Кто такой продавец-консультант
Чтобы стать продавцом-консультантом, не обязательно получать специальное образование.
Но важно любить людей и общение: работник должен взаимодействовать с клиентами, отвечать на их вопросы и помогать с выбором товара. Зарплата зависит от навыков продаж: консультанты обычно получают процент от выручки.
Расскажу, что это за профессия, как стать продавцом-консультантом и сколько можно заработать.
Вы узнаете
Чем занимается продавец-консультант
Продавец-консультант отвечает на вопросы клиентов, описывает характеристики товаров и предлагает подходящие варианты.
Его основная задача — стимулировать продажи. Для этого он использует разные методы:
- раскладывает или развешивает товар так, чтобы он стал привлекательнее для посетителей. Например, группирует по цветам, кладет более дорогие вещи на уровне глаз, а то, что дешевле, — на нижние полки;
- рассказывает о преимуществах продукции;
- расспрашивает покупателя о его ожиданиях и задает наводящие вопросы, чтобы понять, что именно предложить;
Расскажу об основных рабочих задачах продавца-консультанта.
Принять и подготовить товар к продаже. В случае с одеждой — пересчитать, проверить на изъяны, погладить и повесить на вешалки или разложить по полкам размерный ряд. Для бытовой техники — подробно изучить инструкции и запомнить различия моделей, выставить товар в зале и повесить ценники.
Изучить характеристики товара. Это важно, чтобы рассказать о продукции покупателям и предложить то, что им нужно.
Если речь о бытовой технике, консультант может объяснить, как работает тот или иной прибор, выделить его сильные стороны и помочь в выборе модели, основываясь на потребностях клиента.
Следить за наличием товара. Если он закончился на витрине, нужно принести новый. А еще продавец-консультант меняет ценники, проводит инвентаризацию и контролирует сроки реализации.
Взаимодействовать с клиентом. Когда приходят посетители, продавец-консультант приветствует их и предлагает помощь.
Задачи и навыки продавца могут зависеть от сферы и работодателя. Например, в магазины одежды часто нанимают тех, кто разбирается в трендах.
«Главная задача продавца — понять желания клиента»
Хороший продавец-консультант выясняет, что именно нужно клиенту, и помогает так, чтобы покупатель сам захотел купить товар и не испытывал ощущения, что его заставили. Покупатель должен быть уверен, что сделал правильный выбор.
Когда я продавала пластиковые окна, у меня были самые большие продажи, потому что я понимала: покупатели хотят приобрести не окна, а тепло и атмосферу уюта в доме. Поэтому я так и презентовала товар: рассказывала, что из новых окон не будет дуть, их не надо часто мыть, с ними намного лучше, чем со старыми.
Однажды я проходила собеседование в автосалон Kia. Я еще не занималась продажами автомобилей и очень хотела попробовать. Управляющий задал вопрос: «Вам по плану нужно продать Kia Sorento, а ваш клиент смотрит на Kia Rio, что вы ему продадите?» Я ответила, что продам Kia Rio. Он спросил: «Почему? За проданную Kia Sorento вы получите больше денег». Я объяснила: человек хотел конкретную машину. Если он купит ее, то останется доволен и посоветует меня другим. А если я заставлю его взять Kia Sorento, он сядет в машину и поймет, что это не его выбор, а мой. В итоге я прошла собеседование.
В каких сферах можно работать продавцом-консультантом
Продавец-консультант — универсальный специалист, который может трудиться в разных сферах. Вот основные:
- Розничная торговля — магазин одежды, обуви, канцтоваров, косметики, товаров для дома. Специалист помогает клиентам с выбором и рассказывает о продукции.
- Бытовая техника и электроника — магазин домашней или промышленной бытовой техники. Продавец помогает разобраться в характеристиках и консультирует покупателей при ее выборе, а также оформляет послепродажное обслуживание.
- Автомобили — автосалон. Консультант помогает выбрать машину, рассказывает о технических характеристиках и условиях покупки.
- Электронная коммерция — интернет-магазин, кол-центр. Специалист обрабатывает заказы, отвечает на вопросы о продуктах.
