![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/profession-icon.tmjnnx.png)
«Клиенты угрожали, оскорбляли, давили на жалость и проклинали»: сколько зарабатывает фотограф
В Санкт-Петербурге
![«Клиенты угрожали, оскорбляли, давили на жалость и проклинали»: сколько зарабатывает фотограф](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/how-do-i-make-money-without-onlyfans-cover-in.oti8mp..jpg)
Читатели продолжают делиться с нами историями о своих профессиях.
В коммерческую фотографию Татьяна пришла от питерской депрессии и безденежья. За год она смогла раскрутиться в соцсетях, выйти на стабильный доход и выстроить очередь из клиентов на несколько месяцев вперед. Героиня рассказала, сколько потратила на технику для съемок, почему отказывается дорисовывать клиентам недостающие зубы и по какой причине подумывает перейти из фотографов в инженеры.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/how-do-i-make-money-without-onlyfans-into-desktop.r37rac..png)
Выбор профессии
Я начала заниматься фотографией почти сразу, как переехала в Питер из Биробиджана. Поступила в университет на физика, но через месяц отчислилась: поняла, что это не то, чем хочу заниматься. Родители мое решение не одобряли, и я осталась без финансовой поддержки. Мы с молодым человеком — теперь мужем — выживали в восьмиметровой комнате в коммунальной квартире на 25 000 ₽ в месяц. Эти деньги ему перечисляли родители. Я пыталась найти работу, но в 17 лет меня никуда не брали. Началась депрессия: новый город, отсутствие денег, ужасные условия жизни, разочарование в себе и во всем, во что верила, — знаете, обычное дело в таком возрасте.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-01.f80khi..jpg)
При этом у меня была камера, ноутбук с хорошим экраном и хобби, которым я занималась с самого детства, — фотография. Мой парень сказал, что на этом можно зарабатывать, и я, встав с кровати и намотав сопли на кулак, решила попробовать. Потренировалась на паре знакомых, посмотрела несколько видео на «Ютубе» про обработку и выложила на «Авито» объявление: «Фотосессия за 500 ₽».
Пара съемок в месяц быстро превратилась в четыре. С ростом уверенности росла и цена — через несколько месяцев я уже просила 2500 ₽ за сессию. Заказы были примитивными.
Люди шли не за моим творчеством, а за дешевыми фотками.
Чтобы зарабатывать больше и не трястись за каждого клиента с «Авито», мне нужно было сформировать индивидуальный стиль, показать людям свои работы и рассказать, чем они выделяются на фоне других. Так я перешла от идеи снимать «прямо вот сейчас» за гроши к построению личного бренда и продвижению аккаунта в соцсетях.
«Инстаграм» — основная площадка для развития фотографа, ее алгоритмы будут определять популярность аккаунта и влиять на заработок. Соцсеть ранжирует посты в ленте, исходя из интересов пользователя, делает это медленно и индивидуально для каждого, поэтому даже при активном ведении аккаунта ваши работы могут не замечать месяцами. Я слышала разные истории: большая часть начинающих фотографов годами не выходит на стабильный доход даже с относительно неплохими работами.
Поначалу всю информацию об СММ я самостоятельно искала в интернете, смотрела видео на «Ютубе». Потом брала дешевые мини-курсы и гайды без четкой структуры и обратной связи не дороже 2000 ₽. Затем попробовала частные консультации и за месяц спустила 70 000 ₽. Надеялась, что мне раскроют секреты и тайны СММ-стратегии, поделятся закрытой информацией, а в итоге мне пересказывали то, что я уже и так знала из открытых источников. В общем, все попытки обучения на курсах и марафонах заканчивались разочарованием.
