Можно ли оплатить авиабилет чужой банковской картой?

26
Аватар автора

Анна Летнева

спросила в Сообществе

Знакомая купила для меня билет на самолет. Но говорят, иногда перевозчики просят показать банковскую карту, которой билет оплатили. Якобы, если этого не сделать, откажут в регистрации. Так ли это?

Аватар автора

Ирина Аникина

путешественница

Страница автора
Аватар автора

Валерия Пермякова

юрист

Страница автора

Действительно, иногда представители авиакомпаний просят путешественников показать карту, которой был оплачен билет. А еще — удостоверение личности ее владельца и подтверждение транзакции. Таким образом они проверяют подозрительные операции и борются с мошенничеством.

Без карты могут не пустить на рейс. Это может быть прописано в правилах перевозчика, поэтому мы рекомендуем уточнять конкретные требования перед вылетом.

Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно

Вправе ли авиакомпания требовать, чтобы пассажир показал банковскую карту, по которой купил билет

Все авиакомпании ориентируются на международные акты, например Чикагскую конвенцию, и внутренние законы стран.

В России кроме международных договоров гражданские перевозки регулируют воздушный кодекс и федеральные авиационные правила. Авиакомпании обязаны их соблюдать. Но вопрос, законно ли запрашивать банковскую карту при посадке, неоднозначен.

Авиакомпании могут вводить дополнительные требования, которые не противоречат закону и не ухудшают уровень обслуживания пассажиров  . Но перевозчик обязан о них предупредить, например сообщить на сайте или в письме на электронную почту  .

При этом в статье 107 воздушного кодекса указано, когда пассажира могут не пустить на рейс. Перечень закрытый, и в нем нет такого основания, как «не показал банковскую карту». Но оговорено, что на рейс вправе не допустить, если пассажир нарушил правила авиаперелета, которые установило государство вылета, назначения или транзита.

Поэтому на внутренних рейсах требовать карту незаконно. А на международных это возможно, если таковы правила страны назначения. Но авиакомпания все равно обязана заранее предупредить пассажира об этом.

Если информации о том, что надо показать карту, нигде не было, а ее потребовали при регистрации на рейс, это в любом случае незаконно. Ведь, когда человек покупает билет, он заключает с авиакомпанией договор перевозки — и должен знать о его условиях заранее.

В Евросоюзе права перевозчиков регулирует регламент № 1008/2008 об общих правилах воздушных перевозок и регламент 261/2004. В этих документах и во внутренних законах стран-участниц требование предъявлять карту при регистрации на рейс не оговаривается, но и не запрещается. Если авиакомпания написала о таких требованиях на сайте или сообщила пассажиру другим способом, все законно.

В остальных странах похожая ситуация. Если закон не запрещает требовать карту при покупке билета и регистрации на рейс, авиакомпании могут вводить такое правило. Но должны предупредить о нем пассажиров.

Например, в Сербии помимо международных норм работают закон о воздушном движении и закон об обязанностях и основах имущественных правоотношений в воздушном движении. Эти правовые акты позволяют вводить дополнительные условия для перевозок.

В Азербайджане основной нормативный акт, регулирующий авиаперевозки, — закон «Об авиации». В статье 46 сказано, что перелет выполняют в соответствии с договором о перевозке. Значит, дополнительные требования возможны.

В ОАЭ помимо международных норм перевозки регулируют закон о гражданской авиации, закон об общем управлении гражданской авиации и федеральные декреты. Вопросы правомочий авиаперевозчиков по отношению к пассажирам в них не рассматривают. То есть в законе не оговорено, что карту требовать нельзя.

Можно ли вернуть деньги за билеты, если отказали в посадке

Банковскую карту проверяют, чтобы бороться с мошенническими транзакциями. Как правило, в случайном порядке и не на всех рейсах.

В российском воздушном кодексе есть понятие вынужденного отказа от перевозки — когда пассажир или авиакомпания расторгают договор по уважительной причине. Например, это может произойти из-за болезни, отмены рейса или других обстоятельств — они перечислены в пункте 227 федеральных авиационных правил. Тогда человек может вернуть полную стоимость любого билета — даже невозвратного. Главное — сняться с рейса до окончания регистрации.

В правилах не сказано о ситуации, когда человек не предъявил банковскую карту. Но говорится, что перевозчики могут признать отказ вынужденным и в других случаях, которые не перечислены в законе. Иногда так и происходит.

Например, S7 сообщает  , что вправе прислать пассажиру на электронный адрес предупреждение, что нужно представить банковскую карту. Если пассажир откажется это сделать, его обязанность по оплате перевозки будут считать не исполненной надлежащим образом, а договор перевозки — не заключенным. Поэтому компания оформит вынужденный возврат. А значит, человеку вернут стоимость билетов.

Но рассчитывать, что так будет со всеми авиакомпаниями, не стоит. Тем более судебной практики на этот счет мы не нашли. И непонятно, посчитают ли суды отказ в посадке незаконным, если пассажира заранее предупредили, что нужна карта.

Скорее всего, если билет невозвратный, он сможет вернуть только сборы в пользу иностранных организаций. А сумма, которая положена за билет по возвратному тарифу, зависит от времени до вылета. Если до вылета осталось меньше чем 24 часа, а регистрация не завершилась, удержат неустойку 25% и аэропортовые сборы. А после окончания регистрации возврат не положен  . Но авиакомпании могут вводить более лояльные правила.

Российское законодательство будет применяться даже в отношении иностранных авиакомпаний, если они летают в РФ и из нее. Если перелет за границей, работают законы других стран.

Если пассажира не предупредили о том, что нужно показать банковскую карту, и из-за ее отсутствия отказали в регистрации на рейс, он может потребовать компенсацию. Чтобы ее получить, сначала надо направить перевозчику претензию. А если это не поможет — обратиться в суд. В Т⁠—⁠Ж рассказывали, как подать иск в России и как судиться с зарубежной авиакомпанией.

Что говорят авиакомпании и пассажиры

Некоторые авиакомпании в правилах бронирования отмечают, что могут попросить у пассажира показать банковскую карту, подтверждение транзакции и удостоверение личности человека, который оплачивал покупку. Уведомление об этом могут прислать при покупке билетов. Даже если для оплаты билетов вы воспользовались своей картой, она может понадобиться при регистрации на рейс. Приведем примеры.

S7. В справочном центре авиакомпании нам сообщили, что оплатить билет можно картой любого третьего лица. В правилах перевозчика сказано  , что авиакомпания может запросить у пассажира подтверждение адреса проживания, копию банковской карты, код авторизации к транзакции. А если билет купил другой человек — копию удостоверения личности владельца банковской карты.

О том, что такие документы нужны, S7 сообщит по электронной почте. В письме будет сказано, как их представить — выслать на почту или принести на регистрацию. Если пассажир не предъявит документы, ему могут отказать в посадке на рейс. Хотя это противоречит воздушному кодексу, выбор невелик: или спорить с представителями авиакомпании с неясной перспективой, или сделать как говорят.

При этом в правилах перевозчика сказано, что авиакомпания считает это вынужденным отказом от полета и вернет пассажиру деньги.

Подтверждение оплаты требуют не всегда. В 2019 году автор статьи покупала родителям билеты на самолет S7 в Сочи. У пассажиров не потребовали реквизиты карты или копию удостоверения личности. Дополнительных вопросов при регистрации на рейс не задавали.

Utair. В службе поддержки авиакомпании нам сообщили, что сотрудники во время регистрации на рейс не смотрят, кто оплатил билет пассажира, а только проверяют его паспортные данные, информацию о рейсе и нормы багажа и ручной клади.

Wizz Air. В пресс-службе авиакомпании Т⁠—⁠Ж сказали, что Wizz Air не просит пассажиров предъявить номер карты, с помощью которой купили билет, ни во время регистрации, ни во время посадки на рейс. В марте 2024 года автор текста купила мужу билет на самолет этой авиакомпании. У мужа другая фамилия, но его не просили предъявить карту, по которой провели оплату.

Air Serbia. В службе поддержки заявили, что путешественники могут оплачивать билеты картами третьих лиц, дополнительных вопросов в аэропорту не будет. Но на сайте Air Serbia в разделе «Способы оплаты» указано  , что авиакомпания может попросить пассажира показать карту или ее копию при регистрации на рейс в аэропорту или в офисе перевозчика. На ней должно быть четко видны ее номер, имя владельца, срок действия и подпись владельца. После проверки выдадут посадочный талон.

Предупреждение на сайте Air Serbia. Источник: airserbia.com
Предупреждение на сайте Air Serbia. Источник: airserbia.com

Turkish Airlines. На сайте авиакомпании говорится, что у путешественника могут потребовать карту и документ, подтверждающий личность, например паспорт или права. Их можно будет показать в офисе Turkish Airlines или на стойке регистрации перед полетом. Уведомление с просьбой согласиться на проверку поступит во время оплаты билета. Если пассажир откажется, придется вводить данные другой карты.

На Форуме Винского путешественники подтверждают, что им приходят такие уведомления. Судя по отзывам, попросить показать карту могут, не только если она принадлежит другому человеку. Но еще — при покупке билетов через агрегатор или с использованием виртуальной карты.

Например, в апреле 2023 года пользователю Форума Винского отказали в регистрации на рейс из Стамбула в Адану из-за того, что он не предъявил карту, которой оплачивал билет. Пассажир оплатил покупку картой российского банка через trip.com. Номер карты и фотографию не приняли, а оригинала у него с собой не было.

Но проблемы возникают не у всех. Другой участник форума сообщил, что трижды покупал билеты своему другу на рейсы этой авиакомпании. Вопросов ни разу не возникло.

В августе 2023 года участница закрытого телеграм-чата Travelask о США поделилась, что она часто летает по билетам, которые ей оплатил сын, и у нее ни разу не просили показать карту, зато ее мужа просили дважды  . Супруги всегда берут фото карты и паспорта сына.

В апреле 2023 года пассажира не пустили на рейс, потому что он не смог предъявить банковскую карту. Источник: forum.awd.ru
В апреле 2023 года пассажира не пустили на рейс, потому что он не смог предъявить банковскую карту. Источник: forum.awd.ru
Другой пассажир рассказал, что его зарегистрировали на рейс после предъявления карты. Он оплачивал покупку картой UnionPay. Источник: forum.awd.ru
Другой пассажир рассказал, что его зарегистрировали на рейс после предъявления карты. Он оплачивал покупку картой UnionPay. Источник: forum.awd.ru

Singapore Airlines предупреждает  , что пассажиры обязаны показать на стойке регистрации банковскую карту, которой оплачивали авиабилет. В противном случае авиакомпания имеет право отказать в посадке на рейс. Отзывов путешественников найти не удалось.

Azal уточняет, что у пассажира могут попросить банковскую карту, если ее данные не совпадают с именем и фамилией пассажира.

KLM. В службе поддержки нам сообщили, что авиакомпания разрешает покупать билет, используя карту другого человека. Но во время оплаты перевозчик может прислать путешественнику уведомление о том, что надо предъявить карту в аэропорту на стойке регистрации. Сотрудник посоветовал взять копию карты и удостоверения личности владельца, выписку с банковского счета и копию документа, удостоверяющего личность ее владельца и подтверждение транзакции.

Такой ответ пришел от службы поддержки KLM
Такой ответ пришел от службы поддержки KLM

Lufthansa. На сайте авиакомпании говорится, что можно оплачивать билеты картой другого человека. После покупки придет электронное подтверждение — как пассажиру, так и владельцу карты.

Ryanair. На сайте авиакомпании не удалось найти информацию о том, могут ли потребовать карту при регистрации. В службе поддержки на запрос не ответили. Знакомая автора текста в январе 2024 года летала из Польши в Австрию этой авиакомпанией. Она оплатила билет картой мужа. У них разные фамилии. При регистрации карту не требовали.

Qatar Airways может запросить подтверждение оплаты билета. Письмо с запросом документов придет путешественнику на почту, указанную при бронировании. Чтобы подтвердить оплату, надо в течение 48 часов представить авиакомпании копию паспорта владельца карты или другого удостоверения личности государственного образца и выписку с этой карты с указанием транзакции с Qatar Airways. Авиакомпания не примет в качестве подтверждения фотографию карты.

Emirates предупреждает: в некоторых странах по соображениям безопасности держатель банковской карты, который купил билет, должен обладать одинаковой фамилией с одним из пассажиров. Поэтому иногда при бронировании система не дает указать фамилию и имя владельца карты, которые отличаются от тех, что в билете. Во втором случае можно попробовать другие способы оплаты, например через PayPal или в офисе перевозчика.

На стойке регистрации могут попросить предъявить карту, которую использовали для оплаты, но так происходит не всегда. Например, в 2017 году путешественница рассказала на Форуме Винского, что летела из Алма-Аты в Дели через Шарджу и на всякий случай взяла с собой копию карты и письменное подтверждение об оплате билетов от владельца карты. Но ничего из этого в аэропорту не потребовалось.

Thai Airways. Оплатить билет может человек, который не полетит вместе с пассажиром. Но авиакомпания оставляет за собой право попросить карту для подтверждения транзакции  .

Аватар автора

Татьяна Паскова

взяла с собой карту мужа в аэропорт

«Во время оплаты авиакомпания предупредила, что нужно пройти проверку карты»

В декабре 2023 года я летела из Неаполя в Коломбо с пересадкой в Дубае, рейс выполняла авиакомпания Flydubai. Билеты в оба конца мне покупал муж и оплачивал их своей картой, у нас с ним разные фамилии. Во время оплаты авиакомпания предупредила, что нужно пройти проверку карты.

Ее попросили предъявить на регистрации на рейс в Неаполе. Я показала карту мужа, она была у меня с собой. Больше никаких вопросов мне не задавали и пустили на рейс.

Аватар автора

Ольга Гиткович

показывала карту сотруднице «Аэрофлота» во время стыковки

Страница автора

«Я взяла с собой карту, поэтому проблем не возникло»

В феврале 2022 года я летела компанией «Аэрофлот» в отпуск. Тогда работала в бюджетной организации. После возвращения нужно было отчитаться: сдать авансовый отчет, копии паспортов всех членов семьи, кому положена оплата, и билеты. Наша бухгалтерия требовала, чтобы билеты были оплачены с той карты, на которую переводят аванс.

Я должна была прилететь ночью, а утром выйти на работу. Рейс был с пересадкой. Первый самолет опоздал, и я не успела на второй. Я понимала, что не успею вернуться к началу рабочего дня. Поэтому, когда билет на второй рейс переоформляли, попросила сотрудницу авиакомпании дать справку о том, что я опоздала не по своей вине. В ответ девушка попросила показать карту, которой были оплачены билеты. Я взяла ее с собой, поэтому проблем не возникло.

Зачем у меня требовали карту, я точно не знаю. Сотрудница в аэропорту только посмотрела номер и имя владельца и вернула карту.

Что в итоге

Если вы покупали билет по чужой банковской карте, при регистрации на рейс авиакомпания может потребовать карту, подтверждение транзакции и копию паспорта ее владельца. Но иногда эти документы требуют, даже когда карта принадлежит пассажиру. Например, если использовали виртуальную карту или купили билет через агрегатор.

На международных рейсах такие требования законны, если их предъявляет страна назначения. На внутренних перелетах по России это будет противоречить законодательству.

Мы рекомендуем заранее уточнить у авиакомпании, понадобятся ли подтверждения оплаты билета и какие. Хотя некоторые перевозчики присылают уведомления на этапе покупки билетов.


