Как я отремонтировала двушку 44 м² в панельке за 2 миллиона рублей
В Москве нечасто удается сэкономить на ремонте.
Как правило, итоговая стоимость материалов и работ оказывается выше, чем та, что заложена в смете. Но читательнице повезло: она рассказала, как из-за выросших цен на недвижимость не стала покупать новую квартиру, а вложила деньги в ремонт своей старой двушки в панельном доме — и в итоге потратила даже меньше, чем рассчитывала.
Сложности с покупкой квартиры
В 2015—2016 годах я получила по наследству двухкомнатную квартиру площадью 44 м² в панельном доме в Москве. Капитального ремонта в ней никогда не было. Я сделала косметический в одной из комнат, в том числе проложила под плинтусами новую медную проводку, поменяла все автоматы в щитке, заменила линолеум на ламинат и сделала натяжной потолок — он меня спас, когда соседи сверху затопили.
В 2020 году я продала квартиру в городе Пушкине под Петербургом за 2,5 миллиона рублей и планировала взять ипотеку, чтобы расширить жилплощадь. План был такой: миллион-полтора использовать в качестве первоначального взноса, остаток пустить на ремонт в ипотечной квартире, въехать туда, продать старую квартиру в московской панельке и погасить ипотеку. Идеально.
Но пока я собиралась и примеривалась, цены на недвижимость сильно выросли. В ноябре-декабре я смотрела квартиры по 9 млн рублей, а в январе они стоили уже по 12 млн. Калькулятор ипотеки показывал ежемесячный платеж 80 000 ₽, и эта сумма казалась неподъемной. Поэтому я решила пустить все деньги на капитальный ремонт квартиры в панельке, в которой жила.
Поиск дизайнера и бригады
Я сразу планировала нанять дизайнера и искала его по знакомым. Мне посоветовали специалиста из Казани, которая работала удаленно. Весь проект обошелся в 15 000 ₽. Смешные деньги по сравнению со столичными предложениями, где цены начинаются от 100 000 ₽. Но мне пришлось самостоятельно делать замеры — для этого я купила лазерную рулетку.
Я связалась с дизайнером в начале апреля. Все общение шло по «Вотсапу», была пара созвонов. К концу мая был готов итоговый план с расстановкой и размерами мебели, а также схемой расположения розеток, выключателей и света. Я сразу сказала, что мебель планируем брать в «Икее», так что дизайнер ориентировалась на сайт магазина. Важнее всего для меня было знать максимальные габариты мебели, чтобы пазл с ее расстановкой и розетками сложился как надо и не пришлось потом закидывать всю квартиру удлинителями.
Рабочих посоветовал коллега, который недавно делал ремонт. Приехал бригадир, мы с ним поговорили. Я хотела выровнять стены под покраску, положить ламинат по всей квартире единым контуром, снести сантехкабину и выстроить ее заново, так как старые стены были хрупкими, поменять проводку и сантехнику, а также перенести электрический щиток в квартиру. Все это бригадир оценил в 500 000 ₽ за работу и 200 000 ₽ за черновые материалы. Мы заключили договор, прописали эти суммы и срок — два месяца. Работы начали в июле, а закончили ровно к 1 сентября.
У меня были свои требования к выполняемым работам — например, проводить всю электрику по потолку, чтобы не поднимать уровень пола. Или вывести розетку для холодильника на отдельный автомат, чтобы была возможность обесточить всю остальную квартиру и уехать на несколько дней, не боясь, что какие-то продукты протухнут.
Аренда квартиры на время ремонта
На время ремонта я сняла двухкомнатную квартиру в соседнем районе, она удачно сдавалась как раз на четыре месяца — с июня по конец сентября. Аренда обошлась мне в 35 000 ₽ в месяц, плюс я заплатила залог 25 000 ₽. Переезжала в июне, заезжала обратно в течение всего сентября, потому что делала это своими силами — благо у меня есть машина.
Часть вещей сдала на хранение в сервис «Чердак». Их было довольно много, в том числе книжный шкаф и шесть коробок книг. Объем на складе оценили в 6 м², хранение стоило 7490 ₽ в месяц — то есть 22 470 ₽ за три месяца. Еще около 10 000 ₽ я отдала за работу муверов, которые забирали и привозили вещи.
