Я с детства любил фильмы с Джетом Ли, Брюсом Ли, Джеки Чаном и другими азиатскими звездами.

А также интересовался восточной культурой и боевыми искусствами. Это увлечение привело меня в театр, а позже — в кино. В итоге я начал сниматься в Китае и попал в команду каскадеров Джеки Чана.

С чего я начинал

В 1980-е годы по телевизору каждое воскресенье шла передача «Клуб кинопутешественников». Там показывали фрагменты фильма «Боевые искусства Шаолиня» с Джетом Ли. Мы с друзьями ждали целую неделю ради этих нескольких минут. Буквально — любовь с первого взгляда. Тогда я почувствовал, что тоже хочу заниматься боевыми искусствами.

Сначала пошел на самбо, потом на карате, затем — в секцию рукопашного боя, где тренер показывал элементы ушу и других единоборств. Также учился у китайских мастеров, которые в то время приезжали в Россию.

Во время занятий боевыми искусствами понял, что мне очень интересна восточная философия, искусство и культура в целом. Еще в школе прочитал все доступные переводы Лао Цзы «Дао дэ цзин», классические китайские романы «Речные заводи», «Троецарствие», «Путешествие на запад» и другие. Все, что можно было найти на тот момент.

Откуда во мне эта страсть — не знаю. Иногда шучу: может, в прошлой жизни я был китайцем.

Сбор народных мастеров в Тяньцзине. Я представлял ветвь школы Син И Цюань от моего мастера Ли Гою
Сбор народных мастеров в Тяньцзине. Я представлял ветвь школы Син И Цюань от моего мастера Ли Гою

Конечно же, постижение другой культуры невозможно без изучения языка. Поэтому еще в школе я начал самостоятельно заниматься китайским. А уже во время учебы в Московском авиационном институте поступил на межвузовский факультет китайского языка при Институте стран Азии и Африки. Хотя моей основной специальностью было проектирование и конструирование самолетов.

Оказалось, что в моем институте можно получить грант и уехать учиться по обмену. Всего за год я стал отличником — и поехал в Китай.

Через неделю пути на поезде Москва — Пекин вышел на платформу города Харбин. В Китай я приехал совсем один. Первые впечатления — повсюду яркие необычные запахи, очень много людей, а воздух как будто разреженный. Им легче дышать, даже движения давались легче. Приехал один, но страшно не было. Сразу понял — я там, где должен быть.

Позже узнал, как многим европейцам сложно адаптироваться в Поднебесной. Для меня же Китай стал вторым домом. В Харбине я продолжил изучать язык, традиционную культуру и, конечно же, боевые искусства и даосские традиции.

Как я попал в кино

Я с детства любил кино и театр, в студенческие годы занимался разными танцевальными направлениями. Но и подумать не мог, что когда-нибудь стану актером.

После возвращения из Китая меня пригласили как педагога по движению в московский театр «Школа драматического искусства». Его основал выдающийся режиссер и педагог Анатолий Александрович Васильев. Встреча с ним определила мою дальнейшую жизнь. Васильев стал моим мастером в мире искусства, и я продолжаю учиться у него до сих пор.

Тогда он ставил мистерию «Илиада. Песнь двадцать третья» Гомера. Васильев искал педагога, который бы готовил его актеров. Также он поручил мне заниматься с молодыми артистами из его театральной лаборатории.

Позже я и сам присоединился к актерской лаборатории как участник. Испытал на себе жесткое воспитание гениального педагога, постигая тонкости актерского искусства. Очень скоро Васильев пригласил меня на роль Ахиллеса в «Илиаде». 24 февраля 2004 года, в день рождения театра, мы сыграли премьеру. И утром того же дня я наконец-то защитил диплом инженера-конструктора летательных аппаратов в МАИ. Интересный был денек!

Я был счастлив в театре, сцена стала для меня своеобразным полем битвы. Это был ни с чем не сравнимый опыт. К тому же я совершенствовал педагогические навыки, обучая актеров театра.

А потом меня пригласили работать в Китай.

Это «Илиада. Песнь 23» в постановке А. Васильева. На фото я с актерами Кириллом Гребенщиковым и Аллой Казаковой
Это «Илиада. Песнь 23» в постановке А. Васильева. На фото я с актерами Кириллом Гребенщиковым и Аллой Казаковой

Моим знакомым из нефтяной компании нужен был свой человек в Китае — кто-то со знанием языка и техническим образованием. Я не мог отказаться. Хотелось, что называется, выйти в мир, а главное, продолжить исследовать древние воинские и даосские традиции в Китае. Я подготовил себе замену в театре и уехал.

