Я училась в СибГМУ на врача и стала работать в маркетинге

История читательницы, которая разочаровалась в профессии
51

Это история из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Аватар автора

Анастасия Малкова

развивается в СММ и маркетинге

Страница автора

Я получала медицинское образование шесть лет, но не хочу работать по специальности.

Медицина в России — это не сериал «Доктор Хаус» или «Следствие по телу». Мои ожидания от красивой и современной профессии разбились о суровую реальность: высокие требования, низкие зарплаты, старое оборудование, огромную ответственность и зачастую неуважение со стороны пациентов.

Я окончила Томский медицинский университет, но не стала сдавать тест на аттестацию, необходимый для работы в лаборатории или больнице. Подработка копирайтером, которой я занималась на последних курсах, уже приносила больше, чем средняя зарплата по моей специальности. Поэтому я решила работать с информационными продуктами и развиваться в сфере маркетинга и социальных сетей.

В свое время мне не у кого было подробно расспросить о перспективах работы в медицине. Расскажу, как готовилась к поступлению, сколько потратила на учебу и почему выбрала другую профессию.

Выбор профессии

Я родилась в Новосибирске, там же окончила гимназию. С детства видела себя художником или врачом — хотела и помогать людям, и заниматься творчеством, поэтому выбирала между архитектурным и медицинским.

Определилась в гимназии — благодаря стечению обстоятельств. В восьмом классе я поступила в физико-математический класс — пришлось уйти из художественной школы, чтобы справляться с нагрузкой. А затем у нас открыли химико-биологический профиль — треть одноклассников хотели стать врачами. Я решила: сама судьба говорит мне, что нужно поступать в медицинский, а не в архитектурный. В конце девятого класса перешла в химбиокласс. Так начался мой путь к дальнейшей цели — бюджету в медицинском университете.

Я долго думала, на кого учиться, и в итоге выбрала редкую медико-биологическую специальность — медицинскую биохимию. На мой выбор повлияли несколько событий.

Сначала я хотела поступить на лечебный факультет и стать врачом-клиницистом. Но когда моя бабушка попала в больницу с подозрением на инсульт, я навещала ее. Мне становилось не по себе от условий работы врачей и тяжелой атмосферы. Через несколько месяцев дедушку увезли на скорой и сделали операцию по удалению брюшной грыжи. В том отделении обстановка была еще хуже. Я поняла, что хирургия, терапия и реанимация — точно не мое.

Тогда я решила попробовать себя в судебной медицине. Но после экскурсии на вскрытие идея тоже осталась в прошлом: меня напугали неприятный запах и рассказы санитара о нюансах работы.

Моя репетитор по биологии была генетиком. Она порекомендовала идти в науку и присмотреться к биологическому факультету. Этот совет мне понравился: я думала, что смогу, как она, принимать участие в исследованиях, помогать людям и получать достойную зарплату. Я решила пойти на научную специальность в медицине, чтобы потом работать в лаборатории.

Выбор вуза

В моем родном Новосибирске два университета с медицинскими факультетами: Новосибирский государственный университет и Новосибирский государственный медицинский университет. В первом вузе открыты факультет лечебного дела, химфак и биофак, но там занимались только наукой — а мне хотелось совместить ее с лечебным делом. Во втором набор на подходящую специальность проходил лишь несколько лет и закрылся в год моего поступления.

Я стала изучать вузы в других городах и увидела, что в соседнем Томске есть сильный Сибирский государственный медицинский университет с редким направлением «медицинская биохимия». Специальность показалась мне интересной и перспективной, а еще хотелось пожить самостоятельно в другом городе. Я собиралась переезжать вместе с одноклассницей: мы были подругами, она тоже хотела поступать в медицинский.

Томск не очень далеко от Новосибирска, и в случае чего я могла за несколько часов добраться до дома на поезде. Варианты переезда в Москву и Санкт-Петербург не рассматривала, потому что жизнь там намного дороже, чем в Сибири, а стипендии не хватило бы на повседневные расходы.

С родителями договорились, что я поступаю в другой город, только если прохожу на бюджет. Мотивация стала выше, я училась даже в новогоднюю ночь.

Поскольку я рассматривала только бюджетную основу обучения, то изучала итоги приемной кампании за предыдущие годы. Сейчас в СибГМУ этот раздел выглядит так. Источник: abiturient.ssmu.ru
Поскольку я рассматривала только бюджетную основу обучения, то изучала итоги приемной кампании за предыдущие годы. Сейчас в СибГМУ этот раздел выглядит так. Источник: abiturient.ssmu.ru

На случай если я не пройду на бюджет, интересовалась целевым. Узнала о нем, когда к нам в школу пришли представители медицинской организации и рассказали о доступных направлениях.

По квоте целевого приема абитуриент учится бесплатно и получает гарантию трудоустройства после окончания университета. В организации, направившей его в вуз, он должен отработать не менее трех лет. Мне не нравился этот вариант, потому что не хотелось быть привязанной к государственной больнице или лаборатории, но я рассматривала его как запасной план на случай низких баллов, чтобы не учиться на коммерческой основе.

Я подала документы в три университета: НГМУ, НГУ и СибГМУ, но поступить хотела именно в Томск. Проходные баллы в этих вузах были 230—240. Когда подавала документы, в НГМУ сказали, что мне точно не понадобится целевое. В СибГМУ на момент подачи я была первой в списке, при зачислении — второй.

Было очень приятно, что в итоге позвонили из всех университетов, а выбирала уже я. Как и собиралась, пошла на бюджет в СибГМУ, на медико-биологический факультет, на специальность «медицинская биохимия».

Университет СибГМУ в Томске
Университет СибГМУ в Томске

Учеба

Сложности. На первом курсе я поняла, что на подготовку к ЕГЭ у меня было очень много времени — в университете большие объемы информации нужно заучивать куда быстрее. Многое уже встречалось в школе, но теперь подавалась с большим погружением в науку: история, химия, биология, математика. Постепенно внедрялись профильная анатомия и латынь.

Я общалась только с тьютором моей группы и от него узнавала о преподавателях и будущих предметах. Знакомств со студентами старших курсов не завела, а это огромный минус: старшекурсники могут передать конспекты или ответы на тесты. В медицинском университете это важно: библиотека выдавала минимальный набор учебников, иногда это был один экземпляр на группу — приходилось делать ксерокопии и конспектировать по очереди. К тому же чем старше курс, тем меньше информации в учебниках и тем чаще нужно искать ее в научных статьях.

После первой сессии я почувствовала себя увереннее. Я не особо понимала, нравится ли мне то, чем занимаюсь, но само обучение устраивало. Местами было тяжело, но эти трудности только мотивировали идти дальше.

Хронический недосып
Хронический недосып

Лекции и семинары. С первого по четвертый курс, пока не началась пандемия, моя студенческая жизнь была обычной: пары и подготовка к ним. Учеба занимала большую часть времени, обычно мы сидели в университете с 08:45 до 15:00—16:00.

Подготовка к занятиям во многом зависела от преподавателя. К одному можно было просто прийти на пару, и лектор сам рассказывал материал. Другой вызывал к доске и начинал отчитывать за невыученную тему, а у третьего были тесты каждую пару. Например, полтора года шла высшая математика, она мне давалась очень нелегко. Приходилось наизусть учить лекции и материал к парам. Профессор был очень требовательный, ходили слухи, что из-за него отчислили десять студентов.

Развлечения на парах
Развлечения на парах

С сентября 2020 года из-за коронавируса мы учились онлайн. С одной стороны, мне очень понравился опыт дистанционки: не нужно никуда бежать, думать, где поесть, что делать, если забыл халат. Но, с другой стороны, медицинское образование невозможно получить удаленно: не хватит практики, которую невозможно организовать на дому.

Сессии были настоящим испытанием. Ты один на один с предметом, день и ночь сменяют друг друга, и ты этого не замечаешь. Не хватает времени, чтобы поесть или убраться, ты полностью вовлечен в процесс. Помогала парная подготовка с подругой: мы задавали друг другу вопросы по предмету и по очереди рассказывали материал. Когда объясняешь, лучше запоминаешь информацию.

Как-то раз на первом курсе подруга одолжила мне череп — он достался ей от дедушки, который тоже заканчивал медуниверситет. Я учила его строение и очень устала, не заметила, как заснула. Утром проснулась, и первое, что увидела, — лежащего рядом со мной Ивана Ивановича, так мы назвали этот череп.

Так было на первых курсах, а последние два года учебы я уже получала автоматы — за счет этого каникулы становились значительно дольше.

Практика началась после третьего курса. Свою первую практику я проходила в Новосибирске, в крупной городской больнице. Она совпала с ремонтом в лаборатории, поэтому мне находили разные занятия вплоть до уборки помещения и помощи в переезде.

Были и медицинские задачи: например, постановка методики липидного профиля — исследование, которое определяет уровень жиров в различных фракциях крови, и работа на биохимическом анализаторе. Благодаря ресурсам лаборатории было интересно, хотя и очень монотонно. Уже тогда я стала задумываться, моя ли это профессия. Мне было скучно расставлять пробирки с кровью в центрифуге, работать на анализаторе для определения гликозилированного гемоглобина, смотреть, как изучают мокроту и ликвор.

Вторая практика проходила после четвертого курса, уже в Томске. Я занималась в Центральной научно-исследовательской лаборатории СибГМУ, в мои обязанности входило проводить иммуноферментный анализ крови — ИФА. Каждый день мне выдавали сыворотку крови и набор ИФА на лямблий, аскарид, вирус Эпштейна — Барр и Helicobacter pylori. Мне нравилась точность и аккуратность работы, но примерно с третьего-четвертого дня, когда я овладела методиками, она стала монотонной, я снова начала скучать.

Подготовка материала для определения гликозилированного гемоглобина
Работала на таком аппарате
На практике

Дополнительные возможности

Факультатив. В начале четвертого курса я узнала о Школе медицинских писателей при университете. Там собираются студенты, которые хотят писать научные статьи. На занятиях мы разбирали, как работать со структурой и содержанием. Так вышла моя первая научная работа — для меня это стало глотком литературы и творчества в медицине.

Мне всегда нравилась журналистика и литература. В школе у нас была безумно интересная учительница, которая раньше работала в редакции, ее даже двоечники слушали внимательно. Я рада, что у меня был опыт обучения у такого профессионала, потому что это большая редкость. Благодаря ее урокам мне легко давались тексты — это пригодилось и в Школе медицинских писателей.

Стипендия. Я поступила на бюджет и пять лет из шести получала академическую стипендию. Год у меня выпал из-за конфликта с преподавателем: на одном предмете предложили согласиться на тройку автоматом или прийти на экзамен, где можно получить и неуд. В 2016 году стипендия была в районе 1800 ₽, если заканчиваешь на четыре и пять. В 2022 году, на моем последнем году обучения, сумма выросла до 2694 ₽.

Можно было участвовать в конкурсах и олимпиадах и получать повышенную стипендию, но у меня такого опыта не было, поэтому не знаю, сколько она составляет. Обычной академической стипендии на жизнь точно не хватало — мои повседневные расходы в месяц были намного выше.

Подработка. На моей специальности можно совмещать работу с учебой, но это тяжело, особенно на первых курсах. Мне кажется, что спрос со студентов до четвертого курса выше, дальше преподаватели лояльнее относятся к работе. У меня были знакомые, которые учились, работали и успевали воспитывать ребенка, но это героизм. Родители отправляли мне деньги на жизнь, я получала стипендию и спокойно училась.

Некоторые ребята параллельно находили подработку в сфере медицины, например помощником лаборанта. Но по ним было заметно, когда они после смены: некоторые засыпали на парах. На третьем курсе я тоже пыталась устроиться лаборантом, но вакансий было очень мало, а платили 10 000—15 000 ₽. С учетом затрат на проезд и еду я бы выходила в совсем небольшой плюс.

Когда мы ушли на дистанционное обучение, я начала удаленно заниматься копирайтингом в социальных сетях, писала на разные темы. Удалось поработать с врачом-диетологом и попробовать рассказывать о сложных медицинских нюансах. Развиваться в этой сфере продолжаю и после выпуска — но об этом ниже.

Мое место работы
Мое место работы

Жизнь в Томске

Квартира. Мы вместе с подругой поступили в медицинский и с первого курса снимали вместе квартиру напротив университета — нам очень повезло. В Томске лояльные цены: квартиру со средним ремонтом в хорошем доме сняли за 13 000 ₽ в месяц плюс коммунальные. Аренду делили пополам, мою часть оплачивали родители. Я не жила в общежитии, но слышала о нем много плохих историй от одногруппников.

Когда ввели онлайн-обучение, я вернулась в Новосибирск, в квартиру к родителям.

Еда. Пожалуй, продукты были самой большой тратой до того момента, когда я начала работать и обеспечивать себя самостоятельно. Готовила чаще дома, потому что университет находился напротив моей квартиры и я успевала перекусить, даже если перерыв между парами был всего полчаса. Когда стала работать, то к расходам добавились доставка продуктов, кофейни и рестораны.

