Как я стала ретушером фотографий

Набиралась опыта в жизни и смотрела много видео на «Ютубе»
6
Как я стала ретушером фотографий
Аватар автора

Натали

ретуширует фотографии

Аватар автора

Евгения Горчева

поговорила о ретуши

Страница автора

Меня зовут Натали, я восемь лет занимаюсь ретушью фотографий.

Ретушер корректирует свет и цвет изображения, исправляет мятую или не очень удачно севшую одежду, неаккуратный маникюр, бардак в волосах, убирает случайные предметы, попавшие на фон.

Я начинала со съемки подруг, но за восемь лет поработала с Vogue, GQ, Elle, Harper’s Bazaar и обрабатывала портреты актеров из популярных сериалов вроде «Очень странных дел» и «Эйфории». Ретушью фотографий я занимаюсь дома — нужны мощный ноутбук и графический планшет. В месяц получается заработать около 150 000 ₽.

В связи с текущей ситуацией в мире количество заказов не изменилось, даже появились новые. Все текущие клиенты спросили, как дела и могут ли они что-то сделать. Люди готовы помочь. Так как «Пэйпэл» не работает в России, я временно принимаю оплату — с учетом налогов — на аккаунт близкой подруги, которая живет в Европе. Когда ситуация устаканится, будем решать, как вывести деньги.

В материале расскажу о своем профессиональном росте: где я училась фотографии и ретуши и как искала заказчиков.

Я ретушировала этот портрет Сторм Рид — она снималась в популярном американском сериале «Эйфория»
Я ретушировала этот портрет Сторм Рид — она снималась в популярном американском сериале «Эйфория»

Как я начала заниматься фотографией и ретушью

В старшей школе я училась в математическом классе, затем поступила в технический университет на ИТ-кафедру: изучала автоматизированные системы обработки информации и управление. Но при всем интересе к точным наукам, программированию и математике на третьем курсе я начала чувствовать, что в жизни не хватает творчества, ярких эмоций от создания прекрасного. Поэтому решила попробовать что-то новое.

О процессе съемки и обработки фотографий на тот момент я имела слабое представление, но в 2014 году начала снимать. Дома была коллекция пленочных фотоаппаратов родителей, которые я с большим интересом изучала. Заметив увлечение, родители поддержали меня и подарили на день рождения мой первый цифровой фотоаппарат Canon. Фотография стала глотком свежего воздуха после долгих лет погружения в техническую специальность.

Сначала я бесплатно фотографировала подруг, которые меня вдохновляли. Им нравились фотографии, и они рекомендовали меня знакомым. Так я стала получать заказы на съемки портретов. Но за пару месяцев я поняла, что хочу снимать тех, кто умеет профессионально позировать. Кроме того, я с самого начала хотела работать с иностранцами.

За эти два месяца я сформировала первое портфолио — правда, фотографий из него не осталось, пошла в модельное агентство и стала зарабатывать на модельных тестах. Это проще, чем кажется, просто многие фотографы этого не делают — и стоят на месте.

На первые заработанные деньги я купила профессиональный фотоаппарат за 82 000 ₽: сама камера Canon 5D Mark II стоила 65 000 ₽, а объектив Canon 50 mm 1.4 — 17 000 ₽.

Такой у меня был фотоаппарат. Источник: ru.wikipedia.org
Такой у меня был фотоаппарат. Источник: ru.wikipedia.org

Одновременно я училась обрабатывать фотографии в «Фотошопе». Пыталась что-то улучшить в кадре с помощью базовых инструментов: штампов, восстанавливающей кисти. Пробовала заниматься творческой цветокоррекцией, то есть меняла цвета оригинала, определенные тона, их насыщенность и оттенки. Честно говоря, результат был средним, но я получала удовольствие.

К тому времени я еще не набралась визуального опыта, обучающих ресурсов тоже было немного. В соцсетях правили фотографии еды плохого качества с сомнительными фильтрами. Но так или иначе я сделала первые шаги.

