Я бесплатно починил автомобиль по отзывной кампании.

В апреле 2018 года я сдал свою Киа Сид по отзывной кампании в салон официального дилера. Там ее починили, сломали и снова починили. Я потерял немного времени, но зато ничего за это не платил. Пока машину чинили, ездил на подменном автомобиле от салона.

В статье расскажу, как сдать машину по отзывной кампании и что делать в случае возможных проблем.

Это моя машина. До поездки к дилеру она была полностью исправна, а в сервисе была только на плановом техобслуживании вроде замены масла
Это моя машина. До поездки к дилеру она была полностью исправна, а в сервисе была только на плановом техобслуживании вроде замены масла

Что такое отзывная кампания

Отзывная кампания — это возврат товара к поставщику для ремонта или доработки. Производитель выпускает товар, продает, а потом смотрит на статистику происшествий и выясняет, например, что этот товар имеет недостатки. Тогда производитель забирает эту продукцию, устраняет брак и отдает обратно владельцу или заменяет на новую. Отечественные производители тоже проводят отзывные кампании.

Отзывные кампании устраивают для разных товаров, в том числе, например, для смартфонов. Но чаще всего их проводят производители автомобилей. Большинству производителей это выгодно в имиджевом плане: так они показывают лояльность и заботу о клиентах.

Владелец за эти манипуляции не платит. Отзывная кампания — это не гарантийный ремонт: по гарантии в сервисе починят уже сломавшуюся деталь, а по отзывной будут менять те узлы автомобиля, которые сейчас работают, но могут сломаться.

По отзывной кампании можно сдать любую, даже «убитую» машину. Ремонтировать будут только те неисправности, которые указаны в условиях кампании. Отзывная кампания не поможет, если вы нашли в автомобиле другой брак и хотите его устранить.

Как проверить, какие машины отзывают

Списки отзываемых машин появляются на сайтах производителей и Росстандарта. Чтобы узнать, подходит ли автомобиль под отзывную кампанию, проверьте его по вин-коду на сайте производителя, обычно для этого там есть специальная страница.

Отслеживать отзывные кампании нужно самостоятельно. Производитель не пришлет на почту уведомление и не позвонит владельцу.

Под отзывную подходят любые машины с выявленными проблемами, независимо от года выпуска.

На сайте «Киа» страничка проверки находится в меню «Сервис» — «Сервисные инспекции». Можно найти через обычные поисковые системы
На сайте «Киа» страничка проверки находится в меню «Сервис» — «Сервисные инспекции». Можно найти через обычные поисковые системы
На сайте «Автоваза» автомобилист вводит вин-код, фамилию, имя и телефон
На сайте «Автоваза» автомобилист вводит вин-код, фамилию, имя и телефон

У меня Киа Сид рестайлинг 2011 года. Я вообще ничего не знал об отзывных кампаниях, пока однажды на форуме автовладельцев не прочитал, что производитель отзывает автомобили именно этой модели. Решил проверить, попадает ли под это моя машина: зашел на сайт «Киа», вбил вин-код — и выяснил, что мой автомобиль тоже возьмут на ремонт.

По мнению производителя, у моей машины три проблемных места: хомуты бака, тормозные трубки и модули заземления. Я об этом не подозревал. Если хомуты проржавеют, бензобак может отвалиться. По тормозным трубкам в тормоза поступает специальная жидкость — если они лопнут или начнут подтекать, тормоза могут отказать. А заземление нужно для отвода статического электричества и для предупреждения взрыва бензобака.

Вообще, моя машина ездила нормально, меня ничего не беспокоило. Но я покупал ее с рук, а до этого, по словам прежнего владельца, она два-три года стояла в гараже. Когда я почитал о возможных проблемах и учел простой автомобиля, решил срочно записываться на сервис.

По отзывной кампании клиент сдает машину только официальному дилеру. Я выбрал салон официального дилера в Москве поближе к работе, позвонил и записался.

Так выглядит сообщение с сайта «Киа» про проблемы с моей машиной. На отзывную кампанию по осмотру днища автомобиля меня пригласили во время работы над статьей. Пока не решил, когда ехать на ремонт и стоит ли отдавать авто тому же дилеру
Так выглядит сообщение с сайта «Киа» про проблемы с моей машиной. На отзывную кампанию по осмотру днища автомобиля меня пригласили во время работы над статьей. Пока не решил, когда ехать на ремонт и стоит ли отдавать авто тому же дилеру

Как проходит ремонт по отзывной кампании

В законах точно не сказано, в какой срок должны сделать ремонт по отзывной кампании. В госте об отзыве потребительских товаров прописано, что все должно быть выполнено «в максимально короткий срок». А по закону о защите прав потребителей ремонт не должен занимать больше 45 дней.

