На чем я бы сэкономила при создании сайта

3

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография

Благодаря специфике своей работы мне часто доводилось искать исполнителей для сайтов клиентов, с которыми я сотрудничаю. Но какую бы стоимость мне не называл подрядчик, почти каждый раз я слышала от клиента: «Дорого! За что такие деньги? Мы рассчитывали тысяч на двадцать!». Честно говоря, иногда казалось, что неплохо бы научиться делать сайты самой: и деньги хорошие, и посторонних людей привлекать не надо.

Позже я стала более тесно работать с маркетинговыми процессами и узнала, что создатели сайтов слышат пресловутое «Дорого!» едва ли не чаще, чем стоматологи. Причем обычно это происходит из-за того, что на них выходит неподходящая ЦА. Большая часть запросов поступает от небольших индивидуальных предпринимателей, имеющих достаточно скромный бюджет и не готовых к серьезным тратам. При этом поиск исполнителя обычно происходит так: человек просто вбивает искомое в поисковую строку — а в результатах, конечно, получает ссылки на агентства, которые платят за продвижение. В итоге бизнесмен либо уходит ни с чем, либо вкладывает деньги в сайт с наворотами, которые ему часто даже не нужны.

Но много вопросов для меня все равно остались открытыми. Как быть тем, кому нужен сайт, но у него не так много денег? Почему создание сайта может стоить как квартира в провинции? И существуют ли, в конце концов, хорошие сайты за десять-пятнадцать-двадцать тысяч

детали процесса

Какие бывают сайты?

Главный фактор, который существенно влияет на стоимость разработки сайтов — это движок, на котором они создаются. Это же является и самым первым решением, с которым нужно определиться заказчику: какой движок для сайта ему нужен. По сути, движок (или CMS, Content Management System) — это система управления всем контентом сайта, который позволяет редактировать и обновлять данные на его страницах. Существуют как готовые популярные CMS, так и самописные. К первым можно отнести наверняка знакомые вам 1С, Tilda, Joomla! или WordPress, а вторые представляют из себя уникальные комбинации кодов, написанные специально для вашего сайта и соответствующие вашим запросам. Чаще всего используют скриптовый язык PHP, специально предназначенный для веб-разработок.

Самописные сайты. В случае с самописным движком у заказчика есть полная свобода в плане дизайна и функционала: по вашему запросу программисты создадут буквально все, что угодно. CMS для такого сайта полностью пишется с нуля, и программисты вручную создают хранилища для данных, различные переменные, структуру каталогов и множество других элементов. Это значит, что каждый цвет кнопки и каждая надпись на страницах отдельно прописывается специалистами в виде кода, а это достаточно большой объем работы. Такие сайты отлично подходят для нестандартных решений, и их движок будет «чище» и быстрее, так как он полностью заточен под ваши требования и не имеет в себе ничего лишнего. Но и минусов у таких сайтов немало: как минимум, они дороже, ими сложнее пользоваться необученному человеку, и у них достаточно много заморочек в плане техподдержки. Такой сайт как бы «привязывает» вас к тем программистам, которые написали его для вас и знают, как работает код — а следовательно, только они смогут вам помочь, если что-то пойдет не так или сайт нужно будет немного изменить. Конечно, в теории другая команда специалистов тоже сможет это сделать, но зачастую это дольше и дороже. Ведь код — это не только технический процесс, но и творческий, и в разных командах могут быть разные подходы к этому — а значит, новому программисту сначала нужно будет понять, как работает старый код, разобраться в нем, и только потом приступать к правкам.

Сайты на готовой CMS (конструкторы). В случае с готовыми движками все куда проще. По словам представителя маркетингового агентства, к которому я обратилась за консультацией, на сегодняшний день очень большая часть заказчиков отдает предпочтение именно сайтам на готовых CMS, в частности на платформе-конструкторе Tilda. Она позволяет закрывать практически любые потребности, которые возникают у клиентов, а еще сайты на Tilda легко адаптируются под любые устройства и браузеры, их достаточно просто делать и они обладают обширным функционалом. Получается, что к более сложным платформам и самописным сайтам заказчики обращаются либо в том случае, если у них есть необходимость в создании сайта на конкретном движке, либо если у них имеются специфические требования к функционалу, которые не могут быть реализованы на Тильде. А также самописные сайты актуальны в том случае, если на них планируется большая нагрузка: например, если сайтом будет одновременно пользоваться несколько тысяч человек.

Еще один немаловажный показатель для заказчиков: сайты на Tilda практически всегда стоят дешевле за счет того, что некоторые этапы разработки автоматизированы — а следовательно, сокращается количество специалистов, занятых в создании сайта. Получается, сайты на готовых движках достаточно удобны как для исполнителей, так и для клиентов. Работа фрилансера или агентства в этом случае облегчена и ускорена, а заказчик платит меньше денег, при этом получая достойный результат. Кроме того, вы не «привязываетесь» к разработчику, и в случае проблем с сайтом вам может помочь практически любой специалист, а не одна конкретная команда, которая писала код исключительно под ваши запросы.

Какие бывают сайты: итоговая таблица

СамописнаяКонструктор
Для каких целейСложные многостраничники или сайты с нестандартным функционалом / дизайном, а также крупные интернет-магазины, порталы и платформыСтандартные сайты со сравнительно небольшим количеством страниц и без уникального функционала
Стоимость от…300 000*90 000*
Создается от…днейот 45от 25
ПреимуществаПолная свобода в плане дизайна и функций, быстрая работа сайта, более “чистый” код, высокий уровень защиты данныхБыстрая и простая сборка, невысокая стоимость работы, простота использования и техподдержки, большое количество модулей-расширений
НедостаткиЗависимость от разработчика, сложность в техобслуживании, высокая стоимость работы и более долгий срок исполненияНекоторые редкие функции невозможно реализовать, для уникального дизайна нужно обращаться к человеку, который знает код, не подходит под большой трафик людей и сложные задачи

Какие бывают сайты: итоговая таблица

Для каких целей
СамописнаяСложные многостраничники или сайты с нестандартным функционалом / дизайном, а также крупные интернет-магазины, порталы и платформы
КонструкторСтандартные сайты со сравнительно небольшим количеством страниц и без уникального функционала
Стоимость от…
Самописная300 000*
Конструктор90 000*
Создается от…
Самописнаяот 45
Конструкторот 25
Преимущества
СамописнаяПолная свобода в плане дизайна и функций, быстрая работа сайта, более “чистый” код, высокий уровень защиты данных
КонструкторБыстрая и простая сборка, невысокая стоимость работы, простота использования и техподдержки, большое количество модулей-расширений
Недостатки
СамописнаяЗависимость от разработчика, сложность в техобслуживании, высокая стоимость работы и более долгий срок исполнения
КонструкторНекоторые редкие функции невозможно реализовать, для уникального дизайна нужно обращаться к человеку, который знает код, не подходит под большой трафик людей и сложные задачи

* указана средняя стоимость создания сайта в маркетинговом агентстве

Детали процесса

Этапы создания и задействованные сотрудники

В сознании большинства заказчиков создание сайта — это просто «сделать красиво и чтобы работало», то есть дизайн и нормальное юзабилити. Но само по себе это очень оторвано от реальности, и просто так написанный сайт работать не будет. Этапы работы над созданием самописных сайтов и сайтов-конструкторов примерно одинаковые, но кое-где имеются различия. Я специально сравнила их — и заодно узнала, на каких моментах можно сэкономить.

Сначала подробно разберем, как создаются самописные сайты.

Этап 1. Аналитика. Для начала нужно выяснить, что именно хочет клиент и каких целей он планирует достичь с помощью этого. Тщательно изучается сфера бизнеса, для которой будет делаться сайт, а также происходят переговоры с клиентом, на которых определяются его пожелания и требования. Специалисты фиксируют функционал сайта и общую картину того, как заказчик представляет себе итог совместной работы. Также в процессе взаимодействия заказчик заполняет бриф и на его основе формируется техническое задание.

Кто задействован: Бизнес-аналитик. Аналитик приступает к работе раньше всей команды, и его задача состоит в том, чтобы максимально «подготовить почву» для будущего продукта. Он выяснит все о вашей нише, узнает ваши предпочтения и требования к сайту, а также проанализирует цели, которых вы в итоге хотите достичь и подскажет, как к ним прийти с помощью сайта и его инструментов. Также аналитику пригодятся различные данные о рекламных кампаниях и портрет целевой аудитории.

Бизнес-аналитики обычно требуются на крупных проектах, так как там нужно обрабатывать большие объемы информации. А в случае с небольшими заказами их обязанности исполняет менеджер проекта.

Этап 2. Разработка прототипа. На этом этапе разрабатываются макеты, в соответствии с которыми создаются макеты будущего сайта. Исполнитель собирает референсы и предлагает различные варианты структуры сайта и расположения блоков. Итоговый вариант утверждается с заказчиком и переходит на стадию дизайна.

Кто задействован: Менеджер проекта. С этим человеком вы пройдете все стадии работы над сайтом: он будет вводить вас в курс дела, консультировать и подсказывать, как сделать лучше. Также менеджер проекта будет курировать работу всей команды и следить за тем, чтобы все дедлайны соблюдались, а пожелания заказчика выполнялись по максимуму.

