Мнение: высшее образование должно стоить дорого
Этот текст раньше был комментарием. Вы тоже можете поделиться своим мнением под любым материалом или написать пост в Сообщество
Университеты под гнетом «социальной ответственности» не могут запросить рыночную цену за образование.
Поэтому учиться приходится в старых грязных зданиях и аудиториях при почти полном отсутствии необходимого оборудования, современных материалов, в среде абы пойми кого.
Средняя стоимость высшего образования в 2023 году — 182 000 ₽ в год. Это 15 100 ₽ в месяц — зарплата уборщицы. Какое образование студент получит за эти деньги? Переписывание старых методичек?
Нужна система, как в Гарварде: гранты на бесплатное образование строго по итогам отбора самого университета. Никакого ЕГЭ для бюджетников, забыть про него вообще. Только личные достижения и способности.
Всем остальным — рыночная плата. Миллион в год, например, или выше. На 83 000 ₽ в месяц можно еще хоть как-то поискать толковых специалистов. За 15 000 ₽ толковый специалист работать не будет.
Дорого? Да, дорого. И это отличный фильтр.
Никаких бездельников и проходимцев, которые попали в вуз только по причине «а все поступили, что я, лох, что ли, в шараге сидеть». Таким — путь в профессиональное или среднее специальное образование: как раз закроем потребность в рабочих руках, глядишь, и «иностранные специалисты» не так необходимы станут.
Да и родители будут ответственнее к образованию ребенка подходить. Хочешь обеспечить качественную комфортную жизнь чаду — работай, раскошеливайся, вкладывайся, воспитывай.
Про влажное советское «государство должно» вообще забудьте, добро пожаловать в реальный конкурентный мир. Оно, конечно, должно, и оно сделает — разница между выпускниками коммерческих университетов и государственных училищ будет очевидна и очень красноречива.
26.07, 09:01
В большинстве европейских государств высшее образование бесплатно, во многих случаях и для иностранцев. Там наверное тоже старые грязные аудитории и бедные престарелые преподы по темным коридорам шаркают? Как-то первый озвученный аргумент вовсе и не аргумент)
26.07, 17:52
Alex, И качество отличное.
26.07, 09:14
Это последняя возможность социального лифта для мотивированных и трудолюбивых ребят с небогатыми или неблагополучными родителями. Да, бессмысленных бестолочей в университетах больше, да, фонды практически не обновляются, но для государства и бизнеса это тоже "воронка" для отбора, не стоит об этом забывать.
Очень хочется узнать, какие у автора статьи в 17 лет были невообразимые достижения, которые бы позволили ему в университет поступить по предлагаемой схеме.
26.07, 10:48
Богиня, его и по результатам егэ похоже не приняли, а грамоту по обж за 6 класс проигнорировали. Вот он и обижается :)
26.07, 10:43
Действительно, мало у нас социального расслоения в стране, давайте ещё усугубим его, что если твои родители не могут платить миллион в год за образование, то тебе и не подняться выше в этой жизни.
26.07, 15:28
Женя, прям Индия с её кастами....
27.07, 09:55
Ну это как делить, на за мкадром или нет.
Из той же оперы.
И образование у нас и так не очень. Ещё худи делать, не стоит.
26.07, 10:22
Высокий балл ЕГЭ - это не личное достижение и способности? Тогда так все можно обесценить, и олимпиады, и конкурсы, и прохождение вступительных от вузов, где есть собственные вступительные.
В универах далеко не один человек учится, так что при должном расходовании средств там всего хватало бы и при нынешних ценах на обучение.
"в среде абы пойми кого" - автор дворянских кровей или как это понимать?)
Потребность в рабочих руках очень просто закрывается - повышением зп рабочих профессий, повышением престижности этих самых профессий, улучшением условий труда.
"Хочешь обеспечить качественную комфортную жизнь чаду — работай, раскошеливайся, вкладывайся, воспитывай." - все нормальные родители делают это и без таких снобских напоминаний, но у всех разный уровень возможностей. Умный ребенок родителей с невысоким доходом по вашей системе тогда пойдет лесом, а средненький, но с богатыми родителями - может выбирать любой из условных Гарвардов. Это и сейчас возможно, зачем ради этого менять систему в ту сторону, где у умного отрежутся все пути?
"добро пожаловать в реальный конкурентный мир" - прочитала это голосом дамочки из Голодных игр, получилось вполне органично)
26.07, 10:52
синьорина, я окончила прикладную математику в спбгу. Наш факультет всегда ездил по регионам, проводя олимпиады на местах, тк, со слов замдекана, с которым мы это обсуждали как-то, очень много талантливых детей, которых нельзя упустить, но которым просто не на что приехать в питер и попробовать поступить (егэ тогда только начиналось или даже до него разговорбыл)
26.07, 12:50
Татьяна, я участвовала в такой олимпиаде на Урале и потом поступила в СПбГУ. Без неё бы этого не сделала, т.к. даже не знала о существовании такого вуза (жила в деревне, интернета дома не было).
26.07, 19:18
Туча, и это очень здорово! :)
26.07, 09:11
"высшее образование дешевое, поэтому учиться приходится в старых грязных зданиях и аудиториях при почти полном отсутствии необходимого оборудования"
автор, вы явно не были в ГЗ МГУ, вот уж где убитые аудитории и вечно неработающие лифты, а в биолого-почвенном корпусе страшненькие туалеты. стоимость обучения под 400к/семестр
01.08, 00:49
росомаха, а общежитие ГЗ МГУ - это вообще ужасное место
01.08, 07:19
Константин, да, по одногруппникам, жившим 3 недели в профилаке, по запаху было понятно, что они там живут)
01.08, 09:23
росомаха, я в своё время 3 раза подряд стирал одежду, висевшую в общажном шкафу
27.07, 09:58
росомаха,
Не только там, даже в всяких колледжах и ПТУ , полно поборов всяких. А учат так себе.
26.07, 10:16
Не очень понимаю бухгалтерию в этом тексте. Автор вычисляет стоимость обучения для одного студента в месяц, а потом называет эту же сумму «зарплатой специалиста». Предполагается, что на одного студента приходится один преподаватель, работающий полный день?
26.07, 10:49
Flegmatic, ага, еще уборщица и новая мебель :)
27.07, 10:31
Flegmatic, поделили суммы на уборщиц, и умножили на профессоров )))
Все как в задачах для 5 класса)) где то забыли землекопов только
28.07, 11:08
Ольга, 3 емлекопов
27.07, 09:59
Flegmatic, по ходу да.
26.07, 10:01
Образование не должно быть дорогим, оно должно быть бесплатным
26.07, 17:48
Нектарин, не обязательно бесплатным, но доступным.
26.07, 11:19
Согласен, нужно закрепить социальное расслоение в РФ. "Абы пойми кто" должен иметь минимальный шанс на смену своего положения. Да чего уж останавливаться, надо и среднее специальное образование тоже недешевым сделать.
А еще такие индивиды потом удивляются, откуда ностальгия по СССР при всех его минусах.
26.07, 11:54
Vladimir, и школы платные, а то че они. Ну три класса при церквях можно бесплатными оставить, так уж и быть, но только чтобы читать-писать обучили.
26.07, 12:31
Eva, да, хорошее замечание) И про иностранных специалистов даже иронизировать не придется. Правда, думается мне, такая страна перестанет быть привлекательной по уровню дохода.
28.07, 05:23
Eva, писать необязательно,до 10 считать и хватит.
27.07, 10:02
Eva, И мозги промыли
29.07, 00:04
Vladimir, я совершенно не удивляюсь, отнюдь. Ностальгия по СССР, как правило, у тех, кто там не жил, либо у тех, у кого, простите, поллюции были во времена Хрущёва. Страстная пламенеющая молодость, когда горы по плечу! А сегодня от того пламени остался только холодный пепел. Обидно. Хочется тряхнуть стариной, показать ещё себя! К счастью, для этого есть интернет)
Социальное расслоение закреплено природой вещей. Оно всегда было ранее и будет в обозримом будущем. Нужно быть невежественным идиотом, чтобы не знать характерного советского термина "номенклатура".
Лучшая стратегия поведения в данных нам сегодня условиях - повышать свою цену на рынке труда, либо приобретать средства производства и заниматься предпринимательством. На мой взгляд. Можно, конечно, пожаловаться на список Форбс и обозвать их ругательными словами, но, думается, не сильно это поможет...
29.07, 06:10
Endeavor8080, а я вот прекрасно понимаю ностальгирующих по СССР, особенно-тех, кто младше 40 лет. Дело не в том, что было тогда(а с 70-х годов это был вполне терпимый застойный социализм с издержками и плюсами), а что мы построили сейчас.
Почти все республики прошли суровое время 90-х, где самым меньшими проблемами были задержки зарплат и ужасно низкий уровень дохода. Во многих странах шли военные конфликты со всеми прелестями-разрушения, беженцы, пытки. Потом произошла либо очень честная приватизация в ряде стран, либо все себе захапал диктатор.
А уж политические режимы, один чудесатее другого, за вычетом нескольких стран с потугами на демократию такие дебильные ограничения принимались, это уже даже не Брежнев с Хрущевым, что-то более раннее. Все это, замечу, без советских плюсов-медицина стала значительно хуже, образование во многих республиках-недоступным, про доходы вообще молчу, значительно вперед не ушел никто, многие и просели.
Но главное достоинство СССР-это нахождение территорий этого государства в зоне спокойствия, что, кстати, делало его куда более приближенным к Европе, чем кажется.
За 30 с хвостиком лет независимости почти каждая страна умудрилась повоевать, на территории ряда стран есть непризнанные территории, территориальные споры и не думают прекращаться. В советское время невозможно было представить, разрушение целых городов на территории страны(Вторая Мировая, естественно, не считается), гибель мирных людей в пограничье той же России, да что тут скажешь...
Ностальгия-она же у условного русского, армянина и узбека не потому, что он коммунист или пропаганда рассказывает о хорошем Союзе(кроме РФ, нигде такой нет в СНГ), а потому что настоящее очень печально, а перспективы пугают.
26.07, 11:58
Да, конечно, всё так, всё правильно... И вообще, надо как можно существеннее ограничить в правах всех тех, для кого лям в год - неподъемные деньги. А то, видишь, ли, развелось их, вумных! С высшим образованием. Да и вообще, образование - это для элиты, а большинству и двух классов церковно-приходской достаточно. А женщинам вообще можно не учиться - им же рожать надо, в чем же тогда смысл их существования?
26.07, 10:36
Подозреваю, что даже если сделают плату 5 млн за семестр, уровень обшарпанности не изменится.
К тому же это убьет систему ВО.
ВУЗов станет намного меньше. Потому как за условное МГУ может и найдутся желающие платить, а за политех в Урюпинске - однозначно нет.
Да и для центральных ВУЗов где найти столько богатых эксцентричных или не умеющих считать абитуриентов, чтобы они платили за то, что потенциально не окупится никогда.
А вообще вы не совсем верно представляете систему. Для коммерции нет каких-то отдельных методичек на 15 тыс в мес. Программы, ФОСы и все другие материалы те же самые, что для бюджета и целевиков. А если специальность популярная, то бюджетники могут быть очень высокого уровня, таким уборщица в качестве ППС не подойдет.
Насчет потребности в кадрах без ВО тоже сложно, работодатели предпочитают соискателей с ВО как маркер того, что человек более-менее способен понимать и выполнять указания. Хотя и тут без гарантий.
26.07, 12:51
Такими темпами Россия вообще без специалистов с высшим останется. Кто в здравом уме пойдёт учиться, например, на врача за миллион рублей в год и работать потом за 40 000 в месяц (зарплата терапевта)? За шесть лет набегает долг в 6 миллионов, с ординатурой 8 миллионов. Нет, спасибо, я лучше пойду по стопам матери в колледж на фельдшера.
26.07, 13:08
Даже в самых дорогих вузах страны качество образования не всегда соответствует цене.
Ну и сам автор этой публикации страненнький. Приводит в пример среднюю стоимость обучения в нашей стране, а потом сравнивает с гарвадом. Нормально так)
А ЕГЭ и бюджетные места позволяют детям из глубинки вырваться и подняться по социальной лестнице.
"Средняя стоимость высшего образования в 2023 году — 182 000 ₽ в год. Это 15 100 ₽ в месяц — зарплата уборщицы. Миллион в год, например, или выше. На 83 000 ₽ в месяц можно еще хоть как-то поискать толковых специалистов. За 15 000 ₽ толковый специалист работать не будет." - то есть, если человек заплатил 182к (~15к в месяц) за год обучения, то и зарплата у него будет 15к в месяц??? Все в порядке с логикой?
26.07, 09:32
Как правило, коммерческие ВУЗы типа позорной «Синергии» совершенно не заморачиваются с качеством образования. Любой коммерческий проект подразумевает минимизацию расходов и максимизацию прибыли. Повышение цены на обучение отнюдь не означает повышения качества этого обучения, максимум туалеты отремонтируют в ВУЗе, и хватит деньги тратить. С другой стороны, есть такое понятие, как платежеспособный спрос. Уже сейчас максимум 10% родителей способны оплачивать платное высшее образование, ведь студенту надо еще на что-то жить. Ну сократим в 10 раз прием, закроем две трети университетов, начнем как в Америке брать бесплатно учиться ленивых тупых негров и таких же баскетболистов, а работать потом кто будет? Где брать инженеров, врачей, учителей, физиков и химиков для экономики? Потом, высшее образование какой-никакой, а социальный лифт, и средство вместо тупых гопников делать из молодежи хотя бы немного, пусть внешне, образованных и воспитанных людей. А если консервировать наследственную бедность в слоях общества, то это прямая дорога к очередной революции.
26.07, 10:07
Алексей, а про какой конкретно вуз идет в Америке идет речь, где вам лично пришлось преподавать "ленивым тупым неграм и таким же баскетболистам"?
Опять сплошные фантазии из телека.
26.07, 10:36
не, недавно на Т-Ж была статья русского парня-олимпиадника, который попал в Гарвард на полное финансирование. Интересно, он негр или баскетболист?)
26.07, 09:20
Думаю это разумное утверждение упирается в порядок дел, в котором нет сильной внешней экспертизы, профсоюзов рабочих, которые и являются косвенными заказчиками услуги образования.
Как правило увеличение цены за образование вдвое не увеличивает эффективности и полезности получаемых навыков вдвое. А если точных метрик нет и государство выдает лицензии инфоцыганам направо и налево -- какой смысл что-то делать, конкурентность и стоимость и себестоимость буханки хлеба просчитать можно, а так как оценить образование может только бизнес, а голос его никому не важен, то все эти цены просто заканчиваются тем что, "обновим фасад, научимся в маркетинг, умножим ценник на два, менять глобально не будем ничего".
Денег мало не бывает, но никто и не думает как-то оценивать уровень обучение, его рост в соответствии с ростом цены.
Почему-то все вдруг решили что дорого -- это хорошо. Ок, но в стране не работают базовые правовые институты, институты лицензирования.
Есть простая фраза "это не стоит своих денег". И думаю к большой части платных вузов ее можно смело применять.
26.07, 12:13
Ээ, не знаю, является ли это эксклюзивной инфой для тех, кто закончил дорогой вуз (хотя я с бюджета), но вы в курсе, что количество профессоров и уборщиц не совпадает с количеством студентов??
Допустим, в вузе реально жёсткий отбор на бюджет и там 100 бюджетников, 1000 платников на каждом курсе на всех специальностях суммарно. 4 курса бакалавриата, 2 курса магистратуры (она обычно дороже, ну да ладно)
83333*1000*6=499998000
Профессоров будет, допустим, 100...
26.07, 12:33
Тебе бы школу закончить для начала без троек
26.07, 10:10
Да все просто — как и в любой другой сфере надо набирать эффективных руководителей, а не друзей/родственников.
26.07, 13:58
Отличная мысль.
Только начинать нужно со школы. Читать, считать и писать могут мама с папой научить бесплатно, а всякие таблицы Менделеева, законы Ньютона и анализ Евгения Онегина уже давать желающим за дополнительную плату. Ну, разговоры о важном, конечно, должны быть бесплатными, патриотизм - бесценно.
И здравоохранение тоже нужно переформатировать, на ОМС оставить только возможность померить температуру и выписать побольше арбидола, а все операции и процедуры платно, нет денег - в кредит под залог здоровых органов. Если здоровых органов у человека не осталось, то вообще - зачем его лечить?
И пенсии тоже нужно прекращать выплачивать, человек должен сам себе создать источник пассивного дохода или вырастить достаточно детей, которые его могут в старости содержать, а не напрягать государство своими ежемесячными выплатами, которые еще и ежегодно на 30-50 рублей увеличиваются. Скрепно ведь? Как в матушке-России в свое время с ее православием, самодержавием и народностью.
А все съэкономленные деньги можно будет направить на финансирование СВО. Так победимъ
27.07, 03:40
A, ну и в каких "платное и дорогое"?)
26.07, 09:09
Мне кажется, автор не все раскрыл: Про то, что у академического состава вуза низкие зарплаты, и то, что обиженные на жизнь, гнобять студентов. И всем, кроме меньшинства проблемы организации образования и условия ведения учебной деятельности все равно.
