В 2017 году я открыла в Словении ООО, устроила себя туда директором кадровой службы и на этом основании получила вид на жительство.
На все ушло четыре месяца и 600 тысяч рублей. Получить ВНЖ я могла и как учредитель компании, но это было бы дороже, а ждать пришлось бы дольше. Я решила пойти более быстрым и дешевым путем: открыть компанию, трудоустроить себя же как сотрудника-иностранца и запросить ВНЖ на этом основании. До марта 2020 года так было можно. Эту схему называют «переезд по диплому», потому что обязательное условие для сотрудника — высшее образование.
О том, как живется в Словении, я подробно рассказывала в отдельной статье. В этой расскажу, с какими подводными камнями я столкнулась и как повторить мой опыт, но избежать ошибок.
Почему Словения
В 2016 году мы с мужем выбирали страну для переезда. Словения привлекла нас сочетанием факторов: нам нравится здешний уровень жизни, экологическая обстановка, западноевропейский менталитет жителей и близость к России — как географическая, так и языковая и культурная.
На тот момент Словения находилась на 20 месте из 150 в рейтинге процветания стран Legatum. В этом рейтинге страны оценивают по двенадцати параметрам:
- Безопасность.
- Личные права и свободы.
- Политическая система.
- Социальный капитал.
- Инвестиционный климат.
- Бизнес-среда.
- Инфраструктура рынка.
- Экономика.
- Уровень жизни населения.
- Здоровье граждан.
- Образование.
- Экологическая обстановка.
Еще нас привлекло то, что получить словенский вид на жительство достаточно просто. Вот самые распространенные способы:
- устроиться на работу;
- приехать учиться, а затем устроиться на работу;
- открыть бизнес.
Первые два способа мне не подходили: в Словении не так много высокооплачиваемых вакансий, а учиться не очень хотелось. Поэтому я выбрала последний способ — открыть бизнес. Это может быть только ООО, потому что ИП открывают лишь спустя год законного пребывания в стране.
Зато открыть ООО в Словении может любой иностранец. В качестве уставного капитала достаточно 7500 € (525 000 Р). Для сравнения, в соседней Италии нужно 10 000 € (700 000 Р), а в Австрии — 17 500 € (1 225 000 Р).
Еще в Словении компания не обязана показывать прибыль или создавать рабочие места для местных граждан. Во многих других европейских странах, например в Польше и Словакии, такие правила есть — если их не соблюдать, ВНЖ учредителю компании не продлят.
Но есть другая сложность. Чтобы получить словенский ВНЖ, открыть бизнес недостаточно. Собственнику компании ВНЖ дадут, только если он выполнит одно из трех условий:
- инвестирует в компанию 50 000 € (3 500 000 Р), например купит недвижимость, машину или оборудование для производства;
- будет ежемесячно показывать оборот 10 000 € (700 000 Р) в течение полугода;
- трудоустроит в свою компанию сотрудника на полный рабочий день на срок не менее полугода. С учетом минимальной словенской зарплаты за это время придется выплатить больше 5 тысяч евро.
Ни один из вариантов меня не устраивал. Я не готова была вкладывать такие суммы и ждать полгода. Так что я решила получать ВНЖ не как собственник, а как наемный сотрудник в своей же компании.
Это распространенный способ переезда, часто владельцы компаний трудоустраивают самих себя или супругов.
Внимание
С марта 2020 года получить словенский ВНЖ через собственный бизнес стало сложнее, потому что изменилась трактовка закона о статусе директора компании. Теперь трудоустраивать сотрудников можно, только если в компании есть директор со словенским ВНЖ или ПМЖ.
Но директор не обязательно должен быть собственником. Так что можно пойти моим путем, открыть компанию, а для шага 4 нанять директором знакомого со словенскими документами. Если знакомый трудоустроен где-то еще на полный день — можно нанять его на неполную ставку. Только учитывайте, что у директора неограниченный доступ к деньгам фирмы — он даже может перевести их на свой личный счет.
Сбор информации и документов в России занял полтора месяца, поездка в Словению для открытия компании и счета в банке — три дня. Через десять дней после этого я получила разрешение на трудоустройство иностранца и подала в Москве документы на ВНЖ. А еще через два месяца получила карточку ВНЖ и съездила на неделю в Словению, чтобы арендовать дом и получить там прописку.
Вот что нужно сделать, чтобы переехать в Словению по такой схеме.
