Чаевые в счете и некачественная еда: 9 вещей, за которые вы не должны платить в ресторане
Иногда кафе и рестораны включают в счет вещи, за которые на самом деле можно не платить. Перечислили их, чтобы предостеречь вас.
🧾 Чаевые, включенные в счет
Чаевые — это не обязательная плата за обслуживание, а подарок официанту, если вам понравилась его работа. Обслуживание посетителей — часть услуги общественного питания, наряду с приготовлением вкусной еды. Дополнительные сборы за него незаконны
🎷 Живая музыка
Ресторан не может навязывать дополнительные услуги. Если вы пришли поесть, то не обязаны платить за живую музыку. При этом возможны исключения: если в ресторане два зала — с музыкой и без, с посетителя могут взимать дополнительную плату за посещение первого
🥡 Блюдо, которое вы не заказывали
Если вы заказывали устрицы, а вам принесли свинину, вы вправе не оплачивать блюдо. Но об этом следует сказать прежде, чем вы начнете есть. В ситуации, когда повар решает заменить закончившийся продукт, официант обязан предупредить клиента и спросить, согласен ли он или предпочтет заказать другое блюдо.
Даже если один ингредиент заменили или не положили и вас об этом не оповестили, за еду можно не платить — или попросить скидку, потому что состав не соответствует указанному в меню
🤢 Некачественная еда
Блюдо в ресторане должно быть безопасным для здоровья. Еду можно назвать некачественной, если она приготовлена из испорченных продуктов, подгорела или не сварилась, растаяла или остыла либо если в ней посторонние предметы.
Если блюдо плохое, требуйте устранить недостатки: например, подогреть, приготовить его заново, заменить на аналогичное — или сделать скидку
💰 Депозит или минимальная сумма заказа
Заведение общественного питания не может требовать от клиентов депозита или некой минимальной суммы. Если посетители внесут депозит, а за вечер потратят меньше, разницу им должны вернуть.
Если вам нравится кафе и хочется провести в нем вечер, а минимальная цена столика очень велика, можно пожаловаться в Роспотребнадзор на правила заведения и дождаться результатов проверки
🎉 Комиссия за дополнительные услуги
Например, плата за вип-место или сервировку стола. Основная услуга в кафе и ресторанах — подача пищи и напитков. Все остальное — дополнительные услуги, и заведение не вправе без согласия гостя добавлять в счет комиссию за них.
О таких платежах ресторан должен предупреждать заранее: прописать это в меню, в карте гостя или сказать лично
🍽️ Разбитая посуда
Риск случайного повреждения имущества несет ресторан, но если оно пострадало по вине посетителя, он обязан возместить ущерб. Если вашей вины нет или кажется, что вам называют завышенную стоимость посуды, не спешите платить. Попросите показать запись с камеры видеонаблюдения и после этого посоветуйтесь с юристом.
В меню должны указывать только стоимость блюд и услуг. Битье посуды ни к еде, ни к услугам не относится
🍯 Блюдо с аллергеном
Если вы заранее сообщили об аллергии и попросили не добавлять конкретный ингредиент в блюдо, а ресторан этого не учел, это некачественное оказание услуги.
Скажите администратору об этом. Тогда вы сможете потребовать приготовить блюдо заново и не включать его в счет либо отказаться оплачивать заказ или блюдо с аллергеном
🚪 Входной билет
Плату за вход обычные рестораны устанавливать не вправе: они должны обслужить каждого обратившегося посетителя. Но есть исключения — например, если это не обычный ресторан, а закрытый клуб
Повышаем правовую грамотность
Отвечаем на сложные юридические вопросы и разбираем законы в потоке «Права и обязанности»
Что еще почитать перед походом в общепит: