Подать документы на регистрацию ИП можно онлайн, в налоговой, МФЦ или у нотариуса.
Расскажем, как это сделать, какие документы понадобятся и почему в регистрации ИП могут отказать.
Что вы узнаете
Необходимые документы для регистрации ИП
Для регистрации ИП нужно передать в налоговую инспекцию:
- Паспорт и его копию.
- ИНН, если есть.
- Заявление о регистрации в качестве ИП. Подробнее о нем расскажу дальше.
- Квитанцию об уплате госпошлины — 800 ₽. Ее не платят при подаче документов через интернет, нотариуса или МФЦ .
Это базовый список. К нему также можно приложить заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, УСН, если выбрали ее.
Иностранным гражданам также нужна копия страницы национального паспорта с отметкой о разрешении на временное проживание или вида на жительство.
Способы подачи заявления на регистрацию ИП
Подготовленные документы можно подать в налоговую лично, через МФЦ, нотариуса, посредников или через интернет.
Лично в налоговой инспекции. Нужно обратиться в ИФНС по месту регистрации предпринимателя, указанному в паспорте. Узнать адрес инспекции, к которому вы относитесь, можно на сайте ФНС. Записаться на прием можно в личном кабинете на госуслугах.
По почте. На сайте налоговой службы написано, что отправить документы можно заказным письмом с объявленной ценностью и описью. В Москве также — через Pony Express. Но в жизни этот способ не работает: подпись будущего ИП на заявлении о регистрации должен заверить нотариус, и он же обязан направить документ в налоговую .
У любого нотариуса. Он примет заявление, засвидетельствует подлинность подписи будущего ИП, отсканирует документ, подпишет своей электронной подписью и направит в налоговую.
Это стоит 1000 ₽ . Возможно, также придется оплатить услуги правового и технического характера. Их стоимость зависит от региона.
Через МФЦ. Оператор многофункционального центра сам заполнит заявление, сделает копии и отправит все в налоговую.
Найти ближайший МФЦ можно на сайте «Мои документы». Там же можно уточнить, оказывает ли нужную услугу конкретный центр.
Через интернет. Подать документы можно через сервис ФНС «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» или госуслуги. Нужна квалифицированная электронная подпись, КЭП.
Через посредников. Услуги по регистрации ИП оказывают многие организации, например Т-Банк. Вам нужно заполнить анкету. А банк выпустит электронную подпись, подготовит документы и направит их в налоговую.
Сколько стоит открыть ИП
Способ подачи документов | Расходы |
---|---|
В налоговой | Госпошлина — 800 ₽ |
Через онлайн-сервис «Государственная регистрация бизнеса» или госуслуги | Токен для КЭП — от 3000 ₽ С подписью в «Госключе» — бесплатно |
Через МФЦ | Бесплатно |
Через нотариуса | Услуги нотариуса — от 1000 ₽ |
Через посредников | Зависит от условий конкретной компании. В Т-Банке — бесплатно |
Сколько стоит открыть ИП
Способ подачи документов | Расходы |
В налоговой | Госпошлина — 800 ₽ |
Через онлайн-сервис «Государственная регистрация бизнеса» или госуслуги | Токен для КЭП — от 3000 ₽ С подписью в «Госключе» — бесплатно |
Через МФЦ | Бесплатно |
Через нотариуса | Услуги нотариуса — от 1000 ₽ |
Через посредников | Зависит от условий конкретной компании. В Т-Банке — бесплатно |
Как заполнить заявление на регистрацию ИП
Проще всего сделать это через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Вы внесете данные, а система сформирует заявление. Его можно отправить онлайн или распечатать — например, если хотите подать документы лично в налоговой инспекции. Об этом сервисе расскажу дальше.
Также заявление можно заполнить на компьютере и распечатать. Или сначала распечатать пустой бланк, а потом заполнить от руки.
У ФНС есть требования к заполнению заявления. Например, можно использовать только черные, синие или фиолетовые чернила. Номер любого российского телефона должен начинаться с «+7» .
Разберем заполнение на примере.
Дальше прописывают коды видов деятельности по ОКВЭД. По ним налоговая поймет, чем вы собираетесь заниматься. Выбранные коды должны быть как минимум четырехзначные. Например, 31.02 — это производство мебели, а 47.78 — продажа солнцезащитных очков и защиты для зрения.
Если зарегистрироваться впервые до конца 2024 года, по некоторым видам деятельности могут быть налоговые каникулы. Тогда год или два на УСН или патенте не придется платить налог с доходов. Налоговые каникулы могут получить новые ИП, занятые в производстве, социальной, научной сфере или оказывающие бытовые услуги. Конкретные виды деятельности или коды ОКВЭД для каникул утверждают регионы.
В заявлении нужно указать основной и дополнительные коды деятельности. Основной — по которому вы планируете получать больше всего дохода. Дополнительных может быть сколько угодно, но мы рекомендуем ограничиться двумя-тремя.
Выбрать систему налогообложения. ИП может работать на общей системе или спецрежимах — УСН, АУСН, патенте или НПД.
Перейти на УСН, АУСН или патент можно сразу при регистрации. Надо подать в налоговую соответствующее уведомление.
Стать плательщиком НПД можно и до подачи заявления, достаточно установить на смартфон приложение «Мой налог» и зарегистрироваться. Тогда после получения статуса ИП вы будете применять НПД автоматически.
Разберем выбор налогового режима на примере УСН. Для его использования с даты регистрации ИП нужно заполнить уведомление о переходе на упрощенку. В заявлении ИП указывает, какой объект налогообложения выбирает: «Доходы» или «Доходы минус расходы». На «Доходах» выгодно работать предпринимателям, которые оказывают услуги. Если расходы больше 60% от оборота, лучше выбрать УСН «Доходы минус расходы».
Заплатить госпошлину. Это нужно сделать, если планируете подавать документы в налоговой инспекции. Перевести деньги можно на сайте ФНС или через приложение банка.
При подаче документов через онлайн-сервис налоговой службы, госуслуги, нотариуса или МФЦ пошлину платить не надо.
Как подать заявление на регистрацию через интернет
Сначала нужно оформить квалифицированную электронную подпись, КЭП, а затем подать документы.
Получить КЭП. Надо пойти в один из удостоверяющих центров и приобрести подпись и токен .
Также сертификат КЭП можно сформировать в мобильном приложении «Госключ». Это бесплатно. Но такая подпись подойдет только для подачи документов для регистрации ИП.
Чтобы получить сертификат КЭП в приложении «Госключ», нужна подтвержденная учетная запись на госуслугах, смартфон с NFC-модулем и загранпаспорт с чипом, который позволяет идентифицировать человека.
Загранпаспорт не нужен, если ваши данные есть в Единой биометрической системе, ЕБС. Сдать биометрию можно в банке — нужно предъявить паспорт и СНИЛС, а сотрудник сделает фото и запишет голос.
Узнать, есть ли ваши биометрические данные в ЕБС, можно в личном кабинете на госуслугах в разделе «Профиль» → «Биометрия».
Заполнить заявление онлайн. Сделать это можно в сервисе регистрации бизнеса.
После прохождения всех шагов сформируется заявление на регистрацию. Проверьте его, прикрепите скан паспорта и ИНН и подпишите документ КЭП, если хотите пройти весь процесс онлайн.
Через три рабочих дня после отправки документов на указанную в заявлении электронную почту придет лист записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ЕГРИП. Его можно сохранить или распечатать. Отдельное свидетельство о регистрации ИП на бланке и с гербовой печатью сейчас не выдают.
Сколько времени занимает регистрация ИП
Обычно максимум три рабочих дня с момента подачи документов. Но если оформляете ИП через посредника, срок может увеличиться — уточните детали у него.
Когда налоговая может отказать в регистрации ИП
Обычно налоговая отказывает по двум причинам: неправильно заполнены документы или их подали не в ту налоговую .
Вот самые частые ошибки в заполнении документов:
- Опечатка в ФИО.
- Неправильные реквизиты паспорта.
- Подача документов не по месту регистрации.
- Неправильное сокращение слова. Например, слово «район» нужно сокращать как «р-н», а не просто «р.».
- Не указан ИНН, если он есть.
В решении об отказе в госрегистрации налоговая укажет причину. От этого зависит, что делать дальше.
Например, вы не предоставили копию паспорта или другой документ. Его можно донести в налоговую в течение трех месяцев. Платить госпошлину заново не нужно .
При наличии ошибок и опечаток в заявлении его придется снова заполнить и отправить в налоговую. Госпошлину в этом случае не платят. Но переделать заявление можно только один раз — если инспекция опять найдет ошибки, придется подавать весь пакет документов и платить госпошлину заново.
Бывает, в заявлении указали недостоверные сведения — например, не ту прописку. Придется сдавать все документы и платить госпошлину еще раз. То же самое надо сделать, если сдали документы не в ту налоговую.
Еще налоговая откажет в регистрации в одном из этих случаев:
- у человека есть судимость и в заявлении он указал коды ОКВЭД из так называемого детского перечня — то есть собирается работать с несовершеннолетними — либо коды, связанные с пассажирскими перевозками;
- его признали банкротом и с этого момента не прошло пяти лет .
С 1 ноября 2024 года налоговая может отказать в регистрации ИП из-за неявки в военкомат. Так произойдет, если человек состоит на воинском учете и в течение 20 дней без уважительной причины не пришел в военкомат по повестке. Запрет снимут после посещения военкомата.
Что делать после регистрации ИП
Нужно открыть счет в банке и иногда — уведомить госорганы о начале работы.
Отправить уведомление о начале деятельности ИП. Это обязательно для отдельных видов деятельности. При открытии кафе сообщите об этом Роспотребнадзору, если будете заниматься автомобильными грузоперевозками — Ространснадзору .
Подать уведомление можно через госуслуги или региональные порталы. Для этого нужна квалифицированная электронная подпись.
ИП может получить штраф от 3000 до 5000 ₽, если не сообщит о начале деятельности . Но если с открытия бизнеса прошло более 90 дней, наказания не будет: истек срок давности привлечения к ответственности.
Получить КЭП в налоговой. Это бесплатно. Старая подпись, выданная как физлицу, уже не подойдет.
Открыть расчетный счет ИП в банке. Он нужен для расчетов с клиентами, партнерами, для уплаты налогов, страховых взносов и сборов. Выбирайте банк, где вам подходят условия, стоимость обслуживания и размеры комиссий.
Нужна ли печать ИП
Закон не обязывает ИП работать с печатью. Некоторые предприниматели делают ее по привычке или потому, что ее требуют контрагенты, для которых документ с печатью выглядит солиднее.
Частые вопросы о регистрации ИП
Нужно ли регистрироваться в СФР? Налоговая сама передаст информацию о вас в Социальный фонд и отделение Росстата.
Можно ли открыть ИП, если работаешь по найму? Если человек не госслужащий и работает по трудовому договору или договору подряда, зарегистрировать ИП можно.
Как открыть ИП учредителю ООО? Процедура такая же, как и для остальных.
Как открыть ИП, если нет постоянной регистрации? ИП можно зарегистрировать по адресу временной регистрации, если у вас нет постоянной. Если живете в Москве по временной регистрации, а прописаны в Калуге, ИП придется регистрировать в Калуге.
Как открыть ИП иностранному гражданину? Нужны вид на жительство или разрешение на временное проживание в РФ, а также нотариально заверенный перевод национального паспорта на русский язык. В остальном процесс такой же.
Как получить налоговые каникулы? На них могут рассчитывать предприниматели, впервые зарегистрированные до 2025 года и выбравшие УСН или патент.
ИП должен заниматься образованием, социальными услугами, научной деятельностью или производством. Если он занимается торговлей, налоговые каникулы ему не положены. Предоставлять ли их и по каким видам деятельности — решает регион.
Если я зарегистрировался как ИП в конце года, нужно ли отчитываться? Если применяете ОСН или УСН и за год ничего не заработали, нужно сдать нулевую отчетность и заплатить фиксированные страховые взносы пропорционально количеству месяцев и дней работы ИП.
Нужно ли оформлять самому себе трудовую книжку и платить зарплату? Нет, не нужно.
Нужно ли сообщить в налоговую, если поменял паспорт? Нет. Отделение по вопросам миграции МВД само передаст информацию в налоговую.