26.07, 12:58
Можно просто дать больше денег ВУЗам от государства. Ну и получше контролировать их расход
26.07, 13:22
Татьяна, спасибо за историю. Я отвечал на конкретный расистский комментарий. Хотел узнать в каком вузе этот расист преподавал, где у него были такие студенты.
Со спортсменами везде одинаковая история. Но я считаю, что это инвестиция в продвижение вуза. Если тому белому парню повезло, и он попал в нфл, то вуз который потратил на его деньги 18 недель в году будет иметь рекламу на национальном телевидении (в трансляции игроки объявляют в каких колледжах/университетах они учились). А игры студенческой лиги чуть ли не популярней нфл. Но думаю что все это вам прекрасно известно и так.
26.07, 19:30
Вообще нет .
1)Вы забыли, что рыночная цена -не равно "чем дороже, тем лучше". Рыночная цена включает в себя ещё и анализ рынка, кто готов сколько платить. Иначе будет недобор групп. Недобор групп будет вести и к тому, что многие будут бросать учёбу.
2)Платежеспособность -вообще не аргумент того, что ученик будет стараться. А подобная стоимость -скорее, гарантия того, что он НЕ будет стараться, так как университет будет удерживать этих пятерых на курсе любыми способами. Они и так это уже делают, но при подобной элитарности, тем более.
Ученик не старается при любой стоимости, когда у него отсутствует мотивация, когда требования вуза не слишком большие, и когда за него платят родители. В большинстве бюджетных вузов бюджетники как раз и стараются.
3)Даже Гарвард, в пересчете на уровень жизни/доступность образования не стоит условно миллион рублей. А уж тем более как прикажете выживать вузам поменьше и не таким крутым?
4) с чего Вы взяли, что у вузов нет денег на ремонт? Банально "не хочу вкладываться, хочу стричь купюры" вас не устраивает?
5) если выпускников будет так мало, откуда будут брать специалистов, где во необходимо?
6) вы забыли, что 15 тысяч в месяц идёт с ОДНОГО ученика. Да, это, поделив на всех преподов, не так уж и много. Но и 85 тысяч за обучение в группе -это перебор.
7) образование сейчас само по себе не стоит таких денег, стоит диплом. Если он будет стоить денег, посильных для 1-3 процента населения страны, начнет процветать черный рынок дипломов. Свято место пусто не бывает. Саму науку можно постичь самому или с помощью репетиторов.
8) учитывать "личные достижения" -это фарс, призванный отсеять хоть кого-нибудь, когда уже некого. Если я поступаю на экономику, то с какой стати я должна быть еще и спортсменом, да ещё и волонтером, да ещё и в политической жизни молодежи участвовать ? Может, мне это нафиг не нужно? Может, я хочу быть обычным работником в команде?
27.07, 04:05
Такое ощущение, что это писал абитуриент, у которого родители заплатить могут, а он ЕГЭ не может.
Мне интересно, как по мнению автора будут распределяться гранты? Вот где будет сидеть эта бабушка, к которой будут приходить от условного Сергея Владимировича или ещё более условного Александра Александровича"?
27.07, 20:18
Миллион в год при мроте в 12 т.р.? Вы совсем куку?) Да, давайте как в Америке - кто не в состоянии позволить себе образование, работает за копье и обитает в гетто районах. Про расслоение не слышали? Про демократию не слышали? Про равные возможности тоже? При вашей схеме - я бы обитала в низах и работала кассиром в пятерочке в лучшем случае, так как с зарплатой мамы в 15-18 тысячи мы с сестрой никогда бы не смогли позволить себе лингвистику, а при этом на бюджете закончила с одними пятерками все пять лет - хотя все,кто учился платно, перебивались с двойки на тройку, и с академа на "забухал, простим"🤷 у нас на потоке у всех так было - бюджетники, поступившие своими мозгами, старательно учились и потом все шли работать по распределению, "золотая молодежь", учившаяся за бабло мам-пап, тусили, квасили и не посещали - а нафига, стипендия им не нужна, родители все оплатят)) к этому знаменателю бездарей вы видимо, хотите привести все страну?
29.07, 06:01
Дааа, да, мы поняли. Загнивает Европа, загнивает. Зато мы то, как расцвели за последние пару лет!