На протяжении 11 серий Т⁠—⁠Ж подробно рассказывал о путешествии читателя на машине из Москвы во Владивосток и обратно.

В финальной серии Денис Митрофанов делится наблюдениями о России, называет самые красивые и интересные, по его мнению, места, наиболее унылые города и разочаровывающие достопримечательности и считает, во сколько ему обошлась поездка.

📌 Москва — Владивосток — Москва

🚗 26 033 км

🪆 31 город

🏠 45 отелей, хостелов, турбаз и квартир

💸 Расходы за 75 дней: 278 676 Р

Мое путешествие из Москвы во Владивосток и обратно продлилось с 29 июля по 11 октября 2021 года. Я ехал на две недели дольше, чем планировал. Почти все увиденное превзошло мои ожидания. Я сделал немало позитивных открытий о стране, превысил бюджет почти на треть, но смог заработать в пути.

Напомню, с чего все началось. Летом 2021 года я уволился и решил исполнить свою мечту — отправиться на автомобиле на другой конец страны. Я не сильно готовился к поездке: составил в общих чертах маршрут, определил бюджет — 3000 Р в день — и решил, что 60 дней мне хватит на все.

До этого я прилично покатался по миру, посетил 25 стран, но в России в основном ездил по югу и не был нигде восточнее Казани. Было очень интересно увидеть большую часть страны и превратить легендарные регионы и города из названий на карте в реальность и впечатления.

Поездка развеяла массу стереотипов: в реальности Россия гораздо лучше, чем видится сквозь негативные ложные установки из Москвы. Например, казалось, что не бывает архитектуры и музеев лучше, чем в столице, что на москвичах везде пытаются нажиться и нещадно лупят палками в каждом дворе, что дороги и цивилизации за Байкалом попросту нет, поэтому нужен набор выживальщика, непременно с канистрой для бензина. Все это не так. Страна прекрасна, многогранна и интересна. Путешествовать по ней проще, чем кажется, и многие места достойны неоднократного посещения.

Саму поездку я тоже рисовал себе совсем не такой, какой она оказалась. Вот основные противоречия между ожиданием и реальностью.

Ожидание Реальность
На трассе везде есть интернет Иногда есть, но чаще нет
Буду слушать в пути Дудя, лекции и уроки английского Даже не попытался
Буду читать по вечерам книги Открыл книгу пару раз под конец поездки
На природе буду ночевать в палатке Один раз ночевал, промок и больше не пытался
Помимо текстов для Т⁠—⁠Ж и телеграм-канала буду писать посты в инстаграм и на «Пикабу» Т⁠—⁠Ж и «Телеграм» осилил, остальное нет
Времени хватит на все и еще останется Времени на все очень мало
Будут конфликты с местными Везде чувствовал себя безопасно
В регионах повсюду тлен и разруха Гораздо чаще было ощущение обновления, энергичности, движения
Интерес к поездке не угаснет Интерес не угас, но накопленная усталость на обратном пути затмевала впечатления
Потолстею Похудел
Ожидание
Реальность
На трассе везде есть интернет
Иногда есть, но чаще нет
Буду слушать в пути Дудя, лекции и уроки английского
Даже не попытался
Буду читать по вечерам книги
Открыл книгу пару раз под конец поездки
На природе буду ночевать в палатке
Один раз ночевал, промок и больше не пытался
Помимо текстов для Т⁠—⁠Ж и телеграм-канала буду писать посты в инстаграм и на «Пикабу»
Т⁠—⁠Ж и «Телеграм» осилил, остальное нет
Времени хватит на все и еще останется
Времени на все очень мало
Будут конфликты с местными
Везде чувствовал себя безопасно
В регионах повсюду тлен и разруха
Гораздо чаще было ощущение обновления, энергичности, движения
Интерес к поездке не угаснет
Интерес не угас, но накопленная усталость на обратном пути затмевала впечатления
Потолстею
Похудел
29 июля, начало пути. Впереди тысячи километров, а я еще бодр и энергичен
29 июля, начало пути. Впереди тысячи километров, а я еще бодр и энергичен
11 октября, финиш. Тысячи километров позади, я теперь мудр и спокоен. Триммер умер, завещав мне быть похожим на Федора Конюхова, — я не брился всю дорогу от Владивостока до Москвы
11 октября, финиш. Тысячи километров позади, я теперь мудр и спокоен. Триммер умер, завещав мне быть похожим на Федора Конюхова, — я не брился всю дорогу от Владивостока до Москвы
29 июля, начало пути. Впереди тысячи километров, а я еще бодр и энергичен
29 июля, начало пути. Впереди тысячи километров, а я еще бодр и энергичен
11 октября, финиш. Тысячи километров позади, я теперь мудр и спокоен. Триммер умер, завещав мне быть похожим на Федора Конюхова, — я не брился всю дорогу от Владивостока до Москвы
11 октября, финиш. Тысячи километров позади, я теперь мудр и спокоен. Триммер умер, завещав мне быть похожим на Федора Конюхова, — я не брился всю дорогу от Владивостока до Москвы
На багажник я лепил наклейки регионов и городов, которые проезжал. После пробега машина стала такой яркой, что теперь их жалко снимать
На багажник я лепил наклейки регионов и городов, которые проезжал. После пробега машина стала такой яркой, что теперь их жалко снимать