Где брать фотографии во время обучения

У начинающего ретушера порой возникает вопрос, где брать хорошие снимки, чтобы поучиться ретуши и составить начальное портфолио. Заказчиков может не быть, или их кадры не подходят для ретушера по стилю и типу съемки. А в портфолио должны попадать только выигрышные кадры, чтобы оно привлекало внимание, смотрелось актуально, дорого и качественно.

Решить обе проблемы помогают бесплатные фотобанки, где фотографы делятся оригиналами фотографий для обработки:

Чаще всего единственное условие использования — просьба указать всех участников проекта со ссылками при публикации. Конечно, в самом начале можно использовать собственные фотографии, даже кадры с телефона, но рано или поздно они кончаются.

Как я развивалась как фотограф и перешла в ретушь

Я окончила университет в 2014 году, но по специальности не работала. Сразу ушла в фотосъемку, которой занималась несколько лет, хотя уже тогда меня больше привлекала ретушь. Больший упор я делала как раз на развитии в этой сфере: прошла курс по свету, разобралась в инструментах и научилась коммерческой ретуши.

Ретушь — это не только работа с кожей, пластика фигуры и чистка фона. На определенном уровне ретушеры получают проекты, где модель с самого начала выглядит отлично. Важно уметь замечать менее очевидные детали, которые тоже влияют на картинку. Это может быть что-то лишнее в обстановке или, наоборот, недостающий штрих. Неудачная складка на платье, плохо прорисованный элемент в макияже — ретушер может исправить такие детали и тем самым подчеркнуть красоту одежды и работы визажиста. Чтобы улучшить навыки и расширить кругозор, я прошла несколько курсов.

Курс по студийному свету. К 2015 году я уже хорошо работала с естественным светом, но понимала, что студийное оборудование — другой уровень, дающий больше свободы. Можно, конечно, прийти в студию и попросить администратора помочь выстроить свет, но не будет никакого контроля. Моей основной мотивацией было научиться «рисовать светом», чтобы я могла сама подчеркнуть красоту модели и передать нужное настроение с помощью света. Курс состоял из 15 занятий в группе из семи человек с преподавателем, стоил 10 000 ₽.

10 000 ₽
я заплатила за курс по студийному свету

Мы разбирали разные световые схемы — расположение оборудования для освещения модели, анализировали съемки из модных журналов, обсуждали, какое использовать оборудование, чтобы получить определенную картинку. После каждого занятия сдавали практический тест: пробовали изученную световую схему со своей моделью. В качестве контрольного задания была съемка, для которой каждый должен был сам придумать концепцию и подобрать сложное световое решение.

Пример световой схемы для портрета. Источник: ютуб-канал «Хохлов Сабатовский»
Пример световой схемы для портрета. Источник: ютуб-канал «Хохлов Сабатовский»

После курса я поняла, как работает свет, как тень помогает лучше чувствовать кадр, исправлять провалы. Я понимаю, что выглядит натурально, а что нет. Сейчас, получая фотографии для обработки, вижу, какого светового результата хотел добиться фотограф и где допустил ошибку.

К примеру, на портрете самым светлым акцентным пятном должно быть лицо модели, но из-за того, что на съемке она двигается, — или по неопытности фотографа — свет часто смещается на платье, ноги, руки. Приходится «поднимать» свет в «Фотошопе», затемняя фигуру и высветляя лицо.

Часто фотограф не уделяет внимания заднему фону, который очень важен для передачи атмосферы, и я должна это мягко сбалансировать, правильно расставив акценты. Бывает, во время съемки задний фон недостаточно или, наоборот, слишком сильно освещен либо на нем лишний яркий предмет. Это могут быть случайно попавшие в кадр прохожие, оборудование, дорожные знаки — все, что не было частью креативной задумки.

