ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ
Почему стоит попробовать Тинькофф Мобайл

За и против: стоит ли платить ребенку за хорошие оценки

Аргументы читателей

За и против: стоит ли платить ребенку за хорошие оценки

В каждой семье свои правила: кто-то дает детям деньги на карманные расходы просто так, кто-то не дает вообще, а кто-то платит только за пятерки в дневнике.

Недавно наш читатель задал вопрос в Сообществе, чтобы выяснить, как плата за оценки влияет на детей и какие положительные и негативные стороны есть у этой практики. Из ответов сделали подборку аргументов за и против.

Это истории читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

👍 За: учеба — это работа ребенка, за которую он должен что-то получать

nlpmag
проверил теорию на детях

Учеба — это работа. А хорошую работу принято поощрять. Но не за каждую оценку, а по результатам триместра и года. И поставить условие, что часть денег нужно складывать в копилку. Можно депозит открыть и показывать ребенку, как он увеличивается. Проверено на одной девочке, которой уже 18 лет. Работает! Внедряю опыт второму ребенку.

👎 Против: лучше вложить эти деньги в развитие ребенка

Алиса
не верит в оценки

Последнее десятилетие очень явно показало, что школьные оценки — это вообще ничто. Чем платить за пятерки, вложите лучше эти деньги в спорт или окультуривание ребенка. И тут речь не о модных «развивашках», а о действительно о хороших кружках и секциях.

👍 За: денежное поощрение мотивирует детей больше стараться и не лениться

Peace for all
не забывает про кнут

Такая мотивация очень хороша, но не стоит забывать, что нужен еще и «кнут». Если, допустим, школьник в конце недели принес домой только хорошие и отличные оценки, он получает какую-то сумму. Надо, чтобы сумма разнилась при разных условиях: например, если все оценки — пятерки, то ребенок получает 1000 Р, а если среди оценок есть четверки, то сумма должна быть в районе 600 Р. А если есть одна тройка среди пятерок и четверок — то уже 200 Р. Такая большая разница будет мотивировать получить хотя бы 600 Р. Подход войдет в привычку, и ребенок будет знать: чтобы добиться лучшего, надо работать больше и лучше.

👎 Против: оценки субъективны и не должны влиять распределение денег в семье

bela
знает, что не все учителя объективны

Оценка в школе — это уже поощрение труда ребенка, и не всегда адекватное. Списал — получил пять, решил трудную задачу, но поставил кляксу — всего лишь трояк. Отчасти оценивание субъективное, разные учителя одну и ту же работу оценивают по-разному. На мой взгляд, хорошо бы как можно раньше объяснить это ребенку. Главное все же не отметки в дневнике. Поэтому вопрос распределения денег в семье никак не может зависеть от школьных оценок.

👍 За: дети, которым платят за достижения, могут дальше продвинуться в карьере

Zhanna Lagoonova
не боится работы

Мне такую систему оплаты оценок за четверть ввел дедушка. Это не были мои единственные карманные деньги, скорее бонусы — как и потом в студенчестве платили за хорошую успеваемость разные стипендии хорошистам и отличникам. Это не дало мне больше мотивации к учебе, с ней у меня было все в порядке, но дало понимание, что, если иногда поднапрячься, можно получить чуть больше на свои хотелки.

Не могу сказать, что это стопроцентно работает при трудовой деятельности, но тот факт, что меня не пугали сложные проекты, позволил мне на не самой высокооплачиваемой работе иметь заработки выше коллег. Главное — не схватить больше, чем можешь сделать, и не выгореть.


Julian Nash
впечатлилась

У меня не было, но была такая система у одноклассницы, и я очень впечатлилась. Она рассчитывала, сколько денег ей не хватает на покупку или поход в кино, и планировала, сколько пятерок на неделе и за что она получит. Кстати, была отличницей и далеко пошла по жизни. Не утверждаю, что из-за этого, но все же.

👎 Против: вместо того, чтобы платить за пятерки, лучше выяснить, почему у ребенка есть сложности в учебе

Ivan Ivanov
не разорил родителей

Хорошие школьные оценки — это очень плохой KPI. А по плохим KPI премировать — это себе могилу рыть. Но, с другой стороны, неуды и тройки — это повод провести разборки в Бронксе, понять, что не так. А деньги можно дать в виде безусловного базового дохода.

Оценка «отлично» в обычной школе — это простое выполнение обязанностей, премировать не за что, все в рамках оклада — карманных денег, например. Получить пятерку при желании проще простого, и она предполагается по умолчанию. Все, что ниже, — недоработка. Вот если ребенок олимпиаду какую взял или на собрании похвалили — тогда да, можно и премировать.

