«Я хотела большего, чем зарплата в 30 тысяч рублей»: как сделать бизнес на росписи стен
Возможно, вы уже занимаетесь делом вашей жизни, но даже не подозреваете об этом.
В 2019 году я открыла студию росписи стен, которая стала довольно успешной. Как у любого творческого человека, мой путь был полон терзаний и сомнений: предстояло понять, как и где найти тот самый баланс между заработком и творчеством.
С чего все начиналось
Когда мне было 14 лет, мы с семьей переехали в Санкт-Петербург. Я как раз окончила девятый класс, и нужно было определиться, где учиться дальше. Петербург показался мне очень творческим и вдохновляющим городом, и на этой волне я решила поступить на художника. Просто захотелось — и все.
Мне всегда нравилось рисовать, но у меня не было мысли, что каждый может заниматься творчеством. До переезда я планировала посвятить свою жизнь — или какую-то ее часть — ветеринарии. Запасных вариантов у меня не было, хоть я и подозревала, что могут возникнуть сложности. Мой план был таким: учиться и трудиться столько, сколько потребуется.
Я поступала в художественное училище имени Рериха. Вступительные экзамены, конечно же, провалила, потому что никакого художественного образования у меня не было. Всего было две попытки поступить. В первый раз меня даже не допустили до экзаменов, во второй я сдавала рисунок, живопись и композицию, но не прошла по баллам, хотя добросовестно посещала подготовительные курсы.
Когда я в печальном состоянии покидала училище, на выходе поджидала женщина — представительница художественного лицея. В их учебное заведение спокойно принимали тех, кто не прошел в училище Рериха. Другие абитуриенты сдавали стандартный набор: рисунок, композицию, живопись. После провала на вступительных я решила пойти в лицей на специальность художника-альфрейщика — этот тот, кто занимается созданием и реставрацией настенной живописи, а также подготовкой поверхности для изображения.
Я решила параллельно заниматься в художественной школе, чтобы в перспективе поступить в хороший вуз: мне очень хотелось научиться академическому рисунку, но знаний, которые давали в лицее, было мало. В итоге я стала учиться еще и в детской художественной школе. На тот момент мне было уже 16 лет, и меня записали в старшую группу. Оба учреждения были государственными, поэтому за обучение я не платила.
Первый заказ
К 17 годам во мне проснулся интерес к стрит-арту и граффити, и я начала выкладывать свои работы во «Вконтакте». Тогда-то и пришел мой первый заказ на роспись стен. Это был 2009 год, продвижение услуг через интернет было еще не слишком развито, особенно среди подростков. Я выкладывала свои работы без какого-либо подтекста — о создании специальной группы с моим творчеством не шло и речи.
Мне кажется, в те времена люди добавлялись в друзья без разбора.
У меня в друзьях оказался незнакомый молодой человек, который хотел сделать сюрприз для своей девушки. Он искал художника, чтобы нарисовать сакуру в домашнем интерьере. Пролистывая ленту соцсети, он увидел мои работы, написал мне — и через несколько дней все уже было сделано.
Так как это был мой первый опыт, я не понимала, какие краски нужно использовать и стоит ли брать за это деньги. Заказчик тогда меня очень поддержал и не задавал лишних вопросов, когда я по сто раз перерисовывала контуры дерева. За свой первый заказ я получила 2000 ₽. Сейчас уже не помню, на что их потратила, но, скорее всего, это были обеды в лицее и оплата проездного на месяц.
Мне понравился процесс, но я не думала о том, чтобы зарабатывать на росписи стен. Это была скорей авантюра, чем заработок.
Продолжение учебы и работа дизайнером
После окончания лицея я поступила на графического дизайнера в академию Штиглица. Было прикольно, но не так чтобы очень. Ежегодно несколько тысяч человек отправляются в свободное плавание из художественных вузов Петербурга. В результате многие ребята становятся профессионалами своего дела, но в академии никто не учит зарабатывать деньги и продвигать себя как специалиста.
Сейчас в моей команде 8 человек, и у всех ребят есть высшее художественное образование, на получение которого они потратили от 4 до 8 лет. Это ландшафтные дизайнеры, дизайнеры интерьера, академические художники, средовики и иллюстраторы. Думаю, учеба в вузе, особенно в художественном, закаляет, потому что приходится трудиться на постоянной основе — увиливать не получится.
Параллельно я начала работать дизайнером. Первым официальным местом работы была компания Love Republic, вакансию нашла на «Хедхантере». На тот момент зарплата составляла 40 000 ₽ в месяц.
Тогда я впервые осознала, что дизайн, которому тебя учат, и дизайн, за который платят, — это совершенно разные вещи.
Этот опыт был полезным, хоть и травмирующим: получился выход из зоны комфорта на все 100%. Я проработала в мире моды около 6 месяцев: было сложно совмещать с учебой, да и чувствовала какое-то выгорание. Приходилось очень много работать, и со временем я стала ощущать себя выжатым станком по производству каталогов и баннеров.
После того как я поработала в нескольких крупных компаниях, поняла, что у меня было слишком романтизированное представление о профессии. Творчество в ней есть, но его мало. Чтобы не было совсем грустно, я начала заниматься иллюстрацией: хотелось получить новый опыт и добавить в жизнь больше творчества. Я сутками напролет рисовала разных девчонок и думала, что нашла свое призвание. Уж очень мне нравилось.
Со временем у меня появилось желание двигаться в направлении фэшн-иллюстратора, но за год я получила только два заказа. Например, нужно было сделать отрисовку моделей для дизайнера одежды. За каждую иллюстрацию, на которую уходило примерно два часа, мне платили 1600 ₽, всего нужно было нарисовать 18 изображений.
Я продолжала получать заказы по росписи стен, но это все еще было скорее хобби. Я никак не продвигала свои услуги, источником новых заказов долгое время служила соцсеть «Вконтакте»: друзья и знакомые делали репосты моих работ, и это помогало. Но в моей голове роспись стен ограничивалась оформлением салонов красоты и кафе, поэтому я и не думала заниматься этим всерьез. В год я закрывала около четырех проектов на сумму 60 000 ₽ только благодаря постам в соцсетях и рекомендациям друзей.
Одной из самых запоминающихся работ в то время была роспись в студии танцев. В срочном темпе нужно было нарисовать пять огромных портретов известных личностей. Помню, как приехала за зарплатой, а клиент меня спросил: «Если тебе нравится рисовать, зачем ты берешь за это деньги?» Сказать, что я была в шоке, — ничего не сказать.
Первый серьезный проект
Постепенно меня начала отпускать иллюстрация и всякие творческие потуги, перестало мотать от одного к другому. Пришло блаженное смирение. С кукухой, правда, шли дебаты, и меня мучили вечные терзания: хотелось быть свободным художником или дизайнером, а постоянных заказов не было.
В декабре 2019 года мой брат готовился к открытию фитнес-клуба. Мы решили, что мои навыки росписи стен отлично пригодятся этому проекту. Тогда я еще работала графическим дизайнером в компании, которая занималась недвижимостью, за 30 000 ₽ в месяц. Я договорилась с начальством на время росписи перейти на удаленку. Они все поняли и отпустили.
Это было интересно и одновременно пугающе. На первой встрече мы разобрали, что и где будет находиться, сделали замеры, и я пошла работать над концепцией. Площадь клуба — 2500 м2, а на работу дали всего лишь месяц. Я бы не смогла закрыть такой проект в одиночку, поэтому начала искать команду. Найти людей, которые без раскачки добьются классного результата, да еще и обладают опытом росписи стен и определенным уровнем навыков, было довольно сложно. Так, в первую неделю работ несколько участников были с осторожностью и нежностью отлучены от проекта. Мы не сошлись, хотя условия были заранее известны.
В итоге над проектом трудились 8 человек. Работать зимой во время стройки в слабо отапливаемом помещении, когда дедлайны горят самым ярким огнем, — так себе. Процесс был плохо выстроен, так как у меня еще не было опыта управления таким большим коллективом. Сейчас мы ведем учет всех инструментов и у нас есть график работ, но тогда это было похоже на один большой нервный тик. Но мы, конечно, все успели. За тот заказ я получила 270 000 ₽.
По окончании проекта я поняла:
- Мне нравится обеспечивать работой своих друзей-художников.
- Роспись стен приносит хорошие деньги — если постараться, можно выйти на постоянный поток заказов.
- В этой сфере есть гарантированная свобода творчества.
В итоге я ушла с официальной работы и решила с головой окунуться в роспись стен.
Своя студия росписи стен
Помню, в свой первый рабочий день в агентстве недвижимости я сидела за компьютером и не понимала, что я вообще тут делаю. Масла в огонь подливали подкасты про селф-мейд-личностей, которые я постоянно слушала. Я хотела чего-то большего, чем зарплата в 30 000 ₽, и чего-то своего.
Я решилась на открытие студии, когда осознала, что действительно люблю это дело и могу его монетизировать. Тем более после завершения первого проекта не было ни одного человека, который бы не спросил, когда уже можно приступать к новой росписи.
После увольнения у меня оставались сбережения, которые я отложила после первого проекта. Сейчас большую часть заработка я стараюсь инвестировать, но тогда мои финансы находились в режиме пассивного исчезновения. Но фриланс, связанный с графическим дизайном, никуда не делся, так что голодать не приходилось.
Первым делом нужно было создать сайт студии и смонтировать видеоролик, демонстрирующий процесс нашей работы. Также я завела страницу нашей команды в «Инстаграме» и оформила ИП, чтобы работать официально и только по договору. В самом начале потратилась только на оплату платформы для сайта и домена, а также на регистрацию ИП — на все ушло около 16 000 ₽.
На тот момент в команде было шесть человек, но не было никакого плана. Когда мы расписывали стены в фитнес-клубе, я снимала процесс и выкладывала много сторис — это помогло получить несколько небольших заказов от кафе. Но первым осознанным шагом к поиску клиентов стала просьба о репосте записи, которую я сделала во «Вконтакте». Мне было сложно понять, как выстроить процесс работы, что за чем должно следовать, как и где искать заказчиков. Тут мне, художнику и дизайнеру, пришлось погрузиться в профессиональную литературу по маркетингу, разработке стратегии и прочему.
Следующий проект пришел через два месяца после первого заказа, и он был куда масштабнее. Кстати, он нашел нас благодаря репосту во «Вконтакте».
За год официальной работы нашей студии я ни разу не делала рекламу. Честно говоря, наш сайт и сейчас не очень популярен. Обычно на встречах с клиентом я просто показываю ПДФ с ключевыми работами. Основной поток заказов приходит по сарафанному радио. Как правило, через дизайнеров интерьера и клиентов, с которыми мы раньше сотрудничали.
Так получилось, что основные заказы — это роспись для петербургских застройщиков: фитнес-клубы, детские сады, навигация и прочее. Мы делаем около трех крупных проектов в год: крупными я считаю росписи в помещениях площадью более 300 м2. Также каждый месяц мы выполняем несколько маленьких росписей — чаще всего это развлекательные центры, кафе и квартиры.
Мой «чистый» доход за пять месяцев составил 1 200 000 ₽.
Во время пандемии некоторые проекты впали в кому, а другие и вовсе пришлось отменить. Так как большая часть работы — это коммерческая роспись, людям было страшно тратить сбережения на декор стен. Но сейчас дела идут уже куда лучше.
Выводы
- Если вы подумываете о своем деле, начинайте как можно быстрее и не откладывайте на потом, ведь время играет против вас. Пока вы ждете, кто-то другой уже забирает себе проект вашей мечты.
- Работайте официально. Тщательно изучайте договоры перед подписанием и добивайтесь внесения корректировок, если вас что-то не устраивает.
- Делайте каждый новый проект уникальным. Конечно, можно полениться и просто скопировать картинку из интернета, особенно если это пожелание заказчика. Но если вы рисуете что-то массовое и совсем обычное, к вам не придет крупный заказчик с хорошим проектом.
- Помните, что качественная роспись — это не только хорошая краска и мастерство художника, но также хорошо подготовленные стены и выполнение заданных заказчиком сроков.