Шаг 1
Собрать документы в России
Рекомендую начинать готовить документы за полтора-два месяца до открытия ООО в Словении. Если начать позже, можно не успеть. Если раньше — может истечь срок годности справки о несудимости.
Для переезда «по диплому» понадобятся:
- Действующий загранпаспорт.
- Диплом о высшем образовании с апостилем и переводом на словенский язык.
- Справка о несудимости с апостилем и переводом.
- Документы, которые подтверждают происхождение ваших средств на уставный капитал в размере 7500 € (525 000 Р).
Диплом. На него нужно поставить апостиль — это маленькая бумажка с печатями Министерства образования, которая подтверждает, что документ подлинный.
Сейчас апостиль оформляют через госуслуги, но в 2017 году этого сервиса еще не было. Мне пришлось поехать в департамент образования и подавать документы лично. Госпошлину 2500 Р я заплатила на сайте mos.ru, а готовый апостилированный диплом получила через 20 рабочих дней. Еще 4500 Р и 6 рабочих дней ушло на то, чтобы перевести диплом, вкладыш и апостиль на словенский язык и заверить перевод у нотариуса. Такой перевод в Словении называют «судебный», эту формулировку используют во всех законах.
Справку о несудимости я сделала бесплатно в центре «Мои документы» рядом с домом. Мне нужна была бумажная версия, которую пришлось ждать целый месяц и забирать там же. Ее тоже нужно апостилировать и перевести на словенский, заверив перевод у нотариуса. На все ушло 5500 Р и 6 рабочих дней.
Документы о происхождении денег на уставный капитал нужны, чтобы открыть счет в словенском банке. Это может быть трудовой договор, банковская выписка о регулярном поступлении средств на ваш счет от работодателя, декларация о доходах, договор о продаже имущества и т. д.
Мне такие документы не понадобились, потому что до марта 2019 года словенские банки открывали иностранцам счета без них. Но сейчас требования ужесточили, так как вскрылись новые случаи отмывания денег и финансирования терроризма иностранцами через один из крупных словенских банков. Теперь некоторые банки отказывают, если данные учредителя компании или происхождение его денежных средств кажутся им подозрительными.
Шаг 2
Выбрать банк и поставщиков услуг
Чтобы открыть компанию в Словении, понадобится счет в местном банке, а также переводчик, бухгалтер и компания, предоставляющая юридический адрес. Найти и выбрать их можно дистанционно. Этим я и занималась, пока ждала документы.
Банк и всех поставщиков услуг мне посоветовали знакомые в Словении. Еще найти поставщиков можно в самой популярной русскоязычной фейсбук-группе «Живем в Словении».
В этой же группе рекламируют себя организации и частные лица, которые комплексно помогают иностранцам получить ВНЖ: предоставляют юридический адрес, бухгалтера, переводчика, общаются от вашего имени с разными инстанциями. Их еще называют «помогайки». Услуги таких компаний стоят от 4000 € (280 000 Р), но могут потребоваться и дополнительные затраты. А еще у них завышенные цены на бухгалтерию и нет гарантий получения вида на жительство. Я не стала пользоваться их услугами, потому что хотела переехать бюджетно.
Выбор названия компании. Это тоже можно сделать дистанционно. Проверить оригинальность названия будущей фирмы можно на сайте AJPES — словенского агентства по государственным юридическим записям и сопутствующим услугам.
Еще советую заранее определиться с видами деятельности компании, это аналог нашего ОКВЭД. Выбрать их можно из списка стандартных видов экономической деятельности на государственном портале для бизнеса и частных предпринимателей.
Шаг 3
Открыть ООО в Словении
Когда документы были готовы, я полетела в столицу Словении Любляну, чтобы открыть компанию. На этом этапе диплом и справка о несудимости не понадобятся, поэтому, если хотите сделать все быстрее, можно лететь в Словению, пока документы еще готовят.
С собой нужно взять:
- Действующий загранпаспорт.
- 7500 € (525 000 Р) на уставный капитал для открытия ООО. Я привезла их пачкой банкнот, потому что в Европу можно ввозить без декларации до 10 000 $ или эквивалент этой суммы в евро.
- Документы, которые подтверждают происхождение ваших средств на уставный капитал.
На месте нужно получить словенский ИНН, заключить договор с провайдером юридического адреса, зарегистрировать компанию в государственном агентстве AJPES и открыть депозитный счет в банке.
