Как помочь ребенку быстрее заговорить
Моему сыну 1 год и 10 месяцев, и сейчас ни одна прогулка с ним не обходится без удивленного вопроса прохожих: «Cколько же ему лет?»
Люди обращают внимание на четкую речь и длинные фразы ребенка. Многих это восхищает, но иногда я замечаю во взгляде собеседника тревогу из-за того, что их малыши пока молчат.
По двум высшим образованиям я психолог. Еще до рождения сына я начала освежать свои знания — смотреть вебинары нейропсихологов, читать статьи логопедов и книги по воспитанию детей, — чтобы точно не упустить ни одного важного этапа в развитии речи ребенка. У меня это получилось — к году сын называл предметы сочетаниями слогов. Например, говорил «пинги» вместо «пингвин» и «тяпэ» вместо «тряпка». В год и три месяца он стал произносить слова из двух и трех слогов полностью, а сейчас уже говорит предложениями из 3—4 слов и всегда может объяснить, что ему нужно.
В этой статье я расскажу, как развивается речь ребенка, могут ли родители ускорить этот процесс и в каких ситуациях понадобится помощь специалистов.
Почему важно развивать речь
Речь — высшая психическая функция. Она связана с другими важными процессами в мозге — например, с воображением, вниманием или памятью — и напрямую влияет на развитие мышления. Именно речь помогает человеку овладевать абстрактными понятиями, понимать логику рассуждений и выстраивать связи между явлениями.
Чем лучше развита у ребенка речь, тем быстрее будет проходить его адаптация в коллективе: в детском саду, кружках и на развивающих занятиях. Просто потому, что ребенок сможет объясниться и понять других. А еще развитие речи может уменьшить количество детских истерик: малышу не нужно добиваться своего криком, если родители понимают его слова.
Еще недостаточно развитая речь ребенка — частая причина социального давления на родителей и, как следствие, лишних трат: пока добрые родственники с упоением сравнивают детей с более успешными сверстниками, родители хватаются за голову и кошельки и бегут на всевозможные диагностики и коррекции.
Иногда дополнительные занятия со специалистами и правда необходимы, но часто это просто дорогое развлечение. Понять, нужны ли они ребенку, помогут возрастные нормы развития речи: если все идет по плану, научить ребенка говорить можно и в домашних условиях.
Как развивается речь
Безусловно, все дети развиваются с разной скоростью: один ребенок уже в полтора года разговаривает предложениями и декламирует стихи, а его ровесник только научился называть себя по имени и показывать на пальцах возраст.
Тем не менее возрастная психология часто опирается на такое понятие, как сензитивный период — время особой восприимчивости человека к определенному виду деятельности, самое благоприятное для формирования психического процесса или навыка. Развивать навыки раньше или позже тоже можно, но на овладение ими у ребенка уйдет больше усилий и времени.
Для речи сензитивный период длится от года до трех лет: в это время ребенку легко осваивать новые звуки и слова как родного, так и иностранного языка. Впрочем, это не значит, что до этого речь никак не развивается.
Расскажу об основных этапах, которые в норме проходит речь ребенка с рождения до школы, и о том, какие признаки помогут не пропустить отставание.
С рождения до одного года. Этот период называется доречевым: организм ребенка только готовится к тому, чтобы заговорить. В два месяца появляется гуление, к пяти-шести месяцам оно преобразуется в лепет, а первые слова малыш начинает произносить как раз к году. Еще в этом возрасте ребенок должен понимать и выполнять простые просьбы и реагировать на речь взрослого.
Задержка на один-два месяца не критична: у каждого малыша своя скорость. Но если к году ребенок не реагирует на свое имя, не показывает пальцем на предмет, который ему интересен, не улыбается в ответ на улыбку родителей и не пытается произносить звуки, стоит сообщить об этом врачу.
Еще в этот период я рекомендую обратить внимание на то, ползает ли малыш на четвереньках: этот навык помогает сформировать межполушарные связи в мозге, которые будут непосредственно влиять на восприятие информации ребенком и развитие мышления.
