Как взыскать с УК ущерб из‑за протечки крыши?
Я живу в Казани на последнем — четвертом — этаже хрущевки 1960 года постройки. Со второй половины февраля, как только температура приблизилась к плюсу, началась протечка с крыши — течет по внутренней стене квартиры. Вследствие протечки были повреждены пластиковые окна, обои и натяжной потолок на кухне — на него упала штукатурка, и он провис.
В первый же день я оставил заявку в УК по телефону. Представители компании заверили меня, что во всем виновата аномально снежная зима и они попросту не успевали убирать снег с крыш.
Я поступил следующим образом: написал индивидуальное обращение в УК о протечке, обошел жильцов дома, у которых тоже капает с потолка, собрал с них подписи — набралось шесть квартир из трех подъездов.
Представитель УК составил акт о причиненном ущербе, я пригласил двух соседей в качестве свидетелей. Мастер УК сказал мне, что я могу за свой счет убрать натяжной потолок, вывести весь мусор, а позднее УК по чекам возместит мне все работы. Также мне сказали вернуться в компанию через месяц и написать заявление, чтобы они отправили своего маляра и он оштукатурил потолок.
На сегодняшний день у меня на руках три бумаги: индивидуальное заявление, коллективное заявление собственников жилья, копия акта о протечке со стороны управляющей компании.
Ответьте, пожалуйста, как мне действовать дальше? Каким образом заставить УК компенсировать мне материальный и моральный ущерб, а также принудить компанию устранить причину протечек в будущем?
Судя по всему, главное вы сделали. Вы составили акт, в котором указана причина протечки с крыши — негерметичность кровельного покрытия над квартирой.
Расскажу, как действовать дальше. Но сначала разберемся, что на этот счет говорит закон.
Кто возмещает ущерб от протечки кровли
В вашем случае ущерб обязана возместить управляющая компания. Год постройки дома, состояние крыши или отсутствие капитального ремонта кровли никакого значения не имеет.
- Вот пример из суда. У жителя Челябинска из-за дыр в кровле затопило квартиру. Суд первой инстанции требования гражданина удовлетворил, но УК обжаловала решение. По ее мнению, кровля дома требовала капитального ремонта, и это было отражено в соответствующих актах. Провести капитальный ремонт УК обязана только по решению общего собрания собственников. Раз такого собрания не было, управляющая компания не должна проводить ремонт крыши и возмещать ущерб из-за ее протечки.
- Суд второй инстанции согласился с мнением УК и отказал гражданину в возмещении ущерба. С этим не согласился уже владелец затопленной квартиры. Так дело дошло до Верховного суда.
- Верховный суд изучил все доводы и решил, что крыша — часть общего имущества дома. УК обязана содержать это имущество, регулярно его осматривать, готовить к сезонной эксплуатации, в том числе удалять снег и наледь. УК не очистила кровлю, и она потекла — значит, придется возмещать ущерб. А то, что не было капремонта, не повод не чистить и не ремонтировать крышу.
- Владелец квартиры в итоге получил 25 840 ₽. Управляющая компания возместила причиненный ущерб и расходы по его оценке, оплату услуг представителя владельца квартиры в суде. А также компенсировала моральный ущерб и заплатила штраф.
Что вам нужно сделать дальше
На данный момент у вас на руках только акт, в котором указана причина залива. Но в акте не написано, кто за это отвечает и как будут устранять ущерб.
У вас есть договоренность, что вы уберете натяжной потолок и выбросите мусор, а УК по чекам возместит стоимость работ и отштукатурит потолок. Но эти договоренности устные — ничем, кроме слов мастера, их подтвердить нельзя. Может получиться, что руководство УК посчитает расходы, решит, что они слишком большие, и от всего откажется. Мало ли что там мастер обещал.
В моей квартире была похожая ситуация: с крыши потекло из-за поврежденной кровли. Сотрудники УК составили акт о протечке, а делать ремонт кровли отказались. Мол, я же сам купил квартиру с дырявой крышей — сам и виноват. Если хочу, то могу найти застройщика и показать ему акт о протечке. Может, он что-то сделает, поскольку дом на гарантии.
Но в результате все разрешилось в мою пользу и управляющая компания отремонтировала крышу. О том, как я заставил их работать, рассказал в статье «Кто такой старший по дому».
Я советую закрепить устные обещания письменно. Составьте обращение в вашу управляющую компанию и опишите ситуацию: протекла крыша, в результате причинен материальный ущерб. Укажите, что у вас на руках есть акт, в котором указана причина протечки — негерметичность кровли. В связи с этим вы просите определить порядок возмещения ущерба и установить дату ремонта кровли сотрудниками УК.
Обращение можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, но я рекомендую воспользоваться бесплатным сервисом ГИС ЖКХ. Управляющая компания обязана в течение месяца дать развернутый ответ, например такой: «Мы готовы оплатить вам работы по ремонту согласно представленным вами чекам, а кровлю починим до 1 мая 2022 года». Если вас не устроят сроки или порядок оплаты, жалуйтесь в Минстрой через тот же сервис.
Если УК не ответила вам в течение месяца, жалуйтесь в прокуратуру. Полномочия у прокуроров очень широкие — они могут прийти в любую организацию и потребовать объяснить, почему не устранили нарушения. Требования прокурора подлежат обязательному исполнению. Направить жалобу в прокуратуру удобнее всего на сайте госуслуг либо через сайт генеральной прокуратуры.
Мой личный опыт показывает, что достаточно жалобы в Минстрой. Управляющая компания не рискнет дожидаться проверки прокурора и либо сразу устранит недостатки, либо назовет конкретные сроки ремонта. Думаю, и кровлю вам быстро починят, и следить за ней станут внимательнее.
Как заставить УК возместить ущерб из-за протечки крыши
Вот что стоит сделать, если в доме протекла крыша и вашу квартиру затопило:
- Вызовите представителей управляющей компании и составьте акт о протечке.
- Договоритесь о сроках ремонта и письменно зафиксируйте договоренности.
- Если договориться не получается, отправьте обращение в УК заказным письмом или через сервис ГИС ЖКХ.
- Если ответ не устроит, обратитесь в Минстрой через сервис ГИС ЖКХ.
- Если УК не ответила в течение месяца, напишите жалобу в прокуратуру.