Маршрут

Мой маршрут вкратце был таким: Москва — Чебоксары — Набережные Челны — Ижевск — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск — Алтай — Ачинск — Красноярск — Абакан — Ергаки — Красноярск — Иркутск — Ольхон — Улан-Удэ — Чита — Ерофей Павлович — Благовещенск — Биробиджан — Хабаровск — Владивосток — Байкальск — Нижнеудинск — Томск — Новосибирск — Челябинск — Таганай — Златоуст — Уфа — Самара — Тольятти — Казань — Нижний Новгород — Москва.

Где-то я пробыл всего день или ночь, а где-то задерживался подольше. Четыре дня я провел в Екатеринбурге, трижды заезжал в Красноярск, и он мне не надоел, два дня с удовольствием провел в Иркутске. Пять дней мы катались по Алтаю с приятелем, который прилетел в Новосибирск и присоединился ко мне на пару недель поездки. На три дня я застрял в Саянах. Дольше всего — восемь дней — пробыл во Владивостоке.

Мой маршрут по России
Мой маршрут по России

На дорогу всегда уходило больше времени, чем показывал навигатор. Остановки на перекус, фото, заправки, отдых длятся дольше, чем планируешь в теории. Вообще время в поездке оказалось очень ценным ресурсом. Мне казалось, что его у меня в избытке, ведь я не привязан к четкому плану. На деле всегда приходилось выбирать что-то одно: нормально поесть, нормально поспать восемь и больше часов, поработать над постами или погулять по округе.

Обратный путь не так интересен. Дорогу от Владивостока до Омска приходится проезжать по второму разу: другой трассы нет. Я думал отправить машину автовозом в Новосибирск, а самому прилететь туда из Владивостока на самолете. Но оказалось невыгодно: перевозка стоила от 50 000 Р, авиабилет — еще 29 000 Р. В итоге до Томска я ехал в режиме дальнобоя, с остановками только на ночевку и заправку, за неделю промчал 5600 километров.

В целом мой маршрут был оптимальным. Возможно, стоило выехать на пару недель раньше, чтобы избежать холодов на обратном пути. Зато я увидел два сезона: зеленое лето и золотую осень. Оба прекрасны. Единственная небольшая ошибка — неправильная логистика на Алтае: приходилось иногда несколько раз ездить по одной и той же дороге. Но места там очень красивые, так что не считаю это досадной неудачей.

Дороги

Хотел бы я сказать, что дороги превзошли мои ожидания, но нет. Трассы по всей стране оказались примерно одинаковыми — что в Подмосковье, что на перегоне от Хабаровска до Читы, за некоторым исключением. Качество в основном на тройку. Но везде идет ремонт или стройка, а значит, дороги станут ровнее.

За пределами городов лучшие трассы — Чуйский тракт и отрезок Новокузнецк — Кемерово. Худшие — на острове Ольхон и между Улан-Удэ и Читой, где множество ремонтов.

В любом городе абсолютно идеальное и качественное покрытие может подкинуть сюрприз в виде ямы. Лучшие дороги в городах, на мой взгляд, в Челябинске и Тюмени. Худшие — в Иркутске и Улан-Удэ.

