Я работала учителем начальных классов и уволилась, чтобы сберечь психологи­ческое здоровье

Опыт читательницы
350
Я работала учителем начальных классов и уволилась, чтобы сберечь психологи­ческое здоровье

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Аватар автора

Ольга

не пожалела, что ушла

Страница автора

Я устроилась на работу в школу сразу после окончания университета в 2018 году.

Параллельно по выходным училась в магистратуре психолого-педагогического направления. Для руководства школы окончание магистратуры было очень желательно. Можно сказать, меня взяли на работу с оговоркой, что нужно продолжать учиться.

В отличие от диплома бакалавра, писать магистерскую диссертацию нужно было уже с первого семестра. Одновременно приходилось выполнять задания к текущим семинарам, что также добавляло нагрузки.

Рабочие обязанности

Уверена, дети часто думают, что после обеда учитель уходит домой отдыхать, а на каникулах отрывается: смотрит кино, гуляет и развлекается — или вообще отправляется в кругосветку на три летних месяца. Но в этой профессии много закулисной работы. Каникулы — это рабочие дни, в которые нужно посещать планерки, подчищать хвосты по документам, непроверенным тетрадям и готовить уроки. Летний отпуск начинается в конце июня и заканчивается в середине августа.

Каждый учебный день учитель делает примерно одно и то же, а будни разных педагогов не сильно отличаются друг от друга. Кратко расскажу об основных обязанностях, которые я выполняла на работе.

Моя ставка была 18 часов в неделю. Я вела математику, русский язык, литературное чтение. На окружающий мир мой класс ходил к учителю из параллели, остальные уроки вели предметники.

Кроме уроков и проверок тетрадей я должна была посещать уроки коллег. Цели две: конспектировать схемы занятий и перенимать опыт общения с учениками, способы удержать их внимание. Так как я была новичком, сухие методические рекомендации из учебника мне нужно было адаптировать для своих уроков — оживить и дополнить их.

Остальное было как у всех учителей: общение с родителями в чате и на собраниях, а еще на личных встречах, когда они приходили за детьми. Обычно проводили три собрания в год: в августе перед началом занятий, в декабре по итогам первого полугодия и в мае перед окончанием учебного года. Собрания начинались в 19:00 и порой заканчивались, только когда охрана уже настоятельно просила нас сворачиваться. Также я ходила на планерки, организовывала внеклассные мероприятия, вела документацию и заполняла электронный журнал.

Как классный руководитель я была на рабочем месте в течение учебного дня. Затем ребят забирал тьютор. Он вел их на обед и прогулку, а после возвращал на внеурочную деятельность. Еще он контролировал выполнение домашней работы и организовывал детям досуг.

По ставке с дополнительной выплатой молодому специалисту у меня выходило порядка 90 000 ₽ до вычета налога. Плюс были тринадцатая зарплата под Новый год, ежегодная индексация и увеличенный отпуск.

Почему решила уйти

Я проработала два года — первый и второй класс. Я тогда только выпустилась из университета и до этого никогда еще не работала полный день. Такой объем задач и ответственности стал для меня непомерной нагрузкой.

Все это очень сказалось на состоянии моей психики. Я быстро стала терять кратковременную память — всегда носила под рукой блокнот, чтобы записать нововведения или текущие задачи. Появилась тревожность. Часто оставалась после работы в машине на час-полтора и просто слушала музыку, не желая подниматься в квартиру и браться за проверку тетрадей и подготовку новых уроков.

Я очень любила наш теплый коллектив и начальство, коллеги поддерживали, делились секретами профессии, но меня часто преследовал синдром самозванца.

Летом 2019 года у меня завязались отношения, которые позже переросли в брак, и мне хотелось больше времени уделять мужу. Меня не устраивало, что я успевала только голову поднять, поздороваться с ним — и снова должна была возвращаться к работе, которую порой заканчивала глубокой ночью.

Хотелось реализовать планы на семейную жизнь и рождение ребенка.

Старшая коллега рассказывала, что однажды ей попался класс с родителями и детьми, которые настолько не давали ей покоя, что она не могла забеременеть из-за непрекращающегося стресса. Я боялась обнаружить себя в такой же ситуации.

Еще одним аспектом, подтолкнувшим меня к увольнению, стала пандемия 2020 года. Младшие школьники по своей природе быстро устают и теряют внимание. В классе это отследить гораздо проще, легче понять общее состояние ребят, сделать паузу и провести физкультминутку или переключиться на новую деятельность.

За компьютером стало невероятно тяжело поддерживать этот контакт, затруднительно держать темп урока: у одного ребенка проблемы с интернетом, у второго — со звуком, к третьему в комнату заглянула кошка, мама, бабушка или попугай. А после нужно было проверять классные и домашние работы по фотографиям из тетрадей.

Увольнение

Я уволилась в августе 2020 года, когда завершила работу на пункте проведения ОГЭ. К этой задаче мы с коллегами готовились: после учебного дня ездили на ППЭ и проходили инструктажи. Перед увольнением я записалась на стажировку, чтобы поработать в другой сфере.

Отпустили меня спокойно. Вероятно, потому что я сообщила руководству о своем желании уйти за полтора месяца до 1 сентября. После разговора с завучем школы я позвонила завучу начального отделения и потом попрощалась в чате с коллегами. Сейчас понимаю, что это было немного трусливо. Но все были в отпусках, а пока мы работали, у меня так и не было четкого решения об увольнении. Поблагодарила их за отзывчивость и поддержку.

Мне потребовался день на сдачу учебных пособий и день на передачу класса новому учителю. Мой класс перешел к нашему тьютору. Она была знакома всем детям, но не всем родителям. Я попрощалась в чате с ними и представила нового учителя.

Я рассказала тьютору, с кем из учеников и родителей могут возникнуть трудности и какие, с какими ребятами занимались профильные специалисты: психолог, дефектолог, логопед. Передала ей закупленные на следующий год тетради, рабочее место.

В эти дни я пересекалась с некоторыми коллегами. Одни говорили, что, когда у меня появится ребенок и дорастет до школы, я вернусь. Другие желали успехов на новом поприще.

Класс из 29 ребят хоть и был не без трудностей, но все они были замечательные и интересные личности, и почти ко всем удалось за два года найти ключики. Очень сожалею, что подорвала их доверие и не справилась. Надеюсь, что впереди их ждут большие успехи.

А вот по родительскому чату я точно не скучаю.

В основной массе родители подобрались очень адекватные и понимающие, что я еще молодой учитель без опыта, но без ложки дегтя никуда. Были родители с претензией — от них я больше всего боялась получать вопросы и сообщения.

Формальности с отделом кадров решились за час. Я поставила подпись в приказе на увольнение, после чего мне поставили отметку в электронную трудовую книжку. Отпускные были уже выплачены в июне, позже пришли деньги за работу на экзамене.

В тот момент настолько захотелось оборвать связь с педагогикой, что я забрала документы и из магистратуры. К тому же мне совсем на нее не хватало времени, и успешной ученицей я не была.

Итоги

Я выбрала себя и свое здоровье. Рада, что это желание поддержал и муж. Кардинально сменила сферу деятельности: искала что-то с очень понятной и очерченной функциональностью, с удобным офисным графиком, когда закончил работу и до следующей смены свободен.

Выбор пал на кол-центр — горячие звонки. На собеседовании меня предупредили о зарплате, ведь ставка кол-центра была меньше ставки в школе. Оплата стала почасовая — зарабатывала около 35 000 ₽ в месяц, позже — больше, потому что добавили бонусы, а отпуск стал меньше, чем у учителя. Но в тот момент хотелось снять с себя множество рабочих задач, немного расслабить мозг, поэтому я была готова на такие условия.

При приеме на работу пошутили про мою электронную трудовую книжку, мол, что на бедных бюджетниках все тестируется. Когда моя оплачиваемая стажировка завершилась, я влилась в основной состав операторов кол-центра.

Со временем ушла тревожность, я перестала вздрагивать от сообщений в мессенджере.

Появилось ощущение своего личного времени, ведь график составляла под себя.

Обычно я ставила четыре-пять рабочих дней по девять-десять часов в неделю, выходные были плавающие. В среднем выходило 36 часов в неделю — в два раза больше, чем в школе. Но работа была по скрипту и, в общем-то, механическая, где большинство решений уже известны. Это было отдыхом по сравнению со школьными 18 учебными часами и неограниченным количеством часов после.

Я отработала в кол-центре с сентября 2020 по август 2021 года и ушла в декрет. Он скоро закончится, и мне предстоит вернуться к работе — возможно, уже в другой сфере.

РедакцияКак облегчить жизнь учителям?
  • Ксения АнтоноваМне интересно, реально до кого-то достучаться, чтобы условия труда учителей изменились к лучшему? Страдают ведь дети в итоге179
  • Василиса ВасилисинаЯ думаю, что вы "подрастёте" и вернетесь в школу. Со временем мы начинаем спокойнее воспринимать то,что у вчерашней студентки вызывает стресс. Кроме того, график учителя удобен для семейной женщины, а вы научитесь не брать работу на дом: это главная ошибка молодых педагогов - все тетради надо проверять в классе. Ну и вы научитесь сразу обозначать границы с родителями - можно даже отдельную симкарту купить для работы, которую уводить на спящий режим с 20.00 до 7.00, потому что, увы, бывают родители, которые, несмотря на границы, считают необходимым написать что-то в удобное им время. Так что, думаю, когда на новой работе с полностью занятым рабочим днём на вас начнут косо смотреть, если вы будете торопиться забрать ребенка из садика не в 19.00, а пораньше, то вы вспомните о прекрасной должности учителя начальных классов. А пока наслаждайтесь материнством!70
  • user3330591Elena, а что плохого в искреннем желании быть женой и матерью. Это не так просто взял и родил. Многие женщины, которые себя посвятили карьере потом тратят огромные деньги для того чтобы забеременеть. Девушка правильно расставила приоритеты. Сначала университет, потом пару лет посвятила входу в профессию, ушла попробовать силы в другой деятельности и затем в декрет. Что здесь не логично? А про то что мужика нашла. Потребность семьи для человека является базовой. И да, в молодом возрасте найти себе надёжного его партнёра по жизни значительно легче56
  • user2992353Я тоже думаю, что вы ещё вернëтесь в профессию учителя. Станете взрослее, больше опыта с детьми, увереннее с родителями. Я сама скучаю по работе учителя. Но у меня была провинция, а не Мск. Маленькая зп и женщина-директор в роли Салтычихи) я на работу относила больше денег, чем приносила назад)30
  • ОльгаВасилиса, спасибо за прочтение, меня мои старшие коллеги провожали со словами вернешься, когда появится ребенок и дорастет до школы😅57
  • Василиса ВасилисинаСаша, зря диагноз так быстро поставили. На самом деле,тот факт,что автор не была равнодушна во время работы с детьми, и говорит о том,что работа с детьми - именно её. Просто еще не отрос хвост в виде умения переключаться и спокойно транслировать свои требования. Вот с родителями действительно работать тяжело, но и здесь можно выстроить границы.42
  • Марина ЩавлёваВасилиса, работаю учителем и классным руководителем. Обозначила временные рамки, когда родители могут мне писать - с 7 до 16. Позже не отвечаю. Родители отнеслись к этому нормально. Они пишут, когда им удобно, я отвечаю, когда удобно мне. Но у меня средняя школа.51
  • АсяЯ работаю в педагогике 25 лет, работа, конечно, нервная, напряженная, ответственная, при этом низкооплачиваемая и неоцененная ни государством, ни участниками пед. процесса. Со стрессом справляюсь просто: стараюсь не принимать все близко к сердцу, но есть большое желание закончить эту деятельность в госучреждении.33
  • nastya14021979Это,точно пед стаж у меня 23 года ,скаждым годом все сложнее становиться выдержать этот ритм.Родители ,избалованые дети,электронные журналы,совещания и проекты.Как было все проше раньше и было желание работать,а теперь как на пытку идешь и начальство все требует и требует29
  • ЕвгенияЯ пока для себя не нашла ответ, что же происходит, что учителя ордами бегут из профессии, но... У меня стаж работы в ВУЗе 13 лет и в школе 7... Два года вполне неплохо совмещала ВУЗ и школу, потом сдулась, из ВУЗа уволилась, хотя безумно любила свою работу, и с удовольствием бы вернулась, но ЗП в школе несоразмеримо выше, чем в федеральном ВУЗе, увы, выбор очевиден. В школе у меня в общем-то нет проблем с детьми (начальная и средняя школа), но поведение некоторых родителей и действия администрации - уже почти дотолкали до края появившееся года так три назад желание уйти из гос-ой школы как минимум или из педагогики вообще... Воспитанная офицером и тоже учительниуей, я -человек очень ответственный, но в школе научилась пофигизму:-))). Когда уровень дибильных указаний и задач зашкаливает (зарегистрируйтесь тут/там, пройдите то и это, заполните эту таблицу и перезалните ее же еше пару раз, создайте, отправьте итд- просто для сохранения "психического здоровья" забиваешь ;-) и как показала практика, львиная доля всех этих НАДО от администрации никому в итоге не надо! ;-)))) ) Работа в 2 смены в переполненных классах, с кучей окон, без закрепленных кабинетов, как кочевники, с одним выходным из-за кружковой работы и снижающейся от года к году ЗП при все возрастающей в часах нагрузке + невменяемые претензии некоторых "яжматерей" и таких же "яжотцов", которые лучше меня знают, что я должна ставить их чадам с вишенкой на торте в виде пресмыкающейся перед родителями администации, которая держится за свои немалые ЗП и которой не нужны гневные писюльки недовольных родителей в ДОНМ- все это на моих глазах уже сломало и изгнало из школы достаточно много отличных специалистов и я в преддверии очередного учебного года пытаюсь понять, а оно мне надо ;-))) ? Стоит ли удовольствие от общения с детьми всего остального дегтя?116
  • Alex SuvorovОгромная ошибка была сделана министерством образования когда всех детей с различным уровнем умственного развития разрешили учиться вместе в одной школе .От этого страдают не только учителя,но и сами дети не получают полноценного образования81
  • AnnaКсения, до кого достучаться? Там нет никого, кому на учителей и детей было бы не наплевать. Одни эффективные менеджеры.82
  • Виктория СЕвгения, читала автора и думала, что за ...нежное поколение выросло. Прочитала Вас и прониклась. Умеете доносить материал)45
  • Миссис УизлиСергей, а почему уволились? Если работа такая классная?30
  • Наталья Корневаuser3334478, так массовые увольнения учителей уже несколько лет идут. А в школы приходят те, кто за 600 часов переучился на учителя. Значит, родители своим поведением заслужили подобную ситуацию32
  • ОлегКсения, нереально. В итоге страдают дети учителей. Дочери училки, И я вижу, как они " бьются", и времени на своих детей остаётся ничтожно мало. Хотя такая ситуация была и 20, 30, 40 лет тому назад. Разница лишь в том, что воспитание детей раньше было другим.17
  • Сергей МасловКсения, думаю нет. Уже образование детей легло на плечи родителей. Старшая в 10 класс уже идёт после репетиторов. Младшей 5 лет занимается супруга + английский. Если хотите умного ребёнка нужно вкладываться. На министерство образования слабая надежда32
  • User 230914Ответ не по теме, но не могу не высказаться. Работаю учителем-предметником по профессии несколько лет. Сложные дети и родители, две ставки ради удобоворимой зарплаты (все же понимают, что учительская ставка в 36 часов это на самом деле никакие не 36 часов, а все 72, если не больше?) + классное руководство, ответственность за экзамены - со всем этим можно "сработаться". Главный бич школ (по крайней мере московских) - администрация. Грамотное руководство, которое четко осознает процессы обучения и помогает, а не мешает, встречается очень редко. Все чаще администрация - главный враг учителя. Мечтаю, чтобы педагогический и администраторский состав были за одно - мы ведь работаем ради одного результата. Считаю, что людям, которые никогда не работали учителем, нужно запретить занимать администраторские должности в школах: у них есть только методичка, как нужно, а понимания, как возможно и осуществимо на самом деле, нет. А такое сейчас повсеместно)80
  • Ксения АнтоноваОлег, но пока учителя соглашаются на такие условия, ничего ведь не поменяется. Я считаю труд учителей - ежедневный подвиг, но я не понимаю, почему изо дня в день они туда ходят24
  • AnnaКсения, ходят-ходят, а потом уходят. Как автор. Или выгорают. Только не надо вину на самих учителей перекладывать. Они заложники этой системы, а не ее причина.39
  • user3336486Ксения, Нет... Я учитель коррекционной школы, высшая категория, моя зарплата за 2 ставки 43000....А почему я должна работать две ставки? Получается, если бы я работала на ставку, я бы получала 21500, столько же, сколько получает дворник - таджик, которого мы не видим практически... Стимулирующей нам не платят совсем, платили за стаж, но убрали, мотивируя тем, что это тоже стимулирующая.... Жаловаться бесполезно, мотивации никакой... И это коррекционная школа, где еще в эту зарплату входит 30 проц за работу с особыми детками.... Говорят, что учителя получают хорошо.... Но у нас так.. Екатеринбург.... Перестала ходить в зал, бассейн, на йогу , приходя с работы, быстрее на диван и включить телек ... Понимаю, что это ненормально, но.... У нас в министерстве, практически нет людей с педобразованием... Учебников для детей школы 8 вида , вариант 2 нет..... Все уроки ведем саии, я пишу 14 программ, я учитель - дефектолог и пишу все сама.... Вот и думаю, а может лучше тогда дворником???111
  • Алиса СабитоваОлег, абсолютно так.. Я пахала до 12'ночи ... Домой приходила только ночевать.. Конечно, мои дети меня, и не видели, особенно дочь первоклассница.. Я шла на работу и плакала не от того, что ненавижу свою работу, как раз и наоборот, а от того, что не могу дать своему ребёнку того тепла и частицы себя, что должна.. Ведь я тоже мать.. А идем мы на работу не смотря ни на что, потому чтотпросто любим. Только тогда и так можно самопожертвуя, иначе ты не педагог...4
  • Виктория СРафис, вы амбассадор гендерной лексики?олдскулов не переучить. Я прочитала тонны книг и никаких "авторок" там не встречала. Мне трудно перестроиться, да я и не стремлюсь.63
  • Ксения АнтоноваПавел, эти функции и рядом не стояли. Работа педагога-дефектолога с образованием весь день в напряжении. Педагог за ребёнка ответственность несёт. А проблемные дети непредсказуемые49
  • Ксения Антоноваuser3336486, у меня ребёнок с овз. Я в своё время замучилась искать ему педагога на домашку. Даже у людей с опытом не хватает выдержки за обычную оплату заниматься. Тут в любом случае материальное вознаграждение должно быть выше28
  • user3340130Павел, ты пришел из магазина, и твоя голова пустая. Ты не занят проблемами работы. У учителя так не получится при всем старании. Уверена, есть у тебя обед, когда никто не требует от тебя за десять минут накормить класс , решить вопрос с заменой порций детям-аллергикам, возврату порций или наоборот, добавлению их, и поесть самому. Кроме того, уроки в началке, сидя на стуле, не проведешь. В перемену нужно следить за детьми, иначе могут быть травмы. Сто детей одновременно в коридоре. И особо подвижных не привяжешь. А потом тетради, тетради, тетради, планы, документы, звонки родителей и родителям... Добавь к этому, что в воскресенье часа в два ты снова садишься за стол: тетради, подготовка в урокам на понедельник ...63
  • user3340130Николай, трудно и сейчас оставить на второй год. И это не решение проблемы. Раньше дети с ограниченными способностями. Хотя бы чему-то учились благодаря адаптированным программам, особым методикам, маленькому количеству детей в классе и большому количеству педагогов, работающих с ними. Сейчас эти дети срывают уроки, потому что им неинтересно, непосильно. А говорить об особом подходе просто смешно. Но при этом хорошо экономятся деньги. Советский подход к этим детям требовал больше затрат. А родители этих ребятишек думают только о своем удобстве: школа рядом, сам добежит. Заморачиваться не нужно.32
  • user3213232Ксения, в нашей стране это невозможно,загруженность колоссальная и ответственность также.А ещё последнее время учителей записывают на уроках,а затем идёт бурное обсуждение родительского комитета.11
  • Sofi S-Buser3336486, бегите. Иначе потеряете здоровье.18
  • Станислав СубочевНа год хватило меня работать учителем, и это было начало нулевых, когда платили мало, и учителей было мало, я тянул почти две ставки за копейки. Приходя домой, хотелось лежать и молчать, настолько выжимает такая работа. Через год я сказал, лучше на стройку, куда угодно, но не в школу. На стройке за месяц заработал больше, чем за полгода в школе. Сейчас, говорят, учителя больше зарабатывают, но всё равно, дело не в деньгах. Учителей должно быть больше, а нагрузка меньше. И психологическая реабилитация. Люди сейчас не готовы убиваться на работе, и они правы, им нужна ещё и своя какая-то жизнь36
  • СветланаКсения, молодёжь не идет работать в школы и понятно почему. Работают воснавном пенсионеры, у которых есть нищенская пенсия + такая же учительская зарплата. В сумме внатяжку хватает на поддержку штанов,а менять работу на другую не у всех уже позволяют возраст и здоровье. На пенсионерах и держится школа. Но это пока....12
  • Ксения АнтоноваСветлана, молодые идут, после вузов и колледжей. Но уровень развития мало отличается от 11-классников. Дисциплину держать не умеют, не развиваются, в итоге результата никакого. Грубо говоря, работать они не умеют. Пенсионеры тоже уже не вариант, слишком большой разрыв между ними и современной молодёжью. Разрыв даже между их родителями и возрастными учителями. Они не понимают и не принимают детей, в итоге также контакта нет6
  • iVanovКсения, как видим по происходящему вокруг, есть куда более важные вещи на которые нужно потратить триллионы, чем образование... Печально10
  • АвиаторКсения, тем, кто принимает решения относительно условий труда учителей , плевать - и на учителей, и на детей. Потому как их дети учатся там, где у учителей условия труда отличные. И, часто, это вообще другие страны.9
  • АвиаторКсения, так они не соглашаются! Из школ бегут. Почти в каждой школе дефицит предметников. В Москве еще работают, а в регионах, в провинции - всё совсем грустно.16
  • Никитаuser3352536, как говорила моя учительница по русскому языку: «Вместе мы с вами гулять пойдем, а слова пишутся слитно!»)))42
  • Нэнсиuser3336486, я кандидат наук и доцент за 1,33 ставки в вузе получаю в среднем 35 тысяч.12
  • НэнсиКсения, правда не понимаете почему люди работают за маленькую зарплату? Потому что и оттуда могут уволить. Держимся обеими руками.6
  • ОльгаКсения, а ещё преподаватели ОБЯЗАНЫ РЕГУЛЯРНО повышать квалификацию...вот например курс обязательных заданий для педагога ...визуализация образовательного процесса. А ежа вам в чижа не переделать?!? При слове дорожка у меня чувство,что наш Минобрнауки нюхает и пыхает. И вот выдает....10
  • Ксения АнтоноваОльга, это издевательство какое-то4
  • Маргаритаuser3336486, сочувствую, у меня смежная сфера - здравоохранение. То же самое, вид сбоку. Может, Вам начать работать репетитором? Или ещё какие-нибудь варианты рассмотреть. То, как эксплуатируют бюджетников, бесчеловечно, и просвета нет.3
  • Элла Кудрявцеваuser3336486, вот для меня важно,что вы написали, что в Министерстве нет людей с пеж.образованием. В моей специальности то-же самое.0
  • Марина СапуноваСветлана, не совсем так! Несмотря на плохие условия, не все учителя бегут из школ, остаются многие, потому что четко осознают, что больше нигде не устроятся лучше. Работают на несколько ставок, что ведёт к снижению качества преподавания и по этой причине желающим работать на ставку мест для работы нет ( все ставки распределены). Нужно законодательно запретить работать больше чем на ставку и повышать уровень оплаты педагога, тогда в школу придут специалисты.3
  • Анна ГамаюнНэнси, больше то они ничего и не умеют.0
  • Наталья Говороваuser3336486, 30 часов з.п.200000
  • Наталья ГовороваМарина, ставка от 4 до 10 тысяч в месяц. Пойдете за такую з.п.нервы мотать?0
  • РонниНэнси, жуть... мне страшно за наше образование (( в смысле, что людей толковых не ценят0
  • НэнсиРонни, страшное уже произошло. Я так уже даже успела успокоиться.0
  • НэнсиАнна, а что учитель ещё должен уметь по вашему?0
  • НэнсиОльга, ужас какой). Конечно, интересно бы этому научиться. Но ведь не пригодится больше никогда0