Правда ли, что с отитом нельзя летать?

4
Аватар автора

Злата Головач

медицинский журналист

Страница автора

Это связано с опасениями, что перепады давления в полете могут ухудшить состояние больного уха и привести к осложнениям. Расскажем, действительно ли стоит отложить полет при отите и почему.

Сходите к врачу

Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам

Что происходит с ухом в полете

Ухо человека состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего. Они разграничены физически и имеют разные функции:

  1. Наружный отдел — слуховой проход. Он тянется от ушной раковины до барабанной перепонки. Его функция — проводить звук и защищать другие отделы уха от попадания микробов, инородных тел и жидкостей.
  2. Средний отдел — это пространство с внутренней стороны барабанной перепонки. В нем находятся слуховые косточки — они передают и усиливают звук. В средний отдел уха открывается слуховая, или евстахиева, труба. Она соединяет ухо с носовой полостью и помогает выравнивать давление в среднем отделе уха и удалять из него слизь.
  3. Внутренний отдел. Состоит из двух частей — улитки, в которой звук преобразуется в электрические импульсы и передается в мозг, и полукружных каналов — органа равновесия.

Во время полета в салоне самолета меняется атмосферное давление: при взлете оно падает, а при посадке — увеличивается.

Такие изменения давления могут вызывать дискомфорт, боль, чувство заложенности в ушах, а также снижение слуха. Обычно это временные явления, которые проходят, как только давление снаружи и внутри уха выравнивается. Это происходит благодаря слуховой трубе, которая открывается при глотании или жевании и пропускает небольшие порции воздуха в нужном направлении.

Иногда евстахиева труба не справляется — тогда возникает баротравма (сайт недоступен из РФ), или аэроотит. Он проявляется болью, чувством заложенности в ухе, которые сохраняются и после полета. Иногда аэроотит приводит к воспалению в среднем отделе уха и скоплению там прозрачной жидкости — это называют экссудативным отитом. В тяжелых случаях барабанная перепонка может разорваться, но такое бывает редко.

Чаще всего аэроотит бывает у детей, так как их евстахиевы трубы уже, чем у взрослых, и людей, которые болеют острыми респираторными инфекциями либо страдают аллергией: отек слизистой носа может затруднять движение воздуха по слуховым трубам.

Рассылка о том, как быть здоровым
Поможет лечиться эффективно и недорого. В вашей почте дважды в месяц, бесплатно

Что происходит с ухом в полете при отите

Отит — это воспаление уха, а точнее — его части. Обычно воспаление затрагивает только один отдел. Как на состояние больного уха влияет полет, зависит от того, какая часть органа затронута воспалительным процессом и как он протекает. Больших качественных исследований по этому вопросу нет, однако есть некоторые данные и опыт врачей, на которых строятся современные рекомендации при разных типах отита.

Если у человека наружный отит. Такой развивается при воспалении наружного отдела. При нем слуховой проход сужается, а человек часто испытывает зуд и боль внутри уха, особенно если за него потянуть.

При воспалении слухового прохода ухо способно выравнивать давление так же хорошо, как и в здоровом состоянии. То есть человек с наружным отитом в этом плане почти ничем не отличается от того, у кого нет таких проблем, и в полете с ним вряд ли что-то случится.

Если у человека острый средний отит, или гнойный отит. При нем воспаление будет в среднем отделе уха, при этом нарушается функция евстахиевой трубы.

Гнойный отит возникает, когда в среднем отделе уха размножаются болезнетворные микробы, поэтому там быстро накапливается большое количество гноя. Он начинает распирать барабанную перепонку с внутренней стороны, что может привести к ее разрыву. Человека обычно беспокоит снижение слуха, сильная боль в ухе, высокая температура и другие симптомы недомогания. Болезнь может пройти самостоятельно за несколько дней или потребовать лечения.

При остром среднем отите евстахиева труба не открывается как обычно — ухо может хуже приспосабливаться к изменениям атмосферного давления снаружи, в полости уха много жидкости, а не только воздух. В итоге при взлете и посадке ухо становится уязвимее. При перепадах внешнего давления барабанная перепонка может разорваться. А воспалительное содержимое уха может распространиться на структуры, окружающие его, — в результате могут возникнуть такие редкие состояния, как мастоидит  или синдром Градениго  .

Если у человека экссудативный средний отит. Это тоже воспаление в среднем отделе уха, но немного другое. В этом случае первично нарушение функции слуховой трубы, из-за чего в полости среднего уха постепенно скапливается жидкость. Обычно человек ощущает дискомфорт или боль в ухе, плохо слышит. Зачастую это состояние проходит самостоятельно в течение нескольких месяцев.

