Как женщина купила холодильник за 510 ₽ и получила еще немного денег сверху
Изумительные истории
8K
Фотографии в коллаже — Galina 2703 / Karkas / Shutterstock / FOTODOM

Как женщина купила холодильник за 510 ₽ и получила еще немного денег сверху

30
Аватар автора

Елизавета Васильева

юрист

Страница автора

Зимой 2019 года москвичка увидела на сайте интернет-магазина электроники и бытовой техники холодильник «Норд» за 510 ₽. Недолго думая, она оформила покупку и заплатила еще 600 ₽ за доставку. Холодильник с доставкой обошелся женщине в 1110 ₽.

В тот же день продавец аннулировал заказ и вернул покупательнице деньги. Но она отправила в магазин претензию с требованием продать технику по той цене, что была указана на сайте в момент покупки. На претензию не ответили, и тогда женщина решила заставить магазин продать ей холодильник через суд.

Аргументы сторон

Женщина. В декабре 2019 года я увидела в интернет-магазине двухкамерный холодильник «Норд» стоимостью 510 ₽. Разумеется, эта цена меня устроила, и я оплатила холодильник вместе с доставкой. Почти сразу мне пришел отказ: продавец отменил заказ и вернул деньги. Считаю это нарушением моих прав.

Оплатив товар, я заключила договор купли-продажи на условиях магазина, поэтому он обязан доставить мне холодильник. Поскольку этого не произошло, требую компенсировать мне моральный вред и расходы на юриста, а также выплатить потребительский штраф.

Магазин. С иском не согласны. Цена холодильника на сайте была указана ошибочно, о чем мы сразу же сообщили покупательнице. Такая модель стоит более 30 тысяч рублей. В тот же день мы вернули женщине деньги, поэтому ничего ей не должны.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция:

Дело № 02-2356/2022

⚖️
Женщина частично права.

Если продавец и покупатель договорились обо всех существенных условиях, договор считается заключенным. Одно из таких существенных условий — цена. Продавец обязан продать товар по той цене, что указана на ценнике, в каталоге или на сайте  .

Однако нельзя обязать продавца заключить договор купли-продажи по цене, которая очевидно отличается от стоимости аналогичного товара для других покупателей, если нет информации, что вещь продается со скидкой. Спорный холодильник стоил слишком дешево, таких цен не бывает. Истица должна была воспользоваться своим правом уточнить цену товара — и только после этого совершать покупку.

Суд считает, что между потребительницей и магазином не было достигнуто соглашение о цене холодильника, поэтому договор не считается заключенным.

При этом продавец должен был предоставить покупателю достоверную информацию о цене товара, чего он не сделал. А значит, нарушение все же было, поэтому магазин обязан выплатить женщине компенсацию морального вреда.

В требовании обязать ответчика доставить истице холодильник за 510 ₽ отказываю. Взыскиваю в пользу женщины компенсацию морального вреда — 500 ₽, потребительский штраф — 250 ₽, а также возмещение расходов на оплату услуг юриста.


Покупательница не согласилась с такими выводами и подала апелляционную жалобу.

Аватар автора

Апелляционная инстанция:

Дело № 33-45303/2022

👍
Все так.

Районный суд вынес верное решение, оставляем его в силе.


Женщина на этом не остановилась и подала кассационную жалобу.

Аватар автора

Кассационный суд:

Дело № 88-11059/2023

✍️
Суды правы.

Оснований удовлетворять остальные требования истицы нет.


Так в споре о холодильнике истица дошла до Верховного суда РФ. Судебная коллегия по гражданским делам заинтересовалась спором и затребовала материалы дела, чтобы рассмотреть его в заседании.

Аватар автора

Верховный суд:

Дело № 5-КГ24-11-К2

📝
Суды ошиблись.

При покупке товара онлайн договор заключается путем согласия с офертой — предложением его заключить. При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар на условиях оферты.

Договор купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом потребителю документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор розничной купли-продажи.

Цена фиксируется в момент заключения договора. В этом случае — в момент оформления заказа и присвоения ему номера. Продавец не вправе самовольно изменить цену, объявленную в момент оформления покупки.

Ответчик сам указал стоимость холодильника на сайте, и эти данные стали доступны любому покупателю. Женщина согласилась с ценой, оплатила товар и тем самым приняла оферту магазина. Обязанности уточнять цену товара перед покупкой и выяснять, не ошибся ли магазин, у покупателя нет.

Поскольку истица оплатила товар, с момента выдачи кассового чека договор купли-продажи был заключен. Продавец обязан передать холодильник покупательнице.

Все решения отменяем, дело направляем в суд первой инстанции на новое рассмотрение.

