Как защитить дизайн с помощью патента

Что такое патент на промышленный образец и как он работает

19
Как защитить дизайн с помощью патента
Аватар автора

Алексей Башук

патентный поверенный РФ № 2151

Страница автора

Вы наверняка слышали про патенты на изобретения. Так вот: дизайн тоже можно запатентовать.

Мне доводилось патентовать самые разные дизайнерские решения: мебель, электронные устройства, машины, игрушки и даже здания. Приходилось и судиться.

Далеко не все дизайнеры и бизнес знают, как работают патенты на промобразцы. А те, кто знает, берут свое с помощью этих патентов: монополизируют рынок, блокируют нарушителей и взыскивают с них компенсации.

В отличие от авторских прав, патенты защищают дизайн не только от прямого копирования, но и от использования слишком похожего дизайна конкурентами. А еще патент на промобразец гарантирует мировую новизну запатентованного решения.

Давайте разберемся, какой дизайн можно запатентовать, какая от этого польза и как вообще проходит процедура патентования.

Какой дизайн можно запатентовать

Слова «патент на промышленный образец» могут звучать сложно. Но все становится понятнее, если знать, что в большинстве стран это называют проще — «патент на дизайн».

Запатентовать можно не любую работу дизайнера, а только ту, что поддается промышленному воспроизведению — тиражированию. Поэтому в России такой вид патентов и называют «промышленный образец».

Например, вы нарисовали дизайн нового стола — такой стол можно штамповать и продавать, значит, его дизайн можно запатентовать как промобразец. Внешний вид куртки или игрушки тоже может стать промышленным образцом.

Дизайн этого стола запатентован в Роспатенте, промышленный образец №129335
Дизайн этого стола запатентован в Роспатенте, промышленный образец №129335

Промышленным образцом может стать дизайн практически любого изделия. Вот что патентуют чаще всего:

  • приборы и устройства любых видов;
  • мебель, элементы интерьера и даже сам интерьер;
  • одежда, обувь и украшения;
  • упаковки — флаконы, коробки, контейнеры;
  • этикетки и их части — развертки, паттерны, орнаменты;
  • игрушки и спортивное оборудование;
  • транспорт: машины, прицепы и все оборудование к ним;
  • архитектурные решения: здания, киоски, павильоны;
  • шрифты, интерфейсы программ и сайтов.
Несколько примеров промышленных образцов из моей практики: стол, пылесос, фудтрак и конструктор. Источник: new.fips.ru
Несколько примеров промышленных образцов из моей практики: стол, пылесос, фудтрак и конструктор. Источник: new.fips.ru
Несколько примеров промышленных образцов из моей практики: стол, пылесос, фудтрак и конструктор. Источник: new.fips.ru
Несколько примеров промышленных образцов из моей практики: стол, пылесос, фудтрак и конструктор. Источник: new.fips.ru

Роспатент выдает патент на промобразец, если дизайн удовлетворяет двум критериям: новизна и оригинальность.

Новизна означает, что точно такой же дизайн до подачи вашей патентной заявки не был нигде опубликован. Эксперты Роспатента при проверке смотрят не только патентные базы, но и просто ищут в интернете, причем по всему миру. Скажем, если подать патентную заявку на абажур, который давно продается на «Алиэкспрессе», то Роспатент, скорее всего, откажет в выдаче патента.

Единственное исключение из этого правила — «льгота по новизне», когда сам дизайнер опубликовал работу до подачи патентной заявки. Дизайнеру или его заказчику дается год с даты публикации на то, чтобы подать патентную заявку. Если пропустить срок, то патент не выдадут даже несмотря на то, что заявку подал сам автор.

Оригинальность означает, что дизайн не слишком похож на уже существующий. Если в ходе проверки новизны отсеивают практически идентичные решения, то задача проверки оригинальности — отсеять вторичный дизайн, который получился в результате простой комбинации, а не творчества.

