Как мужчина уволился по собственному желанию, а потом захотел вернуться

Как мужчина уволился по собственному желанию, а потом захотел вернуться

128

Один мужчина с 2018 года работал программистом в московской компании. Отношения с руководством не сложились: программист не нравился начальнику. Со слов мужчины, ему отключили учетную запись и обязали пройти внеочередную аттестацию, а вскоре непосредственный руководитель предложил ему написать заявление «по собственному желанию».

Программист обратился к генеральному директору с письменной жалобой. Он попросил разобраться с нарушением его трудовых прав и предложил уволить его по соглашению сторон с выплатой компенсации. В ответе на претензию мужчина прочитал, что нарушений его трудовых прав в компании не выявили.

Через несколько дней произошла драка прямо на рабочем месте: заместитель начальника ударил программиста по голове. Сотрудник обратился в полицию, зафиксировал побои в травмпункте, написал заявление об увольнении с формулировкой «в связи с нарушением руководством моих трудовых прав» — и ушел на больничный.

Спустя месяц мужчина передумал увольняться и через суд потребовал признать приказ об увольнении незаконным. Также он попросил взыскать средний заработок за время вынужденного прогула — по день вынесения решения суда, компенсацию морального вреда — 550 000 ₽, расходы на юриста и нотариуса — 66 000 и 2100 ₽.

Аргументы сторон

Работник: Меня пытались выжить с работы. Заставляли уволиться, не пускали в отпуск, перестали платить премию, а потом и зарплату. Когда заместитель начальника ударил меня, я не выдержал и уволился. Я это сделал в состоянии аффекта. Потом успокоился и понял, что не хотел увольняться, меня просто вынудили. Прошу признать приказ об увольнении незаконным и выплатить мне все, что полагается.

Работодатель: Этот программист плохо работал, не выполнял поручения руководства. Потом решил уволиться по собственному желанию. Мы его и уволили: не могли же мы его держать. Сотрудник подписал приказ об увольнении, получил трудовую книжку, расчетные листки. Не понимаем, какие могут быть вопросы к нашей организации. Брать его обратно мы не собираемся.

Прокурор. Считаю, что в иске нужно отказать.

Что сказали суды

Аватар автора

Районный суд, первая инстанция: 👎

Дело № 02-0949/2020

Принудительный труд запрещен. В 2018 году специалист устроился на работу, а в 2019 году попросил его уволить. Задерживать работника на работе против его желания организация не имела права, поэтому и уволила. Да, в заявлении об увольнении нестандартная формулировка: работник просит уволить его по собственному желанию в связи с нарушением со стороны руководства трудовых прав. Но подтвердить факт нарушения прав какими-либо документами или свидетельскими показаниями он не может.

К тому же работника уволили не за один день. Пока не истек двухнедельный срок отработки, он мог отозвать свое заявление и работать дальше, но не сделал этого. Со слов работника, он не отозвал заявление, потому что был на больничном. Мы считаем, что это не уважительная причина: мужчина не был прикован к больничной койке, лечился дома. Поэтому вполне мог отправить необходимые бумаги почтой.

Непосредственный руководитель работника утверждает, что у него не было конфликта с подчиненным. Сотрудница отдела кадров рассказала, что программист к ней пришел с уже готовым заявлением. Она спросила, действительно ли тот хочет уволиться, и работник подтвердил свое намерение. В дальнейшем он не подавал никаких заявлений, расписался в приказе об увольнении и забрал трудовую книжку.

На основании этих показаний суд считает, что истца никто не заставлял увольняться, он сделал это добровольно. У многих бывают конфликты на работе, но это не повод восстанавливать сотрудников, которые уволились по собственному желанию.

В иске отказываем.

Такое решение не устроило мужчину, и он обжаловал его в апелляции, а потом и в кассации. Но оба раза безуспешно.

Аватар автора

Мосгорсуд, апелляция: 👎👎

Дело № 33-17537/2020

То, что истец обратился в травмпункт в день подачи заявления об увольнении, не означает, что руководитель принуждал работника уволиться. Коллеги из районного суда вынесли законное решение. Оставляем его в силе.

Аватар автора

Кассационный суд: 👎👎👎

Дело № 88-18446/2020

Оснований отменять принятые судебные акты нет.

Тогда мужчина обжаловал судебные акты в Верховном суде РФ. Одновременно с ним представление подала генеральная прокуратура — она не была согласна с принятыми решениями.

