«Не надо просить надеть бахилы»: откровенное интервью с врачом скорой помощи
Поговорили с Еленой Борискиной — врачом скорой медицинской помощи в ССиНМП им. А. С. Пучкова.
Вы узнаете, с какими симптомами нужно вызывать скорую помощь, что происходит после звонка в диспетчерский центр, почему государственная скорая лучше частной, чем скорая отличается от неотложки, как врачи действуют в сложных ситуациях и что считается ложным вызовом.
Что вы узнаете
- С какими проблемами чаще вызывают скорую помощь взрослым пациентам?
- Чем скорая помощь отличается от неотложной? Как устроена ваша работа?
- Звонок поступил диспетчеру. Что происходит дальше?
- В каких случаях точно надо вызывать скорую? А когда можно самостоятельно обратиться в больницу?
- Может ли пациент попасть на госпитализацию в ту больницу, куда он хочет?
- Если человек перебрал с алкоголем, скорая помощь ему поможет?
- Что вы делаете при ложных вызовах?
- Что вы думаете о частной скорой помощи? Стоит ли ее вызывать?
- Что врачи скорой делают в сложных ситуациях?
- Правда ли, что водители скорой помощи вправе включать мигалку, только если везут тяжелого пациента или спешат на вызов?
- Как пациентам облегчить работу скорой?
- Могут ли пациенты предложить врачу скорой поесть? Это не нарушает правила?
- Самые запоминающиеся истории из вашей практики?
Сходите к врачу
Наши статьи написаны с любовью к доказательной медицине. Мы ссылаемся на авторитетные источники и ходим за комментариями к докторам с хорошей репутацией. Но помните: ответственность за ваше здоровье лежит на вас и на лечащем враче. Мы не выписываем рецептов, мы даем рекомендации. Полагаться на нашу точку зрения или нет — решать вам
С какими проблемами взрослые люди чаще всего вызывают скорую помощь?
В московскую скорую поступает более 4 миллионов вызовов в год. Самые частые поводы: повышенное давление, боль в груди, плохо с сердцем. Глобально причины вызова к людям обоих полов не различаются.
Зато есть сезонность вызовов. Например, если мы говорим про осень — начало зимы, самой частой причиной будет повышенная температура и у детей, и у взрослых.
Когда диспетчеры принимают вызов, используют специальную систему на основе искусственного интеллекта: она при помощи вопросов и подсказок помогает быстрее определить состояние пациента. Затем диспетчеры отмечают причину вызова, например боль в груди. В зависимости от ситуации вызовы распределяют между бригадами.
Я врач скорой помощи, состою во врачебной бригаде, и мне дают более сложные случаи.
Чем скорая помощь отличается от неотложной? Как устроена ваша работа?
Я работаю в Москве и считаю, что для москвичей организованы суперусловия: 24 часа в сутки они могут вызвать как скорую, так и неотложную помощь. В регионах медицинская помощь может быть организована по-другому.
Неотложная помощь. Поводы к вызову — те, которые не несут угрозы жизни. Например, головная боль, повышение температуры или давления.
Сотрудники неотложной помощи также носят синюю форму, заходят в квартиру с укладкой — оранжевым ящиком со стандартным комплектом инструментов и медицинских средств, как и мы. Они могут оказать помощь, снять электрокардиограмму и так далее. Если нужно доставить человека в больницу — вызывают бригаду скорой.
Скорая помощь. Скорая помощь в первую очередь направляется на вызовы с угрозой жизни, оказывает медицинскую помощь на месте, а при необходимости может отвезти пациента в стационар.
Работа идет в бригадах — врачебных или фельдшерских. В Москве также работают специализированные врачебные бригады, в том числе:
- на моей подстанции есть отдельная акушерско-гинекологическая бригада — она выезжает на все вызовы к беременным;
- реанимационные бригады с врачами-реаниматологами — как детские, так и взрослые;
- педиатрические бригады;
- специализированные бригады, которые занимаются недоношенными детьми. В такой машине установлен детский кювез для поддержания условий окружающей среды, идеальных для малыша;
- психиатрические бригады и ряд других специализированных бригад.