Фотография 1988 года в Vogue, тогда было меньше возможностей для ретуши. Сейчас ретушер заметил бы, что освещение на брюках неравномерное. Если это не особенность ткани, такие детали исправляют. Источник: yasminlebon.net
Фотография 1988 года в Vogue, тогда было меньше возможностей для ретуши. Сейчас ретушер заметил бы, что освещение на брюках неравномерное. Если это не особенность ткани, такие детали исправляют. Источник: yasminlebon.net

Изучение программ для обработки фото. «Фотошоп», «Лайтрум» и Capture One я изучала по «Ютубу» и случайным статьям в интернете. Мне было интересно абсолютно все, что поможет сделать фотографию эффектной и запоминающейся. В начале карьеры я была сильно ограничена тем, что смотрела обучающие материалы только на русском. Их было очень мало, тогда я перешла на иностранные ресурсы, и мои навыки прогрессировали.

Phlearn и PiXimperfect — два ютуб-канала для изучения «Фотошопа» и «Лайтрума», которые до сих пор открывают для меня полезные приемы и техники. На них можно найти видео с основами ретуши кожи, работы с цветом и светом и другие советы. Обучающие видео по Capture One есть на ютуб-канале сервиса.

Если бы я знала о существовании этих каналов в начале карьеры, вероятнее всего, смотрела бы уроки по порядку. Сейчас я уже знаю, что мне нужно, и обращаюсь с конкретным запросом — скажем, как добавить макияж глаз в «Фотошопе». Заказчики постоянно дают новые задачи вроде «а можно поменять цвет глаз» или «перенесите пуговицы». Все возможно, если уметь сочетать разные инструменты и техники.

Сейчас я часто замечаю ошибки в своих старых работах: например, местами слишком сильная ретушь кожи, часть белой блузки слишком сильно засвечена, фон не выровнен по цвету и свету
Сейчас я часто замечаю ошибки в своих старых работах: например, местами слишком сильная ретушь кожи, часть белой блузки слишком сильно засвечена, фон не выровнен по цвету и свету
Моя работа 2021 года: более натуральная ретушь кожи, равномерно освещенный фон, сбалансированные цвета и насыщенность на фотографии
Моя работа 2021 года: более натуральная ретушь кожи, равномерно освещенный фон, сбалансированные цвета и насыщенность на фотографии

Программы для обработки снимков

Сначала для обработки нужно «проявить цифровой негатив» — оригинал снимка с камеры в raw-формате, который позволяет делать фотографии без потери качества, нужно сконвертировать в форматы tiff, psd или jpeg, которые уже сжимают снимок. Для этого подойдут программы вроде «Лайтрума», Capture One или плагин Camera Raw. В них можно делать базовую настройку цвета, света, резкости, коррекцию искажений объектива и прочее. В «Лайтруме» есть функции для упрощенной ретуши изображений и организации каталога, последняя функциональность есть и в Capture One.

После этого работа над изображением продолжается в «Фотошопе», где происходит основной процесс ретуши: работа с кожей, одеждой, макияжем и другие манипуляции.

В процессе ретуши
В процессе ретуши

Курсы коммерческой ретуши и обработки. В 2015 году я решила дополнительно пройти два курса коммерческой ретуши и обработки в «Лайтруме».

Больше всего платят за ретушь для крупных проектов и рекламных кампаний. А чтобы попасть в такие проекты, нужно тренировать насмотренность и умение работать с профессиональными моделями. Если ретушер умеет просто убирать синяки под глазами модели и смягчать носогубные складки, на этом он не заработает.

Пример старой ретуши слева: сильная обработка, слишком сильно выровненный тон кожи. Но не совсем ужасно, чтобы было стыдно
Пример старой ретуши слева: сильная обработка, слишком сильно выровненный тон кожи. Но не совсем ужасно, чтобы было стыдно
В противопоставление — натуральная ретушь портрета, которую я сделала недавно
В противопоставление — натуральная ретушь портрета, которую я сделала недавно
1/2
Пример старой ретуши слева: сильная обработка, слишком сильно выровненный тон кожи. Но не совсем ужасно, чтобы было стыдно

В первый онлайн-курс входило 20 видеоуроков и домашних заданий, которые никто не проверял, поэтому курс стоил всего 2000 ₽. Достаточно, чтобы познакомиться с программой и начать в ней работать. Более глубокие навыки нужно изучать самому: творческую цветокоррекцию, модули работы с цветом Color Grading, HSL и Calibration в «Лайтруме», локальную проработку света и цвета фотографии с помощью масок.

