Чаевые в счете и некаче­ственная еда: 9 вещей, за которые вы не дол­жны платить в ресторане

17
Аватар автора

Алексей Каблучков

разбирается в нарушениях

Страница автора

Иногда кафе и рестораны включают в счет вещи, за которые на самом деле можно не платить. Перечислили их, чтобы предостеречь вас.

🧾 Чаевые, включенные в счет

Чаевые — это не обязательная плата за обслуживание, а подарок официанту, если вам понравилась его работа. Обслуживание посетителей — часть услуги общественного питания, наряду с приготовлением вкусной еды. Дополнительные сборы за него незаконны

🎷 Живая музыка

Ресторан не может навязывать дополнительные услуги. Если вы пришли поесть, то не обязаны платить за живую музыку. При этом возможны исключения: если в ресторане два зала — с музыкой и без, с посетителя могут взимать дополнительную плату за посещение первого

🥡 Блюдо, которое вы не заказывали

Если вы заказывали устрицы, а вам принесли свинину, вы вправе не оплачивать блюдо. Но об этом следует сказать прежде, чем вы начнете есть. В ситуации, когда повар решает заменить закончившийся продукт, официант обязан предупредить клиента и спросить, согласен ли он или предпочтет заказать другое блюдо.

Даже если один ингредиент заменили или не положили и вас об этом не оповестили, за еду можно не платить — или попросить скидку, потому что состав не соответствует указанному в меню

🤢 Некачественная еда

Блюдо в ресторане должно быть безопасным для здоровья. Еду можно назвать некачественной, если она приготовлена из испорченных продуктов, подгорела или не сварилась, растаяла или остыла либо если в ней посторонние предметы.

Если блюдо плохое, требуйте устранить недостатки: например, подогреть, приготовить его заново, заменить на аналогичное — или сделать скидку

💰 Депозит или минимальная сумма заказа

Заведение общественного питания не может требовать от клиентов депозита или некой минимальной суммы. Если посетители внесут депозит, а за вечер потратят меньше, разницу им должны вернуть.

Если вам нравится кафе и хочется провести в нем вечер, а минимальная цена столика очень велика, можно пожаловаться в Роспотребнадзор на правила заведения и дождаться результатов проверки

🎉 Комиссия за дополнительные услуги

Например, плата за вип-место или сервировку стола. Основная услуга в кафе и ресторанах — подача пищи и напитков. Все остальное — дополнительные услуги, и заведение не вправе без согласия гостя добавлять в счет комиссию за них.

О таких платежах ресторан должен предупреждать заранее: прописать это в меню, в карте гостя или сказать лично

🍽️ Разбитая посуда

Риск случайного повреждения имущества несет ресторан, но если оно пострадало по вине посетителя, он обязан возместить ущерб. Если вашей вины нет или кажется, что вам называют завышенную стоимость посуды, не спешите платить. Попросите показать запись с камеры видеонаблюдения и после этого посоветуйтесь с юристом.

В меню должны указывать только стоимость блюд и услуг. Битье посуды ни к еде, ни к услугам не относится

🍯 Блюдо с аллергеном

Если вы заранее сообщили об аллергии и попросили не добавлять конкретный ингредиент в блюдо, а ресторан этого не учел, это некачественное оказание услуги.

Скажите администратору об этом. Тогда вы сможете потребовать приготовить блюдо заново и не включать его в счет либо отказаться оплачивать заказ или блюдо с аллергеном

🚪 Входной билет

Плату за вход обычные рестораны устанавливать не вправе: они должны обслужить каждого обратившегося посетителя. Но есть исключения — например, если это не обычный ресторан, а закрытый клуб

Повышаем правовую грамотность

Отвечаем на сложные юридические вопросы и разбираем законы в потоке «Права и обязанности»

Что еще почитать перед походом в общепит:

Алексей КаблучковА что вы отказывались оплачивать в кафе?
  • МаксимЯ просто больше никогда туда не приду, потому что устраивать танцы с бубнами при оплате счёта мне некомфортно25
  • Полина ДелияВ КМВ полно заведений, где чаевые включены в счет.5
  • ГладиоусОооой ну вот на бумаге все гладко, а в реальности будет совершенно не то...8
  • НиколайМаксим, вот именно. Делать себе нервы - такое себе занятие, а отказ от оплаты счета даже если заведомо прав - не просто конфликтная, а остроконфликтная ситуация. А так, оплатил, возможно даже прервав трапезу, и просто сказал, что думаешь по поводу этого заведения. И больше ни ногой.5
  • Арина СолтановичМаксим, ну так то, а кому комфортно)2
  • МаксимАрина, судя по тому, что в эти заведения ходят, кому-то (многим) комфортно.3
  • Nine K.меня раздражает музыка, не знаю, она такая спокойная иногда, что щас уснёшь2
  • АртемийА я вполне себе поддерживаю практику минимальной стоимости заказа, и такого прочего. Есть заведения в которых по-настоящему комфортно и атмосферно, и все это в сочетании с тем, что там еще и очень вкусно кормят, но вместе с тем, существует проблема высокой популярности таких заведений, а это значит что далеко не всегда туда можно просто так попасть с улицы, по причине полной посадки. Я осознаю, что я не чем не лучше, и не хуже других клиентов, но в тоже время я понимаю, что для заведения, я буду гораздо более ценным клиентом с учетом того что за 1,5-2 часа проведенного времени оставлю гораздо большую сумму денег, чем типичные подружки которые приходят посплетничать, и их чек это максимум пара легких салатов и 2-3 чайника чая, но при этом столик они будут занимать очень длительное время. У многих заведений есть практика неофициальной «борьбы» с любительницами селфи, и минималка или хороший депозит являются как раз одной из хороших полумер :)4
  • АртемийАртемий, уточню, что данная мера в большей степени относится к спонтанным и не запланированным визитам, когда вроде совпадают все карты (желание, время, местонахождение), а вот мест - нема.1
  • LeeАртемий, самое лёгкое это поставить ограничение по времени. От минимальной стоимости заказа будет больше негатива. Хотя, интересно с юр точки зрения, можно ли так?8
  • LeeХотелось бы ещё узнать, что делать в ситуации когда сделали заказ, а его готовят час. При этом не предупреждая о длительном ожидании.5
  • АртемийLee, насколько мне известно, ограничивать во времени пребывания гостя никто права не имеет, но есть небольшая хитрость о которой мне достоверно известно от знакомых, которые варятся в ресторанной сфере. К примеру, вы приходите в заведение и уточняете о наличии свободного столика, вас предупреждают что столик имеется, и вас могут посадить, но всего на 2 часа (к примеру), так как на этом столике дальше уже значится бронь. И Вы либо соглашаетесь, либо ждете дальше неизвестно сколько)) По итогу брони может вообще никакой не быть, и если вы делаете хороший чек заведению, и хотите дальше там оставаться, то вам вполне наверняка скажут что бронь отменилась, можете сидеть и дальше. Ну а если вы любитель дуть чай часами, то извольте, была такая договоренность :)5
  • LeeАртемий, да, все верно, обычно это так и работает. Один раз только видела прямо наклейки о том, что время пребывания ограниченно в духе "спасибо что выбрали нас, мы классные, людей много, ХЭВ Э ГУД ДЭЙ СПАСИБО ЗА ПОНИМАНИЕ ЖДЕМ ВАС СНОВА ПОКА!", причем это было отлично видно и везде(столы, касса, рядом с дверью), поэтому если это внутреннее правило конкретного заведения и они везде это дублируют, то с вероятностью 99% к ним вопросов нет, т.к свои обязанности по оказанию услуг хорошо выполняют.4
  • ДинаГрань некачественной еды очень шаткая... Ситуация: Вы ходите в один и тот же ресторан, всё устраивает, уже полюбились некоторые позиции в меню. Всё отлично. Приходите в очередной раз и приносят нечто непохожее на то, что Вы заказывали ранее. Пробуете, съедобно, но невкусно, не так как раньше. Спрашиваете официанта почему изменился вид блюда и вкус, ингредиенты. Оказывается поменялся повар и "он так готовит". Вот что делать? Что-то пытаетесь съесть, вроде ничего, но настроение испорчено, ожидания на вкусный ужин испарились. Перед оплатой говорите претензии официанту, в ответ: "очень жаль, передадим повару". Всё равно оплачиваете по полной счёт. А ваши отзывы пролетают мимо ушей. Или вторая прекрасная ситуация... заказываете, ждёте, приносят не то, просите переделать. В итоге, собеседник уже всё съел, кофе собирается пить, а вам лишь салат приносят переделанный. Официант может урегулировать такой дисбаланс, но зачем ему это? Повара сейчас легко увольняются, особенно молодые, гоняясь за высокой ставкой, профессия в дефиците. Всё логично и закономерно. Поэтому претензии к некачественной еде, если это только правда не дурно пахнет, не предъявить по факту, всё равно всё оплатишь. Официантам, администраторам всё равно придёшь ты или нет, напишешь отзыв или нет. Это не их бизнес, они завтра уйдут, где больше платят. Рестораны, кафешки закрываются сейчас со скоростью света.5
  • Selen StПро чаевые, включенные в счет, интересный момент: >19. ...исполнитель вправе предложить потребителю приобрести услуги по организации досуга и другие услуги, однозначно указав на их возмездный или безвозмездный характер и предоставив возможность ознакомиться с необходимой информацией о таких услугах... При этом... : >исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг; Если в ресторане предупреждают заранее, что в счет включено обслуживание в размере например 10%, и ты соглашаешься, т.е. все равно садишься за столик и заказываешь еду - получается, что вот ты уже и согласился на эти услуги, а значит, их уже и можно включить в счет?1
  • Калмыков БорисЯ так чуть не съел блюдо с орехами (у меня на них аллегрия), хотя до этого несколько раз спрашивал у официанта. За блюдо я не заплатил, развернулся и ушел.1