Без какой бытовой техники не могут обойтись россияне
Почти 80% россиян дают имена бытовой технике.
Чаще всего «одушевляют» пылесосы: об этом сказали 34% опрошенных. Фены и стайлеры — 25%, стиральные и посудомоечные машины — 20%. Например, пылесосам обычно дают имя Федя, Филя или НЛО, а стиральным и посудомоечным машинам — Доча, Помощница и Помогайка. Получается, что для многих россиян некоторые предметы бытовой техники — не просто полезные устройства, а почти члены семьи.
Мы посмотрели на статистику и выяснили, какие бытовые приборы есть практически в каждом доме и как меняется спрос на разные виды техники.
Какая техника есть в домах у россиян
Продавцы делят всю бытовую технику на два больших сегмента: крупную и мелкую. К первой относятся холодильники, пылесосы, стиральные и посудомоечные машины, микроволновые печи, кондиционеры и тому подобное. Ко второй — фены, электробритвы, чайники, утюги, кофемолки, кофеварки и так далее. В этой статье мы будем говорить преимущественно о крупной технике.
По данным Росстата, самый популярный такой предмет — холодильник: на 100 домохозяйств приходится 140 холодильников или морозильных камер. Получается, что почти у половины семей есть два холодильника либо холодильник и морозильная камера. Интересно, что еще в конце восьмидесятых годов этот показатель составлял 92 на 100 домохозяйств, то есть встретить холодильник можно было не на каждой советской кухне.
На втором месте по популярности — микроволновые печи: 112 штук на 100 семей. На третьем — стиральные машины: 102 на 100 семей. А вот посудомоечная машина — до сих пор редкость на среднестатистической российской кухне: 15 на 100 домохозяйств.
Что покупают в последние годы
В коронавирусный 2020 год, когда крупные ретейлеры несколько раз уходили на карантин, продажи упали. Плюс на рынок сильно повлияло снижение доходов, также связанное с пандемией. Поэтому 2021 год показал резкий рост продаж, в том числе и бытовой техники. Например, по данным компании GfK Russia, в 2021 году россияне купили сушильных машин на 79% больше, чем в 2020, если считать в штуках, кондиционеров — на 52%, микроволновок — на 11%, стиральных машин и холодильников — на 9%.
В 2022 году ситуация стала обратной: к концу третьего квартала продажи упали на 12,6% в штуках и на 5,5% в рублях. Исследователи объясняют это ажиотажем, который возникал после новостей об уходе очередной зарубежной марки. Сначала спрос подстегнул цены, но после прихода новых брендов покупать стали меньше, а вслед за этим товары стали дешеветь: в марте средний чек на покупку крупной бытовой техники составлял 32 тысячи рублей, а в сентябре — уже 23,4 тысячи.
При этом, как показывает опрос «М-видео-эльдорадо», 86% россиян готовы покупать бытовую технику и электронику новых брендов. По данным компании, производители из Китая, Турции, России и стран СНГ смогут конкурировать с известными марками. Правда, только если предложат более выгодные цены либо на прилавках не окажется привычных товаров.
По итогам первых шести месяцев 2022 года некоторые такие производители уже смогли увеличить объемы продаж в два-три раза. Например, спрос на отечественную и белорусскую технику вырос за последний год вдвое.
Но пока что многие откладывают покупку бытовой техники и электроники. Две трети участников исследования среди клиентов Т-Банка планировали сделать такие покупки в 2022 году, но только каждый пятый в итоге приобрел все, что хотел: видимо, речь о людях, которые и поддержали упомянутый выше ажиотажный спрос.
Основной причиной пересмотра планов стал рост цен. При этом крупная бытовая техника заняла второе место после электроники в списке устройств, от которых пришлось отказаться.
Однако, судя по всему, подобные покупки остаются в числе приоритетов в будущем. Например, если верить опросу «Суперджоба», проведенному в декабре 2022 года, бытовую технику считают лучшим приобретением в ушедшем году 5% россиян. Столько же респондентов вспомнили про турпоездки. Сильнее радовали только гаджеты — 10%, а также одежда и обувь — 9%. При этом четверть опрошенных сказали, что у них таких покупок в 2022 году не было.
Согласно другому опросу, который провела исследовательская компания «Ромир», две трети россиян не планируют откладывать на черный день, а хотели бы потратить деньги. Третье место в списке таких трат занимает именно бытовая техника, второе — одежда и обувь, первое — предметы первой необходимости.