Кто задействован: Дизайнер. На этом этапе дизайнер создает наброски и предлагает различные варианты цветовых комбинаций. Пока это лишь примерные эскизы сайта, на основе которых дальше будет создаваться полная картина.

Этап 3. Дизайн и контент. Это этап того самого «сделать красиво», только здесь добавляются еще «удобно» и «интересно». Дизайнеры делают так, чтобы стилистика сайта соответствовала пожеланиям заказчика и была приятна глазу, а все интерфейсы — понятны и комфортны для использования. Вместе с ними работают копирайтеры, благодаря чему сайт приобретает содержание и тщательно продумывается с точки зрения маркетинга. Они придумывают, как удержать читателя дольше, как направить пользователя на совершение нужного действия и какими словами привлечь внимание человека к выгодным предложениям.

Кто задействован: Дизайнер. Тот самый человек, который на основе макетов делает красиво, причем иногда этот человек работает не в одиночку. Нередко UI-дизайном (то есть внешним видом сайта) занимается один человек, а UX-дизайном (функционалом интерфейса) — другой. Чем крупнее проект, тем больше дизайнеров может над ним работать.

Кто задействован: Копирайтер. Копирайтер занимается всеми текстами на создаваемом сайте: от надписей на кнопках до адреса компании; от привлекающего внимания заголовка до красочных описаний. Этот человек знает, как воздействовать на потенциального клиента с помощью слов и как плавно подвести человека к взаимодействию с вашей компанией.

Этап 4. Верстка. Программисты начинают воссоздавать все элементы сайта с помощью кода, который обеспечивает одинаковое отображение во всех браузерах и на всех устройствах.

Кто задействован: Фронтенд-разработчик (верстальщик). Человек, который получает от дизайнера готовый детальный макет, после чего переводит его в воспринимаемый устройствами код и делает адаптивную верстку. С помощью кода делается разметка сайта и воплощаются все замыслы дизайнеров. Фронтенд отвечает за ту часть сайта, которая видна пользователям: окна, кнопки, слайд-шоу, всплывающие окна.

Этап 5. Разработка бэкенд-части. На этом этапе в структуру уже сверстанного сайта внедряется внутренняя архитектура и системы, которые позволят в дальнейшем управлять контентом и другими данными (например, обновлять цены, загружать новые фотографии, формировать корзину и тому подобное). Бэкенд соединяется с фронтендом, и получается полноценная рабочая «начинка» сайта.

Кто задействован: Бэкенд-разработчик. Бэкенд на то и back, что отвечает за ту часть сайта, с которой мы с вами напрямую не взаимодействуем и которой не видно. Но при этом для нормального функционирования ресурса она не менее важна. В основном это информационная составляющая, а также различные системы обработки и хранения данных.

Этап 6. Регистрация домена и оплата хостинга. Теперь у вашего сайта появляется доменное имя (тот самый адрес, который можно увидеть в поисковой строке), а все файлы и информация будут храниться на хостинге.

Кто задействован: Разработчики или менеджер проекта. Зарегистрировать домен и подключить хостинг достаточно несложно, поэтому за это вполне может отвечать и менеджер проектов. Но чаще всего этот этап находится в ведении разработчиков и выполняется ими как завершающая стадия работ над сайтом.

Этап 7. Тестирование. Нужно убедиться в том, что все функции работают исправно и все ссылки ведут туда, куда надо. Сайт тестируется всеми возможными способами, в том числе проверяется наличие багов и корректное отображение ресурса в разных браузерах и на разных устройствах.

Кто задействован: Тестировщик. Тестировщик взаимодействует с сайтом на том этапе, когда все уже готово к использованию. Его задача — сделать так, чтобы все работало безупречно и без багов, и чтобы даже самые странные действия пользователя не приводили к непредсказуемым результатам. Этот человек проверяет, что все кнопки работают, все формы заполняются корректно, а все страницы открываются так, как надо.

Если сайт небольшой, то тестированием чаще всего занимается менеджер проекта, а не отдельный тестировщик.

Этап 8. Продвижение. Просто так ваш новый сайт никто не найдет — а значит, нужно рассказать о нем. Здесь в игру вступает маркетинговый отдел, который составляет и воплощает стратегию продвижения исходя из особенностей вашего бизнеса.

Кто задействован: SEO-специалист. После того, как сайт заработал, нужно сделать так, чтобы он не потерялся на просторах интернета. В этом вам поможет специалист, который знает принципы работы поисковой выдачи и адаптирует их к получившемуся результату. Специалист собирает ключевые запросы и способствует тому, что ваш сайт поднимается все выше в поиске. Часто SEO работает сообща с копирайтером, ставя ему задачи на работу с ключевыми словами.

Кто задействован: Специалист по рекламе. На этом этапе в дело вступает уже не столько продвижение получившегося сайта, сколько комплексный подход к бизнесу и поиск новых клиентов. Команда рекламщиков придумывает, как интегрировать новый сайт в работу вашей компании и как сделать так, чтобы о нем узнало как можно больше людей, которые в конечном счете станут вашими клиентами.

Иногда SEO-специалист и специалист по рекламе — это один и тот же человек, особенно если речь идет о небольших проектах.

Что ж, уже становится понятнее, за что просят денег. Если предположить, что каждым из этих этапов занимается как минимум один человек, то немалая часть уходит на одну только оплату труда специалистов. И, конечно, все это достаточно плотно завязано на сложности сайта и его функционале: всем понятно, что одностраничник будет стоить дешевле, чем большой портал.

В итоге получаем примерно такую формулу:

Стоимость сайта = (Зарплата специалистов + наценка специалиста/агентства) * Сложность сайта и время на его создание + покупка домена и хостинга+ финансы на продвижение

«Но неужели это нужно всем-всем? Можно как-нибудь убрать лишние услуги?» — спросите вы. Вопрос хороший и частый, тем более что на части услуг действительно можно сэкономить. И тут мы плавно переходим к сайтам на готовых CMS.

Дело в том, что в этом случае часть работы, которую делают специалисты, уже сделал за них сам движок. Например, бэкенд-разработка в этом случае не нужна, так как сайт «собирается» как конструктор из блоков и элементов, которые уже запрограммированы на работу. Работа фронтенд-разработчика здесь тоже редко требуется, и в большинстве случаев визуальная часть сначала моделируется дизайнером, затем наполняется текстами — и сразу переходит на этап тестирования. Оно здесь, кстати, тоже существенно облегчено: если обнаружится какой-то баг, его легко будет исправить даже не-программисту. Тем не менее, техническая должность в этом случае все равно есть. В итоге цикл создания сайта на готовой CMS выглядит так:

Этап 1. Аналитика. Кто задействован: Бизнес-аналитик или менеджер проекта.

Этап 2. Разработка прототипа. Кто задействован: Менеджер проекта и дизайнер.

Этап 3. Дизайн и контент. Кто задействован: Дизайнер и копирайтер.

Этап 4. Регистрация домена и оплата хостинга. Кто задействован: Технический специалист.

Здесь остановимся подробнее, так как в предыдущей системе этой должности не было. Несмотря на то, что для сайтов на движках-конструкторах, которые не требуют написания и отладки кода, не нужны программисты как таковые — помощь по техчасти все равно иногда требуется. Поэтому в команде работает технический специалист, который может помочь, например, с настройками домена, форм, переадресацией заявок и другими моментами, которыми в обычном случае занялись бы программисты. Если команда небольшая, то этой работой может заниматься менеджер проекта.

Этап 5. Тестирование. Кто задействован: Менеджер проекта.

Этап 6. Продвижение. Кто задействован: SEO-специалист и / или специалист по рекламе.

Как вы видите, этапов и персонала здесь существенно поубавилось. И если предположить, что сайт вам нужен небольшой и несложный — команду можно сократить до менеджера, дизайнера, технического специалиста, копирайтера и рекламщика. Чем меньше людей работает над сайтом — тем меньше денег агентство тратит на зарплаты, и тем меньше получается итоговая стоимость сайта согласно вышеупомянутой формуле.

Детали процесса

Диапазон стоимости создания сайтов

Все мы понимаем, что кто-то делает дешевле (и не обязательно плохо), а кто-то дороже (причем не факт, что хорошо). Но вот как на этом рынке уживаются одновременно и агентства, и частные лица? И почему одни еще не вытеснили других?

Для себя я нашла такой ответ: они просто заняли разные ценовые ниши. Для агентства невыгодно брать сайт за условные 20 000, потому что этим не покрыть расходы на зарплату, аренду помещения и прочие факторы. А вот для отдельного фрилансера такой вариант отлично подойдет: человек сделает несколько таких небольших заказов в месяц и обеспечит себе неплохую зарплату.

С другой стороны, заказывать сайт у фрилансера — это своего рода рулетка, по крайней мере на мой взгляд. Как минимум, найти проверенных фрилансеров, которые не кинут на деньги, не прозевают сроки и при этом будут адекватными и приятными в работе, достаточно непросто. А еще мне больше импонирует концепция того, что каждый должен заниматься своим делом. Я верю в то, что один человек сможет сделать хороший и интуитивно понятный дизайн, и в целом сделать так, чтобы сайт работал. Но сможет ли он наполнить его хорошими продающими текстами? Обеспечит ли нормальное продвижение и узнаваемость? Тут я уже сомневаюсь. Но не исключаю, что кому-то из заказчиков не нужны ни тексты, ни продвижение: например, если вы заказываете просто визитку. Тогда вполне можно обратиться с самозанятому специалисту.

Другое дело, что и фрилансеры, и агентства бывают совершенно разных масштабов. Есть частники, которые «все сами», а есть те, кто отдает часть работ (например, те же тексты и продвижение) на аутсорс. И если первые за самый дешевый сайт просят от 5000 рублей, то вторым уже надо платить не только самим себе, но и другим специалистам. Поэтому они за сайт того же масштаба возьмут с вас 20 000 рублей, но и результат будет покачественнее. А ведь есть и вовсе топовые фрилансеры, у которых куча отзывов на биржах и очередь из заказов, и они берут еще больше.

То же самое и с агентствами: есть небольшие ИП, в которых трудится на удаленке несколько человек, а есть более основательные организации с офисами и расширенным штатом. И, конечно, есть топовые игроки рынка наподобие JetStyle или студии Артемия Лебедева: там как раз и делают сайты, которые стоят, как квартира.

Понятно, что стоимость сайта и у фрилансера, и у агентства рассчитывается индивидуально, но тем не менее доля стабильности в этом вопросе тоже есть. Дело в том, что все сайты можно подогнать под некую классификацию, которая определяет их функционал и, как следствие, объем работы, необходимый для их создания. Есть сайты-одностраничники, которые можно сделать достаточно легко и быстро, а есть объемные порталы, которые можно бесконечно дополнять все новыми фишками и возможностями. Ниже я решила кратко разобрать основные типы сайтов, которые чаще всего заказывают, а также их примерную стоимость и функционал.

Для начала рассмотрим более простые сайты, которые можно достаточно легко реализовать на платформе-конструкторе, что в большинстве случаев и происходит.

Виды сайтов и их стоимость

Примечание: для того, чтобы более подробно разобрать этот пункт и получить информацию из первых рук, я обратилась в маркетинговое агентство. Так как оно находится в Санкт-Петербурге, то и уровень цен указан соответствующий региону. В других частях страны зарплата специалистов может отличаться — а это влияет и на стоимость итоговой работы. Поэтому никто не мешает вам заказать сайт, например, у компании из Иркутска или у фрилансера из Перми.

Лендинг. Лендинг — это одностраничный сайт, который побуждает посетителя к действию: купить, зарегистрироваться, оставить заявку, подписаться. Лендинг используют в маркетинге для рекламы и продажи товара или услуги,а также для сбора контактных данных потенциальных покупателей (лидов) и проверки вероятного спроса. Лендинг направлен на то, чтобы ёмко презентовать продукт, снять возражения потенциального потребителя и подвести пользователя к целевому действию.

Однако встречаются также информационные лендинги, которые несут в себе чисто эстетический и просветительный характер и работают на лояльность аудитории к бренду. В этом случае лендинг является не основным источником лидов, а скорее дополнением к образу бренда с устоявшимся потоком клиентов.По словам директора маркетингового агентства, с которым я общалась, достаточно большая часть клиентов обращаются именно за лендингами.

Павел Иванов, СЕО маркетингового агентства CROCO:
«На нашем счету не один десяток таких сайтов — и это вполне объяснимо. Лендинги делаются достаточно быстро, их легко адаптировать под любую стилистику, к тому же они стоят относительно недорого, но при этом их функционала вполне хватает небольшим фирмам, которые хотят заявить о себе».

Цена на создание лендинга начинается от 5000 рублей — это самый дешевый вариант исполнения у частных фрилансеров, который мне удалось найти. В этом случае рассчитывать на уникальность не приходится: сайт сделают из готового шаблона и в лучшем случае минимально наполнят текстом, а вот если захотите побольше информации — нужно будет доплатить за копирайтинг. Чем сложнее сайт и чем больше у вас требований к нему — тем больше будет расти цена. Примерная усредненная цена на создание лендинга с дизайном на бирже составляет порядка 30 000—40 000 рублей.

В агентствах цена выше, но и качество работы совершенно другое. В этом случае сайт будет не «сам по себе», а интегрирован в ваш бизнес, и привлечение клиентов на него тоже будет предусмотрено. Согласно нашим данным, в небольшом агентстве цена на лендинг стартует от 100 000, а фулл пакет с продвижением будет стоить от 150 000 рублей. В крупных именитых агентствах ценник будет выше: примерно от 300 000 рублей.