Сначала — в Сибирь. Там изучал логистику нефтепродуктов на Ангарском нефтехимическом комбинате. Затем уехал на Дальний Восток, в порт Находка. После обучения меня отправили в портовый китайский город Тяньцзинь в филиал международной компании. Там я курировал поставки нефти из России для китайских госкорпораций.

Затем работал в трейдерской компании. Она занималась поставками нефтехимии из России. Работа в нефтепромышленности дала важный и интересный жизненный опыт. Но в итоге душа художника не вытерпела.

Все это время я не прерывал общения с Васильевым. К тому моменту он оставил свой театр в Москве и уехал в Европу. В 2008 году он ставил «Медею» Еврипида в Греции в древнем театре в Эпидавре. Он позвал меня помочь с подготовкой актеров. У меня была пауза в работе, поэтому я смог поехать.

Вскоре меня неожиданно пригласили сняться в кино в Китае. Все из-за совета случайного знакомого — актерского агента. Это был дешевый фильм со смешным названием «Китайское кунг-фу». Зато его снимали в монастыре Шаолинь — том самом, из «Боевых искусств Шаолиня» с Джетом Ли.

Сомнений быть не могло. Я должен был туда поехать.

На этой фотографии справа от меня мой мастер по школе Син И Циюань — его звали Ли Гою
На этой фотографии справа от меня мой мастер по школе Син И Циюань — его звали Ли Гою

Я с трудом выпросил выходные на работе. Отснялся в фильме за 10 дней и получил уже почти забытое наслаждение от актерства. Но в конце концов мне нужно было возвращаться к прежней работе.

Впрочем, вскоре пришло новое предложение. Теперь меня хотели видеть в роли главного злодея сериала для центрального китайского телеканала. Нужно было ехать в Харбин уже на месяц. Совместить с работой такое просто бы не получилось, как бы мне ни хотелось.

Я поведал о своей печали Васильеву. Он сказал, что от таких ролей нельзя отказываться. И если это и правда моя дорога, то все обязательно сложится, «кирпичик к кирпичику». Так и получилось. Я благополучно отснялся в сериале. Рабочие вопросы решал по телефону.

После этой роли последовали новые предложения. Совмещать бизнес и кино становилось все сложнее. В какой-то момент терпению начальства пришел конец. «Большой босс» мне написал развернутое письмо. До сих пор помню строчки оттуда: «Тебе нужно определиться, чего ты хочешь: быть в авангарде передовой нефтехимической промышленности России или в арьергарде киноиндустрии Китая».

Я выбрал арьергард. Не сомневался ни секунды. Передал дела и вскоре ушел из нефтебизнеса.

Как я снялся у Джеки Чана и Стивена Чоу

После этого я поехал в институт Гротовского во Вроцлаве. Васильев набрал там актерский курс, куда пригласил меня педагогом и участником. Там я продолжил актерское образование. Жил в Китае, ездил на международные стажировки к Васильеву во Францию, Италию, Польшу, Грецию, Испанию. Продолжал съемки в кино.

В 2011 году я прошел кастинг на роль в фильме Джеки Чана «Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак». Так я попал к нему в команду.

Джеки — непререкаемый авторитет для всех коллег. Его называют «дагэ», то есть «Большой Брат». На съемках фильмов Джеки никто не бездельничает, команда работает как хорошо отлаженный механизм. Никто не ходит по съемочной площадке вразвалочку. Если Большой Брат говорит что-то сделать, ты бежишь и делаешь. И дело не в каком-то страхе, а в огромном уважении.

В «Доспехах Бога 3» я играл небольшую роль командира спецназа. В фильме он гонится за главным героем. В одной из сцен я высовываюсь из машины и кричу: «Где он? Схватите его!»

Если смотреть фильм не моргая, можно увидеть меня
Если смотреть фильм не моргая, можно увидеть меня

Для многих людей моего поколения Джеки Чан был кумиром, плакаты с его фото висели у меня на стене. Поэтому сложно передать чувства от попадания к нему на съемочную площадку. Так много хотелось ему сказать!

В один момент я наконец собрался с духом и выпалил: «Большой брат, я рос на ваших фильмах и хотел бы поблагодарить вас от лица моих друзей и братьев». Он улыбнулся и похлопал меня по плечу. Сколько еще пацанов, наверное, говорили ему то же самое.

Джеки всегда останавливался в том же отеле, что и его команда. Он обедал вместе с нами за одним столом. Однажды его жена принесла горячие лепешки. Джеки молча положил мне кусок в тарелку. Я был абсолютно счастлив.

Когда-то парень справа экономил деньги на завтраках, чтобы за 75 копеек купить билет в видеосалон на фильм «Пьяный мастер». Вряд ли он мог вообразить, что однажды окажется в одном кадре с Джеки Чаном
Когда-то парень справа экономил деньги на завтраках, чтобы за 75 копеек купить билет в видеосалон на фильм «Пьяный мастер». Вряд ли он мог вообразить, что однажды окажется в одном кадре с Джеки Чаном

Наше сотрудничество с Джеки продолжилось и в России. Продюсеры «Вия 3D» решили снять продолжение под названием «Тайна печати дракона» и пригласили на второстепенные роли Джеки Чана с Арнольдом Шварценеггером. Глава каскадерской команды Джеки позвал меня с собой в качестве ассистента.

Мы отсняли московский блок съемок на «Мосфильме», после чего мне предложили должность исполнительного продюсера по китайскому блоку съемок. Два года я связывал восточных профессионалов с отечественными.

Уже на площадке я ассистировал второму режиссеру, Максу Малинину. Он стал моим наставником по кинопроизводству. В какой-то момент фильм начали снимать «в два юнита», то есть две команды одновременно занимались постановкой различных сцен. В качестве второго режиссера я возглавил команду, которая отвечала за экшен.

А еще в «Тайне печати дракона» я сыграл английского офицера Джонни Лайона. Помогал персонажу Арнольда Шварценеггера и дрался на шпагах с Петром Первым в исполнении Юрия Колокольникова. В фильме Джеки Чан оглушил меня брошенным ящиком, а Шварценеггер добил бронзовым горшком. О чем еще мечтать?

Я с Арнольдом Шварценеггером и Джеки Чаном на съемках «Тайны печати дракона»
Я с Арнольдом Шварценеггером и Джеки Чаном на съемках «Тайны печати дракона»

В 2015 году меня пригласили сыграть в фильме «Русалка» еще одного моего кумира, режиссера Стивена Чоу. Российским зрителям он больше всего известен по фильмам «Разборки в стиле кунг-фу» и «Убойный футбол». «Русалка» в итоге стала кассовым хитом и за месяц заработала в мировом прокате 500 миллионов долларов.

Сначала меня позвали на роль повара — единственного иностранца в фильме. Сказали, нужно учиться работать ножом. Ради съемок со Стивеном Чоу я был готов стать кем угодно! Но потом мне позвонили и сообщили, что роль отменили, а сцену вырезали.

Когда я был в Москве, телефон снова зазвонил. Оказывается, в фильм добавили маленькую роль ведущего аукциона. Надо было просто стучать молотком. Я быстро сел в самолет и улетел в Шэньчжэнь на один съемочный день.

Роль получилась смешной: на съемках я слегка переусердствовал и сломал молоток. Стивен Чоу и съемочная группа остались в восторге.

Я вернулся в Москву, и тут мне снова позвонили. Сказали, Стивен хочет поставить на аукцион другого актера, а мне дать большую роль. Полетел обратно в Гонконг уже на месяц съемок. В итоге сыграл Джорджа — сумасшедшего доктора, одержимого идеей поймать русалку.

Стивен Чоу — большой фанат боевых искусств. На этой почве мы быстро сдружились. Когда было свободное время на съемочной площадке, мы с ним горячо обсуждали особенности разных стилей и мастеров. Иногда он знакомил меня с людьми из мира боевых искусств, а однажды даже попросил меня провести спарринг с пожилым мастером Чиу. Он играл мастера железных колец в фильме «Разборки в стиле кунг-фу».

Съемки «Русалки» были для меня сплошным удовольствием. Со Стивеном мы до сих пор переписываемся. На его съемочной площадке нет никакой спешки, все ощущается как игра. Стивен режиссирует, танцуя и шутя. Вероятно, большой бюджет позволяет особенно не торопиться.

Иногда на съемки к нему приезжали люди в черных одеждах, со странными прическами и наколками. После всех фильмов о гонконгских триадах у меня не возникло сомнений в том, кто они.

