Правда ли, что с отитом нельзя летать?
Авиакомпании не рекомендуют летать людям с отитом.
Это связано с опасениями, что перепады давления в полете могут ухудшить состояние больного уха и привести к осложнениям. Расскажем, действительно ли стоит отложить полет при отите и почему.
Сходите к врачу
Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам
Что происходит с ухом в полете
Ухо человека состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Они разграничены физически и имеют разные функции:
- Наружный отдел — слуховой проход. Он тянется от ушной раковины до барабанной перепонки. Его функция — проводить звук и защищать другие отделы уха от попадания микробов, инородных тел и жидкостей.
- Средний отдел — это пространство с внутренней стороны барабанной перепонки. В нем находятся слуховые косточки — они передают и усиливают звук. В средний отдел уха открывается слуховая, или евстахиева, труба. Она соединяет ухо с носовой полостью и помогает выравнивать давление в среднем отделе уха и удалять из него слизь.
- Внутренний отдел. Состоит из двух частей — улитки, в которой звук преобразуется в электрические импульсы и передается в мозг, и полукружных каналов — органа равновесия.
Во время полета в салоне самолета меняется атмосферное давление: при взлете оно падает, а при посадке — увеличивается.
Такие изменения давления могут вызывать дискомфорт, боль, чувство заложенности в ушах, а также снижение слуха. Обычно это временные явления, которые проходят, как только давление снаружи и внутри уха выравнивается. Это происходит благодаря слуховой трубе, которая открывается при глотании или жевании и пропускает небольшие порции воздуха в нужном направлении.
Иногда евстахиева труба не справляется — тогда возникает баротравма (сайт недоступен из РФ), или аэроотит. Он проявляется болью, чувством заложенности в ухе, которые сохраняются и после полета. Иногда аэроотит приводит к воспалению в среднем отделе уха и скоплению там прозрачной жидкости — это называют экссудативным отитом. В тяжелых случаях барабанная перепонка может разорваться, но такое бывает редко.
Чаще всего аэроотит бывает у детей, так как их евстахиевы трубы уже, чем у взрослых, и людей, которые болеют острыми респираторными инфекциями либо страдают аллергией: отек слизистой носа может затруднять движение воздуха по слуховым трубам.
Что происходит с ухом в полете при отите
Отит — это воспаление уха, а точнее — его части. Обычно воспаление затрагивает только один отдел. Как на состояние больного уха влияет полет, зависит от того, какая часть органа затронута воспалительным процессом и как он протекает. Больших качественных исследований по этому вопросу нет, однако есть некоторые данные и опыт врачей, на которых строятся современные рекомендации при разных типах отита.
Если у человека наружный отит. Такой развивается при воспалении наружного отдела. При нем слуховой проход сужается, а человек часто испытывает зуд и боль внутри уха, особенно если за него потянуть.
При воспалении слухового прохода ухо способно выравнивать давление так же хорошо, как и в здоровом состоянии. То есть человек с наружным отитом в этом плане почти ничем не отличается от того, у кого нет таких проблем, и в полете с ним вряд ли что-то случится.
Если у человека острый средний отит, или гнойный отит. При нем воспаление будет в среднем отделе уха, при этом нарушается функция евстахиевой трубы.
Гнойный отит возникает, когда в среднем отделе уха размножаются болезнетворные микробы, поэтому там быстро накапливается большое количество гноя. Он начинает распирать барабанную перепонку с внутренней стороны, что может привести к ее разрыву. Человека обычно беспокоит снижение слуха, сильная боль в ухе, высокая температура и другие симптомы недомогания. Болезнь может пройти самостоятельно за несколько дней или потребовать лечения.
При остром среднем отите евстахиева труба не открывается как обычно — ухо может хуже приспосабливаться к изменениям атмосферного давления снаружи, в полости уха много жидкости, а не только воздух. В итоге при взлете и посадке ухо становится уязвимее. При перепадах внешнего давления барабанная перепонка может разорваться. А воспалительное содержимое уха может распространиться на структуры, окружающие его, — в результате могут возникнуть такие редкие состояния, как мастоидит или синдром Градениго .
Если у человека экссудативный средний отит. Это тоже воспаление в среднем отделе уха, но немного другое. В этом случае первично нарушение функции слуховой трубы, из-за чего в полости среднего уха постепенно скапливается жидкость. Обычно человек ощущает дискомфорт или боль в ухе, плохо слышит. Зачастую это состояние проходит самостоятельно в течение нескольких месяцев.
При экссудативном отите функция евстахиевой трубы также нарушена, есть опасность разрыва барабанной перепонки. Но в теории с таким отитом летать намного безопаснее, чем с острым средним: жидкости при этом состоянии немного, она негнойная и может сохраняться месяцами.
Авторы одной небольшой работы задались вопросом, можно ли летать детям с экссудативным средним отитом. Исследование включало всего 14 участников, но по его результатам ни у одного из детей состояние больного уха не ухудшилось после перелета, тогда как у двоих детей развились симптомы аэроотита в изначально здоровых ушах.
Авторы другого исследования обнаружили, что люди с хроническим воспалением в ухе, в том числе с экссудативным отитом, редко страдают от баротравмы. Они объясняют это тем, что у таких людей в полость среднего уха может помещаться меньше воздуха, а значит, евстахиевой трубе надо меньше работать, чтобы выровнять давление. А также тем, что при хроническом воспалении повышается эластичность барабанной перепонки — это также позволяет мягко регулировать давление в полости уха.
Если у человека лабиринтит. Это воспаление во внутреннем отделе уха, которое может возникать при гнойном среднем отите или по другим причинам. При лабиринтите человеку может быть сложно держать равновесие. У него может кружиться голова, ухудшаться слух, может появиться звон в ушах и ощущение, что все вокруг кружится. Так происходит потому, что внутреннее ухо отвечает за равновесие и слух.
Лабиринтит может быть связан с гнойным отитом и такими тяжелыми инфекциями, как менингит , то есть при полете могут развиться опасные осложнения.
Можно ли летать с отитом
Наружный отит. Если человек в целом хорошо себя чувствует, можно не откладывать полет. Если есть другие симптомы — лучше проконсультироваться с врачом.
Средний острый отит. В связи с вероятностью тяжелых осложнений есть общая рекомендация: при остром среднем отите лететь безопасно после полного выздоровления или через 2 недели после начала болезни. Иногда врач может разрешить полет через 48 часов (сайт недоступен из РФ) после начала лечения.
При этом вероятность осложнений низка, если:
- произошла перфорация барабанной перепонки — то есть она разорвалась;
- в больном ухе установлена тимпаностомическая трубка — специальная трубка для отвода жидкости из среднего уха.
В этих случаях барабанная перепонка не цельная, и давление в среднем отделе уха выравнивается без участия слуховой трубы.
Средний экссудативный отит. Скорее всего, лететь будет безопасно, но лучше посоветоваться с врачом, особенно если отит у ребенка.
В большинстве случаев в полете можно помочь евстахиевой трубе работать правильно с помощью следующих способов:
- часто глотать во время взлета и посадки — для этого можно пить маленькими глотками, жевать жвачку или рассасывать леденцы;
- закапать в нос сосудосуживающие капли по инструкции примерно за час до посадки самолета.
Лабиринтит. В зависимости от причины воспаления и его течения врач может дать индивидуальные рекомендации, но в целом летать с воспалением внутреннего уха не рекомендуют.
Новости о здоровье, интервью с врачами и инструкции для пациентов — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_zdorov