Дилер не отдает предоплаченный автомобиль, пока не куплю допоборудование. Это законно?

Решил купить автомобиль у крупного дилера. Составили предварительный договор купли-продажи, я внес аванс. Прошел месяц, и, после того как автомобиль поступил со склада, дилер отказывается продавать мне его по цене, указанной в преддоговоре. Ставит условие, что продаст машину, если я куплю дополнительное оборудование на 100 000 Р. Но мне это оборудование не нужно — стоимость автомобиля просто увеличивается.

Законно ли отказываться продавать автомобиль по цене, указанной в предварительном договоре купли-продажи, при внесении покупателем аванса? Куда можно обратиться или пожаловаться? Нарушает ли автосалон закон о защите прав потребителей в данном случае?

Дилер незаконно отказывается передать вам машину по цене из предварительного договора купли-продажи. Это нарушение закона о защите прав потребителей. Расскажу, как должно быть, куда жаловаться и как получить свой автомобиль без ненужного оборудования.

Что вам гарантирует предварительный договор

Правильно, что с вами заключили предварительный договор купли-продажи автомобиля. Это необходимое условие, когда доставка дорогостоящего товара откладывается. В предварительном договоре указывают:

  1. Марку и модель автомобиля.
  2. Комплектность.
  3. Цвет кузова.
  4. Стоимость.
  5. Сроки доставки и передачи машины покупателю.

В договоре могут быть и другие условия, важные для продавца и покупателя, например способ оплаты. В вашем договоре закрепили, что вы вносите аванс, а оставшуюся сумму передаете при получении автомобиля. Могут быть и другие варианты оплаты.

Когда продавец и покупатель заключают предварительный договор, они обязуются в будущем заключить основной. При этом основной договор обязательно заключать на тех же условиях, что и предварительный: он имеет такую же юридическую силу, как и основной.

В основном договоре, который вы с автосалоном заключите при передаче машины, продавец обязан указать цену и другие условия, о которых вы договорились ранее. При расчете цены автомобиля дилер обязан учесть ваш аванс и не должен увеличивать цену за счет дополнительного оборудования, о котором вы не договаривались.

Что делать, если автосалон навязывает ненужное оборудование

Автосалон, который отказывается передать автомобиль и требует купить ненужное вам оборудование, нарушает ваши права потребителя. Закон запрещает при продаже одного товара навязывать покупку другого товара за дополнительную плату. Дилер обязан передать вам автомобиль без дополнительных условий.

Чтобы защитить свои права, вам нужно внести полностью сумму за автомобиль, указанную в преддоговоре. После направляйте в автосалон претензию в произвольной форме. Можете взять наш образец.

Главное — потребовать в течение 10 дней передать вам автомобиль. При этом можете сослаться на статью 16 закона «О защите прав потребителей» и показать, что закон вы знаете.

Так может выглядеть претензия автосалону
Так может выглядеть претензия автосалону

Если претензия не поможет

Автосалоны понимают, что незаконно навязывают допоборудование, и обычно отдают автомобиль, как только получают от покупателя претензию. Если ваш дилер откажется передать машину даже после претензии, можете написать заявление в Роспотребнадзор по месту своего жительства или подать иск в суд.

Жалоба в Роспотребнадзор. Роспотребнадзор — это ведомство, которое в том числе защищает права потребителей. Для этого уполномоченные сотрудники проверяют продавцов — как те выполняют требования законодательства. Проверки проводят в том числе по жалобам потребителей.

У проверяющих из Роспотребнадзора большие полномочия. Так, они устанавливают, какие нарушения допустил продавец, составляют протоколы о привлечении нарушителей к административной ответственности, направляют материалы для возбуждения уголовных дел в правоохранительные органы.

Составьте заявление в Роспотребнадзор в произвольной форме. Коротко изложите ситуацию, укажите важные моменты, в том числе то, что продавец не передал вам машину после оплаты и претензии. Просите провести проверку.

В какой орган Роспотребнадзора в вашем регионе направлять жалобу, смотрите на сайте ведомства. Жалобу можно подать электронно, для этого понадобится регистрация на госуслугах.

Иск в суд. Если решите обратиться в суд, государственную пошлину платить не будете. Вы можете сами подать исковое заявление, а можете обратиться в организацию, которая занимается защитой прав потребителей в суде. Это бесплатно.

Комитет по защите прав потребителей поможет составить исковое заявление и сможет защищать ваши права в суде. Информацию об организациях, которые занимаются защитой прав потребителей в вашем регионе, вы также можете найти на сайте Роспотребнадзора.

В иске требуйте от автосалона, чтобы вам передали автомобиль, так как вы заплатили оговоренную сумму. В суде вы можете взыскать и неустойку за каждый день просрочки передачи автомобиля.

