Дефляция, или падение цен, — редкое явление для России.

С 1992 года Росстат ни разу не отмечал годовую дефляцию, а падение цен за месяц фиксировалось всего 12 раз за 30 лет.

Но сейчас в России дефляция продолжается два месяца подряд. В июне цены упали на 0,35%, в июле — на 0,39%. К 8 августа годовая инфляция замедлилась до 15%.

Это выглядит как очевидная коррекция после весеннего скачка цен, но некоторые чиновники смотрят на это по-другому. Еще в июне министр экономического развития Максим Решетников заявлял, что Россия «сползает в дефляционную спираль», и призывал отнестись к этому серьезно, потому что без дешевого кредита ситуацию можно и «не вытащить».

Расскажу, как на самом деле выглядит дефляционная спираль, чем она может быть опасна, можно ли говорить о ее формировании в России и — на всякий случай — что делать инвестору в такой ситуации.

Что такое дефляция

Дефляция — устойчивое снижение цен на товары и услуги в экономике. Другими словами, это инфляция наоборот, когда цены не растут, а падают.

Для расчета дефляции, как и для расчета инфляции, используют индекс потребительских цен — ИПЦ, который измеряет изменение во времени стоимости набора продовольственных, непродовольственных товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством. Набор продуктов и услуг, входящих в расчет ИПЦ, определяет Росстат. Если значение индекса растет — это говорит об инфляции. Если падает — о дефляции.

Неэкономисту может показаться, что это здорово: цены падают, а значит, в будущем можно будет получить больше товаров и услуг за те же деньги, что и сегодня. Но дефляция — явление коварнее и сложнее, чем кажется на первый взгляд. Давайте разбираться.

Главная причина дефляции — дисбаланс между спросом и предложением. Падение спроса чаще всего вызвано кризисными явлениями в экономике, из-за которых граждане сокращают потребление и стараются экономить, опасаясь падения доходов или потери работы из-за кризиса. Также к этому приводит жесткая монетарная политика: когда центральный банк поднимает ставку, население предпочитает наращивать капитал, а не тратить его.

Рост предложения происходит из-за перепроизводства товаров, когда производители не успевают подстроиться под настроения потребителей. В результате они оказываются с избытком запасов и вынуждены снижать цены, чтобы распродать излишки.

Как устроена дефляционная спираль

Снижение цен на протяжении нескольких недель или одного-двух месяцев не так опасно и часто вызвано сезонными факторами. Например, цены на фрукты и овощи летом ниже, чем зимой. А вот длительная дефляция несет серьезную опасность для экономики и приводит к развитию дефляционной спирали — ситуации, при которой падение цен приводит к падению производства и экономическому спаду.

Из-за падения спроса компании вынуждены сокращать производство и снижать цены. Для производства меньшего объема товаров требуется меньшее количество сотрудников, и компании начинают сокращать персонал, что ведет к росту безработицы. Рост безработицы приводит к падению спроса, потому что у людей становится меньше денег. Компании снова вынуждены сокращать производство и снижать цены — спираль уходит на новый виток, с каждым разом усугубляя экономические проблемы.

Если дефляционная спираль затрагивает большинство секторов экономики, это приводит к падению ВВП.

Дефляционные кризисы в мире

Яркий пример дефляционной экономики — Япония с 1990 по 2020 годы. С начала 1960-х по 1989 годовые темпы роста ВВП Японии в среднем превышали 5% в год. Но затем в результате дефляционных процессов экономический рост в Японии с 1991 по 2020 годы держался в среднем на уровне 1% в год. За аналогичный период ВВП США рос в два раза быстрее.

Вот что привело к дефляции в Японии:

  1. С июля 1989 по июль 1990 Министерство финансов, опасаясь пузыря на фондовом рынке и рынке недвижимости, подняло ставку с 2,5 до 6%. Рост ставки оказался слишком быстрым — и пузырь лопнул: с декабря 1989 по август 1992 фондовый рынок Японии упал на 62% и до сих пор не восстановился. С 1989 по 1999 стоимость земли в Японии упала на 70%, а стоимость недвижимости — на 65%.
  2. Еще одна причина затянувшейся дефляции в Японии — старение населения. По состоянию на 1 октября 2021 года 29,1% населения Японии было старше 65 лет. Пожилые люди менее склонны к потреблению, что ведет к общему падению спроса. Кроме того, население Японии сокращается: если в 2010 году в стране проживали 128 миллионов человек, то к 2021 население сократилось до 125,3 миллиона человек.

А вот какие у этого были последствия:

  1. Количество банкротств в 1990 году составляло менее 400 в месяц, а к 1998 выросло до 1800. Это максимальные значения за всю историю страны. Даже в период глобального финансового кризиса 2008 года было меньше — 1500 банкротств в месяц.
  2. Уровень безработицы вырос с 2% в 1990 году до 5,5% к 2002 — эти проценты так и остались рекордными. Сейчас уровень безработицы в Японии опустился до 2,6%.

Но бывают ситуации, когда дефляция в отдельных секторах полезна для экономики. Пример полезной дефляции — цены на роботов. Как показано на графике ниже, снижение цен на индустриальных роботов привело к росту спроса на них. В 2007 году средняя стоимость индустриального робота держалась на уровне 60 000 $⁣ ( 3 735 000  Р), а в год продавалось чуть более 100 тысяч роботов.

К 2017 цены упали в три раза, но продажи выросли в четыре — и не только компенсировали производителям падение цены, но и помогли другим бизнесам увеличить производительность труда. Таким образом, снижение цен в одном секторе помогло росту эффективности сразу в нескольких секторах экономики.

Источник: ARK Invest
Источник: ARK Invest

Как страны борются с дефляцией

Для борьбы с дефляцией центробанки и правительства используют монетарные и фискальные меры. Главная задача — увеличить спрос на готовые товары и стимулировать инвестиции в бизнес. Для этого Центральные банки снижают процентные ставки, и это делает кредиты более выгодными.

Если это не помогает, то запускаются программы «количественного смягчения», когда Центробанк скупает проблемные долги у коммерческих банков на свой баланс. Это разгружает банковские балансы от плохих кредитов и стимулирует новое кредитование. Но эта процедура сопровождается печатью новых денег и ростом денежной массы. Если просчитаться с размерами поддержки, это может привести к резкому росту инфляции — например, как это случилось после пандемии в США и Европе.

Но если и этого мало, правительство может снизить налоги для бизнеса или для населения. Сэкономленные на налогах деньги компании могут инвестировать в развитие, а население — потратить на потребление.

Действительно ли в России дефляционная спираль

В 2022 году в России сработали оба фактора, потенциально ведущие к дефляции:

  1. Неопределенность, заставляющая потребителей снижать расходы.
  2. Рост ключевой ставки Банка России до 20% в марте этого года.

По итогам июня 2022 года в России зафиксировали снижение цен на 0,35%, а министр экономического развития Максим Решетников предупредил о возможном вхождении России в дефляционную спираль.

В Центробанке не согласны с мнением министра. Выступая на съезде российского союза промышленников и предпринимателей 29 июня, председатель Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что не видит рисков развития дефляционной спирали в России. По ее словам, наблюдаемое снижение цен — это коррекция после резкого роста в период с февраля по март. По итогам июня рост индекса потребительских цен составил 15,9% в сравнении с июнем прошлого года, и при таком уровне инфляции говорить о развитии дефляционной спирали преждевременно.

Розничные продажи после снижения на 11,2% в апреле 2022 года стабилизировались — в мае и июне они восстанавливались на 0,5 и 1,1% соответственно.

После повышения в марте ЦБ снижал ключевую ставку пять раз подряд, обгоняя прогнозы аналитиков. Сейчас ключевая ставка составляет 8%.

Источник: TradingEconomics
Источник: TradingEconomics
Источник: TradingEconomics
Источник: TradingEconomics

Большинство экономистов сходятся во мнении, что риска развития дефляционной спирали в России нет. Несмотря на продолжающееся снижение цен в июле, годовая инфляция остается на высоком уровне — 15,1% по итогам июля.

В любом случае говорить о «дефляционной спирали» будет смысл, только если дефляцию зафиксируют по итогам года.

Сейчас с падением цен в отдельных секторах сталкиваются не только в России, но и в других странах.

Индекс цен Adobe Digital, охватывающий весь сегмент онлайн-коммерции в США, по итогам июля снизился на 1% к прошлому году. Это первое падение в годовом исчислении за 25 месяцев. Сильнее всего в сравнении с прошлым годом понизились цены на компьютеры — 10,2%, бытовую электронику — 9,3%, игрушки — 8,2%.

Что делать инвестору

В период дефляции стоимость реальных активов либо не растет, либо растет медленно. Например, фондовый рынок Японии падал с 1990 по 2009 год и до сих пор не восстановился до прежних уровней.

Из-за этого в структуре капитала японцев преобладают инструменты с фиксированным доходом — облигации и депозиты, на долю которых в 2020 году приходилось 54,2%. Доля капитала в акциях здесь, наоборот, минимальна в сравнении с США и Европой — 9,6 против 17,2% в Европе и 32,5% в США.

Распределение активов домохозяйств в странах G3, 2020 год

Япония США Европейский Союз
Валюта и депозиты 54,2% 13,7% 34,9%
Страховые и пенсионные программы 28,4% 32,6% 35,1%
Акции 9,6% 32,5% 17,2%
Инвестиционные трасты 3,4% 12,3% 8,7%
Долговые инструменты 1,4% 6% 2%
Другое 2,9% 3% 2,2%
Валюта и депозиты
Япония
54,2%
США
13,7%
Европейский Союз
34,9%
Страховые и пенсионные программы
Япония
28,4%
США
32,6%
Европейский Союз
35,1%
Акции
Япония
9,6%
США
32,5%
Европейский Союз
17,2%
Инвестиционные трасты
Япония
3,4%
США
12,3%
Европейский Союз
8,7%
Долговые инструменты
Япония
1,4%
США
6%
Европейский Союз
2%
Другое
Япония
2,9%
США
3%
Европейский Союз
2,2%

Японский опыт подсказывает нам, что для спасения от дефляции нужно использовать облигации с фиксированной ставкой.

Также в этот период стоит обратить внимание на акции компаний с низким уровнем долговой нагрузки и стабильным денежным потоком: в период дефляции они могут отказаться от инвестиций в развитие бизнеса в пользу выплаты дивидендов. Наиболее защищенными в этот период становятся компании из сектора товаров первой необходимости, потому что нельзя отложить на будущее траты на еду, коммунальное хозяйство или жизненно необходимые лекарства.

Наиболее уязвимыми в этот период становятся производители товаров длительного пользования: автомобилей, мебели или бытовой техники, — а также строители.

Новости, которые касаются инвесторов, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @investnique.