Развлечения. Я старалась фокусироваться не только на учебе. С первого курса ходила в спортивный зал: меня это очень хорошо переключало и помогало держать тело в форме, несмотря на сидячий образ жизни.

В выходные с друзьями ходили в кафе, клубы, на прогулки. В общем, старались максимально отдыхать хотя бы в субботу вечером.

Дальнейший путь

Если мы говорим о высшем медицинском образовании, работе и дальнейшей карьере врача, то траектория обучения выглядит примерно так. Сначала вы поступаете на специалитет, где учитесь пять-шесть лет в зависимости от направления: например, на факультетах стоматологии и фармацевтики — пять лет, на лечебном деле, педиатрии, медицинской биологии — шесть.

После специалитета выпускник проходит аккредитацию и может начать работать. Но на этом этапе можно стать только врачом без узкой специальности — терапевтом или биохимиком. Если вы хотите быть врачом узкой специализации, например клинической лабораторной диагностики, необходимо пройти ординатуру по этому направлению.

Рассмотрим на моем примере. Я поступила на направление «медицинская биохимия». Там готовят специалистов практического здравоохранения: врачей клинической лабораторной диагностики и судебно-медицинской экспертизы, вирусологов, генетиков, руководителей биохимических и клинических лабораторий.

Чтобы работать по специальности после выпуска, я должна получить аккредитацию — сдать экзамен, который подтвердит мою квалификацию. После аккредитации можно устроиться лаборантом на ставку от 15 000 ₽ или пойти в ординатуру.

Ординатура длится два года. На бюджет мест совсем немного: например, у нас их было всего пять на всем направлении медико-биологических наук. Год обучения в ординатуре на платной основе стоил 239 480 ₽.

После ординатуры ставка лаборанта выше в два раза — платят 30 000—40 000 ₽. Мне пришлось бы тратить в месяц 15 000—20 000 ₽ на аренду квартиры, проезд и еду. Затраты на образование окупились бы не за один год. Конечно, можно совмещать несколько работ и искать более перспективные варианты, но это заняло бы немало времени.

В аспирантуру идут те, кто хочет погрузиться в науку. Поскольку я для себя этот вариант не рассматривала, то стоимость обучения и зарплату после окончания не изучала.

На вручении диплома
На вручении диплома

На мой взгляд, если ты хочешь чего-то добиться в медицинской карьере, стоит отодвинуть на второй план все свои «хочу». Должна быть сильная любовь к делу, постоянное обучение и совершенствование навыков, наслаждение от работы. По опыту общения со сверстниками, нежелание работать врачом по профессии — это не только моя проблема.

В университете я не совсем понимала, нравится мне специальность или нет, кем я хочу стать. После практики в лаборатории стала сомневаться еще больше: не нравились ежедневная рутина, огромная ответственность, низкие зарплаты. Не хватало свободы, которую давала удаленка, когда ты не привязан к месту работы и можешь свободно уезжать и путешествовать, встречаться с интересными людьми.

Есть стереотип: если доучился до третьего курса, скорее всего, вуз окончишь. Мне действительно не хотелось бросать университет и поступать на новое направление, поэтому я решила остаться. Тем более что до окончания оставалось меньше двух лет, а у меня хватало сил совмещать учебу и работу.

Самым сложным для меня было найти то, чем в итоге хотелось бы заниматься. Я выбрала путь, в котором больше творчества. Год работала в СММ, у меня была хорошая база для этого: талант к писательству, десять лет художественной школы, принципы понимания продаж и огромное желание учиться. Постепенно перешла в запуски информационных продуктов в социальных сетях.

Медицинское образование дало мне структурное мышление, понимание психологии, умение быстро обучаться и ответственность — это скелет, а творчество и креативность наполняет его мышцами. Такое сочетание помогало быстро адаптироваться под заказчика.

Только за два года подработки на последних курсах я дошла до дохода от 70 000 ₽ в месяц. Это далеко не потолок, можно было зарабатывать и больше, но я не могла полностью погрузиться в работу из-за учебы. Не знаю, где могла бы получать такую зарплату в сфере медицины, будучи вчерашним студентом. Наверное, нигде.

В итоге я защитила диплом, но не стала проходить аккредитацию. Это значит, что по образованию я врач без права работать в лаборатории. Решила, что лучше буду развиваться в социальных сетях и маркетинге, популяризировать медицину и писать для людей. Думаю, вне зависимости от курса в университете, если вы поняли, что специальность не ваша, все еще можно исправить.