1—2 года. Накапливается пассивный словарный запас, в речи появляются глаголы и прилагательные. Целые фразы еще могут произнести не все дети — это нормально.
Стоит насторожиться, если ребенок не понимает обращенную к нему речь, не выполняет даже простые просьбы, не пытается повторять за взрослыми слова и не произносит ни одного слова сам.
2—3 года. Увеличивается активный словарный запас, появляются и усложняются фразы. Ребенок использует местоимения и предлоги, склоняет слова по падежам, родам, временам и числам, но еще может ошибаться.
Красные флаги этого периода — отсутствие фраз в речи ребенка, использование жестов и мимики вместо речи или просто молчание.
3—4 года. Ребенок активно говорит, может пересказать сказки и стишки. Все еще допускаются ошибки в речи, например пропуск звуков или их перестановка.
А вот если ребенок использует услышанные фразы из книг и мультиков вместо собственной речи и не отвечает на вопросы взрослого, это может быть признаком отставания.
4—7 лет. Речь ребенка быстро совершенствуется: растет активный словарный запас, улучшается произношение. В 4—5 лет еще допускается неправильное произношение сложных звуков [л] и [р], но если такая проблема сохраняется и в более позднем возрасте, то стоит обратиться к логопеду.
Если ребенок плохо говорит, обратите внимание на то, по возрасту ли развиты другие навыки малыша: это поможет врачу быстрее поставить диагноз и предложить корректное лечение.
Что делать, если речь развивается не по плану
Если ребенок отстает от графика развития речи, об этом нужно рассказать врачу.
Основной врач для ребенка в первые годы жизни — это педиатр. До года педиатра необходимо посещать ежемесячно, с года до двух — один раз в три месяца, а затем раз в год, если у родителей нет жалоб на здоровье ребенка.
О подозрениях на задержку развития речи в первую очередь нужно проконсультироваться именно с педиатром. Он предположит, с чем это может быть связано, и выпишет направление к более узким специалистам: неврологу, психологу, детскому психиатру или реабилитологу.
Приемы педиатра входят в ОМС — посещать врача можно бесплатно. В частных клиниках Москвы прием стоит 2000—6000 ₽.
Еще до года ребенка трижды посмотрит детский невролог: в месяц, три месяца и в год. Остальные приемы назначают при наличии жалоб. К ним относятся, например, повышенный тонус, задержки в освоении навыков, проблемы со сном или травмы головы. На последнем плановом приеме я советую обсудить навыки малыша: если врачу покажется, что с развитием речи что-то не так, скорее всего, он назначит контрольный прием через несколько месяцев, чтобы подтвердить или опровергнуть задержку.
Плановые приемы невролога и посещения врача по направлению тоже входят в ОМС. Прием детского невролога в частной клинике Москвы обойдется в 2200 — 5000 ₽.
Детский психиатр впервые встретится ребенку на диспансеризации в два года: раньше посещать этого врача нет необходимости. Психиатр тоже может заметить, что речь ребенка развивается с отставанием, и помочь решить эту проблему. Платный прием у психиатра стоит 5000—12 000 ₽.
Реабилитолог корректирует последствия травм и серьезных болезней, помогает малышам в случае задержек развития, чаще именно моторных навыков, но иногда занятия у реабилитолога назначают и при речевых задержках. Средняя цена одного приема в частных клиниках — 5000—6000 ₽.
Логопед зачастую работает с детьми старше трех лет, корректирует речевые нарушения у малышей. Специалист также работает с мышлением, вниманием, памятью и моторикой своих пациентов — это помогает в постановке правильного звукопроизношения. В государственных детских садах бывает возможность попасть к логопеду бесплатно. В частном порядке стоимость одного занятия составляет в среднем 3500—5000 ₽.