Аватар автора

Районный суд, новое рассмотрение:

Дело № 02-5727/2024

🤔
Исправляю ошибку.

В предложении о продаже холодильника на сайте были все существенные условия договора, поэтому его вполне можно считать публичной офертой. Женщина ее приняла, поэтому магазин обязан доставить товар истице.

Удовлетворяю иск полностью. Магазин обязан привезти истице холодильник по согласованной цене, выплатить компенсацию морального вреда, штраф и возместить расходы на представителя.

Что в итоге

Спустя 4,5 года после покупки женщине удалось добиться права получить холодильник. Он достался ей не просто за смешные деньги: продавцу еще придется доплатить — за моральный вред и отказ выполнить требования до суда.

Что надо знать

За последний год Верховный суд рассмотрел несколько дел о низких ценах из-за технических сбоев и ошибок. Выводы во всех случаях были одинаковыми: продавец не вправе отменить заказ и отказаться от исполнения договора купли-продажи. Сбой на сайте, отсутствие товара на складе и другие объективные обстоятельства нужно чем-то подтвердить. А из-за ошибок сотрудников не должны страдать покупатели.

Стоит ли пользоваться техническими накладками магазинов и пытаться извлечь из них выгоду, каждый решает сам. В законе есть понятие злоупотребления правами, и суды часто используют его в других делах. Но в сфере прав потребителей продавцы пока не защищены от недобросовестных покупателей. Возможно, таким образом Верховный суд стремится стимулировать продавцов внимательнее относиться к информации на сайте.


Новости, которые касаются всех, — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_jrnl

Елизавета ВасильеваРасскажите о ваших самых выгодных покупках:
  • Galina MikhailovnaВот это я называю дальновидностью и вкладом в будущее12
  • Николай ПеревезенцевКощьке, а как следовало писать, если предположить, что ей больше 25 лет ? Вряд ли "истец" было бы благозвучнее.6
  • Вячеслав ГрейтьНиколай, Истец, потребитель, покупатель. Есть варианты)0
  • A_Tя считаю это дурным поступком, Конда очевидно что баг. Да, если йогурт стоит 99 руб, а на кассе он 199- стоит спорить, но не в таких случаях, тут не то что спорить, тут ввязываться не стоило.11
  • Наталья ПарфёноваЭта женщина определенно не пропадет по жизни с такой то хваткой )13
  • ИринаОчень многие, к сожалению, любят "халяву", из-за этого потом страдают люди которые пытаются действовать добросовестно. Например, возвращают после покупки на маркетплейсах товар в ПВЗ с подменой на аналогичный более дешевый или реплики и если потом такой попадается тебе, ты грешишь на поставщика или доставку/выдачу, а зачастую тебе предыдущий "покупатель" подлянку делает. Но те же поставщики тоже бывают хороши иногда, поставляют или очевидный мусор или товар несоответствующий описанию. Раньше было веселье что каждый год даже у достаточно крупных продавцов новое ООО, с уставным капиталом в 10000 руб., оформленных на неизвестного Васю или Петю, с них получить даже по суду ничего нельзя было, сейчас к счастью с этим реже встречаюсь. А в торговле когда работала, мы всегда ссылались в подобных случаях на пересортицу, при необходимости для особо упертых составляя соответствующий акт, благо такие ошибки бывали крайне редко и неспециально, все же на очевидных жуликов работать не приходилось, люди в основном ответственно относились к своей работе и к клиентам.4
  • 4,5 года судиться, это ж надо столько иметь желания состричь с магазина Честно, со стороны выглядит как способ обогатиться за чей то счет, не честным образом .10
  • К.Ю.Кощьке, как то все ваши предложения с но и если и комментариями в скобочках. Заплатили вам за это или нет, но получилось сильно хуже оригинального заголовка4
  • Anxious MillenialЧуть меньше года назад переезжали в новую квартиру, покупали всю технику, почти все брали на Мегамаркете, т.к. тогда была акция с большими кэшбеками бонусами. Пару раз приходилось возвращать товары, т.к. поцарапали переднюю панель у духовки, например, или стулья привезли некачественные. А это каждый раз встретить курьера надо и т.п. В итоге, когда распаковали холодильник, оказалось, что у него небольшая вмятина на боковой стенке, опять возвращать и ждать новый уже не хотелось, и стенка, которую не будет видно, решили оставить. Но муж написал в чат с продавцом, что вот такая ситуация, товар поврежден, не могли бы вы компенсировать это небольшой суммой (около 5% от стоимости). На его запрос продавец долго не отвечал, подключилась поддержка, после нескольких сообщений поддержки, что если продавец не ответит, они сами решат спор, ответа тоже не последовало. В общем, мы уже и забыли об этом давно, но спустя месяца 4, мужу на карту пришел возврат полной стоимости холодильника ещё и без учёта бонусов, которые вернулись после покупки. Вот так случайно нам достался бесплатно холодильник и бонусы в придачу, хотя мы даже не претендовали на такое🤷🏻‍♀️45
  • ИгорьAnxious, ну вы хоть отзыв то на товар оставили?))3
  • Александр РомановAnxious, такая же ситуация была на мега маркете с кроватью, где то через месяц заметили брак. Писали продавцу. Ответили, что будут разбираться и пропали. Мегамаркет потом вернул деньги, а кровать осталась у нас.9
  • Кристина КAnxious, прикольную рекламу себе Мегамаркет выдумал))1
  • Каррамба!Anxious, мегамаркет прислал смартфон за 100К не того цвета. Продавец ситилинк. Мегамаркет признал свою вину, сказал, что в карточках товаров прошла путаница и предложил вернуть товар самостоятельно походом в магазин либо компенсацию в виде 500 бонусов, что даже не покрывает затраты на дорогу, не говоря уже о времени. Такие дела. Страшно подумать, если бы это было что-то крупногобаритное.0
  • Игорь ГлосковскийЗабыл за моральный ущерб взять когда разбили душевую кабинку из Леруа мастера. А дизлайки как будто бы приближенные автора статьи ставят в комментарии про женщину и спидинфо0
  • Anxious MillenialКристина, было бы лучше, если бы они себе доставку нормальную организовали и условия для продавцов. А пока даже куча знакомых айтишников из Сбера говорят, что именно в Мегамаркете все фекально-дендральными методом построено внутри. А я, как потребитель, искренне туда шла только за финансовой выгодой в виду крупных затрат в короткий срок.0
  • ЕгоркаПо мне так закон есть закон. Просто он писался до того, как появились маркетплейсы. А сами маркетплейсы придумали вместо закона какие-то свои "правила сервиса", которые этот закон имеют и в хвост, и в гриву. И рассчитывают как раз на то, что не каждый возьмёт вот так вот, да напишет иск в суд, отстаивая свои права. Большинство скушают "возврат средств" и молча проглотят. Например, меня мама попросила заказать рис и гречку, т.к. они кончились. Иду на Яндекс.Маркет и нахожу на первых позициях в поиске (!!!!!) пачки риса и гречи по "суперцене", берите от 3 штук. Я беру и того, и другого. Доставка типа завтра. Цена больше, чем мог бы в гипермаркете взять, но приемлемая. И с доставкой. На следующий день мне заказ отменяют, мол "нипалучилась, вазникла праблемка". ТП не говорит, что за проблема такая и тупо закармливает промокодами по скрипту. А этот рис с гречей всё ещё на первых позициях в поиске. Заказываю ещё раз. На следующий день - опять отмена! И опять "нипалучилась". И опять ТП тупо вручает промокод (который кстати не сработал). Я спросил прямо, стоит ли мне пытаться ещё раз? Не ответили толком, решайте сами. Заказываю в итоге из того же "магазина" и производителя, только другую гречу с рисом. В пакетах по 1.5 кг. Гречка почему-то с доставкой завтра, рис через 3 дня. И что вы думаете? Гречку отменили снова. Снова "нипалучилась, прастите" (без чёткой причины). В итоге заказал другого производителя у другого продавца. Тот продавец до сих пор в топе с суперценой, ему не вменили никаких санкций, не сняли его лот с публикации, не опустили в поиске, не отключили промо для выдвижения впереди планеты всей... НИЧЕГО. Рис доехал, но т.к. уже купили другой и он приехал раньше, отменил, на зло им. Ибо нефиг "кидки" устраивать. Его должны были ещё неделю назад привезти. И так вот, к чему я пишу эту кулстори. Если бы я был как эта женщина, принципиальный. И речь не шла бы о копейках... Я бы может тоже пошёл тем же путём. Ибо Яндекс поступил не по закону, а <s>по понятиям</s> своим правилам, с законом не согласующимся. А значит не имеющих никакую силу в правовом поле. По закону, я должен был заказать эти несчастные крупы только один раз, а они бы пусть с опозданием, но их бы доставили, вместо того, чтобы вот так, в одностороннем порядке отменять. И для того, чтобы добиться справедливости, у меня вполне вероятно тоже ушли бы годы. На простейший и однозначный кейс. Просто потому, что судьи районники вместо того, чтобы вынести сразу правильный вердикт, выносят отсебятину, которую потом придётся доносить аж до верховного. Тоже, скорее не по закону, а по понятиям. Ибо апелляции и кассации не лучше, только им поддакивать будут. А если бы речь шла не об ошибке продавца, а продавец бы взял и кинул её с доставкой оплаченного по полной стоимости товара? Что бы вы сказали на эти 4.5 года до справедливости? А можно как-нибудь подавать иски сразу в верховный, а?3
  • Юрий ГоликовBosiCom, а когда магазины обогащаются за ваш счёт, вы одобряете?7
  • Матвей ЛевийИрина, новые ООО всё ещё не редкость. На мегамаркете они развлекаются как могут)0
  • Матвей ЛевийДа, мне б ваши проблемы0
  • ЕгоркаНу да, понять и простить, просто потому, что они доставляют в Шмелеёпск, Якутской области. Лапочки-пусечки. Пусть попирают любые законы, которые хотят. И кулстори моя не претендует на всю серьёзность, это вы её так восприняли. Я написал, что это мелочь. Но что если бы подобная история возникла и я бы жил в этом вашем Шмелеёпске? Обещали доставить, но "ой нипалучилась". А ближайший областной центр в 100 километрах, и жрать нечего, т.к. гречку не доставили. Тоже понять и простить? Просто потому, что в среднем по больнице, они таки доставляют? Не смешите мои коленки. И если бы вы прочитали внимательней, то претензия была не только в том, что не доставили. А ещё в том, что они выставляли продавца, заказы которого вот так вот отменяют, на первую полосу. Мол, бери не хочу, пока горячо. А как только возникает проблема, никаких санкций нерадивому продавцу не следует, ведь можно замолчать проблему и закормить недовольных нерабочими промокодами. Это вы тоже предлагаете понять и простить, потому что в среднем по больнице доставляют в Шмелеёпск?1
  • Матвей ЛевийКот, я сначала думал ответить развёрнуто, но пока писал, вдруг понял, что до вас всё равно не дойдёт, поэтому да, в вашем случае понять и простить. Другие же люди видят, насколько сильно и быстро развились у нас маркетплейсы, и как они продолжают становиться ещё лучше буквально с каждым днём.1
  • Алексей ЛюбимовКак говорится, это не потребительский экстремизм, это издержки противоправного поведения.0
  • AlisiaСтолкнулась буквально на днях с ситуацией: 1 октября бронирую номер в отеле на семью из 5 человек: 2 взрослых и 3 ребёнка, один из которых малыш без места. На сайте в течении месяца мониторинг цену всегда было 13850. Подтверждение бронирования с полной оплатой получила практически сразу по эл. почте. Ровно за 24 часа до заселения мне звонит администратор и рассказывает про сбой на сайте, и что за номер нужно доплатить 6600, либо отменить бронь. Я честно очень эмоционально к этому отнеслась: забронировать хороший отель на выходные меньше чем за сутки крайне трудно, особенно номера большую семью. Получается, что вместо приятного подарока на свой ДР, который я планировала отмечать в этом отеле, я получила геморрой. Сначала вообще не хотела ехать в это место, попросила отменить бронь. Администратор говорит: отменяйте сами на сайте, а там чёрным по белому написаны правила, что при отмене стоимость 1 суток не возвращается (хотя по телефону уверяли, что деньги вернут, как верить тем, кто. Даже письменные обязательства не исполняет?). Поэтому отменять бронь самостоятельно я отказалась. Только за 7 часов до заселения, уже другая смена прислала заявление на возврат денег в течении 10 суток. Но забронировать что-либо на этот день уже было невозможно, пришлось согласиться на доплату, чтобы не испортить свой др окончательно и не остаться совсем без отдыха. В итоге отдохнули неплохо, но осадок остался крайне мерзкий. Я не считаю, что мы умышленно выбрали услугу по нереальной цене, аналогичные варианты стоили столько же +/-2 тыс. Доплата тоже не была принципиальной, я изначально могла больше заплатить скажи это персонал сразу после бронирования. Но такая ситуация прямо перед заселение это полный треш и неуважение к людям на мой взгляд. Теперь думаю имеет ли смысл подать на данный отель в суд, чтобы чуть ответственнее относились к людям и своим обязательствам.1
  • Алексей КазанцевТак а чего магазин не написал, что извините товар закончился. Надо фото? Так сфоткайте любое пустое место на складе. А новая партия уже по новой цене ))) Вообще конечно бред какой-то. Если договор заключается автоматически, то должна быть возможность его расторгнуть (с учётом возврата средств). У покупателя ведь есть возможность отказаться (передумал и решил вернуть деньги), почему в продавца такой возможности нет?0