Кому подойдет профессия
В продавцы-консультанты можно пойти, если вы обладаете такими качествами:
- коммуникабельность — общение с людьми приносит радость. Тем, кому сложно общаться с незнакомцами, я не рекомендую идти в эту профессию;
- организованность — вы способны держать все под контролем: следить за наличием товаров, не забывать проверять ценники, использовать программы учета, работать с кассовым аппаратом;
- доброжелательность — искренне хотите помогать посторонним;
- грамотная речь — умеете говорить правильно и красиво, объяснять сложные термины простыми словами;
- хорошая память — легко запоминаете тренды и характеристики товаров;
- желание зарабатывать — готовы постараться, чтобы успешно продавать и увеличивать свой доход.
«Продавец должен уметь дарить эмоции»
Когда-то я работала в магазине товаров для праздника. Клиенты всегда спрашивали, как долго простоят цветы. Я объясняла, что самые красивые и необычные долго не простоят, но если покупатель хочет вызвать у получателя эмоции, то лучше не думать о стойкости, а брать самые красивые цветы.
Однажды пришел молодой человек — сказал, что хочет удивить девушку на первом свидании, и попросил продать ему розы. Я уточнила, на какой бюджет парень рассчитывает. Он ответил, что на 1000 ₽.
На эту сумму можно было купить три обычные розы, но я посоветовала протею — южноафриканскую розу. Она стоит 800 ₽, зато этот один цветок точно удивит девушку. Молодой человек долго думал и согласился.
На следующий день он вернулся — поделился, что девушка пришла в восторг, и попросил продать ему что-то еще. Он упомянул, что его подруга любит сладости, так что мы вместе их выбрали и я красиво упаковала. Так мы с ним несколько месяцев экспериментировали. Не знаю, чем закончилась их история с девушкой, но мне эти моменты запомнились надолго. Я считаю, что, вызывая эмоции, мы получаем доверие клиентов.
Еще один молодой человек как-то принес мне «Киндер-сюрприз» и золотой браслет и попросил положить украшение внутрь. Пришлось аккуратно разрезать «Киндер», вынуть игрушку, вложить браслет и обратно все упаковать, а затем придумать, как доставить яйцо целым в другой город. Такое доверие от покупателей очень ценно.
Востребована ли профессия
По статистике «Хедхантера», продавец-консультант — одна из самых нужных профессий на рынке. Объясню почему.
Не нужно профильное образование. Многие работодатели готовы брать кандидатов без опыта и обучать на месте. Это делает профессию доступной широкому кругу соискателей.
Рынок нуждается в таких специалистах. Каждый год открываются новые магазины, а существующие расширяют ассортимент, и продавцы-консультанты помогают оставить у клиентов приятные впечатления о покупке.
Личные продажи становятся более значимыми. Продавцов-кассиров в продуктовых магазинах заменяют роботы и кассы самообслуживания. Но при выборе сложного и дорогого товара, например автомобиля или бытовой техники, клиентам нужна консультация человека, который разбирается в характеристиках и особенностях продукции.
Растет роль онлайн-продаж. Чем больше становится интернет-магазинов, тем востребованнее онлайн-консультанты, которые сопровождают клиента во время выбора товара на сайте.
Как стать продавцом-консультантом
Прежде чем приступить к поиску работы, рекомендую провести небольшое исследование: подумать, какие товары, работы или услуги вам интересны, понять, в чем вы разбираетесь, и посмотреть, есть ли в этой сфере вакансии.
В дорогих магазинах, например по продаже автомобилей или элитной бытовой техники, требования к опыту работы выше, поэтому начинать поиск лучше с маленьких частных организаций или сетевых компаний.
Расскажу подробнее об этапах поиска работы.
Составить резюме. Оно нужно, чтобы откликнуться на вакансию. Акцентируйте внимание на своих навыках общения и опыте работы с клиентами. Если вы новичок в торговле, можно упомянуть любые роли, где взаимодействовали с людьми, например волонтерство.
Пройти собеседование. Чаще всего кандидаты проходят интервью с менеджером по продажам или управляющим магазином. К встрече нужно подготовиться: потренироваться вежливо разговаривать, здороваться и улыбаться. Умение общаться с клиентами — одно из самых важных качеств продавца-консультанта. Специалист должен активно слушать, давать полезные советы, быть вежливым и ненавязчивым.
Обсудить зарплату. Обычно используют две схемы выплат: процент от продаж или оклад плюс процент выручки магазина. В первом случае доход может сильно зависеть от сезона и ниши продукта. Например, в магазине горнолыжного оборудования летом у вас будет маленькая выручка, а товары для сада и огорода вы вряд ли сможете продать зимой.
Если работать на окладе, фиксированный доход будет всегда, но он обычно небольшой, а премии дают не каждый месяц.