Второй курс стоил 10 000 ₽. 20 занятий проходили в онлайне с преподавателем, который проверяет домашние задания. В конце обучения нужно было сдать финальную курсовую работу — серьезную бьюти-фотографию, которую преподаватель разбирает и оценивает.

12 000 ₽
я потратила на курсы по коммерческой ретуши

Сейчас я эти курсы не порекомендую, поэтому не указываю названия. Они не сильно изменили мой уровень знаний и навыков. Отклик, который я получала от преподавателя, не особо отличался от отклика, который дает клиент. Не возникло мысли «теперь начну зарабатывать», скорее, я просто укрепилась в своих знаниях.

Я бы посоветовала учиться ретуши у профессионалов, чьи работы вдохновляют, на которые смотришь и думаешь: «Я хочу так уметь, это именно то, что мне нравится».

Недавно на «Скиллбоксе» я наткнулась на курс «Профессия ретушер» за 68 364 ₽. Курс я не проходила, но его программа — то что нужно. Работы спикеров, на мой взгляд, именно то, к чему стоит стремиться начинающим ретушерам. Плюс на курсе учат не только ретуши и цветокоррекции фотографий, но и продвижению в профессии, финансовой грамотности.

Другой ресурс — Retouching Academy, где можно купить курсы по отдельным темам на английском языке. Например, курс ретуши волос за 74 $ или курс бьюти-ретуши за 199 $. Но их я тоже не покупала, оцениваю с точки зрения своего опыта.

Оборудование

Еще одним важным моментом в профессиональном развитии стала покупка мощного компьютера и графического планшета: у меня MacBook Pro и планшет Wacom Intuos S, все вместе стоило 206 000 ₽.

Можно обойтись и компьютером послабее, но работать будет менее комфортно, а скорость отразится на эффективности учебы и работы. Чем мощнее устройство, тем быстрее загружаются программы и тем больше слоев можно сохранять без ограничений.

Тем, кто только начинает учиться, советую попробовать обработать фотографию на том ноутбуке, который есть. Так станет понятно, хватает ли мощности или устройство слишком медленное.

Без планшета, думаю, обойтись нельзя: неудобно рисовать детали для ретуши.

Мой рабочий стол
Мой рабочий стол

Воспитание вкуса. В свободное время я была полностью погружена в процесс: рассматривала развороты журналов, книги с фотографиями, ходила в студию, проводила собственные съемки, используя только что полученную магию света.

Так как больше всего мне были интересны фэшн- и бьюти-ретушь, я покупала и читала онлайн-журналы, анализировала фотографии профессионалов и их подход к обработке. Примерно с 2014 по 2016 год я каждый месяц покупала печатные версии журналов Elle и Vogue Россия.

Затем стала покупать онлайн-версии этих же изданий, но зарубежных, чтобы рассматривать картинки в высоком разрешении. Это помогает отслеживать актуальные тенденции обработки фотографий. На литературу и журналы я тратила около 5000 ₽ в год — столько выходило, если покупать Vogue и Elle по отдельным номерам раз в месяц.

Кроме того, лучше передать настроение и идею съемки, рассказать историю помогают цвет и свет. И здесь влияние ретушера также может быть невероятно сильным. Поэтому визуальный опыт следует регулярно развивать, изучая работы лучших фотографов. Мне нравятся:

Лучше понимать цвет мне помогла книга Иоганнеса Иттена «Искусство цвета», а владеть выразительными возможностями языка форм — его же «Искусство формы». Иттен — швейцарский художник, большой исследователь цвета и автор вводного курса Баухауса, немецкой художественной школы первой трети 20 века.

Книги Иттена, на мой взгляд, настольные для тех, кто работает с цветом, — не только ретушеров, но и фотографов, художников, операторов, дизайнеров. После них начинаешь смотреть на мир с другой стороны. Источник: издательство Дмитрия Аронова
Книги Иттена, на мой взгляд, настольные для тех, кто работает с цветом, — не только ретушеров, но и фотографов, художников, операторов, дизайнеров. После них начинаешь смотреть на мир с другой стороны. Источник: издательство Дмитрия Аронова

Долгое время одним из моих больших переживаний было отсутствие художественного образования, но оно ушло с профессиональным ростом. Впрочем, образование помогло бы мне не совершать некоторых ошибок в начале пути. Например, ретушь портретов может затрагивать светотеневой рисунок на лице и одним неаккуратным движением кисти можно убрать тень, без которой черты лица будут выглядеть ненатурально. Это разрушит всю красоту фотографии.

Сейчас я уверенно говорю: все приходит с опытом. Обрабатывая кадры, я научилась замечать ошибки и больше не допускать их. В творческой профессии очень важно иметь свежий взгляд. Поэтому так же сильно важны были и периоды, когда я позволяла себе отвлечься от мира фотографии и дать передышку чувству прекрасного. Организовывала себе что-то вроде каникул после учебного года, чтобы вся полученная информация уложилась в голове. В такие моменты происходила внутренняя обработка полученных знаний и умений и переход на новый уровень. Все раскладывалось по полочкам, а затем вновь — практика, практика, практика.

На втором кадре можно увидеть, как слишком сильно осветленные тени под глазом, у носа и уголка губ нарушают естественную анатомию лица, оно начинает выглядеть менее натуральным. Источник: fashiongonerogue.com
На втором кадре можно увидеть, как слишком сильно осветленные тени под глазом, у носа и уголка губ нарушают естественную анатомию лица, оно начинает выглядеть менее натуральным. Источник: fashiongonerogue.com
1/2
На втором кадре можно увидеть, как слишком сильно осветленные тени под глазом, у носа и уголка губ нарушают естественную анатомию лица, оно начинает выглядеть менее натуральным. Источник: fashiongonerogue.com
На втором кадре можно увидеть, как слишком сильно осветленные тени под глазом, у носа и уголка губ нарушают естественную анатомию лица, оно начинает выглядеть менее натуральным. Источник: fashiongonerogue.com

Узнав что-то новое, я тут же пробовала сделать это самостоятельно и применить в текущем проекте. Столкнувшись с задачей, решение которой для меня неочевидно, я искала информацию в Гугле, изучала вопрос, смотрела обучающие видео и находила решение. Например, мне поручили перекрасить черное платье в белый цвет. Я понимала, как заменить розовый на голубой, это легко, а вот замена черного на белый казалась невозможной. Оказалось, что это реально, хоть и непросто. Могу точно сказать, что большинство ключевых навыков я получила бесплатно, изучая доступные ресурсы и применяя знания в реальных проектах.

Теперь расскажу, как мне удалось найти заказчиков в разных странах — от США и Британии до Японии и ОАЭ — и получать от них деньги.

Поиск и работа с зарубежными заказчиками

Моей целью с самого начала была работа с фотографами, дизайнерами, профессионалами по всему миру, поэтому я активно вела соцсети, публиковала работы из портфолио и добавляла в друзья интересных мне людей.

Через одну из соцсетей меня нашел фотограф из Барселоны, с которым мы сделали съемку для L’Officiel и Elle. Дело было лет семь назад. Таким же способом на меня вышел фотограф, снимающий знаменитостей, мы сделали совместный проект, после чего он стал рекомендовать меня своему кругу общения.

В общении мне помог английский, его я знала со школы. В самом начале уровень владения им был средний. Я недавно пересматривала переписку с клиентами семилетней давности — очень забавно. Но никого мои максимально простые, местами не совсем правильные формулировки не смущали, заказы я получала регулярно. В сложных ситуациях пользовалась «Гугл-переводчик» или Reverso Context.

Новые публикации в журналах в 2022 году и рекомендации
Новые публикации в журналах в 2022 году и рекомендации
Часто уровень английского языка у клиентов не самый высокий, что не мешает пониманию и постоянной совместной работе
Часто уровень английского языка у клиентов не самый высокий, что не мешает пониманию и постоянной совместной работе
1/2
Новые публикации в журналах в 2022 году и рекомендации
Знакомый пишет, что порекомендовал меня в Netflix
Знакомый пишет, что порекомендовал меня в Netflix
Первое письмо-запрос от стриминговой площадки
Первое письмо-запрос от стриминговой площадки

Некоторое время ушло на то, чтобы понять, как принимать оплату из-за границы. Это самая скучная часть в работе — разбираться с подобными вопросами.

Для себя я нашла удобный и проверенный способ, который работает почти десять лет: принимаю платежи через «Пэйпэл» или банковские переводы на свой валютный счет ИП в банке. Чтобы сформировать счет для клиента, пользуюсь бесплатным сервисом Invoice Generator, а комиссию «Пэйпэла», 4—5%, закладываю в стоимость работы. Первые месяцы было беспокойство, вдруг клиент не оплатит работу, но проблем ни разу не было. Как я говорила во введении, платежи по-прежнему приходят на «Пэйпэл», только не мой, а подруги. Так что в этом смысле мало что изменилось.

Налоги и страховые взносы на ведение предпринимательской деятельности в России различаются для каждого региона. Я плачу чуть больше 50 тысяч рублей в год.

Транзакции в «Пэйпэле»
Транзакции в «Пэйпэле»
Транзакции в «Пэйпэле»
Транзакции в «Пэйпэле»
Транзакции в «Пэйпэле»

Договоры с клиентами обычно не заключаю, но с новых беру предоплату в размере половины стоимости заказа и первые варианты готовых фотографий отправляю в уменьшенном разрешении. Этого достаточно, чтобы клиент смог рассмотреть кадр и прислать замечания, если они есть. Когда фотограф полностью доволен результатом, он вносит оставшуюся часть оплаты. После этого я высылаю файлы в полном разрешении.

В начале карьеры я не знала, как адекватно оценивать свою работу. Поэтому я просто отталкивалась от цен, которые мелькали на Model Mayhem. Люди искали ретушеров для своей съемки, публикуя сообщения типа «нужна ретушь 10 портретов, бюджет 100 $» или «кто свободен для работы над проектом? Бьюти-съемка, пять кадров. Пишите ваши цены в ЛС».

У каждого участника на этом сайте был профиль, в том числе и у ретушеров. Некоторые открыто публиковали расценки, и тогда это очень помогло мне приблизительно понять стоимость разных видов ретуши. Я установила довольно скромные цены, а в портфолио добавила фотографии, которые сама же и сняла. Так я начала работать над первыми проектами из США и Великобритании.

Постепенно появлялись клиенты из разных уголков мира, уровень моей ретуши тоже рос. Некоторое время находить новые заказы помогало развитие соцсетей: регулярные публикации и общение с фотографами. Сейчас же некоторые профессионалы обращаются ко мне по рекомендациям друзей.

Достигнув полной занятости, новым клиентам я называла уже более высокие цены. Каждый год я задавала себе вопросы, сколько я могу и хочу зарабатывать в месяц с моим текущим уровнем навыков, сколько хочу выходных дней. Таким образом я высчитывала стоимость моего рабочего часа и, следовательно, стоимость обработки той или иной фотографии.

Например, сейчас я хочу зарабатывать 30 $ в час, чтобы в месяц выходило около 150 000 ₽. Ретушь одного бьюти-кадра средней сложности у меня занимает как раз час. Плюс я учитываю комиссию «Пэйпэла» или другие возможные расходы. Таким образом, я легко подсчитываю итоговую цену за кадр — от 30 $ в зависимости от сложности снимка.

Когда планируется работа над крупным проектом, я часто делаю скидку, если фотографий больше 20. Иногда клиенты торгуются и сами хотят получить скидку. В таких случаях я оцениваю несколько вещей: свой уровень занятости, сложность ретуши и мое отношение к конкретному клиенту. Если я не сильно загружена, то классному фотографу с несложным проектом могу пойти навстречу и снизить цену.

