Год назад я сказала трехлетнему сыну, что мультики сломались и теперь работают только по выходным.

Вместо этого я уговорила его позаниматься рисованием — как раз купила развивающую тетрадь «Кумон. Простые линии». Сначала у сына не получалось, но потом он втянулся, и я стала покупать ему и другие тетради. До сих пор мы каждый вечер учим по ним математику, развиваем речь, рисуем или клеим поделки.

Я из тех взрослых, кому тяжело заниматься с детьми: мне интереснее работать или убираться. Но за год мы все равно прошли 27 развивающих тетрадей от разных авторов.

В этой статье я расскажу, чем они отличаются и как выбрать такие, которые заинтересуют ребенка и не наскучат родителям.

Почему я стала заниматься с сыном

Год назад мой сын ходил в ясельную группу детского сада. Как-то воспитательница пожаловалась, что дети в группе плохо рисуют, и я восприняла это как камень в свой огород.

Я стала казнить себя, что совсем не занимаюсь с сыном, а только читаю ему сказки. В остальное время он играет с младшим братом и часами смотрит мультики. Я не собиралась лишать ребенка игр, но решила ограничить мультики и вместо этого научить его рисовать.

Сначала я посмотрела цены в развивающих кружках Люберец, где мы живем. Ближе всего к дому был детский центр «Сема» — абонементы на восемь занятий в месяц там стоили 4400 Р. Каждое занятие длилось 45 минут.

От этого варианта я решила отказаться: занятия проходили утром по вторникам и четвергам — в это время сын был в садике, а я работала. Еще меня смутило, что в программе были и музыка, и рисование, и развитие речи, и лепка: я подумала, что толком там не будут учить ничему. На это мне было жалко 4400 Р в месяц, или 39 600 Р за учебный год.

Это описание занятий в детском центре, куда я хотела отдать сына. В такие же игры с ним играли и в саду. Например, он рассказывал про игру «Зайцы»: под одну музыку дети прыгают, а под другую — прячутся от лисы в домики-обручи. Я решила, что не стоит тратить на это деньги. Источник: sema-lubertsi.ru
Это описание занятий в детском центре, куда я хотела отдать сына. В такие же игры с ним играли и в саду. Например, он рассказывал про игру «Зайцы»: под одну музыку дети прыгают, а под другую — прячутся от лисы в домики-обручи. Я решила, что не стоит тратить на это деньги. Источник: sema-lubertsi.ru

Вместо этого я решила сама заниматься с сыном, но совершенно не знала, с чего начать, поэтому стала гуглить пособия по рисованию и читать отзывы. В итоге заказала на «Озоне» рабочую тетрадь «Простые линии» для малышей от двух лет — она стоила 435 Р.

В основе этой тетради лежит японская методика кумон. Она построена на многократном повторении и постепенной отработке навыка. Все начинается с инструкции, как держать карандаш. В первых заданиях нужно соединять прямой две точки, потом — делать закругленные и заостренные линии, а в последнем, сороковом, уроке ребенку уже предлагают обвести большой замок со множеством башен.

Эта инструкция помогла мне научить ребенка правильно держать карандаш. Аналогичные были и в других тетрадях «Кумон». Источник: youtube.com
Эта инструкция помогла мне научить ребенка правильно держать карандаш. Аналогичные были и в других тетрадях «Кумон». Источник: youtube.com
Это первое и последнее задания в тетради. Мне даже не верилось, что сын обведет этот замок. Источник: youtube.com
Это первое и последнее задания в тетради. Мне даже не верилось, что сын обведет этот замок. Источник: youtube.com

Я решила, что это здравый подход. Подумала, что мы начнем с этих линий, а там, глядишь, сын научится рисовать и раскрашивать. Еще я прикинула, что каждый день можно выполнять по одному уроку — в каждом было по 2—3 задания. В итоге 40 уроков хватило бы на 40 будних дней, или два месяца занятий, — для пособия за 435 Р это было очень неплохо. И мы стали пробовать.

Как проходили первые занятия

Сыну сразу понравились яркие картинки в тетради. В первом задании нужно было начертить дорогу от маленького краба к большому, и мы решили, что это малыш и мама. Но когда сын взял карандаш, начались сложности: он зажимал его в ладони или клал между большим и указательным пальцами. Я показывала, как брать правильно, но сын делал по-своему. Мне хотелось ругаться, но я понимала, что так отобью у ребенка интерес к занятиям. В итоге я взяла его руку в свою, мы кое-как начертили три линии, и сын ушел играть. Урок занял около 15 минут.

В следующие дни сразу после садика я предлагала сыну позаниматься, и он на удивление не отказывался. Мы по-прежнему занимались по 15—20 минут и за это время успевали пройти по одному уроку — каждый состоял из 2—3 заданий. Больше делать не пробовали: я не хотела дожидаться, когда сыну надоест или он устанет. Первую линию мы всегда чертили вместе, а потом сын пробовал сам.

Прорыв наступил через неделю: ребенок с первого раза правильно взял карандаш и быстро выполнил все три задания в уроке. Линии были бледными и кривыми, но я все равно радовалась. А ребенок вошел во вкус и попросил порисовать еще. Хотя авторы книги не советовали проходить за раз больше одного урока, я не увидела в этом ничего страшного, и мы выполнили сразу два — потратили около 30 минут. Так же было и в следующие дни — за месяц мы закончили тетрадь.

Первое задание, которое сын выполнил без моей помощи. Он прошел его даже дважды
Первое задание, которое сын выполнил без моей помощи. Он прошел его даже дважды

За это время я поняла, что заниматься с ребенком не так уж скучно. Мне понравилось придумывать с ним истории по картинкам. Вот папа-кот идет домой к маме-кошке, которая готовит обед. Кем он работает? Наверное, он моряк. А где их котята? В детском саду на утреннике.

Я заметила в сыне старание, упорство и перфекционизм, которые очень ценю в людях. Если линия не получалась, он часто чертил ее снова, чтобы не выйти за границы дорожки и сделать ее ярче.

Конечно, иногда он уставал, бросал задание на середине, и меня это раздражало. Например, как-то он попросил сделать третий по счету урок, потому что там ему понравилась картинка. Я сказала, что ручке нужно отдохнуть, но он уперся, стал чертить — и ничего не вышло. С тех пор мы заранее договаривались, сколько уроков пройдем: порой и у меня не было настроения выполнять больше одного.

Еще я гордилась, как быстро сын делал успехи. Я понимала, что ему уже три года, а книга рассчитана на детей с двух лет, и, возможно, освоить линии было не таким уж достижением. Но я все равно была в восторге и стала покупать сыну и другие развивающие пособия.

Расскажу, какие еще материалы понадобились для занятий.

Что я купила для занятий

У нас дома были только фломастеры и цветные карандаши, но половина из них растерялась. Так что для занятий я купила комплект новых принадлежностей: два вида цветных карандашей, еще одни фломастеры, детские ножницы, клей и наклейки — поощрять сына за успехи. Чтобы выбрать все правильно, советовалась с воспитателями в детском саду и читала раздел «Для родителей» в тетрадях, по которым мы занимались.

Классические цветные карандаши я взяла трехгранные: прочитала, что они самые удобные для маленького ребенка. Я изучила отзывы и взяла на «Озоне» набор из 18 карандашей «Эрих Краузе»: они хорошо рисуют и редко ломаются. Набор стоил 181 Р.

Эти карандаши у нас есть до сих пор. Источник: ozon.ru
Эти карандаши у нас есть до сих пор. Источник: ozon.ru

Восковые цветные карандаши понадобились, чтобы сын учился раскрашивать. Авторы одной из тетрадей советовали именно их: они мягкие, и ребенку не приходится сильно давить на карандаш, чтобы рисунок получился ярким. А вот фломастеры они не советовали: с ними нажим вообще не нужен, и рука не привыкает к нагрузке.

Восковые карандаши оказались дешевыми: на «Вайлдберриз» набор «Юнландия» из 24 штук стоил всего 115 Р. Сыну нравилось ими рисовать, но мне они доставляли хлопот. Карандаши были толстыми и не влезали в стандартную точилку, поэтому я точила их по старинке — ножом. Еще они постоянно ломались, если сын на них сильно нажимал, — спустя год уцелел только один.

Линия от воскового карандаша ярче, чем от обычного. Но его легко сломать
Линия от воскового карандаша ярче, чем от обычного. Но его легко сломать

Фломастеры я купила, чтобы сын рисовал ими не в тетрадях, а для души. Но со временем мы стали выполнять ими задания по математике. В них тоже нужно много раскрашивать, а сыну это быстро надоедает, но на фломастеры он согласен.

По отзывам я выбрала на «Озоне» набор «Тимка» марки BG из 12 цветов за 182 Р. Фломастеры были толстыми, короткими, и ребенок легко держал их в руке. А главное, они были на водной основе и легко оттирались с обоев, мебели, пола и пижам.

Сейчас, спустя год, в наборе нет только основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего, оранжевого и голубого. Остальные пока рисуют, но недавно я купила еще один аналогичный набор за 117 Р.

На колпачках из первого набора были мини-печати — сын был от них в восторге
На колпачках из первого набора были мини-печати — сын был от них в восторге

Детские ножницы. У нас дома были обычные канцелярские ножницы, но авторы тетради по вырезанию советовали купить детские. Они меньше обычных, и у них закругленные концы, — ребенок ими не поранится. Но при этом они отлично режут.

Я решила не экономить и взяла на «Вайлдберриз» ножницы марки Kangaro с отличными отзывами. Они стоили 274 Р.

Длина ножниц — всего 12 см. Они достаточно маленькие для ребенка, и он легко направляет линию среза
Длина ножниц — всего 12 см. Они достаточно маленькие для ребенка, и он легко направляет линию среза

Клей. Сначала я купила самый дешевый клей-карандаш за 16 Р. Но это был провал: пока сын пристраивал один кусок бумаги к другому, клей высыхал, и ничего не получалось. Ребенок нервничал, бросал или рвал поделку, и меня это раздражало.

В итоге я купила обычный клей ПВА в баночке, и все пошло отлично. За год у нас ушло четыре баночки по 26 Р.

Я навсегда разочаровалась в клее-карандаше и больше никогда его не куплю. А обычный жидкий клей идеален для детских поделок
Я навсегда разочаровалась в клее-карандаше и больше никогда его не куплю. А обычный жидкий клей идеален для детских поделок
Чтобы не пачкать стол клеем, я сначала стелила на него целлофан. Потом обнаружила, что в конце тетрадей «Кумон» по поделкам есть специальные картонные подложки
Чтобы не пачкать стол клеем, я сначала стелила на него целлофан. Потом обнаружила, что в конце тетрадей «Кумон» по поделкам есть специальные картонные подложки

Наклейки я купила, чтобы поощрять сына за старания. Выбрала на «Вайлдберриз» два набора за 136 Р. Сначала мне казалось, что сын не станет заниматься без призов, поэтому и купила эти наклейки. Но потом он стал забывать, что после урока ему положен подарок, и все равно уходил довольным. Так я убедилась, что интересный процесс — это тоже приз.

За год я потратила на канцелярию для занятий 1125 Р

Фломастеры 299 Р
Детские ножницы 274 Р
Классические цветные карандаши 181 Р
Наклейки 136 Р
Клей 120 Р
Восковые цветные карандаши 115 Р
Фломастеры
299 Р
Детские ножницы
274 Р
Классические цветные карандаши
181 Р
Наклейки
136 Р
Клей
120 Р
Восковые цветные карандаши
115 Р

Как занятия вписались в вечерний режим

С первых дней занятий у нас установился особый режим, и мы придерживаемся его до сих пор. Я работаю из дома и забираю сына из садика в 17:30—18:00. В хорошую погоду он около часа катается в парке на велосипеде или играет на детской площадке. А в плохую мы сразу идем домой.

Дома я первым делом предлагаю сыну позаниматься, иногда он просит сам. Это самое продуктивное время: ребенок еще не увлекся играми, только что погулял, сыт и не хочет спать. Если сын не хочет, я не настаиваю, и он идет играть или уговаривает почитать сказку. Но обычно в течение вечера он все равно просит сделать с ним пару заданий.

Сейчас сын подрос, быстро думает, и у него более-менее разработана рука, поэтому он довольно скоро выполняет задания. Каждый будний день мы занимаемся по 20—40 минут. Хотя бывают дни, когда у обоих нет настроения и мы не занимаемся вообще. А когда начинаем новую тетрадь, сын, наоборот, может сидеть с ней целый час: новое всегда интересно.

По выходным мы сначала не занимались, но через пару месяцев сын сам стал просить тетради в субботу и воскресенье. А порой и по два раза: утром делал, например, математику, а вечером что-то вырезал.

Развивающие тетради — не единственное развлечение моего сына. По выходным у нас по-прежнему «работают» мультики: я не считаю, что нужно полностью их запрещать. Через них ребенок тоже познает мир, да и все его друзья из садика смотрят мультики — хочу, чтобы у сына было с ними единое культурное поле.

Еще я много ему читаю, мы играем в ходилки‎ и игры вроде «Найди пару». И конечно, у него целый воз обычных игрушек, в которые он часами играет с младшим братом. Физической активности сыну тоже хватает: у нас дома есть батут, спортивный уголок, футбольные ворота, баскетбольное кольцо и мяч с рожками. Возможно, поэтому тетради ему и не надоедают: они только малая часть многочисленных развлечений.

Дальше расскажу про плюсы и минусы тетрадей, по которым мы занимались.

Как мы занимались по тетрадям «Кумон»

О серии. Методику придумал японский математик Тору Кумон в 1954 году. Я уже упоминала, что она основана на многократном повторении: ребенок из раза в раз делает одно и то же с небольшим усложнением. Например, чертит линии, раскрашивает, вырезает, клеит, проходит лабиринты или считает. В итоге навык доводится до автоматизма.

Тетради издаются в 50 странах, а в России их выпускает издательство «Миф».

Тетрадей «Кумон» очень много — даже эта схема неполная. Источник: mann-ivanov-ferber.ru
Тетрадей «Кумон» очень много — даже эта схема неполная. Источник: mann-ivanov-ferber.ru
Поначалу я так фанатела по тетрадям «Кумон», что скупала их пачками и советовала друзьям в «Инстаграме»
Поначалу я так фанатела по тетрадям «Кумон», что скупала их пачками и советовала друзьям в «Инстаграме»

Нужен ли родитель. Задания в каждой тетради аналогичны друг другу — можно один раз показать, как их делать, а дальше ребенок сможет заниматься сам.

У нас так было со всеми тетрадями, кроме «Простых линий» и «Логики». В первой я помогала брать карандаш, а во второй — наводила сына на мысль и объясняла то, с чем он до этого не сталкивался. Например, в одном задании на картинке были весы с верблюдами на чашах — нужно было ответить, в какую сторону они склонятся. Пришлось соорудить импровизированные весы из линейки и цилиндра, чтобы ребенок понял, как они действуют.

Тетради на лабиринты, вырезание и поделки мы начинали вместе, а потом я отвлекалась на домашние дела, и сын вырезал и клеил самостоятельно. Я только подсказывала, как правильно сгибать детали и хвалила за результаты.

В три года сын не мог понять, как делать это задание. Пришлось объяснять ему на практике
В три года сын не мог понять, как делать это задание. Пришлось объяснять ему на практике
С такими я тоже помогала — проверяла, все ли ошибки художника он нашел
С такими я тоже помогала — проверяла, все ли ошибки художника он нашел
В три года сын не мог понять, как делать это задание. Пришлось объяснять ему на практике
В три года сын не мог понять, как делать это задание. Пришлось объяснять ему на практике
С такими я тоже помогала — проверяла, все ли ошибки художника он нашел
С такими я тоже помогала — проверяла, все ли ошибки художника он нашел
В заданиях на вырезание я объясняла, в какую сторону сгибать детали
В заданиях на вырезание я объясняла, в какую сторону сгибать детали

Что понравилось. Сын по-настоящему полюбил тетради, где нужно было проходить лабиринты, вырезать, делать поделки и аппликации. За вечер он мог выполнить до 10 таких заданий и просил одну тетрадь каждый вечер, пока она не заканчивалась.

Думаю, любовь к лабиринтам — это просто природная склонность моего ребенка, а вот авторы других тетрадей действительно постарались. В большинстве поделок были подвижные элементы: вырезанный спортсмен приседал, мишке на лыжах можно было дуть в спину, и он ехал, а белочку и зайку можно было надеть на пальцы и разыграть целый спектакль.

Даже аппликации были необычными: в одних нужно было приклеить на место дверцы холодильника и микроволновки, а за ними пряталась еда. Другие складывались в целую историю, и в конце мы склеили из них книжку.

Кроме того, абсолютно во всех тетрадях «Кумон» были внятные инструкции для родителей, яркие иллюстрации и плотная бумага.

Методика в целом работала, и многие навыки действительно закреплялись. Например, до того как я купила тетрадь по вырезанию, сын никогда не держал в руках ножниц. А когда мы прошли ее до конца, легко и аккуратно вырезал даже мелкие детали для поделок.

Но это касалось только тетрадей, которые сын полюбил. Раскрашивать сыну было скучно, поэтому даже с помощью тематической тетради он так и не научился не вылезать за границы рисунка, хотя прошел ее почти до конца.

Что не понравилось. Кроме «Учимся раскрашивать» сына совсем не заинтересовали тетради «Логика» и «Учимся считать. 1—30». Там были слишком однообразные задания, и к середине тетради ребенок выполнял их механически и не думал. Я не видела, что сын учится логически мыслить, — ему в голову просто вбивался шаблон, как надо действовать. Я считаю, что такая методика подходит скорее для роботов, чем для детей с живым и пытливым умом.

Еще мне показалось, что тетради «Кумон» блокируют фантазию. Например, в первых уроках «Учимся раскрашивать» нужно было раскрашивать животных по образцу, а в последних — в любые цвета. Но маленький образец там все равно был, и сын не хотел от него отступать.

У тетрадей «Кумон» были и другие мелкие недостатки. Например, каждая из них была рассчитана на слишком большие возрастные диапазоны — это мешало понять, подойдет ли она именно моему ребенку. Иногда я ошибалась: «Простые лабиринты» для детей 2—4 лет мой трехлетка прошел за два дня, потому что половина заданий, на мой взгляд, была не простой, а примитивной. Считаю, что зря потратила 310 Р на эту тетрадь.

Еще кое-где страницы были плотно сшиты и тетрадь закрывалась, если не придерживать ее рукой. Ребенку было неудобно: он и так прилагал много усилий, когда учился раскрашивать или чертить линии.

Во всех тетрадях «Кумон» есть грамоты и похвальные листы, но я считаю, что такие награды очень условны и не отражают истинных достижений. В детстве у меня было много друзей, которые вешали на стену даже грамоты за 29-е место из 30. Но я не собираюсь приучать к этому ребенка, поэтому не говорю сыну, что он заработал эти грамоты, а просто выдаю их ему играть.

Из-за всех этих недостатков в тетрадях «Кумон» я разочаровалась‎. Младшему сыну куплю только те, что учат вырезать и мастерить поделки. В остальном я теперь предпочитаю более веселые и интересные российские серии.

Некоторые сертификаты я подписала, и сын подарил их своему мишке. А другие просто обклеил наклейками
Некоторые сертификаты я подписала, и сын подарил их своему мишке. А другие просто обклеил наклейками

Сколько стоят тетради. Тетради «Кумон» — самые дорогие из всех, по которым мы занимались. Сейчас, в ноябре 2021 года, каждая стоит 400—550 Р. Год назад они были по 400—500 Р, и только раз я поймала акцию на сайте издательства в честь Черной пятницы. По ней одна тетрадь обошлась мне в 310 Р, но пришлось заказывать сразу пять штук, чтобы не платить за доставку в Подмосковье.

За год на 14 тетрадей «Кумон» я потратила 5609 Р

Пособие «Кумон» Где покупала Сколько потратила
«Поделки. Уровень 2» «Вайлдберриз» 561 Р
«Уроки аппликации» «Лабиринт» 542 Р
«Волшебные лабиринты» «Озон» 495 Р
«Простые линии» «Озон» 435 Р
«Волшебные поделки» «Лабиринт» 431 Р
«Простые лабиринты» «Вайлдберриз» 416 Р
«Пазлы-аппликации» «Озон» 406 Р
«Лабиринты. Животные» «Лабиринт» 394 Р
«Логика» «Озон» 379 Р
«Волшебные линии» Сайт издательства «Миф» 310 Р
«Увлекательные лабиринты» Сайт издательства «Миф» 310 Р
«Учимся вырезать» Сайт издательства «Миф» 310 Р
«Учимся раскрашивать. В зоопарке» Сайт издательства «Миф» 310 Р
«Учимся считать. 1—30» Сайт издательства «Миф» 310 Р
«Поделки. Уровень 2»
Где покупала
«Вайлдберриз»‎
Сколько потратила
561 Р
«Уроки аппликации»
Где покупала
«Лабиринт»‎
Сколько потратила
542 Р
«Волшебные лабиринты»
Где покупала
«Озон»
Сколько потратила
495 Р
«Волшебные поделки»
Где покупала
«Лабиринт»
Сколько потратила
431 Р
«Простые лабиринты»
Где покупала
«Вайлдберриз»‎
Сколько потратила
416 Р
«Простые линии»
Где покупала
«Озон»
Сколько потратила
435 Р
«Пазлы-аппликации»
Где покупала
«Озон»‎
Сколько потратила
406 Р
«Лабиринты. Животные»
Где покупала
«Лабиринт»
Сколько потратила
394 Р
«Логика»
Где покупала
«Озон»‎
Сколько потратила
379 Р
«Волшебные линии»
Где покупала
Сайт издательства «Миф»‎
Сколько потратила
310 Р
«Увлекательные лабиринты»
Где покупала
Сайт издательства «Миф»‎
Сколько потратила
310 Р
«Учимся вырезать»
Где покупала
Сайт издательства «Миф»‎
Сколько потратила
310 Р
«Учимся раскрашивать. В зоопарке»
Где покупала
Сайт издательства «Миф»‎
Сколько потратила
310 Р
«Учимся считать. 1—30»
Где покупала
Сайт издательства «Миф»‎
Сколько потратила
310 Р

Как мы занимались по «Игралочкам»

О серии. «Игралочка» — это курс математики для детей от 3 до 6 лет, который состоит из четырех частей. Его разработали российский педагог Людмила Петерсон и методист Елена Кочемасова.

Каждая часть рассчитана на определенный возраст начиная с 3—4 лет. Плюс у «Игралочки» есть продолжения: две тетради «Раз ступенька, два ступенька» для детей 5—7 лет и школьные учебники для первого-четвертого классов — обычно их выбирают школы с углубленным изучением математики. Все это составляет единую концепцию, которой уже около 30 лет.

На обложках «Игралочек» герои сказок, знакомые именно российскому ребенку. Источник: labirint.ru
На обложках «Игралочек» герои сказок, знакомые именно российскому ребенку. Источник: labirint.ru

Методика строится по принципу слоеного пирога. Сначала ребенок осваивает базовые понятия: большой и маленький, далеко и близко, слева и справа, внутри и снаружи, сходство и различие и другие. И узнает геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал.

Затем темы-«слои» как бы пропитывают друг друга. Допустим, берется уже знакомая тема «Треугольник», но к ней добавляется счет до пяти. Так ребенок закрепляет один навык и одновременно осваивает другой. Мне кажется, это лучше, чем десять занятий подряд долбить треугольники, а потом еще десять отдельно учиться считать до пяти.

Еще одна важная особенность методики Петерсон: она рассчитана на включенность взрослого — родителя или педагога.

Одобряет ли Министерство образования методику Людмилы Петерсон?

Слух о том, что методика Петерсон не нравится Министерству образования, уже не имеет под собой оснований. В 2014 году учебники Петерсон для начальной школы действительно не вошли в перечень, однако с 2018 года вопросы к ним отпали. Не затрагивая довольно мутные претензии, касавшиеся недостаточной патриотичности учебника, можно определенно отметить, что экспертов могло смутить его нетрадиционное, перевернутое устройство, расчет на работу опытного и глубоко разбирающегося в системе учителя и понимание необычной системы родителями. Сейчас формулировки в учебнике изменились — нашумевшая некогда проблема, что родители не могут объяснить ребенку, что от него требуется в задаче, вероятно, стала менее актуальна.

Задание для первого класса в издании 2012 года и такое же в издании 2019 года
Задание для первого класса в издании 2012 года и такое же в издании 2019 года

Довольно часто приходится слышать жалобы на то, что детям сложно учиться по этим учебникам, однако непонятно, почему учиться должно быть легко. Учеба как таковая предполагает преодоление трудностей и совершение ошибок. Если вам очень легко, это значит, что вы не учитесь, а уже умеете. В одном из своих интервью Людмила Петерсон довольно много говорит о том, что проблема вообще не в трудностях, возникающих у детей при решении задач, а в том, как с этими трудностями работают взрослые.

Чем младше дети, тем бессмысленнее различать способных и неспособных к математике. Во-первых, потому, что и сама математика еще не вполне математика, а скорее набор средств для формирования определенного отношения к действительности. Во-вторых, потому, что именно этот набор средств во многом определяет будущие математические и вообще академические способности. В начальной школе и раньше любой вопрос об обучении ребенка сводится к тому, что подходит или не подходит его родителям.

Методика Петерсон точно не подойдет родителям, которые уверены, что советское образование было лучшим в мире и учить их детей нужно так, как учили их самих. Еще я не советую ее тревожным и беспокойным родителям: им может быть сложно спокойно реагировать на неудачи ребенка — абсолютно нормальные во время обучения — и переводить их в конструктив.

Из всех тетрадей мое сердце отдано «Игралочкам». Сын тоже любит их больше всего: когда мы закончили первую часть, он несколько дней вообще не хотел заниматься и спрашивал, когда привезут вторую.

Нужен ли родитель. Качественно заниматься по методике Петерсон без родителей не получится. Дело в том, что кроме заданий для ребенка в «Игралочках» есть рекомендации для родителей — они помогают подготовить ребенка к заданию и погрузить его в контекст. Например, перед уроком по теме «Шар» авторы советуют поискать дома предметы в форме шара. А перед заданием, где на рисунке елка, — вспомнить любимые праздники ребенка. Сама бы я до этого не додумалась.

Если не читать рекомендации, обучение получится однобоким: ребенок будет заниматься только математикой. А в тетрадях есть вопросы по окружающему миру и известным сказкам, например: «Давай вспомним, как чередуются времена года?», «Из какой сказки эта девочка и медведь? Что с ними там случилось?»‎

Еще без рекомендаций обучение будет поверхностным. В «Игралочках» почти к каждому заданию идут дополнительные вопросы. Допустим, нужно найти на рисунке дома, которые ниже какого-то конкретного. А в рекомендациях есть вопросы: «На каком месте слева находится шестиэтажный дом? А на каком справа — пятиэтажный?». Так ребенок заодно закрепляет счет и вспоминает, где право, а где лево. Без рекомендаций я бы об этом не спросила.

Сначала мне не понравилось, что рекомендации вынесены отдельно, а не напечатаны прямо в тетради рядом с заданиями. Но потом поняла, что это удобно: можно держать рекомендации в руках, пока ребенок выполняет задания
Сначала мне не понравилось, что рекомендации вынесены отдельно, а не напечатаны прямо в тетради рядом с заданиями. Но потом поняла, что это удобно: можно держать рекомендации в руках, пока ребенок выполняет задания
Без рекомендаций первое задание очень простое и не такое интересное. А с ними он узнает про героев — слоненка и лисенка — отвечает на дополнительные вопросы и вспоминает предыдущие темы
Без рекомендаций первое задание очень простое и не такое интересное. А с ними он узнает про героев — слоненка и лисенка — отвечает на дополнительные вопросы и вспоминает предыдущие темы

Что понравилось. Сыну нравится, что задания в каждом уроке объединяет общая сказочная история. А герои — не абстрактные котята и зайки, а знакомые из сказок: три медведя, семеро козлят, Красная Шапочка, Винни-Пух и много кто еще‎. Ребенок с удовольствием им помогает‎.

Ему интересно, что в уроке разные, а не однотипные задания. Нужно продолжать цветовые ряды, находить лишние предметы, распределять картинки по общему признаку, считать, рисовать и клеить. В итоге к концу урока задания не успевают ему надоесть.

Для меня важно, что большинство заданий в «Игралочках» не навязывают шаблон, а учат мыслить нестандартно. Мои любимые упражнения построены по такому принципу: ребенка просят выделить в группе предметов один лишний, но в задании есть подвох — каждый из предметов можно посчитать лишним по одному из параметров. Суть в том, чтобы ребенок нашел все варианты. Первое время, когда сыну удавалось это делать, он весело хихикал, вставал на стул и кричал «Ура».

Еще я люблю задания, где ребенок должен сопоставлять сразу несколько свойств предметов: цвет, форму и размер. Допустим, когда нужно положить на одну тарелку большие и красные яблоки, а на другую — маленькие и зеленые.

Помню, на тестировании перед первым классом я не смогла сделать похожее задание. А сын бы с ним справился
Помню, на тестировании перед первым классом я не смогла сделать похожее задание. А сын бы с ним справился
Это задание я сама читала раза три, прежде чем мысленно разделила его на части и поняла, что нужно сделать
Это задание я сама читала раза три, прежде чем мысленно разделила его на части и поняла, что нужно сделать
Лично я считала это задание сложным для ребенка четырех лет. Но сын неожиданно с ним справился
Лично я считала это задание сложным для ребенка четырех лет. Но сын неожиданно с ним справился

Конечно, поначалу сыну было сложно заниматься по «Игралочке», и я думала, что она вообще ему не зайдет. Даже мне приходилось напрягать извилины. Но со временем сын научился смотреть на предметы с разных точек зрения, и тетради ему понравились. Часто после одного урока он просил еще, и я не отказывала. Сейчас один урок из второй части, для 4—5 лет, он делает без подсказок за 20 минут.

Что не понравилось. По «Игралочке» нельзя было заниматься сразу, как только я ее купила. Мини-книга с методическими рекомендациями была вшита в середину тетради, а страницы с заданиями нужно было разрезать и выдавать по одному, чтобы у ребенка не было соблазна бросить трудное задание и сделать что-то попроще из следующего урока. Пришлось колоть пальцы и вытаскивать скрепки, отделять листы, резать их, а потом скреплять рекомендации заново.

Но хуже всего было то, что в первой части было два листа с мелкими геометрическими фигурами. Их нужно было вырезать и выдавать ребенку, чтобы он их клеил. Я потратила на это минут сорок и под конец ужасно бесилась. Не понимаю, почему нельзя было сделать обычные наклейки.

Еще я понимаю, что книга подготавливает к углубленному изучению математики. Но темы «Конус», «Призма», «Пирамида» и «Цилиндр», на мой взгляд, лишние для четырехлетнего ребенка: даже в школе объемные фигуры проходят в старших классах. Хотя сыну понравилось — теперь он ищет повсюду в доме цилиндры и пирамиды. Но думаю, без постоянного закрепления скоро забудет эти термины.

Возможно, я недооцениваю детский ум, но мне кажется, без этих тем четырехлетний ребенок может и обойтись
Возможно, я недооцениваю детский ум, но мне кажется, без этих тем четырехлетний ребенок может и обойтись

Сколько стоят тетради. «Игралочки» относительно дешевые: за первую часть для 3—4 лет я отдала на «Озоне» 153 Р. А вторую, для 4—5 лет, купила на «Вайлдберриз» за 193 Р. Во все тетради вшиты методички для родителей.

В каждой «Игралочке» 32 урока — за раз мы проходим по одному, но не каждый день. Поэтому мне трудно сказать, на сколько может хватить такой тетради. Первую часть мы прошли за полтора месяца, а вторую, возможно, растянем на полгода.

Про «Игралочки» много восторженных отзывов, но есть и такие. Я понимаю, о чем пишет эта мама, но сама не против загружать мозг свой и ребенка. Источник: labirint.ru
Про «Игралочки» много восторженных отзывов, но есть и такие. Я понимаю, о чем пишет эта мама, но сама не против загружать мозг свой и ребенка. Источник: labirint.ru

Как мы занимались по «Умным книжкам»

О серии. «Умные книжки» — это серия тетрадей для детей от 1 до 6 лет. Ее придумала педагог Ольга Земцова, и она тоже одобрена ФГОС ДО.

«Умные книжки» не фокусируются на одной области вроде математики или рисования — там есть задания и на развитие речи, и на внимание, мышление, счет и письмо. Еще в серии выходят тетради с тестами, которые позволяют проверить, соответствуют ли знания ребенка возрастным нормам.

Тетради очень красочные, но выбирать нужно внимательно. Например, в «Развивающих тестах» и «Грамотейках» оказались аналогичные задания — можно было купить только одну из этих тетрадей
Тетради очень красочные, но выбирать нужно внимательно. Например, в «Развивающих тестах» и «Грамотейках» оказались аналогичные задания — можно было купить только одну из этих тетрадей

Нужен ли родитель. Такую тетрадь не получится дать ребенку и заниматься своими делами: нужно читать ему задания и помогать их делать. Например, мы с сыном обсуждаем, чем отличаются картинки, или я закрываю рисунки рукой и спрашиваю, что там было изображено.

Что понравилось. Каждый урок состоит из 4 страниц и 5—7 заданий — всего их около 40. Как и в «Игралочках», их объединяет общая тема, но не сказки, а, например, морские обитатели, машины, профессии, погодные явления или игрушки. Сначала сын этого не замечал, а теперь это помогает ему видеть границы занятия и вовремя останавливаться. Однажды он даже сказал: «Я пока не устал, но дорисую последнее задание про море, а другие сделаю завтра».

Задания в «Грамотейке» и «Тестах» еще разнообразнее, чем в тетрадях Петерсон. Часть тоже связаны с математикой и похожи на те, что в «Игралочках»: нужно считать предметы, оценивать, что далеко, а что близко, делить предметы на группы или поровну. Остальные задания помогают отработать графические навыки, развить речь, внимание и мышление ребенка. Например, в них нужно соединять линиями ежиков и яблочки, обводить рисунки по пунктиру и срисовывать картинки. Почти то же самое было в тетради «Простые линии» от «Кумон» — младшему я возьму вместо нее «Грамотейку».

В других заданиях сын придумывает веселые истории по картинке, отгадывает загадки или вспоминает, какие животные живут на севере и юге. Или размышляет, что было сначала, а что потом: яйцо или яичница, яблоко или огрызок.

Мне нравится, что задания на развитие речи и рисование идут друг за другом, а не повторяются: из-за этого занятия не надоедают сыну
Мне нравится, что задания на развитие речи и рисование идут друг за другом, а не повторяются: из-за этого занятия не надоедают сыну
В «Грамотейке», как и в «Игралочке», попадаются знакомые персонажи
В «Грамотейке», как и в «Игралочке», попадаются знакомые персонажи

Однообразные задания только в книжках «Запомни картинку», «Найди отличия» и «Задачки для ума». Но они короткие, по 16 страниц, — мы посвятили каждой по два вечера и забыли. К тому же они в 13 раз дешевле тетрадей «Кумон»: я уже упоминала, что те стоят по 400—550 Р, а весь комплект из этих трех книжек обошелся мне в 116 Р, то есть каждая стоила примерно 38 Р.

Что не понравилось. Мне не хватило подробных рекомендаций для родителей: они сформулированы всего в паре предложений внизу страницы, так что сюжет урока я на ходу придумывала сама.

Еще мне кажется, что некоторые задания не соответствуют возрасту. У нас не было тетрадей для 1—2 и 2—3 лет, но я видела фото страниц в отзывах на «Лабиринте». Ни один из моих сыновей не выполнил бы такие ни в год, ни в два.

А «Грамотейка» для 3—4 лет подошла сыну только в четыре года. Причем задания на сложение и чтение мы пропустили — я только сейчас начинаю учить его арифметике, а за букварь в ближайший год мы вообще не возьмемся. Хотя не исключаю, что есть дети, которые в три года уже складывают, вычитают и пишут буквы.

Думаю, это задание сын выполнит лет в пять-шесть
Думаю, это задание сын выполнит лет в пять-шесть
Так же, как и это. Хотя они есть в «Тестах» для 3—4 лет
Так же, как и это. Хотя они есть в «Тестах» для 3—4 лет

Сколько стоят тетради. «Умные книжки» недорогие, как и «Игралочка»: всего на эти тетради я потратила 415 Р.

«Грамотейку» для 3—4 лет сыну подарили родственники. А я купила еще «Развивающие тесты» за 133 Р, «Грамотейку» для 4—5 лет за 166 Р и комплект из тоненьких книжек «Запомни картинку», «Найди отличия» и «Задачки для ума» — за 116 Р.

Как мы занимались по IQ

О серии. Тетради IQ созданы не для обучения, а для развлечения, и никакой методики я там не вижу. Это просто сборники веселых заданий на логику, раскрашивание и развитие речи. Они аналогичны упражнениям в «Умных книжках», только их меньше и они попроще.

Это тетради IQ. Выглядят несерьезно, но для малыша в самый раз
Это тетради IQ. Выглядят несерьезно, но для малыша в самый раз

Нужен ли родитель. Большинство заданий ребенок может выполнить сам. В тетрадях интуитивно понятно, где нужно просто раскрасить животное, а где — продолжить орнамент. Только иногда я читаю ребенку условие, помогаю придумать рассказ по картинке или ищу вместе с ним отличия.

Если сын просит позаниматься по IQ‎, я выдыхаю: пока он занят, я могу поработать, заняться домашними делами или поиграть с младшим сыном.

Недавно я заболела и не могла встать с кровати. Сын сам сделал эти задания, а я отдохнула. Только пояснила, что нужно сделать в первом
Недавно я заболела и не могла встать с кровати. Сын сам сделал эти задания, а я отдохнула. Только пояснила, что нужно сделать в первом

Что нам понравилось. Как и в «Умных книжках», в IQ чередуются разные задания. Но у каждой тетради есть узкая направленность: например, в «Дружных малышатах» нужно много раскрашивать, а в «Кто похож на меня» чуть больше заданий на логику и развитие речи. В итоге я выдаю их под конкретный запрос: хочет рисовать — даю одну, хочет придумывать истории — другую.

А вот «Буквоножка» и «Котовасия» рассчитаны на детей, которые учат буквы, — дам их сыну, когда мы начнем букварь. Мне кажется, они будут отличными вспомогательными пособиями.

Еще в тетрадях IQ есть герои, которые объединяют все задания. Это не персонажи сказок, но они тоже быстро становятся знакомыми и родными. Например, сын с удовольствием помогает бельчонку Шустрику и зайчику Ушастику в тетради «Дружные малышата».

Недостатков у IQ я не нашла — за свои деньги они достаточно хороши.

Сколько стоят тетради. Это самые дешевые тетради из всех, что мы пробовали. За набор из четырех штук я отдала на «Вайлдберриз» всего 217 Р. Они назывались «Буквоножка», «Котовасия», «Кто похож на меня» и «Дружные малышата» — в каждой было по 48 отдельных мини-заданий.

Чему за год научился мой сын

Сейчас сыну четыре года. Он хорошо вырезает, клеит и правильно держит карандаш. Еще мне кажется, он проявляет способности к математике, потому что легко и быстро справляется с заданиями в «Игралочках». Если бы не тетради, я бы вряд ли их обнаружила, а теперь смогу развивать.

У сына натренировались внимательность и память. Мы делали много заданий, где нужно посмотреть на картинку, а потом ответить на вопросы по ней. Сначала у него не получалось, но теперь он никогда не ошибается. Еще он не умел придумывать истории по картинке, а теперь легко фантазирует.

Конечно, все это не только благодаря моим занятиям. Сын перешел из яслей в младшую группу детского сада, и педагоги там много занимаются с детьми. Но теперь сыну легко, и воспитатель говорит, что он чувствует себя уверенно.

Однако не буду скрывать, что сын по-прежнему не любит рисовать и раскрашивать. Делает это, только если есть задание на логику — раскрасить картинку по цифрам или продолжить цветовой ряд. Но думаю, этого тоже достаточно.

Что я поняла про развивающие тетради

Всегда есть шанс выбросить деньги. Тетради — это очень индивидуально. Моему сыну не зашли тетради «Кумон» на логику и счет, хотя о них много хороших отзывов. А как-то я разрекламировала знакомой «Игралочку», но ее дочь не стала по ней заниматься. В общем, заранее не узнать, что понравится вашему ребенку, — остается только пробовать.

В занятия нужно включаться. Это самое неприятное для родителей, которые хотят отдохнуть после работы. Мне проще: я работаю из дома и хотя бы не трачу время на дорогу из офиса. После работы я иду за сыном в садик, и вечер наш.

Но домашние обязанности никто не отменял. Первое время я посвящала вечера сыну, а потом до часу ночи мыла посуду или полы. Проблему решили робот-пылесос и посудомоечная машина. Когда мы их купили, у меня освободилось около часа в день — как раз, чтобы позаниматься с ребенком.

Занятия — для терпеливых. Я перфекционистка, и мне больно смотреть на кривые и бледные линии, а особенно бросать занятие на середине, когда сын говорит, что устал. Но я справляюсь с собой, хвалю и отвечаю: «Когда захочешь, тогда и доделаешь».

Когда мы только начинали заниматься, мое терпение часто оказывалось на исходе. Тогда я просила мужа сменить меня — сын получал поддержку взрослого в ресурсе, и в итоге ему все удавалось.

Занятия должны нравиться обоим. И не только в целом, но и в рамках одного вечера. Я не занимаюсь с сыном, если он не хочет или у меня самой нет сил. А как-то весной по вечерам стояла настолько восхитительная погода, что мы не занимались недели две, а все время гуляли в парке. Зато потом, когда погода испортилась, сын соскучился по своим тетрадям, и занятия принесли еще больше радости.