Ирина АникинаПутешествовали с авиабилетом, который купил кто‑то другой? Расскажите, не было ли проблем:
  • Элина ВПостоянно покупаю билеты руководителю. Иногда со своей карты. Ему проще скинуть мне сумму. Никогда не сталкивались с такими требованиями и проблемами, если честно16
  • a bit of work"при регистрации на рейс авиакомпания может потребовать карту" - зарегистрироваться онлайн?7
  • ЙцукенбергАж давление поднялось от такого. А как электронную карту предъявить?12
  • Дмитрий ИвановЧто за бред я прочитал? Неужели такой илиотизм присутствует?14
  • МангустПлюс одна фобия. Теперь я всегда буду бояться, что меня не пустят из-за этого бреда.23
  • Арина Солтановична работе в отпуск покупают билеты и норм2
  • Максим МироновОплачиваю подруге перелеты по стране и международные рейсы. В прошлом году вышло около 20 полётов. Никаких проблем не возникало. И один раз я неправильно указал фамилию, подруга сама изменила на верную на стойке авиакомпании, тоже никакую карту не спрашивали.6
  • Boris KölnЧасто летаю европейскими компаниями, оплачиваю не картой, а PayPal. На рейс всегда регистрируюсь онлайн.1
  • ИзмайловПервый раз о таком слышу3
  • AlexanderЭти правила выглядят как рудимент который сохранился со времён до тотального оцифрячивания билетов и посадочных талонов. Скорее всего даже где-то есть в каких-то там международных правилах и может быть они даже применяются какими-то аналоговыми перевозчиками. году примерно в 2010 у меня был небольшой перелёт по Европе с выдачей физического билета на аналоговых красных самокопирующихся бланках для ручного заполнения или матричного принтера. Рейс был отменён, а билет заменён, и вот как раз в процессе замены мне и пригодилась карта с который был оплачен билет: 1) если в графе "способ оплаты" написано CASH, старый тариф возвращают деньгами и я тут же оплачиваю новый 2) если там написано INVOICE или реквизиты карты которой у меня нет, то возврат по правилам визы-мастеркарда + правила места приобретения 3) если карта есть, то все расчёты идут с ней. в моём случае нужно было доплатить около 20 центов из-за изменения курса универсальной расчётной единицы. Я запомнил этот регламент довольно точно, так как это было единственное доступное мне за время ожидания в тот момент развлечение -- изучение информационного стенда с 2 доступными для понимания бумажками на английском. Процедура доплаты выглядела тоже странно, терминал нормально воспринимал только карты без чипа (так как видимо ридер чипованых карт в нём сломался), поэтому сотрудник авиакомпании всем пользователям чипованых карт предлагал вручную в терминал ввести номер карты и срок действия. Банк, кстати, позвонил тут же и спросил что это было (входящий в роуминге стоил дороже доплаты). ФИО в новый билет переписали ручкой с карты, поэтому я имел традиционную беседу почему в билете ALEKSANDR, a в паспорте ALEXANDER (или наоборот).8
  • Ариша ШипиловаНикогда не знала о разнице в том, кто оплачивает..1
  • ЧёрноКотовый КоточёрновичНу и бред бывает3
  • Наталья Парфёновапервый раз вижу, что нужна проверка карты3
  • БарышняС моей подругой такое случилось. У неё нет КК, оплатил друг семьи. При регистрации затребовали карту и не пускали на рейс. Пришлось звонить этому мужчине, чтобы приехал в аэропорт в 5 утра... Хорошо, что он хоть согласился. Какой компанией они летели не знаю, произошло в ЕС.1
  • 𝕌ℕИдиотизм. Кто мешает на принтере распечатать картинку карты с нужными реквизитами и обклеить ей пластиковую болванку? Ну да, заламинировать придётся. Но даже цифры на ней не всегда выбиваются.2
  • Александр ИгонинAlexander, а пускают с разным написанием в билете и паспорте? Меня тож довольно бесит Aleksandr, но обычно везде стараюсь указывать как в паспорте, чтобы потом не напороться на проблемы.2
  • Alexanderу меня в 4 загранпаспортах 3 разных варианта, так что "как в паспорте" понятие относительное. Обычно по X = KS вообще нет никаких вопросов (молча меняют в программе), по ER обычно приходится рассказывать что "у нас в стране правила транслитерации меняются по 3 раза за 10 лет, я и сам честно говоря не знаю как правильно". И это мы еще автомобильные права не обсудили. Alecsandr я через срач отказался получать (любой вариант лучше чем такой).6
  • Александр Игонин> любой вариант лучше чем такой Это точно 🤣1
  • Организатор частных путешествийЗанимаюсь билетами профессионально, расскажу как обстоят дела. 1. У российских авиакомпаний таких проблем нет. Можно спокойно покупать у них на сайте любой картой и лететь. 2. Туркиш Эйрлайнз. В процессе покупки (после ввода 3дс) пишет если карта будет запрошена. На этом этапе можно отказаться. Либо предъявить карту до полета в любом их офисе. 3. Эмирейтс не спрашивают (при этом, билеты с вылетом из России у них на сайте всё равно никак не оплатить, даже иностранной картой). Через колл-центр оплату примут иностранной картой, только нужно обязательно попросить списать в другой валюте, иначе тоже не пройдет (в любой кроме рублей). 4. Катарские, Этихад, Флай Дубай, Эйр Арабия - эти любят спрашивать. У них лучше вообще чужой картой не покупать. 5. Aegean (греческие авиалинии). Эти вообще отмороженные, они пишут на сайте что можно показать фотографию карты и паспорта владельца, но по факту часто отмораживаются и не сажают на рейс без физического предъявления карты. 6. Большинство европейских авиакомпаний не требует карту, но бывают исключения. Например, Люфтганза недавно не посадила на рейс, и фотография с паспортом не устроила, им нужен был только скрин выписки из онлайн-банка. Справедливости ради, они предупредили об этом письмом после покупки. 7. Китайские авиакомпании у них на сайтах лучше вообще никогда не покупать, там всё очень криво. 8. Азиатские авиакомпании обычно не спрашивают (или предупреждают при покупке). 9. Есть еще ряд стран, где почти все и всегда спрашивают карту: Шри-Ланка, Марокко, Венесуэла, еще несколько африканских. Как минимизировать риск: 1. Оплачивать через Эппл Пей (в этом случае никто не спрашивает). 2. Покупать заблаговременно до вылета. Транзакции за 1-3 дня до рейса справедливо считаются самыми ненадежными. 3. Покупать через агентов. Авиакомпания технически не видит какой картой вы платили агенту, да и вообще, чужие проблемы их не интересуют (в случае фрода проблемы будут у агентства, а не у авиакомпании). Насчет агентов есть нюанс. В общем случае, вы оплачиваете картой на сайте, агент автоматически выписывает билеты через централизованную систему бронирования. Но есть ряд говно-агентов (из известных мне -- trip.com и kiwi.com), которые покупают ваши билеты своими картами на сайтах авиакомпаний (это не фрод, просто ряд авиакомпаний невозможно купить через систему бронирования, например, лоукостеров). То есть авиакомпания будет видеть оплату как будто картой на сайте, и ваша карта (которой вы платили агенту) вообще не при делах. В целом, самые адекватные из агентов -- это Тинькофф-тревел. Там цены обычно максимально близки к сайту авиакомпании, а обмены-возвраты решаются оперативно. Одна проблема -- они продают билеты только на часть авиакомпаний. Речь именно про Тинькофф-тревел, а не про остальных агентов к которым можно попасть по ссылке с сайта Тинькофф. Из зарубежных агентов (если есть иностранная карта) адекватнее всего Orbitz. Там цены обычно тоже 1:1, вопросы решаются быстро. Но они только для полетов за рубежом (российские аэропорты из-за санкций у них выпилены из поиска).8
  • Невеста 2022Оплачивала родителям а/б - не было проблем, жених оплачивал мои а/б разными международными а/к, указанными в статье ( в т.ч. Туркиш, Эмирейтс, Катар) - не было проблем. Блин, +1 фобия свалилась на голову.3
  • Ирина КонореваКарту не просили ни разу за 20 лет полётов (более 50 стран). Покупала со своей мужу (у него другая фамилия), родственникам. Никто про такие "ужасы" не рассказывал.1
  • In vino veritasa, иногда надо сдавать багаж0
  • a bit of workIn, можно сдавать багаж, предварительно зарегистрировавшись онлайн.1
  • DTПрошлой весной просила друзей оплатить их картой паром из Турции в Грецию, и на сайте впервые столкнулась с предупреждением, что при посадке могут попросить предъявить карту, с которой делалась покупка. На всякий случай фотографировала карту и удостоверение личности ее владельца, но ничего не спросили.1
  • KirillЧто такое овербукинг? Это ситуация, когда авиакомпании продают больше билетов на рейс, чем есть мест в самолёте. Такая бизнес-практика существует по всему миру. Авиакомпании давно ведут статистику и наблюдают за количеством людей, которые приобрели билеты на рейс, и количеством пассажиров, которые явились на посадку. Они заметили тенденцию: несколько процентов пассажиров всегда не приходят на рейс. Чтобы не нести убытков, ввели практику овербукинга. Такой подход есть не только в авиаотрасли.1
  • Роман Белугов....Так реквизиты карты это конфиденциальная информация, к тому-же владелец сайта не видит введённые вами данные карты т.к принятие платежей осуществляет сторонний банковский сервис, который откажет любому встречному в получении данных карты. и я не могу отрицать что такое где то есть, это по простому - идиотизм1