Неустойку рассчитывайте с даты, когда автосалон должен был передать вам автомобиль, до дня, когда суд вынесет решение или автосалон передаст вам автомобиль, смотря что случится раньше.

За каждый день просрочки вам положено 0,5% от суммы, которую вы заплатили по предварительному договору.

Допустим, 1 марта вы заключили с автосалоном предварительный договор купли-продажи автомобиля, который стоит 1 500 000 Р. Автосалон обязался передать вам автомобиль 1 апреля. Вы внесли 300 000 Р аванса и обязались выплатить 1 200 000 Р в день передачи автомобиля.

1 апреля автосалон отказался отдать вам автомобиль, пока вы не купите дополнительное оборудование на 100 000 Р.

2 апреля вы заплатили 1 200 000 Р и направили претензию с требованием передать вам оплаченную машину, но автосалон этого не сделал.

19 апреля вы подали исковое заявление, и 28 мая суд принял решение в вашу пользу.

За каждый день просрочки вам положено 1500 Р — 0,5% от 300 000 Р. С 1 апреля до 28 мая — 58 дней. Неустойка, которую вы можете получить по такому решению: 1500 Р × 58 дней = 87 000 Р

Если суд примет решение в вашу пользу, он взыщет с автосалона штраф за то, что салон добровольно не выполнил ваши требования, — 50% от суммы, которую вам присудит.

Также можете требовать компенсации морального вреда, размер которой определит суд. Размер компенсации не зависит от размера имущественного вреда. Суд определит сумму компенсации с учетом характера ваших нравственных и физических страданий и исходя из принципа разумности и справедливости.

Например, 28 мая суд вынес решение передать вам автомобиль, взыскал неустойку 87 000 Р и компенсацию морального вреда 10 000 Р. Сумма штрафа в вашу пользу будет: (87 000 Р + 10 000 Р) / 2 = 48 500 Р

Надеюсь, что вам передадут автомобиль сразу после того, как откажетесь платить за дополнительное оборудование. Но если этого не произойдет, вы знаете, как действовать дальше.

Елизавета Васильева
А какие услуги и оборудование автосалон навязывал вам?

У нас был такой же случай, только менеджер рассказывал, что на авто уже установлено допоборудование. Ну окей. Я набрала в тот салон, где стояла машина. Мне подтвердили, что никакого допоборудования нет, то есть машина ровно та же, что я и договаривалась.
После этого я написала в головной офис, где описала ситуацию, объяснила их потенциальные репутационные и прочие потери, если менеджер не перестанет себя плохо вести.
Итог: мне в тот же день перезвонили, извинились, сменили менеджера и что-то подарили типа бесплатного ТО дополнительно. Ну и машину тут же отдали без разных, там, ковриков и зимних резин дополнительных.
Салона уже давно нет того, но сработали они в этом плане на совесть.

20

Когда уже можно будет покупать авто напрямую у производителя, минуя всякие диллеры)

14
Герой Т—Ж

Рафаэль, у хендай можно уже

5

Alexander, хэндай уже давно и почти сразу закрыли онлайн-продажи, видимо из-за бунта автодилеров)))

3

Alexander, Уже и нет!

0
Герой Т—Ж

Скорей всего, в договоре есть пункты, которые позволяют дилеру работать подобным образом.
Покупая машину у дилера, договор надо читать очень и очень тщательно. Там нет честных людей, работают в основном воры и мошенники в галстуках, поэтому будьте внимательны. Забирайте предоплату и покупайте в другом месте.

10

Nikolay, это не воры и мошенники. Думаю, ничего личного, просто бизнес. А договоры конечно нужно читать. Более того, пригласить юриста для консультации. Да, это затраты, но ниже чем развод дилеров.

1

Виктор, а смысл в этих юристах, если вам без допов никто не даст забронировать автомобиль, вам скажут, что прямо перед вами пришел человек и забронировал, очень жаль, но ничего давай закажем новый со сроком ожидания до года!

1

Марат, вы сотрудник дилера видимо?) Знаете много того, чего не знают клиенты)

0

Nikolay, все верно. В договоре есть строка, что конечная стоимость может измениться. Хочешь подписывай, хочешь нет. Покупай логан - на них ничего не вешают, так как их и так не берут, или мерседес, на них сейчас хорошие скидки

1

Вполне штатная ситуация, дилеры только на допах зарабатывают и неважно насколько дилер добросовестный и крупный. Рекомендую в данной ситуации изначально пообщаться с производителем через письмо на официальном сайте или по телефону. Дальше контора проведёт беседу с дилером, скажем Kia реагировала раньше моментально, чуть ли не руководитель продаж дилера звонит, утрясая ситуацию.