На съемочной площадке со Стивеном Чоу и актрисой Чжан Юйци
На съемочной площадке со Стивеном Чоу и актрисой Чжан Юйци

Что советую посмотреть

О многих фильмах и актерах хотелось бы поговорить отдельно, но это материал на отдельную статью. Поэтому обратимся к истокам. Для меня неподражаемый образец кино о боевых искусствах — японская серия фильмов о слепом самурае «Затоичи» с Синтаро Кацу в главной роли. Ее сняли еще в 60—70-е годы прошлого века.

Кацу объединил в себе и актерское мастерство, и великолепное владение телом, и несомненное понимание внутренней сути воинского искусства, а также органичность присутствия в пространстве, юмор и ироничность.

Для меня Кацу — несомненный мастер. Люблю пересматривать его фильмы и рекомендую их всем любителям жанра.

Как я продолжил работать в России

После возвращения в Москву я снимался в разных российских проектах. А еще поступил на высшие курсы режиссеров и сценаристов в мастерскую к Владимиру Ивановичу Хотиненко.

В какой-то момент со мной связался режиссер Денис Крючков. С ним мы познакомились в Китае — он тоже занимался там боевыми искусствами. Денис планировал снять боевик, и мы обсуждали постановку экшен-эпизодов. Начали придумывать разные сцены и в итоге сняли своеобразный превиз — видеонаброски для фильма «Русский рейд». Ролик получился достаточно интересным и качественным, и продюсеры им заинтересовались. Финансирование мы и правда получили.

На главную роль никто не подходил, поэтому Денис предложил ее мне. Так мы сняли «Русский рейд» — брутальный боевик о рейдерском захвате завода. В 2021 году за одну из сцен «Русского рейда» мы получили награду гильдии каскадеров «Альтер-эго» за лучшую постановку драки в кино.

Трейлер фильма «Русский рейд»

Чем я занимаюсь сейчас

Треть своей жизни я провел в Китае. Все это время моей основной страстью было исследование древних воинских традиций и даосских знаний о человеке и природе. В Россию вернулся не так давно и задержался на период пандемии. Сейчас преподаю то, что сам узнал в Китае.

На базе Московского международного университета я основал Мастерскую боевых практик, где ежедневно провожу занятия с 8 до 11 утра. Такой традиционный график многим не подходит, но я считаю, что только так можно получить реальные результаты. Мастерская — это место, где выплавляется мастерство, или, по-китайски, «гунфу». Оно меняет человека и его жизнь. Другие подходы мне неинтересны.

Также я продолжаю занятия с актерами. Мне нравится готовить не каскадеров, а именно экшен-актеров. Настоящие трюки бывают очень опасными, и их должны выполнять специально подготовленные профессионалы. Дублер есть даже у Джеки Чана. Это абсолютно нормально.

Моя основная цель — не показать актерам, как красиво падать, а научить вести себя во время боевых сцен. С помощью разносторонних практик воспитать иное качество присутствия актера в пространстве и кадре. Чтобы по одному их взгляду, по повороту головы зритель понимал, что человек перед ним — настоящий боец.

Многие актеры изначально учатся сценическому бою. Думаю, с таким подходом фальшь всегда заметна. Нужно пройти реальную боевую школу, а затем при помощи специальных методик адаптировать приобретенные умения для киноэкранов.

Дело не только в хореографии движений. Техничные бойцы иногда плохо смотрятся в кадре. На экране драки должны быть грязными, реалистичными. Чтобы была видна динамика, сила, жестокость, опасность. В идеальной технике часто нет жизни.

За время существования мастерской я подготовил одну актрису — Татьяну Яхину. Раньше она не занималась боевыми искусствами, но у нее была хорошая физическая и танцевальная подготовка. За полтора года Таня проделала колоссальную работу почти с нуля. Сейчас она уехала на большой экшен-проект, где ее утвердили на главную роль. Так что у нас в России, вероятно, появилась первая экшен-актриса.

Я сам продолжаю сниматься в кино и участвую в театральных проектах. Вхожу в театральную группу учеников Анатолия Васильева под названием «Варвары». Она работает при Кафедре лабораторных исследований теории и практики театра — ее тоже основал Васильев. Сейчас мы репетируем Горького и Шекспира.

Фото со съемок «Тайны печати дракона»
Фото со съемок «Тайны печати дракона»

Попасть обратно в Китай пока сложно. Однако я сохраняю связь с друзьями, актерами и продюсерами. Некоторые хотят снимать проекты в России и зовут на съемки.

Конечно, я хочу снять собственный проект с командой единомышленников, чтобы самому выступить актером, режиссером и продюсером. У меня много нереализованных идей. В конце концов, мечтать полезно.

Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, там классно: @t_technocult.