«Не нравилось вытягивать из учеников деньги»: почему я больше не работаю репетитором

Опыт читательницы, которая 8 лет преподавала английский
36
«Не нравилось вытягивать из учеников деньги»: почему я больше не работаю репетитором

Это история из Сообщества. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала

Удаленный аватар автора

Больше не в Т—Ж

разочаровалась в профессии

Когда я училась на первом курсе лингвистического факультета, мне резко понадобились деньги, а стипендия была маленькой.

Я понимала, что сил на работу в общепите хватать не будет, к тому же я была не готова каждый день общаться с большим количеством потенциально недовольных людей. Репетиторство стало первым, что пришло в голову.

В итоге я восемь лет преподавала английский язык школьникам и взрослым, но три года назад ушла из профессии — и не жалею об этом. Расскажу, где и как работала и какие трудности подтолкнули меня к отказу от этой деятельности.

Почему решила стать репетитором

Свободный график. У меня было много очных пар, которые не хотелось пропускать. Репетиторство позволяет самостоятельно выбирать рабочие часы.

Быстрые деньги. В отличие от полноценной работы, за которую, как правило, платят дважды в месяц, клиенты могут оплачивать каждый проведенный урок отдельно — для голодного студента это может быть важно.

Возможность самостоятельно устанавливать цену. Все зависит от того, как потенциальный репетитор оценивает свою экспертность. Стоимость урока важно установить грамотно: не назначить слишком низкую оплату и не перейти порог адекватной цены. Стоит учитывать местонахождение целевой аудитории, даже если уроки будут проходить онлайн. Цена урока для учеников из городов-миллионников может быть выше, чем для учеников из регионов.

Полезно изучить рынок и определить среднюю стоимость, можно начать с нее или с чуть более низкой, если опыт отсутствует. Потом постепенно поднимать цену, когда первые ученики покажут хороший результат на экзаменах или повысят успеваемость.

Для меня важным моментом было время, которое я затрачиваю на дорогу. Если ученики или родители настаивали на очных занятиях, я повышала стоимость услуг.

Выбор клиентов. Репетитор сам отбирает учеников. Если с кем-то не получается найти общий язык, от обучающегося всегда можно отказаться и поискать другого.

Опыт не обязателен. Конечно, необходимы подготовка к занятиям и хорошие знания по предмету, но этого вполне достаточно, чтобы начать.

Как искала учеников

На «Авито». Мне не удалось найти там клиентов, но многие знакомые подобрали себе первых заказчиков на этом сайте. Возможно, дело было в том, что я искала не в сезон и не вкладывалась в рекламу.

На платформах для репетиторов. Например, repetit.ru или «5 — легко». Мне способ не подошел по тем же причинам, что и «Авито». Но если вы готовы вложить силы и время в рекламу, он вполне может сработать.

В онлайн-школах. Некоторые из них специализируются исключительно на подготовке к экзаменам, другие — на освоении школьной программы. Туда нужно пройти отбор. Я проработала в одной из таких школ четыре месяца и ушла, мне больше подошел вариант самозанятости.

Через сарафанное радио. Оно оказалось самым эффективным. Первых учеников я нашла благодаря своим преподавателям по английскому, у которых попросила совета: сами они не смогли взять ребят из-за дальности расположения или отсутствия времени. В последующие годы я искала клиентов через знакомых, или они сами приходили по рекомендации.

Как готовилась к занятиям

Перед тем как начать вести занятия, я обратилась за советом к своим школьным учителям и репетиторам — ко всем, к кому могла. Из пяти человек откликнулись двое, их рекомендации оказались очень полезны. Чуть позже, когда я уже вела уроки, попросила совета и у своих университетских преподавателей, так как училась на факультете лингвистики. Они охотно отвечали на мои вопросы, за что я очень благодарна.

Во время учебы в вузе у меня были отдельные курсы, посвященные методике преподавания, и дополнительные занятия по педагогике, которые могли посещать все желающие, — там я тоже задавала вопросы и многому научилась. В целом все преподаватели были настроены позитивно и были готовы помогать.

Один из самых важных советов, который мне дали: не переживать, если я чего-то не знаю и не могу ответить на вопрос ученика. В таких случаях нужно сказать прямо: «Я этого не знаю, уточню к следующему занятию и обязательно расскажу вам», — в этом нет ничего страшного.

В университете мне также объяснили правовые вопросы — например, как заключать договор на оказание образовательных услуг, но мне так и не довелось ни разу этого сделать. Я оформилась как самозанятая, этого было вполне достаточно.

