Моя подруга Настя подрабатывала преподавателем живописи в арт-студии.

Когда собственник решил закрыться, Настя выкупила студию за личные сбережения и назвала ее «Лампа». Для Тинькофф-журнала я расспросил Настю, сколько стоит содержать студию живописи и сколько на ней зарабатывают.

Настя открыла студию «Лампа» в Воронеже в 2016 году
Настя открыла студию «Лампа» в Воронеже в 2016 году

Формат студии живописи

Студии живописи бывают любительскими и профессиональными.

Любительские студии рассчитаны на творческий отдых. В них не учат академическому рисунку и живописи, но можно интересно провести время: нарисовать незатейливую картину, выпить чаю и пофотографироваться.

Такие студии зарабатывают за счет мастер-классов для людей, которые хотят рисовать, но не умеют. Клиент платит пару тысяч рублей и в течение пары часов рисует что-то простое вместе с преподавателем. Если гостю понравилось, он придет еще на несколько мастер-классов, постепенно ему надоест. Такая студия вынуждена постоянно искать новых клиентов и придумывать новые форматы развлечений, чтобы не скучали старые.

На другом полюсе — мастерские профессиональных художников. Здесь мастера учат начинающих. Мастер-классы здесь длятся месяцами — пока не напишется картина. Занятия строго по абонементу или по знакомству, случайных людей нет. Если и есть платное обучение, то оно стоит десятки тысяч рублей. Эти мастерские дополняют или конкурируют с художественными училищами, на выходе у них художники тяжелой судьбы.

У Насти развлекательная студия. Она зарабатывает на тех, кто художниками быть не хочет, но хочет развернуться творческими сторонами души.

Выкуп студии

В студии работали три человека: Настя, администратор и руководитель. Руководитель решил сосредоточиться на основном бизнесе и закрыть студию. А Настя решила уйти с постоянной работы, чтобы заниматься студией полноценно.

Настя изменила формат студии. Прежний руководитель не набирал учебные группы, и формат мастер-классов был разовым и более развлекательным. Настя решила проводить больше длинных курсов по живописи. Поэтому не всё из того, что уже было в студии, пригодилось. Пришлось покупать много нового.

Можно просто арендовать

Если денег на собственную студию нет, можно арендовать помещение у уже существующей студии. Это не всегда удобно: занятия не должны пересекаться с учебными курсами арендодателей. Если вы не раскрутили себя как художника, собирать публику на разовые мастер-классы будет сложно.

Такой вариант подойдет художникам и организаторам: если всё, что вам нужно, — это помещение, то можно смело арендовать чужую студию.

Регистрация

Если вы не выдаете дипломы, зарегистрировать ИП и открыть студию живописи легко. «Лампа» дипломы не выдает. После мастер-класса гости просто забирают написанные ими картины. Поэтому и лицензия студии Насти не нужна.

Чтобы принимать наличные в студии, нужна онлайновая касса с подключением к ОФД. Чтобы принимать платежи картой, нужен торговый эквайринг — терминал, который принимает карты и выдает слип об операциях.

Помещение

Помещение для студии очень важно: оно должно быть удобным и в приличном месте. На мастер-классы редко приходят случайно, поэтому проходимость и первая линия некритичны. Но будет плохо, если по дороге на мастер-класс студенты будут пересекать свалку или плутать по подвалам полуразрушенного завода.

С точки зрения ежедневной работы в студии, главное — это свет. Почти все картины пишутся при дневном свете, поэтому в студии должны быть большие окна на солнечной стороне. Электрический свет разрушает форму предмета и искажает цвета.

Для живописи маслом используют разбавитель — он растворяет краску и имеет химический запах. Мастер-класс длится 3—5 часов — за это время гости захотят в туалет, в помещении может стать душно, от разбавителя может разболеться голова. Поэтому студия должна быть просторной, хорошо проветриваемой, желательно с кладовкой и своим санузлом.

Обязательно придется оборудовать место, где ученики будут мыть кисти и палитры. Это может быть общий санузел: очередей не бывает.

Насте повезло: студия изначально арендовала подходящее помещение с большими окнами, санузлом и кладовкой и переезжать не пришлось.

Студия Насти хорошо освещена: окна от пола до потолка
Студия Насти хорошо освещена: окна от пола до потолка

«Лампа» расположена в здании дома культуры. В самом здании ДК помещение находится за сценой: нужно пройти через актовый зал, заглянуть за кулисы, проскользнуть мимо рояля.

Минусы очевидны: когда в актовом зале идет концерт, студию тяжелее найти и преподавателю приходится лично встречать клиентов.

Поэтому Настя ищет новое помещение. Аренда чего-то подходящего в центре Воронежа стоит 18—25 тысяч рублей в месяц. После открытия надо иметь сумму для оплаты аренды на несколько месяцев вперед.

Ремонт, мебель и оборудование

Насте не пришлось делать ремонт после выкупа студии. На ремонте она сэкономила 50 000 Р. А вот оборудование и мебель пришлось закупать.

Чтобы писать картины, нужны мольберты. Это подставки, на которые ставят холсты во время работы. Настя купила у бывшего собственника десять самых простых мольбертов по 1000 Р за штуку.

Мольберты с работами учеников после мастер-класса
Мольберты с работами учеников после мастер-класса

В помещении уже был рабочий стол для преподавателя, мягкие пуфики, стулья, вешалка и небольшой столик. За них Настя заплатила бывшему собственнику 10 000 Р. Это меньше, чем если покупать всё заново. Для занятий по прикладному творчеству Настя купила два больших стола за 3000 Р и шесть деревянных табуретов из Икеи по 300 Р за штуку.

Небольшая обеденная зона — обязательный элемент творческих студий. Ученикам должно быть удобно попить чай, поговорить, расслабиться. Жесткие занятия по 10 часов у мольберта — другой жанр. Посуда и чайник обошлись Насте в 1000 Р.

Обеденная зона
Обеденная зона

В основном занятия проходят при дневном свете, поэтому покупать специальные светильники Настя не стала.

Затраты на мебель, оборудование и посуду:

Материалы для живописи

В «Лампу» ученики приходят с пустыми руками: все принадлежности дает студия. Чтобы клиенты остались довольны, Настя должна предоставить им качественные краски и инструменты.

Профессиональные краски, кисти, холсты и инструменты для живописи стоят дорого. Настя старается покупать их оптом, чтобы сэкономить. Обычная закупка стоит для Насти 30 000 Р — этих материалов хватит на 3—4 месяца. Но всё равно каждый месяц приходится покупать что-нибудь по мелочи: краски, карандаши, бумагу.

Все материалы для живописи предоставляет студия
Все материалы для живописи предоставляет студия

Для занятий по классической живописи надо собрать натюрмортный фонд. Это предметы, которые интересно рисовать: вазы, керамика, хозяйская утварь, муляжи овощей и фруктов, ткани, драпировки и так далее.

Часть натюрмортного фонда студии «Лампа»
Часть натюрмортного фонда студии «Лампа»

Для натюрмортного фонда подходят не все предметы: нельзя просто набрать первые попавшиеся с антресолей. Предметы должно быть легко рисовать. Чтобы из них составить композицию, они должны сочетаться друг с другом по цветам и форме. Сначала Настя потратила на натюрмортный фонд 5000 Р.

Натюрмортный фонд надо постоянно пополнять. Чем он богаче, тем больше возможностей для живописи и тем интереснее ученикам. Поэтому Настя постоянно ищет на «Авито» кувшины, вазы, утварь, которые было бы здорово нарисовать. Некоторые ученики и коллеги делятся с Настей находками.

Ткани для драпировки, гипсовые фигуры, искусственные цветы и фрукты стоят дороже. Всё это Настя закупает постепенно, по возможностям. В среднем она тратит на это 1000—2000 Р в месяц.

Каждый месяц Настя тратит еще 5—10 тысяч рублей на материалы, продукты, хозяйственные мелочи, одноразовые фартуки, мелочи для приятной атмосферы, мелкие предметы интерьера. Если в этом месяце лимит исчерпан, покупка переносится на следующий. Исключения — только для самого необходимого для занятий.

Затраты на материалы для живописи:

Реклама

После ухода руководителя у студии осталось два десятка учеников и небольшая группа во Вконтакте. Настя сменила название и добавила новые услуги. Всю раскрутку пришлось делать с нуля.

Дизайн Настя придумала сама. Она заплатила только за небольшое количество рекламной полиграфии: буклеты, листовки, визитки. На всё ушло 2000 Р — это ежемесячная трата.

Подарочные сертификаты в студию живописи
Подарочные сертификаты в студию живописи

Настя не тратит денег на раскрутку студии. Клиенты приходят через соцсети и по рекомендациям и отзывам. Много клиентов приходит после мастер-классов на стороне: в хобби-маркете, чайном клубе, в школах и торговых центрах.

Клиентов Настя ищет с помощью соцсетей. У «Лампы» раскрученная группа во Вконтакте — на нее направлены основные силы. Еще есть аккаунт в Инстаграме, а на остальное не хватает времени.

В основном Настя продвигает студию через Вконтакте
В основном Настя продвигает студию через Вконтакте

Розыгрыши через группы во Вконтакте оказались неэффективными. Они не привели реальных клиентов: многие отписываются, как только узнают, что не выиграли. Из тех, кто не отписался, большинство не доходит до студии.

Настя считает, что группа с живыми подписчиками и качественным регулярным контентом привлекает внимание людей, которые помогают в раскрутке. Это журналисты, администраторы творческих и культурных пабликов, организаторы фестивалей. Поэтому Настя постит во Вконтакте заметки о живописи, уроки рисования, отзывы о мастер-классах.

Весной студию пригласили на местное телевидение. Настя записала два мастер-класса, одна из преподавателей снялась в утренней программе. Это дало новый опыт и привело в студию новых людей.

Мастер-класс на телевидении
Мастер-класс на телевидении

Преподаватели

Помимо Насти в студии работают еще двое преподавателей. Они не состоят в штате, а арендуют студию под собственные занятия. Настя получает от них процент за аренду и помогает привлечь клиентов.

Сама Настя ведет мастер-классы по живописи маслом, занимается рисованием с детьми, выполняет работу администратора, помогает как ассистент на мастер-классах коллег.

Клиенты и заработок

Большинство клиентов — женщины от 25 до 45 лет и дети. Значительная часть женщин — преподаватели. Мужчины приходят гораздо реже.

Есть отдельные группы для детей и множество мастер-классов в разных техниках: рисование на воде, восточная живопись, правополушарное рисование и другие. Они не делают основной выручки, но помогают заинтересовать новых клиентов.

Работы участников детского мастер-класса
Работы участников детского мастер-класса

Часто гости студии возвращаются и становятся постоянными клиентами. Многие после мастер-класса записываются на какой-нибудь курс.

Самый популярный мастер-класс и основной источник выручки — живопись маслом. Он стоит от 900 до 2000 Р в зависимости от размеров холста. Мастер-класс по пастели стоит 450 Р, по восточной живописи — 650 Р, по правополушарному рисованию — 1500 Р.

Курс по акварельной живописи из 12 занятий стоит 5760 Р с материалами студии и 5000 Р с материалами ученика. Урок рисования для детей стоит 300 Р.

В месяц у «Лампы» 60—80 учеников. На больших выездных мастер-классах, а также в праздничные дни и каникулы количество учеников вырастает в 2—3 раза: на один мастер-класс приходит 15—20 человек.

Мастер-классы открывают людям живопись, зажигают интерес к классическому искусству. Например, первый раз я рисовал маслом на занятии у Насти. После мы с женой купили холст, кисти и палитру. Теперь в свободное время мы рисуем.

Траты на старте

Минимальная сумма для открытия студии живописи — 150 000 Р без ремонта. Этой суммы хватит для работы студии в течение трех месяцев. Если всё делать правильно, за это время студия должна выйти в плюс.

Когда студия только открывалась, онлайновая касса не требовалась. Сейчас по закону она нужна. Поэтому к затратам Насти надо добавить 30 000 Р — стоимость кассы.

Сколько Настя потратила на студию живописи

Открытие и первые три месяца — 151 000 Р

Аренда за 3 месяца 54 000 Р
Мебель 15 000 Р
Мольберты 10 000 Р
Посуда 1000 Р
Материалы для живописи 30 000 Р
Натюрмортный фонд 5000 Р
Ежемесячные траты за 3 месяца 30 000 Р
Реклама за 3 месяца 6000 Р
Аренда за 3 месяца
54 000 Р
Мебель
15 000 Р
Мольберты
10 000 Р
Посуда
1 000 Р
Материалы для живописи
30 000 Р
Натюрмортный фонд
5000 Р
Ежемесячные траты за 3 месяца
30 000 Р
Реклама за 3 месяца
6000 Р

Ежемесячные траты — 32 000 Р

Аренда 18 000 Р
Натюрмортный фонд 2000 Р
Материалы, хозяйственные мелочи до 10 000 Р
Реклама и полиграфия 2000 Р
Аренда
18 000 Р
Натюрмортный фонд
2000 Р
Материалы, хозяйственные мелочи
до 10 000 Р
Реклама и полиграфия
2000 Р

Прибыль

Каждый месяц студия живописи зарабатывает от 70 000 до 100 000 рублей. Из них 40 000—70 000 рублей остается чистой прибылью.

Месячный доход

Мастер-классы по живописи 30 000—50 000 Р
Прочие мастер-классы 15 000—20 000 Р
Занятия с детьми 10 000—15 000 Р
Курсы живописи 15 000—20 000 Р
Мастер-классы по живописи
30 000—50 000 Р
Прочие мастер-классы
15 000—20 000 Р
Занятия с детьми
10 000—15 000 Р
Курсы живописи
15 000—20 000 Р

Выводы Насти

  1. В студию живописи клиенты не приходят с улицы, поэтому необязательно арендовать помещение в проходном месте. Но расположение должно быть удобным, лучше всего в центре. В помещении должны быть нужный свет, кладовка, санузел.
  2. Можно хорошо сэкономить, если сделать ремонт самому и купить б/у мебель на «Авито».
  3. Материалы для живописи выгоднее всего покупать оптовыми партиями. Такой закупки хватит месяца на три.
  4. Лучшая реклама для студии живописи — это сарафанное радио и качественный контент в соцсетях.
  5. Минимальная сумма для открытия студии живописи с учетом трат на три месяца вперед — 150 000 Р.