Родителям бывает непросто принять, что ребенку нужна помощь специалиста: кажется, что если подождать еще чуть-чуть, то речь придет в норму самостоятельно. Иногда так действительно случается, но лучше все-таки ориентироваться на возрастные нормы. Это поможет не пропустить опасные сигналы, которые свидетельствуют о нарушениях. Например, у ребенка может оказаться алалия — недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Или расстройство аутистического спектра — состояние, при котором нарушается способность к коммуникации и возникают проблемы во взаимодействии с другими людьми.
Как специалисты помогли распознать проблему у ребенка
О том, что у сына проблемы, я узнала в детском саду. Воспитателя насторожило, что почти в три года ребенок ходит на носочках, не говорит и даже не издает звуков, похожих на слова. Еще у сына была нарушена координация движений, он путал цвета и не запоминал информацию.
Меня пригласили на физкультуру, чтобы я посмотрела, как сын выделяется на фоне других детей. Все шли ровным строем, а мой вприпрыжку. Казалось, что он не понимает, где находится и чего от него хотят. После занятия логопед пригласил меня на беседу, порекомендовал оставить ребенка в той же группе на второй год, а еще обратиться к детскому психиатру.
Визит к психиатру я вспоминаю с содроганием: врач сурово сказала, что у моего ребенка нарушения интеллектуального развития и он никогда не будет читать, а об обычной школе мы можем только мечтать. К счастью, она направила нас к нейропсихологу, который меня успокоил: поставил диагноз «алалия», объяснил, что это лечится, и дал направление в дневной стационар.
В больнице сыну назначили массаж, таблетки и уколы для стимуляции коры головного мозга. Но лекарства помогали только вместе с массажем, бассейном и реабилитацией нейропсихолога — сына учили ползать по методике для детей с ДЦП. Это было необходимо, потому что в младенчестве сын не ползал и у него были нарушены межполушарные связи — ребенок не различал левую и правую руки.
В течение трех лет Дима занимался с логопедом-дефектологом, ходил на ползание, массажи и бассейн. В детском саду логопед и бассейн были бесплатными, но когда он пошел в школу, я платила 500 ₽ за занятие с логопедом и 3500 ₽ за абонемент на восемь посещений бассейна.
Связная речь у него появилась в пять лет. Ее сложно было понять, но диагноз «алалия» сменился на менее пугающий — сейчас врачи ставят сыну общее недоразвитие речи третьей степени. У детей с таким диагнозом долго сохраняется дисграфия и дизорфография. Все девять лет в школе сыну приходится заниматься с репетиторами, потому что ему сложно усваивать информацию самостоятельно.
Если невролог или психиатр прописывает ребенку ноотропы или назначает лекарства на всякий случай, без постановки серьезного диагноза, лучше обратиться к другому врачу за вторым мнением.
Что может повлиять на развитие речи
Как будет развиваться речь у конкретного ребенка, заранее предсказать сложно. Но некоторые ситуации могут затормозить процесс освоения навыка — расскажу о них подробнее.
Внутриутробные аномалии, врожденные болезни и родовые травмы. Обычно о таких проблемах родители узнают постфактум. Если врачи в роддоме сообщили, что в пренатальном периоде или во время родов были какие-то осложнения, проконсультируйтесь об этом с неврологом. Скорее всего, в первые годы жизни нужно будет регулярно показывать ребенка врачу, чтобы быстро среагировать на опасные сигналы и помочь малышу преодолеть трудности развития.
Предотвратить некоторые врожденные аномалии поможет тщательная подготовка к беременности, наблюдение за внутриутробным развитием плода с помощью анализов и скринингов и соблюдение базовых правил гигиены родителями, чтобы уменьшить риск столкновения с вирусами и инфекциями. Если врачи подозревают гипоксию у плода и предлагают кесарево сечение вместо естественных родов, резонно прислушаться к их мнению: это снизит риск осложнений у малыша.