С какими трудностями столкнулась

Странные правила в онлайн-школе. Например, у нас с руководством не совпали представления о том, как должен вести себя преподаватель: считалось, что, если ученик флиртует с репетитором, не стоит этому препятствовать. После неприятного случая с одним из клиентов я ушла.

Также школы нередко преследуют исключительно финансовую выгоду. Организация, в которой я работала, оценивала репетиторов в том числе по показателю «возвратности»: чем дольше и чаще занимается ученик, тем успешнее считался учитель. То есть работник обязан был совмещать в себе функции педагога и пиар-менеджера.

Работа в школе по подготовке к экзаменам может быть очень тяжелой.

Нередко репетиторов-студентов просят стать еще и наставниками для школьников: отвечать на их вопросы в социальных сетях, поддерживать эмоционально. Сил будет уходить уйма, а зарплата, скорее всего, не вырастет.

Похожая ситуация может сложиться с проверкой домашних заданий. Очень важно, чтобы школа регламентировала этот аспект, иначе огромная часть работы репетитора становится бесплатной. Например, я могла провести одно занятие, а потом еще две недели отвечать на вопросы по уроку и чуть ли не ежедневно комментировать выполнение домашней работы.

Мне не нравилось вытягивать из учеников деньги, агитировать их проходить ненужные курсы и занижать уровень, чтобы они дольше оставались в школе. Хотелось просто помогать людям достигать своих целей, заниматься плодотворно и эффективно, поэтому я предпочла работать сама на себя.

Клиенты по знакомству. Детей родственников и приятелей стоит брать с особой осторожностью. С одной стороны, это легкий способ пополнить клиентскую базу, с другой — если что-то не заладится, могут пострадать отношения.

Так, однажды я согласилась давать уроки сыну знакомых, о котором отзывались как об умном и замечательном. Сочинения ребенок писал недобросовестно и в целом не был мотивирован учиться и выполнять домашку. Занятия я прекратила в тот же день, а отношения с родителями мальчика испортились.

Необязательные клиенты. Встречались ученики, которые считали уместным отменять занятия за пять минут до старта или даже через полчаса после запланированного времени начала. С такими стоит вводить систему абонементов: если клиент предупреждает об отмене позже, чем, например, за шесть часов до начала, занятие сгорает. Еще один вариант — отказываться работать с такими людьми.

Отсутствие перспектив. В репетиторстве есть потолок. Можно повышать квалификацию, поднимать цены, зарабатывать репутацию, но на этом все. Новые задачи появляться не будут, только если не открывать свою школу или кабинет, выпускать чек-листы, вести социальные сети, а мне этого не хотелось.

Нереалистичные ожидания. Бывало, я сталкивалась с претензиями со стороны учеников или их родителей из-за отсутствия прогресса. Приходилось терпеливо объяснять, почему толку от одного занятия в неделю мало и важно выполнять домашнюю работу.

Эмоциональное выгорание. Нетрудно устать от постоянного взаимодействия лицом к лицу, от трудных учеников, долгих уроков онлайн и очно. Занятия со школьниками предполагают еще и воспитание — приходится развивать навыки самостоятельного обучения, контролировать выполнение заданий от и до. Мне совсем не хотелось этим заниматься.

Несоответствие личным интересам. Я окончила бакалавриат и магистратуру по лингвистике, аспирантуру по филологии, сейчас пишу кандидатскую. Мне нравится работать на стыке науки и технологий, а репетиторство не вписывается ни в одну из этих сфер. Преподавание в вузе, подготовка научных статей и программирование стали отнимать все мое время, а сил и желания вести уроки не осталось.

Выводы

Без сомнений, репетиторство многому может научить: выстраивать коммуникацию с клиентами, работать с материалами пособий и учебников. Это дело отлично подходит студентам во время учебы и долго устраивало меня. За него можно получать хорошие деньги, если отладить систему.

Я всегда знала, что не буду репетитором всю жизнь, бралась за работу как за временную. Это совсем не значит, что нельзя заниматься таким делом постоянно, но нужно иметь в виду: оно подойдет не каждому.

Преподавательская деятельность привела меня к мысли, что формат обучения в целом стоит пересмотреть. Мне бы хотелось максимально автоматизировать процесс усвоения фундаментальной информации — записать курс, например, а по оставшимся вопросам консультировать заинтересованных студентов. Репетиторство предполагает индивидуальный подход, и там бы такое реализовать не удалось.

В профессиональной деятельности мне нравятся вызовы: я с огромной радостью возьмусь за работу над неисследованным массивом данных по предложению студента и помогу ему подготовить ее для гранта. В репетиторстве для меня вызовов нет, поэтому я им не занимаюсь.

Тоже работали репетитором? Расскажите о своем опыте и станьте героем следующего материала

РедакцияРаботаете репетитором? Расскажите о вашей профессии:
  • kettylumСтать экспертом ЕГЭ, не работая в школе - технически невозможно. Странно, что работая аж с 2014 года вам не удалось найти учеников на агрегаторах. С Профи 5 лет назад даже звонили админы, предлагая заказы, конкуренция была сильно ниже. Возможно, обусловлено размером города. Моральная сторона вопроса смутила больше всего. Стыдно работать репетитором? На другую сторону дороги переходят (что?)? Неадекватные ученики, конечно, могут встретиться, но их сильно меньше, чем адекватных, благодарных ребят. Репетитор математики, опыт 7 лет.48
  • kettylum, репетитором работать не стыдно, но есть альтернативы посолиднее (но это дело восприятия, как я уже сказала, я не имею ничего против этой работы, просто именно мне она не нравится). Я не особо заморачивалась поисками на агрегаторах, возможно, дело именно в этом. :)1
  • LanaПодрабатывала репетитором по математике и информатике, когда была студентом. Для меня самым сложным была ответственность: часто родители ставили задачу сдать экзамен на какую-то определенную оценку. Но я не могу такого обещать, это зависит не только от меня. По этой причине я отказывалась от предложений подготовить ученика для сдачи ЕГЭ, предлагая родителям найти более опытного учителя. Встречались ситуации, когда родители спохватывались, что ребенок может не сдать экзамены в 9м классе, нанимали репетитора за месяц до, а оказывалось, что у ученика 9-ого класса просто гигантские пробелы в знаниях, он даже не помнит таблицу умножения.16
  • kettylum, а математика - это круто, Вы молодец. Можно работать в универе и быть экспертом. Вполне себе. Но так можно просто назваться экспертом и не иметь никаких документов, подтверждений и т.д.))))5
  • Glissa SunslayerLana, я отказалась от идеи репетиторства тоже по причине того, что родители почти всегда приходили с запросом сдачи ЕГЭ на конкретное количество баллов. По опыту однокурсников, которые пробовали заниматься подготовкой к экзаменам, могу сказать, что этим родителям бесполезно объяснять, что оценка на экзамене не зависит напрямую от усердий репетитора. Но им это ни о чём. Мол, я же деньги плачу, давай результат. Да и дети не всегда так уж заинтересованы в результате. Часто идут на поводу у родителей и сдают экзамен по конкретному предмету, чтобы поступить туда, куда сказали.17
  • John DoryGlissa, ну хорошо, допустим родители запросили 90 баллов на ЕГЭ. Вы согласились на этот блудняк. На ЕГЭ ученик получил 50. Что дальше, родители требуют вернуть все бабки? Или заранее львиная доля дохода оговариаается постфактум?3
  • Glissa SunslayerJohn, ну, как я полагаю, родители включают режим сарафанного радио в негативном ключе, портят тебе настроение нотациями о том, какой ты плохой репетитор и т.д. Я, честно говоря, не знаю достоверно как заканчиваются такие истории. Но плохие отзывы в значительной степени сказались бы на развитии карьеры в этой сфере.13
  • БестияПо-моему у многих взрослых людей, которые давно работают в какой-либо сфере, происходит понимание, что они хотят заниматься другим. Особенно это заметно у тех, кто совмещает 2 направления деятельности, пусть даже смежные. Но все упирается в потерю некоторой части дохода и риски опять же потери значительной части дохода в будущем. Мы же все связаны обязательствами, растим детей, поэтому, к сожалению, не все могут позволить себе быть свободными художниками (а жаль).7
  • Glissa SunslayerJohn, да, город имеет значение. Чем меньше населённый пункт, тем стремительней развивается или загибается карьера в зависимости от оставленного отзыва.2
  • BaroloРепетиторство явно не ваше, и хорошо, что не стали им заниматься. Зачем себя мучить. Я преподаю частным образом с 2011 года, помню времена, когда админы с агрегаторов звонили и умоляли взять учеников. Сейчас, конечно, ситуация сложнее, конкуренция растет. Работаю в онлайн-школе (адекватной, где Вы умудрились такую школу найти - загадка), частные ученики тоже есть. Никуда не езжу, работаю дома онлайн. Есть свои минусы, но плюсов больше, чисто для меня. Просто Вы изначально стали заниматься тем, что не к душе, вот и результат такой в виде разочарования и неприкрытого раздражения.26
  • АльдекСкорее всего,материальная часть жизни уважаемого автора в виде доходов претерпела изменения в сторону «+»,поэтому отказ от репетиторства не повлиял существенно на уровень потребления,отсюда и нежелание продолжения деятельности в этом сегменте бизнеса. Да и характер автора ,скорее всего ,сакраментально повлиял на принятие решения:) Романтики,конечно,маловато в репетиторстве - не работа на МКС ,хотя само по себе занятие неплохое,учитывая уровень преподавания в школах ,развитие удалёнки и относительную свободу - очень удобно - online,сам себе составляешь график нагрузок,да и расценки на репетиторство заставляют серьёзно задуматься о смысле получения образования :)5
  • Александр Кузьминkettylum, 1,5 года назад материальная ситуация сильно ухудшилась. До этого в принципе не рассматривал репетиторство как этически приемлемый способ заработка. Но тогда решил всё-таки попробовать. Зарегистрировался на Авито, Профи, Юду. Москва – возможность очных занятий, для остальных субъектов – онлайн. За всё время – ноль откликов. Предмет история/обществознание. Анкеты классные, сам каждый год прохожу курсы добровольно, повышаю квалификацию, сдаю ЕГЭ в общем порядке вместе с детьми на высокие баллы. Так что всё не так просто.4
  • Анна НЕсли рассматривать репетиторство с позиции денег, то да- все так и будет. Я занималась репетиторством всегда параллельно с другого вида работой. Ну мне нравилось. Знакомиться с людьми, развивать детей, возвращать им веру в себя и свой интеллект. В итоге, это стало моей профессией и любимым делом - открыла свой детский центр, выпустила книги. И даже сейчас все равно преподаю как репетитор совершенно за обычный бюджет. Автору благодарность за свою честную позицию.6
  • Выдра в гетрахBarolo, ну, вот я искренне любила преподавание, а теперь увольняюсь после шести лет работы с практически отвращением к нему. Всё сильно зависит от условий...8
  • Yaffa LuftВообще не поняла сквозящего между каждым абзацем стыда за то, что работал репетитором. Работаю репетитором уже, дай Бог, 8 лет. Это моя отдушина. Возможно, потому что я сама выбираю учеников и эта деятельность не является основным источником моих доходов. Могу предположить, что Вы просто делали то, что не хотели, поэтому такое стыдливое отношение к вполне достойной деятельности. Хорошо, что вы это почувствовали, развили это в себе и ушли из этого. Плохо, что даже свои позитивные достижения в этом деле вы подаёте под кислым соусом.21
  • Yaffa LuftLana, молодец, что отказывались от таких учеников (точнее - от таких родителей).3
  • Татьяна ШавловскаяДина, полюбопытствую, кем вы сейчас более солидно работаете?5
  • Татьяна ШавловскаяBarolo, не говорите. Работаю онлайн-преподавателем программирования, можно сказать репетитор, только не по школьной программе, а по фронтенд и не только. Оч люблю свою работу)2
  • Татьяна, закончила магистратуру, устроилась в универ. Еще раз хочу подчеркнуть, что не имею ничего против работы репетитором, просто с моими целями это никак не связано.7
  • Элина ЗеленинаBarolo, подскажите, пожалуйста, в какой онлайн -школе Вы работаете , если не секрет ?4
  • user2833528Не могла не пройти мимо. Многое хотела бы прокомментировать, но это будет слишком длинно. Вы сами себя назвали репетитором, а могли бы позиционировать экспертом в определенной области, связанной с английским. Например, я работаю только со взрослыми людьми, и преподаю только английский для спец целей. Но и за плечами у меня 20 летний опыт работы в иностранных компаниях на разных должностях. Одним словом, я разбираюсь в том, что преподаю ( ниша). Ведь, английский это не только грамматика и т.д. Кто была ваша целевая аудитория? Следующее, почему вы работали офлайн, а не онлайн? Далее, подход. Если бы вы относились к каждому клиенту как к проекту, то возможно было бы другое отношение. Возможно,мне проще,так как я никогда не преподавала в школе ( кроме практики) , институте и т д. У меня другой взгляд на вещи. Преподавание языков - это не только уроки. Вы могли бы создавать различные инфопродукты, которые не требовали бы от вас постоянного личного присутствия ( как с уроками). Ну, и конечно сколько стоило ваше занятие? Возможно, ваше выгорание произошло по причине не тех студентов и низкой цены на ваши занятия. Были ли у вас правила посещения? Как производилась оплата? Готовили ли вы план работы заранее для студента? Была диагностика до начала занятий? Ведь не только студент выбирает, но и мы. Много вопросов. Скорее всего, вы не воспринимали всерьез данное занятие.6
  • user2833528, к сожалению, вы невнимательно прочли текст. Это видно по вопросу про онлайн. Я буквально написала, что проблема была в том, что я не хотела заниматься репетиторством. :) Создавать инфопродукты - классная тема, но, увы, с наукой это никак не связано. С айти тоже не связано. Зачем масштабировать и развивать то, что не нравится?2
  • СветланаДина, я по ряду жизненных обстоятельств много лет совмещаю научную работу, преподавание в вузе и репетиторство. Это вопрос мотивации и навыков организации времени. Должна заметить, впрочем, что мне отчасти повезло: я не нуждаюсь в большом количестве сна, что даёт мне несколько ночных часов каждые сутки на написание лекций или статей. Разумеется, если Вам репетиторство более не нужно, не интересно и т.п., то Вы правильно сделали, что от него отказались.2
  • МаринаДина, подруга работает репетитором, зарабатывает 300тыс/месяц, да и в принципе хороший репетитор - это очень небедный человек, что тут несолидного?10
  • Марина, это очень здорово, Ваша подруга молодец!2
  • Yuliya RueДина, зачем очернять вид деятельности, если Вы просто не созданы для него? Вы сами не хотели и не сумели организовать свою работу так, чтобы она приносила и материальное и моральное вознаграждение6
  • Людмила КизимоваЯ педагог с 40-летним стажем,последние 10 лет работаю репетитором по русскому,литературе,предметам начальной школы,истории в среднем звене. За плечами 25 лет работы с детьми-сиротами в детдоме 20 лет в школе,5 лет совмещала школу и детдом.Мой опыт позволяет находить "ключик"практически к любому ученику,поэтому ко мне приходят в 1 классе,а уходят после 11-го,и никаких проблем с родителями нет.Во-первых,провожу тест на айкью, во-вторых,выясняю степень осознанности прочитанного нового материала и т.д.Об этом говорю родителям.Психологические тесты,определение ведущего полушария,ведущего типа памяти и т.д.Затем формирую план развития ребенка,согласовываю с родителями,объясняю,где и почему происходят "затыки",объясняю,что нужно делать родителям и что буду делать я.Говорю,каких результатов удастся добиться,какие под вопросом,а каких вряд ли удастся добиться,никому не обещаю 100 баллов,говорю,что если все сложится,будет высокий балл,примерно называю,слегка занижаю.А дальше в путь.Не боюсь говорить о наследственности.Занятия четко по расписанию,без опозданий с моей стороны и со стороны учеников,без предварительных созвонов.Ходят годами,все довольны.Но и я работаю не только по программе,но и выравниваю психику,иногда работаю с подсознанием,с разрешения родителей,нахожу проблемы детских страхов и избавляю учеников от этих проблем.Работаю 5 дней в неделю по 6 часов,раньше работала 6 дней в неделю,но мне уже 64,тяжело.Работа нравится,не выгораю,финансов достаточно,в каникулы путешествую.0
  • BaroloЭлина, в Инглекс0
  • Маргарита Разумная« занижать уровень, чтобы они дольше оставались в школе» - не могу представить как это возможно. Всегда есть чему научиться. Нет таких школ чтобы ученик там «всё выучил»0
  • Маргарита РазумнаяАлександр, в чем неэтичность репетиторства?0
  • Маргарита РазумнаяМарина, интересно какая цена за урок и сколько работает времени. Мне кажется цифра почти нереальная. Цена на качество работы репетитора не всегда влияет, тут как повезет0
  • НиколайА сколько Вы зарабатывали в год на репетиторстве? Чистыми? Вопрос весь лишь в деньгах... Т.к на фирме за монитором сидеть и что-то делать, какие то задания от руководства лично я не хочу, это вредно... Репетитором времени ещё больше тратишь, но хоть голова свободна и делать ничего не надо + нет этого монитора с излучением постоянно.0