На форумах автолюбителей пишут, что на практике ремонт по отзывной кампании делают быстро: утром сдаешь автомобиль, а вечером забираешь. Бывает, что работа занимает больше времени, тогда дилер может выдать автомобиль на замену.

Я приехал к дилеру в назначенное время, в районе обеда. Поговорил с мастером о замене деталей, подписал договор и отдал ключи от машины. Смотреть на ремонт не стал. Отдать готовую машину мастер пообещал уже вечером.

Через три часа мастер-приемщик позвонил и сказал, что два дефекта он устранил. Не сделали только тормозные трубки: их не было в наличии. Мастер сказал, что детали уже заказали и он сообщит, когда их получит. Я забрал машину и стал ждать, когда пригласят менять трубки.

Через три недели мастер позвонил мне и предложил приехать на сервис: трубки были в наличии. На второй ремонт я тоже сдал машину в обеденный перерыв, с работой обещали управиться за три часа. Однако вечером я услышал:

«Извините, мы сломали вашу машину. Все починим, ремонт за счет компании, но срок — неделя»

Оказалось, что слесари повредили резьбу на блоке АБС, когда снимали старые трубки. Мы с семьей запланировали поездку в Тулу на следующий день, уже забронировали отель. Ждать неделю я никак не мог, поэтому решил, что попрошу подменный автомобиль.

Официальный дилер — это не сервис в бывшем гараже. Здесь в клиентской зоне мягкие кресла и детский уголок для игр. Еще кафе с кофе и бутербродами. Правда, это все равно не гарантирует, что машину вдруг не сломают
Официальный дилер — это не сервис в бывшем гараже. Здесь в клиентской зоне мягкие кресла и детский уголок для игр. Еще кафе с кофе и бутербродами. Правда, это все равно не гарантирует, что машину вдруг не сломают
Такие заказ-наряды мастер выдал после замены двух деталей. В них нет графы «цена»: за этот ремонт я не платил
Такие заказ-наряды мастер выдал после замены двух деталей. В них нет графы «цена»: за этот ремонт я не платил

Как получить подменный автомобиль

Подменный автомобиль — это машина, которую дилер может предоставить клиенту на время ремонта. Может и не предоставить: это зависит от состояния вашего автомобиля и от наличия свободных машин на замену. На автопорталах иногда пишут, что подменный автомобиль дают только владельцам машин премиум-класса.

Мне дилер подмену не предложил. Я знал, что подменный автомобиль предлагают в случае обычного ремонта, и решил выяснить, дают ли его по отзывной кампании. На сайте дилера и в госте об отзыве товаров ничего об этом не нашел. По телефону сервисного центра меня долго переключали на разных сотрудников, а потом сказали, что подмена возможна, но пока свободных машин в дилерском центре нет. Я настаивал и узнал, что завтра один подменный автомобиль все-таки освободится. Сотрудники центра пообещали сообщить по факту.

На следующий день мне никто не позвонил. Я поехал к дилеру, но на месте меня заставляли ждать, говорили, что свободных авто нет, и предлагали арендовать машину за деньги. Прокат стоил бы мне 1750 Р в сутки, если брать на 4—7 дней. Я не сдался и потребовал директора — после этого мне все-таки выдали бесплатный автомобиль.

Вместо моей Киа Сид мне дали Киа Рио 2016 года выпуска с пробегом 30 тысяч километров. В комплекте с ключами я получил СТС, страховку и договор аренды.

На сайте «Киа» пишут, что готовы предоставить подменный автомобиль, если срок ремонта превысит три дня и если свободные машины есть в наличии
На сайте «Киа» пишут, что готовы предоставить подменный автомобиль, если срок ремонта превысит три дня и если свободные машины есть в наличии

Когда вы получаете подменный автомобиль, возникают риски. По договору вы отвечаете за любую порчу автомобиля. Поэтому при получении авто нужно максимально внимательно осмотреть и письменно отразить все недочеты. Иначе потом скажут, что машину испортили вы, и оштрафуют.