Когда покупал машину, менеджер рассказал, что им позволяют бронировать машину в базе, а дальше они её обкладывают допами (виртуально) и продают конечному пользователю. То есть по факту там не менеджер должен быть, а покупатель. Возможно в базе фиктивный человек указан. Что происходит, когда покупатель отказывается от допов: ой, извините, автомобиль уже занят. Ещё обратил внимание, что первичный договор о предоплате может быть с другой конторой заключён, а не дилером, а в день когда машину забираешь договор уже другой подписывается.

Сейчас мне нравятся тенденции некоторых автогигантов: бронить машину на сайте у известного дилера через офсайт автогиганта. Но тут встаёт ряд проблем. Дилеры совсем совесть потеряли и прямым текстом говорят, что хотят быть прослойкой, зарабатывающей на людях, а не точкой вывоза товара или сервис центрами. Надеюсь автогиганты всё-таки сломают эту американскую систему завод - представительство - дилер - покупатель. В принципе - это реализуемо, рынок изменится капитально.

7

Макс, как они сломают? Дилеры прекратят сотрудничать если станет неинтересно, Производителю нафиг не надо строить и содержать 100-200 дилерских центров, снабжать их, платить персоналу, строить систему безопасности чтоб там не воровали, или будем на завод на ТО ездить? Производителю нанимать любые левые СТО, которые подготовят и выдадут автомобиль (как Тинькофф Страхование), а как обслуживать по гарантии? Оснащение оборудованием по дилерским стандартам это десятки миллионов рублей, Покупатели сами побегут от такого производителя, который выдает с левых СТО!

3

Макс, до этого коронокризиса можно было вполне без особых проблем практически любую машину купить без допов. Заработок дилера вполне укладывался в стоимость, установленную производителем, всем хватало.
Теперь же из-за искусственно накрученного дефицита дилеры охренели. Звоню в Ладу - Веста седан в комплектации комфорт - допов на 150 тысяч. И это бюджетный автомобиль, Киа Рио - 200 тысяч допов. Ну их нафиг с такими замашками, на старой машине поезжу

0

Чтобы не отдавать предоплаченный автомобиль - это что-то странное. Обычно просто не берут в заказ не выгодные авто, готоворят что сроки 6+ месяцев или такие комплектации сейчас завод не выпускает.
Судов они не боятся. Заплатят штраф 50 тыс, но на один такой случай будет 100 клиентов, которые заплатят допов на 100-200 тыс.

5

тьфунатебя, знакомый так из принципа решил подождать 3 мес. чтобы получить без допов и по прайсу. Внес предоплату. В день X ему позвонил менеджер и грустным голосом сообщил: "Извините, мол, руководство нам запретило продавать автомобиль без допов".
Т.е. человек прождал три месяца, и его вот так кидают. Понятно, что менеджеры просто выполняют свою работу, но как чел его обматерил, это надо было слышать

2

Sergey, если договор есть, то на что ссылался менеджер, когда сообщал, что машину не продаст?

2
Отредактировано

тьфунатебя, ситуация та же, что и у автора вопроса... Не знаю подробностей как они договорились, но сошлись на том, что чуть-чуть допов всё же пришлось взять.

0

тьфунатебя, дилеры не дураки. Сейчас никто не фиксирует цену, тк за 3 мес точно произойдет рост. И не понятно сколько ее делать будут, тк чипов нет, у завода выходной итд. Сейчас безумный дефицит машин.

0

тьфунатебя, в договоре сейчас пишут, что конечная цена может измениться, или то, что они могут рассторгнуть договор и полностью вернуть сумму предоплаты безо всяких проблем.

0

Имхо на стадии предложения заключения неких предварительных договоров надо уходить от этого дилера и идти к другому.
Или договор купли продажи с четким условием поставки, предоплатой (а лучше постоплатой) и неустойками в случае проблем или до свидания.
🤷🏻‍♀️

2

Весёлая, уходить можно когда есть альтернатива, к сожалению коммерческих предприятий, которые торгуют новыми автомобилями на альтруистических началах нет! Поедете к другому дилеру, услышите тоже самое, есть такие клиенты, которые с сентября 2020 ждут, некоторые психанули и взяли с допами но и рекомендуемая цена 4-5 раз поднялась с сентября, делов -то, кризис производства на автомобильном рынке это стихия, можно или переждать несколько лет, или приспособиться к ней, но пытаться бороться со стихией глупость!

1

Дичь какая.. пока ещё ни разу не покупала авто у дилера, только с рук, но теперь как-то напряглась. В статье не упоминается бренд, интересно все же, какого класса автомобиль? Почему-то кажется, что более премиальные бренды не должны таким промышлять. Но могу ошибаться конечно..