ИНН бесплатно выдают в налоговой службе, нужен только загранпаспорт. В Любляне налоговая служба находится по адресу Davčna, 1. Подразделения есть и в других крупных городах, таких как Крань, Марибор, Целе, Копер.
Регистрация компании. Регистрируют компанию в AJPES, сделать это можно либо в отделении агентства, либо в одном из офисов SPOT — это местные центры вроде наших «Моих документов», которые предоставляют услуги различных госорганов. Я пришла в центральный офис в Любляне. Приветливый консультант уточнил, сколько у компании собственников и кто это, предложил помочь выбрать виды деятельности и сам заполнил заявку.
Из документов нужен загранпаспорт, ИНН и подтверждение наличия юридического адреса в Словении, например договор с провайдером. Я заключила такой договор накануне.
Временный депозитный счет в банке. Туда кладут уставный капитал до момента открытия компании, а после деньги переводят на ее счет. Об этом нужно предупредить сотрудников банка.
В 2017 году самым лояльным к иностранцам называли банк «Юникредит», поэтому я открыла счет там. Это заняло у меня 20 минут. Но тогда не было никаких проверок бумаг. Сейчас на открытие счета лучше закладывать 3—5 рабочих дней: если повезет, проверка займет несколько часов, а если не повезет — несколько дней. Банк может и вовсе отказать, тогда всю процедуру придется проходить снова в другом банке. Лояльными к иностранцам сейчас считаются NLB, Intesa Sanpaolo и Sberbank, я советую открывать счет там.
После открытия счета банк выдал мне подтверждение для AJPES — его я отнесла в их офис. Через несколько дней информация о моей компании появилась в реестре юридических лиц на сайте AJPES.
Переводчик мне не понадобился: во всех учреждениях Любляны, где я была, сотрудники говорили по-английски. А один из охранников на входе в налоговую даже немного знал русский.
Если вы не уверены в своем уровне английского или дело происходит не в столице Словении, рекомендую брать с собой русско-словенского переводчика. Я договорилась с переводчиком на 60 € (4200 Р) в час за устный последовательный перевод и 20 € (1400 Р) за страницу текста. Насколько я знаю, это средняя ставка по рынку. В дальнейшем услуги переводчика мне пригодились.
Шаг 4
Подать заявку на биржу труда и получить разрешение на трудоустройство иностранца
Заявка на биржу. После регистрации компании можно сразу открывать вакансию. Для этого нужно заполнить в бумажном виде заявку на вакансию по форме PDM-1, передать ее на словенскую биржу труда и подождать пять дней. Если за это время на заявку не откликнется никто из безработных словенцев, зарегистрированных на бирже, то разрешают нанять гражданина «третьей страны». К таким странам относится Россия, Украина, Беларусь и все остальные страны бывшего СССР.
В заявке можно указать, где именно вы хотите разместить вакансию. Можно выбрать внутреннюю базу биржи труда и ее сайт, а можно — только сайт. Также можно вообще не размещать вакансию — под предлогом, что вы будете рекламировать ее самостоятельно. Рекомендую выбирать последний вариант, чтобы точно не получить откликов. Насколько я знаю, факт рекламы никто не проверяет.
Чтобы никто из местных точно не подошел, в заявке советую прописать максимально специфичные требования. При этом они должны быть логичными: если написать, что программисту требуются права на вождение грузовиков, биржа может задать вопросы. Чтобы сотрудник мог получить ВНЖ, трудоустройство должно быть бессрочным и на полный рабочий день.
Я хотела трудоустроить саму себя на должность директора кадровой службы. В заявке указала:
- Необходимое количество лет опыта — ровно столько, сколько я могла подтвердить трудовой книжкой.
- Знание стандартов управления проектами PMBoK и технологий коучинга, подтвержденное сертификатами.
- Знание английского языка, тоже подтвержденное сертификатом.
- Высшее образование по специальности «Управление персоналом».
Я была уверена, что всему комплексу требований не сможет удовлетворить ни один словенец — хотя бы потому, что этой специальности не учат в местных вузах. Важный нюанс: название специальности на словенском должно совпадать с ее переводом в дипломе. Иначе при рассмотрении документов на ВНЖ могут быть проблемы.
Заполнить заявку мне помог переводчик. Затем я отнесла ее на биржу труда в Любляне по адресу Parmova, 32. У меня было в Словении доверенное лицо, его контакты я и указала в заявке. В дальнейшем с биржей общался он.