В пути я стал иначе воспринимать расстояния. Сделать крюк в 100 километров близ Иркутска кажется в разы легче, чем проехать 100 километров по Подмосковью, и я без сомнений ехал смотреть достопримечательность или сворачивал в Благовещенск поглазеть через реку на Китай, хотя это прибавило мне лишние 300 километров. В Москве я несколько раз думал, прежде чем поехать куда-то за 20—40 километров.

Автомобиль

Доехать до Владивостока без проблем можно почти на любой легковой машине. Мой автомобиль Опель Астра 2013 года показал себя с наилучшей стороны. Ничего серьезного в пути с ним не произошло.

Во Владивостоке я прошел техобслуживание с заменой масла и фильтров. Еще делал три диагностики ходовой в Иркутске, Владивостоке и Омске: меня беспокоили шумы в подвеске. По итогам в машине заменили левую переднюю ступицу. Еще обновили задние тормозные колодки, чего можно было не делать, — это уже была моя личная паранойя. Однажды перегорела пара лампочек, которые я сам успешно заменил, а также лопнуло колесо, и я поставил запаску.

Опель отлично справился с поездкой, но по приезде меня ждал сюрприз
Опель отлично справился с поездкой, но по приезде меня ждал сюрприз

Я заправлялся бензином АИ-95, который был везде, даже на трассе «Амур». Канистра мне не пригодилась: заправки есть через каждые 50—150 километров. Самый дешевый АИ-95 был в районе Томска — по 46 Р за литр, самым дорогим я заправился где-то в центре трассы «Амур» — по 58 Р за литр. При этом в 30 километрах от этой дорогой станции был бензин по 50 Р за литр.

Самое интересное ожидало меня по приезде в Москву после визита в сервис на полную диагностику. Когда получил чек за ремонт, пришлось смешать себе валерьянку с корвалолом, но не взбалтывать: цена работ и запчастей приблизилась к 130 000 Р. Конечно, часть их связана не только с поездкой, но и с износом и возрастом машины. Но больше 50% стоимости ремонта — это итоги путешествия.

Города

Я посетил 31 город. Большинство, на мой взгляд, не имеют своего ярко выраженного образа, как, например, Санкт-Петербург: культурная столица, Эрмитаж, Нева.

У некоторых городов есть серьезное достоинство — близко расположенная природная достопримечательность. Например, Иркутску прибавляет очки Байкал, а Красноярск становится интереснее благодаря Столбам. Заскучав или осмотрев город, можно отправиться на природу.

Если друзья спросят меня, куда поехать в отпуск, я не смогу посоветовать, например, Читу или Новосибирск. Там нет каких-то туристических доминант, которые обязательно надо увидеть в жизни, нет яркой архитектуры, особой кухни и той атмосферы города, которая превращает отпуск в перезагрузку и отдых.

В моем рейтинге первая пятерка самых интересных городов такова:

  1. Владивосток. Он самый необычный. Вокруг сопки, море, форты, шикарные мосты и остров Русский.
  2. Красноярск. В нем понравилось сочетание современности и благоустройства с природой, широченный Енисей и национальный парк «Красноярские столбы».
  3. Екатеринбург. Там отличные граффити и архитектура, рядом Уральские горы, а в городе энергичный ритм.
  4. Самара. Ее достоинства — Волга и не испорченный новостроем старинный центр.
  5. Иркутск. В городе шикарное деревянное зодчество и Байкал по соседству.

Встречаются и менее известные города, где неожиданно оказывается очень приятно и симпатично. Например, Абакан, где уютные зеленые улицы, много забавных памятников и прекрасный парк «Сады мечты». Образцом провинциального города я считаю Томск. В нем много деревянного зодчества в отличном состоянии, аккуратные улицы, удобные широкие тротуары, вымощенные плиткой, и нет такого ощущения уныния, как, например, в Омске.

Инфраструктура городов весьма очаговая. В одном квартале может быть невообразимо круто: лавочки, свет, удобные дорожки и качественное покрытие. А соседние улицы при этом будут напоминать декорации к фильмам о войне. По соседству с отличным отелем, где сделан ландшафтный дизайн территории, можно найти стихийную свалку. Поскольку цельности в инфраструктуре и облике городов нет, впечатления от каждого из них колеблются от ужаса до умиления.

Нигде не было ощущения, что я приехал в 19 век, где ходят в лаптях в обнимку с медведем и о сотовых телефонах слышали только по радио. Во всех городах есть прекрасные кафе, доставка, электросамокаты, маркетплейсы, сетевые магазины и возможность оплатить картой.

Историческую архитектуру почти везде ценят мало, обычно она в удручающем состоянии. Хотя там, где ее реставрируют, находиться очень комфортно: исторические здания создают особую атмосферу. Большинство современных городов похвастаться этим не могут. Например, в Челябинске из старой архитектуры почти ничего не осталось, а в Томске очень много красивых деревянных зданий.

Во время пеших прогулок я прослушал немало аудиолекций. История наших городов оказалась настолько богатой и захватывающей, что ее надо сохранять и популяризировать. Ею можно гордиться, она не менее интересна, чем европейская, и для меня в разы интереснее истории США.

Города, в которые я бы не хотел вернуться:

  1. Ачинск. Завод ощутимо загрязняет воздух, дышать там неприятно и делать совсем нечего.
  2. Нижнеудинск. Дороги и здания там знавали лучшие времена, но очень давно.
  3. Бийск. Скучно, даже ничего не хотелось фотографировать.
  4. Чита. Не нашел ни одной причины, чтобы туда вернуться. Только для ночлега на пути во Владивосток.
  5. Омск. Очень грустно смотреть на запущенный город-миллионник.

Отели

Цены на жилье в разных регионах никак не соотносятся с его качеством. За 1000 Р в городах с одинаковым количеством жителей можно снять очень чистый, приличный номер с видом на лес, как в Томске, или ушатанную конуру, как в Улан-Удэ. Отель в Самаре за 1350 Р не был в три раза хуже отеля во Владивостоке за 4200 Р по комфорту и удобствам. То же и с хостелами.

Я практически не пользовался «Авито» и в основном бронировал на «Букинге»: это быстрее и можно получить кэшбэк, если бронировать через Тинькофф-путешествия. Один раз решил найти жилье на Airbnb, но в итоге хозяин так и не вышел на связь, а мне пришлось заново тратить время на поиски.

Сэкономить можно, если пользоваться палаткой или каучсерфингом. Но мой уровень комфорта оказался выше, и поэтому расходы на жилье занимают верхнюю строчку в таблице трат. За 2,5 месяца — 99 301 Р, при этом самое дешевое жилье — хостел за 394 Р, а самое дорогое — отель за 4200 Р.

Достопримечательности

Я посетил почти все, что хотел, кроме промышленных объектов: туристов туда только начинают пускать, большинство закрыты или принимают по предварительной записи. Во многие места хочу вернуться, посмотреть их в более спокойном темпе. В первую очередь это природа: Алтай, Саяны, Урал и Байкал. На месяц я готов уехать в Приморский край: вокруг Владивостока много красивых мест.

Наиболее впечатлившие меня природные места:

  1. Поля Хакасии. Это просто иллюстрация к строкам гимна «Широкий простор для мечты и для жизни».
  2. Саяны. Мощь и тоже просторы, умноженные на красоту гор.
  3. Алтай и Чуйский тракт. Любая точка там прекрасна.

Мне нравится посещать промышленные объекты и разглядывать техногенные достопримечательности — от местных заводов до знаменитых мостов вроде хабаровского через Амур. Вот что больше всего запомнилось в поездке:

  1. Самое большое впечатление оставила автотрасса Москва — Владивосток и железнодорожный Транссиб, который половину пути идет рядом. То, что они существуют, содержатся в порядке и позволяют перевозить людей и грузы на девять с лишним тысяч километров, впечатлило больше, чем мост, завод или космодром.
  2. Саяно-Шушенская ГЭС. Она нереально огромная. Сложно представить, что это создано людьми.
  3. Завод «Магнезит». Он большой, выглядит современно, а вагонетки ездят с карьера на завод, как лыжники в горах на подъемнике. Карьер там нереальных размеров, судя по отвалам шлака. Почти все заводы которые я видел, впечатляют размерами и вызывают уважение как создание рук человеческих.