Главное в работе с соцсетями — это активность и регулярность. Я очень много снимала бесплатно, воплощала идеи и собирала портфолио из фотографий, на которые потом могут прийти заказчики: влюбленные парочки, прогулки по городу, свадьбы. Писала красивым девушкам в «Инстаграме», предлагала фотосессию бесплатно. Регулярно постила свои работы, просила друзей оставлять реакции и комментарии.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-02.bk1hfj..jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-03.zbbcit..jpg)
Конечно, это отнимало очень много времени, а от неприятных отказов опускались руки. У девушек-моделей, которым я писала, зачастую были довольно развитые социальные сети, много подписчиков, в отличие от меня, начинающего фотографа, поэтому они нередко прямо говорили, что в подобных съемках им неинтересно участвовать. Такое очень ранит чувства начинающего творца. Ну или просто динамили, что тоже очень грустно.
Мне повезло, что к тому моменту родители смягчились, отозвали свое отречение и скидывали по 20 000 ₽ в месяц. Это из-за того, что я вернулась к учебе: поступила в ИТМО на относительно лайтовое отделение — «холодильная техника и системы жизнеобеспечения», — чтобы можно было совмещать с работой. Пар было немного по сравнению с другими университетами, и пропуски не заставляли отрабатывать. С утра и до 15 часов я была на парах, слушала лекции и параллельно обрабатывала фото. Из университета сразу бежала на съемки. Если сроки заказов не горели и оставалось свободное время, делала лабораторные и домашние задания, но обычно приходилось все доделывать уже в универе. И так каждый день.
В период раскрутки у меня было стабильно по 10—15 проектов в месяц. Небольшие деньги, которые я зарабатывала на заказах с «Авито», шли на организацию фотосессий для портфолио: на оплату студий, гримерок, покупку вещей. За студии я платила в диапазоне 500—700 ₽, одежду для моделей покупала на «Алиэкспрессе», поэтому выходило недорого. Самый большой единовременный заказ — 5200 ₽, и там было одежды съемок на восемь-девять, включая два плаща. Я потом еще несколько лет их использовала в коммерческих фотосессиях. Но в основном вещи приходили в негодность после первой, максимум второй съемки, и я их выбрасывала. Каждый месяц тратила примерно по 7500 ₽ на организацию таких фотосъемок.
Траты на продвижение не воспринимала как финансовые вложения, мне просто приносило удовольствие то, чем я занималась.
18 лет — камон! Какие вложения, какой финансовый план? У меня была куча энтузиазма и желание стать самой крутой и зарабатывать много денег. Я чувствовала, что фотографии становятся лучше, инстаграм раскручивается, мне уже писали агентства и предлагали варианты для ТФП-съемок — это выгодный формат сотрудничества начинающих моделей и фотографов, при котором девушка за позирование получает снимки, а фотограф — опыт и портфолио. Когда реклама в «Инстаграме» стала доступным и понятным инструментом, в ней для меня уже не было нужды, так как запись была на несколько месяцев вперед. На весь этот путь ушел примерно год.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/how-do-i-make-money-without-onlyfans-01.ujuw0b..jpg)
Суть профессии
Работу фотографа можно условно разделить на несколько этапов.
Переписка. За час-два активной переписки выясняешь пожелания клиента, выбираешь локацию, понимаешь, насколько серьезной будет подготовка, нужно ли подбирать одежду, присылать референсы и прочее.
99% моих заказчиков — девушки от 20 до 35 лет, замужние или в отношениях, все довольно обеспеченные.
Я до сих пор не понимаю, почему у большинства при переписке возникает желание рассказать, что они совсем не умеют фотографироваться, прямо не любят это, и что на всех фотографиях получаются как жабы, и что последняя их фотография вообще была сделана в садике насильно. Наверное, волнуются и, может, как-то хотят предупредить, чтобы я от них много не ожидала. Но это странно: вы, значит, добровольно записались на съемку, а я теперь чувствую себя виноватой, что буду вас фотографировать.