Инфекции. Самыми опасными болезнями, возникающими из-за инфекций, считаются менингит и отит в тяжелой форме. Менингококки, гемофильная палочка и пневмококк поражают мозговую оболочку — от этого страдает не только речь, но и абсолютно все психические функции, а течение болезни может привести даже к инвалидности или смерти.
Отиты, особенно часто повторяющиеся и тяжелые, негативно влияют на слух. В таком случае нарушение речи будет считаться вторичным.
Снизить риск поможет вакцинация: от менингита защитит препарат «Менактра», от гемофильной палочки — «Пентаксим» или «Хиберикс», а от отитов — «Превенар».
«Превенар» включен в национальный календарь прививок, это лекарство доступно бесплатно по всей России. «Пентаксим» — комбинированная вакцина и защищает не только от гемофильной палочки, но и от дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. В поликлинике ее могут поставить бесплатно вместо АКДС, но препарат не всегда бывает в наличии. В частных клиниках Москвы прививка стоит в среднем 4500 ₽.
«Менактру» можно получить по ОМС только в Москве. В других регионах привиться этим препаратом можно в частных клиниках.
Если ребенок уже переболел, необходимо пристальнее следить за его развитием: тяжелые инфекции могут затронуть мозг, поэтому о любых сомнениях нужно сообщать педиатру и особенно обращать внимание на откаты в развитии ребенка.
Расстройства аутистического спектра — РАС. Этот диагноз часто подозревают именно в тех случаях, когда ребенок не говорит, но, конечно, только по этому параметру РАС диагностировать нельзя.
Если вы заметили у ребенка признаки речевого отставания, воспользуйтесь опросником M-CHAT-R: тест поможет обратить внимание на другие важные признаки заболевания. Этот опросник не диагностический инструмент, но если результаты покажут высокий риск развития аутизма, лучше проконсультироваться об этом с психиатром.
Травмы головы. Дети часто падают, ударяются, встают и идут дальше осваивать мир. Это нормально, и не каждое падение ребенка заканчивается черепно-мозговой травмой. Но к падениям с высоты больше роста ребенка, на твердые и острые предметы стоит относиться с осторожностью. Если после этого вы заметили у ребенка рвоту, резкую сонливость, дезориентацию в пространстве, непрекращающийся плач или вялость, необходимо срочно показать его травматологу.
Черепно-мозговые травмы опасны последствиями, которые могут возникать и годы спустя. Поэтому при возникновении любых непонятных состояний, регрессе в навыках и обеднении речи обращайтесь к неврологу и не забудьте упомянуть, что у ребенка была травма головы.
Педагогическая запущенность и неблагополучные социальные условия. Если ребенка воспитывают родители с алкогольной или наркотической зависимостью, с ним жестоко обращаются или вообще не занимаются, это может сказаться и на речи. Обычно у детей в такой ситуации ограничен словарный запас и плохо развито умение понимать и использовать в разговоре сложные грамматические структуры. Все это может осложнить коммуникацию со сверстниками и ухудшить успеваемость в школе. Еще дети с педзапущенностью часто рассеяны, резко меняют настроение, предпочитают играть только с детьми помладше и отказываются от ролевых игр.
Иногда такое бывает и в благополучных семьях. Например, к педагогической запущенности может привести вседозволенность, поэтому психологи рекомендуют помнить о дисциплине и после года постепенно вводить в жизнь ребенка полезные ограничения: например, запретить кусать других людей или выработать правило убирать игрушки на место. Также важно обучать ребенка бытовым навыкам: пить из стакана и через трубочку, есть самостоятельно вилкой и ложкой, одеваться и раздеваться.
Еще для профилактики педзапущенности полезно, чтобы родители проводили качественное время с ребенком: вместе собирали конструктор, лепили, танцевали или читали книги. Просто сидеть рядом с ребенком и листать ленты соцсетей, пока малыш играет сам, — это еще не качественное время. Важно, чтобы взрослый активно участвовал в совместной деятельности с ребенком.