Сайт-визитка. Его название говорит само за себя: это тот случай, когда посещение сайта не обязательно в конечном счете должно привести к совершению целевого действия. Сайт-визитка представляет собой достаточно простой и небольшой ресурс, состоящий из одной или нескольких страниц, на которых указана главная информация о компании, продукте, услуге или личности. По сути это тот же лендинг, но с отличиями в наполнении, дизайне и смысловой части. Несмотря на то, что оба типа ресурсов обычно имеют одну страницу и краткую информацию о компании, лендинг чаще всего создается для оффера (предложения, которое стимулирует рост продаж), а на визитке достаточно редко указывается информация, направленная на получение выгоды.

Визитка — это удобный и современный способ рассказать о себе: всех заинтересованных людей можно просто перенаправлять на такой сайт вместо того, чтобы рассказывать о своем бизнесе на словах или пользоваться классическими визитками.

Павел Иванов, СЕО маркетингового агентства CROCO:
«Как показывает наш опыт, далеко не всем нужен полноценный сайт с массой переходов и многоуровневыми каталогами товаров. Многим предприятиям достаточно одной или нескольких страниц, чтобы рассказать о себе и оставить контакты».

Такой сайт обойдется заказчику относительно недорого, расценки на него примерно соотносятся с расценками на лендинг. Если вам не нужно будет писать никакой текст с нуля и весь контент для сайта вы предоставите сами — выйдет еще немного дешевле.

Интернет-магазин. Этот тип сайта предназначен в основном для онлайн-торговли, и с его помощью потребители могут покупать товары или заказывать услуги через интернет. Самый простой пример, который все вы точно встречали — это сайты магазинов одежды. На них вы можете выбрать понравившуюся вещь, положить ее в корзину, оплатить покупку и забрать удобным способом: либо из магазина, либо заказав доставку. По тому же принципу работают сайты крупных магазинов (например, О’Кей, Перекресток), которые осуществляют доставку продуктов. При этом сайты такого типа содержат в себе очень много данных — в разы больше, чем лендинги, о которых мы говорили выше. Получается, что каждый товар имеет собственную страницу, и таких страниц может быть десятки тысяч. Кроме того, весь этот массив необходимо систематизировать для удобства покупателя: то есть если человеку нужно найти, скажем, спагетти — он должен потратить на это несколько секунд и быстро выделить искомое среди всего многообразия позиций. Так что еще одна сложная сторона таких сайтов — это навигация: ее создание и тестирование требует достаточно больших временных затрат. Она должна быть простой, ёмкой и интуитивно понятной для каждого пользователя.

Часто такие сайты комплектуются еще и личным кабинетом — достаточно вспомнить все те же сервисы заказа продуктов, где вы можете зайти в собственный аккаунт и посмотреть, какие покупки вы совершали до этого или какие персональные предложения вам приготовил магазин. Если клиенту обязательно нужен функционал личного кабинета — это прибавляет к стоимости сайта еще около 20%.

Что же касается цен на создание — заказать шаблонный интернет-магазин у фрилансеров можно от 25 000 рублей. В этом случае, конечно, речь не идет о большой торговой площадке, но такого магазинчика вполне хватит начинающему предпринимателю: например, если вы продаете свечи или кастомную одежду.

В агентстве легко могут взяться за более масштабную торговую площадку, которая в зависимости от сложности может обойтись заказчику и в 200 000 рублей, и даже больше. Но чаще всего заказывают не слишком крупные интернет-магазины, создание которых в среднем стоит от 150 000 рублей. В этом случае цена сильно зависит от объема работы, а следовательно — от количества страниц и позиций, которые нужно будет разместить в магазине.

Примечание: данные цены указаны из расчета на то, что сайт будет делаться на движке-конструкторе. В случае с самописным интернет-магазином сложность работы увеличивается — следовательно, возрастает и цена на разработку (как минимум вдвое).

Многостраничники с простым функционалом. Это все остальные разновидности сайтов, которые можно реализовать с помощью готовых движков и их функционала. Например, корпоративные сайты организаций, сайты для образовательных проектов или для сферы услуг — в общем, все, что не выходит за рамки 500 страниц и встроенного функционала движка. С учетом того, что большинство нужных для бизнеса функций уже предусмотрено самой CMS или ее расширениями — такой вид сайта подойдет для 90% потребителей и практически для всех разновидностей бизнеса.

Такая работа занимает больше времени, чем создание лендинга или визитки, и стоит соответствующе. К примеру, за корпоративный сайт из 15 страниц фрилансеры просят минимум 45 000 рублей, а цены в агентствах начинаются от 120 000 рублей за аналогичный объем.