Подав заявку, я улетела в Москву. Все дела в Словении я закончила за три дня. Поездка с перелетом, проживанием и едой обошлась мне примерно в 30 тысяч рублей.
Если бы кто-то подходящий все же откликнулся, я бы просто отменила вакансию как неактуальную. А потом открыла бы новую — с еще более жесткими требованиями. Но это не понадобилось: через пять рабочих дней после размещения заявки биржа отправила на юридический адрес моей компании разрешение на трудоустройство иностранца. Мой доверенный переслал бумагу в Москву срочной доставкой DHL, это обошлось в 55 € (3850 Р).
Трудовой договор на позицию, указанную в заявке, можно составлять сразу после получения разрешения от биржи. Я составила его с самой собой. Договор должен быть бессрочный, на полный рабочий день — 40 часов в неделю. Зарплату указывают не ниже минимальной — сейчас в Словении это 940,58 € (65 841 Р) в месяц до вычета налогов.
Еще в договоре указывают примерную дату начала работы и поясняют, что она зависит от того, когда выдадут разрешение на работу и ВНЖ. Я добавила два месяца к дате заключения договора.
Шаг 5
Получить ВНЖ
Документы на первый словенский ВНЖ нужно подавать в стране, гражданином которой вы являетесь. Обычно документы рассматривают около двух месяцев. В это время въезжать в Словению строго запрещено — если нарушить это правило, в ВНЖ могут отказать.
Посольство требует такой пакет документов:
- Одно стандартное фото как на шенгенскую визу.
- Действующий загранпаспорт — оригинал и две копии.
- Медицинская страховка на год с минимальным покрытием 30 000 € (2 100 000 Р).
- Бессрочный трудовой договор на полный рабочий день.
- Справка о несудимости с апостилем и переводом на словенский.
- Оригинал и копия диплома с апостилем и переводом на словенский.
- Другие подтверждения квалификации будущего сотрудника с переводом: трудовая книжка, сертификаты и пр.
- Разрешение от биржи труда.
- Заявление на получение ВНЖ.
- Пошлина — 120 € наличными в рублях.
В России подавать документы можно только в Москве, в консульском отделе посольства Словении. Для подачи документов нужно записаться на определенные дату и время. Это можно сделать через интернет, но я записывалась по телефону, потому что онлайн-запись на тот момент работала чудовищно.
В назначенный день я подала документы, сдала отпечатки пальцев и уплатила пошлину — 120 € (8400 Р). Еще меня попросили заполнить два заявления. Первое — о предоставлении компанией жилья сотруднику. Я указала, что компания не предоставляет жилье. По моему опыту и опыту друзей, эта информация ни на что не влияет.
Также меня попросили указать контакты доверенного лица в Словении, им может стать ваш переводчик или друг. У меня доверенное лицо уже было. С ним консульство связывается в случае возникновения каких-либо вопросов.
Весь процесс от входа в консульство до выхода из него занял у меня 20 минут.
Изготовление первой карты ВНЖ занимает до двух месяцев, если в процессе у консульства не возникнет вопросов. Иногда могут запросить дополнительные документы. Например, я знаю случай, когда соискателя, который устраивался работать официантом, попросили документально подтвердить владение словенским языком.
У меня возникли другие проблемы
Референту, который рассматривал мое дело, не понравилось, что я одновременно и учредитель, и генеральный директор компании, и сотрудник, которого нанимают.
Пришлось срочно «нанимать» другого генерального директора. Мне удалось договориться со знакомым со словенским ПМЖ. Я действовала через доверенное лицо: составила в Москве доверенность на его имя и отправила ему по почте, а он вписал моего знакомого директором в компанию и внес эти изменения в судебный реестр AJPES. Я сразу уведомила об этом референта — и его все устроило. Больше вопросов ко мне не было.
Наученная этим опытом, я рекомендую не наступать на те же грабли и не пытаться трудоустроить самого себя. Будет лучше, если жена открывает компанию, а нанимается и получает ВНЖ муж. Или наоборот. Второй супруг сможет получить ВНЖ через полгода как учредитель компании или через год по программе воссоединения супругов.
Ровно через два месяца после подачи документов мне позвонили и пригласили на получение карточки ВНЖ. Я была очень рада, что все прошло так быстро и без особых сложностей.