Я ни разу не пожалела, что потратилась на переезд. На тот момент моему ребенку еще не было и года. Да и просто невозможно жить в квартире во время капитального ремонта, когда сносят и заново возводят практически все до основания.
Этапы ремонта
До начала ремонта я сменила входную дверь. К приезду строителей постаралась вывезти или выкинуть все ненужные вещи, но кое-что осталось в квартире. Например, холодильник, который я решила оставить и использовать после ремонта. Им пользовались строители во время работ и были очень счастливы его наличию. Еще остался диван, на котором рабочие спали. Потом его выкинули.
Работы начали с демонтажа всей старой отделки. Снесли сантехкабину и выстроили ее снова из газоблоков. Выровняли стены по всей квартире по маякам. Поменяли окна.
Примерно в это же время я позвала ребят из управляющей компании, чтобы установить новые батареи и перенести выше вводные краны для воды. Работы УК обошлись мне в 56 000 ₽, еще 20 300 ₽ я отдала за три новые батареи и 9600 ₽ — за краны, трубы и прочие материалы.
Затем рабочие установили новую сантехнику и стали прокладывать трубы из сшитого полиэтилена. Наконец появилась нормальная разводка, а не один кран на всю квартиру. Параллельно делали электрику: щиток перенесли в квартиру, всю проводку в гофрах пустили по потолку. После этого пришлось вызвать электрика из управляющей компании, он подключил новый вводный кабель к счетчику. Это обошлось в 3000 ₽.
Потом установили ванну и инсталляцию унитаза, положили плитку в санузле и фартук на кухне. Установили систему защиты от протечек. Закончили со стенами, покрасили, установили чистовую электрику и сантехнику. Положили ламинат. Установили кондиционеры, причем коммуникации для них пришлось прокладывать в коробе, потому что в каждой стене на неизвестной глубине замурован стояк отопления. На этом работа бригады закончилась. Другая фирма устанавливала натяжные потолки, и отдельный мастер — межкомнатные двери.
Во время ремонта я бывала в квартире почти каждый день: смотрела, что сделали, задавала вопросы. Мы сразу договорились о сумме на черновые материалы, меня она устроила. Их покупал бригадир, и чеки я не проверяла. Рабочие говорили, когда им нужны чистовые материалы, а я выбирала и заказывала доставку к конкретной дате.
Ни одной проблемы за все время не было, и это удивительно. Рабочие следили за временем, соблюдали тихий час и заканчивали громкие работы в семь вечера. Лишь один раз соседка пожаловалась на шум, и вопрос решился покупкой берушей в ближайшей аптеке за 300 ₽.
Выбор мебели
Кухню я купила в «Икее» и сразу заказала услугу сборки. Остальную мебель собирали сами. И вот с поставками мебели возникли проблемы. Первый раз мы спланировали прекрасную кухню, но когда попытались сделать заказ, оказалось, что нет то одного, то другого. В результате пришлось заменить раковину. Первая стоила 3000 ₽, а купила я из какой-то суперстали за 15 000 ₽ — остальные варианты просто не подходили. Посудомойку тоже пришлось приобретать самостоятельно.
Еще после ремонта я вызывала клининг. Две бойкие девушки быстро отмыли всю квартиру от строительной пыли, пропылесосили стены, помыли окна, полностью отмыли холодильник, отодрали все наклейки с плинтусов, мебели и подоконников. Стоило это 9500 ₽.
Удачные решения
Благодаря плану я знала, где будут расположены приборы, требующие доступа в интернет, и рабочие сразу провели в стенах интернет-кабель к этим точкам.
Коробка входной двери с внутренней стороны отделана накладками в цвет самой двери. Смотрится очень красиво: не торчат уродливые железяки.
А еще мне очень понравилась мебель из «Икеи». В кухонный гарнитур даже удалось впихнуть посудомойку, хотя площадь кухни чуть меньше 6 м². Духовой шкаф с функцией микроволновки спасает на такой маленькой площади. Еще очень удачным считаю фартук. Суперприятная плитка — и раскладка что надо.