Аватар автора

Верховный суд: 🧐

Дело № 5-КГПР20-165-К2

Главное, что должны выяснить суды в таких делах, — добровольно ли уволился работник. В этом деле увольнение не похоже на добровольное.

Мужчина написал необычное заявление об увольнении. Формулировка «в связи с нарушением моих трудовых прав» означает, что, возможно, сотрудник увольняется вынужденно. К тому же незадолго до драки мужчина обращался к руководителю с письменной просьбой разобраться в нарушении его прав. Уже тогда он сообщал, что его заставляют уволиться.

Суды не учли, что сотрудник в заявлении об увольнении указал на давление руководства. Не учли и предшествующие события. Драка на рабочем месте и просьба генеральному директору разобраться с тем, что работника вынуждают уволиться, явно указывают на то, что увольнение не добровольное.

Дело рассмотрели формально, ограничившись лишь общими формулировками. Такие судебные акты нельзя считать законными. Судам нужно было выяснить, хотел ли работник увольняться. Пересмотрите дело и исправьте ошибки.

Дело вернулось в районный суд. Прошло несколько судебных заседаний, в которых мужчина, судя по всему, увеличивал исковые требования. А 19 ноября 2021 года истец отказался от иска — сейчас производство по этому делу прекращено.

В большинстве случаев при повторном рассмотрении дела судья выносит противоположное решение. Раз Верховный суд сказал, что судебные акты незаконны, то можно было предположить, что программиста восстановят на работе и выплатят ему зарплату за два года вынужденного прогула.

Что в итоге

Почему на финишной прямой мужчина перестал бороться за свои права, мы не знаем. Возможно, ему удалось договориться с бывшим работодателем и получить компенсацию.

Это не редкость: так человек получает деньги быстрее, а организация платит меньше. Когда деньги еще не переданы, стороны обычно заключают мировое соглашение. Так что, скорее всего, программисту уже заплатили. Какую сумму и вернулся ли он после этого на работу — нам неизвестно.

Что нужно знать об отказе от иска

Истец в любое время вправе отказаться от иска, не объясняя никому причин. Но судья может не принять такой отказ, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Например, если люди спорят о праве собственности на квартиру, истец может отказаться от своих требований к ответчику, чтобы квартира досталась последнему. Но если этот отказ истца от квартиры нарушает права несовершеннолетних или инвалидов, то суд может не принять такой отказ и продолжить рассматривать дело.

Если в судебном процессе участвует прокуратура или опека, они тоже могут высказаться против отказа от иска — и это может повлиять на мнение судьи.

Если судья все же принимает отказ от иска, то он прекращает производство по делу. Это оформляется определением суда. В результате истец больше никогда не сможет обратиться к этому ответчику с теми же требованиями и по тем же причинам: его иск не примут к рассмотрению. А если случайно примут, то прекратят производство по делу, как только станет известно, что такой спор уже рассматривался.

Что для нас важно в этой истории

Мы уже рассказывали, что сложно доказать принуждение к увольнению. Эта история — еще одно доказательство. Мужчине потребовалось два года, чтобы суд услышал его позицию.

Суды редко восстанавливают на работе, если работник не отозвал заявление об увольнении в двухнедельный срок. Объясняют свои решения так: если работник две недели сохранял свое желание, значит, он увольняется добровольно. Поэтому нет оснований восстанавливать его на прежнем месте, да еще и выплачивать зарплату за все время с даты увольнения. Это нарушит права работодателя, тем более что на освободившееся место уже мог быть принят другой сотрудник.

Определение Верховного суда должно изменить сложившуюся судебную практику. Нужно разобраться в мотивах увольнения, если предшествующие события свидетельствуют о том, что работника выживали с работы. И хотя он не отозвал заявление об увольнении в положенный срок, но все же письменно сообщил, что его заставили уволиться. А значит, может требовать восстановить его в должности и выплатить компенсацию.

Тем не менее в России не прецедентное право. Это значит, что суды не обязаны брать определение ВС РФ на вооружение. Но, возможно, они увидят риск отмены своего решения и все-таки станут внимательнее разбираться в деталях аналогичных дел.


А у вас были конфликты с руководством? Поделитесь в комментариях:
Комментарии проходят модерацию по правилам журнала
Загрузка
0

Вот еще и бьют в этом вашем IT
!

119

Павел, ну да, жизнь бьет ключом. Музыкантов скрипичным или басовым, всех остальных тупо гаечным.