Заключить трудовой договор. Работодатель обязан заключить с вами трудовой договор до первого дня работы. А если вы приступили к ней без договора — в течение трех календарных дней после этого. Но даже если документ вы так и не подпишете, будет считаться, что трудовой договор действует.
Пройти испытательный срок. После собеседования работодатель, как правило, берет соискателя на испытательный срок. Иногда этот период называют стажировкой, хотя так говорить неправильно: стажировка предполагает практическое обучение, а испытательный срок — проверку соответствия поручаемой работе, то есть как сотрудник справляется с обязанностями.
Условие об испытании должно быть в трудовом договоре . Если сотрудник не справляется, работодатель вправе его уволить .
Продавцам часто предлагают временно поработать без оформления. Я разговаривала с несколькими владельцами магазинов — они оправдывают такой формат тем, что некоторые соискатели не представляют, какой это тяжелый труд, быстро разочаровываются и уходят, иногда даже без предупреждения.
На работу без оформления можно согласиться, если вы раньше не работали продавцом-консультантом и хотите узнать, что собой представляет эта профессия. В остальных случаях я рекомендую отказаться от предложения и найти более ответственного работодателя.
Где учат на продавца-консультанта
Получать специальное образование, чтобы стать продавцом-консультантом, необязательно, но оно повысит шансы найти хорошую работу. Пройти обучение можно в среднем специальном учебном заведении, ссузе, а также на курсах. Расскажу подробнее.
Ссуз. Специальность 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир» осваивают в колледжах и техникумах. На программу принимают абитуриентов, окончивших девять классов.
Освоить курс можно в срок от 10 месяцев до 3 лет и 10 месяцев. Длительность зависит от того, сколько классов окончил поступающий и в какой форме планирует учиться — очной или заочной.
Например, в Томский политехнический техникум набирают студентов, получивших основное общее образование. Обучение очное и длится 2 года 10 месяцев. А Московский банковский экономико-правовой колледж можно окончить за 10 месяцев, если поступить после 11 класса и учиться очно.
Курсы. Обучение проводят организации дополнительного профессионального образования. Их можно найти по названиям вроде «учебный центр», «бизнес-академия» или «центр повышения квалификации». Подтверждать образование аттестатом не нужно — достаточно заплатить, чтобы получить доступ к курсу.
Такие курсы проходят очно или онлайн. В зависимости от программы учеба длится от пары часов до нескольких месяцев. Стоимость разная: есть программы и за 9950 ₽, и за 33 000 ₽, но я не знаю, чем обусловлена разница в цене.
Сколько зарабатывают продавцы-консультанты
По данным сервиса «Городработ-ру», средняя заработная плата продавца-консультанта в России — 42 009 ₽. На итоговую сумму влияют ниша, схема оплаты труда, регион, размер магазина. Например, автосалоны предлагают заработную плату от 100 000 ₽, а магазины одежды — от 35 000 ₽.
Опытные продавцы говорят, что в вакансии чаще всего указывают оклад с максимальной премией, на практике суммы меньше.
В Москве предлагают зарплату выше, чем в других регионах. По данным SuperJob, средний доход продавца-консультанта в Казани — 28 499 ₽, а в Москве — 50 000 ₽.
Сколько может зарабатывать продавец
Зарплата продавца-консультанта зависит от его умения разговаривать с людьми и правильно преподносить товар. Сколько продашь — столько заработаешь.
Но часть зарплаты может быть серой. Например, на последней работе мой официальный доход был минимальным в нашем регионе и составлял около 25 тысяч. Остальное я получала в конверте как премию за выполненный план продаж.
Будущее профессии
Продавец-консультант — начальная позиция в магазине, но она позволяет продвинуться по карьерной лестнице — например, до управляющего или директора.
Быстрее всего растут продавцы в крупных сетевых магазинах: такие компании часто расширяются и вводят новые должности для сотрудников. На руководящих позициях, если верить «Хедхантеру», можно зарабатывать от 90 000 ₽.
Кем может стать продавец-консультант и что предстоит делать на новой должности:
- Старшим продавцом или старшим кассиром — управлять небольшой командой консультантов, обучать новичков и выполнять административные задачи, например распределять обязанности между сотрудниками.
- Менеджером отдела продаж — руководить командой в отделе и отвечать за выполнение планов продаж. Для этой должности важны лидерские качества и аналитическое мышление.
- Заместителем директора — помогать управлять магазином и решать административные вопросы. Позиция требует стратегического мышления и способности принимать ответственные решения.