Как помочь заговорить детям без осложнений
Если ни у родителей, ни у врачей нет вопросов к развитию ребенка, на мой взгляд, нет смысла проходить дополнительную диагностику у специалистов или тратиться на кружки.
Программа развития ребенка заложена природой. Человек будет осваивать базовые навыки, в том числе речь, даже если родители не будут прилагать к этому дополнительные усилия. Хороший эмоциональный контакт с родителями, совместная деятельность и свободная познавательная активность — основа, которой будет достаточно для успешного развития малыша.
Я бывший педагог детского клуба и считаю, что до полутора лет развивающие занятия больше нужны мамам, чем малышам. Кружки не навредят ребенку, но, на мой взгляд, занятия в детских центрах не стоят своих денег: всем этим родители могут заниматься с ребенком и дома — с гораздо меньшими финансовыми затратами.
Для нашей семьи я выбрала именно такой вариант. Вот что я делала, чтобы развить речь ребенка в домашних условиях.
Позволила ребенку свободно передвигаться. Физическое развитие — основа для психического: чем больше ребенок двигается и чем разнообразнее его сенсорный опыт, тем быстрее в мозге формируются нейронные связи и развиваются отделы головного мозга. Худшее, что можно сделать для ребенка, — это оставлять его часами сидеть в манеже или коляске.
Я начала выкладывать сына на пол с трех с половиной месяцев. Сначала он разглядывал игрушки на развивающем коврике, потом стал переворачиваться, хватать то, что его интересует, пытаться ползти на руках. В шесть месяцев он пополз на четвереньках, и его уже было не остановить — я только успевала называть предметы, встречающиеся на его пути.
Много говорила вслух. Чтобы ребенок начал говорить, он должен слышать и видеть, как разговаривают другие люди. Именно поэтому взрослым рядом с малышом полезно переходить в «режим радио»: описывать все свои действия, действия ребенка и окружающий мир словами, несмотря на то что собеседник пока не может поддержать диалог.
Я перешла в режим радио примерно через две недели после рождения сына. Поначалу это давалось с трудом, даже уставал язык. Потом я настолько привыкла постоянно говорить с ребенком, что иногда продолжала жить в режиме радио даже без него. Однажды я шла по улице в одиночестве и на автомате сказала вслух: «Собачка гав-гав».
Чем выразительнее речь родителей, тем лучше: это научит ребенка отличать эмоции друг от друга и обогатит словарный запас в будущем. Например, на кухне я часто представляла себя ведущей кулинарного шоу: клала сына в шезлонг или сажала в стульчик рядом с собой и комментировала каждое свое движение для молчаливой публики.
Обращалась к ребенку. Чтобы ребенок понял, что ему тоже нужно включаться в разговор, родителям стоит вести с малышом диалог и задавать ему вопросы. Пока сын еще не мог ответить, я проговаривала реплики за него, но как только он стал показывать пальцем на предметы и одновременно называть их слогами или звуками, в моей речи появилось больше пауз — так я давала ребенку возможность ответить.
Даже если вы хорошо понимаете своего ребенка, для развития речи полезно иногда делать вид, что это не так: желание добиться своего может заставить малыша вступить в коммуникацию — сначала с помощью жестов, а потом и словесно.
Использовала длинные предложения. Я старалась как можно чаще использовать сложные речевые конструкции и объяснять слова. Например, вместо «головка бо-бо» говорила: «Ты ударился головой об угол кровати, это больно». А простую просьбу вроде «дай мне мяч» превращала в подробную инструкцию: «Дай мне, пожалуйста, мяч, который лежит под кроватью». Это помогло сделать речь малыша разнообразнее, освоить предлоги и привыкнуть к тому, что предложения могут быть длинными.
Читала книги. Мы читаем книги ежедневно с тех пор, как сыну исполнилось пять месяцев. Я выбирала те издания, которые малышу интересно разглядывать: интерактивные, с выдвижными элементами и тактильными вставками.