1

Angelina, последнее время жопа из за коронакризиса, даже на такие дорогие тачки как новый мохав навязывают. Но в целом вы правы раньше на дорогие тачки не навязывали. Обычно БЦ класс разводят покупашек потому что их много и выбора у них не особо, а дорогие тачки не так часто покупают и подход другой

1

Angelina, киа, фольксваген, шкода. У всех одна история.

1

У вас один дилер что ли в городе? Говорите чтоб снимали допы, или вы не покупаете у них машину, а едете в другой салон. Увидите, как риторика резко изменится.

1

Василий, может случиться так, что все салоны одного бренда в городе принадлежат одному лицу и тогда такая тактика не сработает

1

Да ни хрена риторика не изменится!!! Все дилеры всех брендов торгуют по одной схеме. А именно, наглое втюхивание ненужных допов. Т. е. продажа авто уже с допами. Хочешь покупай, хочешь жди пустое авто пол года. А там не известно, что ещё будет через пол года.

0
Герой Т—Ж
Отредактировано

Андрей, ну либо я давно машины не покупал, либо не знаю. 2 года назад купили 2 машины с интервалом в пол года. В обоих случаях удалось выбить большую скидку и бесплатные допы. В одном из случаем дилер даже скинул случайно больше чем нужно было (два раза вычли стоимость сигнализации в подарок) и ушёл в небольшой минус.

0

Ага, попробуйте так купить хёндай крета. Приходишь в салон и либо берёшь с допами на 100-200 тыс. или идёшь в жопу. И это ещё на стадии до подписания предварительного договора, не дадут они такой заключить без допов. Их ответ "Не нравится - не покупайте, купят другие"

1

Как обычно офисные банковские клерки витают в облаках и совершенно не понимают корень проблемы. Во-первых, при заказе в производство автомобиля в предварительном договоре с автосалоном нет вин-кода автомобиля, и, следовательно, идентифицировать, что стоящий на стоянке дилера автомобиль относится к вашей сделке невозможно, даже если он совпадает по всем спецификациям с вашим, и вы отказываетесь от условий дилера, он скажет "простите, но данный автомобиль уже забронирован!", Во-вторых, в условиях предварительного договора указаны сроки по полгода, а то и больше, далее там есть ссылка, что если производитель по разным причинам затягивает поставку, то ответственности на дилере нет. Сейчас в условиях пандемии, дефицита комплектующих, перебоев с производством никто не будет продавать без допмаржи, если только это не премиум и прочий неликвид. Даже если вызовете полицию, инспектора Роспотребнадзора в салон, вам скажут, что вы, что вы, этот автомобиль уже продан, но мы с радостью можем заказать с вами новый! Вы просто потеряете время и нервы на эти разборки, и останетесь без автомобиля!
Если автомобиль стоит свободный на складе (что уже большая ныне редкость) и вы хотите его забронировать авансом и предварительным договором, в предварительном договоре уже будет вписано допов на энную сумму, если вы не хотите допов, то возвращаетесь к п.1 и словам "простите, но данный автомобиль уже забронирован!" и "мы с радостью можем заказать с вами новый"

1

Менеджер автосалона, из вредности, возьмёт и насыпет песка в бензобак или в картер двигателя. Через неделю авто придёт в негодность и вы поедете к этому же (или к такому же другому) дилеру, который разведёт руками и скажет: "Случай не гарантийный". Вот тогда нервы то и помотаете, будете по судам бегать долго и это станет целью вашей жизни (вместо того, чтобы спокойно ездить на авто).
Вывод: Производителю авто, если он хочет остаться в рынке, необходимо жёстко контролировать деятельность своих дилеров, по рукам и ногам вязать их договорами. За малейший проступок, тем более подобное судебное решение (или обоснованная жалоба клинта) - лишать пожизненно дилерств с уплатой десятикратного штрафа.

1

на каком основании я могу оплвтить вторую часть суммы ? То есть пришел я в кассу и предлагаю им 1 200 000. Кассир спросит ДОКУМЕНТ (акт, накладную, счёт, не суть важно его название). А его нет.

1

Вот такого в нашем обществе не должно быть .Если я не хочу ни кто не может меня заставить.А вот Дилеры к этому стремятся не считаясь с законами И нет до этого ни кому дела я имею в виду ведомства контролирующие такие компании.Вот парадокс я хочу купить авто с завода мин. комплектации на прямую не могу а только через дилеров кто такие придумал законы?Я сам потом доукомлектую авто со временем по своим возможностям .
Сейчас с такой ситуацией борется Хундай но мафия у нас сильней и государство ни что не может сделать.

1

Сообщество Т—Ж

Лучшее за неделю