Прекрасный большой шкаф в спальне скрыл весь хлам. В цвет его дверей случайно удалось купить кровать. Это забавная история. Мы поехали смотреть кровати в ближайший мебельный. Одна кровать мне понравилась, к тому же она продавалась по акции. Нам показали доступные варианты цветов: серый и коричневый. Продавцы сказали, что есть еще синий, но он слишком яркий и мало кому нравится. Я решила на всякий случай посмотреть, а оказалось, что это он, идеальный цвет шкафа. Взяла не раздумывая. В итоге кровать и шкаф настолько подходят друг другу, что родственники даже подумали, будто это комплект мебели.
Ошибки и промахи
Распашные, а не раздвижные двери шкафа — это очень неудобно. При маленьком метраже они мешают: например, одна из дверей шкафа не открывается полностью, потому что натыкается на прикроватную тумбу. Дизайнер, конечно, подразумевала, что у встроенного шкафа будут раздвижные дверцы. А для меня это было не так очевидно. Взяла другие дверцы по незнанию.
А еще оказался ужасным диван «Баккабру», который в «Икее» стоит 50 000 ₽. Сидеть на нем удобно первые 10 минут, а потом он начинает разъезжаться. Я такого не ожидала и очень расстроена. В начале следующего года планирую заменить этот диван на простейшую «книжку».
Еще у меня случился эпик фейл на этапе сборки мебели. Я перетаскивала часть коробок из большой комнаты в маленькую, чтобы освободить место для установки натяжного потолка. Тетрис со складированием коробок завершился неудачно: я не учла, что в нижней большой коробке мягкий диван и вес верхних коробок обычный картон без твердой опоры не выдержит. Вся эта пирамида красиво завалилась на свежеокрашенную стену, оставив глубокие царапины. Повреждения небольшие, поэтому делать с ними я ничего не стала — просто спрятала их за диваном.
Бюджет ремонта
Весь ремонт обошелся мне в 2 294 640 ₽. В эту сумму включена вся работа, черновые и чистовые материалы, кухня, техника, а также аренда квартиры, включая залог.
Сметы как таковой у меня не было. Были только примерные предположения, сколько будет стоить та или иная вещь. И оказалось, что я ошиблась в расчетах в большую сторону: ремонт в итоге стоил меньше, чем я планировала. Например, на замену окон я заложила 200 000 ₽, а потратила 122 000 ₽. Хотела сделать встроенный шкаф во всю стену, а в результате взяла три метровых шкафа «Пакс» в «Икее» с разным наполнением. Они встали идеально — остались зазоры около 5 см с каждой стороны. Эта мебель стоила около 65 000 ₽, хотя изначально я рассчитывала тысяч на 150.
Но при этом я считаю, что переплатила за натяжные потолки. Возникли проблемы с фирмой, которую я сначала нашла. Ребята просто не приехали на установку и не предупредили. Хорошо, что залог был всего 1000 ₽. Пришлось быстро искать другую компанию и доплачивать за срочность. И, конечно, я сильно переплатила за два кондиционера. Такое уж выдалось лето, цены сильно выросли.
Меня ждут еще расходы на вызов сантехников, чтобы восстановить пломбы, которые сорвали со счетчиков воды во время ремонта. Еще нужно будет купить стол и кресло для второго рабочего места и заменить диван на более удобный.
Работа над ошибками: как упростить ремонт
Героиня статьи очень практично подошла к процессу ремонта. Нанять дизайнера из Казани выгодно, если вы не затеваете какой-то уникальный ремонт со сложными решениями. Однако важно найти профессионала, который предложит оптимальный проект, а не расставлять мебель самому. Именно поэтому получилось продумать все детали вплоть до удачного расположения точек доступа в интернет, а решение с отдельным автоматом для холодильника говорит о технической подкованности владелицы квартиры.
Но некоторые детали все же упростили бы процесс ремонта.
Технический надзор. Читательница пишет, что во время ремонта практически каждый день бывала в квартире, то есть выполняла функции заказчика и технического надзора одновременно. Я бы так делать не стал. Лучше привлечь специалиста — если не на весь проект, то хотя бы на определенные этапы, которые можно и нужно контролировать.
Смета. Хорошо, что героиня сразу заложила в бюджет большие суммы, чем реально потребовалось для ремонта. Но если бы она заранее знала реальные расходы, то бюджет позволил бы сделать большее. Например, можно было бы купить более качественные материалы или диван.
В целом подход читательницы практичный и рациональный. Контроль, планирование и четкие сроки позволили ей получить достойный результат за приемлемый бюджет.