При экссудативном отите функция евстахиевой трубы также нарушена, есть опасность разрыва барабанной перепонки. Но в теории с таким отитом летать намного безопаснее, чем с острым средним: жидкости при этом состоянии немного, она негнойная и может сохраняться месяцами.

Авторы одной небольшой работы задались вопросом, можно ли летать детям с экссудативным средним отитом. Исследование включало всего 14 участников, но по его результатам ни у одного из детей состояние больного уха не ухудшилось после перелета, тогда как у двоих детей развились симптомы аэроотита в изначально здоровых ушах.

Авторы другого исследования обнаружили, что люди с хроническим воспалением в ухе, в том числе с экссудативным отитом, редко страдают от баротравмы. Они объясняют это тем, что у таких людей в полость среднего уха может помещаться меньше воздуха, а значит, евстахиевой трубе надо меньше работать, чтобы выровнять давление. А также тем, что при хроническом воспалении повышается эластичность барабанной перепонки — это также позволяет мягко регулировать давление в полости уха.

Если у человека лабиринтит. Это воспаление во внутреннем отделе уха, которое может возникать при гнойном среднем отите или по другим причинам. При лабиринтите человеку может быть сложно держать равновесие. У него может кружиться голова, ухудшаться слух, может появиться звон в ушах и ощущение, что все вокруг кружится. Так происходит потому, что внутреннее ухо отвечает за равновесие и слух.

Лабиринтит может быть связан с гнойным отитом и такими тяжелыми инфекциями, как менингит  , то есть при полете могут развиться опасные осложнения.

Можно ли летать с отитом

Наружный отит. Если человек в целом хорошо себя чувствует, можно не откладывать полет. Если есть другие симптомы — лучше проконсультироваться с врачом.

Средний острый отит. В связи с вероятностью тяжелых осложнений есть общая рекомендация: при остром среднем отите лететь безопасно после полного выздоровления или через 2 недели после начала болезни. Иногда врач может разрешить полет через 48 часов (сайт недоступен из РФ) после начала лечения.

  • произошла перфорация барабанной перепонки — то есть она разорвалась;
  • в больном ухе установлена тимпаностомическая трубка — специальная трубка для отвода жидкости из среднего уха.

В этих случаях барабанная перепонка не цельная, и давление в среднем отделе уха выравнивается без участия слуховой трубы.

Средний экссудативный отит. Скорее всего, лететь будет безопасно, но лучше посоветоваться с врачом, особенно если отит у ребенка.

В большинстве случаев в полете можно помочь евстахиевой трубе работать правильно с помощью следующих способов:

  • часто глотать во время взлета и посадки — для этого можно пить маленькими глотками, жевать жвачку или рассасывать леденцы;
  • закапать в нос сосудосуживающие капли по инструкции примерно за час до посадки самолета.

Лабиринтит. В зависимости от причины воспаления и его течения врач может дать индивидуальные рекомендации, но в целом летать с воспалением внутреннего уха не рекомендуют.

Новости о здоровье, интервью с врачами и инструкции для пациентов — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_zdorov

Злата ГоловачПоделитесь, как перенесли полет, если летали с отитом?
  • ОдуВАНЗимой надо было лететь с отитом, уши сильно закладывало, я многое не слышала, пошла к врачу. Он посоветовал отложить перелет, выписал лекарства и через неделю я полетела, была почти здоровый человек. Так что я за консультацию с врачом именно по вашему случаю.0
  • Александр ТабакаевС отитом я не летал, но один раз мы приземлялись, когда у меня был очень сильно заложен нос, а спрея от заложенности у меня с собой не было. Я думал, что у меня лопнет барабанная перепонка (чего, конечно, не могло произойти, но ощущалось это именно так): была чудовищная боль на протяжении всего спуска, постепенно стихала ещё где-то час после приземления. Полагаю, что с отитом ощущения были бы ещё хуже, поэтому: нет, ни за что не летайте с отитом.4
  • Мария П.Александр, да, тоже был похожий опыт. Летела с насморком. Во время приземления заложило уши. Разложило недели через три.1
  • так сяк наперекосякЛетела из дубая домой с простудой и температурой в феврале. Подготовилась, купила спрей (вроде otrivin), взяла побольше воды и конфеток на взлет и посадку. Даже просила у бортпроводниц сделать чебурашку :) Взлет прошел легко, на посадке частично оглохла и еще почти месяц плохо слышала одним ухом. Через пару дней после рейса первый раз за 32 года появился стоматит, видимо на фоне сниженного иммунитета. Еще снизилось зрение на 0,75 после этого всего.1

Сообщество