ПРОМО
Это кредитка с лимитом до 700 000 ₽
Изучить карту

«Для автомобилистов Белград не очень дружелюбен»: как я выбирал район

Герой реалити переезжает в Белград: часть 2

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Старый город

Переезд в новую страну или новый город неразрывно связан с выбором локации для будущего места жительства. Этот процесс кардинально отличается от процесса планирования туристической поездки. Ну или должен отличаться, чтобы потом не кусать локти от поспешно принятых решений.

Когда настал момент для анализа жилищных возможностей Белграда, я, разумеется, прибегнул к помощи коллективного разума в виде рассказов блогеров и советов в соответствующих телеграм-каналах. Обычно подобные вопросы вызывают жаркие дискуссии, даже холивары, но не в этот раз. По Белграду явно наблюдался консенсус, что жить лучше всего в Старом городе или как можно ближе к нему. Ибо там расположена главная достопримечательность Белграда — крепость и она же парк Калемегдан, где жители города обожают встречать закаты. Именно в старом городе (внезапно) находится центральная площадь, главный музей, театр, много милых ресторанчиков и кафешечек, а на главной пешеходной улице Белграда (Кнез Михайловой) самые магазинные магазины, и вообще очень атмосферно. Ну элитный центр как он есть. Не жизнь, а праздник. Вроде только со школами там не очень густо.

Понятно, что такая локация и стоить будет соответствующих денег, и не поместятся все желающие жить в центре в центр никогда. И ушлый обыватель, которому необходимо где-то пришвартоваться, решает в уме нетривиальную задачу, достойную алгоритмов ЧатЖПТ: как бы и поближе к центру, и в бюджет вписаться, а еще, чтобы детсад или школа рядом, и парк, и магазины, и поликлиника желательно. В итоге для большинства обычно решает госпожа удача, ограниченная сверху возможностями кошелька.

По факту это нормально — желать большего, но соглашаться на меньшее. Однако, в данном конкретном случае, сама постановка вопросов «Где поселиться в Белграде» или «Какой район лучший для проживания» абсурдна, потому что не содержит важного уточнения «для кого». Даже если бы вы выложили о себе всю подноготную, вряд ли вы смогли бы презентовать себя так, чтобы между вами и коллективом виртуальных советчиков установился раппорт. Соответственно, мнения коллективного разума имеют ценность чуть более, чем ноль. Старый город Белграда однозначно можно рекомендовать только туристам. Чтобы выбрать его местом постоянного проживания, надо очень сильно подумать.

Возможно, вы помните из предыдущей заметки, что первую треть своей жизни я прожил на рабочей окраине Москвы. Другую треть в разных районах, но никогда не жил в пределах Садового кольца. Изначально мне было интересно поселиться в историческом центре такого легендарного города как Белград. С визуальной точки зрения центр города восхитителен.

Ввиду отсутствия средств город давно не ремонтировался. С одной стороны, это печально. Но с другой попадаешь в атмосферу винтажа и какой-то абсолютной природной естественности. Такое впечатление, что каменные дома утратили свое искусственное происхождение, и они творение природы, а не человека, как скалы. Хотя здания не такие уж и старые. Пишут, что Белград разрушали и отстраивали заново чуть ли не 40 раз, и самые старые здания, за исключением крепости, не ранее 19-го века. Когда-нибудь в Белград придут большие европейские деньги и город отремонтируют. Мне будет жаль, если он утратит свой нынешний шарм.

Но несмотря на мои восхищения архитектурным обликом центра города, я понял, что жить там я не хочу. Оказалось, что я закоренелый житель городских окраин! По приезду в Белград мы прожили три недели в хороших, реновированных по последней моде апартаментах практически в самом сердце города, в трех минутах ходьбы от центральной площади с известнейшим по видовым открыткам памятником мужику на коне. И не зашло.

Все то, о чем написано в рекламных проспектах, может быть полезно для туриста, но для постоянного проживания имеет мало практического смысла, лично для нас, разумеется. Взять, к примеру, ту же главную пешеходную улицу Князя Михаила. Сама улица, конечно, городская точка притяжения. Как Арбат в Москве. Или улица Баумана в Казани. Свой Арбат есть, вероятно, в любом городе. Пройтись по ней до Калемегдана, поглазеть на уличных артистов и манкирующую публику занятно, но быстро приедается. Славится улица возможностями для брендового шоппинга. Но зачем нужны магазины шмоток в шаговой доступности на ежедневной основе?

Или колоритная ресторанная улочка Скадарская. Это вынос туристического мозга, мастхэв в любом путеводителе. Но мы не питаемся в ресторанах на ежедневной основе, нам безразлично их обилие в квартале проживания. Я понимаю, что для некоторых посидеть за столиком в кафе — это такой портал в мир неги и блаженства. Мы же едальни воспринимаем сугубо с практической точки зрения. Безусловно, наличие такой инфраструктуры нельзя отнести к минусам, но плюсов в этом для себя также не нашли.

Проблемы с парковкой

Главный же минус старого города для меня заключается в тотальной тесноте. Вот просто ощущение, что тебя загнали в ограниченное пространство, я привык все же к более просторным локациям. Приведу такую аллегорию: представьте, что вы находитесь в вагоне поезда, пусть даже вагоне СВ, но там узкий коридор и вся ваша степень свободы, это пройтись по коридору от купе до туалета. Или даже до вагона-ресторана. А все остальные купе чужие и для вас закрыты. Безусловно, я сгущаю краски. Все центры городов такие. Однако, я к такому не привык. Зато привык к автомобилям, люблю авто с точки зрения дополнительной степени свободы. А иметь автомобиль в центре Белграда — это не свобода, а дополнительная головная боль.

Каждый день квест с поиском места для парковки авто. Коротко ситуацию можно описать так: мест нет совсем. Имеются в виду места за деньги. Бесплатных мест нет абсолютно. Физически парковочные места есть, и их довольно-таки много. Но они все всегда заняты. Единственной стратегией является кружить по району и ждать удачу, когда кто-то будет выезжать прямо перед тобой. Тогда ты, невзирая на ПДД и других участников движения просто встаешь, даже если блокируешь все движение, ждешь пока выберется уезжающий, и заезжаешь на его место. А все тебя ждут, ибо здесь так принято. Близлежащие к старому городу районы не сильно в этом плане отличаются. С парковкой все такая же труба. Для автомобилистов Белград не очень дружелюбен.

Находясь еще в Москве, выбирая потенциальное место для проживания, я пытался запомнить названия районов и их отличительные особенности, которыми меня одаривал коллективный разум. Врачар — почти старый город, но более современный, просто идеальный для ПМЖ среднего класса. Сеняк — это стильно, элитно, заходит для богемы и дипломатов. Дединье — все то же самое, но еще тихо, зелено, виллы, особняки, пентхаусы.

А еще есть Новый Белград, но это совок по архитектуре, выглядит не особо впечатляюще, на другой стороне реки, в центр города ездить через мосты, не близко, а в час пик еще и долго. В основном релоканты первой волны сходились во мнении, что если не хватает средств на Старый город/Сеняк/Дединье/Врачар, то оптимально поселиться в районе Звездара, это по соседству с Врачаром, но значительно экономнее.

Чтобы вы понимали, по факту получается ситуация, как если бы вам описывали меню мишленовского ресторана, вызывая слюноотделение, а потом сказали, что если у вас скромный бюджет, то можете заказать пиццу, пицца у нас тоже очень вкусная. В защиту Звездары скажу, что это неплохой район, с инфраструктурой, большим парком, многим действительно нравится. Но для меня он такой же тесный, как и все центральные районы. И такой же недружелюбный для автомобилистов.

Новый Белград

Вопрос с местом для ПМЖ для меня решился сам собой. Офис моей компании оказался в Новом Белграде. И когда я таки добрался до этого района и увидел воочию, что он представляет, то вопроса, где поселиться, больше не существовало. Новый Белград вообще не похож на Белград классический. С моей точки зрения — это абсолютно два разных города, разделенных рекой Савой.

Лет 60 назад никакого Нового Белграда не существовало. Это были поля, болота, какие-то деревеньки, старый аэропорт. Югославия, копируя градостроительные тенденции СССР, запланировала расширение своей столицы с социалистическим размахом. Болота осушили, где надо подсыпали земли по берегам Савы, расчертили землю под дороги и кварталы, и возвели панельные многоэтажки. Очень много многоэтажек. Но в отличие от московских спальников, где огромный район может состоять из практически не отличающихся друг от друга домов, в Новом Белграде подошли к вопросу более творчески. Район разделили на блоки (кварталы), и каждый блок получил свой собственный архитектурный стиль. И даже очень похожие друг на друга дома в пределах блока не всегда одинаковые. У них может различаться этажность, планировки и прочие элементы. Важно, что это не была тотальная застройка жильем каждого клочка земли, как это происходит сейчас в Москве и других городах РФ. Архитекторы озаботились и междомовым пространством, и ландшафтным дизайном, и проектированием дорог, и коммерческой инфраструктурой.

На мой взгляд, получилось очень неплохо. Здесь есть, чем дышать не только в переносном, но и прямом смысле: в тех районах Белграда, где существует печное отопление, в отопительный сезон качество воздуха далеко от нормального. В Новом Белграде отопление квартир централизованное. Это не всегда выгодно с точки зрения коммунальной платы, но безусловно удобно. И с парковкой ситуация оказалась диаметрально противоположная. Места для парковки не только есть. Парковка, за исключением, некоторых особо популярных зон, еще и бесплатная, что для классического Белграда просто нонсенс.

С транспортной и торгово-сервисной инфраструктурой тут не просто полный порядок, тут этого в изобилии. Я не перестаю удивляться как для такого не особо густонаселенного с московской точки зрения района существует такое большое количество коммерческих площадей. Разумеется, по московским меркам они пустуют. Но как они вообще успешны при такой проходимости?

Для подрастающего поколения район также распахивает свои объятия. В каждом блоке есть какая-нибудь школа или детский сад. Есть и музыкалка, и бассейн, и всякие секции каратэ. Повсюду баскетбольные площадки — сербы очень высокие и естественно, что играть в баскетбол им сам бог велел. На детские площадки для дошкольников особого внимания не обращал: разумеется, присутствуют всякие качели-карусели, но насколько они функциональны не проверял, не моя тема.

Конечно, подавляющая часть этой инфраструктуры не нова и выглядит сильно изношенной. Но сербы потихоньку ее подшаманивают, что-то строят заново и по самым современным стандартам, и я уверен, что со временем у них тут опять будет город-сад, как в эпоху социалистической Югославии.

Также отмечу, что район Нового Белграда естественным образом занял пространство между двух легендарных рек Европы: Савы и Дуная. Для любителей променадов по набережным это бинго.

Мы влюбились в Новый Белград с первого посещения. Было решено искать жилье только здесь. И мы его разумеется нашли. Но об этом расскажу уже в следующей части.

Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
John Dory
Автор поста

Борис, есть люди, которые смотрят температуру воздуха в интернете, а есть, те, кто на градуснике за окном. В интернете, конечно, точнее, ага.
Воздух может и одинаково грязный, да вот только нет в НБ этого "железнодорожного" запаха от топки углем. А вот в районах, где много частного сектора есть.

2

Сообщество

Популярное за неделю