписали направление к оперирующему хирургу. Маммолог сам позвонил в страховую, чтобы выяснить, в какую клинику мне лучше обратиться по ДМС. Страховщики взяли паузу и перезвонили через день. Сказали, что могут записать в КДЦ «Измайловский», который относится к больнице им. Пирогова, и уточнили удобную дату приема. Я выбрала конец апреля.
Когда приехала на консультацию, ожидала, что у хирурга будет длинная очередь, потому что по ОМС в центр приезжает много пациентов из регионов. К тому же в регистратуре предупредили, что доктор может задержаться, так как начинает принимать после операций в Пироговской больнице. Но мне повезло: я зашла в кабинет точно в свое время.
Консультация прошла в приятной атмосфере. Врач расспросил о проблеме, затем сделал УЗИ молочных желез. Спросил, когда я хочу лечь на операцию. Я ответила, что как можно скорее. Хирург предложил госпитализироваться 29 мая. Дал список предоперационных анализов и попросил написать ему в мессенджере 28 мая, чтобы он точно сказал, к какому времени приезжать.
После приема я сфотографировала заключение хирурга и отправила фото в чат со страховой. На следующий день мне перезвонили и сказали, что операцию и анализы покроет ДМС.
Подготовка к операции
Какого-то мандража перед госпитализацией не было. Я спокойно отношусь к больницам и операциям. К тому же аналогичный опыт пережили мои подруги — я уже знала, что меня ждет.
Предоперационное обследование проходила в неспешном темпе. Сделала ЭКГ, рентген грудной клетки. Сдала несколько анализов:
- биохимический и клинический анализы крови;
- коагулограмму;
- анализ на ВИЧ, сифилис и гепатиты;
- анализ на группу крови и резус-фактор;
- общий анализ мочи;
- анализ на антитела к вирусу кори.
В больнице сказали, что, если иммунитета к кори нет, на плановую операцию могут не взять. Я как раз сделала прививку весной, так что на этот счет была спокойна. По итогам обследования получила заключение у терапевта.
Хирург попросил привезти на госпитализацию плотный спортивный топ. Конкретного бренда не назвал. У меня дома был относительно новый Nike — его я и приготовила. Помню, что подруга, которая удаляла фиброаденому в 2020 году, также покупала для операции компрессионные чулки. Но меня об этом не просили.
Операция
За день до операции я списалась с хирургом в мессенджере. Он попросил приехать 29 мая к полудню.
В регистратуре проверили мои анализы, переписали данные паспорта, СНИЛС, выдали медкарту и отправили в хирургический корпус. Там меня зарегистрировали на сестринском посту и проводили в двухместную палату. В ней уже лежала женщина, которую только привезли с операции.
Есть с утра было нельзя, что очень тяготило. Выпить разрешили только стакан воды. Через два часа меня отвели к хирургу, который еще раз сделал УЗИ молочных желез, маркером отметил, где находится фиброаденома, и снова отправил ждать в палату. В тот день я была далеко не первой претенденткой на операцию.
В 17:00 пришла медсестра, попросила взять спортивный топ и перелечь на каталку. Мы поехали в соседний корпус, где была расположена операционная. Когда катились по узкому прохладному коридору на цокольном этаже, мне стало не по себе, но в целом чувствовала я себя нормально.
Перед операционной мне предложили переодеться в одноразовую медицинскую одежду. В зале уложили на стол. Анестезиолог спросил, какой у меня вес или есть ли аллергия на какие-нибудь лекарства. В руку установили катетер, ввели седативный препарат — дальше ничего не помню.
Как лечат фиброаденомы
Чаще фиброаденомы не нуждаются в лечении. Большинство из них не увеличиваются со временем, а некоторые, наоборот, уменьшаются или даже полностью исчезают. Чтобы отследить изменения, необходимо наблюдаться: периодически проходить осмотры у маммолога, делать УЗИ или маммографию.
Если фиброаденома сложная, большого размера, вызывает дискомфорт или быстро растет, врач может предложить ее удалить. Есть два варианта.
Хирургическое иссечение. Опухоль иссекают скальпелем. Этот тип операции применяют в большинстве случаев.
Криоаблация. Через разрез в коже к фиброаденоме подводят инструмент, который воздействует на нее низкой температурой. Клетки опухоли разрушаются.
Удаление фиброаденомы обычно не влияет на форму груди. Хотя, если образование было большим, может остаться углубление.
После операции опухоль не рецидивирует. Но в другом участке груди может образоваться новая фиброаденома.
Восстановление
В больнице. Меня пробудили от наркоза, когда везли с операции. На грудь был надет спортивный топ. Чувствовала я себя очень сонной, говорила с трудом. Окончательно очнулась уже в отделении реанимации, куда свозили всех прооперированных пациентов. Меня подключили к монитору, который отслеживал жизненно важные показатели. Через час перевели обратно в палату.
Никаких неприятных ощущений после операции не было. Только очень хотелось есть. В палате мне оставили булочку и чай, которые разносили во время ужина, но этого оказалось мало. Я пожалела, что не взяла с собой перекус. В корпусе был буфет, но вечером он уже не работал.
Спала я неплохо, боли ночью не беспокоили. Правда, когда ложилась на левый бок, в груди немного тянуло.
Утром после завтрака меня осмотрел хирург. Снял марлевую повязку и заклеил шов силиконовым пластырем. Я человек впечатлительный, поэтому на перевязку старалась не смотреть. Но заметила, что рана небольшая. Синяков на груди не было, только вокруг шва осталось немного запекшейся крови.
В 12:00 меня выписали. Получилось, что в больнице я провела всего сутки. Но знаю, что сроки госпитализации при такой операции могут быть разными. Например, у моей соседки по палате случай оказался сложнее — ей предстояло провести в больнице неделю. А мою подругу когда-то выписали через несколько часов после операции, в больнице она не ночевала.
После выписки я добралась домой на каршеринге. Хотя могла проехаться и на метро: самочувствие позволяло.
Ткани, удаленные во время операции, отправили на гистологическое исследование. За результатами попросили приехать через неделю.
Дома. На следующий день я сходила к хирургу в поликлинику, чтобы продлить больничный. В больнице мне оформили его только на два дня. Хирург продлил еще на неделю.
После выписки я продолжала носить спортивный топ, снимала его только в душе. Силиконовый пластырь можно было мочить — главное, не отклеивать.
Через неделю съездила к хирургу в больницу на контрольный осмотр. Врач хотел удалить пластырь, но я попросила оставить его еще на несколько дней: мне показалось, что рана не затянулась. В итоге хирург заменил пластырь и сказал снять его через четыре дня. Еще рекомендовал дважды в день мазать шов мазью «Дерматикс» — она препятствует образованию рубцов. Я все делала, как велели.
По поводу топа четких рекомендаций не было. Я перестала его носить через две с половиной недели, когда шов затянулся и перестал пугать.
На работу вышла ровно через семь дней после операции. Можно было продлить больничный еще, но я не стала этого делать. Примерно в то же время забрала результаты гистологического исследования из больницы. Оно подтвердило, что опухоль доброкачественная.
Как чувствую себя сейчас
После вмешательства прошло два месяца, чувствую себя отлично. Место операции еще заметно, но меня это не смущает. Иногда мажу рубец «Дерматиксом». Не знаю, рассосется ли он без следа, но особо не переживаю: за бельем и купальником его все равно не видно.
В итоге я потратила только 2000 ₽ на «Дерматикс». Все обследования и операцию оплатила страховая. Но я ознакомилась с ценами на сайтах медучреждений, в которых лечилась. К примеру, стоимость УЗИ молочных желез в поликлинике № 1 — 1232 ₽, первичной консультации онколога в НМИЦ им. Пирогова — от 1800 до 3500 ₽. Предоперационную подготовку я проходила в клинике «Медси». Если бы не ДМС, заплатила бы за нее 15 500 ₽.
Иссечение новообразований молочной железы в НМИЦ им. Пирогова стоит 21 600 ₽. Но это без учета пребывания в палате. В регистратуре слышала, как женщине назвали полную стоимость операции — 50 000 ₽. Примерно столько же заплатила моя подруга четыре года назад.