Роль карманных денег в моем детстве исполняла выручка за сданные бутылки, тогда они еще не стоили таких копеек, как сейчас, и принимались повсеместно. Ни о каком премировании, естественно, и речи не шло. Я учился хорошо, родители бы совсем разорились.

👍 За: денежное поощрение помогает не забросить учебу, даже если ребенку не нравится

Андреева Х.
довольна жизнью

Если бы мне платили за хорошие оценки, у меня был бы повышенный интерес к учебе и я бы наверняка была отличницей. Считаю, что начальные классы полезные: научили меня писать, читать и считать. А остальные шесть лет — бесполезная трата времени.

А в институте вот уж действительно «от сессии до сессии живут студенты весело». Чуть не спилась — вовремя ушла. Только не говорите, что от человека зависит, в студенческой общаге от вас не зависит ничего. Теперь я ИП, у меня автомагазин, и я счастлива! Ни институт, ни школа мне ничего хорошего не дали. А вот если бы был финансовый стимул, все, может быть, сложилось бы по-другому.

👎 Против: деньги не всегда мотивируют ребенка лучше учиться, а на карманные расходы можно дать просто так

Arni Mayak
не будет платить ребенку за оценки

С класса второго или третьего мама предложила такую систему. Она не давала карманные деньги просто так, они у меня были только за оценки. Были определенные суммы за четверки и пятерки, за двойки — штраф. До конца четвертого класса четверка стоила 40 Р, пятерка — 50 Р, двойки я тогда вообще не получала, сумму штрафа забыла уже. В началке я, как и многие, была отличницей. В средней школе стала учиться хуже. Потом мама проиндексировала выплаты. За пятерку платила 100 Р, за четверку — вроде бы 50 или 80 Р, за двойки забирала 100 Р.

Мне хватало карманных денег на все хотелки, умудрялась копить, если еще с подарочных добавляла. Если рассматривать этот способ как мотивацию к учебе — в моем случае он не сработал. Если просто как схему для карманных денег — наверное, нормально. Я со своим ребенком такое вводить вряд ли буду.


Соня Емельянова
За что вам давали деньги в детстве?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
Дмитрий
Герой Т—Ж

Дети и так часто переживают от того, что оценки ставятся, скажем так, не всегда объективно и справедливо, а тут ещё масла в огонь будет финансовая составляющая добавлять. Моё мнение - не тот случай, когда нужно платить. В школе уместнее постоянные карманные деньги.

16
темич

За учебу точно не давали. Как-то пытался провернуть такой фокус и предложил матери. Она ответила:" Не хочешь хорошо учится сам - учись плохо, твоя жизнь и тебе за это потом самому отвечать". Все вопросы у меня отпали.

13
тьфунатебя ¯\_(ツ)_/¯

У нас есть просто регулярные карманные деньги на игрушки и большая цель за итоговые оценки за год.
Хз, правильно ли мы поступаем, но нас и детей устраивает!

7
Ганнибал ЭЛектер

Мне не платили ни за оценки, ни за уборку: учеба нужна мне и никому другому, а в квартире я тоже проживаю, поэтому должна участвовать. Деньги давали просто так, на еду в школу и всякие мелкие штучки. Отдельной статьей шли реалистичные резиновые фигурки собак.

7
Ell'
Герой Т—Ж

Ганнибал, они есть ещё? Собаки?

0
Ганнибал ЭЛектер

Ell', да, ушли к племяннице. Не знаю, сколько их осталось из 50

0
Ell'
Герой Т—Ж

))

0
Alexandra P.
Герой Т—Ж 🏅

Ганнибал, у меня с учёбой и уборкой все обстояло ровно так же:) но денег мне просто так не давали, только на конкретные нужды. Вот бабушка дарила деньги на праздники, я их копила. А потом родители добавили, и я купила CD- плеер, большая была радость))

0
темич

Alexandra, бабушки, они такие) хлебом ни корми - дай денег внукам дать))

0
Alexandra P.
Герой Т—Ж 🏅

темич, так и есть:)