РедакцияЧто вы думаете о медицинском образовании в России?
  • Boris KölnПару литров воды над ноутом стоимостью 100К+ руб - безумие или отвага?22
  • Alexandra OrlovaДо сих пор незанятая ниша - это переводчик-синхронист с мед.образованием.7
  • Ольга КашубинаАнастасия, приходите писать к нам в медицинскую редакцию :)15
  • Доктор кноAlexandra, с какого языка?0
  • Анастасия ХаритоноваТаня, нет, переводить есть и много чего. Переводить медицину, как и другой спец текст - будто бы отдельный язык. У меня есть опыт медперевода, хоть я и не доктор, и это правда тяжело, если не читал ни разу документацию на русском.7
  • red mouseВсе именно так. Восемь лет учёбы и зарплата на ставку врача 5000 рублей в 2005 году. В 2016 году у врача высшей категории со стажем более 10 лет 22000 рублей. Неадекватные пациенты. Начальство, спускающее негласные приказы зарабатывать больше денег, которые медперсонал не видит. Гнилая система. Не стоит овчинка выделки. Автор молодец, что вовремя изменила направление работы.8
  • Alexandra OrlovaТаня, а я писала, что не с английским? Переводить, например, на конференциях.1
  • TaliyaЧереп, доставшийся от дедушки это замечательно) А что касается медицины - это должно быть призвание. Профессия сложная, сфера консервативная, ответственность высокая, работа с людьми, сложный вход. Но если это ваше и получится - рядом не стояло с копирайтингом и по доходам в том числе.6
  • Dmltriy VagaytsevАдский труд, зарплата на уровне работника убойного цеха в АПК.6
  • Екатерина ДимоваАвтор, а как вы нашли первую работу в СММ?2
  • Таня НAlexandra, давно уже на конференциях не переводят.0
  • ШатякОльга, медицинских сестёр берёте?)0
  • Ольга КашубинаЕкатерина, да! Главное — чтобы вам нравилась медицина (и нравилось писать о ней), с остальным будем помогать3
  • ШатякОльга, это присутствует!)) Выступаю также на конференциях и конгрессах для медицинских сестёр. Куда Вам написать, чтобы обсудить подробнее?2
  • Alexandra OrlovaТаня, ну не переводите. Мне все равно1
  • Ольга КашубинаЕкатерина, в телеграм, @kashubina1
  • Helena WasserbergColombina, ну, тут медоброзование, но с пациентами б не пришлось работать, это работа в лаборатории0
  • red mouseDmitry, какая сказочная чушь. Я работаю врачом 20 лет, в том числе в топовых клиниках одного из крупнейших городов страны. Я не гинеколог, не уролог, не хирург, не остеопат и не косметолог. И зарплата у меня достаточно скромная. И да, я работаю по призванию по специальности, которую люблю.7
  • Элизабет ТейлорОльга, доброе утро ☀️ а ещё пишущих врачей принимаете? ))1
  • Элизабет ТейлорColombina, я Вам как врач открою завесу тайны, нас таких творческих много и не мешает совсем быть врачами. У каждого человека должно быть что-то ещё. Кто-то готовит, кто-то поет, кто-то книги пишет, а кто-то картины рисует, и тд. Жизнь на медицине на останавливается3
  • Элизабет Тейлорred, да зачем троллю что-то доказывать 😁 все же на плоскости лежит: врач- хорошая зарплата-отличная жизнь. Для людей нашей страны считается, что зарплата врача зависит от его ума😂👍🏽 не всегда и не везде. А уровень оклада, к сожалению, не врач устанавливает. И знаете, если бы была статья о том, что человек работает врачом и получает ну очень большие деньги, то такие тролли бы писали, что это они из народа высасывают 🙈2
  • Элизабет ТейлорЯ Вам желаю удачи и не слушать слова троллей и дилетантов! Идите своим путём 🌹0
  • ЕленаНаше образование ужасное. Мы это видим на примере обучения дочери в медвузе.2
  • Ольга КашубинаЭлизабет, да! Приходите :)2
  • Элизабет ТейлорColombina, а над чем смеяться?или у Вас истерика?)) на своем хобби многие зарабатывают и это плавно перетекает во вторую профессию)) опять, это мешает быть врачом? И где написано, что став врачом ты не можешь уйти в другую сферу, а если ушел, то ты был плохим врачом? Свод законов, статьи по психологии или я не знаю где Вы ещё черпаете подобную ерунду. Или Вы реально считаете, что при определении профессии в школьном возрасте дети осознанно выбирают стать врачом? Их всех ориентируют родители. Страшно, если Вы попадете на прием к хорошему доктору. Уже понятно, что можно ожидать от такого человека2
  • Элизабет ТейлорОльга, благодарю 🌹0
  • Элизабет Тейлор0
  • Элизабет ТейлорColombina, Вы перешли на личность автора совершенно не зная человека как специалиста. Я констатировала факт агрессии. То, что Вы не уважаете тех, кто ушел из медицины должно как-то волновать людей, решившись на такой шаг?)) Я уловила троллинг и язвительный тон с самого Вашего первого комментария. Цель какова? Где конструктивность, где факты? Одни эмоции со злой энергетикой. Я вступила в диалог надеясь на более разумные речи, попыталась объяснить свою позицию, к примеру. Чаты и созданы для общения и обмена мыслями. Но я услышала оправдания о том, какая Вы хорошая) поверьте, далеко не всем врачам важно с пустыми Вы руками или нет) ). Наверно, поэтому Вас Ваши врачи обожают)2
  • Элизабет ТейлорColombina, оставим это на суд другим читателям ) я думаю, тут будет понятно и заметно кто из нас обижен ) всего Вам доброго и светлого)0
  • Uliana PritchinaDmitry, не надо правду резать, особенно глазами!0
  • Анастасия МалковаBoris, после медицинского ничего не страшно)0
  • Анастасия МалковаОльга, спасибо за приглашение, напишу в телеграм)1
  • Анастасия МалковаTaliya, спасибо!0
  • Анастасия МалковаЕкатерина, в 2020 году из-за пандемии стали появляться курсы по онлайн профессиям. Помню, что мне пришла стипендия, я решила рискнуть и как-то завертелось)0
  • Анастасия МалковаColombina, на момент поступления в медицинский у меня были приоритеты не в пользу творчества. К сожалению, в 17-18 лет не каждый может определиться с будущей профессией, как это произошло в моем случае. Но я нашла в себе силы найти свое и не работать в медицине, потому что "надо" из-за полученного диплома)3
  • Анастасия МалковаDmitry, соглашусь, что это оказалось не совсем моим)1
  • КатяСпасибо, хорошая статья получилась. Я учусь на 3-м курсе меда и понимаю, что не мое, не интересно и врачом быть не хочу. Сейчас думаю может тоже попробовать себя в маркетинге, какой курс вы проходили, оказался ли он эффективным?0
  • DmitriyМожно ли изучить все, что надо врачу в реальной работе, самому за год? Не для того, что бы работать врачом, а чтобы понимать большую чать того что знает врач. Поясню почему спрашиваю. Читал, что в меде так же учат куче ненужных предметов типа истории, русского языка или высшей математики. Ни разу не видел, как терапевт вычислял интегралы или даже производил статистические расчёты. Так вот, если всё это выкинуть, плюс составить адекватную программу (многие жалуются на неадекватный материал), то хватит ли года, чтобы самостоятельно всё изучить? Понятно дело, что практики не будет, но хотя бы, чтобы теоретически в медицине разбираться0
  • Никита КолодкинDmitriy, информацию про высмат, историю, экономику и прочее, занимающие важное место в программе, распространяют те, кто дальше 2-3 курса и не дошел, а был отчислен. Эти предметы занимают малую долю на первых 2-х курсах и даются в качестве общего развития. Остальное - исключительно медицинские предметы, начиная от анатомии-гистологии и заканчивая фтизиатрией, Госпитальной терапией/хирургией, оторинолариногологией и т.д. Вообщем - это нереально. Можете открыть учебник по любому направлению, после этого вам будет нужно открыть учебники по анатомии и гистологии, сразу с этим - пойдут вопросы физиологии и патофизиологии. Дойдете до диагностики - потребуется патанатомия, рентгенология, биохимия и комплекс знаний по пропедевтике внутренних болезней («основы» терапии) и общей хирургии. Начнете лечение - знания по хирургии, фармакологии, физиологии и патофизиологии. То есть - вы можете прочитать учебник по любой специальности (каждый из которых уже сильно устарел и требуется читать клинические рекомендации от сообщества врачей этой специальности), можете его выучить, но это будет на уровне жреца дикого племени, выучившего наизусть молитвы - слова есть, а сути и понимания - нет. И это, если у вас ОДНО заболевание. А если их 2?0