Портал с интерактивными функциями. Портал — это большой сайт, который включает в себя разветвленную систему ссылок и множество дополнительных функций. Многие из вас наверняка помнят интернет-порталы, которые были популярны лет пятнадцать назад. На таких сайтах можно было общаться с другими пользователями, выкладывать фотографии, публиковать объявления, читать новости.

Впрочем, такие сайты сохранились и сейчас. Чаще всего их используют новостные агентства, государственные структуры или образовательные учреждения. Например, если вы зайдете на сайт своего региона или какой-нибудь общеобразовательной школы — скорее всего он как раз окажется порталом, к тому же с личным кабинетом.

Этот тип сайта в основном направлен на информирование, поэтому отлично подходит для того, чтобы доносить до читателей новости и позволять им чем-то делиться. В классическом портале вы наверняка увидите ленту событий, календарь, объявления, ссылку на архив и другую подобную информацию. Также можно встретить встроенные внутрь портала обсуждения, чаты, блоги и сообщества.

Согласитесь, звучит довольно масштабно. И сколько же это может стоить?

По словам директора маркетингового агентства, порталы заказывают нечасто — от общего числа сайтов это, пожалуй, меньше десяти процентов. Если вам нужен небольшой портал с ограниченным функционалом (к примеру, у вас своя танцевальная школа и вы хотите собрать в одном месте возможность читать новости и обмениваться сообщениями), то фрилансер возьмет за такую работу от 40 000 рублей. Цена сильно зависит от возможностей, которые вы хотите предоставить пользователям будущего сайта: например, если нужна возможность переходить по тегам, создавать рассылки, присваивать публикациям рейтинг — за это придется доплатить.

В случае с более объемным сайтом лучше доверить работу агентству. Его услуги обойдутся вам от 200 000 до нескольких миллионов рублей — здесь все рассчитывается индивидуально, в зависимости от того, нужен ли вам самописный сайт или будет достаточно готового движка..

Другие сайты. Это, можно сказать, место для вашей фантазии и потребностей, не ограниченное никакими рамками. Если вам нужен сайт со специфическим функционалом, или просто ни один из типов в классификации вам не подходит — наступает время самописных сайтов, которые могут быть абсолютно любыми. К примеру, вы хотите, чтобы навигация по вашему сайту была подобна планетам Солнечной системы: одна планета — одна страница. Или вам нужен сайт об артхаусном кинематографе, поэтому и дизайн его должен быть странным и нестандартным, а работа кнопок — непредсказуемой. А может, вам необходим достаточно массивный сайт с очень большим количеством страниц, который не поддается точной классификации и который не подлежит реализации через движок-конструктор. Здесь в игру и вступают самописные сайты, для которых код пишется с нуля. Их создание намного более трудоемкое и дорогое, но обычно такие сайты как раз создаются для крупных проектов или организаций, которым нужен масштабный продукт, в котором не обойтись без индивидуальной разработки.

Стоимость таких сайтов — примерно от 500 000 и до бесконечности, так как крупному сайту может требоваться постоянная техподдержка, обновления и доработки — а следовательно, и штат специалистов, который будет этим заниматься.

Выводы и прогнозы ценообразования

Что мы имеем в итоге? Создание сайта в большинстве случаев остается достаточно затратной историей, но с другой стороны цена за работу напрямую зависит от того, что вы хотите получить в итоге. Если вам будет достаточно небольшого и достаточно простого сайта для самопрезентации или рекламы выгодного предложения — он обойдется вам вполне бюджетно (и сайты за пять тысяч действительно существуют, как мы выяснили). Чем выше потребности — тем выше цена, при этом заказать сайт в небольшом агентстве может быть выгоднее и быстрее, чем у именитого фрилансера. Конечно, на какие-то сайты можно потратить и миллионы — но тут речь идет уже о крупных компаниях, работа с которыми может длиться несколько месяцев или даже лет.

Кстати, о времени: стоимость разработки сайтов с годами закономерно дорожает (впрочем, как и все остальное). Ради интереса я поискала информацию о том, во сколько бы обошелся заказ того или иного сайта в 2021 году. Выяснилось, что одноэкранный сайт типа визитки могли сделать и за 500 рублей, а если отдать 3000 — то получите даже более-менее отличающийся от шаблона дизайн и верстку. На лендинг цены были повыше: фрилансеры брали 3000 за совсем уж шаблонный и небольшой, и 10 000—15 000 за вариант с дизайном и текстом. Агентства без портфолио могли попросить 25 000, а более именитые и опытные — в районе 100 000 рублей за основательный и стильный лендинг.

Что касается разработки сайтов-многостраничников, то тут разброс вышел довольно большой. В 2021 фрилансеры предлагали варианты и за 30 000 рублей (шаблонный дизайн и небольшое количество страниц), и за 150 000. Агентства же предлагали цены от 100 000 до 550 000 за сайт с уникальным дизайном и более чем десятью страницами.

С одной стороны рост цен объясним и понятен, но с другой возникает вопрос: а много ли останется такими темпами заказчиков, которые готовы давать работу агентствам и фрилансерам? Лично для меня это все выглядит весьма удручающе, но мой собеседник из агентства уверен, что все не так плохо.

Павел Иванов, СЕО маркетингового агентства CROCO:
«Всегда будут крупные фирмы и хорошие производители, которые не жалеют денег на действительно качественный результат. Это своего рода отсев: на рынке становится все меньше игроков, которые делают свою работу плохо и берут за нее небольшие деньги, потому что осознают свою низкую компетенцию. Совсем они не уйдут, конечно, но я не вижу ничего плохого в том, что рынок наполняется профессионалами. В конце концов, намного интереснее конкурировать с достойными».

Статья получилась достаточно объемной, но, надеюсь, полезной для вас. И я буду очень рада, если кому-то она поможет разобраться в ценообразовании или определиться с тематикой сайта и исполнителем для него!

Кстати, если вам доводилось заказывать сайты у фрилансеров или в агентствах — поделитесь, пожалуйста, своим опытом и стоимостью подобных работ. Думаю, такие комментарии тоже будут интересны читателям и позволят сравнить расценки за разные сайты в разных городах.

  • ManЗдравствуйте, подскажите пожалуйста сколько мне запросить с заказчика за веб-приложение с функционалом делания фотокниг из фоток клиентов и шаблонов самих фотокниг, учёт этого всего от разных клиентов и выгрузка в мини crm в личном кабинете для заказчика этого сайта? без модуля коммерции пока что0
  • Elina M.Man, здравствуйте! Так сходу сложно конкретно ответить, но в любом случае это звучит как кастомная разработка, если я правильно поняла вашу задумку (мне представляется что-то по типу сайта NetPrint, у них похожий фунционал). А такая разработка влечет за собой повышение цены - так что могу предположить стоимость порядка 400-450 тысяч рублей минимум. С учетом того, что у вас предполагается личный кабинет и CRM, может стоить и больше, возможно даже в районе 700 тысяч. Но здесь, конечно, немалую роль играют объемы сайта, детализированность, сроки исполнения и другие параметры. Если идти по категориям, которые я указала в статье - этот сайт будет относиться к категории "Другие сайты". Надеюсь, смогла вам помочь!0
  • Артем ДемьяновичДочитал до описания CMS и понял, что автор вообще ничего не понимает в техническом вопросе. Tilda — не CMS, это как-раз конструктор сайтов, без доступа к исходному коду. Разница между Tilda и WordPress огромная, это совершенно разные продукты, ставить их в один ряд нельзя. Конструкторы и CMS — это разные вещи. Тильда позволяет вообще не писать код (разве что HTML/JS вставки для отдельного функционала), таким образом из команды разработки пропадает программист, что существенно экономит время и деньги. А вот дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и человек который заменит фронтенда (то есть, соберет дизайн на конструкторе) всё равно нужны, если вы хотите чтобы дизайн сайта был сделан под вас, а не собран из готовых шаблонных блоков. Если говорить про CMS, то в любой CMS у вас есть полный доступ к бэкенду, вы можете изменить её как вам угодно, хоть полностью переписать. И она уж точно никак не ограничивает вас в работе с дизайном и фронтендом, то есть ограничений по дизайну у вас нет никаких, тут никакой разницы с самописом. Ограничения по функционалу тоже весьма условны, и обычно связаны с решением очень специфических задач, которые не возникает при создании корпоративных сайтов. Самопис обычно делается для малого бизнеса только затем, чтобы привязать его намертво к веб-студии, потому что другие студии с чужим кодом работают крайне неохотно. Еще самопис позволяет сделать админку чисто под клиента, что с учётом существенно разницы в цене врядли можно назвать существенным преимуществом. Админку того же WordPress можно вычистить так, что там тоже не останется ничего лишнего. В целом, на месте предпринимателя я среди первых вопросов ставил не метод реализации, а вообще вопрос необходимости сайта для бизнеса. Если сайт нужен, то следующий вопрос: что мы от него хотим? Задачи, функционал. И вот с этим запросом уже обращаться в студии и смотреть предложения.0