Например, если есть известные дизайнерские золотые часы, то патент на точно такие же, только серебряные, не выдадут. Если на тех часах было пять бриллиантов вокруг циферблата, а фирма сделала то же самое, но поставила семь камней — оригинальности в таком промобразце нет.

Но если взять циферблат от одних часов, половинку ремешка от других, половинку от третьих, стрелки от четвертых, застежку от пятых, все это еще как-то видоизменить и перекрасить, уже можно получить новое и вполне оригинальное дизайнерское решение, которое можно будет запатентовать.

С точки зрения Роспатента эти два стула — аналоги, отличаются только цветом. Если первый уже запатентован, второй запатентовать не получится, потому что он уже не будет считаться оригинальным. Источник: new.fips.ru
С точки зрения Роспатента эти два стула — аналоги, отличаются только цветом. Если первый уже запатентован, второй запатентовать не получится, потому что он уже не будет считаться оригинальным. Источник: new.fips.ru
1/2
С точки зрения Роспатента эти два стула — аналоги, отличаются только цветом. Если первый уже запатентован, второй запатентовать не получится, потому что он уже не будет считаться оригинальным. Источник: new.fips.ru
С точки зрения Роспатента эти два стула — аналоги, отличаются только цветом. Если первый уже запатентован, второй запатентовать не получится, потому что он уже не будет считаться оригинальным. Источник: new.fips.ru

Патент на промышленный образец защищает только внешний вид изделия. Это означает, что на технические особенности продукта защита не распространяется.

Скажем, если вы придумали новое раскладное кресло, то патент на промобразец защитит только внешний вид этого кресла, но не механизм. Для этого понадобятся другие патенты — на изобретение или полезную модель.

Роспатент отказывает в регистрации по заявкам, где внешний вид изделия обусловлен только техническими особенностями. Например, Роспатент откажет в регистрации внешнего вида микросхемы в качестве промышленного образца. Смысл в том, что эти детали используются внутри устройств и конечный пользователь их не видит. То, как выглядят детали, обусловлено утилитарностью, а не творчеством.

Еще Роспатент отказывает в регистрации дизайну, который может обмануть покупателей. Например, если вы подадите заявку на регистрацию этикетки как промобразца, а одна из надписей на этой этикетке окажется чужим товарным знаком — Роспатент откажет.

Зачем нужен патент на промобразец и какая от него польза

Главное, что дает патент, — исключительное право. Если есть патент на промобразец, значит, никто не может без разрешения использовать такой же или слишком похожий дизайн — во всей стране.

Исключительное право патентообладателя подкреплено силой государства. С нарушителя можно через суд взыскать компенсацию до 5 млн рублей и заставить его уничтожить контрафакт. Дальше мы подробнее разберем, что считается нарушением промобразца и сколько денег можно взыскать с нарушителя.

Если у вас нет патента на промобразец, может оказаться, что он есть у кого-то другого, — и тогда нарушителем рискуете оказаться вы сами. И здесь нужно учитывать два нюанса патентного права: незнание не освобождает от ответственности, отсутствие вины — тоже.

Например, предприниматель купил у китайцев партию игрушек и выставил их на российском маркетплейсе, а потом выяснилось, что внешний вид игрушек запатентован — ответственность будет нести предприниматель.

Не сработают отговорки «я не знал про патент» и «это китайцы мне продали, судитесь с ними». Сначала компенсацию взыщут с предпринимателя, а потом он уже дальше сам будет разбираться со своими поставщиками и взыскивать с них убытки.

Вот чем еще может быть полезен патент на дизайн.

Исключительным правом можно распоряжаться. Вы можете разрешить другим людям использовать ваш дизайн — это называется «лицензия». Они будут платить вам лицензионные отчисления в течение всего срока действия договора. Как правило, речь идет о ежемесячных платежах.

Исключительное право можно и полностью передать — тогда патентообладателем станет уже другое лицо. В отличие от регулярных лицензионных платежей, за отчуждение обычно платят один раз, но зато больше.

Патент — это нематериальный актив, его можно оценить и поставить на баланс компании. Это особенно полезно, когда компании важно выглядеть более дорогой: например, при общении с банками, кредиторами и инвесторами, перед выходом на биржу.

Патент — это маркетинговый инструмент. С ним в рекламе можно заявить, что у вас не просто продукт, а оригинальный дизайнерский продукт. И ФАС за такое заявление не оштрафует, потому что это будет правдой — Роспатент же проверил новизну и оригинальность дизайна, когда выдавал патент на промобразец.

Чем отличается защита дизайна с помощью патента от защиты авторских прав

Если патент на промобразец такая классная штука, то почему тогда дизайнеры и предприниматели не патентуют все подряд?

Дело в том, что произведения дизайна могут защищаться не только патентным правом, но и авторским. Патентное и авторское право — это два разных механизма защиты интеллектуальной собственности, каждый из которых работает по-своему. Часто бизнес не регистрирует промобразцы просто потому, что не знает, что это и как оно работает.

Чтобы научиться принимать взвешенные решения по защите своего дизайна, давайте разберемся, в чем разница.

Патенты на промышленные образцы — это не какой⁠-⁠то суперновый способ защиты дизайна. Для примера, работы дизайнера Артемия Лебедева патентовали еще в 2003 году. Источник: new.fips.ru
Патенты на промышленные образцы — это не какой⁠-⁠то суперновый способ защиты дизайна. Для примера, работы дизайнера Артемия Лебедева патентовали еще в 2003 году. Источник: new.fips.ru

Авторские права возникают сами по себе, а патентные — только после регистрации. Авторские права появляются в момент создания произведения, скажем, рисунка для упаковки товара. Право на промобразец возникает с момента государственной регистрации — когда выдают патент.

Кажется, что авторское право здесь побеждает, но не все так просто: в случае суда автору придется доказывать, что это право у него возникло — показывать исходники, договоры, акты и другие доказательства. Получается, право вроде как возникло, но далеко не факт, что это получится доказать. А вот патентообладателю ничего доказывать не нужно — раз патент есть, значит, и право есть.

Гарантии оригинальности есть только у промобразцов. Авторское право не дает никаких гарантий оригинальности произведения. В теории если я нарисовал новый диван, то я становлюсь автором этого произведения дизайна. Но в жизни может оказаться так, что я невольно воспроизвел чужой дизайн, который даже мог быть запатентован. Получается, автор оказался нарушителем — сам того не подозревая.

Еще сложнее живется заказчикам. Представьте ситуацию: мебельная фабрика заказывает разработку дизайна — и как ей убедиться, что дизайнер правда придумал что-то новое, а не скопировал чужую разработку? Ведь если нарушить чужие права, то платить компенсацию будет фабрика.

Авторское право не дает никаких гарантий. А вот у патентообладателей промышленных образцов ситуация в корне другая: авторство и исключительное право презюмируется. Логика такая: Роспатент провел экспертизу, проверил новизну и оригинальность, выдал патент — значит, дизайн оригинальный. Если кто-то с этим не согласен, он может попробовать оспорить выдачу патента, но до тех пор, пока патент не оспорен — он действует, и в случае спора суд не будет ставить это под сомнение.

Авторские права действуют дольше и почти на весь мир сразу. Исключительное право на произведение охраняется всю жизнь автора плюс 70 лет после его смерти. Патент на промобразец действует всего 25 лет. И за его поддержание в силе нужно платить ежегодную пошлину, а за сохранность авторских прав никаких пошлин нет.

Авторское право с момента создания произведения начинает охраняться практически во всем мире. Никаких регистраций для этого не требуется. А вот промышленный образец действует только в стране, которая выдала соответствующий патент. Получил российский патент — он действует только в России. Хочешь защитить свой дизайн в США — нужно подавать заявку в американское патентное ведомство.

Промобразцы защищаются более широко. Авторское право не защищает идею или концепцию произведения. Грубо говоря, авторское право защищает произведения только от копирования и немного от переработки.