Все они работают по единому стандарту. Решение о необходимости прибытия той или иной узкоспециализированной бригады принимают специалисты в каждом конкретном случае.
Звонок поступил диспетчеру. Что происходит дальше?
У всех диспетчеров, которые принимают звонки на номер 103 в Едином городском диспетчерском центре, есть медицинское образование. Они при помощи специальной программы сортируют вызовы — задают короткие вопросы, а программа в зависимости от ответов подсказывает, направлять ли бригаду сразу или нужна консультация врача.
Если говорят, что человек без сознания или не дышит, диспетчер определяет вызов как экстренный, требующий моментального реагирования. Он не будет ничего больше спрашивать, только уточнит адрес и что именно с пациентом. Эту информацию буквально за секунды вносят в электронную систему и тут же отправляют вызов бригаде, ближайшей к адресу, — реанимационной или врачебной. Но если рядом никого нет, могут отправить и фельдшеров, а реанимационную или врачебную бригаду направить дополнительно при необходимости.
Если повод не экстренный, например пациент говорит, что у него высокая температура, диспетчер переключает на консультацию со старшим врачом, чтобы понять, нужна ли скорая или неотложная помощь — может быть, достаточно консультации по телефону.
Зимой я работала таким старшим врачом врачебно-консультативного пульта в Едином диспетчерском центре Москвы. Когда на меня переключали звонок, спрашивала, что случилось, уточняла симптомы. Если понимала, что это просто ОРВИ с кашлем, насморком, температурой, прямо по телефону советовала, что делать, и рекомендовала обратиться в поликлинику.
При этом ОРВИ могут протекать тяжело. Если во время беседы с пациентом я понимала, что нужна скорая или неотложная помощь, например жаропонижающие не работают, — посылала бригаду. Особая внимательность требуется к детям: к ним в первую очередь отправляют педиатрические или врачебные бригады.
В каких случаях точно надо вызывать скорую? А когда можно самостоятельно обратиться в больницу?
Если есть угроза жизни, нужно обязательно звонить в скорую по номеру 103. Например, человек без сознания или не дышит, либо у него высокое давление плюс какая-то симптоматика: тошнота, рвота, головокружение, нарушения чувствительности.
А вот если пациент заболел ОРВИ, и у него в первый день поднялась высокая температура, не стоит немедленно звонить в скорую. Есть смысл обратиться в поликлинику, при необходимости выпить жаропонижающее, посмотреть, как реагирует организм.
В любом случае в каждой конкретной ситуации нужно смотреть на симптомы и общее состояние пациента, универсальный совет дать невозможно.
Может ли пациент попасть на госпитализацию в ту больницу, куда он хочет?
Все работает совсем не так, как представляют себе люди или показывают в кино. Если пациента действительно нужно доставить в стационар, важно, чтобы там было все необходимое для конкретного случая: свободная койка, профильное оборудование, нужные специалисты.
Полную картину по всем больницам города видит отдел медицинской эвакуации московской скорой помощи. В подборе стационара помогает специальная компьютерная программа на основе искусственного интеллекта, с ее помощью можно определить, в каком ближайшем учреждении есть, например, свободный аппарат МРТ. Бригада везет пациента туда, где его уже ждут, так как информацию о случае заранее передают в стационар.
Куда нужно доставить пациента, бригада узнает через специальный планшет, который есть в каждой машине, — диспетчер сбрасывает на него всю необходимую информацию.
Если человек перебрал с алкоголем, скорая помощь ему поможет?
Начнем с того, что если здоровье человека в опасности, скорая приедет всегда: ей неважно, в алкогольном опьянении человек или нет. Благодаря электронной медицинской карте и тому же планшету бригада обычно заранее знает, к кому едет, чем болел пациент, когда и сколько раз вызывал скорую, какие у него диагнозы и, скажем так, особенности.