- Директором магазина — управлять магазином, персоналом и финансовыми показателями. Здесь нужен опыт и знание всех процессов: от приема и хранения товаров до найма сотрудников и способов повышения выручки. Название руководящей должности зависит от специфики компании или ее размера: где-то эти обязанности выполняет управляющий магазином или заведующий.
Продавцы-консультанты часто переходят на смежные специальности. Вот несколько вариантов, которые можно рассмотреть:
- Мерчандайзер — специалист, который контролирует грамотное размещение товаров на витрине, следит за их наличием на полках и организует промоакции для привлечения покупателей.
- Товаровед отвечает за закупку, контроль качества и ассортимент продукции, а также за взаимодействие с поставщиками.
- Ревизор проводит проверки, выявляет нарушения и предлагает пути их устранения.
Чтобы продвинуться по карьерной лестнице, нужны инициатива и опыт, а для управленческих должностей — образование не ниже среднего специального.
Иногда обучение можно пройти за счет работодателя на курсах.
Плюсы и минусы профессии
Сначала поговорим о плюсах:
- Простой вход в сферу — диплом продавца необязателен, в крупные сетевые магазины берут даже с нулевым опытом.
- Общение — можно научиться находить общий язык с разными людьми, найти новые знакомства, получить постоянных покупателей.
- Развитие навыков продаж — они пригодятся для карьерного роста в торговле.
- Изучение рынка — сотрудники торговли получают ценные знания о продуктах и тенденциях в определенной сфере.
- Гибкий график — можно совмещать работу с учебой, личными делами, хобби.
- Карьерный рост — если проявить усердие и инициативу, можно быстро продвинуться по служебной лестнице от рядового сотрудника до менеджера или даже управляющего магазином.
Теперь перечислим минусы:
- Трудные клиенты — иногда приходят недовольные и агрессивные покупатели, что может обернуться стрессом.
- Сменный график — вероятно, придется работать в выходные и праздники.
- Серая зарплата — зачастую на карту официально переводят лишь часть оклада, остальное выдают в конверте.
- Нагрузки — консультанты проводят смены на ногах, вынуждены поднимать и перемещать тяжелые товары или упаковку.
- Дополнительные обязанности — продавец-консультант не только общается с покупателями и раскладывает товар, часто ему приходится убирать в зале, разгружать продукцию.
- Материальная ответственность — иногда в магазине пропадают товары и недостачу делят между сотрудниками.
«Работа продавцом помогает развиваться»
Плюсы профессии продавца-консультанта — это возможности:
- Развиваться — например, когда продаешь технику, изучаешь инструкцию, комплектации моделей, как что работает.
- Радовать — когда я работала в магазине товаров для праздника, иногда к нам приходили люди за подарком для первого свидания, потом за атрибутикой на свадьбу, после — на рождение первенца. Понимание, что моя работа положительно влияет на жизнь других людей, очень заряжает.
- Зарабатывать — тот, кто хочет и прилагает усилия, получает достойную зарплату.
Основной минус — нужно много трудиться. Продавцу всегда есть чем заняться: разложить или принять товар, помыть витрину, изучить новый ассортимент, обслужить покупателя. Ленивый человек будет числиться в магазине, но заработать толком не сможет.
И еще один минус — бывают неприятности с зарплатой. Практически везде доход зависит от продаж, и даже если продать товар на большую сумму, не факт, что вам выплатят обычный процент. Однажды я сделала магазину выручку 1,2 млн рублей. По договору должна была получить 10% от выручки, но хозяин не захотел мне их выплатить, и я ушла.
Запомнить
- Продавец-консультант — это профессия для тех, кто любит общаться и готов много работать.
- Главная задача специалиста — понять проблему клиента и помочь ее решить с помощью того или иного товара.
- Стать продавцом-консультантом можно и без опыта в продажах — работодатели часто набирают новичков и обучают профессии с нуля.
- Продавец-консультант — начальная позиция, но те, кто хочет сделать карьеру в продажах, могут вырасти до менеджера или директора магазина.
- Преимущества такой работы — простой вход в профессию, развитие полезных навыков, гибкий график и карьерный рост.
- Главные минусы профессии — приходится помогать с уборкой, разгрузкой и сортировкой товара на складе. Официальный оклад часто минимальный, а остальное платят в конверте.
Новости из мира образования, советы по карьере и учебе, вдохновляющие истории — в нашем телеграм-канале: @t_obrazovanie