Мой рекорд переписки — девять часов непрерывного диалога в «Инстаграме» в единственный выходной за пару месяцев. Эта съемка так и не состоялась, а клиентка угрожала мне судом. За все время работы подобных ситуаций было три. Это были женщины за сорок, которые заключили договор, внесли задаток, обсудили все возможные детали локации и одежды, получили от меня мудборд и рекомендации по образам — а потом отказывались от фотосессии и просили вернуть деньги. Задаток за мои услуги — 2000 ₽, 1500 из которых уходит на бронирование студии. Во всех трех случаях клиентки знали, что студии уже зарезервированы и отменить их нельзя, но все равно требовали вернуть деньги: угрожали, оскорбляли, давили на жалость и проклинали.
Такие ситуации всегда сложно пережить эмоционально, они надолго остаются в памяти и подрывают доверие к людям. Но знайте: если вы работаете официально и составляете договор, никакие угрозы вам не страшны! Я оформлена как самозанятая. На раннем этапе работы с помощью юриста составила базовый договор, где прописаны условия оказания услуги, и договор публичной оферты. Это хорошая защита от неадекватных клиентов.
У меня есть свой сайт. Там написано, за что я берусь, а за что — нет, есть примеры работ и условия договора. Если со мной общаются неуважительно или скидывают примеры фоток моих коллег из Питера и просят так же, но почему-то у меня, я отказываю или советую других фотографов. Если это не твой человек и он пришел не за твоими кадрами, легче сразу отказать, чем мучиться, пытаясь угодить.
Одна женщина забронировала съемку, а потом спросила, смогу ли я дорисовать передний зуб на всех фотках.
У меня четко написано, что я не фотошоплю и внешний вид — это личная ответственность клиента. Я ответила, что это не входит в мои услуги. Девушка отказалась от съемки, потому что «хотела быть красивой на фотографиях». Недорогой имплант зуба стоит примерно в три раза дороже, чем моя самая дешевая съемка, и мне искренне кажется, что он важнее фотосессии. В случае с передними зубами все-таки лучше быть, а не казаться.
Уже не так часто, но периодически приходят запросы снять процесс пенетрации. Еще пару раз мужчины писали с предложением а-ля «давай с тобой кофе попьем, и ты меня пофоткаешь». Я им говорю цену, и они начинают причитать, что фотки столько стоить не могут и что они просто хотели со мной пообщаться и не думали, что я такая меркантильная.
Подготовка. На этом этапе клиенту хорошо бы определиться с тем, что он хочет получить от съемки, обсудить со мной образы и подготовить их. Проблема в том, что многим лень думать заранее, а я и не настаиваю. Фотосессия — это развлечение и приятное времяпрепровождение. Если человек хочет просто приехать и пофоткаться в красивом месте, не обсуждая со мной цвет футболки и не репетируя позы перед зеркалом, то так тому и быть — я все покажу и подскажу во время съемки. При этом всегда рекомендую подготовить несколько образов, чтобы можно было сменить наряд в случае чего.
Фотографу тоже нужно подготовиться к съемке. Советую носить пластыри и влажные салфетки для своих моделей, всегда иметь при себе дождевик и пакет, чтобы защитить камеру от влаги. В Питере ужасные условия работы, особенно зимой. Никогда не понятно, как одеваться.
Если предстоит фотосессия в незнакомом месте, важно съездить туда заранее и посмотреть, какой там свет. Некоторые места могут быть совершенно непригодными для съемки в определенное время дня. Также будет возможность сориентироваться в пространстве, найти интересные углы обзора, подумать над точками съемки и композицией. Если таким образом хорошо подготовиться первых раз 30—40, можно набраться опыта и дальше этот этап пропускать.
Съемка. Самый быстрый и простой этап — и мой самый любимый. Тут уже все происходит естественно, не нужно особо думать и анализировать, как во время переписки, или напрягаться, как во время обработки.
Каждая съемка уникальна и рассказывает индивидуальную историю. Важна способность фотографа видеть выгодные ракурсы модели, ее естественные позы и, главное, умение просто и тактично донести эту информацию до человека. От клиентов я слышала немало историй о травмирующих фотосессиях, да и сама заказывала съемки много раз, поэтому составила список «вредных советов».