Патент на промобразец дает гораздо более широкий объем прав. Нарушением патента на промобразец считается не только копирование дизайна, но и использование слишком похожих решений. В отличие от авторского права в мире патентов на промобразцы есть понятия «существенные и несущественные признаки», «общее впечатление» и ряд других юридических конструкций, благодаря которым патентообладатель получает достаточно большой объем прав.

Есть вещи, которые может защитить только авторское право или только промобразец. Авторское право защищает произведения, а патенты на промобразцы — конкретные изделия, в которых эти произведения воплощены.

Например, сама по себе картина — это объект авторских прав, и запатентовать ее не получится в принципе. А вот упаковка чая с такой картиной на фоне — это уже изделие, которое можно и запатентовать.

С другой стороны, бывают такие конструкторские решения, которые в теории могут не подпадать под действие авторского права — например, внешний вид какого-нибудь фильтра.

В сухом остатке получается, что патент на промобразец дает более широкую и более надежную защиту дизайнерских решений, чем авторское право, но эта защита требует государственной регистрации. Поэтому, как правило, в качестве промышленных образцов патентуют не все подряд, а тот дизайн, на котором патентообладатель зарабатывает деньги.

Авторские права возникают только на объекты, созданные в результате творчества. Только вот было творчество или нет — в конечном счете решает суд, когда вокруг дизайна уже разгорелся спор. С промышленными образцами другая история: если есть патент, значит, точно есть и права. Источник: new.fips.ru
Авторские права возникают только на объекты, созданные в результате творчества. Только вот было творчество или нет — в конечном счете решает суд, когда вокруг дизайна уже разгорелся спор. С промышленными образцами другая история: если есть патент, значит, точно есть и права. Источник: new.fips.ru

Кто может получить патент на промышленный образец

У каждого промышленного образца есть автор и патентообладатель. Автор — это человек, который создал дизайн. Патентообладатель — тот, кто его запатентовал.

Часто автор и патентообладатель — это один и тот же человек. Например, вы нарисовали дизайн этикетки и запатентовали ее на себя, значит, вы и автор, и патентообладатель. Но так бывает не всегда.

Допустим, вы заказали рисунок этикетки у дизайнера и потом запатентовали ее как промобразец. Получается, автором будет дизайнер, а вы станете патентообладателем. Или другая ситуация: вы директор мебельной фабрики, и ваш сотрудник нарисовал дизайн нового стола. Вы подаете патентную заявку: автором будет сотрудник, а патентообладателем станет ваша компания.

Важно понимать разницу между автором и патентообладателем, потому что закон наделяет их разными правами. От этих прав зависит, кто и как будет зарабатывать деньги на запатентованном промобразце.

Патентообладателю принадлежит исключительное право на промобразец. Это значит, что только патентообладатель вправе использовать запатентованный дизайн и определять его юридическую судьбу. Например, патентообладатель может сам производить и продавать запатентованный продукт, а может дать такое право другим людям за деньги — это называется «лицензия». Еще патентообладатель может полностью передать исключительное право кому-нибудь другому — тогда патентообладателем станет новое лицо. Компенсации за нарушение исключительного права в судах взыскивают в пользу патентообладателя.

Если патентообладатель и автор — разные люди, то у автора всех этих прав нет, потому что исключительное право автору не принадлежит. Получается, без разрешения патентообладателя даже сам автор не может использовать дизайн. Распоряжаться автору тоже нечем, потому что исключительного права у него нет, а значит, и никаких лицензий автор продавать не может.

Автору принадлежат несколько других прав:

  1. Право авторства — это значит, что автором промобразца раз и навсегда будет считаться человек, который его создал. Никто другой не вправе объявить себя автором. Право авторства нельзя никому передать, даже при всем желании и за деньги.
  2. Право на получение патента — это значит, что автор может подать патентную заявку в Роспатент. Изначально это право принадлежит автору, но если автор создает дизайн по работе или на заказ, то это право переходит тому, кто поставил задачу дизайнеру и оплатил его труд.
  3. Право на получение служебного вознаграждения — если автор создал дизайн по работе, а его работодатель получил патент и начал зарабатывать на нем деньги, то автору полагается вознаграждение. Размеры этого вознаграждения определяются соглашением между сотрудником и работодателем и постановлением правительства.

В российских законах нет особых требований к патентообладателям — им может стать человек или компания. А вот автором промышленного образца может быть только человек, который своим творческим трудом создал дизайн.

У одного промышленного образца может быть несколько авторов — это происходит, если люди совместно потрудились над созданием нового дизайна. Патентообладателей тоже может быть несколько — например, если весь коллектив авторов хочет, чтобы патент принадлежал им всем одновременно на равных правах.

В общем, если собираетесь патентовать дизайн, вот главный вывод: исключительное право, а вместе с ним и возможность зарабатывать деньги на патенте, принадлежит патентообладателю.

Кому пригодится патентование дизайна

По моему опыту чаще всего патентованием промобразцов занимаются не сами дизайнеры, а их заказчики: предприниматели и компании, которые заказывают дизайн и потом используют его в своем бизнесе. Как правило, это производители товаров, продавцы и франчайзеры.

Больше всех патентуют промобразцы производители товаров. Они сами разрабатывают дизайн и не хотят, чтобы кто-то выпускал похожие продукты. Такая монополия обеспечивает уникальность товара и позволяет больше зарабатывать. Мне доводилось патентовать гитарные ремни, детский конструктор, окрасочный аппарат, ортопедические подушки, столы и другие изделия.

Часто патентует промобразцы бизнес, который возит товар из других стран. Представьте ситуацию: предприниматель возит какие-нибудь игрушки из Китая, продает их на маркетплейсе — все здорово. Но тут в один день он просыпается и видит на маркетплейсе еще пять карточек таких же товаров от конкурентов, которые начали параллельно продавать такой же товар. Чтобы защитить себя от такого развития событий, предприниматели и компании и патентуют дизайн продуктов как промобразцы. Если патент есть — конкуренты окажутся нарушителями, их можно будет выгнать с маркетплейсов и взыскать с них компенсации.

В случае с франшизой патентуют как сами товары, так и все то, что ее сопровождает. Например, для одной сети общепита мы патентовали внешний вид павильона, интерьер помещения и дизайн рекламных конструкций. Благодаря этим патентам франчайзи получает гарантию юридической чистоты дизайна.

Что считается нарушением исключительного права на промышленный образец

Прежде чем мы перейдем к финансовой части вопроса и разберемся, сколько денег можно взыскать с нарушителей, давайте посмотрим, что вообще считается нарушением.

Патентообладателю принадлежит исключительное право использования промышленного образца. Кто использует промобразец без разрешения патентообладателя — тот и есть нарушитель. Причем неважно, знал нарушитель о существовании патента или нет: незнание не освобождает от ответственности.

Использовать промышленный образец можно несколькими способами.

Изготовление. Производство продукта с использованием чужого дизайна — это нарушение. Не считается нарушением только изготовление продукта «для себя». Скажем, если вы заглянули в базу промобразцов и нашли классный дизайн сумки, сшили ее себе и сами с ней ходите — так можно. А вот если кто-то сошьет сто сумок и затарит склад для будущих продаж — это уже будет нарушением.

Продажа. Классическая история: нарушитель продает продукт, выполненный по чужому промышленному образцу. Обычно это фиксируют в ходе контрольной закупки: правообладатель покупает товар у нарушителя и сохраняет себе документы, подтверждающие продажу и получение денег — договор, чек или платежное поручение.

Предложение к продаже. Чтобы нарушить исключительное право, необязательно производить и продавать продукт с чужим дизайном. Даже само по себе предложение этого продукта к продаже — нарушение.

Представьте, что вы обнаружили интернет-магазин, где продается товар с вашим дизайном: есть фотографии продукта с разных сторон, есть ценник. В таком случае вам даже необязательно проводить контрольную закупку, чтобы доказать нарушение. Можно осмотреть сайт с нотариусом, зафиксировать результат и отправить нарушителю претензию с требованием компенсации.