Во многих туристических местах удручало, что желание местных заработать на туристах гораздо сильнее стремления благоустроить родные места и содержать свои же поселки в чистоте и порядке. Впервые это бросилось в глаза на Алтае, где природную красоту уродуют лавки с китайскими сувенирами, безвкусные кривые вывески, мусор. Это относится ко многим регионам, в том числе к Крыму и Прибайкалью.

Вот достопримечательности, которые меня разочаровали:

  1. Гейзерное озеро на Алтае. Слишком много людей на такую малышку.
  2. Кунгурские пещеры. Подсветка внутри портит впечатление. И цена слишком высока для такого места.
  3. Дацаны в Улан-Удэ. Ожидал большего.

В городах я смотрел 3—5 достопримечательностей в день. Если посещать больше, это будет галопом и для галочки. Везде искал знаковый или необычный музей. Всего я посетил 18 музеев и выставок. Вот рейтинг тех, что я могу смело рекомендовать всем. Это лучшие примеры того, каким интересным и крутым должен быть современный музей:

  1. «Площадь мира» в Красноярске.
  2. Музей мировой погребальной культуры в Новосибирске.
  3. Ельцин-центр в Екатеринбурге.
  4. Музей археологического дерева в Свияжске.
  5. Музей-колония «Пермь-36» под Пермью.

Люди

Ни разу в поездке я не столкнулся с агрессией или хамством. Вообще я нигде не чувствовал опасности со стороны людей, хотя перед поездкой только ленивый не говорил о том, где в России основная концентрация бандитов и криминала.

Мне никогда не отказывали в помощи, если я ее просил, шли на контакт даже охотнее, чем в Москве. Всем было абсолютно все равно, откуда я, и даже шуток на тему зажравшихся москвичей я не услышал. Стереотип о предвзятом отношении к жителям столицы за ее пределами в моей голове развеялся.

Но к моему неприятному удивлению почти у всех моих собеседников в городах фоном сквозило негативно-иррациональное мнение: «У нас в городе хорошо не будет никогда, потому что страна такая». Хотя это были максимально позитивные, энергичные, отзывчивые люди, но при этом с такой пассивной жизненной позицией.

Самые интересные встречи, конечно же, были с путешественниками и автостопщиками. Я подвез 11 человек. У них, как правило, много необычных историй, например о том, как путешествовать без денег или пересечь Китай без знания языка.

Расходы

Изначально я хотел укладываться в 3000 Р в день: 1000 Р на жилье, 1000 Р на бензин, 1000 Р на еду и прочее. Поскольку путешествовать я планировал два месяца, то бюджет предположительно был 180 000—200 000 Р.

В итоге я катался 75 дней и потратил 278 676 Р с учетом того, что в Сибири ко мне на пару недель присоединился друг и мы делили расходы. В среднем это 3716 Р в день, что не слишком превышает изначальный план. На бензин уходило 1017 Р в день при расходе 6,5 литра на 100 километров. Средние траты на жилье — 1324 Р, на еду в магазинах и кафе — 626 Р в день.

Ниже таблица моих расходов. В графу «Мелкие разовые траты» вошли небольшие несистемные покупки — от городского транспорта и аренды самоката до подарков, оплаты сервисов «Гугл-диск» или Тинькофф Pro.

Траты за 75 дней поездки — 278 676 Р

Отели 99 301 Р
Бензин 76 297 Р
Кафе 34 275 Р
Мелкие разовые траты 25 460 Р
Развлечения 15 590 Р
Еда в супермаркетах 12 656 Р
Мелкий ремонт авто по пути 12 457 Р
Открытки и марки из каждого города 1640 Р
Штрафы 1000 Р
Отели
99 301 Р
Бензин
76 297 Р
Кафе
34 275 Р
Мелкие разовые траты
25 460 Р
Развлечения
15 590 Р
Еда в супермаркетах
12 656 Р
Мелкий ремонт авто по пути
12 457 Р
Открытки и марки из каждого города
1640 Р
Штрафы
1000 Р

В пути я не отказывал себе ни в чем. Можно было сэкономить на отелях и жить в хостелах. Но под конец мне становилось сложнее восстанавливаться из-за накопленной усталости, и я возжелал комфорта. Поэтому расходами я доволен, тем более что за поездку мне удалось заработать: я собирал донаты, разместил рекламу на авто от спонсора, получил кэшбэк — ради него я специально подключал подписку Тинькофф Pro и бронировал отели через Тинькофф-путешествия.

Если вычесть из расходов все заработанное, получается 159 020 Р. Прибавим к этому стоимость ремонта авто. Из 130 000 Р только 60% связаны с поездкой. Это 78 000 Р. Для полноты картины стоит вспомнить, сколько я потратил на подготовку к путешествию, — 22 655 Р. Сюда входило техобслуживание и запчасти для авто, еда в дорогу, посуда, куртка и кроссовки.

Получается такая картина.

Итоговая стоимость путешествия — 259 675 Р

Путешествие 159 020 Р
Ремонт авто после поездки 78 000 Р
Расходы на подготовку 22 655 Р
Путешествие
159 020 Р
Ремонт авто после поездки
78 000 Р
Расходы на подготовку
22 655 Р

Как сделать поездку лучше

У меня не было критичных ошибок, которые испортили путешествие. Но есть идеи, которые его улучшили бы. Вот что стоило предусмотреть на этапе подготовки и во время пути:

  1. Сделать операцию по восстановлению зрения, чтобы спокойно водить ночью и максимально видеть окружающую красоту. У меня −5.
  2. Пройти курс по съемкам с дрона или больше потренироваться самому. Об этом я сожалею сильнее всего. Я увидел и снял столько красивых мест — и знаю, что мог бы сделать это в разы лучше, имея навыки и опыт.
  3. Найти больше попутчиков. Все 75 дней мой темп поездки да и меня самого мало кто выдержит, а вот объединяться на разных отрезках пути, смотреть разные места и делить расходы — отличная практика. Важная роль попутчика — быть штурманом или вторым водителем, искать развлечения и кафе в пути, болтать, чтобы не дать уснуть, — весьма полезна.
  4. По дороге делать больше остановок и много пить. Это делает самочувствие в разы лучше, но я всегда этим пренебрегал.
  5. Спать 7—8 часов, несмотря ни на что, и ложиться до полуночи.
  6. Делать зарядку и уделять время медитациям. По итогам поездки я потерял 4 килограмма, по большей части это мышечная масса. А медитации держали бы мозг в более осознанном состоянии и лучше помогали с обработкой впечатлений. Иногда мне долго не удавалось уснуть из-за насыщенного дня.
  7. Больше общаться с местными жителями.

Что касается мелких бытовых моментов, я бы посоветовал сам себе:

  1. Купить пару емких жестких дисков. Фото и видео очень много, выгружать их в облако удавалось не всегда.
  2. Взять сушилку для обуви и пилот-удлинитель. Не везде в отелях хватало розеток, и расположены они не всегда удобно.
  3. Подготовить красивые наклейки для авто: в регионах их не найти.
  4. Лучше и полезнее питаться.
  5. Купить коробки для хранения вещей, чтобы долго не рыться в багажнике в поисках нужного.
  6. Сделать в машине больше карманов и подстаканников для конфет, орехов, термосов, мусора.
  7. Взять теплую обувь: +5 °С в сентябре днем в Центральной России застали меня врасплох.

В пути я надеялся придумать, чем мне заняться после увольнения и как зарабатывать. Но никаких идей на этот счет не появилось. Это не значит, что я не достиг нужной цели и поездка не удалась. Просто новый источник дохода мне бы сейчас здорово пригодился. Зато я однозначно расширил свой кругозор — в этом ожидания оправдались на все сто.

Я не готов советовать такую поездку каждому. Для этого нужно любить автопутешествия, легко жертвовать комфортом и быть готовым отправиться в приключение, о котором подчас приятнее вспоминать, чем его переживать.

Банально, но теперь я с полным осознанием могу произносить, что Россия — огромная страна. Путешествовать по ней однозначно стоит. Буду рад, если моя история вдохновит кого-то на поездку или поможет ее спланировать. Надо только сделать шаг, а интересное не заставит себя ждать!

В качестве сувениров у меня теперь собраны открытки из всех посещенных городов
В качестве сувениров у меня теперь собраны открытки из всех посещенных городов
А еще я привез камней из разных мест. Хочу потом сделать из них браслет
А еще я привез камней из разных мест. Хочу потом сделать из них браслет

В предыдущей серии: Денис проезжает последний отрезок пути: Уфу, Самару, Тольятти, Казань и Нижний Новгород.