Важно понимать, что конкретно входит в стоимость. Если ретушер получил заказ на базовую ретушь, то есть чистку фона и кожи, следует уважать свое время и труд и делать дополнительные запросы вроде изменения цвета аксессуаров или более детальную обработку макияжа только за отдельную плату.

Ежегодные платежи

На профессиональные подписки я трачу 46 000 ₽ в год. На момент публикации плачу с помощью друзей, у которых есть карты иностранных банков. Сюда входят:

  • 9600 ₽ в год — подписка на «Фотошоп» и «Лайтрум»;
  • 15 400 ₽ в год — подписка на Capture One;
  • 8600 ₽ в год — облачное хранилище 2 Тбайт на «Дропбоксе». Такой объем нужен, потому что фотографии очень тяжелые;
  • 13 000 ₽ в год — сайт Portfolio на Format, его я показываю клиентам.

Софт-скиллы

Ретушер чаще всего работает непосредственно с фотографом, иногда с арт-директором или дизайнером. Но к вам может обратиться любой человек, кто выступал в роли организатора проекта: визажист, стилист и другие. Так или иначе, в рабочей переписке обычно происходит общение один на один с заказчиком. Поэтому навык работы в команде не так важен для моей профессии.

Но крайне важен ваш уровень профессионального делового общения и умение понимать каждого члена команды, даже если вы не общаетесь напрямую. И это временами бывает сложно, потому что каждый человек говорит на своем языке. Запрос «сделать кожу модели мягче» можно понять и как просьбу смягчить текстуру кожи, и как желание клиента видеть более ровный тон на лице модели. А может быть, и то и то. Или какой-то третий вариант.

С частью клиентов стиль общения переходит с делового на более неформальный
С частью клиентов стиль общения переходит с делового на более неформальный
Переписка с одним из моих любимых клиентов-стилистов. Он всегда четко знает, что хочет получить, и его указания очень детальные
Переписка с одним из моих любимых клиентов-стилистов. Он всегда четко знает, что хочет получить, и его указания очень детальные

Важно уметь работать с любой информацией. Если клиент хочет передать в фотографиях атмосферу в стиле Vogue Paris 80-х, к началу работы над проектом ретушер уже должен четко понимать, о чем идет речь, даже если пару дней назад эти слова не несли для него особого смысла.

Чтобы работать со знаменитостями, можно выйти на селебрити-фотографа и сотрудничать с ним. Иногда, конечно, приходят личные запросы и пожелания от звезд, но чаще всего их передает фотограф или креативный директор.

Еще ретушеру-фрилансеру необходимо уделять большое внимание вопросу самоорганизации — умению распоряжаться своим временем и эффективно планировать деятельность. Я стараюсь работать с 09:00 до 19:00 по будням с одним большим часовым перерывом. Иногда могу работать в субботу и воскресенье, а в будний день взять выходной — все зависит от загрузки.

Куда расти

Я мечтаю поработать с крупными брендами вроде Dior и Saint Laurent, моими любимыми музыкантами и актерами, например Билли Айлиш или Аней Тейлор-Джой, сделать совместный с американским, французским и японским изданиями Vogue.

Работа ретушером открывает множество путей для дальнейшего развития и возможности добавлять в свою работу новые навыки. Вы можете научиться рисовать, создавать арт-коллажи, motion image. Все это будет делать кадр уникальным и увеличивать доход.

Евгения ГорчеваЗанимаетесь фотографией? Расскажите, удавалось ли на ней зарабатывать:
  • зовите меня абрикосА как сейчас обстоят дела с платежами из-за границы?3
  • Selen StОчень интересный материал)14
  • Ворчливая ПаникёршаКакой крутой опыт!3
  • SoFar MeИнтересно очень! Спасибо, что поделились ☄️2
  • Pavla TolokoninaКлассный материал, прочитала с удовольствием, хотя максимально далека от профессии.6
  • Мария ПоланскиИнтересный опыт! Было приятно почитать. Сама занимаюсь фотографией и ретушью. Спасибо за статью!)2