Например, если пациент в алкогольном опьянении и сообщает, что у него рвота, слабость, полуобморочное состояние, конечно, скорую к нему отправят. Существует диагноз — отравление этанолом. Это действительно интоксикация, при которой требуется экстренная медицинская помощь.
Если же вы выпили и вызываете скорую, чтобы, как говорится, «покапали» и на следующий день можно было пойти на работу, бригада не приедет. Просто потому, что в этот момент есть те, кому она действительно нужна.
Что вы делаете при ложных вызовах?
Если скорая уже приехала, а пациенту стало лучше, мы не разворачиваемся и не уходим сразу. В любом случае спросим, что случилось, при необходимости снимем кардиограмму, измерим давление, проверим сахар. Для нас, по сути, ложных вызовов нет — это просто вызовы без особой специализированной помощи.
Иногда пациент не может верно описать и донести свои симптомы. В итоге бригада скорой может потерять время на вызов, для которого было бы достаточно неотложки или даже похода в поликлинику .
Что вы думаете о частной скорой помощи? Стоит ли ее вызывать?
Пациенты с полисом ДМС и из ведомственных государственных организаций наблюдаются в своих поликлиниках. Как правило, их обслуживают собственные скорые либо частные скорые, с которыми заключен контракт. Если пациент хочет, чтобы к нему приехала такая служба, пожалуйста, пусть вызывает.
Если у сети частных клиник есть и свои стационары, пациентов могут платно госпитализировать туда. При этом частные скорые также могут созвониться с нашим отделом госпитализации и попросить государственный стационар или отвезти пациентов в обычную городскую больницу.
Важно понимать, что частная скорая помощь — это не экстренная служба. Их не так много, и далеко не все они могут поехать на экстренный вызов.
Что врачи скорой делают в сложных ситуациях?
Если надо оказать помощь сразу нескольким пациентам. В чрезвычайных ситуациях, когда много пострадавших, применяют специальный алгоритм работы. Проводится быстрый осмотр, пациентов распределяют по степени тяжести, помощь направлена на устранение прямой угрозы жизни, например остановку кровотечений. Так происходит, пока не прибывают дополнительные бригады.
Если пострадавший дома с ребенком. Если это экстренная ситуация и пациента нужно срочно забрать в больницу, мы вызываем полицию. А полиция приглашает органы опеки, если ребенка не с кем оставить.
Если у пациента нет документов. Для скорой помощи в России неважно, есть ли у человека документы. Также без разницы, есть ли у человека медицинский полис или прописка. Скорая помощь помогает всем, не спрашивая гражданство. В стационар везет тоже всех.
Если пациенты ведут себя неадекватно. В этом случае мы вызываем специальную бригаду, в составе которой есть психиатры. Если заранее понимаем, что что-то угрожает нашей жизни, например слышим крики, угрозы, выстрелы, в квартиру сами не заходим. Сначала вызываем полицию, ожидаем ее и идем дальше уже с полицейскими.
Правда ли, что водители скорой вправе включать мигалку, только если везут тяжелого пациента или спешат на вызов?
У скорой мигалка — проблесковый маячок, или, как мы ее называем, «люстра», должна быть всегда в рабочем состоянии. Если она сломана, машина на линию не выйдет.
Звуковой сигнал включают, только если по пути пробка, а нам нужно быстро пробраться: либо мы везем пациента в больницу, либо спешим на экстренный вызов. Иногда автомобилисты пропускают скорую на дороге, но бывает, что нет, тогда водители используют громкоговоритель.
В Москве есть специальная система, в которую со временем подгружаются данные всех шлагбаумов и домофонов. Если я подъезжаю на вызов, а передо мной двор с закрытым шлагбаумом, могу зайти в приложение и сама его открыть.
Как пациентам облегчить работу скорой?
Вызывать скорую только тогда, когда есть повод. Хотя, конечно, бывают всякие ситуации, когда пациент испугался или растерялся, — я лояльно к этому отношусь.
Не требовать надеть бахилы в случаях, когда срочно нужна помощь. Если это важно, постелите газеты на пол или положите ненужную тряпку, чтобы бригада прошла, вытерла обувь и начала работу.
Если есть возможность — подготовиться к приезду скорой. Оставить открытой входную дверь, предупредить о своем состоянии соседей.
Не спорить с медиками и не рассказывать, что они должны делать. Лучше всего довериться работникам бригады и выполнять все их инструкции.
Могут ли пациенты предложить врачу скорой поесть?
За время вызова нужно подняться на этаж к пациенту, опросить его, измерить давление, снять ЭКГ, полечить, дождаться эффекта от терапии, спуститься в машину и отправиться по новому адресу. Понятно, что тут не до перекусов. Для восстановления сил в каждой смене предусмотрен обеденный перерыв.
Самые запоминающиеся истории из вашей практики?
Первая история, которая пришла в голову, — про отравление семьи угарным газом. Я тогда училась в университете и работала медсестрой на скорой в Московской области. На нас была колоссальная нагрузка, потому что на город и все близлежащие поселения было всего лишь пять бригад.
Нам поступил вызов, сообщили — тогда еще по рации, — что вся семья без сознания, больше никакой информации. Мы выехали с фельдшером на вызов, по пути гадая, что же произошло. Приехали в старый многоквартирный дом. Забежали на первый этаж со всеми укладками, с кислородом, — взяли все, что могло пригодиться. В квартире дверь нараспашку, нас встречает мужчина, который вызвал скорую, скатывается по стене и теряет сознание. В квартире еще жена без сознания, две дочки и даже кошка — тоже без сознания.
Мы осмотрелись, пытаясь понять, что произошло. Как раз был канун Рождества, на кухне в духовке запекалась утка, мы предположили, что, возможно, произошла утечка газа. Но обычный бытовой газ пахнет, а запаха не было. Тогда мы подумали про угарный газ, открыли нараспашку все окна, начали всех осматривать, дали кислород, позвонили диспетчерам и в газовую службу. Вызвали еще одну бригаду, потому что было четыре пациента.
Практически все быстро пришли в себя, даже кошка. Приехали газовые службы, которые подтвердили, что это угарный газ, — непонятно, откуда он взялся. Потом подоспела вторая бригада скорой помощи, мы всех госпитализировали в реанимацию: при отравлении любым газом могут быть отдаленные последствия. За пациентами наблюдали несколько суток, все закончилось хорошо.
Вторая история — когда мы приехали на вызов к человеку с болью в груди, это был мой первый вызов на инфаркт миокарда. Запомнилось, насколько пациент страдал от сердечной боли и как ее описывал. Он говорил: «Мне так больно, я сейчас умру, ощущение, будто тело придавило тяжелой бетонной плитой». Такое чувство страха смерти и похожие симптомы у всех пациентов с инфарктом. Они мечутся, но никакая смена положения тела не приносит облегчения. К типичной давящей боли также добавляется холодный липкий пот, озноб.
Врач тогда сразу сказал, что диагноз ясен, но мы все равно сняли кардиограмму — на ней была типичная клиническая картина инфаркта. Все закончилось хорошо: пациента обезболили и довезли до стационара, где прооперировали.
Запомнить
- Любая ситуация, когда пациент предпринял все меры, которые мог, и ничего не помогло, — повод для вызова скорой.
- В зависимости от причины вызова диспетчер организует онлайн-консультацию с врачом либо направит к пациенту скорую или неотложную помощь.
- Отдел госпитализации по своим алгоритмам решает, куда скорая повезет пациента. Выбрать стационар самому нельзя.
- Скорая приедет на вызов всегда: ей неважно, выпил человек или нет, есть ли у него прописка, полис, паспорт и на каком языке он говорит.
- Работу скорой помощи можно облегчить: оставить открытой входную дверь, вызывать бригаду только по поводу, не требовать надеть бахилы.
Новости о здоровье, интервью с врачами и инструкции для пациентов — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_zdorov