«Вредные советы» для фотографа
🤦🏻♀️ Не общайтесь, разговоры — пустая трата времени на любом этапе. Не знаете, о чем говорить, — вам и не нужно. Молчание — золото.
🤦🏻♀️ Не показывайте позы, клиент сам до всего додумается, он человек разумный все-таки. А если настаивает на советах, отвечайте смело: «Просто посмейся». Или: «Вон там встань, поделай что-нибудь».
🤦🏻♀️ Чем дольше длится съемка, тем лучше. Два-три часа — самое то! Как говорится, лучше больше фоток, чем меньше. Искусство — это про жертвы, устают только слабаки.
🤦🏻♀️ Не стесняйтесь в выражениях. Беречь чьи-то чувства — не про фотографию. Увидели на животе складку? Так и скажите: «Пузо висит, надо в штаны заправить». Платье для съемки слишком цветастое выбрали? Говорите прямо: «Платье базарное, я такое не фоткаю, нам нужен минимализм», — нечего выражения подбирать.
Особый вид искусства и своеобразный экстрим в профессии фотографа — это свадебные съемки. Они требуют большей стрессоустойчивости, уверенности и борзости, что ли, потому что там зачастую присутствуют родственники. Если не взять ситуацию в свои руки, съемка быстро превратится в фотосессию всех членов семьи с молодоженами и букетом цветов, а также кадрами а-ля «невеста на ладошке».
Вариантов локаций для свадебных фотосессий меньше, роспись назначают на определенное время, так что приходится работать с таким светом, какой есть, и в таком загсе, какой есть. Свадебные фотосессии идут по два-три часа, и это не те мероприятия, которые можно переснять в случае чего, поэтому на съемки я беру две камеры и несколько флешек.
Весь мой набор техники выглядит так:
- Основной сет — Canon R + Canon RF 35 mm 1.8.
- Запасной сет — Fujifilm XT-30 + Viltrox 33 mm 1.4.
- Флешки SanDisk 64 Гб, 6 штук.
- Внешний HDD на 1 Тб.
- MacBook Pro 16 на 512 Гб.
Все вместе это стоит примерно 600 000 ₽.
Хорошо снимать можно на любом аппарате, у которого есть возможность смены оптики и мануальный режим. Главное, чтобы он хорошо ложился в руку. Чем дороже, тем удобнее, но я знаю фотографов, которые делали отличные снимки и нормально зарабатывали на простеньких фотиках и объективах, купленных на «Авито» за 30 000 ₽ комплектом.
За пять лет работы у меня было семь человек, которые после съемки прямо сказали, что фотки им не нравятся.
Такое чаще случалось на начальном этапе, а последний раз произошло весной 2022 года. Поначалу проблема была в том, что клиент платил 2500 ₽, а хотел фотки как со съемки с профессионалом за 10 000 ₽. Естественно, такого качества он не получал и винил в этом меня. Последняя ситуация была другой. Я понимала, что сделала свою работу хорошо, фотографии получились достойными: могу добавить их в портфолио и они гармонично впишутся. Ничьих ожиданий я не обманывала, человек просто не понравился себе таким, каким его увидела я. Это совершенно нормально: много кто сейчас пользуется фотошопом и масками в соцсетях перманентно и уже не может воспринимать себя с естественными пропорциями лица. Я часто не узнаю клиентов, когда после переписки мы встречаемся вживую, многие люди в «Инстаграме» выглядят совсем не так, как в жизни.
Я люблю ловить естественные моменты, чтобы получались красивые и искренние фотографии. У меня даже в «Инстаграме» так написано: «Снимаю людей, которые не умеют позировать». В моей семье есть старый чемоданчик с пленочными фотографиями, которые я до сих пор периодически перебираю и просматриваю. Я хочу, чтобы мои работы тоже стали историей чьей-то семьи и остались на память. Их будут пересматривать, на них будут не отфотошопленные лица и статичные позы, а живые улыбки и движения. Это мысль, которая меня вдохновляет и помогает развиваться в профессии.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-04.uho2pg..jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-05.rdwvxx..jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-06.qvmkzs..jpg)
Отбор кадров и обработка. На отбор кадров с часовой съемки у меня уходит 20 минут максимум. Обработка занимает больше времени: сюда входят кадрирование, выравнивание, подгонка цвета и ретушь — процесс творческий и очень растянутый во времени. Чем меньше опыта, тем больше времени уходит на обработку. Когда я начинала, приходилось возиться по несколько десятков часов, а сейчас справляюсь за пять-шесть, рука уже набита. Большую часть работы я оптимизировала с помощью создания пресетов и плагинов для «Фотошопа». За время работы очень изменилось мое видение кадра, я перешла от контрастных, четких фото, на которых приходилось обрабатывать каждую пору на носу, к чему-то более мягкому и естественному.
Самые удобные программы для обработки — это Αdobe Photoshop и Lightroom. Я их использую по подписке за 10 € (796 ₽) в месяц. Также пробовала Capture One за 219 € (17 434 ₽) в год. Это совершенно потрясающее приложение для работы с цветом, но очень дорогое и при этом полностью не заменяет «Фотошоп».
Место работы
Самая популярная локация для фотосессий в Питере — это Исаакиевский собор. Были дни, когда у меня там проходило по три съемки подряд. Лето превращалось в день сурка: едешь туда ранним утром, а возвращаешься после фотосессии на закате — и так несколько дней подряд. Часто снимала в Лопухинском саду, на Витебском вокзале и Пяти углах.
Мне очень нравилось снимать в метро и переходах, очень любила ездить за город, на пляж. Мой фаворит — Комарово. Но из-за отсутствия времени на дорогу часто Комарово заменялось на Петропавловский пляж или Парк 300-летия Санкт-Петербурга.
Обрабатывать фото люблю дома. Мне нравится сидеть за большим столом, чтобы рабочее место было приятным и светлым. Хороший свет очень важен, иначе не видны цвета при обработке.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-08.kufjkn..jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-07.c4aeyz..jpg)
Рабочий день
Обычно я встаю в семь утра, гуляю с собакой, пью кофе. Если есть утренняя съемка, то проверяю все камеры, зарядки, объективы и выдвигаюсь на локацию. Если фотосессия вечером, то утро и день провожу за обработкой. После съемки копирую все фото на внешний диск, делаю отбор, а дальше отдыхаю. Стараюсь не обрабатывать фотографии в день съемки, а делать это на следующий, со свежим взглядом.
Случай
До сих пор помню самую страшную фотосессию — свой первый опыт съемки на крыше. Это была свадьба. Гиды, которые провожали меня с молодоженами на крышу, не договорились об этом с жильцами дома и вообще уже порядком их достали. Жильцам надоело, что их подъезд превратился в проходной двор. Поверхность у выхода на крышу они измазали вазелином, а напротив выпилили кусок бортика безопасности.
Это было испытание «сдохни или умри».
Прогулки по крышам — и без этого опыт не из приятных. Там в принципе не может быть комфортно людям в свадебных нарядах и с кучей техники за спиной. Но на этой крыше было особенно страшно, одно неверное движение — и ты скользишь вниз навстречу асфальту. Гидов, которые нас туда доставили, это почему-то не смутило, а моя пара за услуги уже заплатила, так что другого варианта у нас не было. В итоге мы смогли снять красивую историю, но как же страшно это было, просто невероятно!
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/how-do-i-make-money-without-onlyfans-02.i10gpw..jpg)
Доходы и расходы
Работая фотографом в России, можно вполне неплохо и стабильно зарабатывать. Фотосессии — это, конечно, не первая необходимость, но людям нужны воспоминания и красивые картинки. Эта профессия еще долго будет востребованной, потому что телефон не может дать того качества, которое дают фотоаппарат и профессиональная оптика, и всегда нужен человек, который умеет грамотно пользоваться техникой. Камеры не так дорого стоят и продаются без специального разрешения, при этом никто почему-то не просит тетю поснимать на свадьбе, чтобы сэкономить на фотографе. Для хороших кадров нужны навыки и опыт, а от глобальных кризисов ни один профессионал не застрахован — поверьте человеку, который прошел коронавирус и события февраля.
В Питере за сезон — это с мая по сентябрь плюс декабрь — у меня было в среднем 30 фотосессий в месяц, не в сезон — от 15 до 20.
Мой прайс в Питере
40-минутная стандартная фотосессия | 9000 ₽ |
Cвадебная съемка в загсе | 12 000 ₽ |
Загс и часовая прогулка | 18 000 ₽ |
Мой прайс в Питере
40-минутная стандартная фотосессия | 9000 ₽ |
Cвадебная съемка в загсе | 12 000 ₽ |
Загс и часовая прогулка | 18 000 ₽ |
Цену я установила исходя из времени за съемку, обычно это не больше 45 минут — переписка, дорога до локации и обработка не учитываются. Конечно, каждая фотосессия индивидуальна, и ты никогда заранее не знаешь, сколько времени уйдет на обработку, но если про это думать, легко запутаться. А должны ли люди с акне платить больше? А если в платье помятом пришли, то сразу на съемке больше денег просить? А если кожа и одежда идеальные, то скидку делать? Много таких вопросов возникает, когда пытаешься рационализировать стоимость своей работы, поэтому проще выставлять счет, ориентируясь на количество часов, проведенных на фотосессии.
Стандартный чек — чуть больше 10 000 ₽. Если усреднить, получается доход 225 000 ₽ за месяц работы почти без выходных.
Со стороны может показаться, что фотограф на фрилансе живет в идеальном мире с удобным графиком без совещаний и дороги до офиса, без привязки к конкретному городу или даже стране. Это утопия. Последние полтора года я жила только работой: ложилась спать с телефоном в руках, просыпалась и ехала на очередную съемку или садилась за компьютер обрабатывать фотографии с предыдущей. У меня не было сил и времени отслеживать финансы. Почти уверена, что, если бы в одно утро на карте оказалось на сотню тысяч меньше, я бы этого и не заметила.
Я думала, что клиенты тут же уйдут, если не выкладывать по посту в день и не отвечать на их сообщения в течение нескольких минут.
Очень боялась, что, если даже чуть-чуть сбавить обороты, я снова окажусь в коммуналке. Поэтому бросать карьеру фотографа даже с жутким выгоранием и паническими атаками было не вариантом.
До того как я стала получать более-менее приличные деньги от фотографии, а это середина 2019 года, нашими единственными расходами были оплата коммуналки и покупка еды. 15 000 ₽ мы отдавали за комнату, на оставшиеся деньги выживали.
Потом выросли доходы, но и расходы стали серьезно больше. Родители купили квартиру в Питере и разрешили нам там жить. Квартира была в печальном состоянии, все чистовые работы мы с мужем делали за свои деньги. На ремонт ушло два года и 600 000 ₽. Сюда нужно еще добавить траты на покупку мебели, предметов декора и бытовой техники.
На жизнь у меня уходило по 70 000 ₽ в месяц. Это с транспортом, массажем раз в неделю и почти ежедневными походами в кафе. Расходов, касающихся профессии, было мало: подписки на программы для обработки — 1000 ₽ в месяц, содержание сайта и облачное хранилище — по 1500 ₽ в год за каждое.
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-09.xpxzhh..png)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-10.9jq0rv..png)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-11.sd1efo..png)
В конце прошлого года мы переехали на Кипр, в Лимасол. Муж потерял работу в России, его одним днем уволили из ИТ-компании во время мобилизации. Первая компания, предложившая ему работу, обязательным условием ставила релокацию на Кипр. Так как мы были сильно на панике, то согласились, ничего особо не изучая.
Лимасол — это ИТ-столица Кипра, и сюда переехало очень-очень много русскоязычных специалистов. Из-за этого выросли цены на жилье, да и вообще на все. Если бы мы не принимали решение с мыслью «уезжай или погибай», не уверена, что мы бы выбрали этот город.
До переезда у нас с мужем был раздельный бюджет. Из-за работы и учебы мы с ним особо не виделись, поэтому делать бюджет совместным было бы странно, у нас практически не было общих трат. В 2021 году муж получил первую работу программистом с окладом 30 000 ₽, через полгода его увеличили вдвое. Когда мы уезжали, его зарплата была около 100 000 ₽. В Питере я зарабатывала в два раза больше него, но за последние четыре месяца все изменилось: основные деньги приносит муж, он работает айтишником в крупной компании и получает 5000 € (398 050 ₽) чистыми. Ставка на студента-программиста сработала, девочки!
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-12.0jymy8..jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-13.yfvrot..jpg)
![](https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/mercury/photo-how-do-i-make-money-without-onlyfans-14.oeaasf..jpg)
Я фотографирую не больше двух раз в неделю. На Кипре цены на фотосессии не сильно выше, чем в Петербурге, в среднем 150—180 € (11 386—13 664 ₽).
После переезда на Кипр расходы сильно выросли — не говоря о том, что за первый месяц мы потратили около 10 000 € (759 087 ₽), чтобы обустроиться. Жизнь тут ощутимо дороже, чем в Петербурге. За аренду квартиры мы отдаем 2200 € (166 999 ₽), за коммуналку — еще 300 € (22 773 ₽). На еду уходит 1000 € (75 909 ₽) на меня одну — и это без ресторанов и походов за кофе. Мужа пять дней в неделю кормит компания.
Финансовая цель
Мой диплом из ИТМО за границей не котируется, а как в фотографе во мне не заинтересована ни одна страна. Моя цель — накопить 50 000 € (3 916 114 ₽) на классную и престижную магистратуру по инженерной специальности, чтобы иметь возможность переехать в любую страну мира и быть востребованным специалистом. Тогда можно будет спокойно работать с 9 до 18 и жить, ни в чем не нуждаясь.
Мне бы хотелось продолжать заниматься фотографией, но я понимаю, что не везде в мире это занятие обеспечит комфортное существование. Не везде есть такой спрос и такая культура индивидуальных фотосессий, как в России.
Будущее
С переездом на Кипр навалилось много забот с поиском жилья, перевозкой собаки и обустройством — было не до фотосессий, горизонт планирования заканчивался началом следующей недели. Я написала в шапке профиля в «Инстаграме», что снимаю теперь в Лимасоле, больше ничего не делала для продвижения. В ближайшее время собираюсь изучить местный рынок фотографии, обновить портфолио и попробовать продвигаться через рилсы, сделать новый сайт.
Пока есть ощущение, что здешний спрос на фотографию не сможет обеспечить мне комфортную жизнь: тут элементарно мало людей. Население Лимасола — 250 тысяч человек, из них 10—15% — это русские айтишники с женами, моя целевая аудитория. Местные предпочитают фотографироваться у своих. В общем, можете представить, насколько тут сложнее зарабатывать на фотографии в сравнении с Петербургом, городом-миллионником с огромным количеством туристов.
Я даю себе полгода, чтобы освоиться на новом месте и попытаться раскрутиться. С учетом сезона дождей и ужасной жары летом у меня должно получиться выйти на 1500—2000 € (117 483—156 644 ₽) в месяц — конечно, это смешная сумма по сравнению со стоимостью жизни здесь. Знаю фотографов, которые снимают очень высокобюджетные проекты, активно работают месяц-два летом, а потом уезжают в Таиланд на остаток года. Это прикольно, конечно, но я такой дзен поймаю не скоро.