У меня на осмотр машины и подписание документов ушло полтора часа. Я нашел царапины на потолке внутри салона и на крышке бензобака. Если бы не нашел, их могли повесить на меня.

Ездить на подменной машине тоже было страшно: опасался, что угонят. Договор требовал от меня оставлять машину только на платных стоянках или в гараже.

Еще договор запрещает заливать в подменный автомобиль сложные технические жидкости типа масла, можно только бензин и омывайку. Ну и, разумеется, нельзя вмешиваться в конструкцию автомобиля или как-то его ремонтировать — во всех сложных ситуациях надо обращаться к дилеру. Нельзя использовать машину для буксировки или для обучения вождению. Курить в салоне тоже строго запрещено — когда я возвращал машину, ее тщательно осмотрели и обнюхали салон.

На подменном автомобиле я ездил неделю, и это было неудобно и непривычно. Я не слышал поворотники и контролировал включение и выключение огней зрительно. Климат-контроль дул с завываниями либо не дул вообще. На заднем сиденье болталась нижняя защелка ремня безопасности — это мешало крепить детское кресло. Единственное, что мне понравилось, — запускать машину через кнопку, а не с ключа.

На подменном автомобиле со всех сторон наклейки с рекламой бренда, а сзади — адрес дилера
На подменном автомобиле со всех сторон наклейки с рекламой бренда, а сзади — адрес дилера
Вернуть машину надо было через неделю с тем же количеством бензина, с которым ее получил. Смотрят по приборам — показаниям стрелки уровня топлива в баке и данным по запасу хода
Вернуть машину надо было через неделю с тем же количеством бензина, с которым ее получил. Смотрят по приборам — показаниям стрелки уровня топлива в баке и данным по запасу хода
При сдаче подменного автомобиля я оплатил его мойку — 300 р.
При сдаче подменного автомобиля я оплатил его мойку — 300 Р

А что с личным автомобилем?

Через неделю мою машину починили.

Слесари только сорвали резьбу на блоке АБС, но заменили блок на новый. Мне показали документы, что деталь официальная. Старый блок АБС мастер попросил оставить в сервисе: он пригодится для обучения слесарей, поскольку таких поломок в рамках отзывной кампании в истории мастерской еще не было.

Через две недели я опять поехал в сервис: при замене АБС плохо сделали тормоза, но не обратили на это внимания. Ход педали стал в два раза глубже обычного — управлять автомобилем стало опасно. Я показал мастеру заказ-наряд на прошлый ремонт, и ошибку исправили бесплатно.

В итоге за отзывную кампанию я съездил к дилеру пять раз вместо одного. Из-за ремонта у меня чуть не сорвалась запланированная поездка, и я несколько раз жалел, что поехал на отзывную. Все продолжалось три недели, но в целом закончилось хорошо.

Я посмотрел в интернет-магазинах автозапчастей и на форумах цены на детали и стоимость работ. Всего стоимость деталей, которые мне заменили по отзывной кампании, составляет 9350 Р. Новый блок АБС, который мне тоже поставили бесплатно, стоит 86—93 тысячи рублей. Оплату работы мастера сервис берет по нормочасам. Норматив на замену этих деталей — два с половиной часа. Стоимость нормочаса в среднем у дилеров — 1700 рублей, то есть работа, которую сделали для меня, стоит 4250 Р. Если бы я делал аналогичный ремонт полностью за свой счет, отдал бы около 100 тысяч рублей.

Это не совсем экономия, ведь я не стал бы ничего делать, если бы не отзывная. Теперь я никогда не узнаю, что из этого когда-нибудь пришлось бы делать за деньги.

Мою машину из сервиса мне отдали мытой, хотя мойку я не заказывал и не платил за нее
Мою машину из сервиса мне отдали мытой, хотя мойку я не заказывал и не платил за нее

Запомнить

  1. Типичные дефекты автомобиля можно бесплатно устранить по отзывной кампании.
  2. Проверьте, не проходит ли отзывная кампания для вашего автомобиля, через сайт производителя или Росстандарта.
  3. Лучше не сдавать автомобиль в сервис накануне запланированных поездок.
  4. Важно взять все документы, которые предлагает сервис-центр. Заказ-наряд на замену АБС помог мне сэкономить деньги на прокачивании тормозной системы.
  5. Если понадобился подменный автомобиль, будьте настойчивы. Узнавайте, когда освободится подменное авто, приезжайте лично, добивайтесь встречи с руководством. Так шанс получить машину выше.