Ввоз в Россию. Чаще всего с такими ситуациями последнее время сталкиваются предприниматели и компании, которые торгуют на маркетплейсах. Допустим, предприниматель купил партию шампуня в Китае, привез его в Россию и выставил на маркетплейс. Потом выясняется, что оригинальный внешний вид флакона запатентован как промышленный образец другой компанией. В итоге маркетплейс может заблокировать предпринимателя, а суд взыщет компенсацию и заставит уничтожить партию контрафакта.

Нарушение исключительного права на промобразец фиксируют не только когда продукт нарушителя точь-в-точь воспроизводит чужой дизайн. «Слишком похож» — это тоже нарушение.

По закону промышленный образец считается использованным в продукте, если он производит на информированного потребителя такое же общее впечатление, как и запатентованный промобразец. То есть если покупатель может ошибиться при покупке и приобрести чужой товар вместо продукта патентообладателя, то, скорее всего, суд установит нарушение.

Сколько денег взыскивают с нарушителей

Патентообладатель может взыскать с нарушителя убытки — упущенную выгоду. Можно посчитать, сколько денег недозаработал патентообладатель из-за нарушителя, и попробовать взыскать с него эту сумму через суд.

В действительности взыскать убытки сложно. Их нужно точно посчитать и доказать, и расчет «на глаз» тут не подойдет. К делу, скорее всего, придется привлекать оценщика и рассчитывать убытки с точностью до рубля.

К счастью, наши законы дают патентообладателям и другие способы получить свое. Вместо взыскания убытков патентообладатель может потребовать от нарушителя выплаты компенсации. Ее уже не нужно считать и доказывать, а достаточно лишь примерно обосновать, а дальше суд уже сам назначит справедливую сумму.

У патентообладателей есть два способа расчета компенсации.

  1. От 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽, на усмотрение суда в зависимости от характера нарушения. Суд обращает внимание на целый ряд факторов: где и как нарушитель использовал чужой дизайн, сколько денег он на этом заработал, какие масштабы нарушения, как долго продолжалось нарушение, как нарушитель себя вел после получения претензии от патентообладателя. Чем грубее и масштабнее нарушение, тем больше взыскивают.
  2. В размере двойной стоимости лицензии. Такой способ расчета подойдет, если патентообладатель уже продавал лицензии или его оценщик может рассчитать рыночную стоимость лицензии. Логика в том, что нарушитель должен заплатить вдвое больше той суммы, которую он заплатил бы патентообладателю, если бы использовал промобразец легально.

Как проходит патентование промобразца

Патентование можно разбить на четыре этапа: предварительный патентный поиск, патентный поиск, подготовка заявки и делопроизводство. В теории любой человек может сам попробовать подать заявку в Роспатент, но обычно этой работой занимаются специально обученные люди — патентные поверенные.

Патентный поверенный — это государственный статус, который получают специалисты, прошедшие аттестацию в Роспатенте. Работу поверенных регулирует отдельный федеральный закон, который дает им особые права, но и возлагает на них дополнительную ответственность.

Предварительный патентный поиск. На этом этапе патентный поверенный выясняет, что вы хотите запатентовать, предварительно смотрит в патентные базы и говорит, готов ли он взяться за ваше дело. Если да, то консультирует по дальнейшим действиям и отвечает на все вопросы.

Патентный поиск. Здесь поверенный уже внимательно изучает патентные базы — российские и международные. Задача поиска — найти ближайшие аналоги и дать итоговое заключение: можно запатентовать дизайн или нет. Если найдутся какие-то очень близкие решения, которые ставят под сомнение возможность получения патента, поверенный может подсказать, как доработать решение и какие именно рисунки или чертежи лучше отправлять в Роспатент.

