Могут ли заставить оплатить разбитую посуду в ресторане?

10
Аватар автора

Андрей У.

спросил в Сообществе

Недавно ужинал в ресторане и случайно разбил тарелку. Меня попросили заплатить явно завышенную сумму — несколько тысяч рублей. В ответ на мои возражения показали раздел меню со штрафами за порчу посуды.

Обязан ли я оплачивать случайно разбитую посуду? Если да, должен ли я платить по прейскуранту в меню?

Аватар автора

Алексей Каблучков

юрист

Страница автора

Посетитель, который по своей вине повредил посуду или другое имущество ресторана, должен возместить ущерб. Но размер компенсации — рыночная стоимость испорченного имущества, а не цены в меню.

Кто должен платить за разбитую посуду

Чтобы понять, нужно ли платить за разбитую посуду, надо определить, есть ли в этом вина посетителя.

Риск случайного повреждения имущества несет его собственник, то есть ресторан  . Например, клиент сел на сломанный стул, упал с него и потянул за собой скатерть с посудой. Посетитель не виноват — наоборот, он может требовать компенсацию вреда здоровью.

Но если имущество пострадало по вине посетителя, он обязан возместить нанесенный ущерб  .

Иногда можно разбить посуду случайно и при этом быть виновным. Например, посетителя что-то рассмешило и он разбил бокал. Его вина — в небрежном отношении к посуде. За посуду, разбитую в состоянии алкогольного опьянения, также надо будет заплатить  .

Если посуду разбили несколько посетителей — например, оба упали на стол, — они платят поровну. Но в этом случае ресторан может взыскать всю сумму ущерба с любого, а делить расходы клиенты будут между собой  . В большинстве ресторанов есть камеры — по записям легко установить, кто что сломал.

К примеру, в Омском ресторане подрались пять девушек и мужчина, который изначально хотел их разнять. Девушки кидали стаканами в мужчину, он бросил стакан в ответ и попал в телевизор. Сотрудники ресторана вызвали полицию и записали имена клиентов. Затем ресторан обратился в суд и показал запись с камеры видеонаблюдения и справку из бухгалтерии о стоимости вещей. Суд взыскал в пользу ресторана с девушек компенсацию за посуду, а с мужчины — за разбитый телевизор  .

Если посуду разбил ребенок, ущерб возмещают родители: за детей до 14 лет — всегда, а с 14 до 18 — если у подростка нет своего дохода. Но если ребенок в возрасте 14 лет посещал ресторан в составе группы школьников или детского лагеря, за причиненный вред должна отвечать соответствующая организация  .

Может ли компенсация за порчу посуды быть прописана в меню

Некоторые рестораны включают в меню раздел со «штрафами» за повреждение посуды и мебели. Но по закону в меню указывают стоимость блюд и услуг  . Битье посуды ни к еде, ни к услугам не относится.

Оплачивать испорченную посуду следует в соответствии с ее рыночной стоимостью, а не произвольной ценой, которую ресторан указал в меню. Например, если в меню значится, что за порчу граненого стакана нужно заплатить 5000 ₽, посетитель может потребовать документы, подтверждающие стоимость и дату приобретения посуды. Если возникнут сомнения, посетитель вправе отказаться платить и предложить разрешить спор в суде.

Некоторые рестораны полагают, что, если заранее ознакомить клиента со штрафами за битую посуду, с ним заключается устный договор и он будет обязан заплатить. Но такой подход нарушает запрет включать в договор условия, ущемляющие права потребителя. К тому же потребитель может отказаться от любых дополнительных услуг. Поэтому если ресторан заявит, что компенсация за битую посуду — это плата за дополнительную услугу, посетитель может просто отказаться от получения такой услуги  .

Что делать, если вы не хотите платить за разбитую посуду

Если вы не уверены в своей вине или заявленной стоимости посуды, можно не платить за ее порчу в ресторане. Для начала попросите показать запись с камеры видеонаблюдения, если она есть. Также попросите обосновать размер компенсации.

Если сомнения остались, скажите, что вам нужно время, чтобы оценить ситуацию и посоветоваться с юристом. Можете оставить ресторану данные для связи и договориться о времени, необходимом для принятия решения. Если плату за разбитую посуду включили в счет, попросите ее убрать.

Брать паспорт клиента в залог до выплаты компенсации незаконно, даже если человек действительно виноват. За это предусмотрен символический штраф — 100 ₽  , поэтому некоторые заведения идут на такое нарушение. Если вам предложат оставить паспорт, скажите, что это нарушает ваши права и вы пожалуетесь в Роспотребнадзор или прокуратуру.

Имейте в виду, что, если ресторан обратится в суд и выиграет его, дополнительно придется оплатить его судебные расходы, в том числе госпошлину и гонорар адвоката.

Если вы согласны заплатить, попросите указать в чеке компенсацию стоимости посуды или пробить отдельный чек. Сохраните чек — это будет страховкой от попытки ресторана взыскать с вас больше, чем он просил изначально.

Что в итоге

За разбитую посуду платит виновный в порче имущества. Платить не нужно, если посуда разбилась по вине ресторана — например, если посетитель сел на сломанный стул или поскользнулся на мокром полу.

В противном случае придется заплатить, но не больше рыночной цены посуды, подтвержденной документами о ее приобретении.

Не обязательно платить на месте: вы можете сделать это позже или обжаловать действия ресторана в суде.

Алексей КаблучковСлучалось разбить посуду в ресторане? Расскажите, как разрешилась ситуация:
  • Коза-дерезавообще-то автор вопроса ресторану счастье принес. А ресторан не оценил. Так и передайте им - закроются по пункту карма.5
  • КартопляникЧто за ресторан такой? Как-то разбила в Старбакс кружку, полную капучино, так с меня не только денег не взяли, но ещё и новое капучино сделали.9
  • МайкКартопляник, да ладно старбакс, там цены космос, можно сказать в цену уже заложена разбитая посуда, у меня такое в мак кафе было, взял поднос, а сзади человек в плотную подошел, я об него поднос задел, и все содержимое уронил на пол, там было пара десертов и большой бокал с кофе, который разбился, я пошел в туалет отмывать кофе с кроссовок, уже мысленно приготовился платить за бокал и новый заказ, но когда вернулся во первых все было уже убрано, а во вторых на прилавке ждал поднос с моим заказом, я был приятно удивлен.14
  • ЛужайкаС другой стороны, когда мой друг работал в ресторане, они, как официанты, оплачивали разбитую посуду в конце месяца (в том числе и ту, что разбили клиенты, брали общую сумму побитышей и делили на всех), по мне, так это тоже несправедливо, когда офики платят. Не знаю, везде ли так.4
  • МайкAnton, ну в магазине ж мы не платим если что то с полок роняем и оно портится? я так в пятерочке однажды пачку кофе в зернах случайно задел когда соседнюю брал с верней полки, она упала и порвалась, кофе рассыпался по всему полу, рядом как раз продавец проходила, все видела, ничего не сказала, ну я и сам знал что не должен платить за это.4
  • ЛужайкаМайк, Ну говоря о той ситуации в месяц выходило 5к в среднем (не думаю, что ее прям швыряли). Да и может в маках швыряют, в нормальных заведениях ты знаешь сколько стоит тарелка и прекрасно понимаешь, что платить за нее тебе...0
  • AntonМайк, логично, что нужно доказать, что сделано это случайно, иначе все бить можно и говорить "случайно разбил тарелку, когда был пьяный и кинул ее в своего оппонента".1
  • Вилена ВиловаМайк, мы как-то давно с подругой зашли в магазин в обеденный перерыв купить для офиса печеньку и что-то там ещё. Стояли рядом с полкой, рассуждал, даже в руки ничего не успели взять. Бац, и с верхней полки, которая уровнем выше наших голов, летит большая стеклянная банка с растворимым кофе, и так аккуратно между нами, просто нам повезло))). Что тут началось, в этом сонном магазине обнаружилось такое количество сотрудников, они кричали и вместе, и попеременно. Я молчала и ждала, когда они выдохнутся, подруга что-то логически парировала, вобщем на 15й минуте дискуссии они поняли, что платить мы не намерены. Вышла заведующая и волевым решением прекратила споры.2