За и против: стоит ли отказываться от личного автомобиля в пользу общественного транспорта
22 сентября — Всемирный день без автомобиля.
Некоторые автовладельцы пересядут на автобус, метро или велосипед. Мы спросили читателей Т—Ж, смогли бы они дольше обходиться без машины. Мнения разделились: одним сложно представить жизнь без автомобиля, а другие не чувствуют в нем особой необходимости. Собрали главные аргументы за и против — выбирайте сторону и делитесь мнением в комментариях.
Это комментарии читателей из Сообщества. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции
👍 За: личный автомобиль — это дорого и нецелесообразно, если им почти не пользуешься
Больше 10 лет назад родители уговорили меня научиться водить и сдать экзамен на права. День экзамена был моим последним днем за рулем. Понятия не имею, где сейчас мои права :)
В повседневной жизни чаще всего пользуюсь общественным транспортом или хожу пешком. Покупку машины считаю нецелесообразной: в повседневной жизни меня устраивают другие варианты. Да и, по грубым подсчетам, ежедневные поездки на работу на такси были бы выгоднее. А покупать довольно дорогую штуку для редких ситуаций, когда нужно везти что-то неудобное или ехать туда, куда не едет общественный транспорт, тем более не хочу.
В контексте своей жизни воспринимаю машину как потенциальную обузу, которая стоит дорого, требует обслуживания и которую нужно где-то хранить.
К тому же мне больше по душе ситуация, когда за рулем кто-то другой, а я в это время занимаюсь своими делами.
В детстве мечтал о личном автомобиле. В семье ни у кого машины не было, на других смотрел с завистью — это же можно в любую погоду поехать куда угодно :)
В 20 лет осуществил мечту и практически прирос к машине — иногда даже в ней спал. А по ночам подрабатывал: еду возил, таксовал. Накатал огромный опыт, езжу спокойно и уверенно на любом авто.
Где-то лет в 26 начал понимать, что наигрался: надоело думать, где ее хранить, когда мыть, когда на ТО, где можно стоять, а где — нет, как совмещать с алкоголем.
Сейчас однозначно понимаю, что автомобиль мне совсем не нужен: это обуза и пассив, расходная статья по финансам и времени. Жизнь адаптировал к отсутствию авто: жилье покупал рядом с работой, теперь и вовсе удаленка. В пешей доступности есть любые магазины и заведения, а также общественный транспорт. Ездить совершенно некуда, да и некогда. Для межгорода предпочитаю самолет и поезд: удобнее и более предсказуемо. Окружающие меньше садятся на шею. Когда у тебя есть авто, всем всегда что-то или кого-то куда-то надо везти.
Пользуюсь общественным транспортом, велосипедом, самокатом, каршерингом и такси. В путешествиях беру авто напрокат. На транспорт трачу очень мало и до сих пор радуюсь, что отказался от личного авто.
👎 Против: общественный транспорт в регионах плохо развит
Вполне реально жить без автомобиля, если инфраструктура места, где живешь, позволяет. У меня с раннего детства была идея фикс иметь свой автомобиль, потому что общественный транспорт в моем родном городе просто отвратительный.
Когда мы в путешествиях передвигались по Праге в их современных комфортабельных трамвайчиках, приезжающих каждые пять минут, конечно, не было никакой проблемы отказаться от автомобиля. Когда ты живешь в провинциальном российском городе с периодическими морозами −30 ℃ и автобусами, ходящими с перерывами по 45 минут, которые и сами промерзли изнутри, никто в здравом уме не предпочтет этот способ передвижения личному автомобилю.
Мне очень импонируют идеи минимального пользования личным автомобилем и использования для повседневных поездок общественного транспорта, но этим идеям есть разумные пределы.
👍 За: в крупных городах большой выбор альтернативного транспорта
Без проблем отказался от авто, когда переехал из Московской области в столицу семь лет назад. Снял квартиру через дорогу от работы, и моя машина почти не использовалась более полутора лет. Пробег за это время был всего около 5000 км. А для меня это как красная тряпка для быка: неиспользуемый товар, услуга, предмет становится пассивом и должен быть продан.
Три с половиной года ходил пешком, использовал все виды общественного транспорта, каршеринг, а также самокат. Но потом автомобиль стал нужен для бизнеса. Обойтись без него теперь практически невозможно. Благо он себя давно окупил за месяц-два.
Абсолютно свободно откажусь снова, если будет выгоднее другой вариант.
Продал последнюю машину в 2020 году. До этого ездил на своих автомобилях 14 лет. Последним был Мерседес Е-класса 2015 года. Сейчас полностью перешел на общественный транспорт, такси и каршеринг.
В прошлые выходные ездили на каршеринге Джили Кулрэй из Москвы в Ярославль на два дня, заплатил 10 000 ₽. Общие расходы моей семьи из двух человек на транспорт в Москве — около 20 000 ₽ в месяц, включая, как правило, пару поездок на каршеринге за город на день-другой.
👎 Против: с маленькими детьми сложно обходиться без машины
Пожалуй, на день я бы могла отказаться от автомобиля. А так — нет: живем с детьми в одном подмосковном городе, бабушки — в другом, некоторые кружки и занятия — в Москве, поликлиники — в Москве, часть взрослых дел — тоже в Москве. Перемещаться между всеми этими точками без автомобиля слишком долго и неудобно. В целом, конечно, если бы автомобиля не было, сгруппировали бы все необходимое ближе к дому, но потеряли в качестве — здорово, что он есть.
Вообще, с двумя маленькими детьми мне комфортнее на автомобиле, чем на общественном транспорте. Поэтому в путешествиях тоже сразу ищу, где арендовать машину. Или просто едем на нашей.
Машина — это абсолютная мобильность. Не надо бесконечно ждать в час пик, пока приедет такси с автокреслом, а потом слушать шансон в прокуренной колымаге. И офигевать от цен: в крошечный дождик цена сразу взлетает до 700 ₽ за проезд одной остановки.
Не надо тащиться с двухлеткой на остановку и не пойми сколько ждать автобус или трамвай. Да еще дойди туда с ребенком: без коляски прогулка затянется на час, с коляской замучишься пихать ее в набитый транспорт.
Не надо париться вообще, как попасть куда хочется, — каждый день гуляем в парках и набережных на разных концах города. Позвонила подруга, зовет на дачу? Будем через полчаса.
Терпеть не могу ограничения и ожидания. Ничего удобнее, чтобы быть где захочется и когда захочется, еще не придумали.
👍 За: не все могут позволить себе автомобиль из-за роста цен
В свете недавних событий все больше людей будут отказываться от автомобиля.
Когда новый автомобиль стоит хотя бы 6—8, максимум 12 месячных средних зарплат, это практичная покупка. Но когда его цена — 38 месячных зарплат и это еще не предел, то это уже роскошь, а не средство передвижения.
👎 Против: своя машина — это комфорт и положительные эмоции
Для меня мой автомобиль — это как любимый питомец! Он дарит мне эмоции и радость, иногда подкидывает проблем, но все равно я его люблю. Ведь нет ничего лучше, чем прокатиться с ветерком, с качественной музыкой и комфортом в какой-нибудь выходной теплый осенний день по серпантинам нашего края в сторону любимого пляжа!
С развитием общественного транспорта готов меньше пользоваться машиной, отказаться от коротких поездок в будние дни. Но отказаться совсем уж — нет.
В нашем телеграме рассказываем о машинах: какую выбрать, как ее обслуживать и что делать, если с ней что-то случилось. А еще разбираем сложные юридические вопросы и публикуем новости для автомобилистов. Подписывайтесь: @t_avtomobil