Чтение книг само по себе помогает расширить словарный запас ребенка, в том числе познакомить его с предметами, которые не встречаются в повседневной жизни, и связать между собой слова и изображения. Но я решила этим не ограничиваться и сделать процесс еще более полезным — с помощью чтения книг вверх ногами.
Дело в том, что в развитии речи важную роль играет подражание. Ребенку важно не только слышать речь, но и видеть, как именно взрослый произносит звуки: как двигаются губы и язык, в каком положении находятся зубы.
Обычно родители сидят рядом с ребенком, когда читают книги, — в таком положении малыш не увидит рот взрослого. Другое дело, если мама или папа сядут напротив, — так ребенку будут видны и красочные иллюстрации, и лицо родителя.
Читать вверх ногами непросто, поэтому я рекомендую брать простые и красочные книги для самых маленьких: минимум текста — максимум иллюстраций.
Кривлялась перед зеркалом вместе с ребенком. Это тоже помогает развить артикуляцию: малыш видит и собственные движения, и движения родителей, поэтому может тренироваться повторять их с максимальной точностью. Мы часто соревнуемся, кто дальше высунет язык или кто сильнее свернет губы трубочкой. Это не только полезно, но и весело.
Включала радио и детские песни. Песни и аудиосказки учат ребенка понимать разные тембры и голоса, а маме помогают скрасить день сурка в декрете.
Мне удобно пользоваться умной колонкой с голосовым помощником: у нас дома стоит Яндекс-станция с Алисой, но у нее есть аналог — колонка Mail.ru с помощником Марусей.
Включала мультфильмы. У специалистов нет единого мнения, полезно ли показывать детям мультики. Качественных исследований в данной сфере еще не было, поэтому все рекомендации — это исключительно личное мнение конкретного эксперта. Например, ВОЗ рекомендует не показывать мультфильмы детям до года, а с года до двух ограничить время просмотра видео до 60 минут в день.
Я не сторонник категорического запрета мультиков, но стараюсь придерживаться определенных правил: не включаю ребенку видео за едой и тщательно выбираю, что именно он будет смотреть. Для меня важно, чтобы герои говорили четко, сюжет был понятен ребенку и не содержал элементов насилия. Наши фавориты — «Малышарики», «Котэ и волшебный гараж», «Тима и Тома». Например, благодаря им ребенок узнал, что в гараже есть подъемники для машин, насосы и двигатели, и разобрался в том, чем отличаются между собой разные материалы, из которых сделаны повседневные вещи.
Мультфильмы можно смотреть в интернете бесплатно, но я трачу 249 ₽ в месяц на платную подписку на «Ютуб», чтобы сын не отвлекался на рекламу.
Меняла обстановку. У сына не было сложностей со здоровьем, поэтому с трехнедельного возраста он всюду ездил со мной: сначала в кафе, за покупками и по мелким делам, а потом и в полноценные путешествия.
Всего сын побывал в четырех путешествиях: два раза мы летали в отпуск и два раза — в гости к родственникам. Это тоже помогло ему быстрее заговорить: в поездках он знакомился с новыми ситуациями и словами.
Запомнить
- Развитие речи — естественный процесс, и в норме ребенку не требуется помощь специалистов. Научить его говорить быстро и чисто могут сами родители.
- Заниматься развитием речи ребенка можно с самого рождения: даже если он пока не отвечает, он учится различать голоса и понимать интонации, запоминает особенности артикуляции и накапливает словарный запас.
- Чтобы ребенок быстрее заговорил, родителям нужно как можно больше разговаривать самим, предлагать малышу вступать в диалог и знакомить с большим количеством разных предметов и ситуаций: с помощью книг, мультфильмов и путешествий.
- Иногда развитию речи могут мешать особенности здоровья ребенка. Если малыш отстает от возрастных норм, стоит рассказать об этом педиатру и попросить направления к узким специалистам: неврологу, психиатру и логопеду.