Патентная заявка. Поверенный составляет патентную заявку — заявление, описание и изображения. Чтобы заявка прошла формальную экспертизу с первого раза, все документы нужно сделать в строгом соответствии с правилами и требованиями Роспатента.

Дальше поверенный подает заявку в Роспатент. Ведомство принимает ее и выдает уведомление — приоритетную справку. С этого момента за будущим патентообладателем фиксируется право приоритета: если кто-то другой позже него подаст заявку на похожий дизайн, этот заявитель получит отказ.

Делопроизводство. Роспатент проводит экспертизу и выясняет, действительно ли решение соответствует критериям патентоспособности. Если возникают вопросы или замечания, Роспатент присылает их заявителю и тот вместе со своим поверенным на них отвечает. Если все сделано правильно, в итоге процедура завершается выдачей патента.

Патент удостоверяет авторство, исключительное право и дату возникновения этого права — приоритет
Патент удостоверяет авторство, исключительное право и дату возникновения этого права — приоритет

Сколько стоит патентование промышленного образца

Расходы на патентование складываются из двух составляющих: государственной пошлины и стоимости услуг патентных поверенных.

Некоторые юристы предлагают полное сопровождение: поиск, подачу заявки и все делопроизводство вплоть до получения патента. Запатентовать в России промышленный образец в 2022 году стоит в среднем 50 000—70 000 ₽.

Иногда юристы выставляют цены за каждый этап: патентный поиск, подготовку заявки, делопроизводство. В таком случае будьте аккуратнее: бывает, на старте могут пообещать «патентование под ключ» за 30 000 ₽, а потом уже в ходе работы выяснится, что в «под ключ» входила только подготовка и подача заявки, поиск стоит отдельные 20 000—30 000 ₽ и ответ на каждый запрос Роспатента — примерно столько же. Так показавшийся на старте более дешевый вариант может в итоге обойтись тысяч в сто.

Внимательно изучите договор с юристом и убедитесь, что в озвученную цену входят все этапы патентования, чтобы потом не оказалось, что за каждый ответ на запрос экспертизы нужно доплачивать.

Как и в делах с регистрацией товарных знаков, весь процесс патентования можно пройти дистанционно, поэтому имеет смысл сравнивать предложения патентных поверенных из разных городов.

Размер патентной пошлины складывается из пошлин за подачу заявки, за экспертизу и за выдачу патента. В сумме обычно получается 5000—10 000 ₽. Точная цифра зависит от особенностей конкретной заявки и льгот, которые можно применить.

Если правильно подготовить документы и провести делопроизводство без ошибок, патент на промобразец можно получить за 4—6 месяцев.

Также в Роспатенте есть возможность ускоренного получения патента — за 2—3 месяца.

Начиная с третьего года после получения патента нужно платить ежегодную пошлину за поддержание его в силе. На третий-четвертый год это 1700 ₽, на пятый-шестой — 2500 ₽, и так далее. Пошлина платится сразу за пять лет вперед, и если вовремя продлевать действие патента, можно поддерживать его в силе 25 лет.

Коротко: как запатентовать дизайн и зачем это нужно

  1. Можно запатентовать дизайн изделия: мебели, одежды, устройства, игрушки, этикетки — да практически чего угодно, даже здания.
  2. Патент на промобразец дает более широкую защиту, чем авторские права: нарушением патента считается не только копирование, но и использование похожего дизайна.
  3. Наличие патента гарантирует оригинальность дизайна: Роспатент проводит экспертизу на мировую новизну перед тем, как выдать патент.
  4. За нарушение патентных прав правообладатель может обратиться в суд, полицию и антимонопольную службу, а также заблокировать страницы нарушителя в интернете.
  5. В пользу правообладателя с нарушителя могут взыскать компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽ или двойную цену лицензии.
  6. Патентными правами можно распоряжаться: продавать лицензии или полностью передать патент другому лицу.
  7. Патент на промобразец действует 25 лет, если каждые пять лет платить пошлину за поддержание патента в силе.
А вы когда-нибудь патентовали дизайн?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество