Руководители компаний и ИП обязаны позаботиться о том, чтобы офис и рабочие места в нем были комфортными и безопасными.

Например, чтобы в помещении не было слишком шумно или душно, у сотрудников было место для обеда, а неподалеку от плиты стоял огнетушитель.

Расскажу, что и как нужно измерять, какие штрафы может получить работодатель за нарушение нормативов и как сотрудникам защитить свои права.

Какие документы регулируют требования к рабочему месту в офисе

Первый документ, который человек подписывает на новой работе, — трудовой договор. Его обязательный пункт — условия труда на рабочем месте, а именно класс вредности, присвоенный специальной оценкой условий труда, СОУТ.

Если СОУТ не было, в трудовом договоре описывают рабочее место, указывают используемое оборудование и особенности работы с ним. А после проведения СОУТ заключают допсоглашение к договору, которым устанавливают конкретный класс вредности.

Где закреплены требования к рабочему месту

Нормативный актТребования
Закон «О специальной оценке условий труда»Закрепляет права сотрудников на безопасные рабочие места, оборудованные по всем нормативам охраны труда
СП 2.2.3670-20Требует от работодателей контролировать условия труда, разрабатывать и проводить санитарные и противоэпидемические мероприятия, в том числе для профилактики болезней сотрудников
СанПиН 1.2.3685-21Фиксируют предельные показатели химических веществ и других нагрузок на организм, допустимые для работы на производстве
Закон «О специальной оценке условий труда»Закрепляет права сотрудников на безопасные рабочие места, оборудованные по всем нормативам охраны труда
СП 2.2.3670-20Требует от работодателей контролировать условия труда, разрабатывать и проводить санитарные и противоэпидемические мероприятия, в том числе для профилактики болезней сотрудников
СанПиН 1.2.3685-21Фиксируют предельные показатели химических веществ и других нагрузок на организм, допустимые для работы на производстве

Необходимое качество условий труда и безопасности рабочего места должна подтверждать СОУТ — подробнее об этом я расскажу ниже.

Вот из чего складывается идеальное место работы.

Рабочее место, компьютер и освещение

С 2021 года общих требований к оборудованию рабочего места нет, но работодатель может зафиксировать собственные нормы и правила в локальных нормативных актах. Для этого, например, можно взять параметры и формулировки из СанПиН 2.4.3648-20 и 1.2.3685-21 для «организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Требования к ПК. Диагональ экрана у компьютера или ноутбука в идеале должна быть не меньше 15,6 дюйма, или 39,6 сантиметра, а у планшета — не меньше 10,5 дюйма, или 26,6 сантиметра. Старые «толстые» мониторы с электронно-лучевыми трубками использовать больше нельзя.

Все устройства желательно ежедневно дезинфицировать антисептиком или спиртовыми салфетками.

Освещение рабочего места. Хорошо, если в помещении, где стоит компьютер, есть окна, а еще верхний свет и настольные лампы.

У любых лампочек есть коэффициент пульсации освещенности. Его сложно заметить на глаз, для этого используют специальные приборы. Коэффициент не должен превышать 5%. Последствия превышения довольно серьезные: расстройство сна, слабость, депрессия, сбои в работе сердца, дискомфорт.

На каждое рабочее место с компьютером должно приходиться не менее 4,5 м² общей площади помещения.

Рабочее место фоторедактора Т⁠—⁠Ж похоже на идеальное: три больших монитора, настольная лампа и естественное освещение из окон

Кухня или столовая

Если в офисе работает больше 30 человек, в нем должно быть отдельное помещение для кухни площадью не менее 12 м². На каждого сотрудника, который пришел на кухню, должно приходиться не менее 1 м² от общей площади, а на сотрудника, пользующегося инвалидной коляской, — 1,65 м². Таковы требования снипов к проектированию и строительству административных и бытовых зданий. Поэтому для работодателя, который арендует помещение под офис, это скорее рекомендация.

Еще, согласно снипам, на кухне должна быть раковина, холодильник и чайник или кулер для кипятка. Если сотрудники работают посменно и на каждую смену выходит не больше десяти человек, то обеденный стол можно поставить в гардеробной. Площадь такой обеденной зоны должна быть не меньше 6 м².

Кухня в офисе Тинькофф Журнала

Режим работы и отдыха. Каждый сотрудник вправе сделать перерыв на обед от 30 минут до двух часов. Длительность перерыва фиксируют внутренние правила трудового распорядка или трудовой договор. Время перерыва не идет в счет рабочих часов.

Если сотрудник не может покинуть свое место и уйти на обед, работодатель обязан разрешить ему поесть на рабочем месте, причем время перерыва считать рабочим.

  • Женщины из Солнечногорска обратились в суд с иском о взыскании задолженности по зарплате. По инструкциям, которые действовали в организации, сотрудникам запрещено было покидать рабочее место в течение 12-часовой смены.
  • Обедать приходилось на рабочих местах, но работодатель за такой перерыв урезал зарплату: по его мнению, сотрудницы работали не 12, а 11 часов. При этом в трудовом кодексе указано, что у работника должен быть перерыв для отдыха и питания не менее 30 минут и не более 2 часов. А если по условиям производства перерыв вне рабочего места невозможен, работодатель обязан разрешить сотруднику отдыхать и есть прямо на нем.
  • Московский областной суд встал на сторону женщин и обязал работодателя выплатить задолженность по зарплате.

Пожарная безопасность

В офисе обязательны огнетушители и инструкции по пожарной безопасности. Число огнетушителей зависит от площади помещений. В офисе они должны находиться не дальше 20 м от всех пожароопасных точек — например, от плиты на кухне. На каждом огнетушителе должен быть порядковый номер, дата зарядки и пломба на пусковом крючке.

Также работодатель должен оборудовать помещения автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализацией.

Пожарный кран и огнетушитель рядом с опенспейсом, где стоят рабочие компьютеры

В инструкции по пожарной безопасности должна быть такая информация:

  1. Как нужно содержать территории, здания, сооружения и помещения, эвакуационные и аварийные пути и выходы, пути доступа пожарной охраны на этажи и крышу.
  2. Порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов, а также их эвакуации при пожаре.
  3. Порядок, в котором нужно осматривать и закрывать офис в конце рабочего дня.
  4. О местах для курения, проезде транспорта, применении открытого огня и других пожароопасных работ.
  5. Как все должны действовать при пожаре: вызывать пожарных, пользоваться огнетушителями и автоматическими средствами тушения, выносить вещи и эвакуировать горючие материалы.
  6. Как при пожаре открываются все турникеты и двери, останавливается оборудование и его вентиляция.
  7. Порядок проверок пожарной безопасности помещений.
  8. Ответственные за организацию спасения людей с использованием огнетушителей, автоматических систем противопожарной защиты, систем оповещения.
  9. Ответственные за эвакуацию и взаимодействие со спасательными службами.

Если в офисе могут одновременно находиться 50 и более человек или на каждом из этажей расположено 10 и более постоянных рабочих мест, руководитель должен организовать разработку планов эвакуации людей при пожаре и повесить их на видных местах.

Уровень шума и электромагнитных полей

Уровень шума и вибрации на рабочем месте. В офисе должно быть тихо, чтобы работники не отвлекались на посторонние звуки, которые мешают сосредоточиться.

Можно замерять шумы:

  • лифта;
  • музыки — к примеру, в кафе и клубах на нижних этажах зданий;
  • трансформаторных подстанций;
  • холодильного оборудования и вентиляционных установок.

Измеряют шум аккредитованные организации специальными приборами — шумомерами. Результаты измерений сравнивают с нормативами из СанПиН 1.2.3685-21.

Уровень ЭМП. Электромагнитные поля излучают сотовые телефоны, вайфай, компьютеры и прочая техника. Сильное воздействие ЭМП вредит здоровью, а электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц) считается опасным производственным фактором.

Содержание кислорода

Если помещение плохо проветривается, а кондиционеры не работают, то количество кислорода в воздухе постепенно снижается. Также на это влияют работающие компьютеры и, например, синтетическая мебель.

Уровень аэроионного состава воздуха в офисе измеряют с помощью аспирационных счетчиков, а предельные показатели зафиксированы в СанПиНе 1.2.3685-21.

Как проверяют условия труда в офисе

Чтобы проверить условия труда, работодатель проводит СОУТ. Для этого обращается в специальные организации, аккредитованные Министерством труда РФ.

СОУТ не проверяет условия работы на удаленке, а также условия труда людей, которые работают на физлиц без статуса ИП, и сотрудников религиозных организаций.

Условия труда оценивают по специальной методике: исследуют и измеряют вредные производственные факторы, определяют, к какому классу относятся эти показатели, и формируют отчет.

Всего есть четыре класса условий труда:

  1. Оптимальные условия. Все показатели в норме, вредных производственных факторов нет.
  2. Допустимые условия. Вредные факторы есть, но их показатели в норме. За время отдыха между сменами состояние работника восстанавливается. Как правило, это самый распространенный класс условий труда в офисах.
  3. Вредные условия. Уровень воздействия вредных факторов выше нормы, но напрямую жизни это не угрожает.
  4. Опасные условия. Воздействие вредных факторов угрожает жизни, есть высокий риск развития профессиональных заболеваний.

Отчет по итогам проверки должны прочитать и подписать все сотрудники, иначе работодателя могут оштрафовать.

  • Так произошло в деле, которое рассматривал Мосгорсуд. Ответственным за то, чтобы сотрудники прочитали отчет, назначили главбуха. Но во время проверки трудинспекцией оказалось, что подписи самого главного бухгалтера в документе нет. Организацию оштрафовали на 70 000 ₽, так как по закону ответственность за проведение проверки несет руководитель, а не сотрудник, которому поручили собирать подписи.

Проверки должны проходить планово раз в пять лет, а также после несчастных случаев или когда работодатель создает новое рабочее место. Но, если СОУТ не выявила вредные или опасные производственные факторы, работодатель может оформить бессрочную декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Она будет действовать до тех пор, пока не произойдет несчастный случай на рабочем месте.

Результаты СОУТ помогают улучшать условия работы: например, установить компенсации по трудовому кодексу, закупить средства индивидуальной защиты или определить, когда сотрудники должны проходить медосмотр.

Если человека принимают на новую должность, условия на которой еще не проверили по СОУТ, работодатель все равно должен описать рабочее место в договоре. Также он должен указать, что условия труда утвердят после проверки и пропишут в допсоглашении.

Медосмотры сотрудников в офисе

По закону работодатель не должен проводить медосмотр офисных сотрудников, если условия труда — например, излучение компьютеров — не превышают нормативные показатели.

При этом, если деятельность компании относится к сфере пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских или детских учреждений, то медицинские осмотры должны проходить все работники, независимо от их трудовых функций.

Штрафы и ответственность работодателя

Государство строго следит за тем, чтобы работодатели обеспечивали достойные условия своим сотрудникам в соответствии с законами и нормативами. Поэтому в КоАП РФ предусмотрено немало штрафных санкций.

Санкции за нарушение условий труда

Статья КоАП РФНарушениеНаказание для должностных лицНаказание для ИП или малых предприятийНаказание для крупных или средних организаций
ч. 1 ст. 5.27.1Нарушение требований к охране трудаПредупреждение или административный штраф от 2000 до 5000 ₽Предупреждение или административный штраф от 2000 до 5000 ₽Предупреждение или административный штраф от 50 000 до 80 000 ₽
ч. 2 ст. 5.27.1Нарушение порядка проведения СОУТ или отсутствие проверки в срокПредупреждение или административный штраф от 5000 до 10 000 ₽Предупреждение или административный штраф от 5000 до 10 000 ₽Предупреждение или административный штраф от 60 000 до 80 000 ₽
ч. 3 ст. 5.27.1Допуск нового сотрудника к работе без обучения и проверки знаний о требованиях охраны трудаПредупреждение или административный штраф от 15 000 до 25 000 ₽Предупреждение или административный штраф от 15 000 до 25 000 ₽Предупреждение или административный штраф от 110 000 до 130 000 ₽
ч. 5 ст. 5.27.1Повторное нарушение требований охраны трудаАдминистративный штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 2 до 3 летАдминистративный штраф от 20 000 до 30 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 сутокАдминистративный штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ст. 6.4Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспортаАдминистративный штраф от 1000 до 2000 ₽Административный штраф от 1000 до 2000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 сутокАдминистративный штраф от 10 000 до 20 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Нарушение требований к охране труда
Статья КоАП РФч. 1 ст. 5.27.1
Наказание для должностных лицПредупреждение или административный штраф от 2000 до 5000 ₽
Наказание для ИП или малых предприятийПредупреждение или административный штраф от 2000 до 5000 ₽
Наказание для крупных или средних организацийПредупреждение или административный штраф от 50 000 до 80 000 ₽
Нарушение порядка проведения СОУТ или отсутствие проверки в срок
Статья КоАП РФч. 2 ст. 5.27.1
Наказание для должностных лицПредупреждение или административный штраф от 5000 до 10 000 ₽
Наказание для ИП или малых предприятийПредупреждение или административный штраф от 5000 до 10 000 ₽
Наказание для крупных или средних организацийПредупреждение или административный штраф от 60 000 до 80 000 ₽
Допуск нового сотрудника к работе без обучения и проверки знаний о требованиях охраны труда
Статья КоАП РФч. 3 ст. 5.27.1
Наказание для должностных лицПредупреждение или административный штраф от 15 000 до 25 000 ₽
Наказание для ИП или малых предприятийПредупреждение или административный штраф от 15 000 до 25 000 ₽
Наказание для крупных или средних организацийПредупреждение или административный штраф от 110 000 до 130 000 ₽
Повторное нарушение требований охраны труда
Статья КоАП РФч. 5 ст. 5.27.1
Наказание для должностных лицАдминистративный штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 2 до 3 лет
Наказание для ИП или малых предприятийАдминистративный штраф от 20 000 до 30 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Наказание для крупных или средних организацийАдминистративный штраф от 100 000 до 200 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта
Статья КоАП РФст. 6.4
Наказание для должностных лицАдминистративный штраф от 1000 до 2000 ₽
Наказание для ИП или малых предприятийАдминистративный штраф от 1000 до 2000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток
Наказание для крупных или средних организацийАдминистративный штраф от 10 000 до 20 000 ₽ или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Как защитить свои права

Если вы работаете в полутемном помещении, за стеной которого находится постоянно гремящий лифт, а обедать приходится за пять минут, можно обратиться в трудовую инспекцию. Написать обращение удобнее всего онлайн. Инспекция проверит условия труда и оштрафует работодателя, если найдет нарушения.

Если обстановка в офисе непосредственно угрожает здоровью или жизни сотрудника — например, офис находится в аварийном состоянии, температура в нем слишком низкая или высокая, — можно написать заявление на имя руководителя или непосредственного начальника и отказаться от работы.

Что нужно знать о требованиях к рабочему месту

  1. Работодатель должен измерять параметры освещения, шума, электромагнитных полей и содержания кислорода при проведении оценки условий труда. Общих требований к рабочему столу или стулу в законах нет.
  2. У работников обязательно должен быть перерыв на обед, и в офисе может быть оборудована кухня или обеденная зона. Если сотрудникам нельзя уходить, то обедать можно прямо на рабочем месте.
  3. В офисе должны быть огнетушители, датчики дыма, схемы эвакуации и инструкции, как действовать при пожаре.
  4. Работодатель должен проводить специальную оценку условий труда: планово раз в пять лет, а также если создается новое рабочее место или произошел несчастный случай.
  5. За все нарушения работодателя штрафуют. Это может сделать трудовая инспекция — в том числе по обращению работников.

Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @tinkoffjournal.

Светлана Логвина
Что вы больше всего любите в офисе, а что, наоборот, бесит?
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0
Sol Invictus

Рабочее место должно быть дома, а не в офисе. Всю офисную работу можно делать из дома ничуть не хуже. В большинстве случаев — даже лучше.

17
Mxm Evg

Игорь, мне тоже дети не мешают. У меня 20 детей, но мой особняк на 1000 гектаров позволяет детей отправить во время важных звонков за пару километров от моего рабочего кабинета. Важные звонки занимают 30 минут, потом сижу сериалы смотрю

15
0
Влюбленный кот

Вообще офисы бесят! Внутренняя организация, формальности. Хочу на свежем воздухе работать, на природе! И чтобы вокруг людей не было! И не потому, что я людей не люблю.

8
Sol Invictus

user598914, не понял вопрос. Суть вашей работы в офисе — стирать белье?

6
0
ласковый май

Лучше подскажите инфу о том, как дома оборудовать рабочее место так, чтобы ничто не отвлекало)

А в целом статья полезная, парочку вариантов для себя отметил, которые можно дома применить.

5
Gordon Freeman

ласковый, закрываетесь на балконе и не отвлекаетесь =))

Изображение пользователя Gordon Freeman
2
Заясь, заясь

ласковый, главное: холодильник на замок))

0
Влюбленный кот

ласковый, присмотритесь к минимализму - от дизайна интерьера и до организации рабочего места. Плюс нужно персонализировать все необходимое на столе и в компьютере (ну, конечно, если вы работаете на ПК и сидя за столом)

0
0
Flame

Люблю в офисе: кофемашина, бесплатный кофе и сливки, бесплатная вода; что можно выбирать время начала рабочего дня; что никто не следит, что ты там распечатываешь.

Что бесит: коллеги, которые не любят закрывать дверь, но любят слушать радио.

5
Mxm Evg

Flame, эти люди, которые постоянно что-то на принтерах себе печатают

2
Flame

Mxm, а почему бы не печатать, если маленькая з/п и не отслеживается, кто и сколько раз печатал.

1
Игорь Филиппов

Flame, потому что нехорошо воровать у компании время, бумагу и тонер.

0
Flame

Игорь, если честно, мне пофиг на компанию.

2
0
Rpn

В статье Вы ссылаетесь на СП 2.4.3648-20, хочу отметить, что данные санитарные правила распространяются только на детские дошкольные учреждения, школы, организации среднего и высшего образования, поэтому неправильно ссылаться на этот документ, описывая нормы для офисных помещений.
Что касается норм по шуму, то ссылаться на таблицу 5.35 СанПиН 1.2.3685-21 тоже некорректно. Нормы по уровню шума на рабочем месте нормируются отдельным пунктом и составляют не более 80дБа

4
Светлана Логвина

Rpn, мы не ссылаемся на этот нормативный акт, мы говорим о том, что его можно использовать, так как почти все документы по санитарным правилам в офисе прекратили свое действие.

1
Rpn

Светлана, данный документ нелегитимно использовать в программе Производственного контроля для офисных помещений; для написания своих локальных документов работодатель, в теории, может брать формулировки из старых Санитарных правил, без ссылки на них.
Вы правы, что нормы для офисных помещений прекратили своё существование, но это последствия регуляторной гильотины)

5
0
Дмитрий

Мне больше всего доставляет неудобств нехватка чистого воздуха.
Когда жарко - после 16 иногда совсем не можется работать .. душно

4
0
Не Он
Герой Т—Ж 🏆🏅💫

Больше всего меня бесит, что когда на улице 20 градусов, у нас включают кондиционер на 17.

3
lazex
Герой Т—Ж 💫

Не, завоюйте в офисе такой авторитет, чтоб пульт кондиционера лежал у вас на столе)

3
Ekaterina Stepnova

lazex,
- кем вы видете себя через 5 лет?
- тем, у кого пульт от кондиционера на столе лежит.
Вот это реальное достижение 😂

1
0
Игорь Филиппов

Бесит просто офис. Я работаю дома уже 9 лет и никогда в офис ходить больше не буду, только если когда работаю за границей.

3
0
Уборщица

Мне нужна кнопка "Зачем я это открыла"

2
Светлана Логвина

Уборщица, да, это только для сотрудников офиса

1
Уборщица

Светлана, да, но я же это знала, когда тыкала заголовок

0
0
inga
Герой
18.08.22, 09:57
Отредактировано

В кабинете, где я работаю, напротив огромных продуваемых окон на улицу есть окно в другой кабинет, закрыть его я не могу. Коллеги открывают это окно после "ароматной еды", чтоб проветрить. Иногда слушают громко музыку или смотрят сериалы. Особенно доставляет дискомфорт, когда зимой/осенью открывают окно, включают вентилятор/кондиционер и уходят из кабинета на несколько часов. Просьбы закрыть окно уже начали воспринимать негативно. Что интересно в летнюю жару, окно практически не открывают, спасаются кондиционером.

В целом с остальными несущественными минусами можно смириться, но этот меня уже толкает в сторону осваивания новой специальности. Мечтаю работать удаленно.

2
alena_lanskaya

inga, зачем сидеть в офисе если в офисе не работают, а смотрят сериалы? Вот это мне не понятно.

1
Sol Invictus

Ещё, детей нет, но даже если бы и были, что это меняет? Дети днём в садике/школе. У кучи моих коллег, работающих из дома, дети есть.

1
0
Заясь, заясь
24.02, 12:01
Отредактировано

Крайне негативно отношусь к расположению столов "спиной к проходу", и, конечно, никогда не может быть урегулирован вечный спор по окнам и кондиционеру "дует-душно"

1
Ещё один торгаш

Ещё, с чего меня заминусили, интересно, может кто-то пояснить, или боитесь, что не вывезете?)

0

Сообщество