Точно нет: 5 причин не покупать готовый бизнес

Мнения читателей

19
Точно нет: 5 причин не покупать готовый бизнес

Готовый бизнес может быть привлекателен для тех, кто не хочет тратить время и силы на создание своего дела с нуля.

Но несмотря на все преимущества, покупка действующего предприятия имеет свои недостатки и риски. Читатели Тинькофф Журнала поделились аргументами, почему не стоит выкупать готовый бизнес и чем такое приобретение может обернуться для нового владельца.

Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции

Лейбл заголовка
Причина № 1

Не все сложности можно предугадать

Купил пару месяцев назад салон красоты в Москве. Оснащение — супер, дизайн помещения — блеск, арендная ставка неплохая. Сотрудники остались, лицензии на программное обеспечение есть, все договоры перезаключил. Финансовую модель построил, расходы запланировал, точку безубыточности выявил. Короче говоря, все налажено и посчитано.

Основная беда пришла оттуда, откуда я ее не ждал: емкость района по населению исчерпана, хотя он довольно дорогой. Конкуренты есть, как и везде, но на всех не хватает нужного потока клиентов. Выручка низкая, зарплату выплачиваю из своего кармана, хотя убыток второго финансового месяца сократил вдвое относительно первого.

С кадрами был отдельный экшен, достойный статьи. Слов цензурных нет. От первоначального состава оставил только двух человек из десяти. Помыкаюсь еще пару месяцев и либо продам салон следующему бедолаге, либо закроюсь и вряд ли когда-нибудь буду открывать свое дело. Слишком много гемора.


Я в середине 2010-х одно время был поклонником идеи что-то купить, активно проводил встречи с собственниками. Итог был удручающим: я провел около 50 встреч за год, из них только два разговора дошли до обсуждения сделок, но тут вылез неадекват продавцов, хотевших нереальные деньги за очень проблемные активы. Все остальное было серо-черной мутью, где мне предлагали поверить собственнику на слово. То есть я просто потерял впустую уйму времени.

При этом ситуация сильно осложняется тем, что даже грамотная процедура оценки бизнеса и сделка по всем правилам не дает стопроцентных гарантий покупателю. Например, после сделки — и не через месяц-два, а через год-другой — могут вдруг вылезти «подснежники»: неучтенные операции, обязательства, векселя и прочее. Скорее всего, если вы грамотно составили договор купли-продажи, все удастся отбить, но на это уйдет много времени, сил и нервных клеток.

Мой опыт показывает, что относительно прозрачным бизнес становится, если имеет оборот от 50 млн рублей в год или выходит на него. Тогда вас просто налоговая с правоохранителями могут пришить, если не обелитесь. Но и ценник таких активов сильно-сильно больше точки общепита в ТЦ или островка по продаже бижутерии.

Лейбл заголовка
Причина № 2

Чаще всего продают убыточные предприятия

В микробизнесе, например, когда есть только одна точка торговли, услуг или общепита, в теории выгоднее купить налаженный прибыльный бизнес, чем открывать с нуля, так как огромное значение имеет расположение, а количество хороших локаций ограничено.

Ключевой момент — подтвержденная чистая прибыль и ее динамика. И вот тут дьявол будет гарантированно скрыт в деталях: увы, абсолютное большинство микробизнесов не продается, а сливается из-за нерабочей модели и хронической убыточности.

По моим ощущениям, шанс купить качественный микробизнес с подтвержденной прибылью и реальной финансово-экономической моделью с перспективой окупаемости 1—2 года примерно такой же, как найти небитую, некрашеную, с гаражным хранением десятилетнюю иномарку в идеальном состоянии с реальным пробегом 50 000 км, на которой аккуратный дедушка «ездил в магазин за кефиром». В общем, как на рынке авто: или шлак, или «такая корова нужна самому».

Поэтому в реальности вариантов будет два. Или выкупать убыточный бизнес в хорошей локации по цене вложений в ремонт и оборудование, а лучше — дешевле, трезво оценивая возможности и перспективы, и выводить его на прибыль. Или все сам.


Я бы не стала покупать готовый бизнес. Истинную внутреннюю ситуацию точно не узнаешь: выход чистыми, какой коллектив и другие нюансы. А эти истории, где «продаю бизнес из-за переезда», чаще всего про «не вывожу его содержать». Мне как-то предлагали купить цветочный салон, но я отказалась по многим причинам: знаю, что там дорогая аренда, мало квадратов и не самая хорошая оценка от покупателей.


Если продают бизнес, в 99% случаев он убыточный. Покупал салон красоты, поначалу был в минусе на 50 000 ₽ в месяц. Спустя полгода вышел на прибыль 70 000 ₽ в месяц. Продал из-за партнера.

Лейбл заголовка
Причина № 3

Состоявшееся и прибыльное дело стоит дорого

Готовый бизнес, если он приносит прибыль, без спешки никто не продает дешево.

Допустим, я знаю, что точка, которую я создаю сам с нуля, с ремонтом и прочими расходами, работой в минус в первые месяцы, никак не может выйти дешевле 3,5—4 млн рублей. Если кто-то продает подобный объект по этой цене или ниже — это способ избавиться от неприбыльного бизнеса. Если нет опыта в этой сфере, лучше вообще отказаться от покупки, а если есть — проанализировать, что же человек сделал не так, раз его бизнес убыточен.

Если проблемы с непониманием основных бизнес-процессов, например слабо развитые соцсети и, как следствие, провалы в рекламе и оптимизации расходов, закупки у самых дорогих поставщиков, изначально завышенная аренда для этой локации, то тут можно как-то выправить ситуацию.

Если дело в том, что район мертвый и клиенты просто не доходят, можно попрощаться с идеей покупки конкретно этой точки. Также должно насторожить, что клиенты расплачиваются за товары и услуги переводом на карты, часто разных людей. Все деньги должны проходить по кассе, чтобы была возможность проверить выручку в ОФД.

Хорошая точка, которая стабильно приносит прибыль, на моей памяти никогда не продавалась дешевле двух-трех стоимостей открытия подобной точки, то есть 7—12 млн рублей. Но оно того стоит, поверьте. Всегда можно прогадать с местом и, встав с подобным бизнесом на соседнем перекрестке или через дорогу от успешного магазина или салона красоты, не добиться и 10% выручки конкурента. На нее влияет неимоверное количество показателей, проанализировать некоторые из них можно только, увы, постфактум. А деньги уже вложены.

Я и открываю свои филиалы с нуля, и рассматриваю покупку уже действующего бизнеса, но подхожу к этому со знанием дела. Если бы я попытался купить готовый бизнес, в котором ничего не понимаю, с наскока, то с вероятностью 90% потерял бы все свои деньги.


Полагаю, что готовый бизнес, такой как кофейня, пункт выдачи, салон красоты, общепит, не имеет смысла приобретать — только если он продается дешевле стоимости оборудования. Это не самый сложный к открытию бизнес, конечно, проще сделать самому как нужно.

Хорошо работающий бизнес, приносящий доход, никто в здравом уме продавать дешево не будет. Да и в принципе продавать, скорее всего, не станет. Вероятно, продавец знает то, что не знаете вы. Байки в каждом объявлении про переезд или про занятость на другом проекте считаю оксюмороном.

В крайнем случае, если бизнес-процесс отлажен, можно — но сложно — найти управляющего. Если это реальный хороший бизнес, то и цена будет соответствующая. Но также следует помнить: что работало раньше, не факт, что будет работать дальше.

Лейбл заголовка
Причина № 4

Старые сотрудники могут мешать развитию

Проходила собеседование на руководителя производства к собственнику, который за год до этого купил готовый бизнес.

Заказы были, оборудование, месторасположение — все налажено и устраивает. Уперлись в человеческий фактор: сотрудник цеха остался по наследству от предыдущего хозяина, очень вольготно себя чувствовал, всячески вставлял палки в колеса при попытке привести еще одного сотрудника, провести ему экскурсию и так далее. Из-за этого стремительно падало качество изготовления: сотрудник не боялся увольнения и делал что хотел. Мог позволить себе нахамить владельцу, разговаривал со всеми сквозь зубы.

На мой прямой вопрос, почему бы этого человека просто не убрать — добровольно или через статью, там было за что, — нечленораздельное мычание. «Мы, вот, туда-сюда». Спрашиваю, есть ли ему замена. Вот чтобы завтра он ушел, вышел новый сотрудник и заказы не простаивали. «Да, есть». Так за чем же дело стало? «Ну, мы, вот…»

По итогу не сошлись на уровне зарплаты, поэтому работать там я не стала. Но для себя за те два часа собеседования сделала вывод, что покупать готовый бизнес, тем более со старой командой, — очень плохая идея.

Лейбл заголовка
Причина № 5

Начать бизнес с нуля может быть проще, чем купить готовое дело

Как говорится, чтобы продать что-то ненужное, надо сначала купить что-то ненужное. Первая мысль, когда вижу продажу бизнеса, — а что мне мешает с нуля сделать то же самое. Арендовать помещение, заключить договоры и так далее. Понятно, что везде своя специфика.

Но я считаю, что покупка готового бизнеса никогда себя не оправдает именно как покупка. Да и кто будет продавать то, что отлаженно работает? Шляпу только будут продавать, ну или за конский ценник. И тут снова возвращаемся к началу: «А что мне мешает с нуля…»



Какие есть плюсы у покупки готового бизнеса?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка

Сообщество