Шаг 6
Въехать в Словению
В течение 15 рабочих дней после получения карты ВНЖ нужно въехать в Словению и получить временную прописку. Только с даты прописки в Словении начинает идти рабочий и иммигрантский стаж. С этого момента можно получать зарплату и отчислять налоги.
Мы с мужем решили сразу делать прописку в жилье, которое арендуем. Все два месяца, что я ждала свой ВНЖ, я мониторила единственный сайт по аренде и продаже недвижимости в Любляне и окрестностях и выписывала контакты владельцев, чьи предложения меня заинтересовали. Как только мне сообщили, что ВНЖ готов, моя знакомая из Словении обзвонила всех владельцев и договорилась о просмотрах. А мы вылетели в Любляну.
Словенцы неторопливы — не все готовы показывать квартиру или дом «прямо завтра» или даже через неделю. Нам повезло: за неделю мы успели посмотреть три дома и остановиться на одном из них. Хозяева съездили с нами в управну эноту — это административный орган наподобие центров госуслуг в Москве — и прописали нас в арендуемом доме. Доплачивать нам не пришлось, но я слышала, что бывает и такое.
Еще в этот приезд я зарегистрировалась в социальном и обязательном медицинском страховании и открыла личный банковский счет, чтобы получать на него зарплату. В страховании сотрудника регистрирует бухгалтер, это бесплатно.
А вот счет нужно открывать самостоятельно. Для этого я пришла в тот же банк, где уже был счет компании: так выгоднее всего. Представила загранпаспорт, карту ВНЖ, прописку, ИНН. В течение недели на мой адрес прописки сначала пришла банковская карта, а через пару дней отдельным письмом — пин-код к ней.
Мы внесли арендную плату, залог и уехали обратно в Россию собирать вещи. А через два месяца вернулись — уже насовсем.
Сколько я трачу на деятельность компании
Ежемесячно я отдаю 1269 € (88 830 Р): 1000 € (70 000 Р) — зарплата сотруднику, 160 € (11 200 Р) — отчисления в соцслужбы, 100 € (7000 Р) — услуги бухгалтера, 9 € (630 Р) — банковское обслуживание.
Для Словении мои расходы на ООО довольно скромные. Главное, на чем я экономлю, — это налог на прибыль, он составляет 19%. Я не плачу его, потому что у моей компании нет прибыли. Ее убытки я покрываю займами из своего кармана.
Бухгалтер тоже обходится недорого: я плачу 100 €, а знакомые отдают 80—500 € (5600—35 000 Р) в зависимости от интенсивности деятельности. Я знаю людей, которые решились вести бухучет самостоятельно, но сама на это не готова: слишком велик риск пропустить важные изменения в законах.
Банковское обслуживание обычно стоит 20—50 € (1400—3500 Р). Сюда входит обслуживание счета компании и счета физического лица, выплата налогов и зарплаты, оплата счетов. Отдельно может оплачиваться использование интернет-банка и мобильного банка. Мои затраты включают интернет-банкинг, а дешево получается потому, что мне повезло открыть счет в самом выгодном банке.
Еще я экономлю на аренде юридического адреса, потому что договорилась о его переносе на адрес проживания. Для этого нужно письменное согласие владельцев жилья, которое отдают в AJPES. Мне удалось уговорить хозяев через год проживания в доме. До этого я ежемесячно отдавала 30 € (2100 Р).
Через год жизни и работы в Словении можно перейти на ИП, тогда расходов будет меньше. Но есть условие — стабильный денежный приток. Я так делать не стала, потому что мой доход нестабилен.
Перспективы
ВНЖ продлевают через год, затем еще раз — через два года. А еще через два года, то есть в сумме через пять лет, можно подать документы на ПМЖ.
Я собираюсь получать ПМЖ Словении, но пока не уверена, что продолжу текущий бизнес. Возможно, я устроюсь по найму, буду консультировать как частный HR-специалист или найду новую идею для бизнеса в другой области. Но сейчас, пообщавшись с местными жителями, я понимаю, что вести свое дело в Словении непросто. Успех гарантирует либо деятельность в туризме, либо работа с заказчиками из более богатых стран.
Пока я живу здесь по ВНЖ, могу работать только на той должности и выполнять только те функции, что прописаны в трудовом договоре. Поэтому мой вариант получения ВНЖ скорее подойдет тем, кто работает удаленно и на себя: программистам, консультантам, дизайнерам.
Если соберетесь последовать моему примеру, советую сначала приехать сюда пожить — на три месяца или дольше, если позволит виза. Жизнь в Словении гораздо размереннее, чем в России, и подходит не каждому.
Не назвал бы этот метод относительно простым, да и в целом смысл непонятен. Получается переезд по в качестве наемного работника пусть с небольшой, но таки зарплатой, автору не подошел, а создание юр.лица с уставным капиталом 7500 евро, которое еще и убытки приносит, автору подходит? Может я что-то упустил в статье?
Sergey, видимо есть иной источник дохода, с которого и покрывается убыток ООО. Вот тут интересный момент - каков в Словении налог на прибыль из-за рубежа.
Я так и не поняла... а чем вы занимаетесь? То бишь ваше ООО?
Оля, предоставляет ВНЖ
Оля, прежде всего обеспечивает легальный статус пребывания в Словении по ВНЖ, как я понял)
А зачем вообще этот геморрой? За 3-4 тысячи евро и 6-8 месяцев через Черновцы( Украина) все делают себе гражданство Румынии( страна ЕС) Причем в Румынию нужно въехать всего 1 раз ( на подачу заявления) А принимать присягу и получать все документы можно в консульстве Румынии в стране, где вы проживаете.Накладные расходы минимальны. И это - конечный продукт, а не суррогат типа ВНЖ А потом с гражданством Румынии езжайте в любую европейскую страну и живите где хотите как белый человек.
Сергей, но это полностью нелегально, а значит может "выстрелить" в любой момент.
Elena, С 2004 года я не слышал НИ ОБ ОДНОМ случае, чтобы была какаято проблема с людьми,которые получили паспорт.Есть вариант дороже( по решению суда).Ты пишешь исковое заявление в суд, где говоришь, что тебе кажется, что твоя бабушка родилась на определенной территории в определенное время.И суд выносит решение, что именно так и есть. Ты с этим решением идешь в ЗАГС и получаешь свидетельство о рождении своей бабушки. А это свидетельство и есть правоустанавливающий документ для румын. Решение суда не обсуждается и исполняется БЕЗУСЛОВНО.И никто не может его отменить и вас в чемто заподозрить. Это стоит гдето 13000 евро. Дело в том, что это всем выгодно. ЕС платит румынам за каждого человека ,которого обратят в нужное гражданство, поэтому никому не интересно поднимать кипишь. Все с этого дела имеют бабки.И какие проблемы для ЕС? Одним цыганом( румыном) больше, одним меньше
Сергей, Стоило 13000 в 2012 году мне, когда я делал это гражданство через фирму, только там фигурировал дедушка.
Сергей, а можете поподробнее об этом рассказать ?
Сергей, и лучше отказаться потом от гражданства России. Тогда вас не смогут уже выдворить из Румынии). Такой вот лайфхак.
Artem, это не лайфхак, а г. собачье: если человека ловят на фальсификации доков, то они полностью обнуляются. И даже если его не депортируют, то он остаётся бомжарой без малейшей возможности когда-либо где обрести легальный статус. Просто меду небом и землёй.
В каком смысле его не выдворят из Румынии? Так люди и не планируют вообще никогда в этой Румынии оказаться! Не для того они паспорт румынский покупают!
Кроме того, это г. собачье, потому что к друзьям, знакомым, родственникам, старикам-родителям человек должен будет попадать по визе. Так и на похороны не успеет этот лайфхакер!
Да и в какой паспорт российское консульство ему будет визу ставить? В аннулированный румынский?
И зачем все это?)) Такие сложности, все убыточно, оади чего? Что бы пожить в Словении?)) Там маленькие зарплаты, соц.пакет не ахти какой. Когда Вы все это окупите?)) Заработали в России, что бы просто так отдать? Если так НЕ хотите жить в России, нужно ехать в более развитые страны, с действительно хорошими зарплатами и защищенностью)). А еслитак нравится Словения, действительно там красиво, поезжайте туда отдыхать. Но дегьги точно там не заработаете)))). Работы нет и низкие зп. Смешная))
"Если так НЕ хотите жить в России, нужно ехать в более развитые страны, с действительно хорошими зарплатами и защищенностью))." Sofi, по-моему вы поучаете. разве здесь это приветствуется?
Sofi, Только в эти более развитые страны так просто не попасть 😉
Расскажите побольше о работе:
- есть ли особенности работы со словенскими клиентами?
- работаете ли вы с клиентами из России и как оформляете это юридически?
Спасибо, очень подробно и обстоятельно все описано!
Мы тоже с мужем думаем о переезде в Словению, но мы айтишники, причем работаем не по специальностям в дипломе, поэтому такой вариант для нас провальный.
Анастасия, подскажите, можно ли в Словении найти работу в программировании и тестировании? Может, подскажете какой-то сайт для поиска работы тут? Реально ли обходиться на работе только английским (первое время), как это происходит в Берлине или Амстердаме?
Ольга, Для ITшников двери всегда открыты. Достаточно английского. В Германии , с марта 2020го начинает действовать новый закон об облегченном виде на жительство для специалистов ищущих работу в Германии. Но, если уж валить , то IT рады Швейцария, Австрия, Нидерланды, это те страны куда уезжают на ПМЖ и на заработки сами словенцы ..
Ольга, извините, что вмешиваюсь. дочь подруги в гражданском браке с айтишником высокого уровня. жили в нескольких странах, плюсы и минусы были, сечас переехала в тай, в восторге.
сейчас:-)
Ольга, здравствуйте, я тоже it-шник, как вы думаете если с вами скооперироваться и создать фирму легче будет её поддерживать. Напишите мне если будет заинтересованность.
а внесенный уставной капитал можно как-то потратить? Например автомобиль приобрести для нужд фирмы? Или 7500 евро повисли мертвым грузом на расчетном счете
Dr., можно, и в этом плюс
И что за бизнес у Вашей компании?
Пустая трата денег. Практически все уезжающие со временем возвращаются. Сужу по собственному опыту жизни в Праге по той же схеме в начале двухтысячных. Все, с кем были знакомы, вернулись обратно, за редким исключением. Европейские интерьеры со временем перестают возбуждать, заработать приличные деньги практически невозможно. Впрочем, человек учится только на ошибках, пусть и дорогих.
Евгений, прям так и "все?". Я буквально на днях встретил выходца из РФ который тут уже 20 лет живет и назад совершенно не собирается. Конечно, бывают люди, которые возвращаются, практически всегда из-за завышенных ожиданий, думают что за границей рай на земле и все бесплатно. Но по своему опыту могу сказать, что такие в меньшинстве, а у большинства людей, которые осилили эмиграцию, обычно хватает ума для трезвого и рационального восприятия действительности.
Я так понял что, основные расходы = первоначальные на фирму + ежемесячные (без учета зп, которая платиться сама себе) около 300 евро. Самые большие расходы получается ежемесячные 300 евро на 5 лет * 12 месяцев= 18 000 евро.
Странно . То есть ежемесячно вы отдаете по 1500 евро,чтоб когда нить получить гражданство. А ведь ещё снимать надо квартиру и питаться и другие расходы. То есть в месяц наверно 3000 евро. И стоит оно того?
Юлия, из этих 1500 евро она платит сама себе, то есть по факту около 300 она отдает "в никуда", можете считать это платой за проживание в хорошей стране)
А ваш бизнес реально работает? Или создан только для легализации в стране? Меня тоже не оставляет мысль перебраться куда-нибудь из этой ужасной... Но хотелось бы совместить легализацию с реальным бизнесом. Рассматривала Сербию, там очень много свободных ниш. Но это не ЕС. Спасибо за статью. Было бы интересно пообщаться с вами. Есть опыт проживания в Балканской стране с покупкой недвижимости и открытием фирмы. Если интересно, могу поделится как это было и почему уехала.
Спасибо за интересную статью. Мы рассматривали Словению для переезда три года назад, но так и не решились. Слишком много "Но": дети, работа, финансы. Ваш пост прочла с некой ностальгией и грустью. А за вас с мужем рада. Удачи вам на новом месте.
Анастасия, как можно с вами связаться?
Анастасия, как можно с вами связаться?
Если ввести в Гугле запрос "гражданство Словении", то выходит контекстная реклама с предложениями получить это гражданство за 8000 евро. Коммерсанты якобы гарантируют, что за скромное вознаграждение докажут наличие у клиента родственников, ранее проживавших на территории Югославии и на этом основании помогут получить словенский паспорт ни навсегда забыть о проблемах, связанных с ВНЖ. При этом учить язык не нужно, в стоимость входит сертификат о владении им на уровне А2. Нужно только прочитать присягу по бумажке.
Интересно, это прям совсем-совсем мошенники или они всё-таки что-то могут?