0
Максим Савинов

Когда учился классе примерно в восьмом, увидел в каком-то журнале слово "кляйдергельд", и очень оно мне понравилось, даже не слово, а суть: автор трактовал это понятие как деньги, которые выделяются немецкому ребёнку его родителями и в дальнейшем бесконтрольно расходуются (теперь-то я знаю, что трактовка была весьма вольной). Предложил маме такой вариант: вместо того, чтобы каждый раз давать мне деньги на что-то конкретное, просто раз в месяц выделять некоторую сумму. Мама согласилась и до поступления в институт я получал с каждой её зарплаты 5, а потом и 10 рублей - сумма чувствительная, если учесть, что и сама-то зарплата была 100 рублей. Размер выплат не был привязан ни к успеваемости, ни к помощи по дому, ни к послушанию: просто потому что есть ребёнок и у ребёнка есть какие-то материальные потребности.
Эта же схема впоследствии неплохо работала с моей дочерью (сумму в круговороте инфляционных событий забыл, не то 50, не то 150 рублей в месяц) и до сих пор используется с сыном (500 рублей в неделю). Были у меня попытки как-то привязывать сумму к школьным оценкам, но эти схемы не прижились. Эти деньги платятся не за что-то.
Зато другая моя затея очень себя оправдала. В первый школьный год я заподозрил, что дочь рискует стать послушной ботаничкой. А мне бы этого не хотелось. Поэтому я предложил премию за двойку по поведению. Условия были такие: двойка должна стоять в дневнике, размер премии при получении в первом классе 50 рублей, во втором 100, далее каждый год сумма удваивается - но выплату можно получить только один раз за 11 школьных лет. Ружьё выстрелило в седьмом классе. "Разговаривала на уроке рисования. Поведение - 2!" Заплатил 3200, купила себе первый собственный мобильник. Ботаничкой не стала.

3
темич

Максим, зачет))

1
Ell'
Герой Т—Ж

Максим, необычный подход))
А кем стала?

0
Максим Савинов
Герой Т—Ж
Отредактировано

Ell', закончила школу с медалью, потом медицинский ВУЗ с красным дипломом. Два года работала врачом, теперь живёт в другой стране и готовится к поступлению в ординатуру в местном университете.

3
RussianGirl
Герой Т—Ж

Лучше деньгами научить прямым навыкам: инвестирование, бизнес строить. А эти "за оценки" только подливают масла в огонь, дети и так в стрессе каждый день находятся из-за школьной жесткой атмосферы, списываний и как не опозориться у доски.

3
Ell'
Герой Т—Ж

Родилась в районном центре. Был яблоневый сад. Сдавали падалицу на местный пищекомбинат, деньги себе разрешали оставить.
И все, наверное. Потом стипендия только.

0
Екатерина Конон

Как было у меня:
Простое условие - полученная пять от учителя - +5 ₱, на четыре может учить любой, три - минус 5₱, два - минус 50₱. Если бы Учитель был неадекватным - разобрались бы и поговорили.
При этом было неважно, проявила ли я навыки обучения (получила пять, решив контрольную по химии) или социальные навыки (позвонила в Беларусь друзьям и по телефону прорешала непонятное в туалете, запомнила решение и записала уже по возвращению в класс). Главное, что пятерка выставлена учителем и я не обманываю родителей. К сожалению, соц навыки у меня хромали, поэтому брала усидчивостью)
Зарабатывала не только оценками- до шестого класса включительно (а может и седьмого) выпускала на домашнем принтере журнал по сейлормун и сдавала бабулям в местные палатки под 20%, в школе продавала самодельные фишки и закладки с ней же, «продавала» стихи родителям, организовывала во дворе тир, паяла из транзисторов-резисторов браслеты и украшения и продавала во дворе и школе, делала странные поделки и , как ни странно, продавала недолюбливающим меня одноклассникам)

Опыт оцениваю как положительный. Помимо школы были музыкалка и танцы, где обучение не оценивалось, но я училась неплохо, была выставлена система ценностей - то, что Тебе нравится, почти всегда можно продать, чтобы продолжать заниматься тем, что тебе нравится) - сейчас своё любимое дело.

Платить ребёнку буду. Чего точно не буду делать- это давать деньги на регулярной основе (не на еду, а на развлечения) просто так - мне кажется , отсюда корни логики взрослых в стиле «я же заслуживаю? Вот и возьму кредит на отпуск». То есть , конечно, заслуживают, мы все заслуживаем, но это не так работает.
Очень буду стараться привить ребёнку нематериальные ценности, то есть понимать, что деньги - это в первую очередь способ сберечь своё здоровье (и избежать боли) и принести миру пользу, помочь людям.
Ну и правила «сначала заработал- потом тратишь», «желай не вещей, а результатов своей деятельности» (а вот для неё нужны будут деньги), «тратить лучше на развитие, а не вещи», «в кредит/долг лучше брать на одно из трёх: здоровье, жильё и образование» и «просаживать деньги на модное - неинтересно, трать на то, что любишь сердцем, если сейчас искреннего «люблю» нет- откладывай, нафиг чипсы и шмотки», «хочешь вещь - подожди пару-тройку дней , проверь - правда ли хочешь или это маркетинг и случайная хотелка?».
Возможно, я окажусь неправа, но пока что верю в такую систему.

0

Вот что еще мы писали по этой теме

Сообщество

Лучшее за неделю