«Клиенты угрожали, оскорбляли, давили на жалость и проклинали»: сколько зарабатывает фотограф
Читатели продолжают делиться с нами историями о своих профессиях.
В коммерческую фотографию Татьяна пришла от питерской депрессии и безденежья. За год она смогла раскрутиться в соцсетях, выйти на стабильный доход и выстроить очередь из клиентов на несколько месяцев вперед. Героиня рассказала, сколько потратила на технику для съемок, почему отказывается дорисовывать клиентам недостающие зубы и по какой причине подумывает перейти из фотографов в инженеры.
Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала ее и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Я начала заниматься фотографией почти сразу, как переехала в Питер из Биробиджана. Поступила в университет на физика, но через месяц отчислилась: поняла, что это не то, чем хочу заниматься. Родители мое решение не одобряли, и я осталась без финансовой поддержки. Мы с молодым человеком — теперь мужем — выживали в восьмиметровой комнате в коммунальной квартире на 25 000 ₽ в месяц. Эти деньги ему перечисляли родители. Я пыталась найти работу, но в 17 лет меня никуда не брали. Началась депрессия: новый город, отсутствие денег, ужасные условия жизни, разочарование в себе и во всем, во что верила, — знаете, обычное дело в таком возрасте.
При этом у меня была камера, ноутбук с хорошим экраном и хобби, которым я занималась с самого детства, — фотография. Мой парень сказал, что на этом можно зарабатывать, и я, встав с кровати и намотав сопли на кулак, решила попробовать. Потренировалась на паре знакомых, посмотрела несколько видео на «Ютубе» про обработку и выложила на «Авито» объявление: «Фотосессия за 500 ₽».
Пара съемок в месяц быстро превратилась в четыре. С ростом уверенности росла и цена — через несколько месяцев я уже просила 2500 ₽ за сессию. Заказы были примитивными.
Люди шли не за моим творчеством, а за дешевыми фотками.
Чтобы зарабатывать больше и не трястись за каждого клиента с «Авито», мне нужно было сформировать индивидуальный стиль, показать людям свои работы и рассказать, чем они выделяются на фоне других. Так я перешла от идеи снимать «прямо вот сейчас» за гроши к построению личного бренда и продвижению аккаунта в соцсетях.
«Инстаграм» — основная площадка для развития фотографа, ее алгоритмы будут определять популярность аккаунта и влиять на заработок. Соцсеть ранжирует посты в ленте, исходя из интересов пользователя, делает это медленно и индивидуально для каждого, поэтому даже при активном ведении аккаунта ваши работы могут не замечать месяцами. Я слышала разные истории: большая часть начинающих фотографов годами не выходит на стабильный доход даже с относительно неплохими работами.
Поначалу всю информацию об СММ я самостоятельно искала в интернете, смотрела видео на «Ютубе». Потом брала дешевые мини-курсы и гайды без четкой структуры и обратной связи не дороже 2000 ₽. Затем попробовала частные консультации и за месяц спустила 70 000 ₽. Надеялась, что мне раскроют секреты и тайны СММ-стратегии, поделятся закрытой информацией, а в итоге мне пересказывали то, что я уже и так знала из открытых источников. В общем, все попытки обучения на курсах и марафонах заканчивались разочарованием.
Главное в работе с соцсетями — это активность и регулярность. Я очень много снимала бесплатно, воплощала идеи и собирала портфолио из фотографий, на которые потом могут прийти заказчики: влюбленные парочки, прогулки по городу, свадьбы. Писала красивым девушкам в «Инстаграме», предлагала фотосессию бесплатно. Регулярно постила свои работы, просила друзей оставлять реакции и комментарии.
Конечно, это отнимало очень много времени, а от неприятных отказов опускались руки. У девушек-моделей, которым я писала, зачастую были довольно развитые социальные сети, много подписчиков, в отличие от меня, начинающего фотографа, поэтому они нередко прямо говорили, что в подобных съемках им неинтересно участвовать. Такое очень ранит чувства начинающего творца. Ну или просто динамили, что тоже очень грустно.
Мне повезло, что к тому моменту родители смягчились, отозвали свое отречение и скидывали по 20 000 ₽ в месяц. Это из-за того, что я вернулась к учебе: поступила в ИТМО на относительно лайтовое отделение — «холодильная техника и системы жизнеобеспечения», — чтобы можно было совмещать с работой. Пар было немного по сравнению с другими университетами, и пропуски не заставляли отрабатывать. С утра и до 15 часов я была на парах, слушала лекции и параллельно обрабатывала фото. Из университета сразу бежала на съемки. Если сроки заказов не горели и оставалось свободное время, делала лабораторные и домашние задания, но обычно приходилось все доделывать уже в универе. И так каждый день.
В период раскрутки у меня было стабильно по 10—15 проектов в месяц. Небольшие деньги, которые я зарабатывала на заказах с «Авито», шли на организацию фотосессий для портфолио: на оплату студий, гримерок, покупку вещей. За студии я платила в диапазоне 500—700 ₽, одежду для моделей покупала на «Алиэкспрессе», поэтому выходило недорого. Самый большой единовременный заказ — 5200 ₽, и там было одежды съемок на восемь-девять, включая два плаща. Я потом еще несколько лет их использовала в коммерческих фотосессиях. Но в основном вещи приходили в негодность после первой, максимум второй съемки, и я их выбрасывала. Каждый месяц тратила примерно по 7500 ₽ на организацию таких фотосъемок.
Траты на продвижение не воспринимала как финансовые вложения, мне просто приносило удовольствие то, чем я занималась.
18 лет — камон! Какие вложения, какой финансовый план? У меня была куча энтузиазма и желание стать самой крутой и зарабатывать много денег. Я чувствовала, что фотографии становятся лучше, инстаграм раскручивается, мне уже писали агентства и предлагали варианты для ТФП-съемок — это выгодный формат сотрудничества начинающих моделей и фотографов, при котором девушка за позирование получает снимки, а фотограф — опыт и портфолио. Когда реклама в «Инстаграме» стала доступным и понятным инструментом, в ней для меня уже не было нужды, так как запись была на несколько месяцев вперед. На весь этот путь ушел примерно год.
Суть профессии
Работу фотографа можно условно разделить на несколько этапов.
Переписка. За час-два активной переписки выясняешь пожелания клиента, выбираешь локацию, понимаешь, насколько серьезной будет подготовка, нужно ли подбирать одежду, присылать референсы и прочее.
99% моих заказчиков — девушки от 20 до 35 лет, замужние или в отношениях, все довольно обеспеченные.
Я до сих пор не понимаю, почему у большинства при переписке возникает желание рассказать, что они совсем не умеют фотографироваться, прямо не любят это, и что на всех фотографиях получаются как жабы, и что последняя их фотография вообще была сделана в садике насильно. Наверное, волнуются и, может, как-то хотят предупредить, чтобы я от них много не ожидала. Но это странно: вы, значит, добровольно записались на съемку, а я теперь чувствую себя виноватой, что буду вас фотографировать.
Мой рекорд переписки — девять часов непрерывного диалога в «Инстаграме» в единственный выходной за пару месяцев. Эта съемка так и не состоялась, а клиентка угрожала мне судом. За все время работы подобных ситуаций было три. Это были женщины за сорок, которые заключили договор, внесли задаток, обсудили все возможные детали локации и одежды, получили от меня мудборд и рекомендации по образам — а потом отказывались от фотосессии и просили вернуть деньги. Задаток за мои услуги — 2000 ₽, 1500 из которых уходит на бронирование студии. Во всех трех случаях клиентки знали, что студии уже зарезервированы и отменить их нельзя, но все равно требовали вернуть деньги: угрожали, оскорбляли, давили на жалость и проклинали.
Такие ситуации всегда сложно пережить эмоционально, они надолго остаются в памяти и подрывают доверие к людям. Но знайте: если вы работаете официально и составляете договор, никакие угрозы вам не страшны! Я оформлена как самозанятая. На раннем этапе работы с помощью юриста составила базовый договор, где прописаны условия оказания услуги, и договор публичной оферты. Это хорошая защита от неадекватных клиентов.
У меня есть свой сайт. Там написано, за что я берусь, а за что — нет, есть примеры работ и условия договора. Если со мной общаются неуважительно или скидывают примеры фоток моих коллег из Питера и просят так же, но почему-то у меня, я отказываю или советую других фотографов. Если это не твой человек и он пришел не за твоими кадрами, легче сразу отказать, чем мучиться, пытаясь угодить.
Одна женщина забронировала съемку, а потом спросила, смогу ли я дорисовать передний зуб на всех фотках.
У меня четко написано, что я не фотошоплю и внешний вид — это личная ответственность клиента. Я ответила, что это не входит в мои услуги. Девушка отказалась от съемки, потому что «хотела быть красивой на фотографиях». Недорогой имплант зуба стоит примерно в три раза дороже, чем моя самая дешевая съемка, и мне искренне кажется, что он важнее фотосессии. В случае с передними зубами все-таки лучше быть, а не казаться.
Уже не так часто, но периодически приходят запросы снять процесс пенетрации. Еще пару раз мужчины писали с предложением а-ля «давай с тобой кофе попьем, и ты меня пофоткаешь». Я им говорю цену, и они начинают причитать, что фотки столько стоить не могут и что они просто хотели со мной пообщаться и не думали, что я такая меркантильная.
Подготовка. На этом этапе клиенту хорошо бы определиться с тем, что он хочет получить от съемки, обсудить со мной образы и подготовить их. Проблема в том, что многим лень думать заранее, а я и не настаиваю. Фотосессия — это развлечение и приятное времяпрепровождение. Если человек хочет просто приехать и пофоткаться в красивом месте, не обсуждая со мной цвет футболки и не репетируя позы перед зеркалом, то так тому и быть — я все покажу и подскажу во время съемки. При этом всегда рекомендую подготовить несколько образов, чтобы можно было сменить наряд в случае чего.
Фотографу тоже нужно подготовиться к съемке. Советую носить пластыри и влажные салфетки для своих моделей, всегда иметь при себе дождевик и пакет, чтобы защитить камеру от влаги. В Питере ужасные условия работы, особенно зимой. Никогда не понятно, как одеваться.
Если предстоит фотосессия в незнакомом месте, важно съездить туда заранее и посмотреть, какой там свет. Некоторые места могут быть совершенно непригодными для съемки в определенное время дня. Также будет возможность сориентироваться в пространстве, найти интересные углы обзора, подумать над точками съемки и композицией. Если таким образом хорошо подготовиться первых раз 30—40, можно набраться опыта и дальше этот этап пропускать.
Съемка. Самый быстрый и простой этап — и мой самый любимый. Тут уже все происходит естественно, не нужно особо думать и анализировать, как во время переписки, или напрягаться, как во время обработки.
Каждая съемка уникальна и рассказывает индивидуальную историю. Важна способность фотографа видеть выгодные ракурсы модели, ее естественные позы и, главное, умение просто и тактично донести эту информацию до человека. От клиентов я слышала немало историй о травмирующих фотосессиях, да и сама заказывала съемки много раз, поэтому составила список «вредных советов».
«Вредные советы» для фотографа
🤦🏻♀️ Не общайтесь, разговоры — пустая трата времени на любом этапе. Не знаете, о чем говорить, — вам и не нужно. Молчание — золото.
🤦🏻♀️ Не показывайте позы, клиент сам до всего додумается, он человек разумный все-таки. А если настаивает на советах, отвечайте смело: «Просто посмейся». Или: «Вон там встань, поделай что-нибудь».
🤦🏻♀️ Чем дольше длится съемка, тем лучше. Два-три часа — самое то! Как говорится, лучше больше фоток, чем меньше. Искусство — это про жертвы, устают только слабаки.
🤦🏻♀️ Не стесняйтесь в выражениях. Беречь чьи-то чувства — не про фотографию. Увидели на животе складку? Так и скажите: «Пузо висит, надо в штаны заправить». Платье для съемки слишком цветастое выбрали? Говорите прямо: «Платье базарное, я такое не фоткаю, нам нужен минимализм», — нечего выражения подбирать.
Особый вид искусства и своеобразный экстрим в профессии фотографа — это свадебные съемки. Они требуют большей стрессоустойчивости, уверенности и борзости, что ли, потому что там зачастую присутствуют родственники. Если не взять ситуацию в свои руки, съемка быстро превратится в фотосессию всех членов семьи с молодоженами и букетом цветов, а также кадрами а-ля «невеста на ладошке».
Вариантов локаций для свадебных фотосессий меньше, роспись назначают на определенное время, так что приходится работать с таким светом, какой есть, и в таком загсе, какой есть. Свадебные фотосессии идут по два-три часа, и это не те мероприятия, которые можно переснять в случае чего, поэтому на съемки я беру две камеры и несколько флешек.
Весь мой набор техники выглядит так:
- Основной сет — Canon R + Canon RF 35 mm 1.8.
- Запасной сет — Fujifilm XT-30 + Viltrox 33 mm 1.4.
- Флешки SanDisk 64 Гб, 6 штук.
- Внешний HDD на 1 Тб.
- MacBook Pro 16 на 512 Гб.
Все вместе это стоит примерно 600 000 ₽.
Хорошо снимать можно на любом аппарате, у которого есть возможность смены оптики и мануальный режим. Главное, чтобы он хорошо ложился в руку. Чем дороже, тем удобнее, но я знаю фотографов, которые делали отличные снимки и нормально зарабатывали на простеньких фотиках и объективах, купленных на «Авито» за 30 000 ₽ комплектом.
За пять лет работы у меня было семь человек, которые после съемки прямо сказали, что фотки им не нравятся.
Такое чаще случалось на начальном этапе, а последний раз произошло весной 2022 года. Поначалу проблема была в том, что клиент платил 2500 ₽, а хотел фотки как со съемки с профессионалом за 10 000 ₽. Естественно, такого качества он не получал и винил в этом меня. Последняя ситуация была другой. Я понимала, что сделала свою работу хорошо, фотографии получились достойными: могу добавить их в портфолио и они гармонично впишутся. Ничьих ожиданий я не обманывала, человек просто не понравился себе таким, каким его увидела я. Это совершенно нормально: много кто сейчас пользуется фотошопом и масками в соцсетях перманентно и уже не может воспринимать себя с естественными пропорциями лица. Я часто не узнаю клиентов, когда после переписки мы встречаемся вживую, многие люди в «Инстаграме» выглядят совсем не так, как в жизни.
Я люблю ловить естественные моменты, чтобы получались красивые и искренние фотографии. У меня даже в «Инстаграме» так написано: «Снимаю людей, которые не умеют позировать». В моей семье есть старый чемоданчик с пленочными фотографиями, которые я до сих пор периодически перебираю и просматриваю. Я хочу, чтобы мои работы тоже стали историей чьей-то семьи и остались на память. Их будут пересматривать, на них будут не отфотошопленные лица и статичные позы, а живые улыбки и движения. Это мысль, которая меня вдохновляет и помогает развиваться в профессии.
Отбор кадров и обработка. На отбор кадров с часовой съемки у меня уходит 20 минут максимум. Обработка занимает больше времени: сюда входят кадрирование, выравнивание, подгонка цвета и ретушь — процесс творческий и очень растянутый во времени. Чем меньше опыта, тем больше времени уходит на обработку. Когда я начинала, приходилось возиться по несколько десятков часов, а сейчас справляюсь за пять-шесть, рука уже набита. Большую часть работы я оптимизировала с помощью создания пресетов и плагинов для «Фотошопа». За время работы очень изменилось мое видение кадра, я перешла от контрастных, четких фото, на которых приходилось обрабатывать каждую пору на носу, к чему-то более мягкому и естественному.
Самые удобные программы для обработки — это Αdobe Photoshop и Lightroom. Я их использую по подписке за 10 € (796 ₽) в месяц. Также пробовала Capture One за 219 € (17 434 ₽) в год. Это совершенно потрясающее приложение для работы с цветом, но очень дорогое и при этом полностью не заменяет «Фотошоп».
Место работы
Самая популярная локация для фотосессий в Питере — это Исаакиевский собор. Были дни, когда у меня там проходило по три съемки подряд. Лето превращалось в день сурка: едешь туда ранним утром, а возвращаешься после фотосессии на закате — и так несколько дней подряд. Часто снимала в Лопухинском саду, на Витебском вокзале и Пяти углах.
Мне очень нравилось снимать в метро и переходах, очень любила ездить за город, на пляж. Мой фаворит — Комарово. Но из-за отсутствия времени на дорогу часто Комарово заменялось на Петропавловский пляж или Парк 300-летия Санкт-Петербурга.
Обрабатывать фото люблю дома. Мне нравится сидеть за большим столом, чтобы рабочее место было приятным и светлым. Хороший свет очень важен, иначе не видны цвета при обработке.
Рабочий день
Обычно я встаю в семь утра, гуляю с собакой, пью кофе. Если есть утренняя съемка, то проверяю все камеры, зарядки, объективы и выдвигаюсь на локацию. Если фотосессия вечером, то утро и день провожу за обработкой. После съемки копирую все фото на внешний диск, делаю отбор, а дальше отдыхаю. Стараюсь не обрабатывать фотографии в день съемки, а делать это на следующий, со свежим взглядом.
Случай
До сих пор помню самую страшную фотосессию — свой первый опыт съемки на крыше. Это была свадьба. Гиды, которые провожали меня с молодоженами на крышу, не договорились об этом с жильцами дома и вообще уже порядком их достали. Жильцам надоело, что их подъезд превратился в проходной двор. Поверхность у выхода на крышу они измазали вазелином, а напротив выпилили кусок бортика безопасности.
Это было испытание «сдохни или умри».
Прогулки по крышам — и без этого опыт не из приятных. Там в принципе не может быть комфортно людям в свадебных нарядах и с кучей техники за спиной. Но на этой крыше было особенно страшно, одно неверное движение — и ты скользишь вниз навстречу асфальту. Гидов, которые нас туда доставили, это почему-то не смутило, а моя пара за услуги уже заплатила, так что другого варианта у нас не было. В итоге мы смогли снять красивую историю, но как же страшно это было, просто невероятно!
Доходы и расходы
Работая фотографом в России, можно вполне неплохо и стабильно зарабатывать. Фотосессии — это, конечно, не первая необходимость, но людям нужны воспоминания и красивые картинки. Эта профессия еще долго будет востребованной, потому что телефон не может дать того качества, которое дают фотоаппарат и профессиональная оптика, и всегда нужен человек, который умеет грамотно пользоваться техникой. Камеры не так дорого стоят и продаются без специального разрешения, при этом никто почему-то не просит тетю поснимать на свадьбе, чтобы сэкономить на фотографе. Для хороших кадров нужны навыки и опыт, а от глобальных кризисов ни один профессионал не застрахован — поверьте человеку, который прошел коронавирус и события февраля.
В Питере за сезон — это с мая по сентябрь плюс декабрь — у меня было в среднем 30 фотосессий в месяц, не в сезон — от 15 до 20.
Мой прайс в Питере
40-минутная стандартная фотосессия | 9000 ₽ |
Cвадебная съемка в загсе | 12 000 ₽ |
Загс и часовая прогулка | 18 000 ₽ |
Мой прайс в Питере
40-минутная стандартная фотосессия | 9000 ₽ |
Cвадебная съемка в загсе | 12 000 ₽ |
Загс и часовая прогулка | 18 000 ₽ |
Цену я установила исходя из времени за съемку, обычно это не больше 45 минут — переписка, дорога до локации и обработка не учитываются. Конечно, каждая фотосессия индивидуальна, и ты никогда заранее не знаешь, сколько времени уйдет на обработку, но если про это думать, легко запутаться. А должны ли люди с акне платить больше? А если в платье помятом пришли, то сразу на съемке больше денег просить? А если кожа и одежда идеальные, то скидку делать? Много таких вопросов возникает, когда пытаешься рационализировать стоимость своей работы, поэтому проще выставлять счет, ориентируясь на количество часов, проведенных на фотосессии.
Стандартный чек — чуть больше 10 000 ₽. Если усреднить, получается доход 225 000 ₽ за месяц работы почти без выходных.
Со стороны может показаться, что фотограф на фрилансе живет в идеальном мире с удобным графиком без совещаний и дороги до офиса, без привязки к конкретному городу или даже стране. Это утопия. Последние полтора года я жила только работой: ложилась спать с телефоном в руках, просыпалась и ехала на очередную съемку или садилась за компьютер обрабатывать фотографии с предыдущей. У меня не было сил и времени отслеживать финансы. Почти уверена, что, если бы в одно утро на карте оказалось на сотню тысяч меньше, я бы этого и не заметила.
Я думала, что клиенты тут же уйдут, если не выкладывать по посту в день и не отвечать на их сообщения в течение нескольких минут.
Очень боялась, что, если даже чуть-чуть сбавить обороты, я снова окажусь в коммуналке. Поэтому бросать карьеру фотографа даже с жутким выгоранием и паническими атаками было не вариантом.
До того как я стала получать более-менее приличные деньги от фотографии, а это середина 2019 года, нашими единственными расходами были оплата коммуналки и покупка еды. 15 000 ₽ мы отдавали за комнату, на оставшиеся деньги выживали.
Потом выросли доходы, но и расходы стали серьезно больше. Родители купили квартиру в Питере и разрешили нам там жить. Квартира была в печальном состоянии, все чистовые работы мы с мужем делали за свои деньги. На ремонт ушло два года и 600 000 ₽. Сюда нужно еще добавить траты на покупку мебели, предметов декора и бытовой техники.
На жизнь у меня уходило по 70 000 ₽ в месяц. Это с транспортом, массажем раз в неделю и почти ежедневными походами в кафе. Расходов, касающихся профессии, было мало: подписки на программы для обработки — 1000 ₽ в месяц, содержание сайта и облачное хранилище — по 1500 ₽ в год за каждое.
В конце прошлого года мы переехали на Кипр, в Лимасол. Муж потерял работу в России, его одним днем уволили из ИТ-компании во время мобилизации. Первая компания, предложившая ему работу, обязательным условием ставила релокацию на Кипр. Так как мы были сильно на панике, то согласились, ничего особо не изучая.
Лимасол — это ИТ-столица Кипра, и сюда переехало очень-очень много русскоязычных специалистов. Из-за этого выросли цены на жилье, да и вообще на все. Если бы мы не принимали решение с мыслью «уезжай или погибай», не уверена, что мы бы выбрали этот город.
До переезда у нас с мужем был раздельный бюджет. Из-за работы и учебы мы с ним особо не виделись, поэтому делать бюджет совместным было бы странно, у нас практически не было общих трат. В 2021 году муж получил первую работу программистом с окладом 30 000 ₽, через полгода его увеличили вдвое. Когда мы уезжали, его зарплата была около 100 000 ₽. В Питере я зарабатывала в два раза больше него, но за последние четыре месяца все изменилось: основные деньги приносит муж, он работает айтишником в крупной компании и получает 5000 € (398 050 ₽) чистыми. Ставка на студента-программиста сработала, девочки!
Я фотографирую не больше двух раз в неделю. На Кипре цены на фотосессии не сильно выше, чем в Петербурге, в среднем 150—180 € (11 386—13 664 ₽).
После переезда на Кипр расходы сильно выросли — не говоря о том, что за первый месяц мы потратили около 10 000 € (759 087 ₽), чтобы обустроиться. Жизнь тут ощутимо дороже, чем в Петербурге. За аренду квартиры мы отдаем 2200 € (166 999 ₽), за коммуналку — еще 300 € (22 773 ₽). На еду уходит 1000 € (75 909 ₽) на меня одну — и это без ресторанов и походов за кофе. Мужа пять дней в неделю кормит компания.
Финансовая цель
Мой диплом из ИТМО за границей не котируется, а как в фотографе во мне не заинтересована ни одна страна. Моя цель — накопить 50 000 € (3 916 114 ₽) на классную и престижную магистратуру по инженерной специальности, чтобы иметь возможность переехать в любую страну мира и быть востребованным специалистом. Тогда можно будет спокойно работать с 9 до 18 и жить, ни в чем не нуждаясь.
Мне бы хотелось продолжать заниматься фотографией, но я понимаю, что не везде в мире это занятие обеспечит комфортное существование. Не везде есть такой спрос и такая культура индивидуальных фотосессий, как в России.
Будущее
С переездом на Кипр навалилось много забот с поиском жилья, перевозкой собаки и обустройством — было не до фотосессий, горизонт планирования заканчивался началом следующей недели. Я написала в шапке профиля в «Инстаграме», что снимаю теперь в Лимасоле, больше ничего не делала для продвижения. В ближайшее время собираюсь изучить местный рынок фотографии, обновить портфолио и попробовать продвигаться через рилсы, сделать новый сайт.
Пока есть ощущение, что здешний спрос на фотографию не сможет обеспечить мне комфортную жизнь: тут элементарно мало людей. Население Лимасола — 250 тысяч человек, из них 10—15% — это русские айтишники с женами, моя целевая аудитория. Местные предпочитают фотографироваться у своих. В общем, можете представить, насколько тут сложнее зарабатывать на фотографии в сравнении с Петербургом, городом-миллионником с огромным количеством туристов.
Я даю себе полгода, чтобы освоиться на новом месте и попытаться раскрутиться. С учетом сезона дождей и ужасной жары летом у меня должно получиться выйти на 1500—2000 € (117 483—156 644 ₽) в месяц — конечно, это смешная сумма по сравнению со стоимостью жизни здесь. Знаю фотографов, которые снимают очень высокобюджетные проекты, активно работают месяц-два летом, а потом уезжают в Таиланд на остаток года. Это прикольно, конечно, но я такой дзен поймаю не скоро.