19

Lily, а кодеров клавой? ))

4

kaa, а кодеров ключами OpenSSL 1024 битными )

10

kaa, А всякое может быть.

1
0

Сигналы о том, что указанный в иске работодатель системно применяет давление вплоть до физического я получаю от коллег и кандидатов примерно с 2014 года.
Я думаю стоит написать в статье бренд и название торговой сети работодателя. Чтобы хорошо гуглилось и отбивало желание у других применять что-то подобное.

54

Alexander, кандидатов?? Т.е. человек еще не устроился на работу, а к нему уже применяют давление вплоть до физического? Как такое возможно?

7
Герой

14.01.22, 10:07

Отредактировано

Наталья,
"от коллег и кандидатов" это про источники сигналов.

Ну спрашиваешь у человека тактично вопрос со смыслом "почему уволились/увольняетесь с предыдущего места работы", получаешь интересные ответы про микроклимат

Действительно мою формулировку можно сходу прочитать двояко

13

Наталья, бывает. Разок в 2000-м году был на собеседование с руководством одной компании-поставщика офисной техники в Питере - очень странно закончилось интервью: какими-то обвинениями (!) меня :)
...Так при этом направивший меня туда сотрудник компании по трудоустройству предупредил меня: какие-то они странные :)
Так что повезло туда не попасть: если так идет набор, то...

3

Наталья, Да так бывает, я с таким сталкивалась - это происходит на собеседовании или в разговоре по тлф перед собеседованием.

0

Alexander, ну и кюнаписали бы сам в комменте... чего стесняйтесь?

2

Alexander, ну, в статье писать бренд опасно потому что иски, так что я понимаю почему журналисты не акцентировали на этом внимания. Но никто не запретит мне сказать, что по ссылке из статьи в карточке дела на официальном сайте Савёловского районного суда указано, что по делу № 02-4848/2021 истец Максютов С.Х., а ответчик ООО "Рандеву"

0

Alexander, а смысл? в IT распространены чатики, где кандидаты или сотрудники делятся инфой о микроклимате и т.п. в компании/команде. В остальных профессиях, думаю, тоже есть что-то подобное. Да и всяких сайтов "отзовиков" с негативными комментариями навалом

0

Руслан,
Сигнал от рандомного юзернейма в чатике, от коллеги с которым вагон навоза разгрузили, от адекватного кандидата и кандидата, за пять минут разговора с которым становится понятно почему он поменял шесть мест работы за год якобы по причине якобы ущемлений, это четыре разных сигнала с совершенно разным уровнем доверия.

А тут -- целое решение нескольких судов, большинства фактов из которого ответчик даже не оспаривал. Тоже сигнальчик, даже сигналище.
Только найти по название бренда это решение нельзя примерно никак.

13

Alexander, у бренда есть реквизиты. Так что - еще "как".

1

kilyazov,
Попробуйте найти эти решения суда в рамках изучения конторы даже по реквизитам.
Контора популярная, судов с контрагентами в арбитраже гора(как у любой крупной конторы), судов с потребителями в мировых ещё больше(как и у любой +- большой розницы), и это дело в остальных просто утопает.
Так что задача выглядит непростой.

0

Alexander, я юрист. При наличии сведений об организации и характере спора найти можно быстро, максимум минут 10.

0

Alexander, так я думал, реквизиты не тайна.
А так - оно мне лично и не надо. Я больше сам на себя.

0
0

Не представляю, какая может быть мотивация держаться за место, где тебе не платят зарплату и бьют по голове, тем более при таком обилии вакансий в IT 😧
Компенсацию просить, это понятно, но вот это "Потом успокоился и понял, что не хотел увольняться, меня просто вынудили." очень удивило

43

Матвей, вероятно, человек и не держался, но сначала захотел восстановить справедливость, а потом искать новое место.

19

Матвей, денег слупить хотел за вынужденный прогул. Что то у меня в голову не укладывается что можно работать в месте, где тебе начальство по башке лупит.

11

Матвей, он просто хотел компенсацию получить. И, возможно, знакомому юристу дать заработать. Судить сложно, никто из нас со свечкой не стоял. В некоторых случаях может быть оно того и стоит. А может мне просто повезло и просто нормальные работодатели были. У меня только 1 раз был, когда мне сказали "Мы тут посчитали и поняли что не потянем, как будем расставаться?" и вопрос решился за 5 минут.
Насколько я себе это представляю - даже 20 лет назад куда лучше для компании было просто решить вопрос с работником путём переговоров, а уж сейчас и подавно.
Захотели сэкономить на выходном пособии - заплатят компенсацию. Хотя судя по изложенному в статье - они эти деньги просто получат с того зама, что подставил себя с ударом по голове. Не верю я, что всё это происходило просто по инициативе конкретного человека, без санкции/указаний руководства.

