«Место — ключевой ресурс»: 6 вопросов о покупке и продаже готового бизнеса
Иногда легче приобрести уже работающий бизнес, чем создавать свой с нуля, но разобраться самостоятельно в нюансах бывает непросто.
Собрали ответы основателя бизнес-брокерской компании Максима Новицкого на несколько вопросов: какое дело открыть на небольшие вложения, выгодно ли покупать табачный магазин и стоит ли начинать с вендинговых аппаратов.
Также вы узнаете о нюансах продажи зарубежного бизнеса, плюсах и минусах приобретения готового салона красоты, а также о том, как стать бизнес-брокером.
Стоит ли делать бизнес на вендинговых аппаратах?
Понимаю, что, возможно, это не совсем готовый бизнес. Я хочу купить и установить вендинговый аппарат. Начать с одного и смотреть, идет у меня бизнес или не идет, проходимое ли место, устраивают ли покупателя цены. Какие в таком случае риски? Стоит ли начинать?
Одним из первых моих бизнес-проектов был вендинговый бизнес. У меня были автоматы по продаже бахил, а также кофейные аппараты. Считаю, что этот бизнес — очень хороший старт.
Самое важное здесь — найти проходное место, в идеале то, где люди чего-то ждут, если мы говорим про кофейный аппарат или автомат с едой. Место — самый ключевой ресурс, за него можно переплачивать. Все остальное просто.
Помню, как сам, еще студентом, закупал товар, объезжал все аппараты и заправлял их. Через два года продал бизнес другу. Это дело имеет хорошую ликвидационную стоимость, потому что все затраты на старте практически равны стоимости аппарата.
Что лучше: открыть салон красоты с нуля или купить действующий?
Читала аналитику, что спрос на услуги салонов красоты устойчивый и растет. Поэтому хочу спросить, что эффективнее: аренда помещения с нуля и самостоятельная его раскрутка или покупка готового бизнеса? Как оценить потенциал салона красоты как готового бизнеса?
Открыть с нуля или купить — частый вопрос, который мне задают люди. Однозначного ответа на него нет, прежде всего нужно понимать, какой актив вы хотите купить.
Есть, например, группа покупателей салонов, которые ищут только хороший ремонт. Им все равно, какой персонал или текущие показатели. И надо сказать, они иногда находят очень хорошие варианты — салоны, которые продают дешевле, чем стоимость их ремонта.
А есть такие покупатели, кому важны и показатели, и персонал, и клиентская база. Нужно решить, что для вас самое важное, и ставить на этом акцент в поиске и проверке бизнеса.
Про оценку: обычно салоны красоты должны окупаться в срок до 15 месяцев, если мы не говорим о каких-то эксклюзивных вариантах.
Выгодно ли покупать табачный магазин?
Часто думаю о покупке табачки, но также вижу, как они открываются и закрываются. Насколько это рентабельно?
То, что бизнес часто открывается и закрывается, не говорит о том, что это хорошо или плохо. Лишь указывает на то, что это популярное дело и в него легко войти. Многие пробуют, но, как и в любом бизнесе, для успеха должны сойтись много внутренних и внешних факторов.
В любой сфере есть рентабельные и нерентабельные точки. Сфера, про которую вы спрашиваете, в нашей стране имеет много потребителей, а это значит, что спрос точно есть. Здесь я бы с осторожностью смотрел на регулирование этой области — не окажутся ли будущие законы смертельны для вашего бизнеса. Например, власти периодически пытаются ограничить или запретить продажу вейпов.
Стоит ли продавать зарубежный бизнес соотечественникам из России? Что делать, если бизнес-брокер не нашел покупателей?
Мы с женой уже давно живем в Чехии и с 2004 года ведем небольшой семейный бизнес: продаем парфюмерию мировых брендов локально чешским покупателям через интернет.
За 20 лет сформировали лояльную клиентскую базу и настроили процессы таким образом, что бизнес обеспечивает нам стабильный, хотя и небольшой доход, работая без активного применения рекламы и маркетинга. Сейчас мы решили продать дело, так как утратили к нему интерес и уже нет желания его расширять.
Имеет ли смысл пытаться продать бизнес соотечественникам в России или из-за текущей ситуации с границами и визами лучше сосредоточиться на местном чешском рынке?
Рынок бизнес-брокеров в Чехии не очень развит. Год назад мы подписали договор с одной компанией, но дело не продвинулось. У меня сложилось впечатление, что они не особо активны, возможно, потому что наш бизнес слишком мал для них — или это особенность местного рынка.
Стоит ли начать самостоятельно искать покупателей через интернет, используя контекстную рекламу или direct mail вместо продления договора с брокером еще на год?
На мой взгляд, нашим соотечественникам такой бизнес не очень интересен, только если они не живут за границей. Управлять им из России — это риски и отсутствие должного контроля, все-таки текущая ситуация сильно повлияла на осторожность российского инвестора.
Я бы сосредоточился на чешском рынке. Основная задача — максимально расширить воронку потенциальных покупателей вашего бизнеса. Процесс продажи компании ничем не отличается от любого другого процесса продаж: чем больше воронка, тем выше вероятность продажи.
Скорее всего, бизнес-брокер, который подписал с вами договор, не имел покупателей изначально. Обычно так делают, чтобы подписать эксклюзивный договор с клиентом. На вашем месте я бы пытался продать бизнес самостоятельно с помощью методов, которые вы описали. Но также попытался бы продлить договор и заключить соглашения с другими бизнес-брокерами, просто эти договоры должны быть не эксклюзивными.
Какой бизнес можно открыть за небольшую сумму и быстро получить прибыль?
Имею небольшую парикмахерскую, сама работаю здесь же мастером маникюра, доход за вычетом аренды, ЖКХ и зарплаты небольшой. Думаю открыть что-то еще с небольшим входом и быстрой окупаемостью. Что посоветуете?
Советовать в этом вопросе — дело неблагодарное, потому что никогда не знаешь всей картины, какие у человека сильные и слабые стороны. Бизнесы бывают разные, и из каждого можно получать прибыль. Всегда нужно обращать внимание на свою экспертность — то, в чем вы разбираетесь. Тогда быстрее поймете особенности производственного процесса. Но я также считаю, что для первых шагов важно как минимум заниматься делом, которое вас не раздражает.
Приведу личный пример. Одним из первых бизнесов, который я открыл, была продажа, доставка и складирование шин. Но через два месяца я понял, что ненавижу складские помещения и эту грязь.
Принял решение выйти из дела, потому что это было психологически тяжело. А когда начинаешь бизнес, важно, чтобы хотелось его развивать.
Конкретный бизнес я не посоветую. Но если у вас уже есть свое дело, в первую очередь попробуйте построить там систему и выйти из роли специалиста, который оказывает услуги. Вы должны стать менеджером, который управляет, — тогда у вас будет время, возможность и опыт, чтобы открыть новый бизнес.
Как стать бизнес-брокером?
Как учиться на бизнес-брокера? С чего начать работу в этой сфере?
Профессия бизнес-брокера очень редкая, и полноценного обучения ей нет. Это хорошо и плохо. С одной стороны, каждый может начать этот бизнес. С другой — чтобы клиент получил качественную услугу, ему нужно найти брокера, который давно в профессии и имеет много успешных кейсов.
Самое правильное начало — найти одного, двух, трех клиентов и начать с ними плотно работать, то есть не гнаться за количеством, а сосредоточиться на качестве: понимать все бизнес-процессы самого дела, выстраивать систему продаж.
Я выпустил несколько книг о продаже и покупке бизнеса — можно начать с них. Есть и более техническая литература, в основном в ней описывают оценку бизнеса — это может понадобиться, если вы сразу начнете продавать крупные предприятия.