0
0

Спасибо, теперь как потребитель будут игнорировать магазины Rendez-Vous.

35

Dimas, а где в тексте указана компания?

4

Мария, дык в доках судебных по ссылкам

27

Скажи,, спасибо, увидела.

3

Dimas, оооо! не зря я их интуитивно терпеть не могу и никогда там ничего не покупала))))

3

Alexander, ну лупить его по башке по любому лишнее.

10

Alexander, если работник не выполняет свои обязанности, то работодатель спокойно может собрать доказательную базу и вынудить уводиться работника законными методами по собственному или уволить вполне на законных основаниях в связи с несоответствием с занимаемой должностью. Да и много можно найти статей для увольнения при желании. Вопрос только времени и терпения при желании уволить сотрудника.

10
0

Были. Иногда выживают просто экономическими методами. Из свежего-когда брали на работу, то вы прям подходите по всем номинациям. Это моя профессиональная сфера и действительно подхожу. Но потом появилась кандидатура родни высокого начальства. Меня вызвали-мы с вами друг другу не подходим, пиши заявление. Написала и ушла. Формулировка как у мужика, который жениться обещал, а через месяц бросил.

9
0

Да, говорили о сокращении фельдшеров-лаборантов,т.к.теперь есть анализаторы и труд будто бы стал проще и столько нас не надо. Однако выяснилось, что люди уходят в отпуск и на больничный. Надоел ежедневный напряг, когда приходишь на работу и неизвестно, работаешь ты или уже не нужен. Переучилась на другую мед.специальность и ушла от постоянных стрессов. Работаю спокойно в другой поликлинике. Только ни один анализатор не заменит микроскоп и опытного лаборанта. Жаль пациентов. Работа по стандартам. Все просрали.

9
0

Самое последнее дело - это склонять мозг к сожительству. Если, ты грамотный специалист и нужный работник, то на многие твои фокусы закроют глаза, а если ты биомасса, которая ходит на работу-лишь бы день прошёл от тебя всё равно избавятся,рано или поздно. Я постоянно конфликтую с руководством,но уволить меня не могут, потому что даю результат, но я знаю, как только перестану вывозить, сольют без сожалений, как помойное ведро. Такова жизнь...

9

Сергей, аплодирую стоя👏👏👏👏👏

1

Сергей, минусую. По вашему, могут выживать с работы только если ты никчёмный специалист. Есть масса других причин, по которым одного из сотрудников выживают (и не только руководство). Если работа хорошо оплачивается и в провинции не так много таких мест, то заставишь свой мозг и мостиком вставать, а не только "сожительствовать" с коллегами и начальством

0
0

Очень круто, что справедливость восторжествует хоть иногда.
Тут явно не прав работодатель, просто он успешно прикрыл какашку салфеткой.
И странно, что так долго ждал, но что ж?
Тем больше денег компенсаций получил.

7

V, поэтому некомпетентного сотрудника решили избить, а не уволить в связи с несоответствием?

6
0

У меня был «конфликт» с руководством. Всем работникам, не приближённый к руководству, не платили зарплату пол года. Я после 3х месяцев написала заявление о невыходе на работу в связи с невыплатой зп. Написала бы раньше, но не знала, что так оказывается можно) сидя дома мне позвонил непосредственный руководитель и попросил сделать некоторую работу, т.к. штат был маленьким, а такое могла сделать только я. Я корректно отказалась, сказав, что я не хожу на работу не потому что мне ездить не на что, но я готова поработать и дальше за просто так, а потому что мне не оплачивают мою работу. Ну немного руководитель вспылил, но дальше сидели и ждали, когда я решу выйти. Но пока я ожидала зп, я нашла постоянную работу и уволилась по собственному. В итоге выплатили голый оклад без премий (которая по факту была частью зп и выплачивалась на регулярной основе, а не за показатели). Обратилась в суд за взысканием премии и неустойки за невыплату зп. На меня подали ответный иск за взыскание командировочных (которыми оплачивали зп, чтобы не платить налоги) Но суд почему то отказала мне, даже в компенсации неустойки. Также суд отказал работодателю, а дальше я уже сама профукала сроки подачи аппеляции. Если бы подала, то с вероятностью 90 % получила бы как минимум компенсацию за невыплату зарплаты за пол года. При этом обращения в трудинспекцию, прокуратуру и следственный комитет остались без решения этих органов. Приходили отписки что все в норме, все уходило на трудовую и там не находили поводов для беспокойства. Вот такая вот интересная история.

6
0

Конфликт был в августе 2021. Руководитель бросил мне в голову рулетку (измерительный инструмент).

5

Maria, а что такого крамольного в увольнении "по собственному желанию"?

5

Михаил, в общем, моежт и ничего крамольного. Но меня вынуждали уволиться из тех учреждений, где я хотела работать, это было важно - я не просто там зарабатывала деньги, но, извините, вкладывала душу и у меня было много планов и идей (если интересно, то места моей работы были - музей и дирекция национального парка), и я хотела работать в этой сфере и в этом месте, поэтому, когда начальник вынуждал меня написать , что я увольняюсь "по собственному желанию" , для меня это было неприемлемо. И потом прийти в другую профильную контору с такой сторокой (а у нас слишком тесен мир) тоже было не лучшим шагом в карьерной лестнице.

3
0

Совет дня: если вас бьют на работе - вызывайте полицию и снимайте побои.

4

Михаил77, Роботиник ВСЕГДА находится в более уязвимом положении чем работодатель, так что это логичено что люди на стороне работника. Если работник пострадает то это серьёзная потеря а вот для работодателя это мелочи, так что даже нет смысла быть на стороне корпораций в подобных вопросах.

Даже если иногда будет прав работодатель в подобных вопросах, всё равно всегда надо становится на сторону работника. Если работодатель пострадает это можно назвать, как военные говорят "collaboral damage" и это допустимо

4

Антон, согласна с вами.
Это принцип Пешеход Водитель.
Водитель просто может убить, когда Пешеход нет.

3

Ляля, как это не может убить. А, если водитель, спасая жизнь пьяного урода, который переползает дорогу в неположенном месте, разбивается насмерть вместе со своей семьёй. Хотя да плевать - это же не он убил, это всё водка проклятая, будь она не ладна.

2
0
Герой

19.01.22, 15:34

Отредактировано

"А у вас были конфликты с руководством?"

У РУКОВОДСТВА были конфликты со мной. Надеюсь, они учились хотя бы на них :)
Увольнялся всегда только по СОБСТВЕННОМУ желанию, когда этого хотел. А не когда этого хотели "эти" :)
Последние 20 лет вообще никаких конфликтов - ибо без работодателей вообще. Класс.

3

Анастасия, зря. На основании долгой болезни нельзя увольнять. Надо было сначала найти другую работу, а потом увольняться.

3

Ляля, правильно, не будут и не возятся, а лодыри и тунеядцы не перевелись и требуют равноправия и почтительного отношения к ним, а когда их в нужное русло пытаешься направить, орут о предвзятости, давят на жалость, и не перестают жаловаться и судится обрастая недееспособными родственниками, и какими то льготами и пособиями. И вставать на их сторону, по меньшей мере аморально.

3

Михаил77, у программистов, а так же у пр. it работников на каждую задачу висит срок. Одну огромную задачу всегда декомпозируют на маленькие задачки. Есть ещё нюанс, если работаешь в команде, то надо придерживаться простых правил написания кода, чтобы другому разработчику было проще внести доработку. Чел может сильно говнокодить или писать не оптимальный код, что после него все приходится переделывать другим коллегам.

2

Антон, создавать искуственно невыносимые условия работы для ценных кадров - это уже из области психиатрии. А если работник приходит на эти условия,а потом начинает руки выкручивать - это как то гаденько, мне кажется, я не настаиваю.

2

Ляля, вот Вы опять узкопрофильно в своём формате и со своей колокольни. Фильм операция Ы помните? или Афоня, у меня таких примеров, когда с такими работниками няньчились годами, а потом годами не могли избавиться тысячи. Культ личности привёл к тому, что имеем, я сыну говорю, который заявляет, туда не пойду, там мало платят, там много работы, там ко мне плохо относятся: "Ты кто вот пока что такой, чтобы тебе почтение выказывали, покажи себя, если надо утри нос, а нет иди на вокзал банки железные мять!

2

Сообщество